Законодательство узбекистана по инвестициям

Содержание
  1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  2. – Ваше министерство является инициатором и разработчиком этого законодательного акта. С какой целью это сделано?
  3. – В чем его отличие от ранее действующих законодательных актов, регулирующих эти отношения?
  4. – Какие еще условия предусмотрены для привлечения инвесторов и обеспечения их продуктивной деятельности?
  5. – Закон подразделяет виды инвестиций по объектам назначения. С какой целью это делается?
  6. – Какие формы инвестирования предусмотрены законодательством?
  7. – Что такое инвестиционные ресурсы?
  8. – Какими нормами закона обеспечиваются государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций?
  9. – Сколько инвестиций освоил Узбекистан в 2019 году?
  10. – Из каких стран, в основном, поступали инвестиции в нашу страну и в какие отрасли они инвестировали средства из-за рубежа?
  11. Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
  12. Об иностранных инвестициях

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– Ваше министерство является инициатором и разработчиком этого законодательного акта. С какой целью это сделано?

– Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан определено уполномоченным органом в области государственного регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Поэтому нами и было инициировано принятие закона, который разработан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, в частности, Министерством юстиции.

Ранее в стране отношения в области инвестиций и инвестиционной деятельности регулировались тремя основными законами: «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», принятых в 1998 году и «Об инвестиционной деятельности» от 2014 года, а также более 50 подзаконными актами.

Однако, принимая во внимание реформы, проводимые в сфере инвестиций и инвестиционной деятельности, а также исходя из того, что вышеперечисленные законы не позволяли инвесторам в полной мере свободно осуществлять инвестиции, в связи с разбросанностью действующего законодательства, министерством был разработан единый унифицированный Закон Республики Узбекистан, объединяющий в себе все лучшее из трех ранее действовавших законов.

Отмечу, что этот документ не регулирует отношения, связанные с централизованными инвестициями. Правоотношения в области концессионной деятельности, заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, инвестиционных, паевых и венчурных фондов, регулирования рынка капитала, в том числе операций с ценными бумагами, государственно-частного партнерства, специальных экономических зон регламентируются отдельными законами. Он направлен на регулирование отношений в области инвестиций и инвестиционной деятельности, осуществляемых иностранными и отечественными инвесторами.

– В чем его отличие от ранее действующих законодательных актов, регулирующих эти отношения?

– В отличие от старых законов, в принятом документе максимально ясно и четко сформулирован понятийный аппарат, что в свою очередь закрепляет прозрачную и открытую среду для осуществления инвестиционного бизнеса. Так раньше в законодательстве отсутствовало понятие «прямые иностранные инвестиции», при этом такое словосочетание зачастую использовалось в подзаконных актах.

Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» состоит из 12 глав и 69 статей. Он определяет меры государственной поддержки, согласно которым инвесторам может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, инвестиционная субсидия, чего не было до принятия этого закона. Теперь государственные органы, диппредставительства и консульские учреждения республики за рубежом будут информировать и консультировать инвесторов по всем возникающим у них вопросам. На Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства возложено оказание содействия в решении вопросов во внесудебном и досудебном порядке.

Кроме того, устанавливается порядок обеспечения государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций, согласно которому государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности. Инвестиции и другие активы инвесторов не подлежат национализации, инвесторам гарантируется свободный перевод их денежных средств.

Важно, что иностранным инвесторам нормами нового закона предоставляются дополнительные права и гарантии. Например, условия для иностранных инвестиций не могут быть менее благоприятными, чем условия для юридических и физических лиц нашей республики или других государств. Иностранные инвесторы имеют право получать вид на жительство и (или) «инвестиционную визу», а члены их семей – гостевую визу на срок действия «инвестиционной визы» на условиях, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан.

Законом обозначены правовые основы деятельности предприятий с иностранными инвестициями, например, в соответствии с ними на уровне законодательного акта впервые предусматривается мера, согласно которой иностранные инвестиции в иностранных предприятиях должны составлять не менее 15 процентов. Имущество, ввозимое для их собственных нужд, в течение двух лет с момента государственной регистрации освобождается от обложения таможенной пошлиной.

