- ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
- 5 признаков действительно хорошего педагога
- 5 признаков учителя — профессионала
- Играет ли роль возраст педагога?
- Награды и регалии: хорошо или не очень?
- Главные критерии выбора
- 5 отличительных черт учителя-профессионала
- 1. Способность заинтересовать своим предметом
- 2. Создание благоприятного микроклимата для обучения.
- 3. Талант выстраивать доверительные отношения
- 4. Стремление учиться
- 5. Ответственность
- Кто имеет право выбора
- Опытный учитель, настоящий профессионал….
ПЕДАГОГ-ПРОФЕССИОНАЛ. ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Профессия учителя – одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. В.И. Ленин назвал воспитание «вечной категорией»(3). Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность.
В толковом словаре живого великорусского языка В. Даля дается такое определение «учитель – преподаватель, наставник».
Преподаватель – передает знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт.
Наставник наставляет, как себя вести, как надо жить, воспитывает. В.Г. Белинский писал: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека».
Учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении.
От учителя-профессионала требуется глубокое и всестороннее знание своего предмета на современном научном уровне. А. С. Макаренко справедливо отмечал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Нельзя стать профессионалом, если в совершенстве не овладеешь своей специальностью (5).
Знание своего предмета — необходимое, но недостаточное условие успеха в работе учителя-профессионала. Ему необходимо иметь обширные познания и в области смежных предметов, так как научные понятия, и мировоззрение формируются у учащихся на основе межпредметных связей, отражающих те взаимовлияния и взаимодействия, которые характерны для предметов, явлений и процессов объективно существующего реального мира. Учителю химии современной школы нельзя не знать основ квантовой механики, учителю физики — периодического закона Д. И. Менделеева, учителю литературы нельзя обойтись без знания истории, учителю истории — без знания географии и т. д.
Глубокая специальная подготовка и широкая всесторонняя образованность учителя имеют особую значимость в настоящее время в связи с высокими темпами научно-технического прогресса. Для того чтобы быть профессионалом, отлично ориентироваться в потоке научной информации, обеспечить изучение школьниками установленного программами объема основ наук на современном уровне и удовлетворить в полной мере их возрастающие познавательные интересы, учителю-профессионалу необходима основательная научная подготовка.
В настоящее время существует масса разнообразных форм научной и практической подготовки учителей, совершенствования знаний педагогов и повышения уровня квалификации:
· курсы повышения квалификации;
· дистанционное обучение и т.п.
Однако учителю-профессионалу помимо обладания научной подготовкой и обширными знаниями необходимо уметь сделать эти знания достоянием своих учеников, что совсем не одно и то же. «Иные люди много знают,— говорил М. И. Калинин.— Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначить такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями» (2).
Очень ценным и весьма желательным является наличие у учителя-профессионала педагогического таланта, т. е. высокой одаренности, обеспечивающей ему успешное выполнение своих обязанностей. Однако каждый учитель-профессионал должен владеть педагогическим мастерством, т. е. приобретаемыми и постоянно совершенствуемыми знаниями, навыками и умениями обучения и воспитания. А. С. Макаренко по этому поводу писал: «. можем ли мы строить воспитание всего нашего детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении» (5).
Педагог-профессионал — мастер своего дела — это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно, детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания, быть полифункциональным.
Если мы говорим о педагоге как о профессионале, то он должен владеть следующими слагаемыми педагогического мастерства:
· умением организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний;
· умением учить на уроках. Педагог-профессионал добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке: для него домашнее задание — это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха учителей-профессионалов — в умении управлять деятельностью учащихся;
· умением активизировать учеников, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке;
· умением эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность;
· владением высокого уровня педагогической техники.
Литература.
1. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997.– Тема 7.– с. 76–88.
2. Калинин М. И. Речь на совещании учителей-отличников городских и сельских школ, созванном редакцией «Учительской газеты». — О воспитании и обучении. М., 1957, с. 258.
3.Ленин В. И. Поли. собр. соч, Изд. 5-е, т, 47, с. 194.
4. Леви, В. Искусство быть другим / В. Леви.– М., 1988.
5. Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта. — соч. в 7-ми т., т.5, M., 1958
6. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции).— Соч. в 7-ми т., т. 5. М., 1958
7. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– Раздел I.– Гл. 1.– с. 5–11
8.Сухомлинский, В.А. 100 советов учителю/ В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979.
9.Сухомлинский, В.А. Общество и учитель / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1979.– Т. 5.– с. 115–129.
10.Толстой Л. Н. Общие замечания для учителей.— Пед. соч. М., 1948. с. 299—300.
Источник
5 признаков действительно хорошего педагога
Каким должен быть настоящий, профессиональный учитель? У каждого на этот счет будет собственное мнение. Но большинство из нас назовут 5 главных черт педагога «с большой буквы». Вот эти качества настоящего учителя.
