- Мир науки
- Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
- География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты
- Роль нефти и газа во внешнем торговле России
- Роль нефти и газа во внешней торговле России
- Роль нефти и газа во внешней торговле России ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
- Содержание
- Заключение
Мир науки
Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!
География — рефераты, презентации, шпаргалки, лекции, семинары, конспекты
Роль нефти и газа во внешнем торговле России
Начиная с 1970-х гг. (когда резко выросли мировые цены на нефть, а затем и на газ)
экспорт топлива играет все большую роль в советской, а затем и в российской экономике. В СССР импорт строго контролировался (отечественные товары ограждались от конкуренции), а когда в 1990-е гг. почти все ограничения на внешнюю торговлю были сняты, в Россию, как вы уже знаете, хлынул поток импортных товаров, конкуренции с которыми не выдержали многие российские производители. Но откуда у России была валюта, чтобы оплачивать импорт? Конечно, она была получена прежде всего за счет экспорта нефти и газа. Именно благодаря вывозу топлива наша страна имеет возможность ввозить продовольствие, товары народного потребления, оборудование. Более того, эти отрасли — основные плательщики налогов в государственный бюджет. Значит, выплата пенсий, зарплаты учителям и врачам, содержание армии и многое другое тоже зависит от работы нефтяников и газовиков (и от цеп на нефть и газ на мировых рынках!).
Перспективы экспорта топлива связаны в основном с российским газом (поскольку добыча нефти, скорее всего, будет сокращаться). А разведанные запасы газа в России составляют более 7( мировых, и в ближайшее десятилетия его экспорт может возрасти. Подводя итоги характеристики топливной промышленности, важно обратить внимание на главные особенности ее развития в России:
— наличие значительных запасов топливных ресурсов при очень больших затратах на их добычу,
— концентрация запасов на востоке страны;
— изменение роли отдельных видов топлива и районов их добычи в хозяйстве России;
— особое экспортное значение газовой и нефтяной отраслей;
— необходимость решения сложных социально-экономических и экологических проблем, связанных с топливной промышленностью.
Источник
Роль нефти и газа во внешней торговле России
Переход к построению бюджета на основе ненефтегазового баланса позволит обеспечить устойчивость бюджетной политики в долгосрочной перспективе. Внешнеэкономическая конъюнктура не будет оказывать влияния на параметры федерального бюджета. При этом риски, связанные с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой переносятся на Стабилизационный фонд, — в отдельные годы поступления в фонд могут… Читать ещё >
Роль нефти и газа во внешней торговле России ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )
Содержание
- 1. Теоретическая сущность нефтегазового комплекса России
- 1. 1. Характер и структура внешнеэкономических связей с другими странами
- 1. 2. Россия как ключевой игрок на мировом рынке нефти
- 2. Методология формирования ненефтегазового баланса бюджета России
- 2. 1. Основные подходы к политике сбережения сырьевых доходов
- 2. 2. Предложения по переходу к методологии бюджетного планирования, основанной на ненефтегазовом бюджете
- 3. Роль нефти и газа во внешней торговле России
- 3. 1. Влияние экспорта нефтегазовых ресурсов на экономический рост и макроэкономическую сбалансированность
- 3. 2. Прогноз положения России на рынке нефти
- Заключение
- Список использованной литературы
При этом объем фонда в 2015 году прогнозируется в размере 35,3%ВВП, в 2020 году — 46,6%ВВП. Проблема заключается в том, что в условиях действующего законодательства, когда в стабилизационный фонд поступают только два налога — НДПИ на нефть и вывозные пошлины на нефть, а остальные конъюнктурные доходы направляются на расходы, бюджет по-прежнему зависим от динамики цен на нефть. При этом цена отсечения не является определяющей для формирования расходов бюджета. Фактическая цена отсечения складывается выше, чем предусмотрено законодательством. Средняя фактическая цена отсечения в 2007;2009гг.
согласно ПФП составит 33 долл. США/бар. Это вносит фактор неопределенности в проведение денежно-кредитной и в целом экономической политики. Таким образом, необходимо определиться по уровню цены на нефть, которая была бы приемлемой как с точки зрения объема расходов бюджет, так и исходя из целей обеспечения макроэкономической стабильности. Затем необходимо ее закрепить в качестве доли использования нефтегазовых доходов в ВВП.
С учетом вышеизложенного, величина нефтегазового трансферта может находиться в пределах 3−4%ВВП. Таким образом, без существенного сокращения расходов бюджета возможно в ближайшие годы зафиксировать трансферт в размере 4%ВВП, с последующим переходом к его сокращению до 3%ВВП (не позднее 2015 года). Возможно также рассмотреть более жесткий вариант — закрепить объем нефтегазового трансферта на уровне 3%ВВП.
