Организационно правовые аспекты бизнес плана
Как было установлено выше, под бизнес-планом понимается самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый на предприятии (предпринимателем) документ, определяющий основные организационные, экономические, финансовые, трудовые и иные аналитические показатели (параметры), характеризующие условия будущего производства и сбыт продукции, определяющие стратегию и тактику деятельности предприятия в условиях рынка, прогнозирующие возникающие при этом проблемы и предусматривающие направления, способы и методы их решения.
Признано, что цель составления бизнес-плана заключается в том, чтобы дать предпринимателю, руководству предприятия наиболее полную картину существующего положения предприятия и возможностей его развития. Кроме того, тщательное обоснование бизнес-плана создает у будущих инвесторов уверенность в надежности своих инвестиций и, что не менее важно, доверие к руководству компании. Качество бизнес-плана должно убеждать инвесторов в том, что они имеют дело с высококвалифицированными профессионалами, которым можно доверять.
Как правило, бизнес-план организации разрабатывается на 3-5 лет по следующим направлениям (разделам):
— анализ рынка и маркетинговая стратегия;
— развитие системы управления фирмой и собственности;
— финансовая (экономическая) стратегия.
После тщательной проработки всех разделов плана составляется краткий реферат (резюме), которым предваряется бизнес-план. Назначение реферата — дать концентрированное изложение цели развития организации для широкого круга лиц, которым не обязательно знать детали плана, часто являющиеся коммерческой тайной. Полный бизнес-план содержит реферат и разделы основного плана и предоставляется обычно ограниченному кругу лиц, пользующихся доверием организации.
Хотя законодательство о предпринимательской деятельности не предусматривает непосредственно обязанности предприятия (предпринимателя) разрабатывать бизнес-план, опыт свидетельствует о том, что использование бизнес-планов является необходимым элементом самого содержания предпринимательства.
— самому предпринимателю — при оценке возможности и эффективности создания собственного дела, с тем чтобы более четко его организовать, оценить возможные результаты с затратами, предупредить риск;
— контрагентам предпринимателя — при оценке целесообразности вклада и ином инвестировании средств капитала в уже созданные коммерческие структуры; при заключении серьезных контрактов с предпринимателями;
— банкам и иным кредитным учреждениям — при оценке возможности и целесообразности выдачи кредитов:
— страховым организациям — при оценке целесообразности страхования различного рода рисков;
— организациям-эмитентам — при составлении проспектов эмиссии ценных бумаг и др.
Составление бизнес-плана позволяет профессионально обосновать предложения по приватизации государственного и муниципального имущества.
Бизнес-план является юридическим документом, порождающим соответствующие права и обязанности для работников предприятия (предпринимателя). Он может:
— предопределять компетенцию органов управления, менеджеров, иных работников;
— служить основой при решении вопросов инвестирования средств;
— учитываться при заключении договоров с контрагентами и т.д.
Показатели бизнес-плана могут иметь определяющее правовое значение при заключении контрактов с управляющим и менеджерами. Неспособность реализовать бизнес-план может рассматриваться как основание для расторжения контракта собственника с предпринимателем по контракту, а предпринимателя — с менеджерами.
Перейти на страницу: 1 2
Общие принципы юридического сопровождения разработки бизнес-плана. В современных условиях одним из важнейших аспектов разработки бизнес-плана является подготовка юридических заключений по правовым вопросам. Правовая экспертиза бизнес-проекта1 или видов деятельности компаний ставит своей целью достоверно определить истинный объем прав на реализуемый проект или вид деятельности. Кроме того, такой экспертизой определяется правомерность использования (привлечения) связан-ных с этим проектом таких факторов, как:
ресурсы (материальные, финансовые, трудовые и т.д.);
те или иные физические и юридические лица — субъекты предстоящей совместной деятельности;
научно-технические, организационные и иные инновации.
В этом смысле важно определить не только правовой режим самого бизнес-проекта, но и правовое положение всех его участников, элементов и составляющих. Представляется целесообразным проследить всю цепочку взаимоотношений объекта бизнес-плана с субъектами, формирующими его и ожидающими реализации не только общих, но и собственных интересов.
