Мастер- золотые руки
Работа посвящена сельским умельцам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grigorenko_ivan.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение Новопетровская средняя общеобразовательная школа
ученик 7 класса Григоренко Иван
учитель истории Геда Н. В.
« Не зная прошлого,
невозможно понять подлинный
смысл настоящего и цели будущего»
Любимый уголок земли у каждого человека свой и называется он малой родиной.
Могу с гордостью сказать, что это моя малая родина – чудесный, благодатный край. Край прекрасных лесов, золотистых хлебных полей. Здесь живут замечательные трудолюбивые люди.
Село Ново-Петровка, в котором я сейчас живу, образовалось в 1858 году как пристань Сычевская, позднее переименовано в Ново-Петровку. В этом году мы отмечаем ее 160- летний юбилей. С каждым годом мое село становится лучше и краше. Мне нравится вместе с друзьями совершать прогулки по ее улицам. Самая красивая из них, я считаю, Речная. Окна домов украшены резными наличниками, сделанными руками хозяев. Украшенные палисадники, ворота рассказывают о мастерстве односельчан. У меня возникло желание узнать, какими ремёслами раньше славилось наше село, и кто сейчас хранит и продолжает дело своих предков.
Тема исследования актуальна, так как в настоящее время не только в нашей, но и в соседних селах люди всё больше внимания обращают на внешний вид своего дома, строят их по-новому, придают современный вид. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, которые создают своими руками прекрасные изделия, делающие нашу жизнь ярче. Это и определило выбранную тему моего исследования.
Тема исследования: «Мастера, живущие рядом»
Цель исследования: отыскать в селе Новопетровка- мастеров-умельцев народного ремесла, чтобы сохранить то наследие, которое досталось нам от наших предков.
изучить литературу по теме;
познакомиться с основными видами народного ремесла.
раскрыть значимость народного ремесла;
узнать о народных умельцах с. Новопетровка
чтение различной литературы; работа в интернете;
сравнение полученных результатов.
Основной вопрос, который возникает при обсуждении этой темы «Живут ли в наше время ремёсла, или они уже давно забыты?»
Чтобы ответить на этот вопрос, я провел наблюдение, изучил различную литературу, посетил библиотеку, встретился с интересными людьми.
Я выдвинул гипотезу: если в моем селе есть люди, которые владеют секретами традиционных ремёсел, значит еще возможно возрождение и сохранение этого мастерства в современном мире.
Объект исследования : земляки, их личный пример, вклад в развитие современного общества
Предмет исследования : биография земляков, их общественная и трудовая деятельность. В ходе исследования я постарался установить связь между прошлым и настоящим мастерством умельцев.
Таким образом, целью моего исследования является: установление связи поколений мастеров- умельцев. Перед собой поставил следующие задачи:
провести встречу с жителями села , записать их воспоминания
изучить архивные материалы администрации сельского поселения проанализировать, сделать выводы по результатам проведенной исследовательской работы.
Основная часть. Золотых рук мастера.
«Дело мастера боится»
«По работе и мастера знать»
«Люби дело — мастером будешь».
О ком все эти пословицы?
Конечно, о мастерах своего дела, умельцах – золотые руки! И чего только не умели наши мастера! Вышивка и вязание кружев, резьба по дереву, роспись и гончарное дело…
При изготовлении любой вещи народные мастера думали не только о практическом назначении, но и о красоте. Из простых материалов: дерева, металла, ткани — создавались различные произведения искусства.
Знать народные ремёсла, имена народных мастеров-умельцев – это значит лучше понимать свой народ
Раньше, чтоб быть Мастером, нужно было сначала стать учеником! Помогать подмастерьям и Мастерам. Присматриваться, убирать рабочие места, носить воду и еду и т.д.
Затем, если ученик смышленый, его брали в подмастерья. Несколько лет он отходит «под Мастером» и только потом, если все профессионально и качественно получается, становится им.
Но и это еще не все! За звание Мастера нужно было уплатить большой вступительный взнос, создать шедевр или прекрасную работу и только тогда с согласия остальных Мастеров-экзаменаторов в данной профессии, человек мог получить заветное звание — Мастер!
Экзаменационная работа проводилась в закрытом изолированном от других помещении, без посторонней помощи, на дорогом профессиональном оборудовании.
Часто подмастерья учились у сторонних Мастеров в разных местах, нередко далеко от дома, чтоб понять различные техники и выработать свою. Но собственная техника — это на самом деле невероятно трудно, но возможно!
