Знания необходимые для осуществления инструктором своей деятельности это

Профессиональная компетентность педагога

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности».

Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности [Пугачев, 2000]. В педагогике данную категорию рассматривают либо как производный компонент от «общекультурной компетентности» (Н.Розов, Е.В.Бондаревская), либо как «уровень образованности специалиста» (Б.С.Гершунский, А.Д.Щекатунова). Если попытаться определить место компетентности в системе уровней профессионального мастерства, то она находится между исполнительностью и совершенством [Чошанов, 1996].

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в развитии и воспитании.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

  1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
  2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
  3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…».

Педагог 21 века – это:

-Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
-Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

Профессиональная компетентность – это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность – это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

Наряду с понятием профессиональной компетентности существует такое понятие как развитие профессиональной компетентности.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности: 1. самоанализ и осознание необходимости; 2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения); 3. самопроявление, анализ, самокорректировка. Формирование профессиональной компетентности — процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

  1. Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученныеv знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  2. Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
  3. Информационная компетентность – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах.
  4. Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Читайте также:  Открыть свое дело для иностранцев

Под профессиональной компетентностью принято понимать интегральную характеристику деловых и личностных качеств, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений. Основными компонентами профессиональной компетентности преподавателя являются:

  • социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения;
  • персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
  • специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
  • экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Профессиональная компетентность преподавате­ля включает в себя предметную, психолого-педагогическую и методическую составляющие.

Предметная компетентность включает:

  • знания в области преподаваемой дисциплины;
  • ориентацию в современных исследованиях по преподаваемой дисциплине;
  • владение методиками преподавания дис­циплины (умение ориентироваться в разнообра­зии различных методов и приемов обучения);
  • использование современных педагоги­ческих технологий обучения.

Психолого-педагогическую компетентность мы

  • владение базовыми психолого-педагоги­ческими знаниями и умениями, обусловливаю­щими успешность решения широкого круга вос­питательных и образовательных задач;
  • умение выявлять индивидуальные способ­ности студентов и строить образовательный про­цесс с их учетом;
  • умение выявлять пробелы в знаниях и уме­ниях студентов, реализовать индивидуальные способы работы по ликвидации пробелов;
  • умение устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения со студентами, коллегами, родителями;
  • умение создавать благоприятный микро­климат в педагогическом коллективе.

Методическая компетентность это:

  • умение планировать, отбирать, синтезиро­вать и конструировать учебный материал;
  • умение организовывать различные формы занятий;
  • умение реализовывать деятельностный под­ход к обучению и умение организовать учебную работу студентов;
  • умение применять инновационные техно­логии обучения;
  • квалифицированное применение здоровь­есберегающих технологий обучения;
  • умение использовать приемы педагогиче­ской техники при формировании ключевых компетенций студентов;
  • умение организовывать самостоятельную ра­боту на занятиях и во внеурочной деятельности.

Подводя итог вышесказанного:

  • Совет первый: Компетентный преподаватель знает и любит свою дисциплину, любит свою работу.
  • Совет второй: Компетентный преподаватель владеет разнообразными методами обучения.
  • Совет третий: Компетентный преподаватель умеет вызвать и удержать интерес обучающихся, соизмеряет темп обучения с темпом усвоения знаний, управляет их вниманием.
  • Совет четвертый: Компетентный преподаватель имеет четкую, заранее оговоренную систему контроля, объективно оценивает знания.
  • Совет пятый: Компетентный преподаватель уважает обучающихся, умеет поставить себя на его место.
  • Совет шестой: Компетентный преподаватель — человек разносторонний, обладает артистизмом и чувством юмора.
  • Совет седьмой: Компетентный преподаватель имеет личную концепцию обучения и постоянно развивается.
  1. Кушин В.С. Общие основы педагогики. — Р-н/Д.: Март, 2002.
  2. Педагогическая энциклопедия. Т.3. Н-СН. — М.: Советская энциклопедия, 1996. — 879 с.

Источник

pedagogika_shpora

Авторитаризм в образовании – это. тип взаимодействия педагога и воспитанника, характеризующийся абсолютной и непререкаемой властью первого

Аналитико-оценочная деятельность – это умение анализировать и объективно оценивать педагогический процесс

Бессловесный (невербальный) компонент педагогического общения составляют: имидж учителя, мобилизация, «пристройка»

В основе дифференциации педагогических специальностей лежат: различные предметные области знаний, возрастные периоды развития личности, особенности развития личности, связанные с психофизическими и социальными факторами

В профессиограмму не входит: смена приоритетов в целях подготовки специалиста

Ведущие тенденции образования в мире связаны. с идеей создания условий для развития личности

Ведущие факторы, влияющие на развитие личности: наследственность, среда, воспитание

Вербальное общение – это: речевое общение

Вид деятельности в рамках педагогической профессии, обеспечивающий и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. педагогическая специальность

Владение педагогом знаниями и умениями, необходимыми для осуществления профессионально-педагогической деятельности; профессионально-педагогическая компетентность

Владение учителем собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие – это … компетентность. педагогическая

Воспитание – это. процесс передачи духовного и общественного опыта новым поколениям с целью подготовки к жизни в обществе

