Законодательное закрепление ответственности монарха за результаты своей деятельности
Используя текст и обществоведческие знания, укажите три способа изменения формы правления различных государств в процессе исторического развития.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Существенные черты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных отношений, которые сложились на данной ступени экономического развития. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.
Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.
На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определённой степени, хотя и косвенно, даже особенности её географического положения.
При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.
Мировой истории известны две формы правления: монархия и республика.
Монархия — это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека — монарха (царя, короля, шаха, императора, султана и т. п.), который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти.
Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет её пожизненно и бессрочно; он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации («Государство — это я»); за результаты своей деятельности не несёт юридической ответственности.
Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий.
Республика — форма правления, при которой государственная власть передаётся (делегируется) народом определённому определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет своё функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти; представительная власть сменяема, избирается на определённый срок; законодательно закрепляется и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.
В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.
Источник
Государственные и муниципальное управление: конспект лекций (8 стр.)
Монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно. Он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как «отец» нации, за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности.
Перечисленные признаки являются типичными для монархической формы правления. В реальной же действительности они не безусловны и, отличаясь различным соотношением, определяют многообразие и виды ограниченных и неограниченных монархий. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.
При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земским собором в Российской империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия и современная конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.
Республика – форма правления, при которой:
1) государственная власть передается (делегируется) народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу (сенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и т. п.), который выполняет свое функциональное назначение в режиме «сдержек и противовесов» с другими ветвями власти;
2) представительная власть сменяема, избирается на определенный срок;
3) законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.
Признаки республики:
1) выборность и сменяемость представительной власти;
2) коллегиальность правления, позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвола, но и более эффективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи;
3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности.
Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах, наиболее яркое проявление нашла в демократической Афинской республике. Здесь органы государства, в том числе высшие, избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространенной в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.
Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.
В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом давать отставку правительству, выразив ему недоверие, правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией, победившей на парламентских выборах. Президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).
Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы и правительства выполняет президент.
Важно будет отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории.
3. Формы государственного устройства
Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его части. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение. Существуют три общепризнанные формы государственного управления: унитарная, федеративная и конфедеративная (промежуточная).
Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. Так как основным признаком унитарного государства является целостность, то естественно следующее: единственный высший орган государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении центра и местных представительных органов.
Большая часть государств имеет унитарную форму государственного устройства. Население унитарного государства может быть как однонациональным, так и многонациональным.
Федеративное государство (федерация) есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решении общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо использует и первое, и второе.
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательный, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенцию (предметы ведения).
Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация не обладает суверенитетом.
Конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Конфедерацию можно назвать переходной формой государственного устройства. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 гг. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – США.
4. Политический режим
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности страны велико. Политический режим выражает особенности функционирования государственного механизма. Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии.
Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Профессор С. С. Алексеев выделяет следующие свойства политического режима:
1) политический режим прежде всего зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят метода насилия, в государстве складывается режим реакционный антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала;
2) в каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, результатом такого согласия является стабильный политический режим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.
В зависимости от характера используемых государственной властью средств и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы.
Источник
§ 24. Юридическое положение Монарха
§ 24. Юридическое положение Монарха
Монарх пользуется особым юридическим положением, обусловленным предоставляемыми ему преимуществами, реальными и почетными; к реальным относятся: 1) безответственность, 2) неприкосновенность и 3) особое содержание; к почетным: 1) пользование титулом, гербом, печатью; 2) ношение короны, порфиры, скипетра, державы; 3) вознесение за церковными службами молений о монархе; 4) празднование дней его рождения, тезоименитства, вступления на престол и венчания на царство, и 5) наложение общего траура в случае его кончины.
Безответственность монарха признается во всех монархиях. В конституциях Португальской, ст. 72, Сербской, ст. 3¹*, Греческой, ст. 29, это прямо указано. В конституциях Бельгийской, ст. 68, Голландской, ст. 54, Прусской, ст. 43 и 44, Испанской, ст. 48, 49, Румынской, ст. 92, безответственность выражена косвенно, указанием на ответственность министров. В Шведской конституции, ст. 3, постановлено, что “действия короля не могут подлежать никакой критике”. Подобным же образом в конституции Норвежской, ст. 5, выражено, что “король, не может быть ни порицаем, ни обвиняем. Ответственность, падает на его совет”.
