Криптовалюта, что это с точки зрения права?
Прежде чем анализировать правовую природу криптовалют, необходимо разобраться в том, что это такое. Сделаем это на примере биткойнта — самой первой и самой популярной криптовалюте.
Фактически биткойнт — это просто запись о трансакции, например, о том, что Вася передал Пете 100 единиц (при этом не ясно чего), которая сделана с помощью системы блокчейн.
Отличиями такой записи от обычной записи в блокноте является следующее:
Такую запись невозможно подделать (точное возможно, но для этого нужна очень большая вычислительная мощность, которой сейчас никто не обладает).
Такую запись нельзя потерять, так как она храниться у всех участников системы, т.е. все знают о трансакциях всех.
Вот собственно и все, что можно простым языком, понятным юристу сказать о биткойнт.
Теперь возникает простой вопрос: может ли запись в “блокноте” быть объектом права?
Используя древнейший юридический метод поиска аналогии можно на первый взгляд сказать, что да, так как мы уже имеет два примера, когда записи по счетам являются объектами права:
- безналичные расчеты.
- бездокументарные акции.
Однако погружаясь на более грубокий уровень анализа мы должны задать себе вопросы:
- В чем принципиальное отличие записи в блокчейн от записи на листе бумаге от том, что Вася передал Пете 100 единиц (не обращая внимание на техническую сложность такой записи)?
- В чем отличие такой записи от записи по счету в банке?
Если ответ на первый вопрос: ничем, тогда признавать блокчейт объектом гражданских прав — это тоже самое, что признавать объектом гражданских прав блокнот с записями о том, что кто-то передал кому-то, что-то. При этом мы не знаем, что и кто передал.
Если блокчейн не объект гражданских прав, тогда все денежные средства полученные за криптовалюту могут быть относительно легко возвращены, например как неосновательное обогащение.
Ответ на следующий вопрос сложнее.
В чем отличие критовалюты от обычной валюты, ведь у нас нет единого и однозначного определения денег, все сходятся в том, что деньги — это эквивалент, но эквивалент чего, это вопрос спорный.
Позволю себе предложить свой вариант определения, деньги — это эквивалент доверия к эмитенту. В случае с традиционными валютами — это эквивалент доверия к экономике соответствующей страны.
В случае с биткойнтом — это эквивалент доверия к системе блокчейн, на которой основан биткойнт, как только будет совершен технологический прорыв и предлагаемая блокчейном система подсчета, которой обеспечивается надежность биткойта станет элементарной, то доверие к ней упадет, так как блокчейн будет легко взломать.
Итак мы приходим к вопросу может ли быть объектом гражданских прав эквивалент доверия к чему либо?
Если мы вспомним определение Цельса “Право есть наука о добром и справедливом”, и о том, что гражданское право базируется на добросовестности, что почему бы не сделать эквивалент доверия к чему либо объектом защиты.
Похоже, правда тогда эмитент должен будет нести ответственность на то, что не оправдал доверия, по аналогии с акционерным обществом.
Источник
Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России
1 января 2021 года в России вступит в силу закон «О цифровых финансовых активах» (ЦФА). В Госдуме его рассматривали более 2,5 лет, он был принят и подписан президентом Владимиром Путиным летом нынешнего года. Moscow Digital School опубликовала подробный анализ федерального закона.
Последняя версия закона «О ЦФА» существенно отличается от принятой в первом чтении. Документ был представлен с пакетом актов — проектами трех федеральных законов, касающихся непосредственного регулирования рынка криптовалют, а также уголовной и административной ответственности за нарушения новых правил. Последние акты были направлены на доработку после резко негативной реакции сообщества и бизнеса.
Пробелы в регулировании
Юристы Moscow Digital School подчеркнули, что из-за ряда пробелов в регулировании, для многих сторон криптобизнеса ситуация осталась без изменений. Многие термины, используемые криптосообществом, уже были изобретены и успешно используются в мировой практике, однако в законе о ЦФА вместо них применяются свои собственные, которые вводят новые правовые институты и создают неопределенность.
