Показатель: Повседневная деятельность.
Методология: наблюдения, интервью с клиентами и сотрудниками, документы
Повседневная деятельность
Содержательная/ наполненная смыслом ежедневная деятельность
Измерения:
Жизнь человека наполнена полезной деятельностью (это означает активность, которая включает в себя результат).
Каждый вид деятельности выполняется в подходящее время и в подходящем месте (одеваться по утрам, есть за столом, мыться перед сном, уборкой заниматься в отведённое для этого время).
Каждый вид деятельности тренируется в подходящее время.
При необходимости, человеку предоставляется поддержка для осуществления деятельности (поддержка только в том объёме, сколько необходимо, чтобы содействовать развитию самого человека).
Выполнены все условия. Не вся жизнь человека наполнена полезной/ продуктивной деятельностью, но это адекватно возможностям человека.
Человек обучается полезной/продуктивной деятельности, но может быть выбрано более подходящее время. По крайней мере часть времени наполнена полезной деятельностью. Помощь в осуществлении полезной/продуктивной деятельности оказывается, но не всегда в то время, когда это необходимо.
Время между приемами пищи регулярно проходит без определённой цели.
Относится к тем людям, которые не способны самостоятельно принимать участие в полезной/продуктивной деятельности.
Человеку предостоставляется помощь в участии в полезной/продуктивной деятельности в соответствии со степенью тяжести функциональных нарушений.
Персонал человека мотивирует активно участвовать в полезной/продуктивной деятельности мо мере своих возможностей.
Персоналу необходимо обеспечить присутствие и чувство участия в повседневной деятельности человеку, который, в силу фунциональных нарушений, не может участовать в повседневной деятельности.
Оценка: | 2 | Выполнены все условия. |
1 | В некоторых видах деятельности участие не обеспечивается, однако, человек участвует в большинстве мероприятий. | |
0 | Не выполнено какое то из условий. |
Соответствие деятельности человека стадиям/этапам жизни взрослого человека.
Измерения:
Повседневная деятельность человека соответствует этапам жизни взрослого человека.
Распорядок дня соответствует распорядку дня взрослого человека (подьём, дневной сон – только в том случае, если человек сам того хочет, у человека есть возможность влять на время вечернего туалета и ночного сна).
Предлагаемые виды деятельности и занятия отвечают этапам жизни взрослого человека.
Выполнены все условия.
Не все предлагаемые виды деятельности соответствуют этапам жизни взрослого человека.
Человек вынужден ложиться спать сразу после ужина.
Человека поднимают необоснованно рано, согласуя с
графиком работы персонала.
У взрослых людей, которые проживают в детских
учреждениях, дневной режим такой же, как у детей.
Взрослому человеку как один из видов деятельности
предлагается играть с детскими игрушками.
Умение и возможность взять ответственность за принятые решения и свои действия.
Измерения:
Человек имеет возможность взять на себя ответственность (уход за средой обитания, окружающей средой, помощь другим людям, уход за животными).
Если человек хочет, то он имеет возможность держать животное и заботиться о нем.
Человек имеет возможность участвовать в общественной работе (субботники . ).
Желание человеком взять на себя ответственность не используется злонамеренно.
Выполнены все условия.
Человек имеет возможность, совместно с другими пользователями услуги, держать животное и разделить ответственность за содержание животного.
У человека имеется возможность, хотя бы частично, взять ответственность за свои действия и принятые решения.
ВНИМАНИЕ. Человека используют для выполнения оплачиваемых обязанностей персонала.
Самоопределение.
Показатель: Возможность выбора.
Методология: наблюдения, интервью с клиентами и сотрудниками, документы
Возможность выбора
Возможность выбора в повседневной деятельности.
Измерения:
Человек имеет возможность выбора в каждом виде повседневной деятельности:
— в каких мероприятиях участвовать;
— что есть, что одевать;
— в какое время сделать что-либо;
— кем делать что-либо.
Услуга предлагает достаточный выбор видов повседневной деятельности, из которых человек может выбирать.
Персонал оказывает человеку помощь в выборе, с учетом возможностей человека.
Выполнены все условия.
Человек имеет возможность делать выбор, за исключением некоторых видов повседневной деятельности. Человеку предлагают по крайней мере два вида повседневной деятельности, из которых можно выбирать.
У человека нет возможности выбора в большей части повседневной деятельности. Персонал не оказывает помощь человеку в процессе выбора.
Развитие способности сделать выбор.
Услуга предлагает виды повседневной деятельности в соответствии с потребностями и возможностями человека (есть на выбор).