Переход к построению бюджета на основе ненефтегазового баланса позволит обеспечить устойчивость бюджетной политики в долгосрочной перспективе. Внешнеэкономическая конъюнктура не будет оказывать влияния на параметры федерального бюджета. При этом риски, связанные с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой переносятся на Стабилизационный фонд, — в отдельные годы поступления в фонд могут быть меньше трансферта в бюджет. Вне зависимости от состояния внешнеэкономической конъюнктуры, динамики базовых нефтегазовых доходов будет обеспечена долгосрочная стабилизация расходов бюджета. Реализация данного принципа потребует ужесточения бюджетной политики в области принятия новых обязательств и повышения эффективности существующих бюджетных расходов. Кроме того, необходимо обратить внимание, что в ближайшие годы 5−6 процентов конъюнктурных нефтегазовых доходов бюджета будет поступать в бюджеты субъектов Российской Федерации. Это необходимо также учитывать при формировании бюджетов регионов.
2. Прогноз положения России на рынке нефти Начиная с 1999;2000 гг. добыча нефти в России быстро растет. В основном эти ресурсы расположены на суше, более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого района отличаются высокой степенью выработки, поэтому при сохранении его в качестве главной углеводородной базы необходимо развивать и альтернативные регионы добычи. В долгосрочной перспективе такими приоритетными регионами нефтеи газодобычи являются Восточная Сибирь и Дальний Восток. Их развитие представляется особо важным как с социально-экономической точки зрения, так и исходя из стратегических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Большое значение имеет развитие таких центров нефтеи газодобычи, как шельф острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.
Экспорт нефти из России зависит как от добычи нефти, о росте которой уже говорилось, так и от ее потребления на внутреннем рынке. Согласно оценкам экспертов, до 2010 г. темпы роста добычи нефти в России будут выше темпов роста объемов переработки нефти для внутренних нужд.
В результате до 2010 г. экспорт нефти из России будет расти. Затем экспорт нефти выйдет на стабильный уровень.
Перспектива развития топливно-энергетического комплекса России во многом определяется ее размерами и географическим положением. Россия географически связана со всеми тремя главными рынками сбыта нефти: Европой, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом. В энергетической стратегии России в этой связи предусмотрено развитие системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти на эти рынки. Для расширения поставок в Европу — Балтийская трубопроводная система (БТС) и порт Приморск мощностью до 62 млн. т в год. Для выхода на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона задействована система нефтепроводов Тайшет-Тихий океан и терминала для налива танкеров дедвейтом 300 тыс. т в бухте
Перевозная. Общая мощность системы достигает 80 млн. т в год. Сейчас идет активная фаза экспертизы технико-экономического обоснования этого проекта. С учетом сроков, отпущенных законодательством на этот процесс, надеюсь, что до конца года все формальные решения Правительства по структуре, этапам, объемам реализации восточного проекта Тайшет — Тихий океан уже будут приняты.
Для выхода на рынок США в долгосрочной перспективе планируется строительство системы нефтепроводов Западная Сибирь — побережье Баренцева моря. Мощность этой системы к 2020 г. может также составить до 80 млн. т в год. Эти параметры, эти мощности транспортных систем связаны как с перспективами добычи российской нефти, так и теми процессами интеграции, которые проходят на постсоветском пространстве.
В первую очередь я имею в виду ЕЭП, по которому наша совместная работа с МИД России по перспективным балансам топливно-энергетических ресурсов с Казахстаном как с основной ресурсной базой, с Украиной и Белоруссией как со странами транзита. И расчетные консолидированные ресурсы позволяют нам говорить и о реализации Северного направления на побережье Баренцева моря. Кроме того, ожидается рост транзита нефти из Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) до 67 млн. тонн в год (1,3 млн. баррелей в сутки). В результате реализации всех крупных, упомянутых и неупомянутых средних и мелких проектов пропускная способность экспортных магистральных нефтепроводов и морских терминалов России к 2010 г.
должна вырасти до 303 млн. т в год (6,1 млн. баррелей в сутки). Нефтяные компании России реализуют собственные проекты увеличения экспорта нефти из России. Например, ЛУКОЙЛ через терминал в Астрахани по Каспийскому морю поставляет нефть в Иран по схеме замещения.
