АЗС для электромобилей — актуально ли открытие?
Прогресс не стоит на месте — и в продаже уже появились первые модели электромобилей, способных на одной зарядке аккумулятора пробегать по 250-300 км., то есть примерно столько, сколько проезжает за день обычный легковой автомобиль в городе. Кроме того, владеть электромобилем довольно выгодно: полная зарядка такого авто сегодня обходится его владельцу примерно в 130-140 рублей. Подсчитано, что при годовом пробеге в 20 тысяч километров, владелец электромобиля будет тратить на электричество примерно 41 рубль в сутки.
Стало быть, вскоре открытие зарядных станций для таких авто станет экономически оправданным делом? Увы-увы, Не станет. И вот почему.
Энтузиастам электромобилестроения прежде всего надо помнить о том, современные АЗС — это прежде всего пункты продажи очень специфических товаров, какими являются бензин и дизельное топливо. Товары эти во-первых жидкие, а во-вторых огнеопасные — и потому требующие особых условий хранения и транспортировки. Эти особые условия и соблюдаются на АЗС которые, кстати, еще и не везде имеются в одинаковом количестве просто потому что стоять должны вдоль хороших дорог (поскольку по плохим цистерну с бензином до раздаточной емкости на АЗС не довезешь).
Можно ли условия функционирования обычных АЗС сравнить с уловиями работы потенциальных электро-АЗС? Можно и сравнение выйдет не в пользу «электричек», поскольку никаких условий для их самостоятельного существования не обнаружится.
- Во-первых — электрическую энергию невозможно хранить, поэтому и емкостей для ее хранения (которые, собственно, и составляют «главную деталь» бензиновых АЗС) не требуется.
- Во-вторых — электроэнергия гораздо безопаснее и «привычнее» бензина: никакой принципиальной разницы между заправкой электромобиля и включением утюга в розетку не имеется. Следовательно — не требуется и никакой специальной организации «заправочного процесса», заряжать электромобиль можно в любом гараже.
- В-третьих — инфраструктура обеспечения электричеством уже есть и развита она гораздо лучше, чем сеть бензозаправок. Электричество есть даже в тех местах, где до ближайшей бензозаправки нужно добираться за десятки километров.
Ну и, наконец, последний момент — сама технология заправки.
На хорошо работающих АЗС заливка бака занимает считанные минуты, а вот для заправки аккумулятора требуются часы. Проблема не велика, если владелец автокара оставляет его на зарядку на ночь в собственном гараже, но тратить дневное рабочее время на долгие зарядки аккумуляторов, это будет не очень разумно, так скажем. К тому же заряжать электромобиль ночью еще и дешевле, поскольку ночные тарифы на электричество ниже, чем дневные.Это даже если не принимать во внимание, что в России на 1 июля 2016 года насчитывалось на учете всего 722 электромобиля — маловато еще клиентов, чтобы разворачивать для них специальную сеть заправок.
Тем более, что и сейчас зарядить электрокар можно на 60 станциях, из которых 30 находятся Москве и столько же — в регионах. Еще есть электро-зарядки в Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге и Сочи. Тем не менее, Правительство РФ не так давно постановило, что с 1 ноября 2016 года зарядные станции для электромобилей включаются в перечень минимально необходимых услуг объектов дорожного сервиса — поэтому к началу 2017 года число зарядных розеток для электромобилей должно было вырасти еще процентов на 20.
Тем не менее, специалисты оценивают перспективы развития сети электрозаправок довольно скептически, поскольку существует два типа заряда аккумулятора: быстрый и медленный. Быстрый заряд (оборудование для которого и предполагается ставить на АЗС) происходит за 20-30 минут, но он не очень хорош для аккумуляторов. А медленная подзарядка занимает несколько часов — и ставить ее на АЗС бессмысленно.
Так что если где у нас и начнет развиваться электромобильный сервис, то скорее всего в крупных торговых центрах. Их посетители проводят там по несколько часов — и для них будет иметь смысл оставить электромобиль на подзарядку на это время.
Источник
Порядок установки зарядных станций для электромобилей в России
В последнее время в связи с развитием научно-технического прогресса все большую популярность набирают автомобили с питанием от независимого источника электроэнергии, проще говоря электромобили. Они имеют ряд преимуществ перед автомобилями, оборудованными двигателями внутреннего сгорания, использующих в качестве топлива бензин или дизельное топливо, а именно: они экологичные, не выделяют разных вредных выбросов в атмосферу, практически бесшумные, зарядка электроэнергией более дешевая по сравнению с бензином или иным топливом.