Потребности человека изучаются (интервью, анкетирование).
Человек обучается делать выбор (персонал целенаправленно способствует осуществлению выбора — предлогается как минимум два варианта, из которых нужно выбрать).
Выполнены все условия.
Желания человека хотя бы частично изучены.
Есть по крайней мере два варианта выбора. Сотрудники по крайней мере в одном виде повседневной деятельности стимулируют человека делать выбор.
Персонал делает выбор вместо человека.
Возможность выбора, с кем жить.
Человек сам решает с кем жить в одной комнате.
Человек имеет возможность менять «соседей».
Человек может выбирать — жить в одиночку или с соседями.
У человека есть возможность создать семью.
Выполнены все условия.
Если у человека нет никакой возможности жить одному, то по крайней мере он может выбрать, с кем жить в одной комнате.
Персонал определяет, с кем жить.
Человек переводится в другую комнату без согласования с ним.
Люди группируются по типу функционального расстройства или тяжести. Люди должны жить вместе, так как они имеют какую-то из «конкретных характеристик».
Чтобы сменить «соседей» создана несоразмерная бюрократическая процедура согласования.
Дееспособные люди лишены возможности создать семью. У семьи нет возможности жить вместе в одной комнате.
Возможность выбора, где жить.
Человек имеет возможность выбирать место жительства.
Человек имеет возможность изменить свое место жительства (перейти в другую социальную услугу).
Люди могут меняться комнатами.
При необходимости, человек имеет возможность постепенно адаптироваться к новому месту жительства.
Выполнены все условия.
В рамках социальной услуги человек имеет возможность выбирать между двумя вариантами.
У человека ограничены возможности изменить свое место жительства (комнату или социальную услугу).
Персонал определяет, в какой комнате жить человеку и ему не даётся возможность менять комнату.
Персонал переводит человека в другую комнату, без согласования с ним и периода адаптации.
Дата добавления: 2019-07-17 ; просмотров: 112 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Заниматься свой повседневной деятельностью
Библиографическая ссылка на статью:
Артемов В.А., Новохацкая О.В. Повседневная деятельность как элемент повседневности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/11/39927 (дата обращения: 09.06.2021).
Изменения, происходящие в обществе, в структуре занятости населения, в реальном поведении людей, в условиях жизни отдельных социальных групп отражаются в использовании ими времени. Глубокое понимание реального поведения людей и использования ими своего времени требует применения, наряду с объективными показателями (продолжительность, структура, частота и т.д.) показателей и оценок субъективного характера. К ним относятся ценностные ориентации по отношению к тем или иным видам деятельности, удовлетворенность условиями и результатом осуществления разных видов деятельности, распределения и использования на них времени, желание сократить или увеличить время, на те или иные занятия и т.д.
Повседневная деятельность – деятельность, направленная на удовлетворение базовых потребностей и имеющая четко выраженную повторяемость в короткие временные периоды – является отражением уровня и качества жизни населения. Повседневная деятельность связывает качественную и количественную информацию об одном из элементов повседневности – деятельности. Качественную информацию составляют данные, полученные от респондентов о содержании, функциях, результатах и оценках видов деятельности. Количественную – продолжительность видов деятельности – составляют данные бюджетов времени.
Повседневная деятельность наряду с качеством населения, его благополучием и социальным самочувствием является отражением социально-экономической политики государства. Она обеспечивает относительную стабильность жизни общества в целом. Изменения в повседневной деятельности являются системной компонентой динамики жизни большей части населения российского общества.
Сдвиги в повседневной деятельности населения в сочетании с его оценкой изменений своего положения являются важным выражением социальных перемен. Как отмечал на заре эмпирических исследований П.А.Сорокин, «социальные процессы, в конечном счете, складываются из поступков (или деятельности – В.А.) людей» и «все условия, варьирующие поведение людей, являются тем самым и «факторами» и «детерминаторами» социальных процессов» [1, с. 541]. «Деятельность является специфически человеческим способом отношения к миру. Это – мотивированная активность, направленная на удовлетворение жизненных потребностей, обеспечение функционирования организма (либо человека, либо социального организма – общества или его составных частей)» [2, с.15].
Конечной задачей изучения деятельности является получение достоверного, надежного, по возможности выражаемого количественно, знания о состоянии и тенденциях деятельности индивида, семьи, социальной группы, населения типов поселений, общества в целом, ее функций, мотивов, предпочтений и результатов.
Повседневная деятельность осуществляется в определенных условиях жизни на уровне семьи, поселения, относительно автономна и опосредованно через эти условия зависит от макроэкономических и политических перемен. Определение содержания деятельности дается по преимуществу: через функции, ценности, значимость вида деятельности.
