Знаменитые мастера своего дела россии
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
(Александр Пушкин)
Сегодня в нашей постоянной авторской рубрике «КУЛЬТУРизмы» мы расскажем вам о российских изобретателях, вписавших свои имена и открытия в историю цивилизации. Конечно, это всего лишь капля в море. Таких умельцев даже не тысячи. Ведь вокруг каждого — еще тысячи их помощников.
Федор Блинов: ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР
15 марта 1878 года волжский пароходный машинист-самоучка Федор Блинов обратился в Департамент торговли с ходатайством о выдаче ему патента «на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Патент был выдан Блинову 20 сентября 1879 года, и в конце 1880 года его гусеничный «вагон» уже проходил испытания. Но пока это еще не был трактор. Блинов испытывал лишь гусеничный ход.
В 1884-1887 годах Блинов строил на базе своей гусеничной платформы паровой трактор. Изобретателю впервые удалось разрешить задачу поворота гусеничного самохода. Его трактор имел две паровые машины, установленные на пятиметровой платформе. Каждая машина приводила во вращение ведущее колесо, которое, в свою очередь, с помощью четырех полукруглых выступов вращало металлическую гусеницу. Трактор поворачивался при неодинаковых скоростях перемещения гусениц, то есть так же, как на всех современных гусеничных машинах. Правда, теперь для этой цели используются не два двигателя, а механизмы поворота, называемые бортовыми фрикционами, но в основе по-прежнему лежит принцип, предложенный Блиновым.
Андрей Власенко: ЗЕРНОУБОРОЧНЫЙ КОМБАЙН
В 1865 г. после окончания Горы-Горецкого земледельческого училища Андрей Власенко получил аттестат на звание ученого управителя имения и на протяжении десяти лет работал управителем имения И. П. Новосильцева в селе Борисовском Бежецкого уезда Тверской губернии. А в июле 1868 г. он изобрел, изготовил и испытал опытный образец зерноуборочной машины. Его машина оригинальной конструкции, названная им «конной зерноуборкой на корню», успешно осуществляла сложный процесс срезания колосьев, транспортирования их в барабан молотилки и обмолота на ходу. Обмолоченное зерно вместе с мякиной собиралось в ларь, куда сыпалось зерно с мякиной.
Эта машина является первым русским зерноуборочным комбайном, прообразом современных зерноуборочных комбайнов.
Производительность машины составляла 4 десятины в день. После испытаний до полного износа работали два экземпляра этой машины, построенные на его личные сбережения.
В апреле 1887 г. Власенко был награжден золотой медалью Вольного экономического общества «за его высокополезную деятельность».
Автор первого комбайна был скромен и самокритичен. Он считал, что его машина хотя и полезна, но сделана пока что плохо, так как в глухой деревне не было возможности сделать лучше. Группа ученых и землевладельцев ходатайствовала, чтобы Власенко была оказана помощь в изготовлении машины. Однако генерал-адъютант Зеленой, министр государственных имуществ, ведавший и земледелием, наложил на прошении о выпуске жнейки- молотилки размашистую запретительную резолюцию: «Выполнение сложной машины не под силу нашим механическим заводам! Мы же более простые жатвенные носильные машины и молотилки привозим из-за границы».
Владимир Зворыкин: ТЕЛЕВИЗОР
Владимир Зворыкин — автор, может быть, одного из главных изобретений XX века, преобразивших жизнь на земле, телевидения. Значится в Википедии как американский изобретатель русского происхождения. Он родился в древнем городе Муроме Владимирской области в 1889 году в многодетной семье купца первой гильдии, который торговал хлебом, владел пароходами и был председателем Муромского общественного банка. Вопреки расхожему представлению о том, что в таких семьях сыновья шли по торговой линии и тоже становились банкирами, пароходчиками, хлебозаводчиками, отпрыски купца Зворыкина избирали себе в том числе и научную стезю. Один из братьев будущего изобретателя телевизора Николай Зворыкин был талантливым математиком, учеником Столетова. Другой брат Константин Зворыкин был профессором Киевского политехнического института, специалистом по теории резания металлов и технологии машиностроения.
Владимир Зворыкин поступил в Петербургский технологический институт и вскоре увлекся проблемой электронной передачи изображения на расстояние, которая казалась почти фантастической в те времена, когда даже радио, появившееся сравнительно недавно, воспринималось как революционное изобретение. Тем не менее, Зворыкин этой проблемой заболел. Как выяснилось, на всю жизнь.
Вскоре после того, как Зворыкин окончил институт с дипломом инженера-электрика, началась Первая мировая война. Зворыкин пошел на фронт, служил в войсках связи в Гродно, затем работал в офицерской радиошколе в Петрограде. В 1919 году Зворыкин с немалыми приключениями бежал из большевистской России и обосновался в США, где стал сотрудником крупнейшей американской электрической компании «Westinghouse», а затем перешел в фирму «Radio Corporation of America», возглавил ее лабораторию электроники и в начале 30-х годов завершил начатые еще в 1923-м работы по созданию иконоскопа, ставшего основой будущей системы электронного телевидения.
