Жалкая участь ждет тот народ который не помнит славных дел своих предков

Использование народного фольклора в изучении хакасского языка

Галина Тогочакова
Использование народного фольклора в изучении хакасского языка

Один древний мудрец однажды заметил: «Жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречен на вымирание». Мировая история подтвердила слова этого умного человека. Десятки стран и народов, забывших о своих корнях, неизбежно растворялись в более многочисленных нациях и просто исчезали с лица Земли. Чтобы такого никогда не случилось с хакасским народом, который населяет древнюю землю, нам необходимо знать историю, гордиться ее культурой и передавать эти знания и любовь своим детям, внукам и правнукам.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научит чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, — одна из главных задач педагогов. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. [1,стр. 6]

Древние мыслители, размышляя о значении культуры духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности.

Учитывая, что на Аскизской земле много связано с историей Хакасии, с хакасской культурой, мы раскрываем детям красоту родного края не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в том, что связано с прошлым. У ребенка появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было.

Любить свою Родину – значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую родину. Педагоги нашего центра развития ребенка – детский сад «Тополек» используют в работе с детьми краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое направление в работе с детьми.Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей живущих рядом, позволяет лучше почувствовать свое родное село, а значит стать созидателем своей малой Родины. [2,стр. 4]

«Уважение к прошлому – вот, что отличает дикость от воспитанности». Эти слова А. С. Пушкина актуальны и сегодня. [3,стр. 4]

Для знакомства детей с культурой, обычаями и традициями хакасского народа в группах создали предметно — развивающую среду с предметами быта, которая способствует лучшему усвоению знаний о Хакасии.

Формирование речи детей в дошкольные годы – одна из основных задач воспитания. В процессе усвоения родного языка дети познают окружающий мир, овладевают словарным составом речи, умением пользоваться им при общении с окружающим. Овладение родным языком облегчает обучение ребенка в школе.

«Программы обучения детей хакасскому языку» под редакцией Е. М.

Сагалаковой, В. Г. Карпова, «Иркiек» составитель М. С. Арчимаева нацелена на то, чтобы дать первые знания разговорной речи и приобщению к традиционной национальной культуре.

Для успешного освоения родного хакасского языка по программе отводится два занятия в неделю во всех возрастных группах от 3 до 7 лет Длительность занятий в младших группах 15-20 минут, в старших группах — 25-30 минут.

В нашем детском саду воспитание и обучение осуществляется на родном языке, что позволяет уже с дошкольного возраста приобщать детей к народной хакасской сказке. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью.

Народная сказка является одновременно источником мудрости, плодом жизненного опыта многих поколений. Она учит доброте, смелости, честности. В сказках нашли свое выражение вера народа в торжество справедливости, его любовь к родине, отношение к труду.

Нельзя воспитывать в человеке уважительного отношения к другим языкам и культуре, если для него свой язык и культура белое пятно. Есть образное сравнение, что язык – это почва под деревом нации. Язык живет и развивается только тогда, когда его питают традиции, обычаи, верование и этническое сознание. Именно самосознание является условием сохранения и обогащения языка. Владение только собственным языком придает черты нации, а значит, дает право полное использование языка во всех областях, в первую очередь в системе образования.

В дошкольном детстве, как известно ведущий вид деятельности – игра, в которой развиваются все познавательные процессы. Воздействуя на детей через игру, педагог учит, формирует технику правильного произношения слов, игра способствует запоминанию новых слова, обозначающих предметы и действия.

Читайте также:  Организация домашнего хозяйства всему свое место

На занятиях по родному языку используются дидактические игры: «Орта ада»«Назови правильно», «Кем, хайда чуртапча?»«Кто, где живет?», «Пу ниме?»«Что это?», «Кем хайди тапсапча?»«Кто как кричит?». Таким образом, через дидактические игры составляются словосочетания, небольшие предложения, на занятии присутствует игровой момент, играя, дети лучше познают свой родной язык.

Большое значение в процессе обучения языка играет устное народное творчество. Педагоги включают в педагогический процесс хакасские поговорки, пословицы, загадки, народные сказки. Язык сказок отличается большой образностью, выразительностью, простотой и эмоциональностью. В драматизации небольших сказок у детей младшего возраста роль сказочницы берет на себя педагог, дети повторяют за ним текст сказки, а к концу года сами начинают пересказывать небольшие сказки. Старшие дошкольники при драматизации исполняют роли сказочных героев. Драматизация сказок способствует лучшему усвоению родного языка. Педагоги используют технологию путешествие в сказку, где дети рассматривают сюжетные и предметные картинки из сказок. Ребенок по картинкам описывает героев сказок, а другие дети отгадывают кто это, из какой сказки. Отгадавшие первыми получают право составить загадку – описание по своей картинке. Воздействуя на ребенка через народную сказку, педагог только на первых порах учит играть те или иные роли сказочных героев, в дальнейшем он играет роль только организатора и регулятора отношений.

