деятельность психическая у животных
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .
Смотреть что такое «деятельность психическая у животных» в других словарях:
Психическая жизнь животных — если оставить в стороне те элементарные ее ступени, в которых психического, собственно, или нет вовсе, или оно слишком мало и спорно, П. проявляется двояко: в виде действий инстинктивных и действий разумных. Под действиями инстинктивными… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
животное: деятельность психическая — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс отражения психического действительности как продукт и проявление активности животного во… … Большая психологическая энциклопедия
деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия
психическая деятельность животных — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в… … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА — ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА, переживания, неприятные или устрашающие, б. или м. глубоко нарушающие основные псих, и соматические процессы. Эти переживания могут быть различного характера как по содержанию и аффективной окраске, так и по интенсивности и… … Большая медицинская энциклопедия
Психическая деятельность животных — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в… … Словарь-справочник по педагогической психологии
Психическая деятельность животных — целостный комплекс всех проявлений поведения и психики животных, направленных на установление жизненно необходимых связей организма со средой; процесс психического отражения действительности как продукт и проявление активности животного в… … Словарь по педагогической психологии
Психическая деятельность животных — совокупность всех проявлений поведения и высшей нервной деятельности, выступающая и как результат, и как источник активности животных. Считается, что П. д. ж. жестко определяется наследственностью и экологическими особенностями вида. Реализуется… … Словарь дрессировщика
Высшая нервная деятельность — деятельность высших отделов центральной нервной системы животных и человека, «. обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру. » (Павлов И. П., Полн. собр. трудов, т. 3, 1949, с. 482), в отличие от… … Большая советская энциклопедия
Сознание животных — в смысле противопоставления своего я окружающей среде, свойственно, вероятно, лишь высшим формам. Главным условием сознательной деятельности является присутствие высокоразвитой нервной системы и хорошо развитых органов чувств. У низших… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Источник
Сравнение поведения животных и трудовой деятельности человека
Критерий | Поведение животных | Трудовая деятельность человека |
1.Средства поведения | Естественные органы и объекты (лапы, зубы, палки, подставки) | Орудия труда |
2.Происхождение поведения | Продукт биологического эволюционного развития. Необходимо для приспособления к окружающей среде. Механизмы инстинктивного поведения, научения | Продукт общественного развития человека. Регулируется экономическими, моральными, правовыми законами. |
3.Строение поведения | А) Инстинкт. Деятельность и операции объединены. Б) Навык. Появляются операции – различные способы выполнения одной деятельности. В) Интеллектуальное поведение. Решение 2-фазных задач, фаза подготовки и осуществления. | Действия (мотив и цель не совпадают). Возникает разделение труда, продукты или результаты не всегда приводят непосредственно к удовлетворению нужды. |
Биологические предпосылки трудовой деятельности:
2. уровень развития ЦНС
4. использование некоторых аналогов орудийной деятельности
5. общественно-групповое поведение
Признаки трудовой деятельности | Филогенетические предпосылки | Природные ограничения. |
1. Совместность; орудийность. | Групповое поведение; «сообщества», средства общения | Эти предпосылки не взаимосвязаны, не зависят друг от друга |
Функциональное использование орудий, индивидуальное | ||
2. Возникновение действий отдельных участников труда, необходимость сознания. | Возможности 2-фазного решения практических задач с учетом пространственно-временных условий их выполнения. | Нет учета и обеспечения социальных условий. |
3. Наличие материальной культуры, орудий труда | Возможность изготовления орудий для выполнения практической задачи, для себя, но не для другого. | Орудия не сохраняются. |
4. Наличие духовной культуры, знакового языка, знаковой речи. | Наличие сигнальной аффективной речи | Нет знаков |
Возможность обучения животных знаковой речи | В этом нет естественной необходимости |
1. Совместная орудийность
Для труда характерны 2 взаимозависимые черты:
1) употребление и изготовление орудий:
— специально изготавливаются орудия труда (орудие – преобразование внешней природы)
— орудия труда сохраняют для последующего использования (материальная культура сохраняется, хотя в природе такой необходимости нет, это неестественно)
— орудия труда имеют относительно устойчивое функциональное назначение
2) труд совершается в условиях совместной, коллективной деятельности.