Термин «повседневная деятельность» появился в ходе лонгитюдного исследования использования времени и условий жизни сельского населения (исследование проводилось ИЭОПП и студентами НГУ в 1986-1987, 1993-1994, 1999, 2004-2005, 2011-2012 гг.) из необходимости связать качественную и количественную информацию об одном из элементов повседневности – деятельности. Качественную информацию составляют данные, полученные от респондентов о содержании, функциях, результатах и оценках видов деятельности. Количественную – продолжительность видов деятельности в расчете на тот или иной период времени, в том числе с учетом характера дня для работающих, – составляют данные бюджетов времени. Понятие повседневной деятельности появилось в непосредственной связке с временем, в котором не должно быть «пустот» при его правильном учете. С другой стороны, не все занятия могут быть отнесены к повседневной деятельности в силу их редкости; например, при выезде из села в отпуск, в гости, при лечении дома или в больнице, служебных поездок, выполнения разовых редких работ (например, участие в выборах в качестве кандидата и т.д.). В нашем исследовании эти периоды и виды деятельности не рассматриваются. Кроме отпуска без выезда, дни которого мы приравниваем к выходным.
Структура повседневной деятельности зависит от относительной настоятельности, неотложности актуальных базовых потребностей. По А.Маслоу первичными базисными потребностями являются: 1) физиологические потребности – в пище, физических движениях, одежде, жилище, отдыхе и т.д.; 2) экзистенциальные потребности – в безопасности своего существования, стабильности условий жизнедеятельности и др.; 3) социальные потребности – в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности [4]. Если в основном удовлетворены базисные потребности, то становятся актуальными потребности более высокого уровня.
По определению А.Г. Здравомыслова, потребность является «внутренним стимулом всякой жизнедеятельности, одновременно являясь отношением субъекта действия к необходимым условиям своего бытия» [5, с.14]. Он отмечает, что при удовлетворении физических потребностей для каждой социальной группы имеются собственные стандарты [5].
Для нас повседневная деятельность – «прежде всего мотивированная предметная деятельность. Это отнюдь не значит, что мы не видим значения смыслов конкретных действий людей, деятельности, общения, взаимодействия» [6]. Внимание на предметной деятельности акцентируется как в силу ее места в жизни, так и из-за недостаточности ресурсов для полноценного анализа ее смыслов. Эта ситуация, в свою очередь, является следствием резкого ухудшения экономических и социальных условий жизни, сокращения той разнообразной поддержки, которую оказывали работнику, семье в предреформенный период государство, предприятия, профсоюзы, перераспределяя доходы, формируя некоторый социально гарантированный уровень для большинства населения.
Видимо, нельзя ограничивать социальное действие обязательным веберов-ским условием его ориентированности на ответное поведение других людей. Мы имеем сейчас дело с массовой социальной деятельностью, направленной не столько на ответное поведение других, сколько на сохранение собственного существования как первичных социальных субъектов (индивидов и особенно семей), существование как физическое, так и по возможности социальное, то есть обеспечивающее определенный уровень социальных качеств (необхо-димых для взаимодействия в рамках разного рода социальных общностей) и предпосылки для их дальнейшего развития.
Население ведет себя так, как оно воспринимает жизненно важное для себя, с чем оно непосредственно сталкивается. В повседневной деятельности и условиях жизни большей части населения лежит ответ на вопрос о действительной реакции на экономические и политические изменения, происшедшие в стране в последние два десятилетия.
Повседневная деятельность населения является фундаментальной базой существования общества, точнее, одним из элементов этой базы. От нее зависит устойчивость общества, она есть препятствие катастрофического разрешения имеющихся противоречий в обществе. Политика и программы реформ «обречены на провал, если остается без внимания богатейший опыт людей, многократно апробированный здравый смысл» [7, с.67]. Изучая повседневную деятельность можно объяснять происшедшие и прогнозировать возможные будущие социальные изменения. Её следует считать «индикатором социальных изменений» [8, с. 49].
Повседневная деятельность является, пожалуй, главным элементом повседневности, не считая, конечно, ее субъекта. И в контексте нашего исследования важно показать место повседневной деятельности в этой более общей системе.
Повседневность является предметом изучения целого комплекса научных дисциплин: социологии, психологии, истории, теории культуры, философии.
Выделяем четыре основных теоретических подхода к изучению повседневности.