– Какие еще условия предусмотрены для привлечения инвесторов и обеспечения их продуктивной деятельности?

– Законом предусмотрено, что он будет применяться к инвестициям, осуществленным до его вступления в силу только в части наибольшего благоприятствования инвестору, то есть еще раз подтверждается, что закон нацелен на улучшение инвестиционной атмосферы в республике. Им устанавливаются меры государственной поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности, в соответствии с которыми инвесторам может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, при котором он может в течение определенного срока уменьшать налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан.

Предусмотрена и возможность получения инвестиционной субсидии в форме необходимых инженерно-коммуникационных условий, а также в качестве налоговых и таможенных льгот. Им могут быть предоставлены льготы и преференции (передача объектов на льготной или по нулевой выкупной стоимости, льготы по налогам и платежам, субсидии процентных ставок по кредитам).

– Закон подразделяет виды инвестиций по объектам назначения. С какой целью это делается?

– Инвестиции подразделяются на следующие виды:

✔капитальные – создание и воспроизводство основных фондов, в том числе строительство, модернизация, реконструкция, техническое перевооружение и развитие иных форм материального производства;

✔финансовые – приобре тение ценных бумаг, втом числе акций, корпоративных, инфраструктурных, государственных облигаций и др.;

✔социальные – развитие человеческого потенциала, навыков, производственного опыта и иных форм нематериальных благ.

Это обеспечит конкретизацию направлений инвестиций и формирование различных видов программ развития по их значимости.

– Какие формы инвестирования предусмотрены законодательством?

– Создание юридических лиц или долевое участие в их уставных фондах (уставных капиталах), в том числе путем приобретения имущества и акций (долей). Приобретение ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан. Приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу или использование природных ресурсов, а также участие в соглашении о разделе продукции. Права собственности, включая такое право на объекты интеллектуальной собственности, авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, деловую репутацию (гудвилл), а также на объекты торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены. Приобретение права владения и пользования земельными участками (в том числе на основе аренды) и другими природными ресурсами.

Инвесторы могут осуществлять инвестиции и в иных формах, не противоречащих законодательству.

Читайте также:  Какие блоки питания брать для майнинга

– Что такое инвестиционные ресурсы?

– К инвестиционным ресурсам относятся денежные (включая иностранную валюту) и иные финансовые средства, включая кредиты, паи, доли, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование, машины и другие материальные ценности) и права на них; объекты интеллектуальной собственности, в том числе запатентованные или незапатентованные (ноу-хау) технические, технологические, коммерческие и иные знания, оформленные в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимые для организации того или иного вида производства, а также права владения и пользования земельными участками и другими природными ресурсами, и вытекающие из прав собственности иные вещные права.

– Какими нормами закона обеспечиваются государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций?

– Документом определено, что государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности. Инвестиции и иные активы инвесторов не подлежат национализации, а также реквизиции (экспроприации), за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и др.

При прекращении деятельности иностранный инвестор имеет право на свободную репатриацию в денежной или натуральной форме своих активов без ущерба для выполнения обязательств в отношении Узбекистана либо других кредиторов.

– Сколько инвестиций освоил Узбекистан в 2019 году?

– По итогам прошлого года за счет всех источников финансирования объем освоения инвестиций составил 220,7 трлн сумов, превысив годовые прогнозные показатели в 2 раза. Объемы инвестиций в основной капитал составили 189,9 трлн сумов, продемонстрировав темпы роста к аналогичному показателю 2018 года – в 1,3 раза. Доля объема инвестиций в основной капитал в структуре ВВП увеличилась до 36,2% и составила 42,1%.

Введены в эксплуатацию порядка 2,8 тысячи объектов социального, инфраструктурного и производственного назначения. Из них 145 крупных производственных объектов, 167 крупных региональных проектов, 2,5 тысячи социальных и инфраструктурных объектов.

– Из каких стран, в основном, поступали инвестиции в нашу страну и в какие отрасли они инвестировали средства из-за рубежа?

– Основными иностранными партнерами по привлечению в республику инвестиций стали КНР, Россия и Германия.

