- Яёи Кусама создает всемирно известные произведения благодаря личным галлюцинациям, находясь в психиатрической клинике
- Знакомимся ближе: Яёи Кусама
- Самые знаменитые творения Яёи Кусама
- Записки на полях шизофрении: почему важно знать историю японской художницы Яёй Кусамы?
- Яёи Кусама: психоделический горошек
Яёи Кусама создает всемирно известные произведения благодаря личным галлюцинациям, находясь в психиатрической клинике
Бесконечные комнаты — очень популярны у туристов всего мира. Они рождены галлюцинациями японской художницы, которая видит их воочию ежедневно.
Ее искусство не вписывается ни в одну категорию ранее существовавших видов. Она уникальна, работы имеют личную подпись, переносит свои навязчивые идеи в произведения в реальном мире. Известная японская художница с детства страдала галлюцинациями и мыслями, имеющими суицидальный мотив.
В её работах прослеживаются черты минимализма, поп — арта, экспрессионизма и много другого. Точного названия нет, как и характеристики её творчества.
Явно заметно влияние личного психологического и сексуального контекста. Кусама смогла воплотить на холсте то, что никто до неё не делал.
Её искусство находит почитателей по всему миру. В 2008 году на аукционе Кристи — её рекорд 5,1 млн. долларов для живущей женщины художницы, за одну проданную работу.
Она не черпает вдохновение в существующем мире, а создает искусство из галлюцинаций, которые видит всю свою жизнь. Кусама родилась в 1929 году в семье фермеров японского городка Мацумото (префектура Нагано на острове Хонсю, Япония), была четвертым ребенком.
Родители занимались производством семян из тыкв. Мать отличалась строгим характером, за каждую провинность и непослушание дети наказывались и физически тоже. С раннего возраста психика Кусамы от такого обращения пострадала и в то время начались первые галлюцинации. Тогда-то психолог и посоветовал , чтобы отвлекаться от пагубных эмоций, рисовать.
С десяти лет она была одержима горошком , покрывающим все ее рисунки, более поздние холсты, стены, мебель и даже обнаженные тела коллег и помощников. Её бесконечные комнаты также наполнены схожими темами, с кругами и орбитами, часто свисающими с потолка, чтобы расширить тему.
На протяжении всей юности ее страсть к искусству не поддерживали родители. Мать всячески препятствовала развитию творчества , считая что девушке стоит учиться быть приличной женой и домохозяйкой.
Благодаря отцу в Кусаме сохранилось сопротивление сексу и романтическим отношениям. Это наложило отпечаток на всю её дальнейшую жизнь. Она описывает его как человека, который «любит играть и бегать за женщинами». Мать заставляла ее шпионить за отцом, поэтому с ранних лет её довелось видеть ни одну интимную встречу своего отца с разными женщинами.
Невзирая на запреты родителей, Кусама покинула родной город и поступила в Университет искусств Киото (Kyoto City University of Arts) в 1948 году. Изучала японское искусство под руководством традиционной системы образования.
Через год она поехала покорять Америку, где, как и многие художники, познала всю прелесть будней. Несмотря на то, что это были времена рассвета и популярности модернизма, художнице, да еще с азиатской внешностью, было непросто.
Но, несмотря ни на что, ей при жизни удалось стать известной. Обсуждая свои выставки, она призналась, что они помогли ей избавиться от суицидальных мыслей. Она заявила, что, если бы ее выставки не существовали, она, вероятно, закончила бы свою жизнь много лет назад. Они придали ее беспорядку и творчеству новый смысл, благодаря которому она знает, что в этом мире есть шанс жить и реализоваться у каждого.
Многие люди в трудные периоды передают свои мысли в записях, в дневниках, а Яёи Кусама творит искусство. Когда её настигают новые галлюцинации, она садится за холст и начинает документировать все кистью.
Каждая работа создается за один сеанс. Она не перестает трудиться, пока не отобразит каждую частицу своей галлюцинации. Хотя она использует веселые, яркие и жизнерадостные цвета, названия ее картин довольно удручающие и показывают, насколько художница разорвана изнутри.
Начиная с 1977 года Яёи Кусама добровольно находится под постоянным наблюдением в психиатрической клиники Сейва в связи с синдромом навязчивых состояний.
Работать она не прекращает никогда, что позволило ей открыть собственную мастерскую рядом с клиникой. Ее работы можно найти повсюду.
После 1965 года к творчеству Яёи Кусамы проявился огромный интерес. С этого года, когда она установила свою самую известную зеркальную комнату бесконечности — Поле Фалли в Нью-Йорке, к ней постепенно стали обращаться все больше городов, которые хотели ее работы и зеркальные комнаты.
Сегодня можно встретить ее комнаты повсюду. Они в большом количестве разбросаны по Европе, Америке и Азии.