» Роснефть» организует поставки нефти в Мурманск танкерами по Северному морскому пути, растет экспорт нефти с острова Сахалин. Поэтапная реализация всех проектов развития инфраструктуры транспорта в России позволит обеспечить стабильный рост поставок нефти на мировой рынок.
Помимо поставок на внешний рынок российский ТЭК полностью удовлетворяет внутренние потребности экономики и населения, которые сегодня составляют около трети от совокупной добычи углеводородов. Однако, несмотря на отсутствие дефицита энергетического сырья и продуктов переработки, цены на внутреннем рынке растут вслед за мировыми. С начала года автомобильный бензин подорожал примерно на 40%. И, естественно, это вызывает серьезное беспокойство у российских потребителей. Не следует думать, что в росте цен на нефтепродукты повинен исключительно монопольный сговор на внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке. В нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты, и даже ужесточение антимонопольного законодательства могут иметь только ограниченный эффект. Основной баланс определяется двумя инструментами государственного налогового регулирования: рентными платежами и фискальными позициями на внешнем контуре (экспортными пошлинами). Сегодняшние внутренние рентные платежи привязаны российским законодательством к ценам мирового рынка и обуславливают ту динамику внутренних цен, которую мы наблюдаем, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин на внешнем контуре.
Правда, нынешняя система задавалась в принципиально иных ценовых условиях на мировых рынках. Сегодня, когда ценовой коридор на рынке нефти пробит, возможно, следует вновь вернуться к этому вопросу. Оценки показывают, что добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха может быть доведена к 2020 г. до
100−105 млн. т, к 2030 г. — до 120−132 млн. т. К 2010 г.
добыча нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) может достичь 12−13 млн. т. В этот период ожидается начало промышленной разработки Талаканского, Юрубчено-Тохомского, Куюмбинского месторождений, будут организованы поставки конденсата с Ковыктинского месторождения. На шельфе о. Сахалин будет завершен ввод в эксплуатацию производственных объектов проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», что позволит довести суммарную добычу в Сахалинской области до 23 млн. т.
В дальнейшем при проведении активной государственной политики в области недропользования и лицензирования недр, резком расширении ГРР, развитии перерабатывающей и транспортной инфраструктуры добыча нефти в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (с учетом добычи на острове Сахалин и его шельфе) может быть к 2020 г. доведена до 140 млн. т, а к
2030 г. — до 165 млн. т. На шельфе о-ва Сахалин будет сформирована новая крупная система нефтеобеспечения и расширены экспортные поставки в Китай, Южную Корею, Индию, Японию, Филиппины, другие страны АТР, а также на тихоокеанское побережье США.
На протяжении последних десятилетий наблюдается значительное ухудшение сырьевой базы для добычи нефти как в качественном отношении (значительная выработка продуктивных и крупных месторождений), так и в количественном (приросты новых запасов долгое время не обеспечивали объемы добычи, новые открытия — мелкие и средние с трудноизвлекаемыми запасами месторождения). В этих условиях ОАО «Сургутнефтегаз» в 1995 г. организовал собственное предприятие по бурению поисково-разведочных скважин. Управление поисковых работ в настоящее время может обеспечивать ежегодное строительство 100 и более скважин глубокого бурения. Компания ведет поисково-разведочные работы в 10 регионах Российской Федерации: Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, на юге Тюменской области, в Омской, Томской, Новосибирской, Иркутской областях, Республике Саха (Якутия) и Красноярском крае.
Заключение
В данной работе было проведено рассмотрение роли нефти и газа во внешней торговле России.
Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. На 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа. Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от общего мирового производства.
В целом за пять лет начиная с 2003 г. потребление нефти в мире выросло на 7,5%. Лидером роста стал Азиатско-Тихоокеанский регион. Нефтяной рынок Европы и стран СНГ по темпам роста отстает и от рынка Азиатско-Тихоокеанского региона, и от рынка Северной Америки.
Европа — главный рынок сбыта нефти, и необходимо реально оценивать возможность роста сбыта российской нефти на этом рынке. К 2012;2015 гг. по мере роста спроса на газ, в том числе в качестве моторного топлива, в Китае, будет организован экспорт газа в восточном направлении из Западной Сибири. Ежегодный объем поставок газа из Западной Сибири в Китай может быть доведен к 2020 г. до 40 млрд м3, а к 2030 г. — до
60 млрд м3. Снижение зависимости экономики от использования невозобновляемых природных ресурсов требует проведения особой экономической политики. На первый план выходит необходимость рассмотрения экономических проблем с учетом среднесрочной и долгосрочной перспективы, длительность которой определяется частотой изменения цен на сырьевые товары и временем истощения природных запасов. Тенденция сокращения используемых в настоящее время базовых нефтегазовых доходов бюджета носит долгосрочный характер. Федеральный бюджет уже сегодня начинает испытывать существенные риски сокращения ресурсной базы бюджета. Решение данной проблемы зависит от того, насколько быстро удастся найти альтернативные устойчивые источники финансирования расходов бюджета, что требует пересмотра действующих принципов построения бюджета (7, «https://referat.bookap.info»).
