- Яёи Кусама: как превратить диагноз в мировую славу
- Записки на полях шизофрении: почему важно знать историю японской художницы Яёй Кусамы?
- Яёи Кусама в галерее Тейт Модерн. 5 интересных фактов о художнице
- Любовь навсегда: подлинная Кусама Яёи
- Тернистый путь к признанию
- Авангард для всех
- Пришествие музы. Процесс создания мистики
- Милый буйный мир Кусамы
Яёи Кусама: как превратить диагноз в мировую славу
Когда будущей художнице исполнилось 10 лет, у Яёи проявились первые симптомы психического заболевания: девочка стала видеть галлюцинации. Ее мир стал распадаться на разноцветные шарики. Она видела их повсюду, весь мир рассыпался, даже она сама превращалась в тысячи маленьких частиц. Горошины наполнили собой вселенную юной Яёи. Ей был поставлен диагноз — прогрессирующий синдром навязчивых состояний.
В шестнадцать лет Яёи оказалась в Америке с несколькими работами и твердым желанием больше никогда не возвращаться в Японию. Она рисовала навязчивые монохроматические картины, сняла фильм, создавала коллажи, мягкие скульптуры и инсталляции, ставила экспериментальные спектакли. Апогеем стало основание церкви и назначение себя верховной жрицей горошка. Во всем, что она делала, фигурировали галлюцинации гороха и эксцентричность, флер безумия и провокации.
Яёи организовывала перфомансы, часто с участием обнаженной натуры. Некоторые из акций имели явный политический подтекст. Так, художница выступала против войны во Вьетнаме: «Человеческое тело слишком красиво, чтобы быть убитым таким образом». За подобные акции Яёи постоянно попадала в полицию. Но интерес ко всему экстраординарному в США тех лет был так огромен, что однажды один из полицейских привёз художнице в участок торт, а девушка из соседней камеры попросила разрешения участвовать в перформансах Кусамы.
Кажутся забавными и одновременно угнетающими инсталляции из покрытых фаллическими символами предметов мебели, одежды, посуды. В историю вошла прогулка Яёи в декорированном фаллическими символами платье и шляпе, с зонтом, украшенным искусственными цветами. Свойственны ей были и другие фобии: страх еды, болезни и бесконечности Вселенной.
Страх перед бесконечностью мироздания прослеживается и в более поздних ошеломляющих инсталляциях, например, в «Бесконечной зеркальной комнате». Ни один фотоснимок не способен передать ощущения, возникающие в помещении, подсвеченном множеством мерцающих диодов, тысячекратно отраженных в зеркалах, расширяющих пространство до бесконечности. Яёи Кусаме удалось абсолютно невероятное — дать возможность зрителям видеть мир таким, каким он существует только в ее голове, почувствовать себя частицей Вселенной, абсолютно лишенной собственной физической оболочки и личностной идентичности, смешать понятия жизни и смерти, побывать за гранью сознания.
Интерес к творчеству художницы проявили и мировые модные бренды. Так, недавно был запущен совместный проект дома Louis Vuitton и Яёи Кусамы.
Впрочем, для художницы это не первое обращение к моде. Еще в 1960-х годах она создает Kusama Fashion Company в Нью-Йорке. Стоит отметить, что мода для нее — вовсе не одно из многочисленных хобби, а очередной способ маскировки и самоуничтожения.
Болезнь художницы формирует стиль ее самовыражения, нельзя не отдать должное и ее таланту привлекать к себе внимание, используя свой недуг и экзотическое восточное происхождение. Известность Яёи к началу 1970-х годов прошлого века можно сравнить только со славой Энди Уорхола. После первой же выставки критики сравнивают ее с «маэстро клякс» Джексоном Поллоком — всем известна своеобразная манера художницы рисовать, кружась вокруг расстеленного на полу холста. Однако больших денег Кусама так и не заработала, а в 1973 году и вовсе вернулась в Японию из США из-за проблем со здоровьем. Впоследствии художница вынуждена была лечь в психиатрическую клинику, и мир искусства надолго забыл про нее.
Однако в последние десятилетия интерес к творчеству художницы снова возрос. Самые известные галереи мира, такие как Tate Modern и Centre Pompidou, устраивали ее выставки. Яёи Кусама была признана одним из лидеров американского авангардного движения и прародителем минимализма. Она оказала огромное влияние на искусство после 1960-х, в том числе на Энди Уорхолла, Дэмиана Херста, Класа Ольденбурга.
