Безграничность выбора (притча о Мастере)
Каждый день мы сталкиваемся с проблемой выбора. Где учиться или работать, с кем жить, как поступить в той или иной ситуации. Как не ошибиться, принимая важные решения? На какой опыт опереться и чем руководствоваться? Как распознать истинные желания и стать мастером в своей жизни?
Ранним утром ученики пришли к своему Учителю на традиционную беседу. Они расположились на циновке у камина и терпеливо ждали, когда Учитель заговорит.
— Ну что же, рассказывайте, с чем вы пришли сегодня, — произнес Учитель, от внимательных глаз которого не укрылось волнение учеников.
— Учитель, вчера вечером у нас был жаркий спор. Мы хотели разобраться, что нужно для того, чтобы стать Мастером своего дела. Таким, как ты. Мы спорили до рассвета. И спали всего несколько часов, но не чувствуем усталости. Мы взволнованы и хотим услышать твой ответ.
— Не спешите. Прежде скажите, к чему же вы пришли в итоге своих споров? — улыбнувшись, ответил Учитель и стал перебирать в руках камушки, которые достал из кармана.
— Мы пришли к тому, что нужно учиться, развиваться в своем деле, оттачивать свое мастерство!
— И это все? — спокойно спросил Учитель, удобно расположившись на циновке у камина.
— Нужно обучать других людей и делиться с ними своими знаниями и опытом! — тут же ответили ученики.
— И это все? — Учитель прикрыл глаза и, казалось, погрузился в полудрему.
— Соревноваться с самим собой! Стараться стать лучшим!
— Неплохо. Но есть кое-что поважнее. — Учитель продолжал сидеть с закрытыми глазами и все так же перебирал камушки.
— Помогать другим людям! Стремиться сделать мир лучше! — наперебой кричали ученики, которым не терпелось узнать ответ.
— Еще! Просыпайтесь уже!
— Всю жизнь посвятить своему Делу! — теперь стали слышны лишь отдельные возгласы.
После этого Учитель подождал немного, а затем разложил перед учениками камни, которые перебирал руками.
Их было несколько: один в форме круга, другой — в форме гладкого прямоугольника, третий — в форме сердца, четвертый — просто непонятный бесформенный обломок, пятый — кусочек розового кварца.
Учеников было пятеро, и Мастер предложил каждому выбрать камень. Причем, сделать это по очереди, в том порядке, как они сидели перед ним.
Первый ученик взял камень в форме сердца, второй выбрал круглый, третий взял себе розовый кварц, четвертый — камешек в форме прямоугольника, а пятому достался бесформенный обломок.
— А теперь подумайте и сами ответьте на свой вопрос, с которым вы сегодня пришли, — улыбаясь, проговорил Мастер.
— Знаем, знаем! Каждый из нас выбрал камень, который ему по душе! Прежде чем начать совершенствоваться, нужно выбрать себе любимое дело! То, которое будет вдохновлять! И давать сил!
Ученики обрадовались и не смогли усидеть на месте от восторга.
— Вы правы. Но посмотрите немного глубже. У кого был самый большой выбор?
— У того, кто был первым.
— А у кого выбора не было? — продолжил Мастер.
— У того, кто делал его последним. Ему ничего не оставалось, кроме как взять бесформенный обломок.
— Вот вам и сегодняшний урок: не позволяйте кому-то ограничивать ваш выбор. Вы могли воспротивиться мне и сказать, что хотите выбирать из пяти камней. Могли выйти на улицу и принести другой камень, который вам приглянулся. А вы подчинились, вы разрешили мне ограничить вас.
Ученики молчаливо смотрели на Учителя.
— А теперь ступайте и обдумайте сегодняшний урок. Всегда в своей жизни выбирайте то, что вам по сердцу. Будьте смелы, чтобы оглянуться вокруг себя и посмотреть чуть дальше, чем вам предложено. Когда вы выберете себе дело жизни таким образом, не ограничивая себя и следуя зову своего сердца, это будет союз любви. А это значит, что вы будете полны сил для того, чтобы пройти этот непростой путь и стать Мастером. Мастером своего дела.
