Использование народного фольклора в изучении хакасского языка
Галина Тогочакова
Использование народного фольклора в изучении хакасского языка
Один древний мудрец однажды заметил: «Жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречен на вымирание». Мировая история подтвердила слова этого умного человека. Десятки стран и народов, забывших о своих корнях, неизбежно растворялись в более многочисленных нациях и просто исчезали с лица Земли. Чтобы такого никогда не случилось с хакасским народом, который населяет древнюю землю, нам необходимо знать историю, гордиться ее культурой и передавать эти знания и любовь своим детям, внукам и правнукам.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научит чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагогов. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. [1,стр. 6]
Древние мыслители, размышляя о значении культуры духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности.
Учитывая, что на Аскизской земле много связано с историей Хакасии, с хакасской культурой, мы раскрываем детям красоту родного края не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым. У ребенка появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.
Любить свою Родину – значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую родину. Педагоги нашего центра развития ребенка – детский сад «Тополек» используют в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми.Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей живущих рядом, позволяет лучше почувствовать свое родное село, а значит стать созидателем своей малой Родины. [2,стр. 4]
«Уважение к прошлому – вот, что отличает дикость от воспитанности». Эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня. [3,стр. 4]
Для знакомства детей с культурой, обычаями и традициями хакасского народа в группах создали предметно — развивающую среду с предметами быта, которая способствует лучшему усвоению знаний о Хакасии.
Формирование речи детей в дошкольные годы – одна из основных задач воспитания. В процессе усвоения родного языка дети познают окружающий мир, овладевают словарным составом речи, умением пользоваться им при общении с окружающим. Овладение родным языком облегчает обучение ребенка в школе.
«Программы обучения детей хакасскому языку» под редакцией Е. М.
Сагалаковой, В. Г. Карпова, «Иркiек» составитель М. С. Арчимаева нацелена на то, чтобы дать первые знания разговорной речи и приобщению к традиционной национальной культуре.
Для успешного освоения родного хакасского языка по программе отводится два занятия в неделю во всех возрастных группах от 3 до 7 лет Длительность занятий в младших группах 15-20 минут, в старших группах — 25-30 минут.
В нашем детском саду воспитание и обучение осуществляется на родном языке, что позволяет уже с дошкольного возраста приобщать детей к народной хакасской сказке. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью.
Народная сказка является одновременно источником мудрости, плодом жизненного опыта многих поколений. Она учит доброте, смелости, честности. В сказках нашли свое выражение вера народа в торжество справедливости, его любовь к родине, отношение к труду.
Нельзя воспитывать в человеке уважительного отношения к другим языкам и культуре, если для него свой язык и культура белое пятно. Есть образное сравнение, что язык – это почва под деревом нации. Язык живет и развивается только тогда, когда его питают традиции, обычаи, верование и этническое сознание. Именно самосознание является условием сохранения и обогащения языка. Владение только собственным языком придает черты нации, а значит, дает право полное использование языка во всех областях, в первую очередь в системе образования.
В дошкольном детстве, как известно ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Воздействуя на детей через игру, педагог учит, формирует технику правильного произношения слов, игра способствует запоминанию новых слова, обозначающих предметы и действия.
На занятиях по родному языку используются дидактические игры: «Орта ада» – «Назови правильно», «Кем, хайда чуртапча?» — «Кто, где живет?», «Пу ниме?» — «Что это?», «Кем хайди тапсапча?» — «Кто как кричит?». Таким образом, через дидактические игры составляются словосочетания, небольшие предложения, на занятии присутствует игровой момент, играя, дети лучше познают свой родной язык.
Большое значение в процессе обучения языка играет устное народное творчество. Педагоги включают в педагогический процесс хакасские поговорки, пословицы, загадки, народные сказки. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью. В драматизации небольших сказок у детей младшего возраста роль сказочницы берет на себя педагог, дети повторяют за ним текст сказки, а к концу года сами начинают пересказывать небольшие сказки. Старшие дошкольники при драматизации исполняют роли сказочных героев. Драматизация сказок способствует лучшему усвоению родного языка. Педагоги используют технологию путешествие в сказку, где дети рассматривают сюжетные и предметные картинки из сказок. Ребенок по картинкам описывает героев сказок, а другие дети отгадывают кто это, из какой сказки. Отгадавшие первыми получают право составить загадку – описание по своей картинке. Воздействуя на ребенка через народную сказку, педагог только на первых порах учит играть те или иные роли сказочных героев, в дальнейшем он играет роль только организатора и регулятора отношений.