А многие так и оставались на всю жизнь подмастерьями. Потому что не хотели приложить усилия. Или не могли стать Мастерами в силу различных обстоятельств! Ведь Мастер это еще и дорогое оборудование, инструменты. Не каждый подмастерье мог и за несколько лет заработать на такое оснащение.
Задавшись целью отыскать в нашей местности мастеров-умельцев, я расспросил и бабушку, одноклассников, соседей, учителей и узнал о некоторых умельцах, жителях нашего села
Моя исследовательская работа началась с изучения данных, хранящихся в библиотеке. Я узнал, что все мастера — самоучки, получили навыки мастерства от своих предков, но умельцами стали благодаря своему старанию, большому желанию научиться. Соседи обращаются к ним за помощью, умельцы с радостью помогают им, за небольшую плату выполняют заказ. Но специально на продажу мастера редко готовят изделия.
Чибисова Лидия Ивановна приехала в Новопетровку с Украины. Её талант, а может быть и дар заключается в вышивании картин. Увлекаться этим она начала с 2013 года. Первой её работой является «Букет Цветов.” После она сделала очень много приятных глазу картин ,так же она начала заниматься бисероплетением. Сейчас Лидия Ивановна на заслуженном отдыхе, но работает. На вопрос « Давно ли вы занимаетесь вышивкой крестиком? ответила: «С детства, у меня мама все время вышивала и я вместе с ней. Но более профессионально стала заниматься, находясь на заслуженном отдыхе».
Работы Лидии Ивановны неоднократно украшали выставки прикладного искусства в селе .
Так же, как и Лидия Ивановна , Цурбанова Екатерина Викторовна тоже увлекается вязанием, но уже крючком. Екатерина Викторовна мама троих детей, вязанием начала заниматься с 2009 г.
Есть в нашей деревне ещё одна мастерица – Пашаева Олеся Александровна. Олеся- молодая мама, работает в магазине продавцом, но так же находит свободное время для работ в стиле канзаши, или работа с лентами, ещё она передаёт своей дочке знания.
Стоит упомянуть Калягину Любовь Николаевну , она находится на заслуженном отдыхе , много лет работала на Новопетровской заставе поваром. Вот уже пять лет как она занимается прекрасным делом-плетением из газетных трубочек.
А сейчас я хочу рассказать вам о прекрасном человеке! Мастере своего дела! А так же о человеке с природным даром!
Миронов Владимир Михайлович родился и вырос в селе Новопетровка , с детства увлекался конструированием. В 5 классе сделал самодельную машину, мечтал сделать электрические сани, связывался с инженером , который присылал ему чертежи. Закончил 8 классов и поступил в сельскохозяйственный техникум , вскоре он закончил его с отличием, получил специальность техник-механик , а также направление в институт, а в институте инженер-механик, а после получил диплом о профессиональной переподготовке . После института начал работать в колхозе. Вскоре пришел работать в школу и вел ОБЖ , черчение, и изобразительное искусство. Проработав в школе 8 лет, и вернулся в колхоз главным инженером. Сейчас Владимир Михайлович работает в школе учителем технологии и передает свои знания о резьбе по дереву своим ученикам. Владимир Михайлович очень любит вырезать невообразимые поделки, и хочет, чтобы его ученики тоже могли перенять его мастерство и опыт.
И я старался научиться у Владимира Михайловича мастерству работы с деревом.
Резать из дерева
Душою за дело своё болеть.
Украсит ваш дом И сказочным теремом станет он.
Я узнал, что потребность украшать предметы быта появилась у людей давно. Так сложилось, что Русь – страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой. Народные промыслы складывались веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Искусство это необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, по индивидуальному видению и замыслу мастеров.В нашей стране традиции художественной обработки древесины уходят корнями в глубокую древность. Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. С давних времен деревья были предметом восхищения людей. Им поклонялись друиды и древние славяне, позднее они служили источником вдохновения для поэтов, художников, архитекторов, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Наша страна всегда славилась своими лесами, и потому декоративная обработка дерева издавна считается традицией. Изделия из древесины, созданные руками мастера, приносят чудесную атмосферу леса, его свежесть и аромат. Умело, выполненные поделки радуют глаз своими теплыми оттенками цвета и изяществом формы.
