Защита имущественных прав и интересов предпринимателей.
Предпринимательская деятельность развивается только при твердых гарантиях и правовой защите государства. Совокупность правовых способов защиты прав и интересов предпринимателей является неотъемлимой составной частью правового режима предпринимательской деятельности, поэтому правовой режим предпринимательства наряду с другими задачами регулирования предпринимательских отношений должен быть ориентирован на решение следующих основных задач, касающихся прав и интересов предпринимателей:
1. установление общего запрета чинить препятствия предпринимательской деятельности, не запрещенной законом; запрет обращен к неограниченному кругу лиц.
2. введение мер ответственности для лиц, которые посягают на интересы предпринимателей (ст. 169 УК – действия против осуществления предпринимательской деятельности: неправомерный отказ в гос регистрации, отказ в выдаче лицензии и т.д.)
3. обеспечение восстановления имущественного положения предприниматель, права которого нарушены, то есть убытки должны быть полностью возмещены, понятие и состав убытков – ст. 15 ГК – охватывает все возможные имущественные потери предпринимателя, включая неполученные доходы.
Пленум ВС и ВАС – состав реального ущерба – фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенных прав, а размер неполученного дохода должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был произвести, если исполнение обязательств было надлежащим.
Достижение оперативности в принятии мер по защите прав предпринимателя, его интересов. Меры должны быть правовая защита должна быть демократичной для обеспечения реального применения мер.
Имущественные права и интересы (вещные права), неимущественные права и интересы (ст. 150 ГК) организационно – предпосылочные права и интересы.
Государственные органы, осуществляющие защиту прав и интересов:
· органы судебной системы (арбитражные суды, суды общей юрисдикции)
· ГОИВ (рассматривают вопросы в административном порядке)
· Частно-правовой порядок (третейские суды, МКАС)
Защита прав субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в рамках законодательства, определяющего способы и формы защиты.
Способы защиты прав – закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление или признание нарушенных или оспариваемых прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.
Ст.12 ГК закрепляет перечень защиты гражданских прав, заспространенных и на предпринимательские отношения.
Можно классифицировать способы защиты прав и интересов предпринимателя:
1. материально-правовой – способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права. Пресекательные – связаны с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки, угрозу таких последствий, признание недействительным акта гос органа или ОМСУ. Способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, восстанавливающих положение до нарушенного права (признание права, оспаривание сделки недействительной, исполнение обязательств в натуре, исполнение обязательств, возмещение убытков). Штрафные – санкции за противоправное поведение.
2. процессуальный – реализация законодателем установленной компетенции юрисдикционного органа в виде актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав или юридических фактов, восстановление нарушенных прав субъектов правоотношений.
Самозащита – совершение управомоченным лицом незапрещенных законом действий фактического порядка, направленных на охрану его личных прав и интересов, интересов других лиц и государства (действия направленные на охрану имущества, действия в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости). Меры фактического характера могут быть предусмотрены законом, или вытекать из общественных отношений.
Самозащита – меры, реализуемые лицом самостоятельно, без обращения к правонарушителю, суду, другим органам и выражающееся в наступлении для правонарушителя неблагоприятных экономических и организационно-технических последствий, если это прямо предусмотрено законом, договором (отказ от принятия просрочки исполнения удержания имущества должником, списание средств со счета должника)
Форма защиты – комплекс внутреннесогласованных организационных мероприятий по защите субъектов предпринимательских и охранных интересов; то есть определяемая законом деятельность компетентного органа по защите прав и интересов (установление фактических обстоятельств, определение способов защиты, вынесение решения).
Формы защиты делятся на:
1. судебная (арбитражные суды, суды общей юрисдикции, третейские суды), специальная (административные органы)
2. другая точка зрения — судебная (конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды), внесудебная – третейское разбирательство, нотариальная деятельность, досудебное рассмотрение споров.
3. юрисдикционное – суды; неюрисдикционное – претензионный досудебный порядок рассмотрения споров, нотариальная деятельность.
1Понятие предпринимательского права. Основные научные концепции правового регулирования предпринимательской деятельности.
2. Предмет и система предпринимательского права.
3. Методы и принципы правового регулирования предпринимательской деятельности.
4. Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Значение судебной практики в регулировании предпринимательских отношений.
5. Понятие и признаки предпринимательской деятельности. Формы и виды предпринимательской деятельности.
6. Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности в — РФ.
7. Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития РФ.
8. Правовое регулирование осуществления государственного контроля (надзора).
9. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности. Участие Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в отношениях, регулируемых предпринимательским правом.