Обе эти предпосылки существуют и у животных, но они не взаимосвязаны, всегда по отдельности – либо одно, либо другое. Животные изготавливают орудия, но не сохраняют их, нет материальной культуры. Как бы ни была сложна орудийная деятельность животных, она не имеет характера общественного процесса, не совершается коллективно и не определяет собой отношений общения.
В противоположность этому человеческий труд является деятельностью изначально общественной, основанной на сотрудничестве, предполагающем разделение трудовых функций, опосредствующей их общение.
2. Возникновение действий, необходимость сознания
Поведение животных биологически целесообразно и в нем мотивы и цели поведения совпадают.
В человеческом поведении появляются биологически нецелесообразные формы, когда мотивы и цели не совпадают.
Пример с загонщиком. Деятельность человека в условиях коллективного труда: деятельность загонщика (охота) побуждается потребностью в пище, одежде, но непосредственно действие направлено на спугивание стада животных. Это и есть результат деятельности загонщика. Этот результат сам по себе не может привести к удовлетворению потребности в пище. Мотив, конечный результат загонщика – кусок мяса, зверь. Цель – отгонять этот кусок. Действие — процесс, конечный желаемый результат (мотив) и реальная цель которого не совпадают. Смысл действия — отношение мотива к цели. Возникает необходимость в сознании — сознавании, понимании смысла, ради чего выполняется биологически нецелесообразное действие. Человек должен сознавать смысл своих действий:
1. в контексте общего труда, трудовых отношений с другими людьми
2. связь собственных действий с удовлетворением в дальнейшем своих нужд и потребностей (необходимость совместного знания, понимания смысла — сознания).
Пример: Когда паук устремляется к вибрирующей паутине, то его деятельность подчиняется естественному соотнесению вибрации с пищей Þ вибрация ® биологический смысл пищи. Но отношение между вибрацией и пищей скрыта для паука, поэтому он устремляется к камертону.
Загонщик тоже подчиняет свое действие определенной связи, но в основе этой связи лежит уже не естественное, а общественное отношение — трудовая связь загонщика с другими участниками колективной охоты. Для этого нужно, чтобы смысл его действия открылся ему, был осознан Þ сознательная цель. Психическое отражение в трудовой деятельности – сознательное и разумное.
У волков – групповой инстинкт совместной охоты, они руководствуются биологическими законами. Когда животное удаляясь сначала от добычи, потом схватывает ее, эта деятельность подчиняется воспринимаемым животным пространственным отношением ситуации (2-фазная задача). Животное заранее учитывает условия своего двигательного акта. Это – предпосылка действия. Спланировал, потом организовал и учел ПВУ. Внешне – объективно загоняют жертву в тупик (разумно). Всё проявляется на последней стадии. Нечто вроде соревнования – кто первый схватит жертву, т.е. мотив (зверь) совпадает с целью. У того, кто победит, мотив совпадет с целью. А это значит – что это уже не человеческое действие. Человек загнал – может отдохнуть, ему уже гарантированно должен достаться кусочек мяса.
Вспугивание дичи загонщиком лишает его возможности овладеть ею. Непосредственный результат этой деятельности и ее конечный результат соединяют человека с другими членами коллектива. Эта связь осуществляется благодаря деятельности других людей (т.о. деятельность человека подчиняется связям общественным). Спугивание дичи само по себе бессмысленно биологически, она приобретает смысл лишь в условиях коллективной охоты. Это условие и сообщает действию человеческий разумный смысл. Отдельный человек представляет себя частью социального целого. Коллективный субъект – общество. Сознание обеспечивает совместную жизнь индивидуальных участников труда. Такое разделение предмета деятельности и ее мотива возможно в условиях совместного, коллективного процесса. Продукт этого процесса приводит к удовлетворению потребности отдельного индивида.