1. Подход понимающей социологии. Обращение к повседневности характерно для М. Вебера, основоположника понимающей социологии, которая изучает поведение людей, вкладывающих в свои действия определенный смысл. В своих работах, касающихся хозяйственной этики [9], Вебер описывает, как существующие в обществе нормы регулируют уклад жизни, повседневную деятельность людей. Современный западный капитализм представляет собой своего рода культуру, крепко укоренившуюся в ценностных представлениях и мотивах действий, которые проявляются во всей жизненной практике людей. Капитализм можно изучать как повседневную практику, как методически-рациональное поведение. Соответственно, поведение людей и тот смысл, который вкладывали в свои действия люди, явилось фокусом его внимания.
2. В подходе феноменологической социологии повседневность является одной из главных сфер изучения. Её основатель А.Шюц (1899-1959), решал задачу восстановления связи абстрактных научных категорий с «жизненным миром», миром повседневности. «Жизненный мир» А.Щюц определяет как «область реальности, в которой человек принимает участие с неизбежной и регулярной повторяемостью»[Цит. по: 10, с .83]. Согласно А.Щюцу, для повседневности характерна деятельность, состоящая в выдвижении проектов и их реализации, вносящая тем самым изменения в окружающий мир. А.Шюц прямо квалифицирует ее как трудовую (working) деятельность. Последняя представляет собой действия, то есть «продуманное человеческое поведение, основанное на составленном заранее проекте» [11, с. 132]. Главное в шюцевском видении социальной реальности – выделение трудовой деятельности как конструирующего момента повседневности. Понимание труда А.Шюцем, в отличие от К.Маркса, «абстрактно, внеисторично» [12, с.126], но важно, что феноменология обратила внимание на повседневную, рутинную сторону жизни, поведения, сознания, хотя и с очень сильным акцентом на последнее.
Не отрицая важности такого подхода, мы основное внимание обращаем на реальность условий, действий, их мотивации и оценок. Для феноменологического же подхода главное в жизненном мире – его непроблематичность из-за исключительной обыденности, автоматичности, повторяемости, с чем не согласуется российская повседневность, да и вообще любая повседневность.
Предложенное П.Бурдье понятие «хабитус» включает скорее ценностно-целевую сторону деятельности и полезно как представление этого элемента социальной системы в сознании [13]. Однако абсолютизация повседневности, ее самостоятельности, автономности, независимости от социальной структуры, социальных систем более высоких уровней делает такой подход недостаточно работоспособным. Этим как бы «закрывается» в значительной мере и сама повседневность как объект исследования, умаляется роль знаний, реалий нового опыта в повседневности.
Представитель этнометодологии Г.Гарфинкель утверждает, что повседневная жизнь людей возможна благодаря компетентному использованию акторами ряда навыков и представлений, зачастую неосознаваемых. Эти практики называются этнометодами – «методами интерпретации, применяемыми участниками взаимодействия с целью понимания актуальных фактов и явлений» [14]. Этнометоды используют, чтобы сделать окружающий мир осмысленным. Таким образом, цель всей повседневной деятельности – создавать и воссоздавать осмысленный мир вокруг себя. Поэтому изучение повседневной жизни важно для этнометодологов в той мере, в какой оно может помочь им проанализировать, как люди организуют свою деятельность и стараются сделать ее значимой и осмысленной для себя и других.
3. Институциональный подход.
При данном подходе институциональные изменения социальной жизни являются основой для выявления основных тенденций изменения ценностных характеристик. Исследователю необходимо делать акцент на «описании ряда наиболее элементарных, устойчивых образцов поведения, ролевых экспектаций, которые в немалой степени определяют основу институциональной структуры российского села» [15, с. 83]. Институциональный подход позволит «конкретно-каузально объяснить объективное в социальной жизни как порядок вещей и тем самым объяснить культурно-историческую природу, (пред)определенность социальных явлений, коренящуюся в воспроизводимости определенных устоев, норм, ценностей и т. д.» [15, с. 84-85]. Авторы отмечают: «институциональные основы повседневности, т. е. наиболее глубинные устойчивые элементы организации социальной жизни перетекают в новые социокультурные формы, придавая процессу институциональных изменений инкрементальный характер (институциональные изменения, для которых типичны перетекания содержания старых институтов в новые)» [15, с. 121].
4. Деятельностный подход.
Следующий аспект значений термина «повседневность» связан с направленностью внимания исследователей на «содержательные» аспекты совместной жизни людей, на собственную, частную сферу жизни, сферу будней обычного человека.
