Раскройте содержание основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности таблица

§2. Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность человека осуществляется в определенных отраслях экономики.

Отрасль — исторически сложившаяся совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера профессиональной деятельности — это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку.

По результатам труда различают две крупные сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу. В каждую из них входят определенные отрасли, которые представлены в нижеследующей схеме.

В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления. Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики, управлению ими. Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.

По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной — увеличивается. Особенно быстрыми темпами развиваются в настоящее время обслуживающие отрасли (сервис).

В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, т.е. по предмету труда.

Предмет труда — это то, на что направлен труд человека, на что работник воздействует, видоизменяя и приспосабливая его к удовлетворению личных и общественных потребностей.

Согласно предмету труда выделяют 5 областей профессиональной деятельности: человек — природа, человек — техника, человек — знаковая система, человек — человек, человек — художественный образ.

Особой областью профессиональной деятельности является предпринимательство, которое может интегрировать себя в другие сферы и отрасли.

Предпринимательство — это творческая деятельность по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с мелью получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

Процесс — это продвижение, ход, этапы развития, последовательность смены состояний и выполнения определенных действий.

Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач этой деятельности, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах и других технологических документах.

Основным компонентом процесса профессиональной деятельности является человек, т. е. субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет.

Прежде всего человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность к профессиональной деятельности — это интегративное качество личности, позволяющее человеку успешно выполнять именно эту деятельность. Готовность включает в себя такие аспекты:

  • физиологический (общее развитие, состояние здоровья);
  • нравственный (потребность в труде, любовь к профессии, сформированность профессионально значимых нравственных качеств);
  • психологический (соответствие особенности и свойств психики — внимания, памяти, мышления, темперамента и т.п. — характеру труда);
  • практический (наличие специальных знаний, умений и опыта).

Требования профессии к человеку излагаются в профессиограммах и психограммах. Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами профессионального образования, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС).

Трудовая деятельность человека обычно мотивируется.

Мотив — это побудитель к деятельности. Мотивы трудовой деятельности могут быть общественно значимыми (удовлетворение потребностей общества), личностно значимыми (удовлетворение жизненно необходимых личных потребностей), корыстными (стремление к обогащению, славе, почестям и власти).

Читайте также:  Алгоритм как найти свое дело

В процессе профессиональной деятельности человек выполняет следующие функции:

  • аналитическую (планирование, проектирование, организация деятельности, анализ ее эффективности);
  • энергетическую (затрата энергии мышц и биоэнергии);
  • технологическую (выполнение в строго определенной последовательности технологических операций и переходов);
  • транспортную (перемещение предметов труда и готовой продукции).

Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

Средства труда — это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда (преобразует их) с целью производства материальных и духовных благ. К средствам труда относятся орудия производства, а также земля, производственные здания, железные, шоссейные и другие дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и т.д. Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства.

Схематично орудия производства можно представить следующим образом:

Машины в зависимости от выполняемой работы бывают:

  • энергетические (турбина, двигатель, генератор и др.);
  • рабочие и технологические (станок, сеялка и др.);
  • транспортные (конвейер, автомобиль);
  • подъемные (краны, лебедки);
  • информационные (арифмометры, ЭВМ).

Оснастка — совокупность технических средств, которые дополняют технологические машины и нужны для выполнения определенной части технологического процесса (крепление, подача и контроль заготовок и т.п.).

Рабочие инструменты в отличие от машин не могут сами совершать полезную работу. Они служат орудиями труда человека (игла, отвертка и т.п.) или средствами измерения (линейка, микрометр и т.п.).

Контрольно-измерительные приборы служат для измерения определенных показателей и контроля за технологическим процессом. Они классифицируются по ряду признаков: назначению (измерять температуру, скорость и т.п.), принципу действия (механическис, электрические, оптические и т.д.), функциям (показывающие — вольтметр, весы и т.д., регистрирующие — писцы, датчики и т.д.). Приборы, датчики которых находятся непосредственно на объекте, а индикаторы выводятся на специальные пульты, называют дистанционными.

Автоматические устройства выполняют технологические операции без непосредственного участия человека по заданной программе и осуществляют следующие функции: контроль, защита, регулирование, управление.

