- Яёи Кусама
- Яёи Кусама: больше, чем искусство
- По теме: Четыре неизвестные картины Яёи Кусамы
- Фильм о Кусаме. Kusama — Infinity («Кусама — Бесконечность»)
- Музей Кусамы
- Инсталляция Flower Obsession, 2017
- Инсталляция Love is Calling, 2013
- Яёи Кусама — Yayoi Kusama
- СОДЕРЖАНИЕ
- биография
- Ранние годы: 1929–1949 гг.
- Ранний успех в Японии: 1950–1956 гг.
- Нью-Йорк: 1957–1972 гг.
Яёи
Кусама
Яёи Кусама (22 марта 1929, Мацумото, префектура Нагано, Япония) – японская художница, писательница и поэтесса, феминистка, мастер инсталляции и перформанса. Самая дорогая из ныне живущих художниц.
Особенности творчества художницы Яёи Кусамы: ее знаменитые узоры «в горошек» уже стали брендом – как и олицетворяющая его сама Яёи в узнаваемом облике: яркий парик, наряды из тканей с характерными орнаментами. Заголовки статей о художнице редко обходятся без упоминания психического заболевания. Действительно, особенности галлюцинаторного восприятия мира, вызванного психическими расстройствами, легли в основу творчества Яёи Кусамы. Оно базируется на идее повторяющихся паттернов – «сетей бесконечности» и пространств, покрытых горошинами и фаллическими символами, преобразовавшимися в некие коралловые рифы. Преодоление страхов через преумножение объектов – таков «рецепт» персональной арт-терапии художницы. Яёи Кусама называет себя «навязчивым художником» и предлагает зрителям пережить ее личностное восприятие действительности, увидеть мир так, как его видит она сама.
Известные работы художницы Яёи Кусамы: проекты Infinity Nets (1959), My Flower Bed (1962), Infinity Mirror Room (1965), Narcissus Garden (1966), Heaven and Earth (1991), Mirror Room Pumpkin (1991), Repetitive Vision (1996), Gleaming Lights on the Souls (2008), Walking in my Mind (2009), The Obliteration Room (2011), Коллекция для дома моды Louis Vuitton (2012)
Яёи Кусама родилась в богатой провинциальной семье, исповедующей традиционные ценности, характерные для японской культуры. В десять лет у Яёи случился первый приступ галлюцинаций – девочка рассматривала скатерть в цветочек, и в какой-то момент ей показалось, что цветочки начали распространяться на все поверхности предметов в комнате, на окна и стены. Это детское впечатление растворения в бесконечности впоследствии неоднократно станет одним из принципов, по которым Кусама создает свои инсталляции. Еще один страх – перед сексуальностью, развившийся у Кусамы в молодые годы под влиянием сложных отношений между ее родителями, — художница впоследствии многократно усилит и отобразит этот фактор в виде своеобразной символики.
Несмотря на сопротивление своей консервативной семьи, Яёи настойчиво занималась рисованием, училась классической японской живописи нихонга. В начале 50-х стартовала выставочная карьера художницы. Рисовала она много и неистово; на ее первой персональной выставке было представлено более 250 работ, выполненных, в том числе, в жанре сюрреализма.
По рекомендации психотерапевтов Кусама начинает искать возможность уйти из семьи и уехать из Японии. Как позже отмечала художница, к тому времени она стала считать японское общество «слишком маленьким, слишком рабским, слишком феодальным и слишком пренебрежительным по отношению к женщинам». Она пишет нескольким известным художникам, которым посылает свои акварели, и получает одобрительное письмо от Джорджии О’Киф.
В 1957 году Яёи Кусама окончательно порвала с семьей и приехала в Нью-Йорк. Она попала в нужное место и в нужное время: в обществе, поглощенном изучением психоделических состояний, художник, интерпретирующий подобные личные переживания, вызвал неподдельный интерес. Тем более – японка, тем более – женщина. Фестивали боди-арта, модные показы, киносъемки, демонстрации против войны во Вьетнаме, хепенинги – Кусама погрузилась в гущу художественной и общественной жизни. В конце 60-х годов Яёи Кусама основала компанию Kusama Fashion Company Ltd и открыла бутик, где продавалась одежда, созданная по ее эскизам.
Большое влияние на творчество Кусамы оказал арт-критик и знаменитый американский минималист Дональд Джадд, статьи которого сделали художницу известной (и с которым у нее был мимолетный роман). Она дружила с Джорджией О’Киф, Евой Гессе, Энди Уорхолом, искусствоведом Гербертом Ридом. С художником-сюрреалистом Джозефом Корнеллом Кусаму связывали нежные платонические чувства: они рисовали друг друга, вели переписку, часто созванивались вплоть до смерти Корнелла в 1972 году. Его уход стал для Кусамы большой душевной травмой.