Надо обратить внимание на то, что при этом общее число стран-инвесторов в экономику Узбекистана перевалило за 50, за счет чего доля крупнейших стран-инвесторов снизилась до 34% от общего объема привлеченных прямых иностранных инвестиций и кредитов.

Активный рост привлечения прямых иностранных инвестиций по сравнению с прогнозными показателями 2018 года наблюдался в электротехнической (в 7,5 раза), металлургической (в 4,6 раза), текстильной отрасли (в 2,5 раза), кожевенно-обувной (в 2,1 раза) и нефтегазовой (в 2 раза) отраслях.

– Спасибо за подробный рассказ. Надеемся, что с принятием закона, обеспечивающего защиту прав и интересов инвесторов, их количество значительно увеличится.

Александр АРИСТОВ,
собственный корреспондент.

Источник

Законодательная палата
Олий Мажлиса
Республики Узбекистан

Об иностранных инвестициях

Статья 1. Цель и задачи Закона

Настоящий Закон определяет правовые основы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан.

Основными задачами настоящего Закона являются:

содействие развитию экономики Республики Узбекистан и ее интеграции в мировую экономическую систему путем стимулирования притока иностранных инвестиций;

привлечение и рациональное использование иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов, современных зарубежных технологий и управленческого опыта.

Статья 2. Законодательство об иностранных инвестициях

Законодательство об иностранных инвестициях состоит из настоящего Закона, Закона Республики Узбекистан «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством об иностранных инвестициях, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Иностранные инвестиции

Иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, преимущественно в целях получения прибыли (дохода).

Доход, вкладываемый иностранными инвесторами в качестве реинвестиций в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, в настоящем Законе означает любые средства, полученные от инвестирования в Республике Узбекистан, включая прибыль, проценты, дивиденды, роялти, лицензионные и комиссионные вознаграждения, платежи за техническую помощь, техническое обслуживание и другие формы вознаграждений.

Статья 4. Иностранные инвесторы

Иностранными инвесторами в Республике Узбекистан могут быть:

иностранные государства, административные или территориальные органы иностранных государств;

международные организации, основанные в соответствии с соглашениями или другими договорами между государствами или являющиеся субъектами международного публичного права;

юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств;

физические лица, являющиеся гражданами иностранного государства, лица без гражданства и граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за границей.

Статья 5. Формы осуществления иностранных инвестиций

Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан путем:

долевого участия в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан;

создания и развития хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

приобретения имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;

вложения прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл);

приобретения концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;

приобретения права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.

Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

Изменение форм, в которых первоначально или повторно осуществляются иностранные инвестиции, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиций.

Статья 6. Предприятия с иностранными инвестициями

Иностранные инвесторы могут создавать на территории Республики Узбекистан предприятия с иностранными инвестициями и пользоваться всеми правами, гарантиями и льготами, предоставленными им законодательством Республики Узбекистан.

Под предприятиями с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан понимаются предприятия, в которых иностранные инвестиции составляют не менее тридцати процентов акций (долей, паев) или уставного фонда. Они действуют в любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан. Одним из участников предприятия с иностранными инвестициями обязательно является иностранный инвестор, указанный в абзацах втором, третьем или четвертом статьи 4 настоящего Закона.

Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью, в том числе в ходе процесса приватизации.

Читайте также:  Bitcoin wallets with api

Предприятие с иностранными инвестициями приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации. Порядок создания и государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Статья 7. Дочерние предприятия, филиалы и представительства

предприятий с иностранными инвестициями

Предприятие с иностранными инвестициями может создавать на территории Республики Узбекистан дочерние предприятия, филиалы с правами юридического лица, а также представительства и другие обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, с соблюдением требований законодательства Республики Узбекистан.

За пределами Республики Узбекистан могут быть созданы дочерние предприятия, филиалы, представительства и другие обособленные подразделения предприятий с иностранными инвестициями.

Статья 8. Хозяйственные объединения предприятий

Предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан могут на добровольных началах создавать на территории Республики Узбекистан ассоциации, концерны, корпорации, консорциумы и другие хозяйственные объединения, а также входить в качестве полноправного члена в действующие объединения.

