Выражение положительной оценки за поступок ребенка вызывающее удовлетворение своей деятельностью

Роль педагогической оценки в воспитании детей дошкольного возраста

Роль педагогической оценки в воспитании детей дошкольного возраста.

Педагогическая оценка является одной из форм социальной оценки и выступает «фактом непосредственного руководства учеником» (Ананьев).

Оценка относится к методам поощрения и наказания (положительное и отрицательное суждение педагога о деятельности и поступках ребенка в форме похвалы, одобрения, замечания, порицания и т.д.).

Основные функции оценочных воздействий.

1. Ориентирующая функция: ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения;
2. Стимулирующая функция: определяет переживание ребенком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.
3. Регулирующая функция: в период дошкольного детства педагог является для ребенка непререкаемым авторитетом.

Оценка педагога.

• способствует развитию чувства долга у детей;
• создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим;
• способствует формированию трудолюбия;
• определяет особенности эмоционального состояния ребенка, мотивацию его деятельности и др.

Необходимо рассмотреть часто встречающиеся в практике виды оценок:
• прямую;
• предвосхищающую;
• косвенную;
• опосредствованную;
• отсутствие оценки.

Прямая оценка (часто встречающаяся) – адресована непосредственно объекту воспитания. Она содержит конкретное указание на недопустимость или правомерность поступка или на отношение к личности ребенка. По форме прямая оценка бывает положительной или отрицательной.
Ученые пришли к выводу. Что положительная оценка вызывает у ребенка чувство эмоционального благополучия, радостного переживания соответствия своего поведения предъявляемым к нему требованиям.
Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатели формируют у него уверенность и волевое усилие. Давыдова А.И., которая изучила волю детей дошкольного возраста, утверждает:
• волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех;
• даже взрослым нужна большая сила воли, чтобы преодолеть неуспех в той или иной деятельности, а ребенок, у которого воля только развивается. С этим справиться не сможет.
Педагоги должны не только помочь обрести ребенку уверенность, но и показать ему успех, вызвать радостные переживания, этому способствует прямая положительная оценка.
Ориентирующая и стимулирующая функции положительной оценки.
Чтобы быть на уровне требований, которые предъявляются к процессу общения детей с взрослыми, поведение ребенка и его деятельность оцениваются и корректируются. Положительная оценка является посредством ориентации детей в своих знаниях и умениях.

Прямая отрицательная оценка также выполняет ориентирующую функцию, так как указывает на неправильный характер действий. Использование этой оценки должно быть ограничено, так как дошкольники легко ранимы и чувственны. А.С. Макаренко говорил о том, что дети, словно у них невидимые щупальца, чутко улавливают настроение взрослых и соответственно реагируют на него. Ребенок испытывает чувство обиды, если дети незаслуженно получает отрицательную оценку. Может появиться стремление, любым способом избежать – оценку. Отрицательная оценка сама по себе не обижает ребенка, если она дается спокойным тоном, в доброжелательной форме, и если она носит мотивированный характер. Злоупотреблять этой оценкой нельзя!
Эта мера применима к детям, которые обладают устойчивым чувством собственного достоинства, а если установка недостаточно развита, то – оценка не оказывает на ребенка желаемого воздействия, а лишь подрывает веру и возможности закрепить за собой положительную репутацию, и тем самым, подавляет стремление к лучшему. Поэтому вместе с прямой отрицательной оценкой, необходимо употреблять прямую предвосхищающую оценку.

Предвосхищающая оценка.
В этой оценке содержится личностная оценка, которая влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его отношение к сверстникам.
Положительная предвосхищающая оценка вызывает желание у ребенка выполнять поручение педагога («Я уверена, ты выполнишь мою просьбу»), укрепляет уверенность в своих силах и правдивости совершаемых поступков, то есть, выполняет стимулирующую функцию.

Отрицательная предвосхищающая оценка вызывает негативную реакцию, формирует неуверенность в собственных силах.

Положительная предвосхищающая оценка, данная в присутствии всей группы, оказывает воспитательное воздействие на всех детей, особенность этой оценки в том, что все дети могут отнести к себе эту оценку.

Таким образом, не только ребенок, но и все окружающие получают сведения о нормах и правилах поведения, о правильности выполняемых действий.
Подобное действие оказывает на детей косвенная оценка.