От живописи Кусама переходит к скульптуре и инсталляции, преодолевая внутренние страхи, демонстрируя зрителям собственные навязчивые идеи. Знаменитый узор из горошин становится узнаваемым, а Кусама получает ласковое прозвище «Дотти».
В 1966 году Кусаму пригласили принять участие в Венецианской биеннале, где она представила проект «Сад нарциссов» из полутора тысяч зеркальных шаров. В 1968 году фильм «Саморастворение Кусамы» (Kusama’s Self-Obliteration), в котором снялась художница, получил несколько призов.
Вернувшись в Японию в 1973 году, художница продолжила создавать и демонстрировать произведения искусства, хотя на родине ее творчество было принято прохладно. В 1977 году после нервного срыва Яёи Кусама решила обратиться за помощью в токийскую психиатрическую клинику, где постоянно проживает по сей день; ее прекрасно оборудованная студия расположена в районе Синдзюку, в двух кварталах от клиники. Яёи Кусама научилась жить со своей болезнью, и при этом использовала все доступные возможности для того, чтобы самореализоваться в искусстве.
Кусама занялась литературным творчеством, выпустила ряд романов ( известен «Грот Хастлерс на Кристофер-стрит») и литературных сборников. В середине 80-х живопись снова в фокусе интересов художницы, и в ее творчестве появился еще один фигуративный элемент – тыква, а позже – еще один «фирменный» элемент – глаз.
В 1993 году Яёи Кусама стала первой женщиной-художницей, представившей искусство Японии в национальном павильоне страны на Венецианской биеннале. В 2006 году художница стала первой японкой, удостоившейся Императорской премии в области живописи, а 1 октября 2018 года в Токио открылся музей Яёи Кусамы. Яёи Кусама – самая дорогая среди современных художниц: ее картина «Белый №28» (1960) была продана на торгах аукционного дома Christie’s в 2014 году за 7,3 млн долларов.
Ее выставки – грандиозные мероприятия, привлекающие миллионы посетителей по всему миру (экспозиции гостят в разных странах), и «заполучить Кусаму» — мечта любого музея или галереи. Из относительно недавних резонансных событий — представление певицей Адель песни в «Бесконечной зеркальной комнате» — инсталляции Яеи Кусамы.
Как говорит сама Яёи , «я борюсь с болью и страхом ежедневно, и единственный метод, который помогает мне справляться с болезнью, — это искусство».
Источник
Яёи Кусама: больше, чем искусство
Японская художница Яёи Кусама (р. 22 марта 1929) — настоящая поп-звезда. Инсталляции Кусамы, заряженные нереальным драйвом, давно стали модным фоном для селфи. Феномен ее творчества — загадка для многих. Из аутсайдера мира искусства превратилась в самую коммерчески успешную художницу планеты.
По теме: Четыре неизвестные картины Яёи Кусамы
Одна из самых знаменитых и высокооплачиваемых на рынке художников (цена произведения — до 7 млн долларов), с карьерой, охватывающей более 60 лет, Кусама любима за свои захватывающие инсталляции, которые исследуют идеи бесконечности и забвения.
Всю жизнь Кусама создает искусство, которое неуклонно сопротивляется категоризации. В интервью Tate Modern Кусама сказала, что мать выбросила все ее краски и рисунки, когда ей было 10, сказав, что Яёи должна начать готовиться к тому, чтобы стать домохозяйкой. Но Кусама была бы никем, если бы не была настойчивой. В 1948 году она поступила в Киотскую городскую школу искусств и ремесел. И была достаточно смелой, чтобы увлечься сюрреализмом.
Навязчивые узоры из горошин и сеток ссылаются на серию слуховых и визуальных галлюцинаций, которые преследовали художницу на протяжении большей части жизни.
Сегодня ради того, чтобы создавать свое искусство, она покидает утром психиатрическую клинику и возращается туда после 12-часового рабочего дня. Она уверена: искусство сохраняет жизнь.
Фильм о Кусаме. Kusama — Infinity («Кусама — Бесконечность»)
Премьера картины состоялась на фестивале «Сандэнс», в широкий прокат она вышла 7 сентября 2018 года. Режиссером, автором сценария и продюсером выступила Хезер Ленц (Heather Lenz). Снятый киностудией Magnolia Pictures документальный фильм рассказывает о жизненном и творческом пути Кусамы, знакомит с архивными видео и фотографиями. Сама художница дала для картины интервью.