10. Граждане как субъекты предпринимательской деятельности. Порядок регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица и основания ее прекращения.
11. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности, их виды и классификация.
12. Способы и этапы создания коммерческих организаций. Учредительные документы.
13. Порядок государственной регистрации юридических лиц.
14. Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (лицензионное законодательство, субъекты лицензионных отношений, лицензионные требования и условия).
15. Понятие лицензии. Сроки действия лицензии. Получение, приостановление и аннулирование лицензии.
16. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц
17. Понятие органов юридического лица, их структура и разграничение компетенции (порядок принятия в хозяйственных обществах решений о крупных сделках и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность). Последствия превышения исполнительными органами юридических лиц полномочий.
18. Понятие, виды и порядок реорганизации юридического лица.
19. Понятие, виды и порядок ликвидации юридического лица.
20. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства). Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей. Требования к документам, подтверждающим наличие задолженности.
21. Лица, участвующие в деле о банкротстве. Правовой статус должника. Правовое положение кредиторов. Собрание и комитет кредиторов, порядок их формирования и компетенция.
22. Арбитражные управляющие, их виды. Требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Права и обязанности, ответственность, вознаграждение арбитражного управляющего.
23. Наблюдение как процедура банкротства.
24. Финансовое оздоровление как процедура банкротства.
25. Внешнее управление как процедура банкротства.
26. Конкурсное производство как процедура банкротства.
27. Мировое соглашение как процедура банкротства.
28. Упрощенные процедуры банкротства.
29. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.
30. Хозяйственные товарищества как субъекты предпринимательской деятельности.
31. Акционерные общества как субъекты предпринимательской деятельности.
32. Производственные кооперативы как субъекты предпринимательской деятельности.
33. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как субъекты предпринимательской деятельности.
34. Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности.
35. Особенности правового положения банков и иных кредитных организаций.
36. Правовое положение товарных бирж. Биржевые посредники. Учредители и члены товарной биржи.
37. Правовое положение общества с ограниченной ответственностью.
38. Правовое положение страховых организаций.
39. Правовое положение инвестиционных фондов.
40. Правовое положение дочерних и зависимых хозяйственных обществ, холдинговых компаний.
41. Субъекты малого предпринимательства и их государственная поддержка.
42. Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности.
43. Понятие учетной политики организации.
44. Правовой режим основных средств организации.
45. Правовой режим оборотных активов организации.
46. Правовой режим нематериальных активов организации.
47. Правовой режим уставного (складочного) капитала (фонда).
48. Правовой режим денежных средств организации.
49. Правовой режим ценных бумаг организации.
50. Правовые формы принадлежности имущества предпринимателю. Сравнительная характеристика права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления.
51. Обращение взыскания на имущество предпринимателя: понятие, этапы, очередность, правовые основы.
52. Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Законодательство о приватизации. Виды объектов приватизации. Характеристика субъектов процесса приватизации: органы, осуществляющие приватизацию, продавцы, покупатели приватизируемых объектов.
53. Порядок и способы приватизации государственного и муниципального имущества.
54. Общая характеристика антимонопольного законодательства. Участники отношений, регулируемых антимонопольным законодательством (хозяйствующие субъекты, группа лиц, лица, занимающие доминирующее положение на товарном рынке).
55. Государственный антимонопольный орган, его компетенция. Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
56. Контроль антимонопольного органа за экономической концентрацией.
57. Понятие монополистической деятельности, запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением и на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов.
58. Антиконкурентные акты, действия (бездействие), соглашения, согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ.
59. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
60. Понятие, виды естественных монополий. Законодательство о естественных монополиях.
61. Понятие конкуренции, понятие недобросовестной конкуренции.
62. Понятие и порядок предоставления государственной и муниципальной помощи в соответствии с антимонопольным законодательством.
63. Государственное регулирование качества товаров (работ, услуг). Законодательство о техническом регулировании.
64. Технические регламенты (понятие, виды, содержание, цели и порядок принятия).
65. Цели, принципы стандартизации. Национальная система стандартизации.
66. Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы, органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры).
67. Государственный контроль (надзор) за качеством продукции, работ, услуг.
68. Ответственность за нарушение законодательства о техническом регулировании.
69. Понятие и виды цен. Государственное регулирование установления и применения цен на товары, работы и услуги. Правовые средства обеспечения государственной дисциплины цен.
70. Предпринимательский договор: понятие, признаки, функции, особенности заключения.
71. Особенности исполнения договорных обязательств, связанных с осуществлением сторонами предпринимательской деятельности. Ответственность за нарушение договорных обязательств.
72. Защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности: право на защиту и правовой порядок его реализации.
73. Органы и способы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Самозащита.
74. Претензионный (досудебный) порядок урегулирования споров.
Источник
Механизмы защиты интересов собственников компаний
В настоящей статье рассматривается проблема конфликта интересов между менеджерами и собственниками компаний, а также способы защиты интересов последних.
Также дано описание практики развитых зарубежных стран и особенностей корпоративных отношений в России.
В статье рассматриваются методы урегулирования конфликтов в акционерных обществах, так как для этой юридической формы существуют наиболее отработанные механизмы решения конфликтов интересов.
Серьезной проблемой современных отношений в управлении компаниями является конфликт интересов между их собственниками (акционерами, участниками) и менеджерами. Причина этой проблемы в западных странах лежит в отделении собственности от управления. Менеджеры, как правило, не являются владельцами управляемых компаний. Хотя на протяжении последних десятилетий на Западе и предпринимались попытки увеличить заинтересованность менеджеров путем их вовлечения в отношения собственности (предоставление акций, долей и т.д.).
В России конфликт интересов в управлении компанией, особенно в акционерных обществах, представлен скорее не отношениями «акционер — менеджер», а «миноритарый акционер — мажоритарный акционер/менеджер». И одна из главных проблем в российских компаниях — это соблюдение прав миноритарных акционеров.
Основной интерес акционеров заключается в максимальной отдаче от вложенных средств при приемлемом риске. Акционеры заинтересованы в получении высоких дивидендов и в росте курса акций с учетом, конечно, и риска. Другими словами, интерес акционеров заключается в росте стоимости компании. В России крупные акционеры также участвуют и в оперативном управлении компанией.
Усилия менеджеров в значительной степени сконцентрированы на компании. Они заинтересованы в ее устойчивом развитии, а также в прочности своего положения на время действия договора о найме. Рост стоимости компании, безусловно, является и для них важной задачей, но если собственность строго отделена от управления, то у менеджеров отсутствует прямой личный интерес в осуществлении этой цели. Конечно, мероприятия управленческого звена по обеспечению устойчивого развития компании связаны с ростом курса ее акций, но фокус менеджеров лежит на осуществлении оперативных задач управления компанией, а фокус акционеров — на увеличении ее стоимости и получении высоких дивидендов.
Кроме менеджеров и владельцев, существуют и другие заинтересованные группы, прямо или косвенно связанные с деятельностью компании. Интересы и взаимоотношения отдельных заинтересованных групп представлены на рисунке. (В рамках статьи интересы групп, отличных от менеджеров и акционеров, подробно не рассматриваются.)
В деятельности любой компании должны учитываться потребности и интересы всех заинтересованных групп. Однако одной из основных задач деятельности компании является защита прав тех лиц, на средства которых она существует — ее собственников. Наиболее полную систему защиты интересов собственников имеют акционерные общества. Акционеры на Западе используют для защиты и обеспечения своих интересов следующие механизмы:
- участие в совете директоров;
- предоставление доверенности на голосование на общем собрании акционеров;
- операции на фондовом рынке.
Операции на фондовом рынке можно лишь условно отнести к механизмам защиты акционеров, так как единственное, что могут сделать акционеры в этом случае, — это «голосовать против менеджмента» путем продажи акций.
Участие в совете директоров. Совет директоров принимает стратегические решения по развитию компании (за исключением решений, находящихся в компетенции общего собрания акционеров). Однако, помимо этого, одной из его функций является контроль за соблюдением интересов акционеров. Поэтому советы директоров западных компаний состоят из экономически незаинтересованных лиц или из представителей акционеров. Представительство менеджмента компаний в советах директоров, как правило, ограничено.
Предоставление доверенности на голосование. Далеко не все акционеры лично присутствуют на общих собраниях и участвуют в голосовании. В западных странах акционеры могут предоставить право на голосование по своим акциям менеджменту или заинтересованным акционерам. Благодаря возможности голосовать по доверенности менеджмент зачастую получает контроль над принятием стратегических управленческих решений.
Интересы заинтересованных групп могут полностью отличаться от интересов менеджмента. Поэтому для менеджмента важно получить как можно больше голосов по доверенности, чтобы не потерять контроль над принятием решений и получить преимущество над «враждебно настроенными» группами при голосовании. А для этого необходимо наиболее полно удовлетворять интересы акционеров и пользоваться их доверием.