Однако если в Соединенных штатах Америки или ряде европейских государств данное явление уже является обыденностью, то у нас это все еще только зарождающееся новое явление, которое лишь набирает обороты, да и преимущественно лишь в Москве и Санкт-Петербурге. К слову, в соответствии с исследованиями агентства «Автостат» на данный момент в нашей стране доля электромобилей к общему количеству легковых машин составляет менее 1%. Во многом это обусловлено наличием определенных проблем по обслуживанию подобных транспортных средств и отсутствием надлежащего механизма правового регулирования по разрешению данного вопроса.
Пожалуй, главной проблемой для владельца электромобиля является вопрос о зарядке своего транспортного средства. На данный момент специальных зарядных станций пока недостаточно. В большинстве городов России вообще отсутствуют подобные общедоступные точки, где владельцы электромобилей могут зарядить свои транспортные средства. При этом там, где официально есть «электрозаправка», это, как правило, просто столб с розеткой 220 В. От него электромобиль будет заряжаться 6–8 часов, а может и больше.
Кроме того, было бы гораздо удобнее установить подобную зарядную станцию у себя во дворе на парковке для того, чтобы электромобиль заряжался ночью. Однако с установкой подобных зарядных станций возникает масса вопросов. Давайте разберемся.
При покупке электромобиля его владелец должен быть заранее готов к тому, как и где он будет его заряжать. Однако на данный момент отсутствует четкое правовое регулирование данного вопроса. Как показывает практика, в связи с данным обстоятельством, многие владельцы подобных транспортных средств решают данный вопрос с помощью своей изобретательности и смекалки. Однако данные решения не всегда являются удачными и далеко не каждый их одобряет.
Например, один из жителей нашей страны организовал место для своего электромобиля на придомовой территории многоквартирного дома. Он просто протянул из своей квартиры кабель и установил щиток с зарядным устройством на бордюре. Однако жильцы многоквартирного дома не оценили подобной изобретательности своего соседа и пожаловались в управляющую организацию на то, что он самовольно присвоил себе парковочное место. Управляющая организация предписала демонтировать самодельную зарядную установку.
Чтобы не заниматься подобным изобретательством и в последствии не демонтировать самодельные зарядные станции владельцу электромобиля первым делом необходимо разработать схему монтажа кабеля зарядной станции на фасаде дома или ином объекте общего имущества. Далее необходимо определить место, где будет парковаться электромобиль. После этого в соответствии со ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимо инициировать общее собрание собственников и вынести на обсуждение данный вопрос по использованию общего имущества многоквартирного дома для установки зарядного устройства. При этом владелец автомобиля должен понимать, что все работы будут производиться за его счёт, в том числе техническое обслуживание. Установка зарядной станции может быть оплачена из средств дома. Но тогда указанное оборудование включается в состав общего имущества многоквартирного дома и плата за него включается в плату за жилое помещение.
После необходимо подать заявку в сетевую компанию на договор о технологическом присоединении. В случае одобрения заключается договор о технологическом подключении и энергоснабжении.
Отдельные положения об установке зарядных станций содержатся в «СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99» (утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр) в разделе «Парковочные места для электромобилей» (начиная с п.5.2.42).
Так, в соответствии с п.5.2.43 Выбор зарядной инфраструктуры (для быстрой зарядки и/или ультрабыстрой подзарядки) должен учитывать наличие доступной электросетевой инфраструктуры и необходимой для подключения мощности (либо возможности реконструкции распределительных объектов для выделения необходимой мощности).
Также стоит отметить, что в соответствии с п.5.2.53 Доступ к зарядной инфраструктуре должен быть не публичным, активирование зарядной станции должно быть возможным только с помощью специальной карты доступа.
В ряде городов Московской области практикуется установка органами местного самоуправления подобных зарядных станций во дворах многоквартирных домов, встроенных в опоры уличного освещения. Зарядка автомобиля происходит за 8-9 часов. То есть, за ночь электромобиль будет полностью заряжен.
Отдельного внимания заслуживает проблема установки зарядных станций на территории подземного паркинга. Пожалуй, каждому владельцу подобного транспортного средства хотелось бы по приезду на свое рабочее место в каком-нибудь бизнес-центре оставить свой электромобиль на парковке. И пока его владелец работает, автомобиль все эти несколько часов не стоит зря, а заряжается от устройства, установленного на подземном паркинге. Или же по приезду домой транспортное средство заряжается до утра на аналогичном подземном паркинге, только уже на территории многоквартирного дома, где проживает владелец авто.