В отличие от ряда зарубежных стран, в законе нет регулирования для некоторых типов токенов и криптовалют с разным функционалом и сущностью. При этом под определение цифровой валюты в соответствии с документом «О ЦФА» могут подпадать, например, бонусы, а также используемые в электронной коммерции сертификаты. За рамками понятий остались многие виды деятельности, прежде всего, майнинг.
«Тогда как от Закона о ЦФА ожидали введения единого аппарата и понятийной правовой базы для всего криптовалютного рынка в целом, в результате он стал основой исключительно для цифровизации российских активов, выпуска цифровых дубликатов ценных бумаг по российскому праву — которые сложно выводить на международный рынок», — говорится в отчете.
В документе присутствуют противоречащие друг другу нормы. Например, согласно определению, данному в законе «О ЦФА», цифровая валюта признается средством платежа и может являться инвестицией. Однако в соответствии со ст.14, российские юридические и физические лица не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, услуги или в качестве оплаты иным образом. Это противоречит признанию криптовалюты средством платежа и значительно ограничивает ее использование на территории России, а также снижает экономическую целесообразность владения криптовалютой.
Специалисты уверены, что авторам закона так и не удалось выработать адекватное определение цифровой валюты. В документе говорится: «криптовалюта — это токены, по которым отсутствует обязанная сторона». Такое определение от противного позволяет отнести к криптовалюте большое количество различных электронных записей (аккаунты, электронную валюту и так далее). Поэтому авторы дополнили, что криптовалюта — это не любые записи, а те, что могут быть либо средством платежа, либо инвестирования.
По новому закону судебная защита прав на цифровую валюту возможна лишь в случае, если она специальным образом декларировалась и с нее выплачивались налоги (п. 6 ст. 14). Неясно, как это будет проверяться — в декларации доходы от продажи цифровой валюты могут указываться совершенно по-разному, а хранение цифровой валюты (без извлечения дохода) никогда не требовалось отдельно декларировать. Вероятно, ФНС или Минфин позднее дадут разъяснения по этому поводу.
«Также, разумеется, чрезвычайно сомнительна сама идея, что для получения судебной защиты собственник цифровой валюты должен подтверждать выполнение неких публичных обязанностей — почему уплата или неуплата налогов влияет на наличие судебной защиты, то есть, по существу, на само право собственности?», — задаются вопросом в Moscow Digital School.
Пока в законе «О ЦФА» нет норм, посвященных майнингу. В конце августа Минфином был разослан в профильные ведомства пакет законопроектов о внесении поправок в еще не вступивший в силу документ. В нем косвенно упоминается добыча криптовалюты и написание софта. Однако в том же пункте установлен запрет на получение оплаты за такие действия в цифровой валюте.
На практике майнеры, как правило, получают вознаграждение именно в виде криптовалюты. Если предлагаемый пакет законопроектов будет принят, российским предпринимателям, занимающимся добычей криптовалюты, придется искать обходные пути, чтобы не попасть под административную и уголовную ответственность, которую также предлагает ввести Минфин, предупредили юристы.
Биржи и обменники
Закон о цифровых финансовых активах вводит новый субъект российского крипторынка — операторы обмена цифровых финансовых активов. Они по сути являются криптобиржами, но только для обмена токенов, которые признаются по российскому законодательству цифровыми правами. На сегодняшний день такими специальными законами являются ФЗ об инвестиционных платформах и ФЗ о ЦФА. Операторы обмена могут организовывать торговлю утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов.
Существующие криптобиржи, торгующие криптовалютами, например, биткоином и Ethereum, не подпадают под определение нового субъекта и остаются неурегулированными. Закон о ЦФА прямо допускает возможность организации на территории России площадки для обмена криптовалют.