Музей Кусамы
Прижизненный музей японской художницы Яёи Кусам находится в Токио. Автор здания — японская архитектурная фирма Kume Sekkei. Пятиэтажный корпус возведен в райне Шинджуку, недалеко от мастерской художницы и психиатрической лечебницы, в которой Кусама добровольно проживает с 1977 года. По форме здание музея напоминает пять кубиков, поставленных друг на друга. Внутри здесь несколько галерей, пространств с высокими потолками, идеально белыми стенами и скругленными углами. Открылся музей выставкой «Творчество — это одиночное преследование, Любовь — то, что делает нас ближе к искусству» (Creation Is a Solitary Pursuit, Love Is What Brings You Closer to Art).
Инсталляция Flower Obsession, 2017
Продолжая цикл «Трехлетняя любовь», иммерсионная инсталляция «Цветочная одержимость» пересматривает истоки искусства Кусамы. «Однажды, взглянув на рисунок красных цветов на скатерти, я подняла глаза и увидела, что потолок, окна и колонны, казалось, окрашены тем же красным цветочным узором. Я видела всю комнату, все мое тело и всю вселенную, покрытую красными цветами, и в этот момент моя душа была уничтожена . Это была не иллюзия, а сама реальность». Посетителям предлагалось самим наносить красные цветы на стены и предметы. Распространение цветов постепенно увеличивалось, покрывая все больше поверхностей, превращая пространство в одну впечатляющую среду. Инсталляция Кусамы демонстрировалась во время NGV Triennial (2018) в австралийском Мельбурне.
Инсталляция Love is Calling, 2013
Инсталляция «Любовь зовет» включает в себя красочные надувные скульптуры в горошек, которые расположены на полу и потолке зеркальной комнаты. В комнате слышна Кусама, читающая стихотворение о любви, которое она написала на японском языке. Название этого стихотворения переводится как «Жизнь в замке Слез». Когда проект Кусамы впервые показали в 2013 году в галерее Дэвида Цвирнера в Челси, Love is Calling была частью выставки, которая привлекла тысячи зрителей: очередь, чтобы войти в бесконечную зеркальную комнату превышала четыре часа. У David Zwirner gallery эту работу приобрел Институт современного искусства в Бостоне (ICA Boston) и она стала крупнейшей инсталляцией художника, принадлежащей североамериканскому музею.
Источник
Яёи Кусама — Yayoi Kusama
- Картина
- Рисование
- скульптура
- инсталляция
- исполнительское искусство
- фильм
- вымысел
- мода
- письмо
Яёи Кусама ( 草 間 彌 生 , Кусама Яёи , родился 22 марта 1929 г.) — современный японский художник, который занимается в основном скульптурой и инсталляцией , но также активно занимается живописью, перформансом , кино, модой, поэзией, художественной литературой и другими видами искусства. Ее работы основаны на концептуальном искусстве и демонстрируют некоторые атрибуты феминизма , минимализма , сюрреализма , Art Brut , поп-арта и абстрактного экспрессионизма , а также наполнены автобиографическим, психологическим и сексуальным содержанием. Она была признана одним из самых важных ныне живущих художников Японии.
Кусама вырос в Мацумото и обучался в Киотской школе искусств и ремесел в традиционном японском стиле живописи нихонга . Однако Кусама был вдохновлен американским абстрактным импрессионизмом . Она переехала в Нью-Йорк в 1958 году и была частью авангардной сцены Нью-Йорка на протяжении 1960-х годов, особенно в движении поп-арт . Приняв участие в расцвете контркультуры хиппи в конце 1960-х , она привлекла внимание общественности, когда организовала серию мероприятий, в которых обнаженные участники были нарисованы яркими точками в горошек . С 1970-х годов Кусама продолжал создавать произведения искусства, в первую очередь инсталляции в различных музеях по всему миру.
Кусама открыто рассказывала о своем психическом здоровье. Она говорит, что искусство стало ее способом выразить свои душевные проблемы.
СОДЕРЖАНИЕ
биография
Ранние годы: 1929–1949 гг.