При проведении правовой экспертизы трудности вызывает не только нестабильность и противоречивость действующего законодательства, но и низкий
‘Под бизнес-проектом понимается весь процесс налаживания какой-либо предпринимательской деятельности, начиная с концептуальной проработки организационных вопросов и кончая графиком конкретных мероприятий, которые обеспечивают реализацию идеи. Процесс разработки бизнес-плана является одной из составляющих зггого процесса и его задача — обеспечить расчетными данными обоснование всех возникающих вариантов реализации бизнес-проекта.
правовой уровень самих законодателей и субъектов гражданских правоотношений.
Безусловно, в рамках подготовки бизнес-плана не представляется возможным полностью преодолеть вышеназванные проблемы, однако акцентировать внимание на некоторых из них, найти обходные пути — одна из задач всего процесса его разработки.
В процессе проработки юридической составляющей бизнес-плана необходимо сконцентрироваться на решении следующих главных вопросов-
определение правового режима объекта бизнес- плана, юридически грамотная формулировка цели и объема правоустанавливающих документов,
* проведение анализа документов, необходимых для создания бизнес-плана и реализации поставленной в нем цели,
формулирование (определение) вопросов для правовой экспертизы и включение в бизнес-план не- 4 обходимых заключений юриста-эксперта.
С юридической точки зрения процесс подготовки и реализации бизнес-проектов регламентируется системой правовых австов, которые включают в себя прежде всего Конституцию Российской Федерации, законы РФ и республик в ее составе, указы Прези-дента РФ, акты Правительства РФ и иных органов федеральной исполнительной власти, а также решения представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации
Разработчику бизнес-плана (будущему собственнику или арендатору формируемого имущественного комплекса) полезно знать, как начать дело, зарегистрировать предприятие и действовать в условиях рыночной среды1. Здесь помогают законы о статусе предпринимателей разных видов деятельности — производственных предприятий, банков, товарных бирж и др. В них регулируются права, обязанности, взаи-
‘ Порядок регистрации вновь создаваемой малой фирмы показан в разделе 18
моотношения хозяйствующих субъектов Вновь провозглашается известный правовой принцип: «дозволено все, что прямо не запрещено законом». Реализации этого принципа соответствуют полномочия собственника в части владения, пользования и распоряжения имуществом, денежными средствами, акциями и нематериальными активами, землей, условиями получения и возврата кредитов и т.п.
Использование законов, регулирующих экономические отношения, — важнейший, но отнюдь не единственный канал правового обеспечения работы при разработке бизнес-плана. Если в прошлые годы участники хозяйственной жизни опирались в своей работе в основном на подзаконные акты, забывая порой об их основе — законах, то теперь часто бывает наоборот, т.е. недооценивается роль подзаконных актов, развивающих и конкретизирующих законы, обеспечивающие их действие.
Особую роль играют акты государства и правительства указы Президента РФ; президентов республик, входящих в состав Российской Федерации; по-становления Правительства РФ, органов исполнительной власти краев и областей, правительств республик, входящих в Федерацию. Они регулируют важнейшие экономические отношения в разных сферах предпринимательской деятельности применительно к конкретным региональным условиям При их непосредственном участии формируются рамки и правила приватизации государственной и муниципальной собственности, отношения собственности, охрана прав участников хозяйственных отношений, регистрация отдельных видов предприятий и видов деятельности, контроль за ценами, определение размеров штрафов, регистрационных сборов, установление договорных, трудовых, финансовых и иных отношений
113
Юридическое воздействие на деятельность предприятий, бирж, банков, граждан-предпринимателей, других участников бизнес-проектов оказывают нор-
§-3704
мативные акты центральных органов управления (федеральных и субъектов Федерации), среди которых: акты Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета, Министерства труда, Антимонопольного комитета и других центральных ведомств Российской Федерации. Эти документы разъясняют правила применения законодательства, конкретизируют и детализируют правовые нормы, содержащиеся в законах и актах органов исполнительной власти. Территориальные структуры таких органов тоже принимают решения, обязательные к исполнению на соответствующих территориях.
Большое значение для регулирования работы по бизнес-проектам предприятий в конкретных регионах имеют также правовые решения органов местного самоуправления местных администраций. Такими актами могут, например, вводиться местные налоги и сборы, определяться порядок их исчисления и уплаты, решаться вопросы лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности и т.п.
