- Оценка результатов деятельности
- Описываем результаты работы: 10 реальных примеров из резюме
- Как правильно отразить достижения:
- BOSSHUNT
- Содержание:
- Часть I. Как отвечать на вопросы про результаты и достижения
- Часть II. Примеры ответов на вопросы про результаты и достижения
- Часть I. Как отвечать на вопросы про результаты и достижения
- Узнаете, научитесь, сможете
- Перформеры vs Делатели
- Как проверяют кандидатов на ориентированность на результат
- Что такое KPI?
- Список вопросов про результаты и достижения
- Топ-ошибки кандидатов: что делать нельзя?
- Как выбрать результаты и достижения под вакансию
- Что такое STAR? Детектор лжи для кандидата
- Лайфхаки
- Полезные ресурсы
Оценка результатов деятельности
Следующим шагом после того, как работник адаптировался в коллективе и получил необходимую подготовку для эффективного выполнения своей работы, будет определение степени эффективности его труда. В этом заключается цель оценки результатов деятельности, которую можно представить себе как продолжение функции контроля. Как вы должны помнить, процесс контроля предусматривает учреждение стандартов и измерение результатов для определения отклонения от установленных норм и при необходимости принятие корректирующих мер. Аналогичным образом, оценка результатов деятельности требует, чтобы руководители собирали информацию о том, насколько эффективно каждый работник выполняет делегированные ему обязанности. Сообщая эти сведения своим подчиненным, руководитель информирует их о том, как хорошо они справляются со своей работой и дает им возможность исправить свое поведение, если оно не соответствует принятому. Вместе с тем, оценка результатов деятельности позволяет руководству определить наиболее выдающихся работников и реально поднять уровень их достижений, переводя их на более привлекательные должности.
В основном, оценка результатов деятельности служит трем целям: административной, информационной и мотивационной.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ: ПОВЫШЕНИЕ ПО СЛУЖБЕ, ПОНИЖЕНИЕ, ПЕРЕВОД, ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА. Каждая организация должна выполнять оценку труда своего персонала для принятия административных решений о повышении, переводе и прекращении трудового договора. Продвижение по службе помогает организации, поскольку позволяет ей заполнять вакансии служащими, которые уже проявили свои способности. Оно помогает и служащим, поскольку удовлетворяет их стремление к успеху, достижениям и самоуважению. Продвижение по службе — отличный способ признания выдающегося исполнения работы. Однако при принятии решений о продвижении по службе руководство должно повышать только тех, кто имеет способности для эффективного исполнения обязанностей на новой должности. К сожалению, иногда повышают тех работников, которые хорошо исполняют свои нынешние обязанности, но не располагают потенциалом для эффективной работы в новой должности. Очень многие отделы сбыта впадали в ошибку, выдвигая отличного продавца на должность заведующего. В результате они теряли хорошего продавца и приобретали посредственного заведующего.
Перевод можно использовать, чтобы расширить опыт работника, а также в тех случаях, когда руководство считает, что он или она будут работать более эффективно на другой должности. Иногда перевод используется и в тех случаях, когда человек работает неудовлетворительно, но в связи с его большим стажем или прошлыми заслугами руководство считает, что прекращение трудового договора с ним было бы неэтичным. В такой ситуации перевод представляет собой понижение в должности, и бедняга оказывается на такой должности, где он или она еще могут приносить какую-то пользу, но не будут блокировать карьеру способному молодому работнику или фактически препятствовать реализации целей организации.
В тех случаях, когда работнику сообщили оценку результатов его труда и предоставили достаточные возможности для ее улучшения, но работник не хочет или не может работать по стандартам организации, трудовой договор с ним должен быть расторгнут во имя реализации целей организации. Какова бы ни была административная ситуация, ясно, что без эффективного метода оценки результатов деятельности невозможно принять обоснованное решение.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ. Оценка результатов деятельности нужна и для того, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их работы. При должной постановке этого дела работник узнает не только достаточно ли хорошо он или она работает, но и что конкретно является его силой или слабостью и в каком направлении он может совершенствоваться.
МОТИВАЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ. Оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, администрация может должным образом вознаградить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности. Систематическое положительное подкрепление поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению и в будущем. Как вы могли уже понять, информационные, административные и мотивационные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т.е. информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В одном исследовании было установлено, что более 90% компаний имеют ту или иную систему оценки результатов трудовой деятельности. Однако эффективность системы оценки определяется несколькими факторами. Для начала отметим, что наиболее часто работа подчиненного оценивается его непосредственным вышестоящим начальником. Поэтому он должен обладать способностью точно оценивать работу, не основывая свою оценку на личном отношении к подчиненному. Он должен также уметь довести эту оценку до подчиненного. Это может оказаться довольно трудным делом, когда работа плохая, особенно, если начальник никогда не проходил подготовки по технике общения. Из-за этих потенциальных проблем руководители могут выступать против формальных систем оценки результатов деятельности подчиненных.
Интенсивные исследования оценки результатов работы на фирме «Дженерал Электрик» привели к ряду важных выводов. Один из них заключается в том, что критика не является эффективным способом информирования подчиненных о недостатках в их работе. Критика часто вызывает защитную реакцию поведения. Подчиненный в этом случае более озабочен тем, чтобы защитить себя, а не сутью проблемы и не способами улучшения работы. Как писала одна группа авторов, «для достижения полезной оценки, нужно, чтобы работники были бы готовы к взаимному общению и хотели бы обсудить свою работу, не занимая оборонительную позицию». Для этого необходимо, чтобы руководитель создал спокойную, без каких-либо угроз обстановку, в которой его подчиненные могли открыто обсудить свои проблемы, связанные с результатами деятельности.
