- 13.09.2019 | ГЖИ: надзор или назначение исполнителей услуг?
- Государственный жилищный надзор
- Реестр лицензий
- Аналогии
- Заключение
- Чем занимается, какие вопросы решает жилищная инспекция, ее функции
- Закон о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, определение
- Из чего состоит
- Для чего нужна, какие вопросы она решает
- Функции жилищной инспекции в вопросах ЖКХ
- Права и обязанности ГЖИ
- Полномочия жилищной инспекции в отношении ресурсоснабжающей организации
- Положение о государственной жилищной инспекции
- Положение о гос. жилищной инспекции города Москвы
- На кого можно пожаловаться в жилищную инспекцию
- Как пожаловаться в жил. инспекцию
- Жалоба в жилищную инспекцию, образец
- Причины отказа в рассмотрении жалобы
- Штрафы ГЖИ и управляющие компании
- Если жилищная инспекция бездействует — что делать и куда обращаться
13.09.2019 | ГЖИ: надзор или назначение исполнителей услуг?
Органы государственного жилищного надзора (далее – Госжилнадзор, ГЖН), которыми в подавляющем числе регионов России являются государственные жилищные инспекции (далее – ГЖИ), осуществляют не только жилищный надзор, но и лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль. Кроме того, именно орган Госжилнадзора вносит изменения в реестр лицензий соответствующего субъекта РФ.
Государственный жилищный надзор
Понятие «государственный жилищный надзор» определяется частью 1 статьи 20 ЖК РФ. Указанной нормой установлено, что функции органов Госжилнадзора именно надзорные. Причем, надзор может осуществляться в отношении не только управляющих организаций (далее – УО), ТСЖ и ЖСК, но и в отношении органов государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лиц. А перечень требований, за исполнением которых надзирают органы ГЖН, довольно обширный.
К сожалению, на практике ГЖИ субъектов РФ чаще всего контролируют соблюдение только узкого перечня требований и осуществляют надзор только в отношении УО и ТСЖ/ЖСК. И, как многие другие надзорные органы, «страдают» избирательностью своей деятельности: в отношении одних субъектов рьяно «роют землю» в поисках нарушений, в отношении других – ни при каких условиях «не усматривают нарушений».
Например, ГЖИ имеет право обратиться в суд с иском «о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме» (часть 6 статьи 20 ЖК РФ). Однако, несмотря на то, что довольно часто в ГЖИ поступают заявления о фальсификации протоколов общих собраний, а некоторые протоколы являются очевидно недостоверными, в подавляющем числе случаев ГЖИ не спешит их оспаривать в суде, сообщая заявителям о наличии права оспаривания у самих заявителей. При этом оспариваемый протокол ГЖИ берет в работу и на его основании вносит изменения в реестр лицензий.
Одновременно с нежеланием действовать в одних случаях, ГЖИ зачастую активно ищут нарушения в других. Например, если речь идет о нарушениях управляющей организацией, за которые на эту организацию можно наложить штраф, органы Госжилнадзора нередко проявляют завидное рвение в поисках нарушений. Разрешение вопроса, продиктовано ли это рвение желанием пополнить бюджет или желанием нанести финансовый ущерб проверяемому лицу, оставим на усмотрение читателей.
Насколько реально привлечь ГЖИ к ответственности за неправомерные действия или бездействие, порассуждаем в последующих публикациях, в настоящей статье сконцентрируемся на некоторых обстоятельствах, позволяющих ГЖИ злоупотреблять своими полномочиями.
Итак, государственный орган, осуществляющий надзор, может серьезно «попортить крови» поднадзорным субъектам. Дополнительно стоит отметить, что спецификой работы ГЖИ является то, что эти органы помимо жилищного надзора занимаются еще одним видом деятельности – в соответствии со статьей 192 ЖК РФ именно эти органы являются лицензирующими, осуществляют лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами (далее – МКД) и лицензионный контроль.
В том числе, одним из полномочий органов Госжилнадзора является внесение изменений в реестр лицензий субъекта РФ.
И такие полномочия, с учетом последствий внесения/невнесения изменений в реестры лицензий, позволяют органам ГЖИ не только осуществлять жилищный надзор и лицензионный контроль, но и прямо вмешиваться в жилищные отношения между управляющими организациями (осуществляющими управление МКД на основании лицензии) и потребителями жилищно-коммунальных услуг, принимая решения, определяющие, кто и в какой период имеет право управлять тем или иным МКД.