В Джакарте есть Brilliance of the Souls, где мы находим бесконечную комнату, состоящую из светодиодных фонарей и зеркал. Посетители могут войти в комнату только на 20 секунд и сделать снимок только на мобильный телефон.
В Канберре можно увидеть духов тыкв, спустившихся с небес. Ярко-желтая комната покрыта черными точками, в центре которой находится зеркальный ящик с дырочкой. Если посмотреть сквозь дыру, станет видна сцена, напоминающая море тыкв, которые размножаются бесконечно.
Для европейцев есть датская выставка Gleaming Lights of the Souls, которая предлагает поистине сумасшедшие впечатления. Внутри помещения площадью не более 4 квадратных метра находится отражающий пол бассейн. Посередине комнаты отмечена площадка, на которой должен стоять посетитель. Стены и потолок полностью покрыты зеркалами, с потолка свисают около 100 ламп, которые напоминают шары для настольного тенниса. Лампы меняют цвет и неограниченно увеличивают число при просмотре спектакля в комнате с зеркалами.
Для людей, оказавшихся в Токио, опыт работы художника можно увидеть в музее, в котором выставлена коллекция работ Яёи Кусамы. Здесь находятся холсты, комнаты и инсталляции, в которых суммируется работа ее жизни. Помимо инсталляций и полотен можно увидеть небольшие имитации комнат, которые в ином свете приближают к жизни этой японской художницы.
Ее другие бесконечные номера можно найти во Франции, Пенсильвания, Аризона, Арканзас и многих других странах . Ее работу хотят получить большие города, и это неудивительно. Подобные произведения гарантированно привлекают внимание туристов.
Люди со всего мира приезжают не только ради искусства, но и ради удовольствия иметь абсолютно безумные фотографии, которые выглядят так, как будто они из научно-фантастического фильма.
Яёи Кусама, безусловно, оставляет за собой след, который показывает нам новый взгляд на мир и психические проблемы.
Просто задумайтесь, человек, имеющий психические заболевания, находящаяся в клинике. Кстати, Кусама никогда не скрывала своего заболевания, даже наоборот, нарочито подчеркивала. Создает произведения, которые популярны во всем мире. Пока готовила статью, отсмотрела достаточно материала. Можно с уверенностью сказать, что работы действительно завораживают. А представьте, зайти в такую комнату.
Источник
Знакомимся ближе: Яёи Кусама
Японская художница, раскрасившая весь мир узором в горошек.
«Я надеюсь, что искусство сможет сделать мир спокойнее», – Яёи Кусама.
С 2013 года выставки Яёи Кусамы посетили более пяти миллионов зрителей, что делает её самой успешной из ныне живущих художников. Кроме того, её также можно смело назвать самой богатой художницей: в 2014 году картина Кусамы «Белый №28» была продана за $7,3 млн. Всё это не было бы столь удивительным для поклонников искусства без упоминания ещё одного интересного факта – Яёи Кусама уже более чем 40 лет находится в психиатрической клинике.
Творчество Кусамы глубоко психологичное. Уже с самого детства девочка выражала свои чувства и эмоции через картины: яркие краски символизировали эмоциональный подъем и жизнерадостность, тёмные – обычно совпадали с сильной психологической неустойчивостью и депрессией. Вдобавок к этому Яёи часто посещали слуховые и зрительные галлюцинации, и творчество помогало ей справляться с пугающими видениями.
В возрасте 10 лет Яёи обнаружила, что самое большое наслаждение она получает, когда рисует точки. «Когда я рисую точки, мои глаза начинают ярче блестеть. Точки вдохновляют меня», – призналась она в одном из интервью.
Яёи Кусама – Одержимая горошком, Tate. Источник: YouTube
Приступая к созданию нового шедевра, Яёи никогда не растягивает творческий процесс надолго: картина должна создаваться немедленно, ведь её направляют идея и желание автора изобразить целую вселенную на бумаге. Такая специфичная особенность художницы творить «здесь и сейчас» связана с тяжёлыми детскими воспоминаниями, когда мама часто вырывала из рук маленькой Яёи незаконченные рисунки и уничтожала их прямо на глазах у ребёнка. Чувство паники и страха от того, что картину у художницы могут отобрать в любой момент, сохранилось на всю оставшуюся жизнь. Все свои шедевры Кусама создает в максимально короткие сроки.
Родители никогда не хотели, чтобы Яёи становилась художницей. Воспитываясь в строгой патриархальной японской семье, девочка с самого детства должна была готовиться к тому, чтобы стать примерной женой. Мать сделала дочери выгодное предложение: если она будет посещать курсы по этикету, то также иногда сможет ходить в художественную школу. Яёи согласилась и полностью посвятила себя искусству, напрочь забыв про условия соглашения.