Читайте также:  Как узнать свою трудовую деятельность за последние 10 лет

Косвенная оценка трактуется как выражение одобрения или порицания моральных качеств и поступков другого лица. Косвенная оценка имеет особое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Поэтому ребенок должен ясно себе представлять, что от него требуют. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои положительные и отрицательные качества. В косвенной оценке можно выделить ориентирующую и стимулирующую функции.
Ребенок, воспринимая те или иные проявления достоинств у других, «примеривается» к ним и к той оценке, которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я также сделаю, и меня похвалят!»)
Эмоциональное отношение ребенка к образцам возникает как реакция, опосредованная его активным стремлением к удовлетворению чувства собственного достоинства, потребности в положительной оценке и самооценке.

Опосредованная оценка выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта — эта оценка чаще всего относится к детям школьного возраста. Знаменитый психолог В.Г. Ананьев выделил эту оценку в разряд оценок, не обладающих категорическим действием. Он отмечал, что педагог дает такие оценки непроизвольно, и в своей работе «Психология педагогической оценки», так описывает ситуацию: «Слушая ответ ученика, педагог не выражает своего мнения о правильном или неправильном ответе. Затем вызывает другого ученика и задает тот же вопрос. Выслушав второго ученика, говорит; «Вот это другое дело, садись! И ты садись!». Данная оценка, по его мнению, не должна применяться в практике воспитательной работы с детьми.

Отсутствие оценки — является недопустимым в педагогической практике, и ведет к формированию неуверенности в собственных силах детей, к потере ориентировки, и в дальнейшем приводит к осознанию «малоценности». Отсутствие оценки закрепляет неправильные формы поведения ребенка. Дошкольнику необходима постоянная коррекция его поведения взрослыми, путем оценки его действий.
Педагогическая оценка влияет на различные стороны воспитательного процесса, зная их особенности влияния на психику ребенка, зависимость детей от оценки воспитателя, мы предположили, что оценку можем целенаправленно использовать для оптимизации воспитательного процесса.

Педагогу необходимо помнить:
• любая оценка преломляется через «внутреннюю позицию» конкретного ребенка;
• позиция складывается из предшествующего опыта ребенка, его возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений.

Источник

Методы стимулирования деятельности

Методы упражнений (приучений).

А.С.Макаренко писал, что воспитание представляет собой упражнение в правильном поступке.

Упражнение — многократное повторение поступков с осознанием цели

и результатов. В процессе жизни у ребенка вырабатываются привычки, развивается творческий подход к решению жизненных ситуаций. Это влияет

на умственное развитие. Воспитателю необходимо разъяснять сущность и

значение того качества, которое воспитывается; показывать различные пути к

разрешению задач, объяснять и вскрывать причинно-следственные связи. Главное, уметь заставить детей посмотреть на себя глазами взрослых. Для этого используются игровые ситуации, при которых участники меняются

своими ролями и лучше вникают в суть происходящих явлений. Так вырабатываются самооценка, самоанализ, приемы сознательной дисциплины.

Поэтому назидания и поучения здесь часто не срабатывают. А начинать воспитание детей нужно, прежде всего, с режима и порядка в делах, в труде.

Приучение— организация регулярного выполнения детьми действий,

которые становятся привычными формами поведения. Привычка может и

должна стать качеством личности. Приучение состоит из следующих действий: показ и закрепление с повтором действия. Функцию упражнения и

приучения выполняет режим дня. Это формирует внутренний динамических

стереотип, который лежит в основе образования привычек, навыков. Учитель

может организовывать упражнения и приучение в форме проблемных ситуаций, которые в игровых действиях разрешаются детьми.

Доверие — основано на том, что поведение человека часто зависит от

ожидания окружающих его людей. Чем значимее личность для ребенка, тем

сильнее действует ее влияние. Недоверие гасит желание ребенка.

Создание воспитывающих ситуаций — ученик ставится в условия свободного выбора и сам определяет любой вариант разрешения ситуации.

Читайте также:  Свой мини бизнес для детей

Учитель может организовать управление в форме проблемных ситуаций, которые затем разыгрываются и разрешаются детьми.

Контроль — наблюдение за деятельностью ребенка с целью побуждения его соблюдать правила. Средства контроля: повседневное наблюдение, индивидуальные беседы, отчеты детей.