Еще одна разновидность актов, обеспечивающих работу предприятия по бизнес-проектам, — акты, принятые самими участниками (субъектами) управления хозяйственными процессами в рамках своей собственности. Такие акты трансформируют требования законов и подзаконных актов применительно к условиям конкретного проекта. Так, нормы трудового законодательства реализуются в принимаемых на предприятии положениях о персонале, о заключении трудовых контрактов, при разработке типовых форм трудовых договоров. Это объясняется тем, что сегодня меняется регулирование трудовых отношений, установление и соблюдение государственного минимума (стандарта) сочетается с их самостоятельной регламентацией каждым собственником или уполномоченным им органом.
Как в текущем управлении, так и при разработке и реализации бизнес-планов необходимо знать и применять на практике юридически определенные
правила предпринимательской деятельности, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации. К ним относятся правовые акты и нормы о режиме собственности в России, видах договоров, финансово-кредитных сделках, инвестициях, налогах и т.д. Другая группа актов посвящена общим условиям предпринимательской деятельности типа антимонопольных требований, обеспечения стандартизации, сертификации продукции и услуг, использованию контрольно-кассовых аппаратов. Уточняются и периодически дополняются правила ведения внешнеэкономической деятельности, таможенные правила и нормы. Для любого вида бизнеса стали обязательны требования экологического законодательства.
Особо следует подчеркнуть наличие в законодательстве юридических способов поддержки предпринимательства и бизнес-проектов в России со стороны государства. К ним относятся правовые механизмы защиты нарушенных прав, программы развития хозяйственных комплексов, предпринимательства, малого и среднего бизнеса, обязанности центральных, региональных и местных органов в данной сфере. С сожалением приходится констатировать, что указанные механизмы реализуются крайне медленно, неэффективно, подчас носят чисто декларативный характер. Элементами правовой защиты бизнеса являются гарантированные законом права предпринимателя обращаться в суд и арбитражный суд; требовать от- — мены актов, причиняющих ему вред, возмещения ущерба; запрет незаконной реквизиции или конфискации собственности и т.п.
Источник
17. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
ресурсы (материальные, финансовые, трудовые и т.д.);
те или иные физические и юридические лица — субъекты предстоящей совместной деятельности;
научно-технические, организационные и иные инновации.
В этом смысле важно определить не только правовой режим самого бизнес-проекта, но и правовое положение всех его участников, элементов и составляющих. Представляется целесообразным проследить всю цепочку взаимоотношений объекта бизнес-плана с субъектами, формирующими его и ожидающими реализации не только общих, но и собственных интересов.
При проведении правовой экспертизы трудности вызывает не только нестабильность и противоречивость действующего законодательства, но и низкий
‘Под бизнес-проектом понимается весь процесс налаживания какой-либо предпринимательской деятельности, начиная с концептуальной проработки организационных вопросов и кончая графиком конкретных мероприятий, которые обеспечивают реализацию идеи.
правовой уровень самих законодателей и субъектов гражданских правоотношений.
Безусловно, в рамках подготовки бизнес-плана не представляется возможным полностью преодолеть вышеназванные проблемы, однако акцентировать внимание на некоторых из них, найти обходные пути — одна из задач всего процесса его разработки.
В процессе проработки юридической составляющей бизнес-плана необходимо сконцентрироваться на решении следующих главных вопросов-
определение правового режима объекта бизнес- плана, юридически грамотная формулировка цели и объема правоустанавливающих документов,
* проведение анализа документов, необходимых для создания бизнес-плана и реализации поставленной в нем цели,
формулирование (определение) вопросов для правовой экспертизы и включение в бизнес-план не- 4 обходимых заключений юриста-эксперта.
С юридической точки зрения процесс подготовки и реализации бизнес-проектов регламентируется системой правовых австов, которые включают в себя прежде всего Конституцию Российской Федерации, законы РФ и республик в ее составе, указы Прези-дента РФ, акты Правительства РФ и иных органов федеральной исполнительной власти, а также решения представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации
Разработчику бизнес-плана (будущему собственнику или арендатору формируемого имущественного комплекса) полезно знать, как начать дело, зарегистрировать предприятие и действовать в условиях рыночной среды1.