Руководитель должен четко понимать различие между критикой и оценкой работы. Критика представляет собой общение в одном направлении. Для эффективной информации и должной обратной связи руководитель должен разрешить двустороннюю конструктивную дискуссию по конкретным вопросам улучшения работы. Так, например, вместо того, чтобы сказать: «Последние два месяца ты работал отвратительно», можно сказать: «Джон, наша норма на отходы составляет 2% от используемого материала. В последний месяц у тебя отходы составили 5%. Как ты думаешь, почему это случилось?». Обратите внимание, что такая формулировка позволяет руководству определить, лежит ли причина в плохой работе данного работника или тут сказалось действие каких-то других факторов.
Второй вывод исследования «Дженерал Электрик» заключается в том, что метод выдачи подчиненным раз или два раза в год информации с оценкой их работы
Таблица 19.1. Расплывчатые и четкие формулировки целей при оценке работы
Расплывчатые формулировки целей | Четкие по результатам поведенческие цели |
Продемонстрировать удовлетворительную способность к выполнению работы и выполнить ее по требуемым стандартам | Работать на прессе, выпуская 120 годных изделий в час. Брак не должен превышать 1 дефектного изделия в час |
Выработать положительное отношение к работе, показать себя надежным работником | Доказать свое желание работать и в этих целях не допускать отсутствия на рабочем месте, за исключением уважительных причин и дней, оговоренных в коллективном договоре. Прибывать на рабочее место по звонку к началу смены |
Научиться эффективному общению с подчиненными | Уведомлять начальников отделов письменно обо всех изменениях в бюджетах не позже, чем через день после поступления такого уведомления на ваш рабочий стол |
Источник Craig Schneier, «Content Validity: The Necessity of a Behavital Job Description», Personnel Administrator, Febr. 1976.
неэффективен. Ежегодно необходимо планировать проведение одной или двух официальных сессий по оценке результатов деятельности. Вместе с тем оценку необходимо выдавать всегда, когда это необходимо, ежедневно или так часто, как этого требует ситуация. Если подчиненный работает по новому краткосрочному проекту, то его работу нужно оценивать два или три раза в месяц. Если подчиненный не уверен в своих способностях, руководитель может обсуждать его успехи с ним раз в несколько дней, чтобы воспитать в нем уверенность в себе. С опытными, уверенными и проверенными работниками руководитель может беседовать по мере необходимости для поддержания контроля над ними.
Третий вывод исследования «Дженерал Электрик» заключался в том, что не следует обсуждать вопрос об оценке результатов деятельности и зарплате одновременно. Силу и слабость подчиненного лучше обсуждать на отдельных встречах с ним, а не вместе с административными мерами, касающимися зарплаты.
Дуглас МакГрегор настоятельно выступает в пользу оценки трудовой деятельности, ориентированной на результаты труда. Он утверждает, что традиционные оценки не являются адекватными, поскольку они сфокусированы на основных чертах характера, таких как инициатива, способность срабатываться с коллективом, надежность, отношения с людьми. Это вынуждает руководителя быть пристрастным, а не объективным. Вместе с тем, если подчиненному говорят, что у него плохие отношения в коллективе, то это несет очень мало информации о том, что же он или она делают не так как надо и что же надо делать иначе. Вместо этого, утверждает МакГрегор, руководитель и подчиненный вместе должны определить согласованные цели, которые будут использованы как стандарт для будущих оценок. Когда конкретные цели установить невозможно, руководитель должен выдать подчиненному информацию, в которой описывалось бы его желательное поведение, а не свойства характера или расплывчатые производственные цели. Пример такого рода приведен в таблице 19.1.
Как мы уже вкратце отмечали, для достижения максимальной точности оценки результатов трудовой деятельности желательно, чтобы собеседование носило двусторонний характер. Работник должен иметь возможность свободно обсуждать, почему его или ее работа не соответствует стандарту, что могло послужить причиной этого и что будет предпринято для исправления положения.
И, наконец, руководитель должен пытаться воспринимать работу подчиненных как можно более объективно.
Когда, например, руководителя просят дать оценку своим подчиненным по каким-то свойствам их характера (надежность, отношения с людьми и т.д.), то в рейтингах проявляется эффект «ореола», т.е. какое-то лицо получает одни и те же оценки по всем свойствам характера, хотя какие-то черты у него ярче выражены, а какие-то нет.
Было также отмечено, что одни руководители имеют тенденцию давать всем высокие оценки, другие же, наоборот, — низкие, что еще больше снижает точность и полезность оценок работы.
Источник
Описываем результаты работы: 10 реальных примеров из резюме
Почему описание достижений и результативности важно?
- Рынок труда сегодня не в пользу соискателя: хороших вакансий мало, а компетентных кандидатов в разы больше. Именно результаты работы и достижения помогают выделиться из общего потока.
- В большинстве компаний работники решают одни и те же задачи. Следовательно, у разных кандидатов в резюме описание обязанностей почти не отличается. Индивидуальность резюме придают именно разные результаты работы.
- Определить уровень компетентности конкретного кандидата на этапе просмотра резюме можно только по описанию его работы. И достижения здесь — лучшее доказательство.
