Аналитический отчет педагога-психолога за 2020-2021 учебный год
специалист в области арт-терапии
МБОУ «СШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов»
Радыгиной О.И. за 2020-2021 учебный год.
Основная цель в работе педагога-психолога на 2020 — 2021 учебный год — психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
В 2020-2021 учебном году решались следующие задачи:
1. Участие в реализации программы развития образовательного учреждения, участие в системе мониторинга образовательного учреждения, участие в инновационной и экспериментальной работе в образовательном учреждении.
2. Изучение и помощь в адаптации учащихся 1-х классов.
3. Психологическое сопровождение в рамках введения ФГОС в начальной школе.
4. Определение психологической готовности будущих первоклассников к школьному обучению.
5. Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания ребёнка с трудностями в обучении и поведении.
6. Работа с детьми из социально неблагополучных семей и оказание им психологической помощи и поддержки.
7. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия.
8. Применение информационных технологий в аналитической деятельности.
9. Продолжать содействовать повышению психологической грамотности всех участников образовательного процесса.
Психологическая деятельность осуществлялась по нескольким направлениям:
— исследовательское (диагностическое) направление;
Психологическая диагностика включала в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик.
Диагностика проводилась по плану работы педагога — психолога, запросам администрации, предварительному запросу учителей и родителей.
Цель диагностической работы — предъявление информации об индивидаульно-психических особенностях детей. Такая информация очень полезна тем, кто с ними работает – учителям и родителям.
В течение 2020-2021 учебного года применялись методики, с помощью которых оценивалось психологическое развитие детей во время обучения.
Проведение комплексной систематической психодиагностики позволяет оценивать эффективность учебно-воспитательной работы школы с точки зрения того, в какой мере она способствует продвижению детей вперед в своем психологическом развитии.
Полученные данные позволили построить дальнейшую работу:
— выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционно-развивающих занятиях;
— провести индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия;
— подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.
В «Исследовательском (диагностическом) направлении» проводились:
1. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий у первоклассников (ФГОС) – 135 человек. Цель исследования уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Результаты представлены в «Аналитической справке по результатам диагностики уровня сформированности УУД в 1 классах в условиях реализации ФГОС 2020-2021 учебном году».
2. Адаптация 1-ых классов – 138 человек. Цель исследования: выявление уровня школьной адаптации учащихся 1-х классов.
Результаты представлены в «Аналитической справке по общим результатам диагностики адаптации в 1-х классах в 2020-2021 учебном году».
С результатами психологической диагностики исследования адаптации учащихся первых классов, а так же по результатам исследования уровня сформированности УУД были ознакомлены учителя, родители и администрация школы.
По результатам психологической диагностики учителям психолог выдал рекомендации по работе с учащимися 1-х классов.
Для родителей первоклассников педагогом-психологом были разработаны рекомендации и памятки, а также проведены индивидуальные консультации.
3. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий учащихся 3-х классов (ФГОС) – 142 человека. Цель исследования уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Результаты представлены в «Аналитическом отчете по результатам мониторинга диагностики ФГОС учащихся 3-х классов МБОУ «СШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов» в 2020-2021 учебном году».
С результатами психологической диагностики исследования уровня сформированности УУД в 3-х классах были ознакомлены учителя, родители и администрация школы.
4. Психологическая диагностика сформированности универсальных учебных действий учащихся 4-х классов (ФГОС) – 141 человек. Цель исследования уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Результаты представлены в « Аналитическом отчете по результатам мониторинга диагностики ФГОС учащихся 4-х классов МБОУ «СШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов» в 2020-2021 учебном году ».
С результатами психологической диагностики исследования уровня сформированности УУД учащихся четвертых классов были ознакомлены учителя, родители и администрация школы.
5. Психологическая диагностика учащихся 4-х классов по готовности перехода в среднее звено школы — 117 человек. Цель диагностики: определить уровень соответствия развития детей возрастным нормам; выявить детей «группы риска»; предоставить рекомендации педагогам и родителям по оказанию помощи детям, имеющим трудности на этапе перехода в среднее звено школы.