Источник
Притчи Мастеров (Притча о том, как научиться истинной любви)
Однажды к Мастеру, не отбрасывающему теней, пришёл человек, чтобы просить у него помощи и совета.
— Ты, мудрый Мастер, помоги мне! Я вижу свои несовершенства и слабости, но никак не могу с ними справиться! Я многие годы стараюсь не проявлять свои дурные эмоции или порочные желания… Но стоит мне внезапно оказаться застигнутым новой ситуацией, которую посылает мне Бог, и я вновь и вновь повторяю те же ошибки! Вновь и вновь я раскаиваюсь и обещаю не грешить больше… Но вновь и вновь гнев, раздражение или страх одолевают меня, а большие желания или маленькие прихоти порабощают мою волю… и принуждают исполнять их до той поры, пока не получу удовлетворения от исполненного. Неужели же я безнадёжен и нет мне спасения и исцеления? Я очень хотел бы стать лучше…
Мастер ласково посмотрел на человека. Они стояли у красивого пруда. В воде цвели прекрасные белые и нежно-розовые лилии. Гладь воды была спокойна и чиста, как зеркало.
Мастер сказал человеку:
— Посмотри на своё отражение.
Теперь заставь отражение поднять руки к лицу, не двигая при этом своим телом!
— Но это совершенно невозможно!
— Тогда пошевели телом, а отражению дай повеление остаться неподвижным!
— Это не может получиться — ведь отражение в точности повторяет каждое действие тела!
— Да. В ситуации «ты и твоё отражение» — ты — это есть главное, а отражение в воде есть следствие.
Таковы же взаимоотношения и между свойствами тебя-души — и твоими эмоциями, мыслями и поступками.
Тебе нужно изменить себя как душу — и тогда все твои эмоции, мысли и поступки смогут быть прекрасными.
Если хочешь, останься у Меня — Я могу показать тебе приёмы, которые этому помогут.
Вот посмотри: бутон белой лилии, он не раскрылся ещё… И даже если очень захотеть — он не раскроет мгновенно свои лепестки.
Нужно время, чтобы цветок сформировался. Нужно, чтобы каждый день его ласкало солнце и вода питала корни! И лишь тогда — со временем — родится прекрасный цветок! Тогда только раскроются лепестки и вся внутренняя красота его станет видна!
Так же и преображение души — оно потребует много времени и труда. Наберись терпения.
Человек остался жить в доме Мастера.
И начал Мастер, не отбрасывающий теней, учить своего нового ученика перемещать центр себя-души в духовное сердце.
— Чтобы начать преобразование души — следует узнать, что человек может жить, воспринимая мир не только умом, глазами и ушами тела. Человек может воспринимать мир любящей душой, которая состоит из духовного сердца!
Сейчас вдохни полной грудью — и выдохни. Сделай так несколько раз.
Почувствуй то пространство внутри тела, в котором происходят вдох и выдох. А теперь попробуй так же, как воздух, словно бы вдохнуть свет, подобный солнечному.
Пусть теперь часть того света, который ты вдыхаешь, навсегда остаётся у тебя в груди. Привыкай к тому, что именно здесь находится центр тебя-души. И именно здесь рождается любовь, которая пусть освещает твой путь по жизни — среди всех людей и всего живого на Земле и даже в нематериальном пространстве.
Затем каждый день ты можешь учиться излучать этот свет, — подобно ласковому солнышку, сияющему изнутри.
И затем расширяй этот свет во все стороны, насколько хватает сил.
В этом пространстве света ты можешь учиться жить и ощущать себя, смотреть из него, говорить, руки души заботливые протягивать, лаская всё вокруг в Творении Божием!
И начал новый ученик Мастера такие упражнения повторять каждый день вновь и вновь.
И новое чарующее восприятие мира рождалось в нём! Это было удивительно радостное и блаженное прикосновение ко всему душой, из нежности и покоя состоящей!
А Мастер показывал своему ученику всё новые приёмы очищения энергий тела и расширения себя-сознания.
Стал распускаться цветок души, благоухающий любовью Божественной, ибо любовь к Богу появилась и крепла в этом человеке!