На занятиях используются загадки. Загадки у хакасов называются «таптырастар». Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательными. Тематика загадок для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще сталкивается и которые ему интересны.
Старшие дошкольники имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. В этом возрасте используются литературные загадки. При отгадывании загадок используется педагогический прием «Помоги»: дети помогают «незнающей», «неумеющей» игрушке отгадать загадки. Загадки способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроте умственных реакций.
Средствами загадки формируется любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, доставляет ребенку эстетическое наслаждение.
Загадки используются на литературных викторинах, развлечениях. Педагоги предлагают загадки по сказкам. Это не только помогает закрепить содержание сказки, которую читали на занятии, но и развивает память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез). С образной загадки педагоги начинают любое занятие, развлечение и свободную деятельность детей.
Неотъемлемой частью народного фольклора являются частушки – тахпахи, колыбельные песни, песни хакасских композиторов. На музыкальных занятиях дети знакомятся с детскими песнями хакасских композиторов, сами их исполняют. Фольклорный ансамбль «Чахайахтар», созданный в нашем дошкольном учреждении является ярким подтверждением этому.
Ансамбль ежегодно принимает участие в районном конкурсе «Фольклор земли родной» и занимает призовые места.
Изучение родного языка с использованием народного фольклора создает неповторимую среду, которая действует на воображение, формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свою малую Родину, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к нему.
Народный фольклор входит в душу ребенка, заставляя находить в памяти знакомые сказки, частушки (тахпахи, загадки (таптырастар, тем самым, выражая любовь к народному искусству, своему народу, малой Родине.
Использование музыкально-дидактических игр на основе якутского фольклора Цель — развивать музыкальные способности детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр на основе якутского фольклора.
Культурное развитие дошкольника средствами русского народного фольклора «Культурное развитие дошкольника, средствами русского народного фольклора». Необходимость обращения к истокам народного искусство, традициям,.
Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста Консультация на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста». Воспитатели: Аксенова О. А. Гарбузова.
Использование элементов народного творчества в режимных моментах Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат.
Народное творчество хакасов. Изготовление хакасского народного украшения Пого в средней группе В январе текущего года на базе детского сада были проведены две тематические недели по теме «Хакасия — республика, в которой я живу». В.
Опыт работы «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста». Слайд 2.“Воспитание, созданное самим.
План работы по самообразованию 2 мл гр «Развитие речи младшего дошкольника посредством русского народного фольклора» План работы по самообразованию Педагог МКДОУ «ЦРР-д/с «Теремок» С Кунашак, Челябинской области Нуриахметова Альфия Памировна Тема: «Развитие.
Проектная деятельность как средство развития УУД и формирования мотивации при изучении английского языка В 2015 году наша страна праздновала 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа имела огромное значение не только для русского.
Использование фольклора в целях нравственно-патриотического воспитания детей Выступление на педсовете воспитателя средней группы Сульдиной О. Н. по теме «Использование народного фольклора в целях нравственно – патриотического.
Значение художественной литературы и народного фольклора в воспитании дошкольников Художественная литература и фольклор в самых разнообразных формах- сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках, пословицах, поговорках.
Источник
Жалкая участь ждет тот народ который не помнит славных дел своих предков
Библиотека Детская запись закреплена
Тот февраль 43-го года… (12+)
22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Когда забушевало пламя войны, вместе со всем советским народом поднялись на защиту Родины города и станицы, хутора и аулы Краснодарского края. Гнев и ненависть к подлому врагу, неукротимое стремление сделать всё для его разгрома наполнили сердца кубанцев. Как набатный колокол, прозвучал боевой клич:
Вставай, Кубань! Народным гневом
Бурли, бушуй, мятись, вскипай.
Своих сынов отважных, смелых.
Вставай, Кубань! Кубань, вставай!
Смерть вражьей своре озверелой!
Эта ужасная война продолжалась 1418 дней и ночей. В ней погибли 27 миллионов людей. Шесть месяцев, с 9 августа 1942 года по 5 февраля 1943 года, продолжалась оккупация Ейска. 182 дня хозяйничали фашисты в нашем городе. Аресты, пытки, расстрелы мирных жителей, принудительные работы, грабёж – вот что принесли с собой оккупанты.
