Учитель немецких учителей
Заметную роль в разработке научных основ процесса воспитания сыграл немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866). На формирование педагогического мировоззрения Ф.А, Дистервега большое влияние оказали классическая немецкая философия, идеи Я.А.Коменского, Ж.-Ж.Руссо и особенно И.Г.Песталоцци.
Педагогическое наследие Дистервега – одного из выдающихся немецких педагогов, неутомимого поборника и вдохновителя подлинно народной школы – оказало большое влияние на немецких учителей в XIX веко, и особенности и его и второй половине. Воздействие прогрессивных идей Дистервега ощущается и в наше время.
Ф.А.В. Дистервег родился, год спустя после начала Великой французской революции. Он был современником Канта, Гёте, Шиллера, Гербарта, Фихто, Бетховена, Фребеля, Вильгельма фон Гумбольдта, Оуэна, Спенсера и Толстого – все эти имена имеют эпохальное значение, и Дистервег по праву занимает среди них достойное место.
Если попытаться вкратце охарактеризовать педагогическую деятельность Дистервега, то можно сказать следующее: наряду с Фребелем он был одним из крупнейших немецких буржуазных просветителей XIX столетия, чье наследие составляет вершину буржуазной классической педагогики. Они являлись духовными преемниками Коменского, Ратке, Руссо, Песталоцци и многих других педагогов XVII, XVIII в начала XIX вв. Дистервег был наиболее последователен в реализации передовых идей буржуазной педагогики в отношении начальной (народной) школы и подготовки учителей для нее. Среди этих идей необходимо в норную очередь назвать следующие: все люди изначально раины между собой и способны к обучению; целью воспитания должно быть формирование всесторонне развитой личности; образование должно быть общедоступным. Он тесно соединял эти теоретические посылки с проблемами практического обучения, необходимого, на его взгляд, каждому. Тем самым Дистервег стремился превратить свои идеи в действенный инструмент, которым могли бы воспользоваться, в частности, учителя начальных школ.
Дистерверг оставил колоссальное педагогическое наследие. Собрание его сочинений, которое сегодня издается в Германии, содержит более 20 томов. Им написаны учебники, учебные пособия по разным учебным дисциплинам, которые уже при жизни Дистервега издавались более 120 раз.
Наиболее известным педагогическим произведением является «Руководство к образованию немецких учителей». Именно в нем Дистервег раскрывает свои знаменитые «33 правила дидактики»: правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту; правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта; правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.; правила обучения, касающиеся учителя.
«Руководство к образованию немецких учителей» содержит – в основном в плане стимулирования самостоятельной работы учащихся в педагогическом процессе – сравнительно стройный свод дидактических положений. В длинном труде все существенные достижения буржуазной классической педагогики, касающиеся целей образования и воспитания, концепции человека и идеи общего образования человека, суммированы и изложены таким образом, что это произведение Дистервега стало подлинным руководством к действию для учителей начальных школ. Именно к этому и прямился сам Дистервег, как это явствует из его непосредственного о обращения к учителю. Он хотел выразить дидактические правила в форме рекомендаций для действий учители, давая ему, например, следующие советы: обучи и сообразно природе; руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека; начинай обучение исходи из уровня развития ученика и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно; не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет нужно; обучай наглядно; переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от 6олее легкого к более трудному, от известного к неизвестному; веди обучение не научным, а элементарным способом (т.е., стараясь не прибегать к лекционным методам обучения, используемым в высших учебных заведениях); преследуй всегда одновременно формальную (развитии умственных сил) и материальную (знакомство с определенным учебным материалом) цель; никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить; заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили;, приучай ученика работать; считайся с индивидуальностью твоих учеников и т.д. Таковы основные дидактические требования Дистервега.
Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность человека на служении истине, красоте и добру». Разделяя идеи общечеловеческого воспитания, задачу школы видел в воспитании гуманных, сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». «Человек — мое имя, немец – мое прозвище», – говорил он.
Основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самодеятельность.
Педагогика Дистервега – педагогика развивающего обучения. «Природа наделила ребенка способностями, но развивать их предоставила воспитателю». Педагогический принцип развития, писал Дистервег, требует от воспитания:
1. Уважения к природе человека и к природе каждого индивидуума.
2. Стимулирования развития природы каждого индивидуума, самовыражения, активности, самодеятельности.
3. Естественных, а потому наполненных радостью занятий детей.
4. Содействия развитию органов чувств детей для воспитания и изучения окружающего мира.
5. Питания умов детей разносторонними и глубокими знаниями.
6. Постоянного движения вперед.
Педагогический принцип развития, подчеркивал Дистервег, воспрещает:
1. Произвольные ограничения и предвзятое отношение к человеческой природе.
2. Поощрение необдуманных и механических действий.