‘ Порядок регистрации вновь создаваемой малой фирмы показан в разделе 18
моотношения хозяйствующих субъектов Вновь провозглашается известный правовой принцип: «дозволено все, что прямо не запрещено законом». Реализации этого принципа соответствуют полномочия собственника в части владения, пользования и распоряжения имуществом, денежными средствами, акциями и нематериальными активами, землей, условиями получения и возврата кредитов и т.п.
Использование законов, регулирующих экономические отношения, — важнейший, но отнюдь не единственный канал правового обеспечения работы при разработке бизнес-плана. Если в прошлые годы участники хозяйственной жизни опирались в своей работе в основном на подзаконные акты, забывая порой об их основе — законах, то теперь часто бывает наоборот, т.е. недооценивается роль подзаконных актов, развивающих и конкретизирующих законы, обеспечивающие их действие.
Особую роль играют акты государства и правительства указы Президента РФ; президентов республик, входящих в состав Российской Федерации; по-становления Правительства РФ, органов исполнительной власти краев и областей, правительств республик, входящих в Федерацию. Они регулируют важнейшие экономические отношения в разных сферах предпринимательской деятельности применительно к конкретным региональным условиям При их непосредственном участии формируются рамки и правила приватизации государственной и муниципальной собственности, отношения собственности, охрана прав участников хозяйственных отношений, регистрация отдельных видов предприятий и видов деятельности, контроль за ценами, определение размеров штрафов, регистрационных сборов, установление договорных, трудовых, финансовых и иных отношений
Юридическое воздействие на деятельность предприятий, бирж, банков, граждан-предпринимателей, других участников бизнес-проектов оказывают нор-
мативные акты центральных органов управления (федеральных и субъектов Федерации), среди которых: акты Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, Государственного таможенного комитета, Министерства труда, Антимонопольного комитета и других центральных ведомств Российской Федерации.
Большое значение для регулирования работы по бизнес-проектам предприятий в конкретных регионах имеют также правовые решения органов местного самоуправления местных администраций. Такими актами могут, например, вводиться местные налоги и сборы, определяться порядок их исчисления и уплаты, решаться вопросы лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности и т.п.
Еще одна разновидность актов, обеспечивающих работу предприятия по бизнес-проектам, — акты, принятые самими участниками (субъектами) управления хозяйственными процессами в рамках своей собственности. Такие акты трансформируют требования законов и подзаконных актов применительно к условиям конкретного проекта. Так, нормы трудового законодательства реализуются в принимаемых на предприятии положениях о персонале, о заключении трудовых контрактов, при разработке типовых форм трудовых договоров. Это объясняется тем, что сегодня меняется регулирование трудовых отношений, установление и соблюдение государственного минимума (стандарта) сочетается с их самостоятельной регламентацией каждым собственником или уполномоченным им органом.
Как в текущем управлении, так и при разработке и реализации бизнес-планов необходимо знать и применять на практике юридически определенные
правила предпринимательской деятельности, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации. К ним относятся правовые акты и нормы о режиме собственности в России, видах договоров, финансово-кредитных сделках, инвестициях, налогах и т.д. Другая группа актов посвящена общим условиям предпринимательской деятельности типа антимонопольных требований, обеспечения стандартизации, сертификации продукции и услуг, использованию контрольно-кассовых аппаратов.
Особо следует подчеркнуть наличие в законодательстве юридических способов поддержки предпринимательства и бизнес-проектов в России со стороны государства. К ним относятся правовые механизмы защиты нарушенных прав, программы развития хозяйственных комплексов, предпринимательства, малого и среднего бизнеса, обязанности центральных, региональных и местных органов в данной сфере. С сожалением приходится констатировать, что указанные механизмы реализуются крайне медленно, неэффективно, подчас носят чисто декларативный характер. Элементами правовой защиты бизнеса являются гарантированные законом права предпринимателя обращаться в суд и арбитражный суд; требовать от- — мены актов, причиняющих ему вред, возмещения ущерба; запрет незаконной реквизиции или конфискации собственности и т.п.
Источник