Реестр лицензий
Федеральным законом от 21.07.2014 № 255-ФЗ с 1 сентября 2014 года в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ) введен Раздел X «Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами».
В числе прочего в ЖК РФ введено понятие «Реестр лицензий субъекта РФ» и установлено, что указанный реестр «должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат» (часть 2 статьи 195 ЖК РФ).
Необходимо отметить, что изначально предполагалось, что реестры лицензий служат цели информирования неопределенного круга лиц о том, какая организация управляет тем или иным домом.
При этом частью 4 статьи 198 ЖК РФ было установлено, что при «внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса».
В свою очередь, частью 7 статьи 162 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено: «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания».
То есть, жилищным законодательством было определено, что обязанность по управлению МКД возникала у управляющей организации с того момента, который установлен договором управления, а в случае, если договором такой момент не установлен, то не позднее 30 дней с момента подписания такого договора (часть 7 статьи 162 ЖК РФ).
Однако, право УО управлять МКД могло возникнуть с этой же даты только при условии внесения в реестр лицензий сведений об этом МКД как о доме, управляемом соответствующей УО (часть 4 статьи 198 ЖК РФ)
Разумеется, таким образом возникло некоторое ограничение. Теперь управляющие организации прежде, чем начать управление многоквартирным домом, должны были направить сведения о заключении договора управления с собственниками помещений такого дома.
Немаловажно отметить, что в соответствии с частями 2-3 статьи 198 ЖК РФ в действующей на 01.09.2014 редакции было установлено:
«2. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
3. В течение трех дней со дня получения указанных в части 2 настоящей статьи сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».
То есть, если в договоре управления не указывался срок начала действия договора, то в течение 30-дневного срока, предусмотренного для начала управления МКД, управляющая организация вполне успевала направить уведомление в орган ГЖН, который также успевал внести изменения в реестр. Если же в договоре указывалась дата начала управления МКД, необходимо было определить указанную дату с учетом срока направления уведомления и срока внесения изменений в реестр. В принципе, установленные ограничения не были так уж существенны.
Федеральным законом от 31.12.2017 № 485-ФЗ в ЖК РФ были внесены поправки, в соответствии с которыми с 11.01.2018 вступила в силу следующая редакция части 7 статьи 162 ЖК РФ: «7. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом».
Таким образом реестр лицензий из некого источника информации фактически превратился в источник прав и обязанностей. Из совокупности части 7 статьи 162 и части 4 статьи 198 ЖК РФ теперь следует, что право и обязанность по управлению МКД возникает у УО с момента внесения изменения в реестр лицензий, независимо от того, когда был заключен договор управления и какая дата указана в данном договоре в качестве даты начала его действия.
А момент внесения изменений в реестр лицензий определяет орган Госжилнадзора.
Следовательно, органы ГЖН теперь не только осуществляют жилищный надзор и лицензионный контроль, а своими решениями устанавливают, какая управляющая организация с какой даты какими домами будет управлять. Назвать такую функцию надзорной весьма затруднительно.
Дополнительно важно обратить внимание, что часть 3 статьи 198 ЖК РФ в действующей редакции уже не устанавливает 3-хдневный срок для внесения изменений в реестр лицензий, а ссылается на порядок и сроки, утвержденные Приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр, которым определено, что орган ГЖН принимает решение в течение 10 рабочих дней, а в качестве вариантов таких решений предусмотрено либо решение о внесении изменений в реестр, либо решение об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов, либо решение о приостановлении рассмотрения заявления.
При этом внесение изменений в реестр лицензий возможно только «с первого числа календарного месяца, следующего за датой, указанной в соответствующем решении, но не ранее срока, определенного в договоре управления многоквартирным домом и с которого лицензиат начинает осуществление деятельности по управлению указанным домом».
Автор статьи убежден, что действующие нормы жилищного законодательства РФ создают большие возможности для злоупотреблений специалистов органов Госжилнадзора, а сами эти органы могут не только осуществлять контроль и надзор, но и вмешиваться в договорные отношения между собственниками помещений и УО. Такая ситуация представляется неприемлемой!
Аналогии
Конечно, можно заявлять, что ничего особенного в необходимости внесения изменений в реестр лицензий нет, что в ряде других сфер тоже существуют реестры, являющиеся источниками прав и обязанностей.