Как правильно отразить достижения:
- вспоминаем KPI (для каждой позиции они индивидуальны) или поставленные задачи;
- описываем в активных глаголах: внедрил, разработал, инициировал;
- делаем логическую связь между нашими действиями и результатами: внедрил — это позволило;
- используем цифры, желательно в сравнении: было — стало.
Давайте разберем на примерах для должностей с часто встречаемыми KPI.
№ | должность | Ключевые KPI | Примеры достижений |
---|---|---|---|
1 | Менеджер по продажам | Объем продаж | Развил с нуля оптовый канал продаж, что позволило увеличить объем продаж на 40%. |
Активная клиентская база | Увеличил количество активных клиентов с 400 до 600 за счет четкой организации работы команды. | ||
Дебиторская задолженность | Снизил процент просроченной дебиторской задолженности с 800 до 150 тыс. рублей за счет проведения успешных переговоров с клиентами. | ||
2 | Директор магазина | Товарооборот | Обеспечил рост товарооборота на 20% за счет внедрения стандартов мерчандайзинга и управления ассортиментом. |
Процент потерь | Сократил процент потерь с 4 до 1,5% от товарооборота за счет оптимизации системы заказов. | ||
3 | Руководитель отдела логистики | Сокращение операционных затрат | Склад: инициировал доработку программного обеспечения, минимизировав технологические операции, что привело к увеличению скорости подбора с 65 до 95 строк в час. |
Транспорт: разработал логистическую схему доставки грузов из Санкт-Петербурга в регионы, что позволило сократить расходы на наемный транспорт на 30% и максимально загрузить собственный автопарк. | |||
Повышение эффективности бизнес-процессов (обычно конкретная задача) | Внедрил новую систему проведения инвентаризации на основе автоматического отчета, что позволило сократить сроки проведения инвентаризации в 2 раза и добиться нулевого процента расхождений. | ||
4 | Менеджер по маркетингу | Продвижение в социальных сетях | Благодаря грамотному размещению информации в социальных сетях «В контакте» и «Фейсбук» удалось увеличить численность групп со 100 до 1600 чел. за 4 месяца. |
Разработка мероприятий по стимулированию продаж | Разработала и реализовала акцию по стимулированию продаж партнеров, что привело к увеличению объема продаж канала на 20%. | ||
Эффективность рекламных кампаний | Внедрила оценку ROI рекламных кампаний, что привело к снижению стоимости входящего обращения клиента на 30% и снижению стоимости привлечения нового клиента на 9%. |
Примеры достижений для должностей, где сложно оцифровать результаты работы.
Источник
BOSSHUNT
Вы не уверены в том, правильно ли вы отвечаете на вопросы про результаты и достижения? У вас нет значимых достижений? В вашей компании вообще нет системы KPI? Come on, cheer up! Не вешайте нос! Не унывайте – все решаемо.
Используйте советы и примеры ответов в новой серии статей «Подготовка к собеседованию». Вы сможете самостоятельно составить ответы на вопросы про результаты и достижения и показать себя перформером на собеседовании.
Также этот блок статей будет полезен сотрудникам, которым предстоит пройти ассессмент-центр или интервью середины и конца года на текущей работе.
Содержание:
Часть I. Как отвечать на вопросы про результаты и достижения
- Узнаете, научитесь, сможете
- Перформеры vs Делатели
- Как проверяют на ориентированность на результат
- Что такое KPI?
- Достижения vs Результаты
- Список вопросов про результаты и достижения
- Топ-ошибки кандидатов: что делать нельзя?
- Как выбрать результаты и достижения под вакансию
- Что такое STAR? Детектор лжи для кандидата
- Лайфхаки
- Полезные ресурсы
Часть II. Примеры ответов на вопросы про результаты и достижения
- Примеры ответов для кандидатов без опыта работы
- Примеры ответов для кандидатов с опытом работы по позициям:
• Ведущий аудитор
• HR-менеджер
• Бизнес-аналитик
• ИТ-директор
• Руководитель техподдержки
• Управляющий банком
• Руководитель проектов по оптимизации бизнес-процессов
• Младший бренд-менеджер
• Бренд-менеджер
• Продакт-менеджер
• Категорийный менеджер
• Директор по закупкам
• Финансовый директор
• Директор юридического департамента
• Директор по правовым вопросам
• Старший юрист
• Директор по продажам
• Руководитель розничной сети
• Национальный менеджер по продажам
• Региональный менеджер по продажам
• GKAM (Group Key Account Manager)
• КАМ(Group Key Account Manager)
• Пресейл-менеджер
• Менеджер по продажам
Часть I. Как отвечать на вопросы про результаты и достижения
Узнаете, научитесь, сможете
Узнаете:
• Как оценивают кандидатов на собеседовании. Что из опыта кандидатов представляет особую ценность для работодателя?
• Почему задают вопросы про результаты и достижения?
• Какие вопросы задают кандидатам, чтобы определить наличие компетенции: ориентированность на результат?
• Чем отличаются достижения от результатов?
• Как выбрать ключевые результаты и как из результатов выбрать достижения.
• Что такое KPI?
• Что такое STAR? Какие дополнительные вопросы по STAR могут задать и как подготовить на них ответы?
Научитесь:
• Оценивать свой профессиональный опыт с точки зрения работодателя.
• Составлять примеры по ключевым показателям эффективности по технике STAR.
Сможете:
• Подготовить примеры результатов и достижений.
• Показать себя кандидатом-перформером на собеседовании.