Меняется облик городов и сел, но корнями они уходят в далекое прошлое. В результате исследовательской работы мне удалось убедиться в том, что традиционное сельское ремесло не забыто. Оно живет и радует глаз и душу человека. Более того, я познакомился с новопетровскими умельцами, хранящими секреты и тайны мастерства, которыми они не побоялись со мной поделиться. Гипотеза подтвердилась . Существуют все предпосылки для возрождения ремёсел. Из поколения в поколение передаётся мастерство умельцев. Сохраняется традиция, но появляется и новое. Побеседовав со своими односельчанами, я пришёл к выводу: все они разные, но их объединяет увлечение, желание самому научиться и передать своим ученикам свои умения, секреты мастерства.
В ходе исследования я получил следующие результаты:
— узнал биографию односельчан мастеров – умельцев.
— выяснил, что мастера, получив первые навыки, сами развивали их.
— мастера- умельцы передают умения своим ученикам, тем самым сохраняют их для потомков.
— односельчане уважительно относятся к мастерам- умельцам, обращаются к ним за помощью.
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я научился искать информацию по поставленной цели, проводить беседу с жителями. Со своей исследовательской работой я могу выступать на краеведческих конференциях. Считаю, что моё выступление будет интересным и для моих одноклассников.
Источник
«Золотые руки»
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .
Смотреть что такое ««Золотые руки»» в других словарях:
золотые руки — Руки золотые, да горло мишурное (да рыло поганое) хороший работник, да пьяница Ср. Все согласны, что, очнись он, ему цены не будет, что у него золотые руки. шляется в поденщиках, да и то только для того, чтобы выработанное пропить в кабаке. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
золотые руки — специалист, знает свое дело, умелец, мастер на все руки, мастер, квалифицированный, умелый, штукарь, рукастый, дока, мастак, грамотный, искусник, мастер своего дела, работа горит в руках, дело горит в руках, спец, мастеровитый, ас, искусный… … Словарь синонимов
золотые руки — Одобр. Только мн. Кто либо умеет сделать все, за что ни возьмется. = Мастер на все руки. У кого? у отца, у товарища… золотые руки. У мальчика, безусловно, незаурядная техническая смекалка и золотые руки. Работу Паша найдет, руки у него золотые.… … Учебный фразеологический словарь
Золотые руки — Экспрес. 1. Мастер, искусный в своём деле. Наблюдал я, как немцы рабочие на вертикально сверлильном станке обтачивали каналы орудийных стволов. Ну, знаешь, золотые руки! Виртуозы! Уникальные мастера! (В. Кожевников. Щит и меч). 2. у кого. Кто… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Золотые руки — Золотыя руки. Руки золотыя, да горло мишурное, да рыло поганое (хорошій работникъ, да пьяница). Ср. Всѣ согласны, что очнись онъ, ему цѣны не будетъ, что у него золотыя руки. шляется въ поденщикахъ, да и то только для того, чтобы выработанное… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Золотые руки — [у кого]. Разг. Одобр. О человеке, который справляется с любой работой, умело, искусно всё делает. Жиг. 1969, 240; ФСРЯ, 398; СОСВ, 78; БМС 1998, 501 … Большой словарь русских поговорок
ЗОЛОТЫЕ РУКИ — 1932, 66 мин., немой, ч/б, Ленсоюзкино. жанр: драма. реж. Сергей Глаголин, сц. Яков Ялунер, опер. Владимир Вергилес, худ. Владимир Борискович, авт.надп. Виктор Шкловский. В ролях: Лидия Ладонина, Григорий Боровков, Зинаида Занони, Екатерина … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
Золотые руки. История Бена Карсона — Gifted Hands: The Ben Carson Story Жанр драма Режиссёр Томас Картер В главных ролях … Википедия
Золотой человек, золотые руки. — Он на все руки. Золотой человек, золотые руки. См. УЧЕНЬЕ НАУКА … В.И. Даль. Пословицы русского народа
руки правильно сломаны — прил., кол во синонимов: 10 • дело горит в руках (10) • золотые руки (21) • мастак (27) … Словарь синонимов
Источник
Познавательная деятельность «Золотые руки мастеров»
Ольга Воробьева
Познавательная деятельность «Золотые руки мастеров»
Конспект занятия по знакомству с народными промыслами «Золотые руки мастеров» в средней группе.
Цель: Познакомить детей с историей народных промыслов.
Обучающая:Формировать знания детей о народных промыслах: дымковской, игрушке; о предметах быта (гжель, хохлома). Об их характерных признаках, особенностях узоров и элементов.
