- Бесконечная зеркальная комната от Yayoi Kusama
- Цвет мой, зеркальце. Заглянуть в мир Яёи Кусама
- Знакомимся ближе: Яёи Кусама
- Самые знаменитые творения Яёи Кусама
- В лондонской галерее Tate Modern откроется выставка одной из самых дорогих из ныне живущих художниц Яёи Кусамы. Там покажут ее зеркальные инсталляции
- Яёи Кусама: больше, чем искусство
- По теме: Четыре неизвестные картины Яёи Кусамы
- Фильм о Кусаме. Kusama — Infinity («Кусама — Бесконечность»)
- Музей Кусамы
- Инсталляция Flower Obsession, 2017
- Инсталляция Love is Calling, 2013
Бесконечная зеркальная комната от Yayoi Kusama
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Яей Кусама знакома постоянным читателям сайта Kulturologia.Ru благодаря своим экспериментам с визуальной составляющей жилых пространств. С помощью разноцветных точек и прочих мелких элементов она увеличивает, искривляет, растягивает комнаты. Теперь же Кусама решила поэкспериментировать с зеркалами.
В итоге появилась весьма необычная инсталляция с названием Infinity Mirror Room (Бесконечная зеркальная комната). Ведь в помещении, все стены которого от пола до потолка, от угла до угла превращены в зеркала, действительно, будет казаться, будто пространство вокруг не имеет границ. Особенно, если установить в ней ориентиры для визуальной привязки.
Вот такими ориентирами в инсталляции Infinity Mirror Room и стали разноцветные светодиоды. В условиях отсутствия верхнего освещения, эти диоды создают удивительнейшую атмосферу в комнате. Человеку, попавшему туда, кажется, будто он попал в волшебный мир, населенный миллионами огоньков, которые меняют цвет и положение. Причем, картина эта абсолютно меняется, стоит только человеку чуть изменить свое положение в пространстве или угол зрения, а светодиоду – цвет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Цвет мой, зеркальце. Заглянуть в мир Яёи Кусама
А посетители ее выставок по всему миру, в свою очередь, настолько одержимы творчеством художницы, что отваживаются выстаивать длиннющие очереди, зачастую на зверском холоде и испепеляющей жаре, чтобы сделать селфи в ее знаменитых «бесконечных комнатах».
На днях музей современного искусства The Broad в Лос-Анджелесе заявил о приобретении второй такой комнаты для своей постоянной экспозиции, добавив к уже имеющейся инсталляции под названием «Души в миллионах световых лет» (2013 г.) работу Яёи прошлого года «Тоска по бесконечности».
Пространственная инсталляция «Тоска по бесконечности»
«Тоска» Кусамы отличается от других ее подобных работ – зритель не может физически войти в это пространство из зеркал и мерцающих светодиодов, но должен заглядывать в него сквозь небольшое окошко, как бы частично отрешаясь от мира.
Новый опыт взаимодействия с работами художницы продемонстрировала певица Адель в 2016 году. В качестве декорации для своего выступления на Brit Awards она выбрала созданную Кусама сложную инсталляцию из зеркальных панелей, подсвеченных тысячами фотовспышек из зала. Певица объяснила, что идея перформанса состояла в возможности увидеть саму себя в зеркальной комнате под разными углами, и целиком соответствовала смыслу композиции When We Were Young.
Адель во время выступления на Brit Awards 2016
Возможно, стилистика работ Яёи Кусама, позволяющая зрителю рассмотреть то, что, кажется, он не замечал раньше – продукт ее ментального расстройства. С юности Яёи страдала навязчивыми состояниями, и избавиться от них, по ее словам, ей помогло искусство. Яёи работает в разнообразных стилях: минимализм, сюрреализм, поп-арт, абсолютный экспрессионизм. Примечательно, что 12 ноября 2008 на аукционе “Christie’s” её работа была продана за впечатляющие 5,1 млн долларов – рекорд для женщины-художника при жизни. Также Кусама является поэтессой, писательницей, дизайнером одежды и даже поучаствовала в создании нескольких кинолент.