Яёи Кусама родился 22 марта 1929 года в Мацумото, Нагано . Кусама, родившаяся в семье торговцев, владевших питомником растений и семеноводческой фермой, начала рисовать тыквы в начальной школе и создавала произведения искусства, которые она видела на основе галлюцинаций, работы которых позже определили ее карьеру. Мать не поддерживала ее творческие начинания; Кусама спешила закончить свое искусство, потому что мать забирала его, чтобы отговорить ее. Ее мать, по-видимому, также подвергалась физическому насилию , и Кусама вспоминает своего отца как «из тех, кто любит играть, много женится». Художник говорит, что ее мать часто посылала ее шпионить за внебрачными связями отца , что внушало ей на всю жизнь презрение к сексуальности , особенно к нижней части тела мужчины и фаллосу : «Я не люблю секс. Я был одержим этим. секс. Когда я был ребенком, у моего отца были любовники, и я видел его. Моя мать послала меня шпионить за ним. Я не хотел заниматься сексом ни с кем годами [. ] Сексуальная одержимость и страх перед секс сидят во мне бок о бок «. Ее травматическое детство, включая фантастические видения, можно назвать началом ее художественного стиля.
Когда ей было десять лет, она начала испытывать яркие галлюцинации, которые она описывала как «вспышки света, ауры или плотные поля точек». Эти галлюцинации также включали цветы, которые говорили с Кусамой, и узоры на ткани, на которые она смотрела, оживая, размножаясь, поглощая или уничтожая ее — процесс, который она внесла в свою артистическую карьеру и который она называет «самоуничтожением». Искусство Кусамы стало для нее бегством от семьи и собственного разума, когда у нее начались галлюцинации. Сообщается, что она была очарована гладкими белыми камнями, покрывающими русло реки возле ее семейного дома, что она называет еще одним из основных факторов, повлиявших на ее длительную фиксацию на точках.
Когда Кусаме было 13 лет, ее отправили работать на военный завод, где ей было поручено шить и изготавливать парашюты для японской армии , а затем она оказалась втянутой во Вторую мировую войну . Обсуждая время, проведенное на фабрике, она говорит, что провела подростковые годы «в закрытой темноте», хотя всегда могла слышать сигналы о воздушном налете и видеть американские B-29, летящие над головой среди бела дня. На ее детство сильно повлияли события войны, и она утверждает, что именно в этот период она начала ценить идеи личной и творческой свободы.
В 1948 году она продолжила изучать живопись Нихонга в Киотской муниципальной школе искусств и ремесел. Разочарованная этим чисто японским стилем, она заинтересовалась европейским и американским авангардом , организовав несколько персональных выставок своих картин в Мацумото и Токио. 1950-е годы.
Ранний успех в Японии: 1950–1956 гг.
К 1950 году Кусама изображал абстрактные природные формы акварелью, гуашью и маслом, прежде всего на бумаге. Она начала покрывать поверхности — стены, пол, холсты , а затем предметы домашнего обихода и обнаженных помощников — горошком , который стал торговой маркой ее работы.
Огромные поля в горошек , или «сети бесконечности», как она их называла, были взяты непосредственно из ее галлюцинаций. Самой ранней записанной работой, в которой она использовала эти точки, был рисунок 1939 года в возрасте 10 лет, на котором изображение японской женщины в кимоно , предположительно матери художника, покрыто пятнами и стерто. Ее первая серия крупномасштабных, иногда более 30 футов, холстов, « Сети бесконечности» , была полностью покрыта последовательностью сетей и точек, намекающих на галлюцинаторные видения.
На своей картине « Цветок» (DSPS) 1954 года Кусама сказала:
Однажды я смотрел на красные цветочные узоры скатерти на столе, и когда я поднял глаза, я увидел тот же узор, покрывающий потолок, окна и стены, и, наконец, всю комнату, мое тело и вселенную. . Мне казалось, что я начал самоуничтожаться, вращаться в бесконечности бесконечного времени и абсолютности пространства и превращаться в ничто. Когда я понял, что это происходит на самом деле, а не только в моем воображении, я испугался. Я знал, что мне нужно бежать, чтобы не лишить меня жизни чары красных цветов. Я отчаянно побежал вверх по лестнице. Ступеньки подо мной начали разваливаться, и я упал с лестницы, вывихнув лодыжку.
Нью-Йорк: 1957–1972 гг.
Прожив в Токио и Франции, Кусама в возрасте 27 лет уехал из Японии в Соединенные Штаты. Она заявила, что начала считать японское общество «слишком маленьким, слишком рабским, слишком феодальным и слишком пренебрежительным по отношению к женщинам». Перед отъездом из Японии в США она уничтожила многие из своих ранних работ. В 1957 году она переехала в Сиэтл , где у нее была выставка картин в галерее Зои Дузанн . Она пробыла там год, прежде чем переехать в Нью-Йорк, после переписки с Джорджией О’Киф, в которой она заявила, что заинтересована в том, чтобы стать центром внимания города, и попросила совета О’Киф. Во время своего пребывания в США она быстро завоевала репутацию лидера авангардного движения и получила похвалу за свою работу от анархистского искусствоведа Герберта Рида .