Источник
Записки на полях шизофрении: почему важно знать историю японской художницы Яёй Кусамы?
22 марта одна из самых дорогих художниц современности празднует 90-летие. Рассказываем, почему еще вам стоит знать Яёй Кусаму
В 2015 году Центр современного искусства «Гараж» познакомил москвичей с миром японской художницы Яёй Кусамы, показав две ее инсталляции «Бесконечная зеркальная комната» и «Указатель в бесконечное пространство». Полукосмическое крапчатое пространство, созданное художницей, много лет страдающей от галлюцинаций, стало идеальным фоном для селфи и разошлось милионами копий в Instagram. Так вышло, что Кусама, чей творческий расцвет пришелся на 1960-е, обрела своего самого преданного зрителя именно в начале 21 века. И виной тому — не фотогеничные работы, так и напрашивающиеся в объектив, а удивительная судьба Яей. Ее перипетиям и посвящен фильм-портрет «Кусама. Бесконечные миры», созданный искусствоведом Хизер Ленц.
Психическое заболевание и его последствия, обращенные с помощью арт-терапии в шедевры современного искусства, за которые люди готовы платить миллионы — вот, что в первую очередь привлекало журналистов в истории Кусамы. Но мало кто пытался рассказать ее от начала и до конца — от детства Яёй в патриархальной Японии и психологической травмы, связанной с изменами отца, до побега в США, где она по-началу голодала, пытаясь пристроить свои работы на какую-либо мало-мальски достойную выставку, а потом стала одним из самых ярких художников 1960х. От позорного возвращения на родину, за которым последовало почти 20 лет забвения, до участия в 45-й Венецианской биеннале 1993 года, где Кусама представляла Японию, и масштабной ретроспективы в лондонской галерее Тейт в 2012м.
Источник
Яёи Кусама в галерее Тейт Модерн. 5 интересных фактов о художнице
Если в современном искусстве и царит матриархат, то во главе его однозначно стоит Яёи Кусама. Эту японскую художницу, известную своими яркими и галлюциногенными работами, сложно спутать с кем-то другим. У нее есть свой необычный взгляд на окружающий мир (преимущественно – в горошек, из-за психических расстройств, которыми страдает художница), свой авторский стиль и тысячи поклонников в разных странах, которые мечтают увидеть «бесконечные комнаты» Кусамы вживую.
В середине мая лондонская галерея Тейт Модерн открыла долгожданную выставку работ Яёи Кусамы под названием Infinity Rooms. Однако поклонники творчества японской художницы так изголодались по культурной жизни во время локдауна, что мгновенно раскупили билеты. Как результат – полный солд-аут на сайте музея до конца октября текущего года. Впечатляет, правда?
Предлагаем разобраться, почему выставка Яёи Кусамы вызвала такой ажиотаж среди лондонцев, и ближе познакомиться с ее творчеством. Вот 5 интересных фактов из биографии художницы.
Первый приступ галлюцинаций случился у художницы, когда ей было всего десять лет. Она сама вспоминала, как рассматривала скатерть в цветочек, и в какой-то момент ей показалось, что цветочки начали распространяться на все поверхности предметов в комнате, на окна и стены. Впоследствии это детское впечатление стало главным принципом и символом искусства Кусамы, по которому ее узнает весь мир.
«Моё искусство берёт своё начало в моих галлюцинациях, которые только я могу видеть. Я перевожу галлюцинации и навязчивые образы, которые досаждают мне, в картины и скульптуры. Все мои работы являются продуктами навязчивого невроза и, следовательно, неразрывно связаны с моей болезнью. Впрочем, я создаю что-то даже когда не вижу галлюцинаций,» – рассказывала художница в одном из интервью.
Карьера японской художницы начала постепенно развиваться в Америке, куда она перебралась без денег и связей. Большую популярность ей принесли провокационные перформансы (вроде обнаженного выступления на Бруклинском мосту) и знаменитый горошек, которым она покрывала свои работы. Однако в связи с резким ухудшением здоровья Кусама вернулась в Японию, где врачи обнаружили у неё диффузный зоб и миому матки.
После выздоровления художница стала арт-дилером и занялась продажей работ западных художников. Однако кризис фактически разрушил карьеру и здоровье японки. Тогда, в 1977 году, она переехала в психиатрическую клинику в Токио и продолжила заниматься искусством. Для этого она содержала студию рядом с больницей, где могла выставлять свои крупномасштабные инсталляции.