На занятиях используются загадки. Загадки у хакасов называются «таптырастар». Дети младшего дошкольного возраста с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательными. Тематика загадок для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще сталкивается и которые ему интересны.

Старшие дошкольники имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. В этом возрасте используются литературные загадки. При отгадывании загадок используется педагогический прием «Помоги»: дети помогают «незнающей», «неумеющей» игрушке отгадать загадки. Загадки способствуют развитию памяти, образного мышления, быстроте умственных реакций.

Средствами загадки формируется любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, доставляет ребенку эстетическое наслаждение.

Загадки используются на литературных викторинах, развлечениях. Педагоги предлагают загадки по сказкам. Это не только помогает закрепить содержание сказки, которую читали на занятии, но и развивает память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез). С образной загадки педагоги начинают любое занятие, развлечение и свободную деятельность детей.

Неотъемлемой частью народного фольклора являются частушки – тахпахи, колыбельные песни, песни хакасских композиторов. На музыкальных занятиях дети знакомятся с детскими песнями хакасских композиторов, сами их исполняют. Фольклорный ансамбль «Чахайахтар», созданный в нашем дошкольном учреждении является ярким подтверждением этому.

Ансамбль ежегодно принимает участие в районном конкурсе «Фольклор земли родной» и занимает призовые места.

Изучение родного языка с использованием народного фольклора создает неповторимую среду, которая действует на воображение, формирует индивидуальность ребенка, определяя его жизненный путь и душевные устремления. Ребенок не только познает свою малую Родину, но и откликается на события окружающего мира, выражает свое отношение к нему.

Народный фольклор входит в душу ребенка, заставляя находить в памяти знакомые сказки, частушки (тахпахи, загадки (таптырастар, тем самым, выражая любовь к народному искусству, своему народу, малой Родине.

Использование музыкально-дидактических игр на основе якутского фольклора Цель — развивать музыкальные способности детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр на основе якутского фольклора.

Культурное развитие дошкольника средствами русского народного фольклора «Культурное развитие дошкольника, средствами русского народного фольклора». Необходимость обращения к истокам народного искусство, традициям,.

Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста Консультация на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста». Воспитатели: Аксенова О. А. Гарбузова.

Использование элементов народного творчества в режимных моментах Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат.

Народное творчество хакасов. Изготовление хакасского народного украшения Пого в средней группе В январе текущего года на базе детского сада были проведены две тематические недели по теме «Хакасия — республика, в которой я живу». В.

Опыт работы «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста» Опыт работы на тему: «Использование фольклора для всестороннего развития детей дошкольного возраста». Слайд 2.“Воспитание, созданное самим.

План работы по самообразованию 2 мл гр «Развитие речи младшего дошкольника посредством русского народного фольклора» План работы по самообразованию Педагог МКДОУ «ЦРР-д/с «Теремок» С Кунашак, Челябинской области Нуриахметова Альфия Памировна Тема: «Развитие.

Проектная деятельность как средство развития УУД и формирования мотивации при изучении английского языка В 2015 году наша страна праздновала 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта победа имела огромное значение не только для русского.

Читайте также:  Как выбрать свое дело обществознание шестой класс

Использование фольклора в целях нравственно-патриотического воспитания детей Выступление на педсовете воспитателя средней группы Сульдиной О. Н. по теме «Использование народного фольклора в целях нравственно – патриотического.

Значение художественной литературы и народного фольклора в воспитании дошкольников Художественная литература и фольклор в самых разнообразных формах- сказках, рассказах, стихах, потешках, загадках, пословицах, поговорках.

Источник

Жалкая участь ждет тот народ который не помнит славных дел своих предков

Библиотека Детская запись закреплена

Тот февраль 43-го года… (12+)

22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Когда забушевало пламя войны, вместе со всем советским народом поднялись на защиту Родины города и станицы, хутора и аулы Краснодарского края. Гнев и ненависть к подлому врагу, неукротимое стремление сделать всё для его разгрома наполнили сердца кубанцев. Как набатный колокол, прозвучал боевой клич:
Вставай, Кубань! Народным гневом
Бурли, бушуй, мятись, вскипай.
Своих сынов отважных, смелых.
Вставай, Кубань! Кубань, вставай!
Смерть вражьей своре озверелой!
Эта ужасная война продолжалась 1418 дней и ночей. В ней погибли 27 миллионов людей. Шесть месяцев, с 9 августа 1942 года по 5 февраля 1943 года, продолжалась оккупация Ейска. 182 дня хозяйничали фашисты в нашем городе. Аресты, пытки, расстрелы мирных жителей, принудительные работы, грабёж – вот что принесли с собой оккупанты.