В 1961 году она перевела свою студию в то же здание, что и Дональд Джадд и скульптор Ева Гессе ; Гессен стал близким другом. В начале 1960-х годов Кусама начал покрывать такие предметы, как лестницы, обувь и стулья, белыми фаллическими выступами. Несмотря на сложность рисунков с микроменеджментом, она создавала их быстро и в большом количестве, устанавливая ритм продуктивности, который она до сих пор поддерживает. У нее появились и другие привычки, например, она регулярно фотографировалась с новыми работами и регулярно появлялась на публике в своих фирменных стриженных париках и в яркой авангардной одежде.
— Яёи Кусама, манхэттенский наркоман-самоубийца
С 1963 года Кусама продолжила серию комнат Mirror / Infinity . В этих сложных инсталляциях с бесконечными зеркалами специально построенные комнаты, облицованные зеркальным стеклом, содержат множество неоновых шаров, висящих на разной высоте над зрителем. Стоя внутри на небольшой платформе, наблюдатель видит, как свет многократно отражается от зеркальных поверхностей, создавая иллюзию бесконечного пространства.
В последующие годы Кусама была чрезвычайно продуктивной, и к 1966 году она экспериментировала с отдельно стоящими инсталляциями размером с комнату, которые включали в себя зеркала, свет и музыку. Она считала Джадда и Джозефа Корнелла своими друзьями и сторонниками. Однако она не получала от своей работы финансовой прибыли. Примерно в это же время Кусама регулярно попадала в больницу из-за переутомления, и О’Киф убедила своего дилера Эдит Герберт купить несколько работ, чтобы помочь Кусаме избежать финансовых трудностей. Многие художники-мужчины копировали ее творчество, чем прославили мужчин, но не Кусама. Таким образом, она не могла зарабатывать деньги, которых, по ее мнению, заслуживала. Это разочарование стало настолько сильным, что она попыталась покончить жизнь самоубийством.
В 1960-х годах Кусама организовывал диковинные мероприятия в таких заметных местах, как Центральный парк и Бруклинский мост , часто с обнажением тела и в знак протеста против войны во Вьетнаме . В одном из них она написала открытое письмо Ричарду Никсону, предлагая заняться с ним сексом, если он остановит войну во Вьетнаме. В период с 1967 по 1969 год она сконцентрировалась на представлениях, которые проводились с максимальной рекламой, обычно с участием Кусамы, нарисовавшего горошек на своих обнаженных артистках, как в Большой оргии для пробуждения мертвых в Музее современного искусства (1969), которая проходила в Саду скульптур в Музее современного искусства. Музей современного искусства . Во время необъявленного мероприятия восемь исполнителей под руководством Кусамы сняли одежду, вошли обнаженными в фонтан и приняли позы, имитирующие близлежащие скульптуры Пикассо , Джакометти и Майоля .
В 1967 году Джад Ялкут снял фильм о Кусаме под названием «Самоуничтожение Кусамы».
В 1968 году Кусама председательствовал на проходившей гомосексуальной свадьбе в Церкви Самоуничтожения на Уолкер-стрит, 33 в Нью-Йорке и выступал вместе с Флитвудом Маком и Кантри Джо и Фиш в Филлмор-Ист в Нью-Йорке. Она открыла студии рисования обнаженными и гей-клуб под названием Kusama ‘Omophile Kompany (кок) . Нагота, присутствующая в арт-протестах Кусамы, была ужасно постыдной для ее семьи. Это заставило ее почувствовать себя одинокой, и она снова предприняла попытку самоубийства.
В 1966 году Кусама впервые участвовал в 33-й Венецианской биеннале . Ее Сад Нарциссов состоял из сотен зеркальных сфер на открытом воздухе, которые она называла «кинетическим ковром». Как только произведение было установлено на лужайке перед итальянским павильоном, Кусама, одетая в золотое кимоно, начала продавать каждую отдельную сферу по 1200 лир (2 доллара США), пока организаторы биеннале не положили конец ее предприятию. «Сад Нарцисса» был не только для продвижения художника через средства массовой информации, но и для критики механизации и коммодификации арт-рынка.
Во время своего пребывания в Нью-Йорке у Кусамы были короткие отношения с художником Дональдом Джаддом . Затем у нее начались страстные, но платонические отношения с художником-сюрреалистом Джозефом Корнеллом . Она была на 26 лет младше его — они звонили друг другу ежедневно, рисовали друг друга, а он присылал ей персональные коллажи . Их длительное общение продлилось до его смерти в 1972 году.
Источник