С детства Кусама была одержима горошком. Сначала она покрывала им рисунки, затем холсты, стены, предметы домашнего обихода и даже своих помощников. Затем, в 1965 году, ей пришла идея создания бесконечных зеркальных миров. Она стала продолжением гороховой одержимости, а еще – крупнейшим событием в мире современного искусства.
«Зеркало — это устройство, которое уничтожает все, включая меня и других,» — писала Кусама.
Яёи Кусама неоднократно меняла дизайн комнаты на последующих выставках и создала более двадцати зеркальных пространств, однако каждый раз их принцип оставался тем же — зрители приходили и растворялись в бесконечном психоделическом пространстве отражений. Неудивительно, что рядом со входом в комнаты висят таблички с предупреждением о том, что зрелище может быть опасным для людей, страдающих психическими расстройствами или эпилепсией.
Свои работы Кусама рассматривает как дневниковые записи. Охваченная очередной галлюцинацией, она садится за холст и начинает документировать то, что рисует ее воображение, часто завершая работу за один присест. Несмотря на яркие цвета, многие картины являются отражением ее глубоких переживаний и духовных терзаний. Например, работы «Дальний конец моей печали» или «Все о радости».
Тем не менее, ментальные расстройства не мешают художнице занимать высокие позиции в мире арт-рынка. Так, ее картина «Белый №28», написанная в 1960 году, была продана семь лет назад на аукционе Christie’s за 7 млн 109 тыс долларов, став одним из самых дорогостоящих произведений искусства, созданных женщиной-художницей. Кроме того, сотрудничать с ней мечтают многие известные бренды. Например, в 2012 году художница покрыла ярким горошком коллекцию для модного дома Louis Vuitton.
Музей Яёи Кусамы расположился в пятиэтажном здании, которое было спроектировано в 2014 году архитектурной студией Kume Sekkei. Интересно то, что художница лично заказала строение в токийском районе Синдзюку, но о планах открыть там музей стало известно только в 2017 году.
Все пять этажей музея посвящены творчеству художницы. На втором и третьем разместились залы с ее картинами, скульптурами и другими арт-объектами, на четвертом – экологические инсталляции. Кроме того, в здании музея есть архив с материалами Кусамы и читальные залы (а еще много горошка – и в лифте, и в залах, и даже в туалете).
Источник
Любовь навсегда: подлинная Кусама Яёи
Кусама Яёи KUSAMA Yayoi
Художница-авангардистка, писательница. Родилась в 1929 году в г. Мацумото, префектуре Нагано. С детских лет рисовала фантастические картины с сетчатыми узорами и узорами в горох. В 1957 году одна отправилась в Америку, где добилась признания как художницы-авангардистки. В 1973 году переместилась в Токио. В 1993 году прошла ее первая персональная выставка как представителя Японии в павильоне Японии на Венецианской биеннале. В период 1998-1999 годов в Нью-Йоркском музее современного искусства и других музеях прошли ретроспективные выставки ее творчества. В 2009 году художница начала работать над серией «Моя вечная душа». В 2011 году прошли ретроспективные выставки ее творчества в Галерее Тейт Модерн, в Центре Помпиду и др. В 2016 году награждена Орденом культуры. ©YAYOI KUSAMA
- English
- 日本語
- 简体字
- 繁體字
- Français
- Español
- العربية
- Русский
—>
Тернистый путь к признанию
В прошлом году Кусама Яёи получила Орден культуры – наивысшую награду, которой когда-либо удостаивались японские художники. Кусама Яёи родилась в городе Мацумото в префектуре Нагано в уважаемой семье. Уже в молодости ее считали талантливым художником. В Нью-Йоркский период она снискала славу серией работ с сетчатыми узорами. Начиная с 90-х годов на главных международных выставках и в музеях мира – на Венецианской биеннале, в Нью-Йоркском музее современного искусства, в Галерее Тейт Модерн в Лондоне, а этой весной в Новом государственном музее изобразительных искусств (Токио, Роппонги) – одна за другой проводились ее ретроспективные выставки. Если посмотреть на ее творчество с внешней, формальной стороны, то можно предположить, что талантливой художнице всегда благоприятствовал попутный ветер, но на самом деле жизнь далеко не всегда была к ней благосклонна. Кусама Яёи вынуждена была пройти героический тернистый путь: с детских лет она страдала от душевного заболевания, ей приходилось бороться с непониманием и предрассудками окружающих. Но, вероятно, мы можем сказать, что именно этот путь, полный испытаний, натолкнул художницу, которая искала в мире спасение любовью, на грандиозные творческие идеи, именно благодаря ему она сумела глубоко поразить людские сердца.