Перформеры vs Делатели
Эффективность на рабочем месте является одним из ключевых критериев оценки сотрудника. Как известно, главная цель бизнеса — получение прибыли. Чтобы получать б0льшую прибыль коммерческим компаниям нужны сотрудники, ориентированные на результат. Поэтому при отборе отдают предпочтение не кандидатам-делателям, а кандидатам-перформерам.
Кто такие перформеры?
Перформеры (от англ. performer – исполнитель) — это сотрудники, которые обеспечивают наилучшие результаты, доводят до конца идеи и берут полную ответственность за результаты своей работы. Они знают, куда идти и что делать, и именно перформеры на самом деле толкают компанию вперед.
Кто такие делатели?
Делатели – это сотрудники, которые большую часть своего рабочего времени создают имитацию бурной деятельности. Конечно, в какой-то степени они желают помогать, тем не менее их вклад не сильно влияет на общий результат. Возможно, у многих из них даже есть огромное желание учиться и совершенствоваться. Поэтому при правильном руководстве и обучении в будущем они могут стать перформерами. Но, не сейчас. А работодателям нужны готовые перформеры уже сегодня. Будущий работодатель ждет от сотрудников не предложений по улучшению работы, а действий с реальными результатами, которые позволят исправить или улучшить текущую ситуацию в компании.
Если вы не из тех, кто работал на результат, это не означает, что вы не сможете показать себя перформером на собеседовании. Следовать общепринятому принципу офисных манагеров — «вспотел — покажись начальству» можно не только на работе, но и на собеседовании. С той лишь разницей, что нужно не показать, а рассказать. Рассказать о том, как вы не «жалея живота своего» трудились на благо компании. Даже если вы из числа тех, кто большую часть рабочего времени создавал имитацию активной деятельности, то создать образ перформера на собеседовании вам также под силу.
Чаще всего, как раз настоящие перформеры не могут продемонстрировать работодателю свои преимущества и выгоды. Они не привыкли рассказывать о своих достижениях, и многим из них достаточно сложно себя хвалить перед другими людьми. У делателей это получается намного лучше. На то они и делатели. Тем не менее и тем и другим нужна помощь. Если вы знаете, какие вопросы вам могут задать и как на них нужно отвечать, вы сможете показать себя кандидатом, ориентированным на результат.
Давайте узнаем, как оценивают на собеседовании главную компетенцию: ориентированность на результат.
Как проверяют кандидатов на ориентированность на результат
Догадаетесь для чего, тогда и поймете, как надо ответить.
Ориентированность на результат — это набор знаний, умений и навыков, которые показывают, способен ли сотрудник выполнять большой объем работы и достигать при этом поставленных целей в короткие сроки. Ориентацию на результат оценивают по 2-м показателям: качество работы и количество работы.
Примеры результатов кандидата – основной фактор оценки того, насколько высока или низка вероятность, что кандидат успешно справится с новой должностью. Эти два показателя результативности (качество и количество) имеют критически важное значение для успеха в любой должности. Остальные компетенции не будут иметь веса при отборе, если кандидат не показывает высокие результаты по первым двум. Какое будет иметь значение, что у него сильные навыки коммуникации, если он не способен добиваться результатов?
Поэтому нам важно знать, что хочет выяснить интервьюер, задавая вопросы про результаты и достижения. Как и у любого другого вопроса на собеседовании, у таких вопросов также есть свои цели и задачи.
Во-первых, работодатели ищут кандидатов с релевантным опытом работы. Что это означает? Кандидат имеет релевантный опыт работы, если выполнял задачи, схожие с задачами вакансии, на которую он претендует. Если контекст предыдущей работы (обязанности, задачи) во многом схож с контекстом вакансии, то такой кандидат скорее всего будет соответствовать требованиям этой вакансии.
Во-вторых, интервьюер хочет понять, добивался ли тот или иной кандидат результатов, схожих с теми, которые хотелось бы видеть его руководителю. Поэтому при оценке кандидатов также обращают внимание на результаты работы. Основная цель – проверить, как кандидат оценивает свою работу и насколько его результаты в предыдущих компаниях могут быть полезны для выполнения задач на новой позиции. Т. е. насколько то, о чем кандидат будет рассказывать может быть использовано или применимо в новой компании.
Если большая часть результатов не будет соотноситься с областью задач, то и предыдущий опыт не будет востребован на этой позиции. А значит, можно легко определить, насколько тот или иной кандидат подходит для данной вакансии. Например, когда оценивают кандидата, имеющего релевантный опыт работы в сфере розничной торговли на позиции менеджера по продажам, опытные интервьюеры знают, как различить на собеседовании перформера от делателя. Для этого кандидату достаточно задать три группы вопросов:
- За что вы отвечали? Какие у вас были KPIs? Как оценивали вашу работу?
- Назовите 3 главных результата на последнем месте работы? За последние 3 года?
- Чем вы гордитесь больше всего? Ваше самое большое достижение?
Если менеджер по продажам ориентирован на результат, то он подробно расскажет, за что он отвечал и как оценивали его работу. Объем продаж, средний чек, АКБ, коэффициент дебиторской задолженности – вот главные KPI, которые должен озвучить на собеседовании кандидат-перформер. Однако, если в ответе соискатель пытается оправдать отсутствие KPI тем, что в компании такой системы не было, — это означает, что результаты его работы никогда не подвергались количественной оценке, и вероятнее всего, что он не сможет достичь желаемого результата.