Посмотрите на слайдах, как это было. Также предлагаем вашему вниманию небольшой видеоролик – уникальные кадры кинохроники о том, как немецкие войска входили в Ейск. Ролик размещён на сайте газеты «Деловой Ейск» http://www.deleysk.ru/news/16820.

Однажды один древний мудрец заметил: «Жалкая участь ждёт тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречён на вымирание». Мировая история подтвердила слова этого мудрого человека.
Чтобы такого никогда не случилось с Россией, с Кубанью, с народами, которые её населяют, нам необходимо знать свою историю, гордиться и передавать эти знания и любовь своим детям.

Источник

Моя малая Родина
методическая разработка (5 класс) по теме

Занятие по теме «Моя малая Родина», воспитывает патриотизм, гражданственность, любовь, уважение и гордость за свою малую Родину.Формируется познавательный интерес, удивление необычностью красоты природы Хакасии. В приложении можно найти авторские в/ролики о Хакасии, плюс презентацию. Разработка предназначена для учеников 5-6 классов и проводится как классный час.

Скачать:

Вложение Размер
zanyatiya_-_2.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Моя малая Родина» Цели: Дать детям знания об истории нашего края; природе, животных, их обитании; углубить знания детей о современной Республике Хакасия.

Форма занятия: устный журнал; путешествие в историю.

Один древний мудрец однажды заметил: «Жалкая участь ждет тот народ, который не помнит славных дел своих предков и не чтит их память – он обречен на вымирание».

Мировая история подтвердила слова этого умного человека. Десятки стран и народов, забывших о своих корнях, неизбежно растворялись в более многочисленных нациях и просто исчезали с лица земли. Чтобы такого никогда не случилось с Россией, с народами, которые её населяют, нам необходимо знать историю каждого из этих народов, гордиться его культурой и передавать эти знания и любовь своим детям. Только тогда можно говорить о том, что у нас есть будущее.

1 страница «Путешествие в историю»

Жителям прекрасной солнечной Хакасии есть, чем гордиться. Это удивительный край. Бескрайние степи, сказочные озера, горные хребты, реки и речушки, спешащие к Енисею, таинственные скалы, по их берегам, вековая тайга. Хакасия в полтора раза больше, чем Голландия и Дания, вдвое больше Бельгии. Но самое ценное, что есть на этой земле – это ее история, уходящая корнями в глубь веков.

(На карте показать Бельгию, Данию, Голландию – сравнить с Хакасией).

Основной национальный состав Хакасии – коренные жители хакасы.

— А какие национальности населяют еще наш уголок? (русские, украинцы, немцы, мордва и др.)

— А вот откуда появилось это слово – Хакасия и какое происхождение имеют хакасы, вы мне расскажете.

Я думаю, вы из истории о Хакасии знаете, проходили на уроках.

(Во II-I веках до н.э. в народе под названием динлинов начались сложные этнические преобразования. В этой группе впервые появляется тюркоязычное население. Это быливытесненные из Центральной Азии племена гянь-гуней, иначе кыргызов, принадлежавших к монголоидному типу. С этого времени происходит постепенное изменение физических особенностей местного населения, и в его составе, наряду с рыжеволосыми и голубоглазыми потомками динлинов, появляются представители черноволосых и кареглазых монголоидных элементов, названных впоследствии хакасами).

А территория площадью почти 62 тыс. кв м. (61,9) в настоящее время стала называться Хакасией. Вытянута территория с севера на юг на 450 км при наибольшей ее ширине в средней части – 200 км.

2 страница «Природа Хакасии»

На западе Хакасия отделена системой гор Кузнецкого Алатау, южная граница идет по гребню Западного Саяна и его ответвлениям – Кантегирскому и Сабинскому хребтам. С востока Хакасию от Красноярского края отделяет Джебашский Хребет и Енисей, а северная граница проходит рядом с Новоселовским, Ужурским и Шарыповским районами края.

В Хакасии, как вы знаете, в основном преобладают три климатические зоны: степная, таежная, лесостепная.

1. Назовите растения, которые растут у нас в степях.

2. А какие породы деревьев преобладают в тайге?

— Видите, как разнообразна природа нашей «маленькой Швейцарией». Как назвал Хакасию в письме к своей матери В.И.Ленину. Но помимо растительности у нас очень разнообразен животный мир.

(Перечислить, какие виды животных, птиц обитают в республике. Можно предложить детям игру на мышление «Кто лишний?» — на карточках написаны животные или птицы нескольких видов, из них какое-то животное – лишнее).

3 страница «Реки Хакасии».