Он старался теперь никогда не забывать о Любви Создателя-Творца, Который ведь всегда пребывает вокруг и внутри каждого из нас!
Постепенно он научился охватывать любую ситуацию собой-любовью и собой-покоем.
Теперь ему уже не составляло труда справляться и со своими иногда ещё возникавшими дурными мыслями и эмоциями. Подобные негативные состояния появлялись в нём всё реже.
А потом и вовсе уже не нужно было ему прикладывать усилия, чтобы смотреть на всё вокруг глазами любви из сердца своего духовного, которое возросло многократно!
Так тот человек познал великое блаженство, в котором может жить подвижник на Пути к Богу! Ведь он освоил то состояние, в котором может человек постоянно ощущать присутствие Бога и обретает в Боге — Опору во всех своих жизненных ситуациях.
Так прошёл год. Многое познал человек, живя у Мастера, не отбрасывающего теней, в Его доме вместе с другими учениками.
И тогда Мастер позвал этого человека и сказал:
— Ты освоил первую ступень ученичества: ты научился удерживать себя в центре покоя и любви, именуемом духовным сердцем. Но ты освоил это в условиях ашрама, где всегда царит гармония.
Теперь же — ты мог бы отправиться в мир, где живут обычные люди, и постараться удерживать эти состояния и в тех ситуациях, когда вокруг не всё благоприятно.
Ещё ты мог бы научить тому, что знаешь теперь сам, — тех людей, которые будут просить тебя о помощи.
— Ты прогоняешь меня, мой Мастер?! Но я ведь ещё так мало знаю и умею!
— Вовсе нет, Я не прогоняю тебя, Я просто даю тебе следующее задание: научиться делать всё то же — без Моей помощи. Я буду ждать тебя здесь снова, тогда, когда ты будешь готов продвинуться дальше.
— Как же я узнаю об этом? Ведь я ещё не всегда могу воспринимать Мысли Бога и Его Слова! Я ещё столько всего не освоил! Как я буду различать правильное и неправильное? Как мне научиться поступать верно, если я не смогу спросить у Тебя совета?
— Бог умеет говорить с душой не только с помощью слов.
Тот, кто освоил умение быть любовью, — дальше будет учиться всему остальному уже легко!
Помнишь тот день, когда ты впервые пришёл ко Мне?
Ты тогда смотрел на своё отражение…
Вот так и большинство людей живёт в мире, как бы глядя лишь на своё отражение во всём. Этим и ограничивается их кругозор. Так живут маленькие индивидуальные души, которые думают только о себе. Такие души воспринимают всё в мире в соответствии с тем, как это относится лично к ним: «меня любят — или меня не любят», «мне делают приятно — или неприятно», «я хочу этого, того и ещё того… ».
Человек ведь обычно видит лишь то, на что он смотрит!
Если ты, к примеру, сейчас посмотришь на отражение в этом пруду, то увидишь уже намного больше, чем когда-то прежде, не так ли?
— Да, я вижу и отражение этого прекрасного неба с лёгкими облачками и парящими птицами, и нежные цветы, которые отражаются в этой глади так восхитительно, словно растут в Небесах! Вся эта красота и гармония — подобна музыке во славу Создателя! И ещё я вижу Тебя и себя рядом с Тобой. Я не вижу ещё, но знаю, что здесь отражается и Тот, Кто создал всё это! Он находится с нами всегда. И во всём я уже ощущаю Его присутствие…
— Ну вот, оцени сам, сколь расширился твой кругозор!
Во всём, что окружает тебя, во всём, что происходит с тобой, — ты можешь теперь учиться видеть Проявление Воли Бога и Его Силы, Его Красоты и Мудрости!
Всё Творение — это Проявление Его Замысла!
Весь мир вокруг — это — как послание Бога тебе! И ты можешь учиться это воспринимать. Стоит тебе задать свой вопрос Богу — и через некоторое время ты обязательно получишь ответ!
Даже если ты ещё не сумеешь именно услышать Откровение Бога во внутреннем пространстве тишины, в покое духовного сердца — ты всё равно поймёшь Его ответ!