Это говорит интервьюеру о том, что риск неудачи в выборе такого кандидата намного выше, потому что он никогда не работал в схожих условиях. Поэтому в краткосрочной перспективе, ожидаемая выгода от найма такого кандидата, который никогда отвечал за конкретные показатели эффективности и не подвергался жесткому контролю, намного ниже, чем от найма кандидата, который работал в таких же условиях и уже знаком с подобными требованиями оценки по системе KPI.
Чтобы сразу отсеивать таких кандидатов, менеджеры по персоналу используют серию прямых вопросов:
- За что вы отвечали?
- Какие у вас были KPI?
- Как оценивали вашу работу?
И затем просят привести примеры ключевых результатов и рассказать о своих достижениях. Если кандидат говорит, что его работу никто никогда не оценивал, или дает неопределенные расплывчатые ответы, без показателей и деталей, то он – типичный делатель. Если кандидат четко и ясно может обозначить зону своей ответственности, рассказать о системе KPI и привести конкретные примеры результатов и достижений, то он – перформер.
Что такое KPI?
KPI (Key Performance Indicators) — ключевые показатели эффективности.
В зависимости от сферы и уровня позиции сотрудники в компании отвечают за те или иные KPI. Например, для коммерческого или исполнительного директора одним из ключевых показателей эффективности может быть EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) — прибыль до амортизации, налогов и процентов по займам. EBITDA показывает чистую операционную эффективность бизнеса компании, вне зависимости от стоимостью заёмного финансирования и системы налогообложения. Также значимым KPI для этих позиций является маржинальный доход — доход, полученный от реализации после возмещения переменных затрат.
Правильный выбор KPI имеет значение. Самое важное — установить связи между прошлым опытом и будущим. Так как результаты должны отражать основные KPI с учетом позиции, на которую вы претендуете в настоящее время и соответствовать задачам на новой работе. Будущему работодателю не интересно знать о ваших достижениях в то время, когда вы работали в банке финансовым контролером, если в настоящее время вы ищите работу финансовым директором.
Напомню, что самый актуальный опыт для оценки работодателем — последние 3-7 лет. Поэтому обратите внимание на ваши самые последние достижения – на вашей нынешней должности или на месте работы, которое было перед этим. Но убедитесь, что они имеют отношение к должности, на которую вы претендуете в настоящее время.
Лайфхак: Добавьте результаты и достижения в резюме
Содержание резюме также должно быть ориентировано на результаты, а не на описание обязанностей. Если резюме не содержит раздел «Ключевые результаты», то вам могут задать вопрос на собеседовании: Почему вы не добавили достижения в свое резюме? «Я не знал…» или «Я не посчитал это нужным…». Если честно, я не знаю ни одного уместного и подходящего ответа на такой вопрос. Наличие в резюме отдельного блока: «Ключевые результаты» или «Достижения» поможет вам избежать неудобных вопросов в дальнейшем.
Как правильно выбрать и составить примеры узнайте в статье: Примеры достижений и результатов в резюме.
N! B! Почему это важно?
По тому, как кандидат оценил итоги своей работы в резюме можно определить насколько хорошо он владеет навыком постановки задач по SMART. SMART-задачи определяют дальнейшие действия сотрудников и ясно дают им понять: что и когда ждать в результате выполнения ими поставленных задач. Если вы владеете методом SMART, то без труда составите результаты по KPI.
Для тех, кто не знаком с этим методом, рекомендую его освоить. Изучите статью «Метод SMART для постановки задач» — мини-тренинг с кейсами.
В статьях из рубрики «Составляем резюме» содержится раздел KPI и примеры результатов и KPI по различным сферам и позициям. Вы сможете выбрать наиболее подходящие примеры и/или по аналогии составить свои.
Достижения vs Результаты
Чем достижения отличаются от результатов?
Легко объяснить, в чем заключается принципиальное отличие результатов от достижений на примере процесса обучения студентов. В случае если студент получает одни пятерки и зачеты по предметам в конце сессии – это хорошие результаты по итогам прохождения обучения, но это всего лишь ожидаемые результаты. Но можно ли в последствии гордиться тем, что вы получили зачет и перешли на следующий семестр? Пройдет пару лет и вам в голову не придет ответить на вопрос про достижения, что вы когда-то получали пятерки. Это и есть результаты. «5» – отличный результат, «4» – хороший результат, «3» – удовлетворительный результат, «2» – нулевой результат, т. е. вы не выполнили задачу по обучению.
Достижение – это нечто большее, что отличает вас от большинства ваших сверстников и коллег. Вы смогли сделать то, чего не сделали другие студенты или сотрудники. Например, для выпускников это могут быть: победа в Олимпиаде по математике, лучшее выступление на форуме, 1-ое место в конкурсе, золотая медаль, красный диплом и т. д.
Для опытных кандидатов достижениями могут быть: глобальные проекты, перевыполнение плана в 2 раза, выход на новые рынки, вход в федеральную сеть, заключение договора с крупным клиентом, который отказывался работать с компаний несколько лет и т. д.
Подведем итог: Достижения vs Результаты
- Результат — выполнение поставленной задачи.
- Достижение — перевыполнение задачи, достижение большего результата, чем от вас ожидали. Сверхрезультат, которым действительно можно гордиться.
- Результатов может быть много, а достижений — 2-3.