Статья 9. Правовой режим для иностранных инвестиций

на территории Республики Узбекистан

Государство гарантирует и защищает все права иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан.

Иностранным инвесторам и иностранным инвестициям предоставляются справедливый и равноправный режим, полная и постоянная их защита и безопасность. Такой режим не может быть менее благоприятным, чем режим, определенный в международных договорах Республики Узбекистан.

Правовой режим для иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан.

Законодательство Республики Узбекистан может содержать, в соответствии с общепринятыми нормами международного права, ограничения или запрет на иностранные инвестиции в определенных сферах экономики и деятельности с целью защиты интересов национальной безопасности Республики Узбекистан.

Восстановление нарушенных прав и интересов иностранных инвесторов, гарантированных законами Республики Узбекистан, регулируются законодательством, в том числе международными договорами Республики Узбекистан.

Статья 10. Права иностранных инвесторов

Иностранный инвестор, в соответствии с принципами международного права и законодательством Республики Узбекистан, имеет право:

самостоятельно определять объемы, виды и направления осуществления инвестирования;

заключать договоры с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности;

владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности. По решению иностранного инвестора права владения, пользования, распоряжения инвестициями, их результатами могут быть переданы другим юридическим и физическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан. Взаимоотношения сторон при передаче прав регулируются ими на основе договоров;

самостоятельно принимать решение о патентовании за рубежом и в Республике Узбекистан принадлежащих ему изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, полученных в результате инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан;

самостоятельно и свободно распоряжаться доходом (включая его беспрепятственную репатриацию), полученным в результате инвестиционной деятельности;

привлекать в Республику Узбекистан денежные средства в виде кредитов и займов;

использовать средства в национальной валюте на своих счетах для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;

приобретать права на земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством;

использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на праве собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств, включая обязательства, направленные на привлечение заемных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

на получение адекватной компенсации в случае реквизиции его инвестиций и иных активов;

получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц.

Иностранный инвестор имеет и другие права, предусмотренные законодательством Республики Узбекистан.

Статья 11. Обязанности иностранных инвесторов

Иностранные инвесторы при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан обязаны:

соблюдать действующее законодательство Республики Узбекистан;

уплачивать налоги и производить иные платежи в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;

отвечать по договорным обязательствам, взятым им в связи с инвестированием;

получать заключения экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения санитарно-гигиенических, экологических и иных требований, вытекающих из законодательства Республики Узбекистан;

воздерживаться от любых форм прямого и (или) косвенного незаконного воздействия на своих партнеров по инвестиционной деятельности или на органы государственного управления и органы государственной власти на местах с целью получения дополнительных льгот и преимуществ по сравнению со своими конкурентами.

Иностранный инвестор несет ответственность за нарушение законодательства Республики Узбекистан на общих основаниях и отвечает своим имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с законодательными актами Республики Узбекистан.

Статья 12. Хозяйственная деятельность иностранных

Хозяйственная деятельность иностранных инвесторов, в том числе по созданию, продаже, реорганизации или ликвидации предприятий с иностранными инвестициями, их дочерних предприятий, филиалов и иных структур, а также хозяйственных ассоциаций и объединений, формированию фондов предприятий с иностранными инвестициями, заключению арендных и иных договоров, регулируется законодательством Республики Узбекистан.

Предприятия с иностранными инвестициями уплачивают налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Все расходы предприятий с иностранными инвестициями в иностранной валюте должны обеспечиваться за счет их собственных валютных поступлений, а также других разрешенных законодательством Республики Узбекистан источников получения иностранной валюты. Их валютная самоокупаемость может быть обеспечена также в рамках создаваемых консорциумов, объединений и других организационных структур.

Предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно осуществляют экспортно-импортные операции с соблюдением требований законодательства Республики Узбекистан. Экспорт продукции собственного производства не подлежит лицензированию и квотированию.