Этот ответ может придти к тебе через слова встреченного тобой человека, через открытую в нужном месте книгу. Или какое-нибудь иное событие — большое или маленькое — ответит на твой вопрос и подскажет решение.
Не бойся уроков Бога! И не страшись своих ошибок! Тогда ты постепенно научишься ясно слышать Его Голос и знать Его Пожелания всегда!
— Истинная любовь — ведь лишена эгоизма. Это есть критерий, позволяющий всегда отличить правильное от неправильного в себе и в других людях.
Люби — именно так!
Помогай и другим познавать именно такую чистоту любви!
И тогда Законы Доброты и Заботы, которые ты уже усвоил, учась у Меня, никогда не подведут тебя!
Теперь ты сможешь учиться жить всегда — в осознанном присутствии Бога!
Ты сможешь, именно ощущая Бога, — идти или сидеть, молчать или говорить, вкушать пищу, любоваться красотой!
Ты сможешь смотреть и видеть Проявление Воли Бога во всём, окружающем тебя и приходящем к тебе! И понимание Его Любви и Мудрости будет возрастать в тебе с каждым днём!
Так вот и живи — и помогай всем существам, которых Бог посылает в твою судьбу!
Так ты подготовишь себя к тому моменту, когда будешь готов увидеть Проявление Бога и в себе самом, также — узнать Его как своё собственное Высшее Я, тождественное Я Всеобщему! Вот тогда мы и встретимся вновь!
Источник
Притчи о мастерах и мастерстве
На этот раз я предлагаю вашему вниманию серию притч о мастерах и мастерстве. Вам может показаться, что не все тут о мастерстве. Прочтите внимательнее — я их специально подбирала. Все эти истории касаются работы мастера, жизни мастера и его учеников.
Если, конечно, это действительно МАСТЕР.
Взгляд мастера (бизнес-притча)
Как-то одного очень опытного и успешного бизнесмена спросили, почему он никогда не советует, каким бизнесом заняться новичкам или не оценивает перспективы их проектов.
— Иногда я вижу проекты, реализовать которые, как я знаю точно, у меня получится, но я вовсе не уверен, что это получится у того, кто мне их предлагает. А иногда мне представляют проекты, которые я воплотить в жизнь, скорее всего, не смогу, но это вовсе не означает, что это не выйдет у их авторов. Поэтому я предлагаю им самим решать — стоит ли их реализовывать собственными усилиями, и от души желаю удачи.
Современная притча
Однажды к старому Учителю китайских боевых искусств пришёл мастер-европеец и спросил:
— Учитель, я чемпион своей страны по боксу и французской борьбе, чему ещё вы могли бы научить меня?
Старый мастер помолчал некоторое время, улыбнулся и сказал:
— Представь себе, что, гуляя по городу, ты случайно забредаешь на улицу, где поджидают несколько громил, мечтающих ограбить тебя и переломать тебе рёбра. Так вот, я научу тебя не гулять по таким улицам.
Еврейская притча
Одного раввина прихожане считали человеком от Бога. Не проходило и дня, чтобы у дверей его дома не толпились люди в ожидании совета, исцеления или благословения этого святого человека. Каждый раз, когда раввин произносил слово, люди просто впивались взглядом в его губы, жадно ловили каждое его слово.
Тем не менее, в толпе прихожан нашёлся один человек, который никогда не упускал случая, чтобы покритиковать учителя. Он обращал внимание людей на слабости раввина, посмеивался над его недостатками — к великому смущению учеников, начавших принимать выскочку за воплощение дьявола.
Случилось так, что однажды «дьявол» заболел и умер. Все с облегчением вздохнули. Внешне люди выглядели скорбящими по случаю, но внутри они были рады, что больше этот неучтивый еретик не будет прерывать вдохновляющие речи учителя, не будет критиковать его поведение.
К большому удивлению верующих, на похоронах Мастер искренне переживал. Позднее кто-то спросил его, не скорбел ли он по участи умершего.