Например, часть 2 статьи 8.1 ГК РФ устанавливает, что «права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр», а часть 3 статьи 433 ГК РФ определяет, что «договор, подлежащий государственной регистрации, считается для третьих лиц заключенным с момента его регистрации».
Однако, стоит обратить внимание, что отсутствие государственной регистрации договора, подлежащего такой регистрации, вовсе не делает такой договор необязательным для его сторон. А вот договор управления не подлежит исполнению, независимо от волеизъявления сторон такого договора, пока решение о «разрешении» его исполнения не примет орган Госжилнадзора.
Что касается регистрации права на имущество, тут тоже стоит отметить, что, например, при совершении сделки купли-продажи недвижимого имущества право собственности на это имущество действительно возникает у покупателя только после государственной регистрации такого права. Но это не означает, что покупатель до момента такой регистрации не имеет возможности получить, например, права пользования и/или владения таким имуществом – указанные составляющие права собственности могут быть приобретены без государственной регистрации.
А право на управление МКД, вытекающее из договора управления, заключенного между собственниками и УО, не может возникнуть без соответствующей записи в реестре лицензий. А как же принципы свободы договора, установленные гражданским законодательством РФ? Вероятно, в вопросах управления МКД такие принципы неприменимы – ведь не стороны договора, а ГЖИ фактически принимают решения о том, какая управляющая организация, с какой по какую дату, какими конкретно МКД будет управлять.
Заключение
С учетом широких полномочий органов Госжилнадзора, при отсутствии установленной законодательством ответственности за «не усмотрение нарушений», у ГЖИ возникают довольно существенные возможности для злоупотреблений.
Введение лицензирования деятельности по управлению МКД, возложение на ГЖИ полномочий по лицензированию и лицензионному контролю обеспечивают расширение этих возможностей.
Превращение реестров лицензий из информационных ресурсов в источник прав и обязанностей существенно ограничивает права участников жилищных отношений и не только дает органам Госжилнадзора дополнительные возможности для злоупотреблений, но и превращает ГЖИ из чисто надзорных органов в органы, осуществляющие принятие решений о праве управления тем или иным МКД той или иной управляющей организации, несмотря на то, что такие организации уже имеют лицензии на право управления МКД, а собственники помещений отдельных многоквартирных домов приняли на общих собраниях решения о выборе лиц, управляющих их домами и об условиях такого управления.
Таким образом, ГЖИ субъектов РФ имеют возможность не только осуществлять жилищный надзор, но и регулировать отдельные аспекты деятельности управляющих организаций, управлять их деятельностью, фактически осуществляя грубое вмешательство в договорные отношения.
Источник
Чем занимается, какие вопросы решает жилищная инспекция, ее функции
Первой инстанцией, куда граждане могут пожаловаться на управляющую компанию, которая бездействует, или на соседей, затеявших перепланировку квартиры, является государственная жилищная инспекция.
Итак, поговорим подробнее, что это за служба, и чем она занимается.
Закон о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, определение
ГЖИ была создана в 1994 году Постановлением Правительства №1086 как структурное подразделение Министерства строительства.
Необходимость ее создания была продиктована следующими причинами:
- введена новая система оплаты за жилье и услуги ЖКХ;
- нужно было обеспечить контроль государства за жилищным фондом в условиях массовой приватизации и сохранить его.
Госжилинспекция обладает исполнительной властью и контрольно-надзирательными функциями в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Ее полномочия распространяются на государственные органы, юридические лица, индивидуальных предпринимателей и физические лица. То есть всех тех, кто соприкасается с жилыми и нежилыми помещениями, и от деятельности которых зависит их содержание и сохранность.
Из чего состоит
Государственная жилищная инспекция состоит из основных двух структур:
- Главное управление жилинспекции, которое входит в состав Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Имеется и главный инспектор России.
- Органы субъектов Федерации. Они, согласно вертикальной иерархии состоят из региональных инспекций, областных, районных, городских и сельских.
Высшей инстанцией являются Минстрой и Правительство субъекта.
Для чего нужна, какие вопросы она решает
Данная инспекция нужна для обеспечения сохранности жилищного фонда, для содержания его в надлежащем состоянии. Она решает вопросы проведения капитальных ремонтов.
Ее цель – предотвратить преждевременную обветшалость и разрушение, следить за качеством коммунальных услуг, создание комфортных условий проживания гражданам.