Источник
Знакомимся ближе: Яёи Кусама
Японская художница, раскрасившая весь мир узором в горошек.
«Я надеюсь, что искусство сможет сделать мир спокойнее», – Яёи Кусама.
С 2013 года выставки Яёи Кусамы посетили более пяти миллионов зрителей, что делает её самой успешной из ныне живущих художников. Кроме того, её также можно смело назвать самой богатой художницей: в 2014 году картина Кусамы «Белый №28» была продана за $7,3 млн. Всё это не было бы столь удивительным для поклонников искусства без упоминания ещё одного интересного факта – Яёи Кусама уже более чем 40 лет находится в психиатрической клинике.
Творчество Кусамы глубоко психологичное. Уже с самого детства девочка выражала свои чувства и эмоции через картины: яркие краски символизировали эмоциональный подъем и жизнерадостность, тёмные – обычно совпадали с сильной психологической неустойчивостью и депрессией. Вдобавок к этому Яёи часто посещали слуховые и зрительные галлюцинации, и творчество помогало ей справляться с пугающими видениями.
В возрасте 10 лет Яёи обнаружила, что самое большое наслаждение она получает, когда рисует точки. «Когда я рисую точки, мои глаза начинают ярче блестеть. Точки вдохновляют меня», – призналась она в одном из интервью.
Яёи Кусама – Одержимая горошком, Tate. Источник: YouTube
Приступая к созданию нового шедевра, Яёи никогда не растягивает творческий процесс надолго: картина должна создаваться немедленно, ведь её направляют идея и желание автора изобразить целую вселенную на бумаге. Такая специфичная особенность художницы творить «здесь и сейчас» связана с тяжёлыми детскими воспоминаниями, когда мама часто вырывала из рук маленькой Яёи незаконченные рисунки и уничтожала их прямо на глазах у ребёнка. Чувство паники и страха от того, что картину у художницы могут отобрать в любой момент, сохранилось на всю оставшуюся жизнь. Все свои шедевры Кусама создает в максимально короткие сроки.
Родители никогда не хотели, чтобы Яёи становилась художницей. Воспитываясь в строгой патриархальной японской семье, девочка с самого детства должна была готовиться к тому, чтобы стать примерной женой. Мать сделала дочери выгодное предложение: если она будет посещать курсы по этикету, то также иногда сможет ходить в художественную школу. Яёи согласилась и полностью посвятила себя искусству, напрочь забыв про условия соглашения.
Сложные отношения в семье были не только между родителями и детьми: у отца Кусамы были романы на стороне, и мать отправляла девочку шпионить за ним. Такой травматический опыт сильно отразился на мировосприятии Яёи. В будущем тема секса часто будет проскальзывать в её творчестве, однако сама художница в течение всей своей жизни избегала интимных отношений с мужчинами.
Непонимание и многочисленные конфликты с родителями сделали своё: в возрасте 27 лет, когда Яёи, отказав нескольким мужчинам в замужестве, окончательно разочаровала свою мать, та предложила ей больше никогда не появляться в её доме. В ответ на это художница показательно сожгла две тысячи своих картин на глазах изумлённых родственников и в тот же день отправилась в Нью-Йорк, чтобы полностью посвятить себя занятию всей своей жизни.
Самые знаменитые творения Яёи Кусама
Текстильные скульптуры: предметы из множества мягких отростков и «стулья-пенисы»
Кусама была одной из первых японских художников, переехавших жить и творить в Нью-Йорк. Она была полна вдохновения и готовности удивлять американскую публику своим творчеством.
«Моей целью было только создание нового искусства в США. Я думала только об этом», – рассказывает Яёи Кусама
Однако творческий путь Кусамы был не таким однолинейным и простым, как она его себе представляла: в 60-е и 70-е годы положение женщин в сфере искусства было ограниченным. Большинство галерей выставляли работы исключительно мужчин-художников, а женщинам вообще не разрешалось проводить персональные выставки. Яёи была обескуражена этим фактом, ведь она специально переехала в прогрессивную страну, чтобы продемонстрировать себя широкой аудитории.