Результаты представлены в «Аналитической справке по результатам диагностики учащихся 4 – х классов готовности перехода в среднее звено (2020-2021 учебный год)».
С результатами психологической диагностики исследования готовности учащихся четвертых классов к переходу в среднее звено школы были ознакомлены учителя, родители и администрация школы.
6. Индивидуальная психологическая диагностика будущих первоклассников – 17 человек. Цель исследования: определение уровня развития психических процессов детей (внимание, мышление, память), а также мотивацию готовности к школе. Итоги тестирования представлены в «Результатах психологической диагностики будущих первоклассников (2020-2021 учебного года, индивидуальное тестирование).
7. Психологическая диагностика учащихся, испытывающим трудности в школьной адаптации (детям «группы риска»). – 10 человек. Цель: продиагностировать индивидуальные особенности; мотивационную, познавательную и интеллектуальную сферы личности учащихся.
Психологическая диагностика проводилась в начале и в конце 2020-2021 учебного года.
С результатами психологической диагностики учащихся, испытывающим трудности в школьной адаптации (детям «группы риска») были ознакомлены учителя и родители.
Педагогом-психологом были разработаны рекомендации и памятки, а также проведены индивидуальные консультации с учителями и родителями.
5. Диагностика учащихся для представления в ПМПК – 1 человек. Цель: диагностика межличностных отношений детей в семье, индивидуальные особенности; мотивационную, познавательную и интеллектуальную сферы личности учащихся.
Вывод: Оценивая проведенную психодиагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у учащихся. В дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
Коррекционная и развивающая работа педагога-психолога.
По результатам психодиагностической деятельности, а также по запросам родителей и педагогов проводилась коррекционная и развивающая работа, как в индивидуальной, так и в групповой форме:
1. В течение учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации (детям «группы риска»). Трудности проявлялись у учащихся в поведении, обучении, межличностном общении и самочувствии детей. Было проведено 10 групповых занятий.
После проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися 1-х классов «группы риска» можно сделать вывод о том, что учащиеся привыкли к условиям обучения, учителям, одноклассникам, что свидетельствует об улучшении процесса адаптации.
При разработке этих занятий использовалась программа, разработанная педагогом-психологом Радыгиной О.И. «Психологическое сопровождение адаптации первоклассников к школе в условиях реализации ФГОС НОО».
Оказание помощи осуществлялось в форме групповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы по запросам родителей и педагогов.
2. В марте 2021 года был проведен классный час в 4-г классе по теме: «Что такое конфликты. Способы выхода из конфликтной ситуации». Цель: познакомить учащихся с понятием «конфликт», со способами выхода из конфликтной ситуации. Формирование конфликтной компетентности и способности толерантного поведения у учащихся 4-х классов.
3. Развитие познавательных процессов и психологических предпосылок для овладения учебной деятельностью: в течение 2020-2021 учебного года было проведено 5 групповых и 5 индивидуальных коррекционно — развивающих занятий по запросам педагогов и родителей.
4. В течение учебного года, по запросу родителей, были проведены занятия с учащимися начальной школы. Занятия были направлены на работу с агрессией, на работу со страхами. Было проведено 6 индивидуальных занятий.
5. Занятия на развитие самооценки, самостоятельности, познавательной активности и саморегуляции (способности к контролю, умение оценивать свои действия). Было проведено 7 индивидуальных занятий.
В ходе коррекционно-развивающих занятий были скорректированы нежелательные особенности психического развития учащихся. Эти занятия были направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, развитие саморегуляции), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере (агрессия и страхи), а также в сфере межличностного общения.
Занятия включали в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания, а также методы релаксации.
При разработке коррекционно-развивающих занятий использовались методические пособия и программы: «Познавая себя и окружающих» Савченко М.Ю., «Я учусь владеть собой» Слободяник Н.П., «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» Дереклеева Н.И и др.