Функции жилищной инспекции в вопросах ЖКХ
Функции жилинспекции обширны. Она осуществляет надзор за:
- состоянием придомовой территории – наличие тротуаров и твердого покрытия;
- деятельностью организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и общедомовым имуществом (УК, ТСЖ, ЖСК);
- общим состоянием жилых домов (в т.ч. мониторинг появления трещин на стенах и в перекрытиях, их величины, исправность окон и дверей в подъездах, наличие оголенной арматуры и торчащих электрических проводов);
- соблюдением противопожарной безопасности;
- санитарно-гигиеническим состоянием МКД – уборка общедомовых помещений, очистка придомовой территории от снега, вывоз мусора, благоустройство двора и его озеленение;
- состоянием общедомовых инженерных коммуникаций;
- проведением энергосберегающих мероприятий.
ГЖИ выдает лицензии управляющим компаниям и имеет право подать в суд на ее лишение.
Права и обязанности ГЖИ
Права и обязанности госжилинспекции вытекают и ее функций. Согласно пункта 5 статьи 20 Жилищного кодекса РФ жилищный инспектор имеет право:
- проводить плановые и внеплановые проверки деятельности УК;
- запрашивать от государственных органов и юридических лиц информацию, необходимую для проведения проверок;
- посещать многоквартирные дома и проводить в них расследование или экспертизу, необходимую для проверки соблюдения законодательных норм по эксплуатации жилищного фонда;
- проверять документацию, в том числе протоколы общих собраний жителей МКД, по правомочности создания ТСЖ, избрания председателя, выбора управляющей компании;
- по результатам проверок выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, либо протоколы административных правонарушений;
- направлять в правоохранительные органы материалы для возбуждения уголовного дела.
Также он отвечает на обращения граждан.
Какими еще правами обладает ГЖИ?
При наличии веских оснований должностное лицо она может подать в суд для защиты прав собственников жилья, на лишение лицензии управляющей компании, ликвидацию ТСЖ либо иного потребительского кооператива.
К обязанностям относится развитие сферы ЖКХ в целом, создание конкурентной среды, вовлечение граждан к участию в управлении жилищным фондом, обеспечивать его сохранность, ремонт и улучшение.
Полномочия жилищной инспекции в отношении ресурсоснабжающей организации
Определенные полномочия имеются у жилищной инспекции и в отношении ресурсоснабжающей организации.
Она имеет право требовать от поставщика коммунальных услуг выполнять обязательства, предусмотренные договором, заключенным с управляющей компанией – подавать электричество, отопление и воду вовремя и качественно.
Зачастую возникают споры, кто виноват, если вода поступает в квартиры грязная или слишком низкой температуры. УК и поставщики имеют на это свои мнения.
Нужно распределить зону ответственности. Если причина в центральных сетях, то устранить неполадки должен поставщик. Если причину выявили после точки водораздела или внутри МКД, то отвечать обязана управляющая компания.
Также ГЖИ вправе контролировать повышение уровня цен на коммунальные услуги. Она вправе обратиться в компетентные органы, если выяснится, что плата завышена или повышается без веских на то оснований.
Положение о государственной жилищной инспекции
В настоящее время основным документом, регулирующим деятельность государственной жилищной инспекции, является Постановление Правительства Российской Федерации № 493 от 2013 года «О государственном жилищном надзоре».
Этим Постановлением понятие «контроль», как основная функция организации, было заменено на «надзор».
Также были учтены изменения в Жилищный кодекс, «Закон о защите прав юридических лиц», другие Постановления Правительства, сделанные за период 1994-2013 годы.
Положение о гос. жилищной инспекции города Москвы
Положение № 493 имеет федеральное значение. В регионах принимаются свои положения о создании и функционировании местных органов ГЖИ.
Постановлением Правительства Москвы от 2011 года № 336-ПП были закреплены правовые основы функционирования Мосжилинспекции.
Основные направления работы Мосжилинспекции:
- лицензирование деятельности по управлению МКД города Москвы и Московской области;
- согласование перепланировки жилых помещений;
- осуществление регионального надзора (за деятельностью жилищных инспекций административных округов столицы).
На официальном сайте Мосжилинспекции имеются адреса мест обращений, рейтинг УК, формы для подачи заявлений в электронном и виде и нормативно-правовые документы сферы ЖКХ.
На кого можно пожаловаться в жилищную инспекцию
Сюда можно пожаловаться на любые организации, которые управляют жилищным фондом и обеспечивают сохранность общедомового имущества. К ним относятся УК, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы.