— Нет, нет. С какой стати я должен скорбеть по нашему другу, который сейчас находится в раю? Я печалился о себе. Это был мой единственный друг. Меня повсюду окружают почитающие меня люди. Он был единственным, кто бросил мне вызов. Боюсь, что без него я просто перестану расти.
— Просто каждый находит только то, что умеет искать.
Даосская притча
Повар царя Прекрасно-милостивого принялся разделывать тушу быка. Каждый взмах руки и наклон плеча, каждый шаг ноги и сгибание колена сопровождались треском отделяемой от кости кожи, стуком ножа. Работа шла в чётком ритме, точно танец «В тутовой роще» или «Цзин шоу».
— Ах, как прекрасно! Как совершенно твоё мастерство! — воскликнул Прекрасно-милостивый.
Опустив нож, повар сказал:
— Я, ваш слуга, привержен пути более, чем своему мастерству! Когда я, ваш слуга, стал впервые разделывать быка, то видел лишь тушу, а через три года перестал замечать животное как единое целое. Теперь же я не смотрю на него, а понимаю его разумом, не воспринимаю его органами чувств, а действую лишь разумом. Следуя за естественными волокнами, режу сочленения, прохожу в полости, никогда не рублю то, что слишком твёрдо, — центральные жилы и связки, а тем более — большие кости.
Хороший повар режет, а поэтому меняет нож раз в год. Посредственный повар рубит, а потому меняет нож раз в месяц. Ножу вашего слуги ныне девятнадцать лет, я разделал им много тысяч бычьих туш, а лезвие у него словно только что заострено на точильном камне.
Между сочленениями есть щели, а остриё ножа не имеет утолщения. Когда вводишь в щель тонкое лезвие, места, где погулять ножу, находится с избытком. Поэтому и через девятнадцать лет его лезвие словно только что заострено на точильном камне. Но, несмотря на это, каждый раз, подойдя к сложному сплетению, вижу, как трудно с ним справиться, страшусь и остерегаюсь, не отвожу глаз, веду нож медленно, едва шевеля. И вдруг так быстро заканчиваю разделку, точно рассыпаю ком земли. Подняв нож, я постою, оглянусь по сторонам, пройдусь в нерешительности и, удовлетворённый, оботру нож и спрячу.
— Отлично! — воскликнул Прекрасно-милостивый. — Услышав рассказ повара, я понял, как достичь долголетия.
Притча от Юлии Дубинкиной-Ильиной
Однажды Хинг Ши беседовал с Яньгэ Жэнем, одним, довольно скептически настроенным, мудрецом, о важности канонов в изобразительном искусстве. Яньгэ Жэнь настаивал на том, что мастер, изображая что-либо, должен вне зависимости от своего желания, придерживаться определённых канонов и правил. Хинг Ши, не раз сталкивавшийся в своих странствиях с разнообразием культур и искусств, не мог с этим согласиться, а потому сказал:
— Искусство не может быть заключено в строгие рамки и правила хотя бы потому, что оно является отражением самой свободной части человека — его души.
— Но при чём здесь душа? Картины — это всего лишь изображения окружающего нас мира.
— Вряд ли, — возразил Хинг Ши, — тогда живопись и рисование, потеряли бы всякий смысл. Зачем человеку понадобилось бы создавать копию, которая всё равно никогда не смогла бы сравниться с совершенством оригинала?
— Думаю, что картины — это не более как попытка художника передать красками то, что он видит.
— Тогда как можем мы судить о том, каким видит этот мир художник, если нам не дано смотреть его глазами? — ответил Хинг Ши.
Новые Изобретения (еврейская притча)
— Учиться можно, глядя на любую вещь, — сказал однажды рабби своим хасидам. — Всё в этом мире существует, чтобы наставлять нас. Не только то, что сделал Господь, но и то, что сделали люди, умудряет нас.
— Чему же нас учит, например, — спросил один хасид с сомнением, — железная дорога?
— Что, опоздав на миг, можно упустить все.
— Что каждое слово учитывается.
— Что там слышат, что мы говорим здесь.
О дровосеке (суфийская притча)
Один дровосек жил очень бедно, получая гроши за вязанки дров, которые он приносил из ближнего леса.