Выявилась положительная динамика в развитии самооценки, саморегуляции, внимания, мышления и памяти у учащихся. В конце занятий были повторно проведены психологические диагностики на развитие самооценки, саморегуляции, агрессивности, памяти, внимания и мышления учащихся.
Выводы. Проведенную групповую и индивидуальную развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной.
Проведенная коррекционная работа с учащимися выявила некоторые недостатки в структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования коррекционного направления деятельности.
В «Консультационном направлении» проводились:
— консультации учителей по вопросам обучения и воспитания учащихся;
— консультации родителей по вопросам воспитания, эмоционального развития, обучения школьников, а также по вопросам готовности детей к школьному обучению;
— консультации учителей и родителей учащихся, у которых были выявлены проблемы и трудности в обучении;
— консультации учащихся и их родителей по вопросу межличностного общения в классном коллективе и в семье;
— консультации по результатам групповой психодиагностики.
В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.
В целом можно считать, что проведенная за 2020-2021 учебный год консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
Большинство индивидуальных консультаций за истекший период было отведено:
— трудностям адаптационного периода учащихся 1-х классов;
— конфликтным ситуациям в классном коллективе;
— семьям детей «группы риска».
Таким образом, была оказана психологическая помощь, ориентированная на индивидуальные особенности человека, его специфические возможности, а также оказана помощь обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Тематический анализ консультаций:
Межлич-ностные отношения в семье
Проблемы развития эмоционально-волевой сферы
Источник
Анализ работы педагога – психолога.
материал на тему
Работа психолога велась в соответствии с Законом об образовании и методическими рекомендациями профессиональной деятельности педагогов-психологов.
Цель работы: сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания определённых условий в образовательной среде школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы педагога – психолога.
Работа психолога велась в соответствии с Законом об образовании и методическими рекомендациями профессиональной деятельности педагогов-психологов.
Цель работы: сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания определённых условий в образовательной среде школы .
Исходя из этой цели, были определены следующие задачи:
— Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения.
— Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития.
— Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.
Данные задачи решались по направлениям:
Включает в себя оказание помощи обучающимся, их родителям, участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения
Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих
участников образовательного процесса и по приглашению психолога.
Организация и проведение психологического тренинга по формированию благоприятного психологического климата в учебном процессе.
Принимала участие в педагогических совещаниях среди педагогов, кл.руководителей и администрации школы.
Помимо этого проводились индивидуальные консультации для педагогов, родителей, учащихся, с целью определения проблемы, выхода на нее и способов ее решение.
Проводились беседы с родителями учащихся по профилактике дезадаптации в школьной среде, снижению уровня тревожности.
С целью профилактики суицидального поведения среди учащихся, были проведены занятия, игры, тренинги по формированию мотивационной сферы в реализации жизненных планов.
Были проведены индивидуальные беседы с учащимися группы «риска» и их родителями, с целью изменения актуальной сферы развития, дезадаптации в социальной и педагогической сфере. Создания благоприятного психологического климата между родителями и детьми. Заинтересованность детей во внеурочной организации своего свободного времени.
Диагностическая работа включала:
-проведение диагностического минимума, в первом классе с целью определения уровня готовности детей к школьному обучению (начало года);
-исследования психологической готовности адаптации учащихся 1-го класса.
-проведение профориентированного тестирования среди учащихся 8-11 классов, с целью помощи им в выборе будущей профессии;
-проведение диагностического исследования адаптации учащихся 5 го класса.
-диагностика психологической готовности учащихся 4 го класса к обучению в среднем звене.
— проведение тренингов по психологической готовности учащихся к сдаче ГИА 2014 (9,11 классы)
Итог этой работы: психологическая характеристика личности ученика,
позволяющих наметить и осуществить учебный маршрут, коррекционные
психологические мероприятия, рекомендации.
В результате проведенной за учебный год работы по психологическому сопровождению школы, большинство определенных на начало года задач, выполнено. Работа школьного психолога , позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, знать их возрастные и индивидуальные особенности и помогать на основе этого педагогическому коллективу школы, использовать средства и методы учебно-воспитательной работы с максимальной эффективностью.