Александр Понятов: ВИДЕОМАГНИТОФОН
Встречу Никиты Хрущева с президентом Никсоном в павильоне парка «Сокольники», на открытии Американской выставки 1959 года, заокеанские гости записали с помощью видеомагнитофона фирмы «Ампекс». Никсон подарил Хрущеву видеокассету с записью. Только посмотреть ее Хрущев не мог: тогда еще было не на чем.
А название фирмы «Ампекс» расшифровывалось по инициалам ее создателя Александра Матвеевича Понятова — с припиской experimental, экспериментальный.
Сын зажиточного крестьянина, промышлявшего лесозаготовками, пасеками и торговлей, Александр Матвеевич родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Чепчуговской волости Казанской губернии. Отучившись в реальном училище, поступил на физмат Казанского университета, оттуда перевелся в Императорское высшее техническое училище (теперешний МВТУ им. Баумана) и дальше — в Политехникум немецкого города Карлсруе. Потом война, революция, китайская эмиграция, Франция, Америка. Параллельно он соорудил в гараже лабораторию. Годам к 50 создал свою фирму «Ампекс». Семь лет с командой исследователей занимался перспективной разработкой видеомагнитофона — и в свои 64 года опередил всех конкурентов.
Изобретатель был обласкан наградами — даже «Оскара» голливудского получил за вклад в развитие видеотехники. Кстати, и слово «video» (от латинского vide — смотреть) прижилось с его легкой руки.
С. Апостолов-Бердичевский и Михаил Фрейденберг: АТС
В 1893 году русские изобретатели С. Бердичевский-Апостолов и Михаил Фрейденберг разработали автоматическую телефонную станцию (АТС) («телефонный соединитель») на 250 номеров. Демонстрация макета АТС, изготовленного в мастерской Одесского университета, не встретила должной поддержки в России. В результате в 1895 году изобретатели запатентовали «телефонный соединитель» в Великобритании. На этом их работа в тандеме закончилась: Бердичевский-Апостолов вернулся в Одессу, а Фрейденберг подолгу жил в Англии, продолжая искать поддержку иностранных предпринимателей.
Еще в процессе совместных разработок изобретатели пришли к выводу, что практический успех идеи АТС определяется её ёмкостью, которая должна составлять не менее 10 тысяч номеров. В этом направлении они (каждый в отдельности) и продолжили работать.
В 1896 году Бердичевский-Апостолов создал оригинальную систему АТС на 10 тысяч номеров.
Гораздо дальше в разработке принципов АТС большой емкости продвинулся Михаил Фрейденберг. В 1895 году, находясь в Англии, он разработал и запатентовал предыскатель (устройство для автоматического поиска вызываемого абонента) для АТС ёмкостью в 10 тысяч номеров. Михаил Фрейденберг был убежден, что «в системе, состоящей из 10 000 абонентов, почти невероятно, чтобы более 1000 разговаривали между собой одновременно. Поэтому практически достаточно обеспечить возможность сообщаться друг с другом в одно и то же время только любым пятистам парам абонентов вместо всех 5000 пар, как это предусматривалось для ранее запатентованной аппаратуры». Таким образом можно было достичь весьма значительного снижения стоимости устройства.
Федор Пироцкий: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАМВАЙ
Пироцкий был сыном Аполлона, военного медика. Жизнь Федора Аполлоновича прошла при погонах, кипуче.
Учился в кадетском, в артиллерийском, служил в артиллерии. Но болел «электричеством». Разработал особую систему доменных и пекарных печей. Блеснул статьей «О передаче работы воды, как движителя, на всякое расстояние посредством гальванического тока». Речь фактически шла о создании сети гидроэлектростанций, которые «у нас в России. могут иметь огромное применение, в чем не трудно убедиться, взглянув на карту».
А в 1875-1876 годах провел опыты, пустив вагончик по железной дороге под Сестрорецком. К раме вагончика конки был подвешен электромотор и редуктор, передававший вращение колесам. Но власти отмахнулись и денег на совершенствование конструкции не дали.
Заинтересовался сразу, говорят, только Карл Сименс. Человек со связями, он уже имел выгодный контракт на создание русской телеграфной сети. И в случае с Пироцким сообразил, что дело стоит свеч. Расспрашивал изобретателя, изучал чертежи.
В 1881 году фирма братьев Сименсов приступила к изготовлению вагонов, подозрительно напоминавших конструкцию русского инженера. Их трамвайчики побежали — и Россия с 1892 года стала закупать их у Сименсов.