Закон устанавливает требования «деловой репутации» к исполнительным органам информационной системы, оператора обмена ЦФА. Такие требования включают отсутствие неснятой и непогашенной судимости, отсутствие за последние годы фактов привлечения к административной или уголовной ответственности в связи с банкротством, в связи с деятельностью финансовой организации, сведений о причастности лиц к экстремистской деятельности или терроризму и др.
Оператор обмена ЦФА обязан хранить информацию о сделках с ЦФА не менее 5 лет. Банк России вправе установить дополнительные требования к деятельности информационных систем и операторов обмена ЦФА, например, к операционной надежности и к предоставлению отчетности. Подобные требования могут усилить транспарентность, а также повысить безопасность.
«Однако при установлении требований должен учитываться принцип технологической нейтральности, то есть возможность использовать любые технологии безопасности, а не только те, которые разработаны или установлены государством», — подчеркнули юристы.
Закон устанавливает требования к рекламе ЦФА, в частности, необходимость предупреждать инвесторов, что предлагаемые активы являются высокорисковыми, и их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. Такое требование о предупреждении инвесторов о возможных рисках покупки ЦФА распространено во многих странах (Франция, Швейцария, США).
Установлено, что реклама не должна содержать обещание выплаты дохода по ЦФА, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске. Реклама не должна содержать прогнозы роста курсовой стоимости выпускаемых ЦФА, что также является мерой защиты от введения инвестора в заблуждение, чрезмерных ожиданий в отношении инвестиций и обеспечения достоверной оценки инвестором таких инвестиций.
Закон о ЦФА не регламентирует вопросы, связанные с налогообложением цифровых финансовых активов. Вопрос налоговых последствий совершения сделок с криптовалютой остается открытым. В мире вопросы налогообложения чаще всего решаются за счет профильных разъяснений органов налоговой службы по системам уплаты налогов с операций с цифровыми активами.
«Оборот криптоактивов будет подчиняться общим правилам налогообложения, что может привести к ряду затруднений и противоречий и, очевидно, будет работать против развития нового рынка», — пояснили эксперты.
В настоящее время в России не определен подход к косвенному налогообложению криптоактивов. В мае 2018 года Минфин выразил свое мнение о налогообложении криптовалютных операций для физических лиц.
«. особый порядок налогообложения доходов физлиц при совершении операций с криптовалютами не установлен, физические лица должны самостоятельно исчислить налог и подать декларацию в инспекцию; налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов от продажи криптовалюты над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение; до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы необходимо исходить из ст. 220 НК РФ», — говорится в письме Минфина.
Касательно корпоративного налогообложения в министерстве подчеркивали, что согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
«Логика положений главы 25 НК РФ подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении деятельности, за исключением поименованных в ст. 251 НК РФ. При этом особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с криптовалютой главой 25 НК РФ не установлен», — объяснили в Moscow Digital School.
Руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при президенте РФ Антонина Левашенко предупредила, что с 1 января 2021 года криптобизнес, по сути, не сможет использовать криптовалюту для своих операций. Это значит, что ему будет невыгодно работать на территории России.
«На данный момент по смыслу закона запрещены будут именно операции по оплате в криптовалюте, теоретически операции по обмену криптовалюты на фиатные средства или другие криптовалюты (как конвертация) не ограничены. Не запрещено также и получение, например, зарплаты в криптовалютах. Смена юрисдикции крупного и не очень криптобизнеса — это то, что ожидает криптоэкономику в России, ведь ни одна из развитых стран не вводит запретов на использование криптовалют», — предупредила Левашенко.
По ее словам, поправки, предложенные Минфином, могут еще больше усугубить ситуацию. Например, ограничить возможность покупки криптовалюты, а также получения зарплаты в криптовалюте. Подобный запрет не только обесценивает криптовалюту, но и влечет отток бизнеса и капитала из России.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Источник
Закон о цифровых активах вступил в силу. Что изменилось
Сегодня, 1 января 2021 года, вступил в силу закон «О цифровых финансовых активах». Он дает определение криптовалюты, но запрещает ее использование в России для оплаты товаров и услуг. Также под запрет подпадает реклама платежей цифровыми деньгами.