Серия «Моя вечная душа». «Куда идет невыносимая любовь» (2014)©YAYOI KUSAMA
Впервые я встретился (точнее увидел) Кусама Яёи после ее возвращения из США в 1976 году на выставке коллажей, которая проводилась в маленькой галерее на Гиндзе. Я помню, как она, крошечная, сидела на краешке стула в углу. Я был никому не известным юношей, а ее называли королевой хэппенингов, звездой Нью-Йоркских скандалов. Я так и ушел из галереи, не осмелившись подойти к ней. Должен сказать, что ее работы произвели на меня громадное впечатление. Глубина поэзии, заключенной в ее работах, вызывающая дрожь чувствительность, необычная фиксированность – все это мощным потоком увлекло меня.
Перед гигантским полотном с сетчатым узором (1961 г.) ©YAYOI KUSAMA
Затем, некоторое время спустя, я стал работать в художественном музее и как куратор не прекращал мечтать о том, чтобы этот не подчиняющийся законам талант вновь оценили в международном масштабе, и не как аутсайдера, а как центральную фигуру в развитии искусства послевоенного периода. Я чувствовал свое предназначение, как бы комично это ни выглядело со стороны. И в то время уже немало людей ценило ее уникальные особенности, но скорее их притягивал ее диковинный талант, ее инаковость.
К счастью, сейчас Кусама Яёи широко признается как великий, грандиозный художник. Думаю, это происходит потому, что ее работы не знают упадка. Более того, хотя ей уже больше 80 лет, она движется вперед так, будто встречает свой второй период золотого расцвета. Но, наверное, причина признания художницы еще и в том, что «Любовь навсегда» (ее посыл, который она несет на протяжении долгих лет) в эпоху усугубления идеологии нетерпимости приобретает большую значимость.
Комната бесконечных зеркал. Все о неиссякаемой любви к тыквам (2016) ©YAYOI KUSAMA
Авангард для всех
Однако, как уже упоминалось ранее, этот щедрый посыл любви глубоко связан со специфическими навязчивыми состояниями (обсессиями), которые охватывали художницу с детских лет. Ее часто преследовали галлюцинации, будто бы все пространство заполняется цветочным узором, в котором растворяется она сама. Узорчатые и точечные паттерны появляются уже в ее детских рисунках. Рисуя образы того, в отношении чего Кусама испытывала чувство страха, она тем самым освобождалась от груза на душе. Вероятно, таким образом инстинктивно она пришла к арт-терапии. Крупные полотна Нью-Йоркского периода художницы, одновременно «примитивные и сложные», где одна на другую накладывались бесчисленные сети, в зависимости от взгляда могли рассматриваться как порождение обсессивно-компульсионного расстройства, выражавшегося в фобии пространства, преследовавшей художницу с детских лет. Однако это равномерно заполненное пространство картины на самом деле ознаменовало переходный период Нью-Йоркской школы (*1) , движущейся от «активной живописи» с ее крайне динамичными мазками к аскетичному минимализму, а значит, Кусама была не простым отщепенцем, закрывшимся в своей скорлупе, а скорее необходимым воплощением диалектической механики, продвигавшей вперед историю.
В Нью-Йорке наряду с живописными полотнами Кусама создавала мягкие скульптуры: например, мебель и доски, покрытые подушками в форме пениса. Она использовала в своих работах предметы повседневной жизни в том виде, как они есть, что позволяло причислить эту серию работ к предвестникам поп-арта, но их заполнение буйными сексуальными образами не могло не оставлять впечатления о присущем ей обсессивно-компульсионном расстройстве.
Сад Нарцисса (1966 г.). На XXXIII Венецианской биеннале Кусама Яёи разложила на газоне 1500 зеркальных шаров. Критикуя коммерциализацию художественных кругов, она сделала перформанс, продавая шары зрителям. ©YAYOI KUSAMA
Мягкие скульптуры и Кусама (1963) ©YAYOI KUSAMA
Работы Кусамы несомненно являются актом, выражающим стремление освободиться от психологического гнета, но подлинное величие художницы – именно в том, что ее стремление может сублимироваться в одновременную молитву о собственном спасении и спасении мира. Это можно понять из антивоенных хэппенингов в Нью-Йорке: как бы обособленно ни выглядела Кусама, она не аутсайдер, отрезавший себя от общества, она представитель «авангарда для всех», который продолжает нести посыл любви.