Иван Александровский: СТЕРЕОФОТОАППАРАТ
В 1851 году в «Ярославских губернских ведомостях» мелькнуло объявление: готов снимать для горожан портреты (любого размера). А всего через пару лет петербургские газеты известили почтенное общество о новомодном дагерротипном ателье, открывшемся на углу Невского проспекта и Большой Садовой. «Петербургский вестник» пел взахлеб: «Хороший живописец и очень сведущий химик, Александровский посвятил себя светописи и стал опытным дагерротипистом и фотографом. и достиг значительной степени совершенства. Особенно замечательны его коллодионтипы на стекле и бумаге, приготовляемой по новому, им самим улучшенному способу. »
Он работал безостановочно. Съездил на Кавказ для видовой фотосъемки. На Нижегородской ярмарке изготовил дагерротипный портрет популярного критика Добролюбова с отцом. Много снимал семью и окружение Александра II. В 1852 году Александровский изготовил первые стереоскопические снимки камерой, изобретенной им самим. В 1859 году получил звание «Фотографа Его Императорского Величества».
Казалось, чего еще желать от жизни! А художественный человек в начале 1860-х годов вдруг сконструировал первую в России подводную лодку (в виде треугольника с круглым основанием, по форме тела осетровых рыб с острой спинкой). Следом разработал подводные мины — «торпедо». И в 1866 году безрассудно продал свое фотоателье в связи с зачислением на службу по морскому ведомству.
Иосиф Тимченко: КИНОАППАРАТ
Когда в Новороссийском (нынешнем Одесском) университете объявили о вакансии механика учебных мастерских, из четверых претендентов выбрали Тимченко.
В двухэтажной мастерской второй этаж отвели для самого Иосифа с женой и детьми (их будет восемь). Больше сорока лет он будет заведовать всем механическим хозяйством университета, где тогда работали и творили выдающиеся умы — Мечников, Сеченов, Шведов. Сооружал устройства для обсерватории и грязелечебницы, инструменты для хирургов и метеорологов. А в один прекрасный день к нему обратился видный российский физик Николай Любимов, занимавшийся изучением стробоскопических явлений. Он попросил механика придумать этакую «улитку» — скачковый механизм, позволяющий прерывисто менять кадры в стробоскопе.
Через месяц устройство было готово. И пошло-поехало! Для развлечения друзей Иосиф построил «кинетоскоп» (или «электротахископ»). 7 ноября 1893 года «Одесский листок» известил: «В доме гостиницы «Франция» открылась художественная выставка «живых фотографий», приводимых в движение посредством электрической машины». Десять дней крутили два «фильма», снятых на ипподроме — «Метатель копья» и «Всадник».
9 января 1894 года профессор Любимов продемонстрировал эти первые в мире фильмы московским зрителям — на 9-м съезде русских естествоиспытателей и врачей. Механику Тимченко была выражена коллективная благодарность. На этом история первого киноаппарата и закончилась. Вполне рабочий кинетоскоп Тимченко хранится по сей день в московском Политехническом музее под табличкой: «Первый кинематограф для съемки, печатания и показа ленты».
Сергей Прокудин-Горский: ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ
Как-то 29 марта 1908 года Толстому в Ясную Поляну пришло письмо. Некто Прокудин-Горский сообщал классику: намедни довелось, мол, проявлять чью-то («фамилию я забыл») цветную фотографическую пластину, на которой кто-то снял писателя. Так вот, этот кто-то снял Толстого просто ужасно. В то время, как автору письма «удалось после многих лет работы достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах». Автор позволяет себе просить Льва Николаевича «приехать на один или два дня, дабы сделать несколько снимков в красках с Вас и Вашей супруги».
Угрюмо прочитал письмо Лев Николаевич и велел секретарю не отвечать, «отмолчаться». «Мне нежелательно фотографирование, но Софье Андреевне будет желательно». Одним словом, к утру Толстой передумал и согласился.
В мае Прокудин-Горский прибыл на три дня в Ясную Поляну. Эту съемку теперь знает весь мир.
Пройдет совсем немного времени, и его назовут «создателем истинного родиноведения». Его, родившегося в 1863 году в семье отставного офицера в селе Фуникова Гора Владимирской губернии. Его, учившегося у самого Менделеева. Его, женившегося на дочке русского металловеда, директора гатчинских медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. И уже в конце XIX века выступавшего с докладами «О фотографировании звездных дождей».
Российские власти выделят ему спецвагон с лабораторией, пароходы, лодки, пригонят «Форд», велят благоприятствовать всячески. И Прокудин-Горский отправится в свои нескончаемые цветные путешествия. Будто для нас, сегодняшних, написал о значении своих трудов: «Единственный способ показать и доказать русской молодежи, уже забывающей или вообще не видевшей своей Родины, всю мощь, все значение, все величие России и этим пробудить столь нужное национальное сознание — это показать ее красоты и богатства такими, какими они действительно и являлись в натуре, то есть в истинных цветах».
Источник