Тем не менее у художницы была возможность показывать свои картины и скульптуры совместно с другими современными художниками того времени, чем она успешно пользовалась. К примеру, знаковыми произведениями в творчестве Яёи Кусамы можно назвать её инсталляции из мягких текстильных скульптур.
Приходя на коллективную выставку нескольких художников, зритель сразу обращал внимание на большой диван в углу помещения, со всех сторон оббитый продолговатыми мягкими фигурами. Сама Яёи называла эти фигуры пенисами. Странный, притягательный внешний вид и броское название создали небывалый ажиотаж вокруг инсталляции художницы: каждый второй посетитель желал посидеть на волшебном диване.
Инсталляцией Кусамы были потрясены не столько зрители, сколько сами художники: некоторые из них даже решили перенять идею Яёи и воплотить её уже в своих произведениях. Например, Клас Олденбург также начал создавать текстильные скульптуры, а Энди Уорхолл позаимствовал у художницы повторяющиеся изображения в обоях в своём знаменитом шедевре «Банки с супом Кэмпбелл». Такое копирование очень расстраивало Яёи (в основном потому, что искусство мужчин-художников замечалось чаще и привлекало к себе больше внимания), что послужило одним из поводов к дальнейшей затяжной депрессии.
Тема цикличности и постоянного вездесущего повторения постоянно присутствует в творчестве художницы. Таким своеобразным способом она стремится побороть свои страхи и справиться с психологической нестабильностью. Яёи разрушает пространственные границы между вещами и создаёт совершенно новое произведение искусства – многоликое и бесконечное.
Источник
В лондонской галерее Tate Modern откроется выставка одной из самых дорогих из ныне живущих художниц Яёи Кусамы. Там покажут ее зеркальные инсталляции
В галерее современного искусства Tate Modern в Лондоне откроется выставка знаменитой японской художницы Яеи Кусамы.
На выставке представят две тотальные инсталляции Кусамы — вариации ее знаменитой зеркальной комнаты Infinity Mirrored Room. Одна из них — Infinity Mirrored Room — Filled with the Brilliance of Life — наполнена разноцветными световыми элементами, а в другой — Chandelier of Grief — на темном фоне висят вычурные канделябры.
Инсталляции-комнаты — самые масштабные произведения художницы на данный момент. Кроме них в галерее можно будет увидеть видеозаписи ранних перформансов Кусамы.
Выставка пройдет с 29 марта 2021 года по 27 марта 2022-го. Скоро на нее можно будет предзаказать билеты.
Яёи Кусама 91 год. Она одна из самых дорогих современных художниц, в 2014 году ее работа «Белый N28» (1960 год) была продана на аукционе Christie’s за $7 млн 109 тыс. — это одно из самых дорогостоящих произведений искусства, созданных ныне живущей женщиной-художницей.
Она известна своими масштабными инсталляциями и узнаваемым орнаментом из разноцветных
или монохромных кружочков, за что ее прозвали Polka Dot Queen. Ее работы выставлялись в крупнейших музеях мира — от Центра Помпиду в Париже до нью-йоркской МоМА.
Кусама также сотрудничала с модными брендами — так, в 2012 году художница вместе с Марком Джейкобсом создала коллекцию для Louis Vuitton.
Источник
Яёи Кусама: больше, чем искусство
Японская художница Яёи Кусама (р. 22 марта 1929) — настоящая поп-звезда. Инсталляции Кусамы, заряженные нереальным драйвом, давно стали модным фоном для селфи. Феномен ее творчества — загадка для многих. Из аутсайдера мира искусства превратилась в самую коммерчески успешную художницу планеты.