3. Всякую муштру.
4. Бессмысленное заучивание наизусть.
6. Использование недоступного для сознательного усвоения учебного материала.
Цель воспитания – подготовка самостоятельно мыслящего гражданина.
«Образование народа есть освобождение народа в самом широком смысле слова».
Проект создания единой школы:
— обучаются все дети с 6 до 14 лет;
— школой руководит государство, а не церковь;
— в школе осуществляется общенациональное воспитание;
— в школе расширен круг естественно-математических наук.
Дидактика развивающего обучения – возбуждение задатков ребенка в поиске и усвоении истины.
4 группы дидактических правил:
— правила обучения, касающиеся ученика;
— правила обучения, касающиеся материала;
— правила обучения относительно места и времени;
— правила обучения, касающиеся учителя.
Основные принципы воспитания
Принцип природосообразности: соответствие воспитания естественному ходу развития самой детской природы.
Принцип культуросообразности: соответствие воспитания естественному ходу развития современной культуры.
Развивая принципы классно-урочной системы, Дистервег разработал дидактику развивающего обучения. Как и Песталоцци, главную задачу обучения он видел в развитии мышления, внимания, памяти, но, в то же время справедливо указывал, что развитие этих способностей детей неразрывно связано с усвоением ими самого материала.
Основные даты жизни и деятельности
1790 — Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег родился
1812–1820 гг. — преподавал физику и математику в средних школах в Вормсе, Франкфурте-на-Майне и Вуппертале
1820–1832 — директор учительской семинарии в Мёрсе
1832–1847 — директор учительской семинарии в Берлине
1866 – Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег умер.
1835 — «Руководство к образованию немецких учителей».
Источник
А. ДИСТЕРВЕГ — УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКИХ УЧИТЕЛЕЙ
Адольф Дистервег (1790-1866) требовал, чтобы воспитание было природосообразным. Ребенок от рождения обладает определенными задатками, которым присуще стремление к развитию. Сущность воспитания состоит в возбуждении этих задатков в соответствии с естественным ходом развития ребенка.
Кроме того, он выдвинул требование, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. «При воспитании должно принимать во внимание условия места и времени, при которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика в широком и всеобъемлющем смысле слова».
Общую цель воспитания он определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру».
Свои основные дидактические требования он изложил в виде 33-х законов и правил обучения. Обучение должно идти в соответствии с особенностями детского восприятия, основываться на началах наглядности. От примеров необходимо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений — к понятиям.
В наглядности Дистервег видит основу элементарного обучения. Наглядное обучение реализуется через правила «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».
Большое значение придается сознательному усвоению материала, показателем которого является умение ясно и четко излагать сущность предмета. Непременным условием успешного овладения материалом является его доступность. Необходимым представляется учет уровня развития учащихся и их индивидуальных способностей.
Обучение должно носить воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует волю, чувства и поведение. Средством такого обучения он считает дисциплину: «кто хорошо преподает, тот хорошо и дисциплинирует».
Эффективность того или иного метода обучения определяется тем, на сколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. Для начального обучения Дистервег рекомендует «элементарный» или развивающий метод; для университетов — «научный» или сообщающий метод.
Развитие детской самодеятельности в процессе обучения Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. «Учитель для школы — это тоже, что солнце для вселенной, он — источник той силы, которая приводит в движение всю машину. Последняя заржавеет в мертвом оцепенении, если он не сумеет вдохнуть в нее жизнь и движение».
Конечный успех всего школьного дела определяется учителем, который должен обладать высоким интеллектуальным уровнем и в совершенстве владеть своим предметом. «Невозможно дать другому того, что не имеешь сам; и невозможно развивать, воспитывать и образовывать других, не будучи самому развитым, воспитанным и образованным». Педагог должен быть энтузиастом своего дела и увлекать учащихся своим преподаванием.
Хороший учитель твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступая от своих требований. Только при этом условии он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать возникающие трудности. «Дидактическая способность учителя есть сила твердого характера». Строгий и требовательный учитель обязан быть и справедливым. Он может завоевать авторитет у своих учеников только в том случае, если они будут твердо уверены в его справедливом отношении к ним.
Важным воспитательным фактором Дистервег считает личный пример. Поведение педагога, как в школе, так и вне ее, должно быть образцом организованности, точности, добросовестного отношения к делу. Учитель не мыслится Дистервегом без твердых убеждений и гражданского мужества. Он требовал постоянной работы над собой: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием».
Помимо овладения своим предметом, педагог должен знать историю, литературу, следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике.
Большую роль он придавал вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками. Учащиеся семинарий, которые возглавлял Дистервег, проходили длительную практику в образцовых школах, овладевая в совершенстве педагогическим мастерством.