В наших Основных Законах нет, ни слова ни об ответственности, ни о неприкосновенности. Умолчание о безответственности объясняется, по меткому замечанию Градовского²* тем, что “в неограниченной монархии это подразумевается само собой”. Если бы кто-либо и как-либо возбудил и осуществил ответственность монарха, этим само собой ограничивалась бы его власть.
Дополнение. По ст. 5 Основных Государственных Законов, т. I, ч. 1 и зак. изд. 1906 года: “Особа Государя Императора священна и неприкосновенна: Этими двумя качествами обусловливается полная безответственность монарха”
Безответственность монархов признается не только в пределах их государства, но и судами других держав. Так, например, парижский суд в своем определении 22 августа 1870 года признал себя некомпетентным принять иск некоей девицы Массе, высланной по Высочайшему повелению из пределов России, на том основании, что нельзя вызывать в суд иностранных государей.³*
Неприкосновенность монарха выражена в нашем законодательстве в постановлениях уголовных законов, устанавливающих особую усиленную уголовную репрессию всякого злоумышления против него. В улож. о наказаниях в ст. 241 определено лишение всех прав состояния и смертная казнь за “всякое злоумышление и преступное действие против жизни, здравия или чести Государя Императора и всякий умысел свергнуть Его с Престола, лишить свободы и власти верховной, или же ограничить права оной, или учинить священной Особе Его какое-либо насилие”. При этом наказываемы не только покушение и приготовление, но и обнаруженный только умысел (ст. 242), и одинаковое наказание распространяется на всех участвовавших в деле до укрывателей и недоносителей (ст. 243).
Дополнение. По уголовному уложению 12 марта 1903 года виновный в посягательстве на жизнь, здравие, свободу или вообще на неприкосновенность священной особы Царствующего Императора, Императрицы или наследника Престола, или на низвержение Царствующего Императора с Престола или на лишение его Власти Верховной, или на ограничение прав оной, наказывается смертною казнью, причем в отношении наказуемости покушение и приготовление приравниваются к совершению преступления (ст. 99 и 101).
Таким образом, начала неприкосновенности и святости личности монарха, в других государствах находящие себе выражение в постановлениях конституций, выразились в нашему законодательстве в форме угроз уголовными карами.
Монарх, в силу своего высокого сана, требует полного материального обеспечения от государства. В конституционных монархиях содержание монарха определяется законом. Обыкновенно это делается в начале царствования сразу на все царствование, ради постановки монарха вне материальной зависимости от случайных перипетий соперничающих парламентских партий.
В Голландии конституция, ст. 24, постановляет, что, кроме, доходов с доменов короны, король получает из государственной казны ежегодное содержание, размер которого определяется законом при каждом вступлении на престол; король Вильгельм III получал 600.000 флоринов. Король пользуется также зимней и летней резиденциями; на содержание их из государственной казны выдается ежегодно не более 50.000 флоринов (ст. 25).
В Бельгийской конституции говорится только, что содержание короля определяется законом на все царствование сразу; царствующий король получает 3.300.000 франков.
В Англии содержание королю или королеве также назначается статутом сразу на все царствование. Королева Виктория получала 385.000 фунтов стерлингов. Подобные же определения имеются в конституциях Итальянской (ст. 19. Гумберт получал 14.250.000 лир), Испанской (ст. 57), Португальской (ст. 80).
В Германских государствах, за исключением одного герцогства Баденского, содержание государя обеспечивается доходами с коронного имущества, состоящими в полном распоряжении короля (конституции: Прусская, ст. 59; Баварская, титул III, ст. 1‑7; Саксонская, ст. 16‑20, 21; Виртембергская, ст. 102‑108)
В Баденском великом герцогстве хотя великий герцог получает содержание из доходов коронных земель, но не может ими распоряжаться, не все эти доходы идут на содержание короля, часть их идет и на государственные надобности. Размер содержания герцога определяется законом; без согласия палат он не может быть увеличен, без согласия герцога — уменьшен (Баденская конституция, ст. 58).