По теме: Четыре неизвестные картины Яёи Кусамы
Одна из самых знаменитых и высокооплачиваемых на рынке художников (цена произведения — до 7 млн долларов), с карьерой, охватывающей более 60 лет, Кусама любима за свои захватывающие инсталляции, которые исследуют идеи бесконечности и забвения.
Всю жизнь Кусама создает искусство, которое неуклонно сопротивляется категоризации. В интервью Tate Modern Кусама сказала, что мать выбросила все ее краски и рисунки, когда ей было 10, сказав, что Яёи должна начать готовиться к тому, чтобы стать домохозяйкой. Но Кусама была бы никем, если бы не была настойчивой. В 1948 году она поступила в Киотскую городскую школу искусств и ремесел. И была достаточно смелой, чтобы увлечься сюрреализмом.
Навязчивые узоры из горошин и сеток ссылаются на серию слуховых и визуальных галлюцинаций, которые преследовали художницу на протяжении большей части жизни.
Сегодня ради того, чтобы создавать свое искусство, она покидает утром психиатрическую клинику и возращается туда после 12-часового рабочего дня. Она уверена: искусство сохраняет жизнь.
Фильм о Кусаме. Kusama — Infinity («Кусама — Бесконечность»)
Премьера картины состоялась на фестивале «Сандэнс», в широкий прокат она вышла 7 сентября 2018 года. Режиссером, автором сценария и продюсером выступила Хезер Ленц (Heather Lenz). Снятый киностудией Magnolia Pictures документальный фильм рассказывает о жизненном и творческом пути Кусамы, знакомит с архивными видео и фотографиями. Сама художница дала для картины интервью.
Музей Кусамы
Прижизненный музей японской художницы Яёи Кусам находится в Токио. Автор здания — японская архитектурная фирма Kume Sekkei. Пятиэтажный корпус возведен в райне Шинджуку, недалеко от мастерской художницы и психиатрической лечебницы, в которой Кусама добровольно проживает с 1977 года. По форме здание музея напоминает пять кубиков, поставленных друг на друга. Внутри здесь несколько галерей, пространств с высокими потолками, идеально белыми стенами и скругленными углами. Открылся музей выставкой «Творчество — это одиночное преследование, Любовь — то, что делает нас ближе к искусству» (Creation Is a Solitary Pursuit, Love Is What Brings You Closer to Art).
Инсталляция Flower Obsession, 2017
Продолжая цикл «Трехлетняя любовь», иммерсионная инсталляция «Цветочная одержимость» пересматривает истоки искусства Кусамы. «Однажды, взглянув на рисунок красных цветов на скатерти, я подняла глаза и увидела, что потолок, окна и колонны, казалось, окрашены тем же красным цветочным узором. Я видела всю комнату, все мое тело и всю вселенную, покрытую красными цветами, и в этот момент моя душа была уничтожена . Это была не иллюзия, а сама реальность». Посетителям предлагалось самим наносить красные цветы на стены и предметы. Распространение цветов постепенно увеличивалось, покрывая все больше поверхностей, превращая пространство в одну впечатляющую среду. Инсталляция Кусамы демонстрировалась во время NGV Triennial (2018) в австралийском Мельбурне.
Инсталляция Love is Calling, 2013
Инсталляция «Любовь зовет» включает в себя красочные надувные скульптуры в горошек, которые расположены на полу и потолке зеркальной комнаты. В комнате слышна Кусама, читающая стихотворение о любви, которое она написала на японском языке. Название этого стихотворения переводится как «Жизнь в замке Слез». Когда проект Кусамы впервые показали в 2013 году в галерее Дэвида Цвирнера в Челси, Love is Calling была частью выставки, которая привлекла тысячи зрителей: очередь, чтобы войти в бесконечную зеркальную комнату превышала четыре часа. У David Zwirner gallery эту работу приобрел Институт современного искусства в Бостоне (ICA Boston) и она стала крупнейшей инсталляцией художника, принадлежащей североамериканскому музею.
Источник