В течение года принимала участие во всех совещаниях педагогического коллектива и административных.
Также принимала участие в МО
Но основное направление работы в этом году уделяла психологическому сопровождению ФГОС в начальных классах.
Основная деятельность ребёнка в школе — это учёба, поэтому посещение уроков и наблюдение за детьми в их основной деятельности даёт богатый материал для анализа.
Психолого-педагогический анализ учебных занятий проводился на основе наблюдений и протокольной записи, отражающей его ход.
Анализу подвергнуть следует:
-Тип и структура урока
-Реализация принципов обучения
-Учёт психологических особенностей учеников при подготовке к занятию
-Психологические аспекты формирования направленности личности, её социализации и социальной зрелости
— Активизация познавательной деятельности учащихся
-Деятельности и личность учащихся на занятии УУД
-Регулятивные универсальные учебные действия
— Логические универсальные действия
-Коммуникативные универсальные действия.
В анализе посещённых занятий по ФГОС можно сделать следующие выводы:
Учителя Цеева Р.З., Дачева М.З., Хакуринова С. М., Хамерзокова С.Р., умеют доступно объяснить материал, заинтересовать изучаемой темой, На занятиях высокая требовательность поддержание дисциплины , вовлечение учащихся в активную работу прослеживается чётко. Особый такт вежливости в общении, создание благоприятной психологической атмосферы на занятии с помощью коммуникативных средств(побуждение, одобрение).
Эти учителя показали знание предметов, разносторонность, умение показать практическую значимость изучаемого материала.
Осуществлялось постановка учебных задач на каждом этапе ,сочетались разные формы работы(индивидуальная, групповая, классная, исследовательская) и чередование разных видов деятельности учащимихся. Чётко прослеживалась связь урока с предыдущими уроками, занятия были оснащены наглядными пособия и техническими средствами. Содержание урока соответствовало задачам урока.
В данных классах сложились доброжелательные взаимоотношения , что является результатом плодотворной работой учителей. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного напряжения, проводятся физминутки после каждой фазы умственного утомления.
Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, проводится эмоциональная разгрузка. Ведётся строгий контроль за соблюдением учащимися правильной осанки. Физкультминутки проводятся, учитывая специфику урока, зачастую с музыкальным сопровождением.
Учителям Кардановой Р.А., Меретуковой А.Р., более с трудом даётся резко перестроить свою работу и модернизировать её.
Для успешной работы, данным учителям желательно использовать следующие рекомендации;
-Использовать наглядный материал, так как мышление у детей начальных классов наглядно-образное
-Включать в процесс игровые моменты
-Чётко распределять время
-Проводить работу по снятию у обучающихся возбудимости и тревожности
-Научить детей выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения «я думаю так…. я считаю что …..»
На ряду с посещением уроков проводилось анкетирование родителей, тестирование детей.
1.Большинство родителей считают необходим переход на ФГОС НОО.
2.Все родители считают необходимым переход на дополнительное образование в виде кружков
3.В основном родители могут сформулировать отличия ФГОС от ГОС
4.Основными направлениями развития личности своего ребёнка считают приоритетным:
Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала.
Методика «Рукавички» Г.А Цукермана .
Цель исследования; изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.
В первых и втором классах выявлено -35 учеников с высоким уровнем . Эти дети могут прети к согласию, сравнивать способы действия, координировать. Следят за реализацией приятного замысла.
Со средним уровнем — 6 учеников. Эти дети при совместной работе имеют частичное сходство, но имеются различия, следят за реализацией приятного
С низким уровнем – 2 ученика. Эти дети не умеют не с кем договориться, нет умения общаться, выражать свои мысли и действия.
Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г Лускановой , даёт возможность определить уровень школьной мотивации детей. Наличие у ребёнка стремления выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей ,побуждает его проявлять активность. При низком уровне мотивации наблюдается снижение успеваемости.