Однако с 2013 года действует запрет на размещение «зарядных и пусковых электроприборов и устройств автономного и стационарного исполнения» на подземных автостоянках, который закреплен в п.6.4.5 Свода правил пользования подземной автостоянкой. В случае установки данного оборудования нарушители должны будут демонтировать его. В случае отказа им грозят санкции по ст. 20.4 КоАП (нарушение требований пожарной безопасности), а в случае пожара — штраф до 1 млн руб.
При отказе на установку зарядной станции на территории подземного паркинга или при вынесении требованию о ее демонтаже управляющие организации или государственные органы ссылаются на Свод правил пользования подземной автостоянкой, а именно на пункт 6.4.5. «Использование зарядных и пусковых электроприборов и устройств автономного и стационарного исполнения в помещениях подземных автостоянок запрещается». Вместе с тем многие владельцы авто пытались доказать, что данный пункт относится к зарядке щелочных аккумуляторов. Дело в том, что при зарядке щелочных аккумуляторов может происходить выделение водорода, который может быть взрывоопасен. Однако у большинства электромобилей в свою очередь иные типы аккумуляторов. На практике были случаи, когда владельцы электромобилей, предоставив всю техническую документацию на свое транспортное средство, сумели договориться с управляющей организацией на установку подобного устройства на подземном паркинге.
Стоит учесть, что с юридической точки зрения даже в подобных случаях будет присутствовать нарушение п.6.4.5 вышеупомянутого свода правил. Никаких разъяснений о щелочных аккумуляторах в действующем законодательстве не содержится. Потому в случае соответствующего требования от государственного органа владельцу, установившему подобное устройство, придется его демонтировать.
В 2020 году МОЭСК неоднократно высказывал свое мнение о создании нормативно-правового акта, обязывающего управляющие организации устанавливать подобные зарядные станции из расчета одна станция на 5 машино-мест. Увидев потребности владельцев подобных транспортных средств представители МЧС в этом году заявили, что с 2022 запрет на установку зарядных станций для электромобилей на территории подземного паркинга будет отменен. Об этом, в частности, сообщало издания Interfax.ru, а также газета «Коммерсантъ». Официально будет разрешено устанавливать зарядные установки для электромобилей на территории подземного паркинга многоквартирных домов или бизнес-центров. Прогнозируется, что к 2022 году будет разработан законопроект, позволяющий производить установку данных зарядных устройств по согласованию с управляющей компанией и при обязательном соблюдении требований пожарной безопасности.
Как известно, на данный момент многие паркинги московских торговых центров, бизнес-центров и жилых комплексов располагают трехфазными 380-вольтовыми розетками общего назначения, от которых могут заряжаться электромобили. Однако это не специальные высокомощные зарядки для электрокаров и их установку никто не согласовывает. Кроме того, в случае нарушений правил пожарной безопасности указанные розетки должны быть демонтированы по требованию государственных органов.
Электромобили еще достаточно новое явление для нашей страны. Однако с каждым годом их становится все больше. Очевидно, что необходим надежный механизм правового регулирования для обслуживания подобного транспорта. К сожалению, на данный момент этого пока нет. Остается надеяться, что в следующем году будут приняты законопроекты, регламентирующие порядок обслуживания данного перспективного вида транспорта.
Источник
Зарядка электромобилей: как заработать деньги?
Тем компаниям, которые намерены заряжать машины, придется придумать, на чем зарабатывать деньги. Владельцы электрокаров заряжают их в разных местах, и зарядные станции не всегда попадают в этот список. Для развития бизнеса им, возможно, придется проводить обширную информационную кампанию среди потенциальных клиентов.
«Светлое будущее» автомобильной эры еще не наступило – количество электромобилей в мире пока остается незначительным. Так, в прошлом году в мире их было приобретено порядка 3 млн единиц, а доля таких машин в мировом автопарке составляет, по разным оценкам, от 3 до 5%. Например, в США в прошлом году было продано 260 000 электрокаров, однако это составило всего 2% от общего числа проданных в стране легковых и грузовых автомобилей. Причин такого небыстрого развития сегмента электрических машин несколько. Это недостаточное количество моделей электрокаров на рынке (их всего порядка двух десятков), слаборазвитая система стимулов для автовладельцев переходить на использование машин на электрическом ходу, отношение самих потребителей, которые пока не настолько ответственно относятся к экологической повестке дня, предпринимают мало шагов по изменению своего отношения к проблеме изменения климата и сохранения окружающей среды. Еще одна причина – недостаточное развитие зарядной инфраструктуры для электрокаров, что сдерживает переход на них. Но в данном случае не все так просто.