Воспитательная: Воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору. Воспитывать любовь и уважение к народным промыслам России. Содействовать нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников.
Развивающая: Развивать цветовое восприятие. Развивать интерес и уважение к народным промыслам, традициям России. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Материалы:Изделия народных промыслов: дымковская игрушка, посуда из Гжели, Хохломы; домики с изображением элементов декоративно-прикладного искусства, набор иллюстративного материала с видами изделий декоративно-прикладного искусства, мнемотаблицы.
Ход занятия
Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.
Дети, а вы знаете про великий наш народ? Про то, как люди жили, песни пели, игрушки мастерили? Ведь преданья старины забывать мы не должны. А знаете ли вы самую старинную русскую игрушку?Тогда отгадайте загадку:
В этой молодице
Для меньшой темница.
Хлопают в ладошки
— Давайте и мы поиграем.
Цель игры: Учить выполнять движения по тексту.
Воспитатель: Ай да молодцы! Присаживайтесь, ребятушки,как в народной мудрости говорится: «В ногах правды нет».
Дети садятся перед телевизором.
Воспитатель: — Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся,говорили: «Мастер – золотые руки», «Мастер на все руки».
— Послушайте интересную старую сказку.
— Жила – была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали её за это Марья – искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил её заполучить в своё Кощеево царство. Налетел, схватил её и понес. А Марья – искусница превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно перышко упало в село Дымково.
Описательный рассказ по мнемотаблице.
1.Разнообразие дымковских игрушек: звери, птицы, человек, сказочные персонажи, бытовые сценки.
2. Когда-то очень давно на берегу реки Вятка появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки топили печи и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Так и назвали слободу Дымковской.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население Дымково лепило глиняные свистульки.
3. Для производства используется местная красная глина.
4. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал.
5. Обжигают в печи.
6. Покрывают белилами.
7. Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
8.Геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях.
А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки.
Описательный рассказ по мнемотаблице.
1. Гжель — это посуда, статуэтки, игрушки,изделия интерьера: камины, люстры, часы и другие фарфоровые изделия.
2. Изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства.
3. Свои произведения мастера изготавливают из глины.
4. Все изделия обжигают в печи.
5. После обжига изделия макают в специальный розовый раствор. Так легко найти дефекты и трещинки.
6. Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок «мазок с тенью”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
7. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок.
8. Традиционная роспись — выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, сюжетные росписи.
Полетела Жар-птица дальше.
2. Давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок — умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар — птица. Он и её угостил. В благодарность Жар — птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой.
3. Хохломские предметы сделаны из дерева.
4.Технология промысла: — «бельё» – выточенное неокрашенное изделие — грунтовка жидкой очищенной глиной и покрытие олифой чтобы на поверхности появилась липкая лаковая плёнка — лужение – втирание в поверхность изделия измельченного алюминиевого порошка — роспись изделия
5. Обжиг в печи до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается «золотая хохлома»
6. Традиционные цвета хохломской росписи – красный, желто-золотистый, зеленый, черный.
7. Фоновая роспись.
8.Основные элементы росписи: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки, завитки.
1.Разнообразие видов изделий: посуда, домашняя утварь и мебель.
Вот какие мастера живут на земле русской!
Но вот беда! Узнал про это Кощей и послал на землю русскую ураган. Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам.
Проводится игра «Каждое изделие – в свой дом».
Материалы: 9 домиков с элементами декоративно – прикладного искусства, набор иллюстративного материала с видами изделий декоративно-прикладного искусства.
Ход: дети должны разложить картинки по своим домам.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько вы сегодня узнали о народных промыслах. Какие вам запомнились?
Воспитатель: Ну, а теперь, ребятки, как говорится в русской пословице «По работе и награда». Есть у меня для вас гостинец, расписные пряники, которыми славилась Россия-матушка во все времена. Угощайтесь!
Прикреплённые файлы:
mastera_te607.pptx | 4396,54 Кб |
Проект «Декоративно-прикладное искусство в детском саду» (средняя группа) Проект на тему «Декоративно — прикладное искусство детям» Составила: воспитатель Петрова Елена Владимировна Тема: «Декоративно.
Кружок по интересам для детей средней группы «Народный умелец» КРУЖОК ПО ИНТЕРЕСАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «НАРОДНЫЙ УМЕЛЕЦ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа работы кружка предусматривает ознакомление.
Источник