К функциональным возможностям человека относятся:

  • возможности рук (сила, ловкость, координация);
  • возможности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и др.);
  • возможности тела (пластика, мышечная сила и др.);
  • возможности психики (сила, уравновешенность психических процессов и др.);
  • возможности речевого аппарата, голоса и др.

Совокупность средств труда и предметов труда называется средствами производства.

Преобразование предметов труда — технологический процесс — осуществляется с помощью средств труда в виде технологических операций и переходов.

Технологическая операция — это законченная часть технологического процесса. Например, заготовка деталей, их сборка, окраска и т.д.

Технологический переход — часть технологической операции, которая выполняется одним инструментом, приспособлением. Например, разметка, обрезка, сверление и т.д.

Представим технологический процесс схематически.

Технологические операции и переходы осуществляются на основе специальной документации: технологических карт, маршрутных карт, графиков, планов, инструкций и т.д. Продуктами (результатами) профессиональной деятельности могут быть товары или услуги.

Товар — продукт труда, предназначенный для продажи или обмена. Каждый товар обладает двумя свойствами: способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительская стоимость) и способностью обмениваться на другие вещи (стоимость).

Для хранения продуктов труда ( товара) создаются специальные места, помещения, склады.

Реализация продуктов труда осуществляется путем продажи на рынке, бартерного обмена, личного потребления.

К услугам относятся информационное, художественное, медицинское, бытовое и другие виды обслуживания людей.

Читайте также:  Как сделать свой бизнес по продаже одежды

Таким образом, процесс профессиональной деятельности графически можно представить следующим образом:

В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек

Сфера, отрасль, область профессиональной деятельности, готовность человека к профессиональной деятельности, предмет и средства труда, орудия производства, технологический процесс, товар.

Практическая работа

Раскройте содержание основных компонентов процесса своей будущей профессиональной деятельности по таблице.

  1. Перечислите основные компоненты процесса профессиональной деятельности.
  2. Раскройте содержание готовности человека к профессиональной деятельности.
  3. Какие функции выполняет человек в процессе профессиональной деятельности?
  4. Назовите предметы (группы) профессиональной деятельности.
  5. Охарактеризуйте средства труда и орудия производства.
  6. Какова сущность и структура технологического процесса?
  7. Что такое товар?

Источник

Основные копоненты будущей професии архитектора

специалист в области арт-терапии

Содержание основных компонентов профессии архитектор

Изыскательский . Архитектор планирует и проектирует здания для самых разных клиентов: от компаний занимающихся огромными торгово-развлекательными центрами, до частных лиц возводящих собственные дома, могут проектировать новые здания, работать над существующими постройками, или специализироваться на восстановлении и сохранении исторических мест.

Архитектор организует городскую среду, разрабатывает объемно-планировочные концепции развития местности. В задачи сотрудника входит подготовка презентаций, смет. После согласования проекта специалист контролирует процесс возведения здания либо общественного комплекса, вносит дополнения, проверяет соответствие качества материалов и работ, утвержденным в чертеже. Сотрудник должен участвовать в приемке готового сооружения, вынести оценку качеству работ.

Профессионально важные качества субъекта деятельности.

Личностные качества : умение работать в команде и иметь организаторские способности; ответственность, креативность и бдительность; чувство вкуса и гармонии; хорошая память и пунктуальность. усидчивость, внимательность, аккуратность, самостоятельность, инициативность, старательность. К профессионально важным качествам архитектора относятся: способность к конструированию и проектированию; навыки черчения; способность к цветовому восприятии развитое абстрактное мышление, чувство вкуса, гармонии и симметрии; развитые творческие и художественные способности, глазомер (линейный, угловой, объемный); способность концентрировать внимание, стрессоусойчивость, способность к созданию образа по словесному описанию и к переводу образа в словесное описание; интуитивное мышление, развитая зрительная и тактильная память; развитый эстетический и художественный вкус; способность к восприятию пространственного соотношения предметов.

Ручные средства труда, а также персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет.

Основная деятельность архитектора связана с проектированием, созданием, оформлением зданий, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Художественный образ».