Когда электромобилей на дорогах планеты стало все больше, количество зарядных станций для них еще долго оставалось небольшим, и время зарядки было незначительным. Это привело к тому, что многие владельцы электромобилей начали заряжать свои автомобили дома, и такая тенденция не просто сохранилась, а стала расти. Возможность «запитать» электричеством свою машину, находясь дома, привлекает все больше людей, но создает проблему для компаний, предоставляющих услуги зарядки. Дополнительное давление на них оказывает развитие технологий – если раньше электромобилям часто требовалась подзарядка среди дня, то современные модели могут ездить достаточно долго без нее, запаса электроэнергии им хватает.
Водители, вернувшись домой, подсоединяют электрокары к домашней сети и подзаряжают их. Так зарядные компании лишаются части клиентов. Конечно, это не означает, что общественные сети зарядных станций не надо развивать, они нужны. Многие автовладельцы не переходят на электромобили, потому что не видят большого числа зарядных станций по своему маршруту, они опасаются остановиться на дороге с разряженной батарей. Влияет на развитие зарядного бизнеса и некоторая «разобщенность» игроков, а также стремление развивать собственные стандарты зарядки. Например, в США в прошлом году 80% всех проданных электромобилей составила продукция Tesla, которая развивает собственную сеть зарядных станций, которые не подходят для зарядки электрокаров других производителей. Другие игроки сегмента пошли разными путями –одни также развивают свой стандарт зарядного оборудования, другие – объединяются с конкурентами в этом вопросе.
Развитие общественных зарядных станций, конечно, будет способствовать распространению электромобилей в мире, и для этого в разных странах предпринимаются определенные шаги. Например, в США в рамках плана Байдена по развитию инфраструктуры планируется потратить $15 млрд на строительство 500 000 общедоступных зарядных станций к 2030 году. Однако необходимо не просто больше соответствующей инфраструктуры, но еще нужно сделать этот бизнес по-настоящему прибыльным, потому что на сегодняшний день он таковым не является. К примеру, в прошлом году суммарная выручка двух известных компаний, предоставляющих услуги по зарядке электромобилей – Blink Charging и Beam Global, – составила менее $10 млн. Вряд ли этот результат можно назвать приемлемым. Да, когда-нибудь, бизнес по зарядке автомобилей станет прибыльным, но до этого момента надо еще дожить, а не все компании могут это сделать.
Одним из возможных направлений развития бизнеса для компаний, предоставляющих зарядные услуги, может стать продажа дополнительных товаров и услуг, что привлечет клиентов. Традиционные заправки уже давно используют такую модель, что приносит им дополнительный доход. Еще одним вариантом является продажа и самих услуг по зарядке автомобилей, и соответствующего оборудования, которое клиент приобретает для установки в выбранном месте. Некоторые компании предоставляют все возможные поверхности на зарядных станциях под рекламу. То есть видно, что компании, предоставляющие услуги по зарядке электромобилей, ищут наилучший способ развить этот бизнес, поддержать его финансово, пока он не стал прибыльным.
Делать это нужно быстрее, потому что в этом сегменте есть много инвесторов, и они продолжают прибывать в расчете на значительную прибыль. Бумаги компаний, занимающихся зарядным бизнесом для электромобилей, уже известны им. Так, недавно ChargePoint Holdings через специализированную компанию SPAC, вышла на фондовый рынок. Такой же вариант размещения намерены выбрать Volta Industries и EVgo Services. У зарядных компаний уже есть и свои рекорды на фондовом рынке. Так, в ноябре прошлого года акции Blink выросли более чем на 500%, а ее оценка на сегодняшний день превышает $1,6 млрд. А компания Beam выросла в цене более чем на 300%, но в 2021 году половину стоимости потеряла. Инвесторы ждут дальнейшего роста зарядных компаний, им нужно быстрее определяться с моделью бизнеса, увеличивать операционные показатели. Фондовый рынок может поддержать эти компании, но он должен видеть их перспективы, ответную отдачу, что в дальнейшем скажется и на распространении электромобилей.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Источник