Выбор педагогической профессии будет оправданным при. осознанном отношении абитуриента к своему образованию

Главное отличие педагогической профессии от другой типа «человек-человек» заключается в том, что она относится. как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно

Гностические умения педагога проявляются непосредственно при: исследовании передового педагогического опыта

Гуманистическая направленность педагога – это. интересы, общечеловеческие ценности, идеалы

Гуманитаризация образования – это . установление оптимального баланса между естественно-математическими и гуманитарными знаниями в содержании образования с целью духовного личностного развития каждого обучающегося

Детям по наследственности от родителей передаются: задатки, служащие основой для развития индивидуальных способностей человека

Диагностическая деятельность педагога заключается. в изучении учащихся и установления уровня их развития, воспитанности

Читайте также:  Бонсай как свое дело

Дисциплина «Введение в педагогическую профессию» – . является важной базовой частью предметов педагогического цикла

Дисциплина «Введение в педагогическую профессию». способствует формированию базового педагогического мышления

Документ, определяющий международные правовые стандарты защиты и обеспечения благополучия детей . Конвенция о правах ребенка

Информационно-объяснительная деятельность – это когда учитель выступает как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации, обучая и воспитывая учеников

Исследовательско-творческая деятельность отличается тем, что применение педагогической теории требует от учителя творчества, умений познавать и оценивать педагогические ситуации и педагогический процесс

К гностическим педагогическим умениям учителя относится: умения извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности; самостоятельно работать с различными источниками информации; осуществлять поисковую, эвристическую деятельность

К компонентам педагогической культуры относится: все перечисленное

К критериям оценивания результатов труда педагога относятся… качество знаний учащихся по предмету, умение учителя решать конкретные образовательные задачи

К основным задачам педагогической деятельности относится… создание условий для гармоничного развития личности

К педагогическим профессиям относятся: все перечисленные

К педагогической деятельности не относится… научное исследование и систематизация знаний

К принципам государственной политики РК в области образования не относится: отдельное обучение мужчин и женщин

Как можно охарактеризовать педагогическую профессию? творческая

Какие качества приоритетны для педагога? личностные профессионально значимые качества

Какова основная социальная функция педагога? передача обобщенного опыта старших поколений

Какое из нижеперечисленных определений не передает суть понятия «образования»? сумма знаний

Какое нравственное качество является важнейшим для педагога? любовь к детям

Какой из принципов государственной политики в области образования требует ориентации на уровень развития и подготовленности обучаемых: индивидуализации дифференциации

Категория (понятие), чаще всего используемая в педагогике. педагогический процесс

Квалификационная характеристика – это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и … опыта. практического

Коммуникативно-стимулирующая деятельность включает компоненты: личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения

Компонент профессионально-педагогической культуры, включающий в себя профессионально значимые теоретические знания, отношения, убеждения педагога. профессионально-личностный

Компонент профессионально-педагогической культуры, к которому относится владение формами, методами и средствами педагогической деятельности. технологический

Конструктивно-проектировочная деятельность – это. проектирование учебного материала, разработка планов, а так же, в зависимости от конкретных условий, учитель может предусмотреть совместную работу учащихся (подготовка мероприятия)

Кто может заниматься педагогической деятельностью? профессионал, обладающий необходимыми знаниями и умениями

Личность – это. человек, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность

Накапливать портфолио необходимо, так как: это своеобразный личный архив профессионального развития учителя

О педагогической направленности личности свидетельствует… осознание высокой миссии учителя

Оптимальный результат педагогической деятельности. личность, полезная и успешная в обществе

Организаторская деятельность связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулирование их активности

Ориентационно-прогностическая деятельность выражается. в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозирования результатов взаимодействия с учащимися в педагогическом процессе

Осмысление и анализ учителем своей педагогической деятельности, ее достижений и неудач – это…. педагогическая рефлексия

Основанием для дифференциации педагогических специальностей не являются… особенности семьи ученика (состав семьи, уровень достатка, социальный статус родителей и др.)

Основная категория педагогики – . образование

Основной мерой педагогической деятельности является. гуманистическая природа (человеколюбие, человечность, уважение к достоинству человека)

Основной стиль общения учителя с учениками: любой из вышеперечисленных в зависимости от ситуации

Основные виды педагогической деятельности: преподавание и воспитательная работа

Основные группы педагогических умений интеллектуальные, рефлексивные и творческие, исследовательские, навыки сотрудничества, коммуникативные, презентационные

Основные компоненты профессионально-педагогической компетентности: психолого-педагогические знания, общая эрудиция, педагогическое творчество

Основные стили педагогического общения: авторитарный, демократичный, либеральный

Основные функции педагогической профессии. образовательная, воспитательная, развивающая

Отличие обучения от воспитания состоит в том, что … воспитание целостно, идет сразу по всем направлениям, более длительный процесс

Отметьте правильные ответы на вопрос: педагогическая профессия имеет ряд функций… развивающую, образовательную, воспитательную, гуманистическую

Педагогика – это . наука о воспитании личности

Педагогическая деятельность – это. процесс активного взаимодействия человека с миром, с воспитанниками, с предметами объективной действительности в сфере образования