Автор «Руководства для немецких учителей» хотел, чтобы деятельность учителя носила подлинно творческий характер и приводила к максимальному возбуждению умственных сил учащихся. Разработанная им дидактика развивающего обучения оказала большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли.
Источник
Педагогическая деятельность и взгляды Адольфа Дистервега
Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева, «История педагогики»
«Просвещение», Москва, 1982 г.
OCR Detskiysad.Ru
Общественно-педагогическая деятельность Адольфа Дистервега. Выдающийся немецкий педагог Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866) является прогрессивным представителем германской буржуазно-демократической педагогики середины XIX века.
Он родился в небольшом промышленном городе Зиген в Вестфалии в семье чиновника-юриста. В 1808 году он поступил в Герборнский университет, где изучал математику, философию и историю, а затем перевелся в Тюбингенский университет, где закончил курс в 1811 году и позднее получил степень доктора философии.
В студенческие годы Дистервег познакомился с педагогическими идеями Руссо и Песталоцци. Решающее влияние на формирование его прогрессивных педагогических убеждений оказали годы деятельности (1813—1818) в образцовой школе города Франкфурта-на-Майне, в которой работали ученики и последователи Песталоцци. В отличие от Гербарта, оставшегося, как уже отмечалось, равнодушным к демократическим воззрениям Песталоцци, Дистервег сделался горячим приверженцем передовых социально-педагогических убеждений швейцарского педагога. Он решил посвятить себя делу образования народа и длительное время возглавлял учительские семинарии: сначала в Мерсе на Рейне, а затем в Берлине, которые сумел сделать образцовыми. Он преподавал в семинариях педагогику, математику и немецкий язык и одновременно являлся учителем опытных начальных школ при этих семинариях. Плодотворную педагогическую деятельность Дистервег успешно совмещал с большой литературной и методической работой. Он издал «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), в котором изложил свои прогрессивные взгляды на общие задачи и принципы обучения, а также свыше двадцати учебников и руководств по математике, немецкому языку, географии, астрономии, пользовавшихся большой популярностью в Германии и других странах.
В России произведения Дистервега были хорошо известны еще при жизни автора. Так, в 1862 году была издана на русском языке его «Элементарная геометрия», нашедшая признание среди передовых педагогов.
С 1827 года вплоть до своей смерти Дистервег издавал «Рейнские листки для воспитания и обучения». В этом журнале он поместил свыше четырехсот статей по самым разнообразным педагогическим вопросам. Дистервег был поборником коренного улучшения дела подготовки учителей начальных школ. Он очень много сделал для профессионального объединения немецких народных учителей.
Дистервег горячо протестовал против господствовавшего в Германии еще с XVI века конфессионального (вероисповедного) обучения, при котором дети католиков и лютеран учились в отдельных школах. Он настаивал на прекращении опеки церкви над школой и осуществлении контроля над ней не священником, а специалистом-педагогом. Своими смелыми выступлениями Дистервег навлек на себя сильное недовольство правительства и реакционных кругов общества, возмущение духовенства.
В 1847 году, когда реакционное правительство Пруссии усиленно стремилось предотвратить назревавшую буржуазную революцию, Дистервег был уволен с должности директора Берлинской семинарии, а в 1850 году, после разгрома революции 1848 года, он вынужден был уйти в отставку. Но реакции все же не удалось расправиться с прогрессивным педагогом. Дистервег продолжал оставаться руководителем немецких народных учителей, которые избрали его сначала председателем Всегерманского учительского союза, а затем своим представителем в прусскую палату депутатов. Еще при своей жизни он заслужил почетное звание «учитель немецких учителей».
С 1851 года Дистервег наряду с «Рейнскими листками» выпускал еще «Педагогические ежегодники», смело обличая в этих изданиях силы реакции. Особенно энергично действовал он после выхода в 1854 году пресловутых прусских регулятивов. Это были реакционные школьные законы, посредством которых правительство стремилось прекратить проявление свободомыслия и всецело подчинить ее влиянию церкви. Регулятивы сильно сокращали объем знаний учащихся начальной школы и выдвигали на первое место закон божий с большим количеством материала для заучивания наизусть. Они сократили и объем знаний, даваемых учительскими семинариями, снизили уровень научной подготовки учителей народной школы.
Выступления Дистервега и общественности заставили правительство издать в 1859 году циркуляр, значительно ослаблявший силу регулятивов. Прогрессивную общественно-педагогическую деятельность Дистервег вел до последних дней своей жизни. Он скончался в 1866 году, заболев холерой.
Сущность воспитания, его цели и основные принципы. Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. «Человек — мое имя, немец — мое прозвище», — говорил Дистервег.
Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Большой заслугой Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда.