Первая форма сознания — общественно сознание. “Я”, входящее в коллективное “Мы”: общественное сознание, общественное чувство.
3. Материальная культура.
Культура — преобразованная природа. Признаки культуры: орудия труда, захоронения, наскальные рисунки и т.д. Культура — средство преобразования природы. Культура необходима при совместной деятельности. Культурный опыт может быть только общественным, его передача закреплена генетически, т. е. он — исторический (общественно-исторический опыт). 3 вида человеческого опыта.
1. видовой, врожденный, генетический опыт (общее с животными).
2. индивидуально изменчивый, преобразованный опыт (общее с животными).
3. опыт, полученный совместно и передаваемый особыми средствами из поколения в поколение.
4. Духовная культура.
Трудовая деятельность невозможна без особого вида коммуникаций — знаков, необходимы специальные приспособления для сохранения совместных знаний, необходимы средства совместного управления и коммуникации совместных знаний. Знаки — средства совместной деятельности, обеспечивающие взаимодействие участников труда. Знаки — средства сохранения и воспроизведения сознания. Знак заменяет предмет и действие с ним, позволяет оперировать с объектом мысленно. Знаки позволяют оперировать предметами без материального контакта с ними — помимо реального, объективного мира появляется мир мысленный — возможность мышления, построения знаний о мире. Мир удваивается. Возможность познавательной деятельности – приобретение, передача и сохранение знаний. С появлением знаков появляется возможность познания как самостоятельной деятельности, а с появлением речи появляется мышление.
У животных предпосылки речи – сигнальная, аффективная речь – отражает непосредственное эмоциональное состояние, но нет знака.
Обучение животных знаковой речи с помощью жестов. Средства обучения — знаки.
1) Животное ® знак, речь ® может говорить и создавать новые знаки для обозначения предметов.
2) Знаки — начало мышления, обобщения, абстракции.
3) Без человека, в другой среде не будет использовать и забудет
Источник
Психика, поведение и деятельность. Особенности деятельности животных и человека.
Важнейшая функция психики — регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. В изучение закономерностей деятельности человека большой вклад внесли отечественные психологи: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский. Действия человека, его активность существенно отличаются от действий, поведения животных.
Таблица 2
Важнейшие особенности деятельности | |
животных | человека |
Инстинктивно-биологическая деятельность | Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении |
Нет совместной деятельности, групповое поведение животных подчинено исключительно биологическим целям (питания, размножения, самосохранения) | Человеческое общество возникло на основе совместной трудовой деятельности. Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности |
Руководствуется наглядными впечатлениями, действует в рамках наглядной ситуации | Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости |
Типичны наследственно-закрепленные программы поведения (инстинкты). Научение ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому наследственные видовые программы поведения приспосабливаются к конкретным условиям существования животного | Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков). Закрепление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры |
Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно. Животные неспособны изготавливать орудия с помощью другого орудия | Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям. Изготовление орудия с помощью другого предмета или орудия, изготовление орудия впрок предполагало наличие образа будущего действия, т.е. появление плана сознания |
Приспосабливаются к внешней среде | Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями |
Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания, а сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А. Н. Леонтьев). Ведущими факторами возникновения были труд и язык. Всякий совместный труд людей предполагает разделение труда, когда разные члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т. е это промежуточные операции. Но в рамках индивидуальной деятельности этот результат становится самостоятельной целью, и человек понимает связь промежуточного результата с конечным мотивом, т. е. понимает смысл действия. Смысл, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву. Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело сактивностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение,которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.Под поведениемв психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:
1) отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки),
2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.),
3) действия, которые имеют определенный смысл, и, наконец,
4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения. Поступок— действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.
Источник