Педагогическая квалификация – это . уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризую­щей возможности специалиста в решении определенного класса задач

Педагогическая квалификация уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризую­щей возможности специалиста в решении определенного класса задач

Педагогическая компетенция — эффективная деятельность педагога по реализации цели обучения, воспитания и развития наличие навыка и опыта педагогического проектирования

Педагогическая рефлексия – это. осмысление деятельности, с целью ее совершенствования

Педагогическая специализация – это. определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности

Педагогическая специальность вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений, навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией

Читайте также:  Как увидеть идею для бизнеса

Педагогическая техника – это. умение управлять собой, умение взаимодействовать

Педагогические способности коммуникативность, перцептивные способности, динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, творческий подход к деятельности

Педагогический процесс относится к системе «человек-человек»

Педагогическое взаимодействие – это. взаимосвязанный процесс обмена воздействиями различного рода между его участниками, ведущий к формированию и развитию значимых качеств личности его участников

Педагогическое грамотное общение – это: заботы о развитии ребенка

Педагогическое мастерство – это. комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности

Педагогическое мастерство. высокий уровень педагогической деятельности, проявляющийся в мастерстве педагогического общения и ориентированный на гарантированный педагогический результат

Педагогическое общение – это разновидность профессионального общения, через которое в педагогическом процессе складывается система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения

Педагогом в Древней Греции назывался… раб, сопровождающий ребёнка

Под педагогическими умениями понимаются: система педагогических действий, связанных между собой определенными отношениями и направленными на решение педагогических задач в изменяющихся условиях

Понятие «личность» в современной педагогической науке трактуется как. человек, достигший такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность

Предмет педагогической деятельности: управление учебно-познавательной и воспитывающей деятельностью учащихся

Призвание профессиональное – это . влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание об ее предназначении

Приспособление личности к объективным общественным отношениям социальная адаптация

Профессиограмма педагога содержит в себе требования: к знаниям педагога, к профессионально- значимым качествам, к педагогическим умениям и навыкам

Профессиональная группа специальностей – это совокупность специальностей, объединенная по наиболее устойчивому виду социально полезной деятельности, отличающейся характером своего конечного продукта, специфическими предметами и средствами труда

Профессиональная компетентность отражает единство …. и практической готовности к педагогической деятельности. теоретической

Профессиональная компетентность педагога – это . способность применять знания и умения в нестандартных ситуациях

Профессиональная позиция педагога. система отношений к педагогической деятельности

Профессиональная этика педагога – это: соблюдение моральных принципов

Профессиональное знание педагога состоит знание педагогики, психологии, предмета, методики его преподавания

Профессиональное развитие учителя – рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений

Процесс взаимодействия с людьми в профессии педагога связан с тем, чтобы. развивать систему связи поколений

Процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. педагогическое творчество

Развитие человека . сложный, длительный и противоречивый процесс

Результат педагогической деятельности: обученность, воспитанность, развитость личности

Рефлексия необходима в работе учителя, так как: один из основных способов приобретения и накопления профессионального опыта

Решение учителя не будет эффективным, если оно: не базируется на диагностике

Самовоспитание – это. самосовершенствование

Слово «педагогика» с греческого языка переводится. детоведение

Смысл профессиональной деятельности – это основание для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя

Совокупность исторически сложившихся и взаимосвязанных учебно-воспитательных учреждений – это . система образования

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как… профессиональная готовность

Субъект-субъектные отношения предполагают: отношение к ученику как к равноправному участнику образовательного процесса

Сфера непрофессиональной педагогической деятельности. семейное воспитание

Управление системой образования в РК происходит на основе: Закона об образовании

Установите последовательность личностного и профессионального роста педагога самоопределение, саморазвитие, самообразование, самосовершенствование

Формирование личности: процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, идеологических, психологических и т.д.

Функциональная грамотность – это. возможность реализации человеком своих социальных функций

Что выступает в качестве системообразующей характеристики педагогической деятельности? цель

Что должно быть общего в людях, занимающихся педагогической деятельностью? желание учиться и развиваться

Что мы называем формированием личности? становление человека как социального существа, которое происходит в результате развития и воспитания

Что не относится к тенденциям развития образования: национализация

Что относится к стилю педагогического общения? общение – дистанция; общение – заигрывание; общение на основе дружеского расположения

Что такое педагогическая техника? совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять педагогическим процессом

Что такое профессиональная педагогическая направленность: комплекс качеств личности

Элементы педагогического мастерства. гуманистическая направленность, профессиональное знание, педагогические способности, педагогическая техника

Эмоциональная устойчивость учителя – это. свойство психики, благодаря которому учитель способен успешно осуществлять деятельность в сложных эмоциональных условиях

Этапы педагогического общения (по Сергееву И.С.). диагностика детских интересов, планирование и подготовка совместного общения, совместное общение, моделирование следующего этапа общения

Этапы педагогического общения, по Кан-Калику: прогностический этап, начальный период, управление общением в педагогическом процессе, анализ, осуществленной системой общения и моделирование новой системы общения

Источник

Оцените статью