Можно сколько угодно выбирать престижную и пользующуюся хорошей репутацией школу для ребенка. Но качество знаний не всегда зависит от учебного заведения. Человеческий фактор никто не отменял, и персона учителя по-прежнему играет ключевую роль в получении образования. Как правильно выбрать будущего наставника для ребенка? На что в первую очередь следует обратить внимание?
5 признаков учителя — профессионала
Играет ли роль возраст педагога?
Мамы и папы зачастую уверены, что зрелый возраст учителя является ключевым фактором. Но они заблуждаются. Ведь в реальности молодой, полный свежих идей и энтузиазма учитель сможет привить школьникам любовь к знаниям, зажечь в них интерес к учению не хуже старших коллег.
Если педагогу по плечу задача мотивировать детей за партами на изучение конкретного предмета, то никакого значения не имеет, сколько ему лет – 24 или 58.
Еще одно заблуждение: перешагнув 60-летний рубеж, учитель уже не в состоянии полноценно давать знания, которые потребуются в современной жизни. Однако, многие педагоги в данном возрасте активны и энергичны, обучаемы сами и открыты для получения новой информации.
Ключевым фактором в этом вопросе выступают личностные, а не возрастные качества педагога. В каждом возрастном этапе при желании можно отыскать и позитивные, и негативные моменты. Так что ориентироваться лишь на возраст учителя будет ошибкой.
Награды и регалии: хорошо или не очень?
Для многих родителей немаловажным индикатором профессионализма являются свидетельства об участии и победах педагога во всевозможных конкурсах. Но на сегодняшний день подобные мероприятия для учителей нередко становятся чем-то наподобие постановочных шоу, рассчитанных на аудиторию. Последние по большому счету не привязаны к реальному образовательному процессу.
Если у педагога запредельное количество всяческих грамот и наград, то, возможно, надо задуматься? С такой любовью учителя к публичности очень возможно, что вместо получения необходимых знаний ваш сын или дочь станет без конца готовиться к «открытым» урокам.
Быть блистательным теоретиком – одно, но работа с детьми – это ежедневный, кропотливый труд, требующий практического опыта и душевной теплоты.
Главные критерии выбора
Отметить уровень профессионализма педагога можно, посетив урок или два урока. Однако, немаловажно, чтобы вы пришли на «будничное» занятие в рамках расписания, а не посетили постановочный вариант.
Учитель с опытом ставит акцент на трех аспектах:
- Методические основы. Как сделать так, чтобы ребята лучше поняли новый материал и запомнили его? Для детей важны наглядности, визуальное восприятие. Сегодня учитель вооружен как современными средствами обучения (мультимедийная презентация), так и хрестоматийными.
- Эмоциональный климат в классе. Дети должны учиться с удовольствием, потому что хороший учитель не вызывает страха, а является ключевой фигурой, участвующей в процессе передачи знаний. Он не карает, а поощряет и стимулирует.
- Атмосфера на занятиях. Хороший учитель использует индивидуальный подход, готовит задания соответственно уровню способностей разных детей. Он поощряет творчество и не загоняет учеников в рамки страниц учебника.
5 отличительных черт учителя-профессионала
Хороший педагог немыслим без отзывчивости, внимательности, справедливости и доброты. Он умеет внести разрядку, пошутить, чтобы снять напряжение в классе. Но профессиональные навыки, пожалуй, стоят на первом месте в глазах родителей. Какие личностные качества должны быть присущи специалисту высокого уровня?
1. Способность заинтересовать своим предметом
Если учитель проводит урок, не опираясь на конспект, с энтузиазмом, подключая интересный дополнительный материал, – это настоящий профессионал своего дела.
Подобные педагоги умело используют игровые моменты, проводят мини-конкурсы и соревнования в пределах класса, готовят детям демократичные призы (ручки, календарики, закладки). Школьники с удовольствием идут на такие уроки!
2. Создание благоприятного микроклимата для обучения.
Хороший педагог знает, как мотивировать учеников. У него нет любимчиков и так называемого «черного списка». Независимо от интеллектуальных возможностей ученика этот учитель отыщет свой подход, который поможет ребенку разобраться в учебном материале.
3. Талант выстраивать доверительные отношения
Дети нуждаются в том, чтобы с кем-то поделиться своими (серьезными и не очень) проблемами. Умение спокойно, не торопясь, выслушать, высказать свое мнение без нотаций, стать настоящим авторитетом для маленького человека – отличительное качество хорошего педагога.
Можно заметить, что хорошего учителя дети буквально окружают на перемене, после урока, чтобы что-то спросить, рассказать, обсудить, поделиться. Это дорогого стоит.
4. Стремление учиться
Хороший педагог неустанно развивается. Он отыскивает новую информацию по своему предмету, проходит курсы повышения квалификации, не останавливается на достигнутом.