Антивоенный хэппенинг. Хэппенинг в обнаженном виде на Бруклинском мосту со сжиганием американского флага (1968 г.). «Тело человека так красиво. Почему же его отправляют на войну и убивают? Как вы думаете, что лучше: война или свободная любовь?». Кусама выступает против войны, за мир и любовь, стремясь освободить людей от связывающих их сложившихся стереотипов. ©YAYOI KUSAMA
(*1) ^ Нью-Йоркская школа: неформальная группа поэтов, художников, танцоров, музыкантов, работавших в 1950-1960-х годах в Нью-Йорке.
Пришествие музы. Процесс создания мистики
Итак, Кусама Яёи, которой в марте исполняется 88 лет, занимается необыкновенно энергичной творческой деятельностью, обладая незаурядными способностями к концентрации. Особенности ее последних работ – отказ от присущего ей ранее равномерно заполненного пространства полотна, появление конкретных образов, смелые цветовые решения серии «Моя вечная душа» – составляют разительный контраст с монохромным миром ее картин с сетчатым узором. Более того, они заставляют задуматься о ее выдающихся способностях колориста. Кроме того, часто появляются личные образы: лица, в которых улавливается автопортретное сходство, шляпы, очки, чашки, сумочки и т. д.; также хотелось бы заметить, что в работах художницы возникают новые ощущения поп-арта, в том, как она работает кистью, объединяются методы рисунка и живописи.
Наблюдая за Кусамой в студии, я был поражен. В ее работе абсолютно нет места стадии проб и ошибок. Ей не нужны наброски и эскизы, она сразу, не сомневаясь ни секунды, приступает к работе над полотном и завершает ее. Можно сказать, что мы наблюдаем за мистическим процессом: движения руки художницы, на первый взгляд кажущиеся несколько произвольными, связаны с неизбежностью, которую следовало бы назвать провидением космоса.
Мой любимый желтый цвет. Из серии «Моя вечная душа». (2016) ©YAYOI KUSAMA
Я слышал, как в одном телевизионном интервью ей, стоящей перед чистым холстом, задали вопрос: «Что вы сейчас будете писать?», и она ответила: «Спросите у моей руки». В некотором смысле ее слова напоминали о сюрреалистическом автоматизме, но она отнюдь не собиралась полагаться на какую-либо случайность выражения. Действительно, Кусама приступала к работе без всяких предварительных идей, но в тот момент, когда кисть касалась холста, перед художницей возникал четкий образ, и рука начинала движение, не останавливаясь. Один за другим появлялись новые образы, поражавшие своей неожиданностью. И, наверное, не было того, кто бы в эту минуту не подумал: «Так снисходит муза»
Милый буйный мир Кусамы
Среди последних произведений Кусамы появляются работы, отражающие то наивный, местами юмористический мир детских рисунков, то иные миры духов. Эта амбивалентность видна и в скульптурных произведениях – например, в серии гигантских цветов: фантазии о садах Шангри-Ла сосуществуют с дьявольскими ощущениями, напоминающими о мясистых насекомоядных растениях. Сама Кусама говорит о том, что дьявол – ее враг и боевой друг, но, несомненно, в творческих глубинах ее таланта скрывается еще много загадок, которые непросто разгадать. А мы, вероятно, и далее будем продолжать очаровываться ее милым и буйным миром.
Цветы Шангри-Ла. (2000) 370 x 840 x 640 см Микстмедиа. Лес искусств Кирисима. Скульптуры на открытом воздухе ©YAYOI KUSAMA
<Информация о выставке >
Выставка «Кусама Яёи. Моя вечная душа» открыта с 22 февраля (среда) до 22 мая (понедельник) 2017 г.
Вебсайт выставки (на японском языке)
Место проведения:
Новый государственный музей изобразительных искусств. Планируемый зал 1Е (Токио, Роппонги)
Адрес: 〒106-8558 Tokyo-to Minato-ku Roppongi 7-22-2
Фотография к заголовку: Творческий процесс (©YAYOI KUSAMA)
(Статья на японском языке опубликована 16 февраля 2017 г.)
Источник