Технологические операции и переходы

Разрабатывать архитектурные проекты на всех стадиях согласно основополагающим требованиям, нормативам и законодательству;

· • инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе;

· • проводить всеобъемлющий анализ и оценку здания, комплекса зданий или фрагментов искусственной среды обитания;

· • грамотно представлять архитектурный замысел, идеи и проектные предложения, изучать, разрабатывать, формализовать и транслировать их в ходе совместной деятельности средствами устной и письменной речи, макетирования, ручной и компьютерной графики;

· • участвовать в согласовании и защите проектов в вышестоящих инстанциях, на публичных слушаниях и в органах экспертизы;

· • оказывать профессиональные услуги в разных организационных формах;

· • координировать взаимодействие специалистов смежных профессий в проектном процессе;

· • осуществлять авторский надзор за строительством проектных объектов.

Продукты (результаты деятельности)

выполнение проектной и проектно-строительной документации; проведение прикладных научных исследований (предпроектных, проектных, постпроектных); защита проектных материалов перед заказчиком и общественностью; координация деятельности специалистов и участников проектного процесса; администрировании проектной деятельности;

проведение оценки и экспертиз проектных решений и построенных объектов, в популяризации профессии архитектора

Источник

Основные копоненты будущей професии учитель

специалист в области арт-терапии

Основные компоненты профессии учитель

Профессия учителя относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми

Приобщение учеников к государственным законам и необходимости их соблюдения;

формирование у учащихся моральных принципов, а также такого рода качеств, как уважение, терпимость, доброта;

развитие собственного достоинства и самоуважения;

воспитание в учащихся трудолюбия, ответственности и патриотизма;

развитие потребности в поддержании здорового образа жизни.

Профессионально важные качества субъекта деятельности

1.Общественно-мировоззренческими (качествами, отвечающими требованиям общества): социальная ответственность; гражданственность; общественная активность; нравственная зрелость (высокая нравственная культура); убежденность учителя (убежденность преподавания своего предмета).

Профессионально-педагогическими : высокий уровень образованности; педагогический такт; педагогическая наблюдательность; интерес к ребенку как к личности; творческое отношение к делу; умение обобщать, изучать и перенимать педагогический опыт; педагогические способности.

Личностными : справедливость; ответственность; принципиальность; доброта в сочетании с требовательностью; скромность; верность слову; общительность; сдержанность и др. [2] 1.Психологические черты личности как индивидуальности:

а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;

б) тенденция к лидерству;

в) уверенность в себе;

д) добросердечие и отзывчивость;

2. Педагог в структуре межличностных отношений :

а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;

б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;

в) адекватная самооценка;

г) стремление к сотрудничеству с коллегами;

д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3. Профессиональные черты личности преподавателя:

а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

б) умение учитывать психологические возможности учащихся;

в) темп речи — 120—130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;

г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;

д) обращение к учащимся по именам;

е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;

ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;

з) умение организовать всех учащихся сразу;

и) проверяет степень понимания учебного материала.

Теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО, интернет, различная методическая литерататура.

Ведущим предметом труда в этой категории профессий являются люди. Чтобы успешно работать по профессиям этой категории нужно быть коммуникабельным, уметь контактировать с людьми и поддерживать контакты, уметь понимать людей, разбираться в их особенностях, а также получить знания в соответствующей сфере производства, науки и искусства.

Технологические операции и переходы

Важная задача, которая стоит перед учителем, — это быть другом, примером и наставником для своих учеников, поскольку в школе также формируется будущая личность человека, моральные принципы, взгляды на жизнь, которые в зрелом возрасте повлияют на их жизнь. Первоочередной обязанностью каждого учителя считается умение подобрать личностный подход к любому ученику.

Духовное развитие ребенка, развитие личностных качеств, расширение багажа знаний в различных областях, выявление индивидуальных особенностей и их развитие, умение думать и размышлять.

Источник

Читайте также:  Что лучше свое дело или хорошая должность
Оцените статью
Компоненты Содержание
Цель
Профессионально важные качества субъекта деятельности
Технологические операции и переходы
Продукты (результаты) деятельности