Список вопросов про результаты и достижения
Вот список самых распространенных вопросов, которые используют менеджеры по персоналу чтобы проверить кандидатов на компетенцию: ориентированность на результат. Формулировки вопросов могут быть различными. Чтобы уверенно отвечать на такие вопросы, достаточно подготовить 5-6 примеров по результатам и 2-3 примера по достижениям.
Прямые вопросы про достижения
- Ваше самое большое достижение в жизни.
- Главное профессиональное достижение в жизни.
- Три ваших самых больших достижений.
- Какие три дела в вашей жизни, воспоминаниями о которых вы гордитесь собой и почему?
- Что вы считаете своим профессиональным достижением на последнем месте работы?
- Чем вы гордитесь больше всего? Каким своим профессиональным достижением вы гордитесь больше всего? Ваше достижение в работе, которым вы гордитесь больше всего. Какими достижения вы гордитесь за последние 3 года?
- Что было вашим последним достижением? Самое значимое достижение за последний год.
- Самое большое ваше профессиональное достижение за весь период работы в компании.
- Каких достижений вы добились в своей жизни?
- Какие свои основные достижения вы можете выделить и почему?
- Какое достижение вы считаете самым значимым в своей жизни?
- Какие были самые запоминающиеся достижения в вашей карьере?
- Опишите ваше достижение и дайте комментарии, что позволило вам добиться указанного результата.
- Какое ваше самое важное достижение как руководителя на любом из предыдущих мест работы?
- Какие ваши личные достижения?
- Приведите пример вашего значительного успеха или, когда вам удалось превзойти ожидаемый результат?
Прямые вопросы про результаты
- За что вы отвечали?
- Какие у вас были KPIs?
- Как оценивали вашу работу?
- Расскажите о своих результатах.
- Расскажите о ваших главных результатах на последнем месте работы.
- Каких результатов вы добились и что улучшили на 2-3-х последних местах работы?
- Как вы сами оцениваете свои результаты на последнем месте работы?
- Каких результатов вы достигли за последние 3 года?
- Как можно подробнее расскажите о конкретных результатах вашей работы.
- Расскажите о результатах работы в этой компании. Что получилось хорошо?
- Как ваши результаты выглядят в сравнении с результатами предыдущего года?
- Как ваши результаты выглядят в сравнении с планом?
- Как ваши результаты выглядят в сравнении с результатами других сотрудников на этой позиции?
Непрямые проверочные вопросы на ориентацию на результат
- Почему вы не получили повышение на предыдущей работе?
- Были ли ситуации, когда вы делали больше, чем от вас ожидают?
- Что помогает вам добиваться высоких результатов?
- Что вы считаете для себя вызовом, сложной задачей?
- Чем измерялся результат вашей работы?
- Какой вклад вы внесли в свою прошлую работу?
- Можете ли вы привести пример проекта, в котором вы принимали непосредственное участие и при этом не только достигли поставленных целей, но и превзошли их?
- Можете ли вы привести пример ситуации, когда вам приходилось решать несколько задач одновременно? Какие возникали при этом проблемы (трудности)? Как вы с ними справлялись? Каков был результат?
- Приведите пример ситуации, когда вам удалось успеть выполнить сложную или срочную работу несмотря на трудности? За счет чего вы добились успеха? Что помогло вам в решении возникших проблем?
- Расскажите о ситуации, в которой вам нужно было взять на себя ответственность и как вы с ней справились.
- Расскажите мне о самом успешном проекте, который вы реализовали. Какой из проектов был самым успешным?
- Расскажите о самом трудном проекте, над которым вы когда либо работали.
- Что вы сделали, чтобы увеличить доход компании на прошлом месте работы?
Топ-ошибки кандидатов: что делать нельзя?
• Не уточняйте после заданного вопроса «Чем вы гордитесь больше всего?», что имеет в виду интервьюер. Например, «Если вы имеете в виду в части личных достижений — то в целом это то, что я всегда достигал того, чего хотел». Вы — на собеседовании, интервьюер имеет в виду ваш профессиональный бэкграунд. Даже задавая вопрос о личных достижениях, он имеет в виду ваши достижения в работе. Запомните, все, что интересует интервьюера на собеседовании — ваш опыт, знания, навыки.
• Не рассказывайте о личных достижениях в других сферах жизни. Например, «Я научился летать на воздушном шаре, я покорил Эверест. К тому же в школе я был мастером спорта международного класса по легкой атлетике». А вы вообще когда работать-то успеваете?
• Не рассказывайте семейные истории. Например, «Я горжусь своими детьми. Моя дочь поступила в Гарвард. Мой сын – чемпион по боксу». И что с этого работодателю?
• Не давайте общую и лишнюю информацию. Главное – конкретика. Поэтому избегайте абстрактных и неопределенных описаний. Например, «Когда в начале своей карьерной лестницы меня не устраивал мой функционал, я воспользовался уникальной возможностью пообщаться об этом с председателем правления, который открыл для меня все карьерные перспективы. С тех пор многие годы я работал напрямую с председателем правления и брал на себя наиболее ответственные и важные задачи». Нельзя гордиться тем, что вы были/есть член совета, председатель комитета, представитель, второй заместитель, советник и т. д. И что с этого работодателю? В чем смысл, Карл?