Операции на фондовом рынке. Если акционеры недовольны действиями менеджмента, то они могут продать свои акции на фондовом рынке или непосредственно заинтересованному инвестору. Заинтересованный инвестор может скупить у акционеров контрольный пакет акций компании и сместить неугодный ему или неэффективный менеджмент. Смена собственника вообще несет в себе элемент неопределенности для менеджмента компании. Поэтому добросовестные менеджеры заинтересованы в удовлетворении интересов существующих собственников и сохранении их лояльности на долгосрочный период.
Следует, однако, отметить, что продажа акционерами акций компании далеко не всегда связана с неудовлетворением ожиданий акционеров. В случае с портфельными инвесторами мотивами могут быть оптимизация фондового портфеля и получение максимальной прибыли от реализации акций.
В практике развитых стран существует множество различий в применении и законодательном регулировании вышеуказанных способов защиты интересов собственников / акционеров. Наиболее показательными в данном плане являются американская и немецкая системы (см. таблицу).
Критерий
Германия
Использование фондового рынка
Активное. Присутствие пенсионных и паевых фондов, аккумулирующих акции
Слабое. Значительная роль банков в финансировании компаний
Разграничение наблюдательных и исполнительных функций
Нечеткое. Присутствие представителей менеджмента в совете директоров
Четкое. Наличие раздельных наблюдательного и исполнительного советов. Присутствие только независимых директоров в наблюдательном совете
Задача совета директоров
Защита интересов акционеров
Достижение консенсуса между заинтересованными группами. Наличие представителей банков, государства и служащих в наблюдательных советах
Основным средством защиты интересов акционеров в США является фондовый рынок.
В Германии сильна роль совета директоров. В этой стране присутствует тенденция урегулирования споров путем поиска консенсуса между различными заинтересованными группами.
Системы защиты интересов акционеров в прочих развитых странах сочетают в себе черты американской и немецкой систем с некоторыми национальными особенностями.
Что касается России, то здесь в последнее время самыми распространенными нарушениями прав миноритарных акционеров были:
- Нарушение прав акционеров в ходе реорганизации компаний (мажоритарные акционеры переводят прибыльный бизнес в новые компании, а бремя финансовых проблем несут оставшиеся в компании акционеры).
- Вывод активов в аффилированные компании (имущество компании переводится в дружественные менеджменту структуры без учета мнения миноритарных акционеров).
- Нарушение права акционеров на участие в управлении компанией, в частности права на участие в общем собрании (неинформирование или недолжное информирование акционеров о проведении ОСА, его повестке т.д.; отстранение от участия в ОСА миноритарных акционеров или их представителей; нарушение процедуры подсчета голосов).
- «Размывание» капитала (принятие решения советом директоров о размещении акций путем закрытой подписки «дружественным структурам» по номинальной цене).
- Другие (неправомерное использование полномочий менеджерами; совершение заинтересованных сделок с нарушением установленного порядка; фиктивное банкротство компании и последующая скупка активов и т.д.).
В России предпринимаются конкретные шаги по защите прав акционеров в рамках разработки стандартов корпоративного управления. 28 ноября 2001 г. Правительство России одобрило Кодекс корпоративного поведения (далее — Кодекс), а 4 апреля 2002 г. он был рекомендован к применению Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг Российской Федерации. Пока Кодекс имеет статус «национального стандарта». Его положения являются рекомендательными.
Продолжается обсуждение, какие из его положений следует оставить рекомендательными и какие принять в качестве отдельных законов или поправок к уже существующим. 1 января 2002 г. вступили в силу изменения к федеральному закону «Об акционерных обществах». Они предусматривают ряд положений по защите интересов миноритарных акционеров. Принятые независимо от Кодекса корпоративного поведения, эти поправки, тем не менее, служат законодательному закреплению одного из принципов Кодекса — равное отношение к акционерам.
Осуществлением задач по защите прав акционеров и контролю за их реализацией, согласно Кодексу, должны заниматься следующие органы акционерных обществ:
- совет директоров — утверждением и общим контролем за основными процедурами по защите интересов акционеров;
- комитет по аудиту при совете директоров — «непосредственным контролем за финансово-хозяйственной деятельностью общества, и прежде всего за исполнением его финансово-хозяйственного плана» (Кодекс корпоративного поведения, п. 1.1.2 гл. 8);
- ревизионная комиссия — общим контролем за финансово-хозяйственной деятельностью общества путем проведения периодических годовых и внеочередных проверок как отдельных финансовых операций, так и хозяйственных операций за определенный период времени;
- контрольно-ревизионная служба — текущей проверкой всех совершаемых финансово-хозяйственных операций на соответствие финансово-хозяйственному плану и установленному порядку проведения операций.