Посмотрите на слайдах, как это было. Также предлагаем вашему вниманию небольшой видеоролик – уникальные кадры кинохроники о том, как немецкие войска входили в Ейск. Ролик размещён на сайте газеты «Деловой Ейск» http://www.deleysk.ru/news/16820.
Однажды один древний мудрец заметил: «Жалкая участь ждёт тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречён на вымирание». Мировая история подтвердила слова этого мудрого человека.
Чтобы такого никогда не случилось с Россией, с Кубанью, с народами, которые её населяют, нам необходимо знать свою историю, гордиться и передавать эти знания и любовь своим детям.
Источник
Моя малая Родина
методическая разработка (5 класс) по теме
Занятие по теме «Моя малая Родина», воспитывает патриотизм, гражданственность, любовь, уважение и гордость за свою малую Родину.Формируется познавательный интерес, удивление необычностью красоты природы Хакасии. В приложении можно найти авторские в/ролики о Хакасии, плюс презентацию. Разработка предназначена для учеников 5-6 классов и проводится как классный час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_-_2.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Моя малая Родина» Цели: Дать детям знания об истории нашего края; природе, животных, их обитании; углубить знания детей о современной Республике Хакасия.
Форма занятия: устный журнал; путешествие в историю.
Один древний мудрец однажды заметил: «Жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречен на вымирание».
Мировая история подтвердила слова этого умного человека. Десятки стран и народов, забывших о своих корнях, неизбежно растворялись в более многочисленных нациях и просто исчезали с лица земли. Чтобы такого никогда не случилось с Россией, с народами, которые её населяют, нам необходимо знать историю каждого из этих народов, гордиться его культурой и передавать эти знания и любовь своим детям. Только тогда можно говорить о том, что у нас есть будущее.
1 страница «Путешествие в историю»
Жителям прекрасной солнечной Хакасии есть, чем гордиться. Это удивительный край. Бескрайние степи, сказочные озера, горные хребты, реки и речушки, спешащие к Енисею, таинственные скалы, по их берегам, вековая тайга. Хакасия в полтора раза больше, чем Голландия и Дания, вдвое больше Бельгии. Но самое ценное, что есть на этой земле – это ее история, уходящая корнями в глубь веков.
(На карте показать Бельгию, Данию, Голландию – сравнить с Хакасией).
Основной национальный состав Хакасии – коренные жители хакасы.
— А какие национальности населяют еще наш уголок? (русские, украинцы, немцы, мордва и др.)
— А вот откуда появилось это слово – Хакасия и какое происхождение имеют хакасы, вы мне расскажете.
Я думаю, вы из истории о Хакасии знаете, проходили на уроках.
(Во II-I веках до н.э. в народе под названием динлинов начались сложные этнические преобразования. В этой группе впервые появляется тюркоязычное население. Это быливытесненные из Центральной Азии племена гянь-гуней, иначе кыргызов, принадлежавших к монголоидному типу. С этого времени происходит постепенное изменение физических особенностей местного населения, и в его составе, наряду с рыжеволосыми и голубоглазыми потомками динлинов, появляются представители черноволосых и кареглазых монголоидных элементов, названных впоследствии хакасами).
А территория площадью почти 62 тыс. кв м. (61,9) в настоящее время стала называться Хакасией. Вытянута территория с севера на юг на 450 км при наибольшей ее ширине в средней части – 200 км.
2 страница «Природа Хакасии»
На западе Хакасия отделена системой гор Кузнецкого Алатау, южная граница идет по гребню Западного Саяна и его ответвлениям – Кантегирскому и Сабинскому хребтам. С востока Хакасию от Красноярского края отделяет Джебашский Хребет и Енисей, а северная граница проходит рядом с Новоселовским, Ужурским и Шарыповским районами края.
В Хакасии, как вы знаете, в основном преобладают три климатические зоны: степная, таежная, лесостепная.
1. Назовите растения, которые растут у нас в степях.
2. А какие породы деревьев преобладают в тайге?
— Видите, как разнообразна природа нашей «маленькой Швейцарией». Как назвал Хакасию в письме к своей матери В.И.Ленину. Но помимо растительности у нас очень разнообразен животный мир.