Переключение — с целью отвлечь ребенка от вредной деятельности взрослые переключают внимание ребенка на другой объект, возбуждая новые

переживания и установки.

Постановка перспективы — это создание настроения радости и ожидание поощрения в результате планируемой деятельности. Для

коллектива используется перспектива “завтрашней радости” ___(по А.С.Макаренко), поскольку это создает ожидание и побуждает к напряжению

сил в движении к достижению перспективы.

Поощрение— выражение положительной оценки за поступок ребенка, что вызывает удовлетворение ребенка своей деятельностью.

Соревнование — повышает активность ребенка, предполагает гласность, помощь отстающим, равнение на передовых. При соревновании

учитель вырабатывает общий стандарт оценки результатов, которые обязательно предъявляются детям. Дети заранее знают критерии в подведении итогов результатов их деятельности; им предлагаются известные

способы достижения цели, или же они действуют через собственные пути в

достижении своих целей.

Метод “взрыва” — смена подхода к оценке деятельности, смена обстоятельств деятельности, отношений и т.п. Метод “взрыва” часто связан с

конфликтной ситуацией. В детском коллективе этот конфликт можно довести

до последнего предела, чтобы ребенок почувствовал, что коллектив недоволен им, и тогда ребенок уже будет вынужден принять требования

Наказание – видами наказания являются: — порицание, — замечания,

— неодобрение, — выговор, — осуждение.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

«Оценка детского поступка»
консультация на тему

Процесс оценивания родителями своих детей чаще всего осуществляется взрослыми интуитивно, шаблонно, в соответствии некоторыми условными нормами.

Как показывает практический опыт, оценка родителей имеет для ребенка особую важность.

Скачать:

Вложение Размер
postupki.docx 19.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Оценка детского поступка»

Всем известно, какое сильное психоэмоциональное воздействие оказывает на ребенка оценка значимого взрослого. Далеко не все родители осознают, какие сильные эмоции и чувства испытывают дети в ситуациях родительского оценивания. Порой, не замечая, близкие родные дают резкую обвиняющую оценку действиям маленького ребенка. Тогда эти оценки не обеспечивают эго психологическую безопасность, эмоциональное благополучие, и как следствие нарушается психологический климат в детско-родительских отношениях .

Процесс оценивания родителями своих детей чаще всего осуществляется взрослыми интуитивно, шаблонно, в соответствии некоторыми условными нормами.

Как показывает практический опыт, оценка родителей имеет для ребенка особую важность. Взрослый для малыша – образец того, как нужно делать, и одновременно – источник оценки его действий. Ребенок дошкольного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от родителей. Так, потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, желание ребенка получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональное благополучие во многом определяет его поведение. Ребенку важно, чтобы взрослый не просто заметил, но и дал положительную оценку, похвалил его действия.

Поддержка и одобрение родителями любых, даже самых незначительных успехов позволяет удовлетворить базовые потребности ребенка в любви, эмоциональной поддержке, уважении, признании и психологической безопасности. А если взрослый постоянно делает замечания, критично оценивает, подчеркивает неумение или неспособность ребенка в чем-либо, у малыша пропадает интерес к этому делу и он стремится избежать его.
Под влиянием оценок взрослого ребенок все чаще начинает обращать внимание на процесс и результат своих действий, стремится достичь желаемых социально- и личностно-значимых результатов. Оценка родителей становится регулятором действий ребенка. Под её воздействием развивается умение действовать сознательно, формируются волевые процессы, характер.