У нас, как в монархии неограниченной, государь полновластный распорядитель денежными средствами государства и потому сам определяет размер потребного ему содержания. Сюда относятся как расходы по содержанию Императорского Двора, так и вояжные суммы Государя Императора, относимые в смету военного министерства по Императорской главной квартире. Расходование сумм по придворному ведомству не подлежит общему контролю. Точно так же и относительно вояжных сумм постановлено, что они не подлежат иной ревизии, кроме удостоверения командующего Императорскою главной квартирой в правильности всех статей приходов и расходов. Отчет в израсходованных суммах представляется им на Высочайшее усмотрение.⁴*
Дополнение. В силу Основных Государственных Законов, распубликованных в собр. узак. 23 апреля 1906 года, Государь не является более монархом неограниченным. Законы в русской империи издаются государем с согласия Государственного Совета и Государственной Думы. В этом же законодательном порядке рассматривается проект росписи государственных законов и расходов (ст. 2 правил о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов, св. зак., т. I, ч. 2, изд. 1906 г). Однако же кредиты на расходы министерства императорского двора, вместе со стоящими в его ведении учреждениями, в суммах, не превышающих ассигнования по государственной росписи на 1906 год, высочайше утвержденной 29 декабря 1905 г., не подлежат обсуждению ни Государственного Совета, ни Государственной Думы. Равным образом не подлежат их обсуждению такие изменения означенных кредитов, которые обусловливаются постановлениями Учреждения о Императорской фамилии, соответственно происшедшим в ней переменам (ст. 5 прав.). Изложенные правила имеют силу основного закона и не подлежат поэтому изменению иначе, как по почину государя (ст. 115 и 8 Осн. Зак.). Далее включенные в проект росписи кредиты: 1) на расходы собственной Его Величества Канцелярии и Канцелярии Его Величества по принятию прошений и 2) на расходы, не предусмотренные сметами, на экстренные в течение года надобности, подлежат обсуждению в тех лишь частях, в коих сии кредиты испрашиваются с превышением против назначений росписи на 1906 г., высоч. утв. 29 декабря 1905 г. (Ст. 6 прав., св. зак. т. I, ч. 2, изд. 1906 г.).
Правители монархических государств носят различные титулы: императора, короля, великого герцога, герцога, князя. Высший из них императорский. Его имеют теперь русские государи с 1721 года, австрийские — с 1804 года, германские — с 1870 года и английская королева имеет титул императрицы Индии. Турецкий султан также именуется императором, как соответствующим титулу падишаха. Императоры и короли именуются величествами, государи, имеющие низшие титулы — высочествами.
Петр I принял титул императора в 1721 году, но иностранными державами этот императорский титул признавался до Екатерины Великой за нашими государями и государынями каждый раз только для данного лица. Екатерина настояла на общем признании императорского титула. Последним государством, исполнившим это требование Екатерины, была Польша в 1764 году.
Титул русского государя имеет троякую форму: полную, сокращенную и краткую (Осн. Зак., ст. 37)⁵*. Полный титул состоит из четырех частей. В первой части словами: “Божиею поспешествующею милостью” указывается на самостоятельность источника власти монарха и религиозное ее освящение, на то, что власть его, как Божия помазанника, ни от кого не происходит, кроме Бога. Во второй части обозначается собственное имя царствующего императора: “Мы, Николай II”. В третьей части определяется ранг и самое существо власти государя “Император” и “Самодержец Всероссийский”. В четвертой, самой обширной, перечисляются отдельные области, составившие постепенно территорию России.
В сокращенном титуле (Осн. Зак., ст. 38)⁶* короче четвертая часть, а краткий имеет такую форму: “Божиею милостью, Мы, Николай II, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая”.
Герб Императора тот же, что и государственный герб. Он представляет собою сочетание византийского герба, черного двоеглавого орла, с московским гербом, помещаемым на груда орла: в червленом щите Св. Великомученик и Победоносец Георгий на белом коне, поражающий дракона золотым копьем. Кроме того, на крыльях орла гербы губерний и областей (Осн. Зак., ст. 39).⁷*
Цвета государственного знамени черно-желто-белый.⁸*
¹* Ст. 40 конст. 1888 г. Новик, стр. 632.
²* Начала русского государственного права, т. I, стр. 154 [Собр. соч. т. VII, 1901 г. cтр. 136.]
³* Laurent. De droit civil international. t. III. 1880. pp. 78‑80.
⁴* Положение о воен. мин., ст. 46 и 47.
⁵* Ст. 59 Основн. Зак,, т. I, ч. 1, изд. 1906 г.
⁷* Ст. 61, т. I, ч. 1 св. зак,, изд. 1906 года.
⁸* Языков. О русском государственном цвете.
Источник