С высоким уровнем мотивации-38 учеников. Эти дети отличаются высоким наличием познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Очень чётко следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны.
Хорошая школьная мотивация у – 9 учеников . Такие дети успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень является средней нормой.
С низким уровнем школьной мотивации — 5 учеников. Такие дети школу посещают не охотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играют.
С негативным отношением к школе, школьная дезадаптация – 4 ученика. Эти дети, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями.
При проведении фронтального, письменного опроса целью которого являлось выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля выявлено:
С высоким уровнем- ученика
Со средним уровнем- ученика
С низким уровнем- ученика.
В пед.коллективе изучаются, накопляются и внедряются в практику методики, технологии и средства, соответствующие требованиям ФГОС. Объединены усилия родителей, учителей.
Организация такого учебного процесса оказалась востребованной и учителям и, и родителями, и детьми.
По результатам проделанной работы были определены дети нуждающиеся в индивидуальных занятиях и составлена программа работы « Развитие познавательных процессов у первоклассников»
В настоящее время стараюсь почерпнуть для себя как можно больше информации для работы с детьми нашей школы. Изучаю большое количество учебной литературы, провожу доверительные беседы с ребятами, психологическое консультирование, диагностику с последующей коррекционной работой. Занятия подразделяются на групповые и индивидуальные, по 20-30 минут. Курс призван дать ребенку правильное, многогранное, полифункциональное представление об окружающей действительности, оптимизирует его психическое развитие и способствует более эффективной социализации в обществе.
Мной ведутся необходимые журналы психолога – перспективный план работы педагога психолога ОУ; журнал консультации психолога; журнал учета групповых форм работы; журнал учета индивидуальных занятий; журнал учета индивидуальных и групповых диагностических исследований;
В конце учебного года в школу было зачислено 10 дети из приёмных семей.
1.Пшибиев Казбек Сергеевич.
2.Бадзеев Анзор Артурович.
3.Кобалоев Артур Асланович.
4.Крахмалёв Анатолий Валерьевич.
5.Редченко Александр Александрович.
6.Кашева Венера Назировна.
7.Кашев Кантемир Назирович.
8.Кашев Астемир Назирович.
9.Кашева Динара Назировна.
10.Кашева Инесса Назировна.
С этими детьми вела индивидуальную беседу. Затем познакомила со школой, и классами, в которых они будут обучаться. Составила программу работы с приёмными детьми «Развитие коммуникативных навыков у приёмных детей».
Мною также велась работа по программе «Профилактика и коррекция нарушения поведения и эмоции у учащихся группы риска». На конец учебного года по школе 14 детей группы риска.
Статистический отчет за 2013-2014 учебный год.
Число индивидуальных консультаций:
Количество групповых консультаций:
Количество групповых занятий -34.
Количество индивидуальных занятий -68.
Количество групповых обследований -12.
Количество индивидуальных обследований -83.
Количество детей охваченных психологической помощью – 71.
Количество детей нуждающихся в психологической помощи- 71.
Темы выступлений на МО.
- «Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями».
- 1. «Особенности успешной адаптации ребёнка при переходе из начальной ступени на основную ступень образования».
Коррекционно- развивающие программы.
1. «Развитие познавательных процессов у первоклассников»
2. «Развитие коммуникативных навыков у приёмных детей»
3. «Профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоции у учащихся группы риска».
Темы проведённых родительских собраний.
- «Психологическая готовность обучения в 10 классе»
- «Адаптация ребёнка при переходе из начальной ступени на основную ступень образования».
- «Психологические особенности поведения старшеклассника».
- «Как пережить подростковый кризис 8 класс».
- «Особенности психологической адаптации первоклассников».
Перспективы развития на 2014-2015учебный год:
— усовершенствовать коррекционно- развивающее направление работы;
— организовать психолого-педагогическое сопровождение первоклассников и второклассников с учетом введения ФГОС в начальной школе.
— дополнить тематику выступлений на родительских собраниях.
Источник