5. Ответственность
Хороший учитель ответственен не только за учебный процесс. Он интересуется личными обстоятельствами учеников, которые могут благотворно влиять на учебу и наоборот. Настоящий педагог всегда определит причину, почему ребенок не подготовил домашнее задание, опоздал, не выспался. Но, вместе с тем, учитель требователен и строг, он не признает панибратских отношений.
Кто имеет право выбора
Желательно, чтобы ваш ребенок лично поприсутствовал на встрече с учителем. Поинтересуйтесь у него, каково его мнение. Дети быстро осознают, насколько им понравился педагог, хотят ли они у него учиться.
Вы знаете своего ребенка как никто другой. Его пристрастия, личные потребности и склонности. И установление эмоциональной связи с учителем – один из первых и важных шагов в налаживании контакта. Поэтому, если педагог вызывает симпатию у ребенка, он будет ходить в школу с удовольствием.опубликовано econet.ru.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Опытный учитель, настоящий профессионал….
Россия славится учительскими династиями, не стал исключением и наш Пучеж. Педагогическая династия – это что-то удивительное! Это особый образ жизни. Профессия педагога нелегка, но дети и внуки учителей идут по этому пути, несмотря на трудности и препятствия. Работа с детьми, с их тонкими душами, сложными, только формирующимися характерами, никогда не считалась легкой и была по плечу не каждому: В школу идет работать только человек, имеющий призвание и особый дар учить и любить детей. Сегодня в канун юбилея хочется рассказать о замечательном человеке, уважаемой коллеге, которая тоже выросла в учительской семье, и сама стала прекрасным педагогом. Это Елена Петровна Скворцова– учитель начальных классов ОГКОУ «Пучежская школа – интернат».
… «Ты помнишь, было вокруг море цветов и звуков. Из тёплых маминых рук учитель взял твою руку» . И не только руку, но и маленькое доброе сердце своего ученика. И целых четыре года она бережно несёт его по жизни, проявляя нежную материнскую заботу, учит юное создание азам науки и культуры, воспитывает из него будущего гражданина своей великой страны, заполняя аккуратным учительским почерком чистые странички его начинающейся человеческой биографии. А через четыре года всё начнётся сначала. Снова всё с чистого листа.
Быть учителем — не профессия, а образ жизни, состояние души и многое другое. Выдающийся педагог Сухомлинский говорил: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Эти слова по праву можно отнести к семье Елены Петровны. Именно мама — учитель русского языка и литературы Лебедева Тамара Николаевна научила её восхищаться учительским трудом. И не правда, что «учительские» дети обделены лаской и заботой – внимания и любви в семье хватало всем! И не случайно, две другие сестры Елены Петровны тоже стали педагогами. Учитель – это педагог и воспитатель, психолог и артист. Значит, он должен научить предмету, сформировать личность, понять ее и сделать это так, чтобы ученик не заметил, как все произошло. Сложно, но нужно. Каждый день, идя в школу, Елена Петровна строит планы, надеется, верит и ждет результатов. Это — удел и призвание учителя начальной школы.
Этому призванию посвятила всю свою жизнь Елена Петровна. Скворцова
Елена Петровна родилась и выросла в нашем городе. После окончания Ивановского педагогического училища по распределению работала в с. Марищи, далее свою педагогическую деятельность она продолжила во 2 школе г.Пучежа. В 1986 переехав в Набережные челны, проработала 3 года учителем в общеобразовательной школе №38. По семейным обстоятельствам вернулась в родной город, и до сегодняшнего дня продолжает трудиться в нашей школе
Через её руки, ум и сердце прошли сотни детей. Для многих из них она стала не просто учителем, а второй мамой. Строгая и тактичная, требовательная и терпеливая, скромная и принципиальная она находит «ключик» к сердцу каждого ученика. Опытный учитель, настоящий профессионал, мудрый, талантливый педагог, учитель по призванию, до глубины души преданный своему делу. Её отличают прекрасные душевные качества: любовь и доброта к детям, преданность к своей профессии, честность, искренность, готовность всегда прийти на помощь.
Учителя-коллеги говорят о Елене Петровне: «Учитель-профессионал с большой буквы, мастер своего дела, надёжный друг и товарищ».
Пусть ещё долгие годы, Елена Петровна, Ваша мудрость и душевное тепло радуют тех, кто Вас окружает!Пускай жизнь будет разрисована яркими, разноцветными мелками. Пускай в ней всегда будет присутствовать хорошее настроение и душевная радость. Желаем, чтобы здоровья, потенциала, энергии и идей хватало для бесконечного движения вперед. Будьте всегда активной, позитивной и просто счастливой женщиной. С Юбилеем Вас!
С уважением, коллектив ОГКОУ
«Пучежская школа-интернат».
Источник