Кроме того, подать жалобу можно и на поставщика коммунальных услуг. Особенно, если они некачественные или поставляются в неполной мере, по завышенным тарифам.
Как пожаловаться в жил. инспекцию
Подать жалобу в жил. инспекцию можно тремя способами:
- Отнести лично.
- Отправить заказным письмом по почте.
- Через интернет. В этом случае вы либо находите сайт региональной ГЖИ, сайт администрации города, либо пользуетесь порталом Госуслуг.
Порядок подачи жалобы через Госуслуги следующий:
- регистрация;
- определение своего региона;
- раздел «обратная связь»;
- кнопка «электронная приемная».
Срок рассмотрения жалобы – 15 дней (рабочих).
Жалоба в жилищную инспекцию, образец
Если вы решили отнести заявление лично или отправить по почте, порядок действий будет несколько иной.
Во-первых, заявление можно написать «от руки» или напечатать.
Во-вторых, заявление разрешается писать в свободной форме, либо по образцу, который возьмете в организации или скачаете в интернете.
В-третьих, составьте заявление в двух экземплярах, на втором вам обязаны поставить отметку о получении и дату.
И, в-четвертых, вам уделят большее внимание, если жалоба будет коллективная.
Любое заявление состоит из трех элементов – шапки документа, основной части и заключения.
В шапке вы указываете данные адресата, то есть наименование ГЖИ, Ф.И.О. ее руководителя и адрес. А ниже пишите Ф.И.О., адреса и телефоны заявителей.
В основной части описывается суть проблемы. Можно своими словами, без юридической терминологии, но без оскорблений и перехода на личности. Лучше, если будут присутствовать конкретные даты, цифры и имена.
После этого пишите слово «прошу», и указываете, к чему вы хотите прийти – перерасчет за коммунальные услуги, проверка или смена УК.
Заключительная часть состоит из даты, подписи и ее расшифровки каждого заявителя.
Скачайте образец жалобы в жилищную инспекцию. ⇐
Причины отказа в рассмотрении жалобы
Сотрудники ГЖИ обязаны принимать заявления от физических лиц. Ведь работа с обращениями – одно из основных функциональных обязанности. Для отказа должны иметься веские причины:
- претензии к составлению – нечитаемый почерк, отсутствие паспортных данных заявителя;
- поднимаемые вопросы не входят в круг полномочий инспекции. Это могут быть некоторые экономические аспекты управления МКД;
- адресатом являются другие государственные органы;
- по данному факту уже проведены необходимые мероприятия, и был предоставлен официальный ответ.
Если ничто из перечисленного не относится к вашему заявлению, а принять его все-таки отказались, то вы имеете право подать жалобу уже на жилищную инспекцию.
Штрафы ГЖИ и управляющие компании
Очень вероятно, что по результатам проверки, представителями инспекции будут выявлены нарушения лицензионных требований по управлению многоквартирным домом. В этом случае они имеют право наложить административное взыскание в виде штрафа. Размер такового для юридических лиц достигает 300 тысяч рублей.
Например, если в подъезде много лет не делается косметический ремонт, то это является серьезным нарушением.
Также штраф накладывается, если управляющая компания завысила ежемесячные платежи. Штраф будет равняться 15 % от размера превышения.
Взыскивается он в пользу собственника в виде уменьшения размеров платежей в последующие месяцы.
Если жилищная инспекция бездействует — что делать и куда обращаться
Если вы подали заявление в местную жилинспекцию, а ее проигнорировали, то вы имеете право обратиться с жалобой на ее бездействие в следующие органы:
- в вышестоящую ГЖИ согласно вертикальному подчинению – городские, районные, областные, региональные, федеральные;
- главе администрации, либо его заместителю;
- в прокуратуру, которая выполняет контрольно-надзорные функции и имеет право возбуждать внеплановые проверки в случае обращений физических лиц. Если факты, указанные в заявлении, подтверждаются, то прокурор выдает постановление и время для их устранения;
- суд – конечная инстанция. Обращаться сюда стоит только в крайнем случае, если обращения в другие организации не привели к желаемому результату.
Законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства изменяется и совершенствуется очень часто. Поэтому если у вас не получается самостоятельно пресекать незаконные действия организации, занимающихся управлением вашего дома, то стоит обратиться к грамотному юристу.
Источник