• Не используйте в речи слова-индикаторы. По речи можно определить, насколько кандидат может соотнести KPI с результатами, разделяет ли он ответственность за результаты всей команды, как оценивает свой личный вклад в общий результат. Если вы употребляете часто слова «стабильное выполнение планов», «регулярное выполнение», «стабильный рост», то возможно, вы — хороший ответственный сотрудник, но если работодателю нужен перформер, то выберут другого кандидата. Для них такие слова означают, что вы скорее всего не склонны проявлять инициативу и не будете стремиться к достижению амбициозных планов.
• Не используйте в речи пассивный залог. Использование пассивного залога смещает фокус с кандидатуры соискателя. Это контрпродуктивно, так как интервьюер должен быть сосредоточен на вас и ваших результатах. Избегайте пассивных конструкций, таких как «был задействован», «мне было поручено» и других выражений, опосредованно свидетельствующих об отсутствии личной инициативы. Русский язык дает нам самый верный и надежный способ рассказать о своих результатах — язык глаголов. Поэтому скажите «да» — активным глаголам действия и «нет» — пассивному залогу, причастиям, деепричастиям, существительным в косвенных падежах.
Пассивная конструкция | Активные глаголы действия |
---|---|
Было | Стало |
удалось добиться | добился |
удалось повысить | повысил |
создано | создал |
устранено | устранил |
сокращено | сократил |
повышено | повысил |
реализованные | реализовал |
внедрена | внедрил |
запущено | запустил |
завершено | завершил |
сделано предложение | сделал предложение |
преобразовано | преобразовал |
Примеры с использованием пассивного залога — фокус на других | Примеры с использованием глаголов действий — фокус на себе |
---|---|
Было | Стало |
Продажи 2016 г были увеличены на 113% в 2017г при росте рынка около 7%. | Увеличил продажи на 113% при росте рынка 7% в 2017 vs 2016. |
Увеличено количество первичных обращений на 20%. | Увеличил количество первичных обращений на 20%. |
Была снижена стоимость обращения на 15%. | Снизил стоимость обращения на 15%. |
Продажи агентства с моим приходом были увеличены на 44%. | Увеличил продажи на 44% в 2017 году по сравнению с 2016 годом. |
Расходы на персонал были сокращены на 20%. | Сократил расходы на персонал на 20%. |
Выиграно арбитражных дел с покупателями на сумму 17,5 млн руб. | Выиграл арбитражных дел с покупателями на сумму 17,5 млн руб. |
Как выбрать результаты и достижения под вакансию
Пошаговый план
1. Определите свои KPI под каждую задачу вакансии.
2. Выберите результаты, опираясь на KPI, как на отправную точку. Составьте лонг-лист — список из 6-5 главных результатов.
N! B! Почему это важно?
Все зависит от того, какие требования и какие задачи предъявляют к кандидату на позиции. Советую перед подготовкой к интервью понять основные задачи вакансии — чем вам придется заниматься? Какой релевантный опыт можно применить касательно этой задачи. Как вы планируете добиваться результата? Важно постоянно думать о своей пользе для работодателя. Думать о пользе – то есть смотреть на себя в первую очередь с точки зрения пользы для компании. Вокруг этого и будут строиться ваши ответы и выбор результатов. Под каждую задачу подготовьте результат, который вы уже показали при выполнении аналогичной задачи в предыдущей компании.
3. Выберите из лонг-листа 2-3 самых значимых результата. Это будет ваш шорт-лист – список достижений.
4. Подготовьте описание примеров результатов и достижений из списков по каждому KPI c использованием техники STAR.
5. Обратите особое внимание в примерах на корреляцию поставленной задачи и конечного результата.
N! B! Почему это важно?
Способность контролировать выполнение задачи можно проверить по результату. Как вы сами оцениваете свои действия и свое участие в результате? Берете ли вы ответственность на себя или делите ее с командой? Исследования показывают, что люди, которые склонны оценивать работу исключительно за счет правильных решений, собственных действий и работы команды в целом, склонны лучше справляться с работой независимо от должности. Сотрудники, которые считают, что могут напрямую контролировать свои условия работы, добиваются значительно более высоких результатов, чем те, кто связывает результаты работы с внешними факторами, такими как условия на рынке, конкуренция, удача.
Что такое STAR? Детектор лжи для кандидата
Услышать правду на собеседовании помогает метод STAR.
Большинство кандидатов пользуются заранее приготовленными ответами, поэтому, чтобы проверить, говорит ли кандидат правду о своих результатах, опытные интервьюеры используют STAR. Как считают эксперты в сфере HR, хороший способ выяснить, не преувеличивает ли соискатель размеры своих достижений, – попросить его привести пример из практики, наглядно демонстрирующий его опыт и знания. Если человек на самом деле достиг выдающихся результатов, он сможет ясно и четко ответить на все вопросы по STAR. Тот, кто действительно работал на результат или подготовил ответы заранее, никогда не забудет деталей. Также STAR помогает определить насколько структурированно кандидат выражает свои мысли.
Все ответы на вопросы, которые вам могут задать на собеседовании, должны быть составлены заранее. Все, о чем вы хотите рассказать, нужно обдумать перед собеседованием. Вспомните все детали полученных результатов. Имейте в виду, что ни один ответ кандидата не принимается эйчарами за чистую монету. Важен не первый ответ кандидата на вопрос, а ответы на последующие вопросы, которые и являются основным материалом для анализа. Чтобы копнуть поглубже, интервьюер может задать вам серию уточняющих вопросов по STAR. Чтобы собрать полный пример, используйте в подготовке следующую последовательность вопросов по STAR.