Предприятия с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных производственных нужд в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Порядок определения продукции собственного производства, поставляемой на экспорт, и продукции, импортируемой предприятиями для собственных нужд, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Имущество, ввозимое иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее тридцати трех процентов в Республику Узбекистан для собственных производственных нужд, освобождается от обложения таможенной пошлиной в порядке, установленном законодательством. Имущество, ввозимое для личных нужд иностранных инвесторов и граждан иностранных государств, находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами, не облагается таможенной пошлиной.

Патентование изобретений и внедрение промышленных образцов, принадлежащих иностранным инвесторам, вкладывающим их в качестве инвестиций, и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно устанавливают перечень, порядок образования и использования фондов предприятия.

Трудовые отношения работников предприятий с иностранными инвестициями регулируются законодательством Республики Узбекистан.

Пенсионное обеспечение работников предприятия с иностранными инвестициями регулируется законодательством Республики Узбекистан.

Предприятия с иностранными инвестициями могут приобретать земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством.

При переходе права собственности на строения и сооружения вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством Республики Узбекистан.

Сдача имущества в аренду иностранным инвесторам осуществляется арендодателем на основании договоров и в соответствии с законодательством.

Читайте также:  Как снять usdt с binance

Предприятия с иностранными инвестициями осуществляют учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан. Они ведут бухгалтерские книги и записи в национальной валюте Республики Узбекистан, а также, по своему усмотрению, в свободно конвертируемой валюте.

Статья 13. Концессионные договоры

Предоставление иностранным инвесторам концессии на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов и ведение иной хозяйственной деятельности производится на основе концессионных договоров, заключаемых иностранными инвесторами с уполномоченными органами государственного управления Республики Узбекистан в порядке, определяемом законодательством.

Концессии допускаются во всех сферах и видах деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Узбекистан и отвечают целям заключаемых концессионных договоров.

Статья 14. Привлечение иностранных работников

Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан имеют право на свободное заключение трудовых договоров с гражданами любого иностранного государства и лицами без гражданства, проживающими за пределами Республики Узбекистан, с целью осуществления инвестиционной деятельности. Такие лица имеют право въезжать и оставаться на территории Республики Узбекистан на весь период действия трудового договора с получением соответствующих многоразовых виз.

Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обеспечения иностранных работников должны решаться в трудовых договорах с каждым из них. Заработная плата этих работников и иные доходы, полученные законным путем, могут переводиться ими в другие государства без каких-либо ограничений после уплаты установленных законом налогов и обязательных платежей.

Иностранный инвестор, предприятие с иностранными инвестициями переводят платежи по пенсионному обеспечению за иностранного работника в соответствующие фонды в стране постоянного места жительства этого работника.

Статья 15. Свобода передвижения

Иностранные инвесторы, их представители и иностранные работники, находящиеся в Республике Узбекистан в связи с инвестиционной деятельностью, имеют право на свободное передвижение по всей территории Республики Узбекистан.

Определенные ограничения могут применяться исключительно в целях обеспечения национальной безопасности при условии, что такие ограничения на свободное передвижение определены законодательством Республики Узбекистан.

Статья 16. Страхование иностранных инвестиций

Страхование инвестиций и рисков иностранных инвесторов осуществляется на добровольной основе.

Иностранные инвесторы пользуются правом на страховую защиту наравне с отечественными инвесторами в любой страховой организации, законно действующей на территории Республики Узбекистан. Страхование иностранных инвестиций от политических и иных рисков может также осуществляться международными организациями, зарубежными государственными экспортными кредитными агентствами, другими страховыми компаниями.

Страховые организации, осуществляющие страхование иностранных инвестиций, не отвечают по обязательствам Республики Узбекистан. Государство не отвечает по обязательствам страховых организаций, кроме случаев, предусмотренных в соглашении сторон.

Страхование иностранных инвестиций обеспечивает страховую защиту и гарантии от политических и иных рисков, в том числе включающих:

экспроприацию собственности, а также любые законодательные или административные меры, ведущие к изъятию собственности или отчуждению от нее, потере контроля над ней или доходами, получаемыми от нее;

введение ограничений на перевод иностранной валюты за пределы страны;

внесение изменений в законодательство, имеющих дискриминационный характер в отношении отдельных групп инвесторов;

вмешательство органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц в договорные отношения инвесторов;

войны, гражданские волнения или другие подобные события;

другие виды политических и иных рисков, связанных с иностранными инвесторами и иностранными инвестициями.