Сложные отношения в семье были не только между родителями и детьми: у отца Кусамы были романы на стороне, и мать отправляла девочку шпионить за ним. Такой травматический опыт сильно отразился на мировосприятии Яёи. В будущем тема секса часто будет проскальзывать в её творчестве, однако сама художница в течение всей своей жизни избегала интимных отношений с мужчинами.
Непонимание и многочисленные конфликты с родителями сделали своё: в возрасте 27 лет, когда Яёи, отказав нескольким мужчинам в замужестве, окончательно разочаровала свою мать, та предложила ей больше никогда не появляться в её доме. В ответ на это художница показательно сожгла две тысячи своих картин на глазах изумлённых родственников и в тот же день отправилась в Нью-Йорк, чтобы полностью посвятить себя занятию всей своей жизни.
Самые знаменитые творения Яёи Кусама
Текстильные скульптуры: предметы из множества мягких отростков и «стулья-пенисы»
Кусама была одной из первых японских художников, переехавших жить и творить в Нью-Йорк. Она была полна вдохновения и готовности удивлять американскую публику своим творчеством.
«Моей целью было только создание нового искусства в США. Я думала только об этом», – рассказывает Яёи Кусама
Однако творческий путь Кусамы был не таким однолинейным и простым, как она его себе представляла: в 60-е и 70-е годы положение женщин в сфере искусства было ограниченным. Большинство галерей выставляли работы исключительно мужчин-художников, а женщинам вообще не разрешалось проводить персональные выставки. Яёи была обескуражена этим фактом, ведь она специально переехала в прогрессивную страну, чтобы продемонстрировать себя широкой аудитории.
Тем не менее у художницы была возможность показывать свои картины и скульптуры совместно с другими современными художниками того времени, чем она успешно пользовалась. К примеру, знаковыми произведениями в творчестве Яёи Кусамы можно назвать её инсталляции из мягких текстильных скульптур.
Приходя на коллективную выставку нескольких художников, зритель сразу обращал внимание на большой диван в углу помещения, со всех сторон оббитый продолговатыми мягкими фигурами. Сама Яёи называла эти фигуры пенисами. Странный, притягательный внешний вид и броское название создали небывалый ажиотаж вокруг инсталляции художницы: каждый второй посетитель желал посидеть на волшебном диване.
Инсталляцией Кусамы были потрясены не столько зрители, сколько сами художники: некоторые из них даже решили перенять идею Яёи и воплотить её уже в своих произведениях. Например, Клас Олденбург также начал создавать текстильные скульптуры, а Энди Уорхолл позаимствовал у художницы повторяющиеся изображения в обоях в своём знаменитом шедевре «Банки с супом Кэмпбелл». Такое копирование очень расстраивало Яёи (в основном потому, что искусство мужчин-художников замечалось чаще и привлекало к себе больше внимания), что послужило одним из поводов к дальнейшей затяжной депрессии.
Тема цикличности и постоянного вездесущего повторения постоянно присутствует в творчестве художницы. Таким своеобразным способом она стремится побороть свои страхи и справиться с психологической нестабильностью. Яёи разрушает пространственные границы между вещами и создаёт совершенно новое произведение искусства – многоликое и бесконечное.
Источник
Записки на полях шизофрении: почему важно знать историю японской художницы Яёй Кусамы?
22 марта одна из самых дорогих художниц современности празднует 90-летие. Рассказываем, почему еще вам стоит знать Яёй Кусаму
В 2015 году Центр современного искусства «Гараж» познакомил москвичей с миром японской художницы Яёй Кусамы, показав две ее инсталляции «Бесконечная зеркальная комната» и «Указатель в бесконечное пространство». Полукосмическое крапчатое пространство, созданное художницей, много лет страдающей от галлюцинаций, стало идеальным фоном для селфи и разошлось милионами копий в Instagram. Так вышло, что Кусама, чей творческий расцвет пришелся на 1960-е, обрела своего самого преданного зрителя именно в начале 21 века. И виной тому — не фотогеничные работы, так и напрашивающиеся в объектив, а удивительная судьба Яей. Ее перипетиям и посвящен фильм-портрет «Кусама. Бесконечные миры», созданный искусствоведом Хизер Ленц.
Психическое заболевание и его последствия, обращенные с помощью арт-терапии в шедевры современного искусства, за которые люди готовы платить миллионы — вот, что в первую очередь привлекало журналистов в истории Кусамы. Но мало кто пытался рассказать ее от начала и до конца — от детства Яёй в патриархальной Японии и психологической травмы, связанной с изменами отца, до побега в США, где она по-началу голодала, пытаясь пристроить свои работы на какую-либо мало-мальски достойную выставку, а потом стала одним из самых ярких художников 1960х. От позорного возвращения на родину, за которым последовало почти 20 лет забвения, до участия в 45-й Венецианской биеннале 1993 года, где Кусама представляла Японию, и масштабной ретроспективы в лондонской галерее Тейт в 2012м.