Для урегулирования конфликтов между акционерами и компанией (менеджментом) из числа директоров создается специальный комитет по урегулированию корпоративных конфликтов. Учет претензий по конфликтам ведет корпоративный секретарь акционерного общества — совершенно новый субъект в корпоративных отношениях в России.
Как показано выше, в России уже разработаны стандарты по защите прав акционеров. Однако часть из них носит рекомендательный характер.
В настоящее время остается открытым вопрос о том, опыт какой страны является наиболее применимым в России для дальнейшего развития системы по защите прав акционеров. Социально-экономическая среда и механизмы управления компанией в России имеют существенные особенности:
- значительная роль государственного сектора в экономической системе;
- незащищенность отдельных социальных слоев, стремление государства к созданию / сохранению рабочих мест как реакция на ухудшение социальной защищенности граждан;
- слабое развитие фондового рынка и недооценка акций российских компаний (по оценкам некоторых западных экспертов, текущий потенциал российского фондового рынка составляет около 3 трлн долл., однако его реальная капитализация почти в 100 раз меньше);
- существенная роль совета директоров в управлении компаниями;
- ущемление прав миноритарных акционеров со стороны мажоритарных и их представителей в менеджменте компаний.
Интересы акционеров необходимо согласовывать с интересами государства, особенно в сфере социальной политики. В самих отношениях между акционерами и менеджментом совет директоров будет играть в обозримом будущем значительную роль. Фондовый рынок вряд ли станет в ближайшее время эффективным способом защиты прав акционеров, поэтому привлечение независимых директоров, не связанных с мажоритарными акционерами и менеджментом, может реально содействовать защите интересов миноритарных акционеров.
Все перечисленные факторы указывают на то, что система обеспечения прав акционеров в России должна быть ближе к немецкой, чем к американской. Сама система защиты собственников будет действена при соблюдении двух условий:
- введении части правил корпоративного поведения в качестве обязательных законодательных норм;
- понмании мажоритарными акционерами важности соблюдения прав всех собственников для привлечения инвестиций и повышения стоимости компании.
Вопрос об обязательности правил корпоративного поведения. Попытки лоббирования органов государственной власти в целях переноса некоторых норм Кодекса корпоративного поведения и современных стандартов управления в законодательные акты предпринимаются различными организациями и представителями бизнес-сообщества.
Так, рабочая группа по корпоративному управлению Европейского делового клуба (общественная организация по развитию отношений между Россией и ЕС) определила основные направления исследований в области улучшения законодательной базы и Кодекса корпоративного поведения. Результаты данных исследований, после обсуждения и одобрения на заседании рабочей группы, предполагается обобщить и направить на рассмотрение Госдумы, Правительства РФ и ФКЦБ. Помимо этого, выводы и рекомендации рабочей группы будут распространяться среди деловых кругов, тем самым привлекая внимание к проблемам корпоративного управления в российских компаниях и к необходимости улучшения практики управления компаниями.
Аналитическая работа отдельных экспертных групп представляется важной, так как она осуществляется менеджерами, имеющими опыт управления, в сотрудничестве с юристами, консультантами, другими специалистами и с учетом зарубежной практики.
Отношение мажоритарных акционеров. В России вопросы корпоративного управления получили очень широкий общественный резонанс в последние два-три года. Однако наиболее дальновидные бизнесмены, ранее всех осознавшие важность недискриминационного отношения к акционерам как основы концепции корпоративного управления, уже пожинают плоды своих усилий по адаптации эффективной практики корпоративного управления в своих компаниях.
Одним из наиболее ярких лидеров в области применения современных методов корпоративного управления в России является компания «ЮКОС». Ее капитализация значительно выросла во многом благодаря принимаемым мерам по внедрению международных стандартов корпоративного управления. Обнадеживает тот факт, что все большее число компаний проявляет интерес к корпоративному управлению не только на словах, но и на практике. Недискриминационное отношение к собственникам и другие шаги по повышению эффективности корпоративного управления во многих случаях продиктованы не столько популизмом и желанием провести удачную PR-акцию по улучшению корпоративного имиджа, сколько осознанием того, что такие действия ведут к реальному повышению капитализации компании.
На основании указанных факторов необходимо отметить, что в России на корпоративные отношения существенное влияние оказывают интересы прочих групп, прежде всего государства.
Вместе с тем как отдельным компаниям, так и государству предстоит еще значительная работа по внедрению эффективных инструментов разрешения корпоративных конфликтов и защите прав акционеров.
Источник