Статья 17. Обеспечение обязательств

Имущество и имущественные права предприятия с иностранными инвестициями могут использоваться им в качестве обеспечения по всем видам его обязательств, включая привлечение заемных средств. В качестве обеспечения обязательств могут выступать его право собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, а также жилые помещения с земельными участками, на которых они размещены, имущественные права на здания, сооружения, оборудование, а также иные вещные права.

Все имущество и имущественные права, принадлежащие иностранному инвестору на правах собственности, независимо от места их нахождения, могут быть использованы им в качестве обеспечения своих обязательств.

Статья 18. Реорганизация или ликвидация предприятия

с иностранными инвестициями

Предприятие с иностранными инвестициями может быть реорганизовано или ликвидировано в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.

Предприятие с иностранными инвестициями, не сформировавшее в течение одного года с даты государственной регистрации свой уставный фонд в размерах, предусмотренных учредительными документами, если иное не предусмотрено законодательством, ликвидируется в установленном порядке. При этом, предприятие, не сформировавшее свой уставный фонд в указанный срок в размерах, предусмотренных учредительными документами, может уменьшить его до фактически сформированного, но не менее установленного законодательством минимального размера или преобразоваться в другую организационно-правовую форму.

Активы предприятия с иностранными инвестициями при его ликвидации подлежат налогообложению в установленном порядке. Оставшаяся часть распределяется между участниками предприятия с иностранными инвестициями пропорционально их доле в имуществе предприятия, если иное не предусмотрено учредительными документами.

Иностранный инвестор в случае выхода из предприятия с иностранными инвестициями или ликвидации этого предприятия получает право на возврат своей доли в имуществе предприятия в денежной или товарной форме в соответствии с рыночной стоимостью.

При реорганизации или ликвидации предприятия с иностранными инвестициями работникам, трудовые договоры с которыми прекращены, гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством.

Статья 19. Обязательства государства по иностранным

Государство, органы государственного управления и органы государственной власти на местах отвечают только по обязательствам, взятым на себя в соответствующих договорах с иностранными инвесторами, подписанных лицами, полномочия которых подтверждены в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.

Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Узбекистан, привлекающих иностранные инвестиции, за исключением случаев, когда эти обязательства гарантированы государством в установленном законом порядке.

Статья 20. Функции органов, осуществляющих привлечение

В целях привлечения, реализации и защиты иностранных инвестиций уполномоченный правительством орган, другие органы государственного управления и органы государственной власти на местах, а также заинтересованные неправительственные организации:

подготавливают и распространяют информацию о возможностях и условиях инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан;

консультируют потенциальных инвесторов по юридическим, экономическим и иным вопросам деятельности и оказывают им необходимую помощь и содействие в решении возникающих вопросов;

разрабатывают предложения по совершенствованию правовой базы деятельности иностранных инвесторов;

представляют в пределах своих полномочий Республику Узбекистан в международных отношениях по вопросам иностранных инвестиций;

осуществляют иные функции, направленные на привлечение, реализацию и защиту иностранных инвестиций.

Статья 21. Полномочия государственных органов по контролю

за деятельностью иностранных инвесторов

Контроль за соблюдением иностранными инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями требований законодательства Республики Узбекистан осуществляют налоговые и другие уполномоченные Правительством Республики Узбекистан государственные органы в пределах полномочий, установленных законодательством Республики Узбекистан.

При осуществлении функций контроля, контролирующий орган обязан обеспечить сохранность коммерческой тайны. Разглашение коммерческой тайны преследуется по законодательству Республики Узбекистан.

Статья 22. Конфликтующие положения

В случае какого-либо несоответствия между положениями настоящего Закона и другими актами законодательства или международными договорами Республики Узбекистан преимущественную силу имеют положения, наиболее благоприятные для иностранных инвесторов.

Источник

Оцените статью