При этом фокус познания наводится на человеческую реальность, на повседневную деятельность каждого индивида. Среди ключевых имен можно
назвать К.Маркса. Теория К.Маркса носит материалистический характер, поэтому понятие деятельности в ней находится на одном из главных мест. К.Маркс рассматривает общество как целостную систему через реконструкцию его экономической структуры в контексте деятельностного подхода. Посредством практической деятельности индивид осознает свое положение в социально-экономической классовой структуре. Кроме того, деятельность является способом изменения сложившегося положения вещей, то есть носит инструментальный характер [16].
Мы придерживались интерпретации категории повседневность, согласно которой она трактуется как повторяемость в рамках определенной цикличности, а повседневное поведение рассматривается как совокупность, последовательный ряд ситуаций. По мнению болгарского социолога Л. Николова [17], трактовка повседневности включает три важных положения. Во-первых, нельзя сводить понятие повседневность только к недельному циклу повторяемости, то есть повседневное в данном случае понимается как относительно регулярно повторяющееся в жизненном процессе, при этом циклы повторения могут быть и суточными, и недельными. Во-вторых, речь идет о реальной деятельности индивида и о совокупности тех элементов социальной среды, с которыми происходит непосредственное взаимодействие. В-третьих, понятие «повседневное поведение» включает и ценностный аспект.
Исходим из того, что повседневность – это форма существования человека и разного уровня его общностей: от семьи до государства и глобального сообщества. Элементами повседневности можно назвать: а) условия жизни (соответственно тоже разных уровней и структуры), б) деятельность, то есть отдельные действия, виды деятельности или вся их совокупность, в) отношения с другими людьми в рамках той или иной общности и между ними, правила, нормы этих отношений, д) социально-психологическое состояние людей.
В деятельности удовлетворяются потребности как личные, так и групповые разного уровня. Основным ресурсом деятельности является время, оно же используется как главный ее измеритель, позволяющий вести ее количественно-качественный анализ. Особенностью повседневности является неотложность, настоятельность потребностей, необходимость деятельности в короткие отрезки времени, которыми в ходе исторического процесса стали сутки и неделя с некоторыми модификациями в зависимости от исторических, природных и иных особенностей развития и существования. Поскольку первичной социально-демографической ячейкой, общностью является семья, то наиболее полным анализ повседневности может быть при рассмотрении этой общности (ее состава, совокупной деятельности с ее содержательной и субъективной структурой).
Итак, повседневная деятельность – это деятельность, направленная на удовлетворение базовых потребностей и имеющая четко выраженную повторяемость в короткие временные периоды.
Библиографический список
- Сорокин П.А. Влияние профессии на поведение людей и рефлексология профессиональных групп// Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994, с. 333-355
- Артемов В.А. Социальное время. Новосибирск, Наука, 1987. 238 с.
- Артемов В.А. Тенденции изменения повседневной деятельности населения в 1970-1990е годы./Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской экономико-социологической школы. – Новосибирск: Наука, 1999. – Гл. 26. – С. 573-593.
- Маслоу А. Мотивация и личность / пер. с англ.. – Спб.: Питер, 2003. 396 с.
- Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986. 187 с.
- Артемов В.А. Факторы и последствия изменений повседневной деятельности сельского населения./Россия, которую мы обретаем. Под ред. Т.И.Заславской. Новосибирск, «Наука», 2003, с. 290-308.
- Худенко А.В. Повседневность в лабиринте рациональности// Социс, 1993, N4, с. 64-70.
- Козлова Н.Н. Социология повседневности: переоценка ценностей// Общественные науки и современность, №2, 1992, с. 47-56.
- Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. 808 с.
- Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию. / Пер. с нем. яз. под общей редакцией Головина Н. А. и Козловского В. В. СПб.: Алетейя, 1999. 265 с.
- Шюц А. Структура повседневного мышления Социс, 1988, №2, с. 131-141.
- Григорьев Л.Г. Социология повседневности А.Шюца// Социс N2, 1988, с.123-130.
- П. Бурдье. Социология политики. Пер. с фр. / Сост., общ.ред. и предисл. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
- Вальденфельс Б.. Повседневность как плавильный тигль рациональности.// Социо-Логос. Вып. 1. Общество и сферы смысла. М.: Прогресс. 1991, с. 21-39.
- Эфендиев А.Г., Болотина И.А. Современное российское село: на переломе эпох и реформ. Опыт институционального анализа// Мир России, 2002, №4, с. 83-125.
- Из неопубликованных рукописей К.Маркса//Большевик, 1939, № 11-12, с. 64- 65. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.2., 612 с.
- Николов Л. Повседневные ситуации и ценностные ориентации личности// Идеологический процесс и воспитание личности. М., 1980, с. 153-159
Количество просмотров публикации: Please wait
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Источник