Согласно новому закону, цифровая валюта — это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных».
Таким образом, криптовалюта определяется как цифровой код, который используется как средство платежа и сбережений, а также как инвестиция. Но в России его запрещается использовать для оплаты товаров и услуг. Определение цифровой валюты — универсально и позволяет применять его не только к криптоактивам, выпущенным в российских информационных системах под надзором Банка России, но и, например, к биткоину.
Вводится необходимость подавать налоговую декларацию, в которой будет отражен сам факт владения цифровой валютой, а также сделки с ней. Это является условием судебной защиты таких операций. Согласно закону «О ЦФА», криптовалюту в России можно покупать, выпускать, продавать, совершать с ней другие сделки, но российским гражданам расплачиваться ею нельзя.
В законе сделана отсылка к отдельным документам, которые будут регулировать майнинг, организацию выпуска и обращения цифровой валюты в России, а также ее налогообложения. Изначально планировалось, что эти поправки будут приняты в осеннюю сессию Госдумы и вступят в силу 1 января, но властям пока так и не удалось прийти к общему мнению.
Закон о ЦФА ,помимо прочего, разрешает компаниям выпускать собственные токены. 22 декабря стало известно, что палладиевый фонд Global Palladium Fund, учрежденный «Норникелем», выпустил первые токены. Они были выпущены на цифровой блокчейн-платформе Atomyze, которая еще в феврале получила одобрение от департамента финансовых технологий ЦБ.
В ноябре Минфин подготовил поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России, которые предусматривают лишение свободы владельцев цифровых валют сроком до трех лет, если они хотя бы два раза за три года не отчитывались перед налоговиками об операциях с цифровыми валютами на сумму от 45 млн руб. и выше (в эквиваленте).
Также министерство разработало поправки в Налоговый кодекс, антиотмывочное законодательство и Кодекс об административных правонарушениях в части регулирования цифровых валют и цифровых финансовых активов (ЦФА).
Минфин предлагает обязать владельцев криптоактивов (физические лица и организации) отчитываться в налоговые органы о получении цифровой валюты, о сделках с ней и о ее остатках в криптокошельке, если за календарный год сумма операций 600 тыс. руб., следует из новой версии законопроекта (в предыдущей версии — 100 тыс. руб.). Расчет суммы должен производиться исходя из рыночной цены цифровой валюты на дату совершения каждой операции. Порядок определения рыночной цены должна установить ФНС. Впервые сообщить о владении криптоактивами надо не позднее 30 апреля 2022 года.
За неуплату налога штраф составит 40% от его изначальной суммы. Если владельцы криптоактивов в течение трех лет более двух раз не предоставляли данные в налоговый орган или включали в отчет заведомо ложные сведения, это влечет уголовную ответственность.
Пока поправки так и не приняты. В начале декабря Комиссия по блокчейн-технологиям и криптоэкономике направила в Минфин отзывы на пакет законопроектов, подчеркнув, что принятие документов в текущем виде может привести к оттоку капитала из России, средства могут уйти в юрисдикции с более благоприятным регулированием оборота цифровых валют.
В состав Комиссии входят крупнейшие представители криптоиндустрии (VEROS FP, Binance, EXMO, CoinBene Russia, OKEx, Bingbon, Colibri Group, Xangle, SalAd Lab), представители общественных («Роскомсвобода») и экспертных организаций (экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, экспертного совета по экономике и предпринимательству Молодежного парламента при Госдуме), а также юристы-эксперты в области международного регулирования оборота цифровых активов (Digital Rights Center).
Ранее на запрос редакции «РБК-Крипто» в пресс-службе Минфина ответили, что отзывы были получены и будут рассмотрены в установленном порядке в рамках общественного обсуждения законопроектов.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Источник