А старшего дошкольника волнует оценка не только конкретных умений, но и себя как личности. Ребенок стремится к тому, чтобы оценки родителей совпадали с его собственными. Ему важно понять сущность требований, оценок взрослых для того, чтобы увидеть себя как бы со стороны, сознательно следовать предъявляемым нормам, т.е. управлять своим поведением, по разному строить свои отношения с окружающими.
У дошкольников 5 — 7лет проявляется обостренная чувствительность к мнению взрослого неуважительного к себе отношения; любое замечание может вызвать обиду. Поэтому в процессе родительского оценивания главной точкой отсчета должны стать собственные достижения ребенка (равнение его с тем, каким он был еще совсем недавно; достижения сегодня по отношению к его результатам вчера). Нельзя резко подчеркивать, что ребенок еще чего-то не умеет, чтобы не сформировать у него тревожности и страха, эмоциональной деривации, не отбить у него интереса к значимому для него занятию; важно внушить уверенность в своих силах и почувствовать свою значимость . Прежде всего, родные должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе.
В практике родителей наблюдаются следующие виды оценок: деструктивные, ограничивающие, поддерживающие и конструктивные.
Деструктивный (разрушающий ) вид оценки: суждения родителей как критические высказывания о своем ребенке, его личностных качествах, поведении, действиях и их результатах. Например: плохой, тупой, баран, упрямый, кошмар и т.п. Часто деструктивные оценочные высказывания сопровождаются угрозами, предупреждениями («Если еще раз это повторится я…», «Не послушалась – пеняй на себя!»), что порождает нервно-эмоциональную напряженность у ребенка. Данные высказывания сопровождаются восклицательной раздраженной интонацией и соответствующей ярко выраженной агрессивной мимикой и пантомимикой (хмурятся брови, грозящий указательный палец). Возможно, что оценка родителей осуществляется в соответствии с неоправданно завышенным уровнем их требований, которые еще рано предъявлять ребенку, превосходящих его возможности. Это в свою очередь влияет на возникновение у него боязни действовать самостоятельно, такие оценочные суждения сигнализируют ему об опасности, «угрозе чего-нибудь очень плохого». Даже не начав что-то делать, он уже опасается осуждения своих действий. Неуверенность в себе приводит к развитию комплекса неполноценности и, как следствие, появляются чувство эмоциональной покинутости, озлобленность, агрессивность, недоверие к окружающим (чаще всего на всю последующую жизнь).
Ограничивающий вид оценки: суждения выносятся посредством соотнесения действий и результатов ребенка с некоторым эталоном, правилом поведения, который хорошо известен взрослому и «как бы» должен быть известен и ребенку. В большинстве случаев оценивание осуществляется строго по развитию отдельных качеств, без учета целостного подход к процессу развития и формирования личности дошкольника. Например: «Ты сделала неплохо, но могла бы еще лучше», «Все ребята в твоем возрасте уже хорошо рисуют, а ты даже карандаш плохо держишь!», «Если ты будешь еще больше стараться, то у тебя…». Данный вид оценки родителей ограничивает действия ребенка условными рамками, экспрессивность детских проявлений, ведет к угасанию инициативности, самостоятельности, что снижает эмоциональный тонус и удовлетворение выполняемыми действиями.
Поддерживающий вид оценки : суждения родителей носят поддерживающий характер поведения и различных видов деятельности ребенка.
Например: «Хороший, умный, добрый», «Мне сегодня понравилось, как ты делала…», «Мне понравилось с тобой вместе.… Давай в следующий раз …» . Данное оценивание нацелено на обеспечение эмоционального благополучия малыша, его уверенности в себе, реализацию своих возможностей. Хотя этот вид оценки обеспечивает процессы, необходимые для сохранения ощущения комфорта ребенка, однако не всегда определяет перспективу и тактику развития его достижений.
Конструктивный (развивающий ) вид оценки осуществляется с учетом интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Мнения родителей предполагают не только позитивную оценку качеств, действий, достижений ребенка, но и возможность дальнейшего приобретения, обогащения собственного опыта, а на его основе совершенствования и самоизменения.
Например: «Как хорошо у тебя получилось! У тебя еще недавно это не получалось, а сегодня удалось без моей помощи. Знаешь, почему ты достиг успеха?», «Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец! Я уверена, что и этому ты научишься», «Какие замечательные работы! Может, ты сможешь научить этому других ребят?», «Я считаю, что ты хорошо справился с.… А как ты можешь себя оценить?»
Таким образом, оценка родителей должна стимулировать самостоятельность, инициативность, оригинальность в осуществлении разнообразных видов детской деятельности и поведения, рождать уверенность в своих силах, устойчивое положительное отношение к себе, открытость внешнему миру. Оценочные суждения должны удовлетворять потребность каждого ребенка в признании, одобрении, даже если он и допускает ошибки. Это будет мешать формированию опыта негативного оценивания, создавая почву для проявления собственной активности, стремления к творчеству, приобретения умений придерживаться правил работы. У ребенка исчезают страх, нежелание выслушивать мнение о своей работе, а значит, исчезает недоверие к оценкам.

Источник

Читайте также:  Топовые идеи для бизнеса 2021
Оцените статью