S — (Situation — cитуация). В какой компании вы работали? Сколько человек участвовало в работе? Какая ваша роль? Что это была за ситуация? Описание общей ситуации. В чем была ее специфика? В чем была основная трудность? Что было главным в этой ситуации?
T — (Task — задача). Какие цели были поставлены перед вами? Какие задачи выполняли? Какую главную задачу вы поставили себе в этой ситуации? Чего вам было важнее всего добиться? Используйте метод SMART для постановки задач.
A — (Action — действие). После того, как вы расскажете о ваших достижениях, вас тут же попросят пояснить — за счет чего вы добились такого результата. Какие действия вы выполняли для решения задачи? Что помогло вам решить проблему? Что вы для этого делали? Какие действия помогли вам добиться цели? Когда будете перечислять действия используйте вводные слова для хорошей структуры рассказа: во-первых, во-вторых, в-третьих, прежде всего я сделал. для начала я провел …, далее я разработал . и наконец я смог договориться …, таким образом по итогам 3-х месяцев я достиг цели …
R — (Result — результат). Каких результатов вы достигли? Что удалось? Какой полезный опыт вы извлекли из этой ситуации? Довольны ли вы результатом? Если бы ситуация повторилась, что бы вы изменили в своих действиях?
N! B! Почему это важно?
Обратите внимание, что помимо самого контента примера ценятся структурированные ответы, которые объясняют ваш конкретный вклад в результат и с помощью чего вам удалось добиться этого результата.
Также очень важное значение придается на сколько приводимые примеры в ответах на вопросы резонируют с корпоративной культурой компании.
Вывод:
- Что делает профессиональный интервьюер? Использует STAR и оценивает кандидата по его достижениям и результатам в предыдущих компаниях.
- Что делает профессиональный интервьюируемый? Готовит ответы на вопросы по достижениям и результатам с использованием STAR.
Лайфхаки
Лайфхак №1. Запасной вариант
Представим, что вы на собеседовании уже рассказали о всех результатах и достижениях. И вам задают вопросы: А что еще? А еще чем гордитесь? Поэтому всегда в запасе необходимо иметь дополнительно 1-2 примера.
Если вы находитесь в ситуации, когда все заготовки уже использованы и вы не знаете, о чем еще можно рассказать, то уместен будет такой ответ: «Ключевые результаты я вам уже озвучил (а). Это …. (кратко резюмировать предыдущие ответы). Уверен (а), что самые главные достижения у меня еще впереди. Надеюсь, что я смогу достичь их в вашей компании».
Лайфхак №2. Математическая точность
Цифры результатов и достижений должны сходиться во всех примерах, которые вы рассказываете на всех собеседованиях. Если вам предстоит пройти несколько этапов интервью с руководителями разных уровней в одной компании, то важно озвучивать одинаковые цифры всем представителям компании. Например, я была очень удивлена, когда узнала, что решающим фактором в принятии решения в пользу моей кандидатуры был тот факт, что я была более убедительной в своих достижениях, чем другие кандидаты. Оказывается мои интервьюеры записывали все цифры, которые я озвучивала и передавали эту информацию друг другу. Я прошла эту проверку, другие – нет. Не повторяйте чужих ошибок.
Лайфхак №3. Правильные местоимения
Опытный интервьюер может легко определить по стилистике речи кандидата-перформера от кандидата-делателя. На собеседовании вас также могут попросить вспомнить, когда вы в последний раз ставили для себя задачу, которую не смогли выполнить и почему. Местоимения, которые вы будете использовать при ответе, на многое прольют свет.
Если вы ответите: «Мне следовало лучше спланировать свои действия» или «Я должен был предвидеть, что мои решения вызовут проблемы», то, скорее всего, вы – человек, который ориентирован на результат и готов нести личную ответственность за свою работу. И напротив, если вы начнете винить ситуацию на рынке или свое начальство – « Это было решение руководителя компании» или «Это было в то время, когда случился кризис…» – то, скорее всего, вы вызовете обеспокоенность и определенную настороженность у интервьюера, чем явно уменьшите свои шансы на успешный исход собеседования.
Лайфхак №4. Умные вопросы
Какие вопросы задать самому кандидату, чтобы подтвердить, что он ориентирован на результат?
Следующие вопросы на собеседовании позволят вам получить именно ту информацию от работодателя, которая будет полезна в дальнейшем.
• Каких результатов вы хотите, чтобы я достиг (ла) в первые 3 месяца?
• В каких проектах я буду задействован (а) в первые 6 месяцев?
• Что вы ожидаете от меня в первые 6 месяцев?
• Какие навыки и знания имеют решающее значение для успешного выполнения задач на этой должности?
Получив понимание потребностей работодателя с помощью таких вопросов, вы не только подтвердите свою нацеленность на результат, но и сможете скорректировать свои ответы для следующего этапа собеседования.
Во второй части я приведу примеры ответов для кандидатов без опыта работы и с опытом работы.
Полезные ресурсы
Подборка статей для подготовки к компетенционному собеседованию с примерами по навыкам по системе STAR
Книга
Курсы по подготовке к собеседованию
- Курс подготовки к собеседованию с менеджером по персоналу компании/рекрутером кадрового агентства: Эффективное собеседование
- Курс подготовки к собеседованию с руководителем/компетенционному собеседованию: Мастер интервью
- Курс подготовки для студентов/выпускников/специалистов без опыта работы: Первое собеседование
- Полный курс подготовки для специалистов/руководителей с опытом работы: Собеседование без усилий
Источник