Источник
Яёи Кусама: психоделический
горошек
Увидеть окружающую действительность совершенно новым взглядом. Раскрыть новые грани повседневности и рутины. Раскрасить привычную и тоскливую жизнь. Так это делает художница из Страны восходящего солнца — 86-летняя Яёи Кусама (Yayoi Kusama). Она большая любительница ярких париков, вызывающей одежды и всеобщего внимания.
Экстравагантная японка потрясает человеческое воображение своим столь необычным, но таким притягательным талантом. За полувековую карьеру она успела организовать скандальные антивоенные демонстрации, в которых активно принимала участие, устроить яркие и неоднозначные перформансы и подружиться с Энди Уорхолом. А ее девиз по сей день звучит так: Love Forever. Он точно передает бунтарское американское настроение 60-х.
У художницы были сложные детские годы. Ее развитием и воспитанием занималась строгая, властолюбивая и требовательная мать. Она часто наказывала ребенка за малейшее непослушание, в том числе и физическим образом. В результате чего к десяти годам у девочки серьезно пострадала психика: начались галлюцинации и разнообразные видения, которые чуть было не довели ее до суицида. Чтобы как-то сгладить беспокойное состояние, психиатр порекомендовал ей регулярно заниматься рисованием. Первоначально любимым орнаментом юной Яёй был горошек, пришедший к ней из собственных галлюцинаций.
«Как-то раз я смотрела на скатерть в красный горошек и вдруг увидела, что и потолок, и подоконник, и стены комнаты, и мое тело — вся Вселенная — покрыты этим красным горошком. Мне захотелось превратиться в ничто. Живопись стала единственным спасением», — вспоминает Яёи.
Выбирая достаточно значимое место для творческого развития, в 28 лет Яёи перебралась в город широчайших возможностей – Нью-Йорк. И быстро стала там популярной фигурой среди авангардного движения. Она совсем не стеснялась своего психического расстройства и при разговорах часто упоминала о нём. Это сыграло немалую роль в продвижении ее яркого стиля и творчества. Отличительной и узнаваемой чертой стал орнамент в горошек, знакомый ей с детства. Художница разрисовывала этим горошком все что можно, выплескивая краску за пределы холста. Двери, окна, полы, мебель, животные – горох повсюду!
В центре города она устраивала художественные хэппенинги и антивоенные перформансы. Яёи привлекала внимание нью-йоркцев собственноручно сделанными нарядами, раскрашенными флюрной краской, японскими традиционными одеждами и сумасшедшими аксессуарами.
Амбициозная Кусама много трудилась, а ее противоестественное визуальное восприятие вызывало интерес среди коллекционеров и ценителей искусства. Но в связи с ухудшением психического здоровья, в 1973 году она была вынуждена срочно вернуться в родной Токио. Где и сейчас, в преклонные годы, творит и радует преданных поклонников новыми трудами. Яёи по своему желанию сейчас проживает в психиатрической клинике, а ее творческая студия находится в шаговой доступности. Она по-прежнему убеждена, что лучшее лекарство для неё – живопись и искусство.
Особенный психоделический мир и бесконечное количество одинаковых круглых обличий делают границы между реальностью и иллюзией едва различимыми. Работы Яёи переносят в таинственный и гипнотизирующий мир, принадлежащий только ее воображению. А может, стоит и на себя примерить видение художницы? Каково это вообще — заблудиться в бесконечности?
После достаточно большого перерыва у Кусамы успешно прошло много персональных выставок и больших ретроспектив. Они вернули ей международную известность и сделали популярной персоной в современном искусстве.
Не так давно в московском Музее современного искусства «Гараж» прошла выставка «Яёи Кусама: теория бесконечности». На ней можно было увидеть чудеса изменения восприятия. Выставка включала в себя две работы-инсталляции художницы. Первая — «Бесконечная зеркальная комната» — представляла собой темное помещение с зеркальными стенами, полом и потолком. Оно было заполнено огромным количеством мерцающих частиц, которые отражались в зеркалах и, казалось, были повсюду. Работа пробуждала в посетителях необычное чувство: безмерности и необъятности пространства. Второе произведение — «Указатель в бесконечное пространство» — представляло собой комнату со своеобразным красным ландшафтом. Она была разрисована белым горошком, который изменял привычные пространственные ориентиры посетителей.
Яёи за свою долгую творческую карьеру создала около 50 произведений. А её работа «Абстракция №2» была продана за 5100000$, что сделало экстравагантную японку одной из самых дорогих из ныне живущих женщин-художников.
Яёи говорит, что искусство, в первую очередь, должно приносить удовольствие и радовать окружающих, а тревоги превращать в чудесные «поля бесконечности».
Источник