В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Он писал, что «при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова. ». Но идеалистическая трактовка природы человека и самого хода исторического развития помешала Дистервегу прийти к полному пониманию социальной сущности воспитания. Но важно, что он отошел от индивидуалистической трактовки принципа природосообразности, свойственной Руссо, и подчеркнул необходимость установления тесной связи между воспитанием и духовной жизнью общества.
Одним из основных требований, которые современная действительность выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону воспитания.
Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру». При всей неопределенности этой формулировки в ней содержатся прогрессивные идеи. Дистервег возбуждал в учительстве стремление вести воспитанников к прогрессивным идеалам. В отличие от Гербарта он считал, что истина, добро и красота являются исторически меняющимися понятиями. «Истина, по словам Дистервега, находится в вечном движении вместе с человеческим родом. Ничто не постоянно, кроме перемены».
Умственное образование. Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что формальное образование неразрывно связано с материальным. Дистервег подчеркивал, что чисто формального образования вообще не существует, ценность имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение.
Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности.
В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное внимание привитию навыков, развитию умственных сил и способностей и умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей путем наглядного обучения. В средней школе «постепенно выдвигается вперед и материальная цель» — вооружение учащихся разносторонними и глубокими научными знаниями.
Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в него естествознание, начатки физики, практической геометрии, географии. Он был горячим защитником реального образования в средней школе и осуждал современные ему классические гимназии.
Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования он изложил в виде 33 законов и правил обучения. Он прежде всего настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти к правилам, от предметов и конкретных представлений о них — к обозначающим их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с предметами, непосредственно доступными их органам чувств, Дистервег в то же время подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком всего чувственно воспринимаемого им материала. Наглядное обучение у него связано с правилами «от близкого к далекому», «от простого к сложному», «от более легкого к более трудному», «от известного к неизвестному». Эти правила, которые в свое время еще были сформулированы Коменским, Дистервег подвергает дальнейшей разработке, справедливо предостерегая педагога от их формального применения.
Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и четко изложить сущность дела.
Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили» — и советует возвращаться к пройденному так часто, чтобы оно не могло изгладиться в памяти. «Не торопись при изучении основ» — гласит одно из его правил.
Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистервега, всегда носит воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка, но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение.
Эффективность того или иного метода обучения определяется, по Дистервегу, тем, насколько он содействует возбуждению умственных сил учащихся. «Всякий метод плох, — заявляет он, — если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в нем самодеятельность». Для начального обучения он рекомендует «элементарный», или развивающий, метод, который возбуждает умственные силы учащихся, дает им возможность «искать, взвешивать, рассуждать и, наконец, находить». По мнению Дистервега, «плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить».
Требования к учителю. Развитие детской самодеятельности в процессе обучения, вооружение учащихся знаниями Дистервег мыслит лишь при руководящей роли учителя. Как и Коменский, он придает большое значение в обучении четко разработанному учебному плану и хорошему учебнику, но в отличие от чешского педагога он подчеркивает, что в конечном счете успех обучения определяется учителем, а не учебником или методом.
Хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом и любить свою профессию и детей. Надо, чтобы на уроке царила атмосфера бодрости, чтобы энергичное преподавание будило умственные силы учащихся, укрепляло их волю, формировало их характер. Учащиеся все время должны чувствовать, что они двигаются вперед. Хороший учитель, указывает Дистервег, твердо и неуклонно проводит свои воспитательные принципы, никогда не отступает от них. Учитель постоянно работает над собой. Только при этих условиях он выработает в детях упорство в овладении знаниями и разовьет в них умение преодолевать встречающиеся на их пути трудности. Он говорит о воспитательном значении сильной воли учителя, который должен иметь твердый характер. Строгий и требовательный учитель должен быть в то же время и справедливым, только тогда он может завоевать авторитет со стороны своих учеников. Он должен быть гражданином, иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество.
Огромное значение Дистервег придавал систематической работе учителя над собой. Обращаясь к учителю, он пишет: «Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием. » Он давал учителям ряд ценных советов в отношении их самообразования, рекомендовал им в первую очередь приниматься за труды, связанные с их учебным предметом, и в то же время указывал, что учителю надо знать историю, литературу, а также все время следить за вновь выходящими работами по педагогике, психологии и методике. Он придавал большое значение вооружению учителей практическими педагогическими умениями и навыками.
Дидактика развивающего обучения Дистервега и его учебники оказали большое влияние на дальнейшее развитие начальной школы. Его прогрессивные идеи получили широкое распространение, в частности и в России в середине XIX века. Однако в самой Германии педагог-демократ Дистервег не был признан в официальных кругах.
Дистервег пользуется заслуженным признанием в Германской Демократической Республике. Правительством учреждена медаль его имени, которой награждаются лучшие учителя и деятели народного образования; в ГДР впервые издано полное собрание его сочинений.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
Читать статью >>
.
|