Однажды, когда он рубил дрова, его увидел проходивший мимо мудрец и сказал:
Дровосек, послушавшись его совета, зашел глубже в лес и нашел там сандаловые деревья. Нарубив столько, сколько смог унести и получив от продажи много денег, он и на следующий день отправился в лес. Вспомнив совет мудреца, он зашел еще дальше и увидел россыпи серебряной руды. На третий день он не остановился и здесь и в глубине леса отыскал пещеру с драгоценностями.
Вставай
Один ученик спросил своего наставника-суфия:
— Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моём падении?
— А на следующий раз?
— И сколько это может продолжаться — всё падать и подниматься?
— Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.
Притча о двух монахах
Однажды старый и молодой монах возвращались в свою обитель. Путь их пересекала река, которая из-за дождей очень сильно разлилась.
На берегу стояла молодая женщина, которой также нужно было перебраться на противоположный берег, но она не могла обойтись без посторонней помощи. Обет строго-настрого запрещал монахам прикасаться к женщинам, и молодой монах демонстративно от нее отвернулся. Старый же монах подошел к женщине, взял ее на руки и перенес через реку.
Весь оставшийся путь монахи хранили молчание, но у самой обители молодой монах не выдержал: «Как ты мог прикоснуться к женщине!? Ты же давал обет!»
На что старый спокойно ответил: «Странно, я перенес ее и оставил на берегу реки, а ты до сих пор ее несешь».
Волки (индейская притча)
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
— Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Даосская притча о мастерстве
Ле-Цзы учился стрелять. Как-то попав в цель, попросил указаний у Стража Границ. Страж Границ задал вопрос:
— Знаешь ли ты, почему попал в цель?
— Значит, ты еще не овладел мастерством.
Ле-Цзы ушел, упражнялся три года и снова явился с докладом. Страж Границ спросил:
— Знаешь ли ты, почему попал в цель?
— Знаю, — ответил Ле-Цзы.
— Теперь ты овладел мастерством! Храни и не забывай! Поступай так, изучая не только стрельбу, но и себя самого, и царство. Ибо мудрый человек познает не существование и гибель, а их причины.
Иголка в стоге сена
Однажды одного мудрого и учёного человека спросили, в чём секрет его мудрости, в чём он видит основное различие между собственным разумом и разумом других людей. Он задумался ненадолго, а затем ответил:
— Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только найдут её. А я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезёт, даже четвёртую и пятую иголку.
Дзенская притча о художнике
Одного художника император попросил написать Гималаи на стенах его дворца. Художник был Мастером дзэн; он сказал, что ему нужно для этого три года жить в Гималаях. Император спросил:
— Это займет у тебя три года?
— Я прошу минимум времени, потому что, пока я не стану частью Гималаев, я не смогу написать их. Мне нужно пойти туда и раствориться в них.
По прошествии трех лет он вернулся и расписал стену в три дня. Император пришел посмотреть. Это было чудо! Он никогда не видел такие прекрасные горы. Даже настоящие Гималаи были немного бледнее в сравнении с ними. Он долго стоял и любовался, а потом заметил:
— Здесь я вижу тропинку, куда она ведет?
— Мы можем пойти посмотреть.
Они пошли и больше не вернулись.
Притча от чайной церемонии от неизвестного автора
Человек Суеты готовит прекрасную чайную церемонию в расчёте на будущую похвалу, славу и почёт.
Его удел — слёзы разочарования.
Его труд — напрасен.
Просветлённый знает уже наперёд, что его труд — напрасен.
Однако он всё равно готовит свою чайную церемонию — в расчёте на скорое забвение, хулу и короткую людскую память.
Зачем же он это делает, чудак?
Видите ли, ему нравится сам процесс открывания старинной жестяной банки. Он хочет наполнить своё ускользающее мгновение «здесь-и-сейчас» запахом высушенных цветов жасмина.
А чем наполните это мгновение Вы?
Не посмев вставиить свои собственные размышления рядом с такими мудрецами, я разместила собственные мысли на ту же тему в блоге.
Источник