Протекает большое количество больших и малых рек, озер.

(Дети называют, если не знают, воспитатель подсказывает: Абакан, Енисей; притоки Абакана – Она, Таштып, Джебаш, Большой и Малый Арбат, Матур, Белый и Черный Июсы, Казыр и др.)

— А сейчас я вам прочту несколько строчек из стихотворения, а вы, ребята, догадайтесь, о какой реке идет речь:

— «По камням скачет, кипит она,

И в брызгах пены о скалы бьет,

Но даже скал тех крутых стена

Сдержать не в силах ее полет …»

— Правильно, о реке Енисей.

Поперек Сибири, с юга на север, течет большая река Енисей, одна из величайших рек. На этой реке построены две мощные гидростанции – Саяно-Шушенская и Красноярская, дающие электричество всей Сибири.

Хакасия – край причудливых гор и дремучей тайги, откуда берут начало наши реки: Абакан и Енисей, на берегах которых раскинулись красивые города и поселки.

4 страница «Города Хакасии»

(Назовите столицу Хакасии и города республики – вывесить наглядность в виде плакатов – схем на доску, на плакатиках отмечены шрифтом города, крупные поселки Хакасии).

Города: Абакан, Черногорск, Усть-Абакан, Абаза, Сорск, Саяногорск.

Поселки: Сон, Туим, Шира, Копьево, Майна, Аскиз, Балахчин, Боград, Бирикчуль и др.

— А сколько районов входит в состав республики Хакасия и назовите численность населения республики?

(8 районов: Аскизский, Таштыпский, Ширинский, Усть-Абаканский, Алтайский, Орджоникидзевский, Бейский, Боградский с численностью населения 5,5 тысяч человек. Вывесить данные на доску)

— Вот такое большое количество населения живет в республике, живет дружно, сохраняя историческое и культурное наследие хакасского народа.

— И в заключение мне хочется прочитать вам стихотворение Н.Г.Доможакова.

Если ты приедешь в наши дали,

Ты степной увидишь океан.

Берегами океана встали

Цепи Ала-Тау и Саян.

По земле цветущей только ступишь –

Прирастешь к ней сердцем навсегда:

Енисей серебряный полюбишь

И тасхылы синие от льда …

Приезжайте, будете как дома,

От души я приглашаю вас.

В конце занятия раздать детям комплекты открыток о Хакасии.

  1. Карта Хакасии и Политическая карта мира (или глобусы);
  2. Наглядные карточки – плакаты: количество населения в республике, районов, рек, озер, городов, поселков (крупным шрифтом).
  3. Игра на мышление на карточках «Кто лишний?» или составить кроссворды о растениях, животных и т.д. (для закрепления материала)
  4. Иллюстрации Саяно-Шушенской ГЭС и Красноярской.
  5. Комплекты открыток о Хакасии.

Словарная работа: тасхыл, этническая группа.

Предварительная работа: чтение литературы о Хакасии (список приведен ниже).

  1. Копков К. Сквозь века.
  2. Красноярский край – материал по географии и истории.
  3. Кублицкий Г. Край родной – Россия
  4. Кызласов Л. Древняя и средневековая история Южной Сибири.
  5. Кызласов Л. Писатели и художники Хакасии /Л.Кызласов, Д.Тугужеков.
  6. Литература Хакасии – 5-9 кл.;
  7. Никольская Л.А. Хакасия – экономико-географический очерк.
  8. Хакасские народные сказки.

Этнограф – специалист, изучающий особенности быта, нравов, материальную и духовную культуры какой-нибудь народности.

Этноним – название племени, народности и народа.

Приложение: в/ролики «Россия-Родина моя», «Приветствую тебя, родной мой уголок», «Природа Хакасии». Искать в меню «Видео». Презентация «Приветствую тебя, родной мой уголок».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Они защищали Родину. Герои моей малой Родины».

Урок по литературе в 5 классе. Формирование УУД на уроке литературы.Цели: — Познакомиться с некоторыми фактами из жизни поэта. — Сфор.

В работе представлены описания «живых символов» , характерных и уникальных для родного края.Также прилагаются художественные работы (рисунки).

Сборник стихов поэтов России о Родине, поэтов Федоскино о своей Земле и о промысле.

Традиционные семейно-родовые обряды относятся к числу важнейших тем, изучаемых этнографической наукой. Они связаны с разными сторонами жизни этнического сообщества и является неотъемлемой частью его к.

Карачаево-Черкесия — моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина» « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти.

Краснореченка — небольшое отдаленное село от районного центра в Грибановском районе Воронежской области. В 2016 году селу исполняется 200 лет. Для человека это очень много. А для поколений? Что мы соз.

Источник

Читайте также:  Ets 2 как создать свою компанию
Оцените статью