Другая часть нефтегазового трансферта — конъюнктурные нефтегазовые доходы находится в полной зависимости от динамики цен на нефть. В результате принятого в предположениях к перспективному финансовому плану снижения цены на нефть с 65 долл. США/бар. Главными причинами повышения прогнозных значений цен на нефть на протяжении последних лет служат устойчиво высокие темпы экономического роста в мире. Наряду с активной экономическим ростом в США в последние годы дополнительным фундаментальным фактором роста цен на нефть стало повышение потребления энергоресурсов со стороны азиатского региона, прежде всего, Китая и Индии. К тому же, сохраняющаяся высокая геополитическая напряженность в ряде нефтяных регионов способствует формированию опасений повышения цен на углеводороды в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Для выхода на рынок США в долгосрочной перспективе планируется строительство системы нефтепроводов Западная Сибирь — побережье Баренцева моря. Мощность этой системы к 2020 г. может также составить до 80 млн. т в год. Эти параметры, эти мощности транспортных систем связаны как с перспективами добычи российской нефти, так и теми процессами интеграции, которые проходят на постсоветском пространстве. В первую очередь я имею в виду ЕЭП, по которому наша совместная работа с МИД России по перспективным балансам топливно-энергетических ресурсов с Казахстаном как с основной ресурсной базой, с Украиной и Белоруссией как со странами транзита. И расчетные консолидированные ресурсы позволяют нам говорить и о реализации Северного направления на побережье Баренцева моря.
Кроме того, ожидается рост транзита нефти из Казахстана через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) до 67 млн. тонн в год (1,3 млн. баррелей в сутки). В результате реализации всех крупных, упомянутых и неупомянутых средних и мелких проектов пропускная способность экспортных магистральных нефтепроводов и морских терминалов России к 2010 г. должна вырасти до 303 млн.
Список использованной литературы Абдулгамидов Н. Российская экономика в системе мировых связей // Экономист. 2008. N 3. — С.38−50.
Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М.: Инфра-М, 2007. — 432с.
Богданов В. Л. Что мешает воспроизводству минерально-сырьевой базы нефтегазовой отрасли?// Бурение и нефть. 2008.№ 11. с.90
Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. — 2007. — N 5. — с.30−32.
Грибанич В. М. Мировая экономика. М.: Юнити-Дана, 2008. 447с.
Каламкарова Л. И. Нефтегазоносные провинции и области России. М., 2006;346с.
Карцев А. А., Вагин. С. Б. Вода и нефть. СПб., 2007;289с.
Круглов В. В. Мировая экономика и международные экономические отношения. М., 2006. 516с.
Кудров В. В. Мировая экономика. М.: БЕК, 2007. — 480с.
Ломакин А. А. Мировая экономика. СПБ., 2008.-345с.
Миклашевская Н. А. Международная экономика. М.: Дело и сервис, 2004. — 352с.
Мороз В. М. Ассоциация производителей газового оборудования. // Газ России. 2008. № 1. с.22
Рыбалкина В. Е. Международные экономические отношения. М.: Юнити-Дана, 2006. -215 с.
Сергеев П. В. Мировая экономика. М.: Юриспруденция, 2006. 360 с.
Туманова Е. А. Макроэкономика . М.: ИНФРА-М, 2004. — 400 с.
Фомичев В. И. Международная торговля. М.: ИНФРА-М, 2008.-138с.
Шоканов А. Цель государства — прозрачность.// Petroleum. 2008. № 5. -80с.
Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. — 2007. — N 5. — с.30
Абдулгамидов Н. Российская экономика в системе мировых связей // Экономист. 2007. N 3. — С.39
Ломакин А. А. Мировая экономика. СПБ., 2008.-214с.
Фомичев В. И. Международная торговля. М.: ИНФРА-М, 2008.-61с.
Шоканов А. Цель государства — прозрачность.// Petroleum. 2008. № 5. -74с.
Богданов В. Л. Что мешает воспроизводству минерально-сырьевой базы нефтегазовой отрасли?// Бурение и нефть. 2008.№ 11. с.43
Источник