(Перечислить, какие виды животных, птиц обитают в республике. Можно предложить детям игру на мышление «Кто лишний?» — на карточках написаны животные или птицы нескольких видов, из них какое-то животное – лишнее).
3 страница «Реки Хакасии».
Протекает большое количество больших и малых рек, озер.
(Дети называют, если не знают, воспитатель подсказывает: Абакан, Енисей; притоки Абакана – Она, Таштып, Джебаш, Большой и Малый Арбат, Матур, Белый и Черный Июсы, Казыр и др.)
— А сейчас я вам прочту несколько строчек из стихотворения, а вы, ребята, догадайтесь, о какой реке идет речь:
— «По камням скачет, кипит она,
И в брызгах пены о скалы бьет,
Но даже скал тех крутых стена
Сдержать не в силах ее полет …»
— Правильно, о реке Енисей.
Поперек Сибири, с юга на север, течет большая река Енисей, одна из величайших рек. На этой реке построены две мощные гидростанции – Саяно-Шушенская и Красноярская, дающие электричество всей Сибири.
Хакасия – край причудливых гор и дремучей тайги, откуда берут начало наши реки: Абакан и Енисей, на берегах которых раскинулись красивые города и поселки.
4 страница «Города Хакасии»
(Назовите столицу Хакасии и города республики – вывесить наглядность в виде плакатов – схем на доску, на плакатиках отмечены шрифтом города, крупные поселки Хакасии).
Города: Абакан, Черногорск, Усть-Абакан, Абаза, Сорск, Саяногорск.
Поселки: Сон, Туим, Шира, Копьево, Майна, Аскиз, Балахчин, Боград, Бирикчуль и др.
— А сколько районов входит в состав республики Хакасия и назовите численность населения республики?
(8 районов: Аскизский, Таштыпский, Ширинский, Усть-Абаканский, Алтайский, Орджоникидзевский, Бейский, Боградский с численностью населения 5,5 тысяч человек. Вывесить данные на доску)
— Вот такое большое количество населения живет в республике, живет дружно, сохраняя историческое и культурное наследие хакасского народа.
— И в заключение мне хочется прочитать вам стихотворение Н.Г.Доможакова.
Если ты приедешь в наши дали,
Ты степной увидишь океан.
Берегами океана встали
Цепи Ала-Тау и Саян.
По земле цветущей только ступишь –
Прирастешь к ней сердцем навсегда:
Енисей серебряный полюбишь
И тасхылы синие от льда …
Приезжайте, будете как дома,
От души я приглашаю вас.
В конце занятия раздать детям комплекты открыток о Хакасии.
- Карта Хакасии и Политическая карта мира (или глобусы);
- Наглядные карточки – плакаты: количество населения в республике, районов, рек, озер, городов, поселков (крупным шрифтом).
- Игра на мышление на карточках «Кто лишний?» или составить кроссворды о растениях, животных и т.д. (для закрепления материала)
- Иллюстрации Саяно-Шушенской ГЭС и Красноярской.
- Комплекты открыток о Хакасии.
Словарная работа: тасхыл, этническая группа.
Предварительная работа: чтение литературы о Хакасии (список приведен ниже).
- Копков К. Сквозь века.
- Красноярский край – материал по географии и истории.
- Кублицкий Г. Край родной – Россия
- Кызласов Л. Древняя и средневековая история Южной Сибири.
- Кызласов Л. Писатели и художники Хакасии /Л.Кызласов, Д.Тугужеков.
- Литература Хакасии – 5-9 кл.;
- Никольская Л.А. Хакасия – экономико-географический очерк.
- Хакасские народные сказки.
Этнограф – специалист, изучающий особенности быта, нравов, материальную и духовную культуры какой-нибудь народности.
Этноним – название племени, народности и народа.
Приложение: в/ролики «Россия-Родина моя», «Приветствую тебя, родной мой уголок», «Природа Хакасии». Искать в меню «Видео». Презентация «Приветствую тебя, родной мой уголок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Они защищали Родину. Герои моей малой Родины».
Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: — Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. — Сфор.
В работе представлены описания «живых символов» , характерных и уникальных для родного края.Также прилагаются художественные работы (рисунки).
Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле.
Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к.
Карачаево-Черкесия — моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти.
Краснореченка — небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз.
Источник