Статья 31. Формы организации кадастровой деятельности
Статья 31. Формы организации кадастровой деятельности
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 31 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ в часть 1 статьи 31 настоящего Федерального закона внесены изменения
1. Кадастровый инженер может выбрать одну из следующих форм организации своей кадастровой деятельности:
1) в качестве индивидуального предпринимателя;
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 30 апреля 2021 г. — Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ
2) в качестве работника юридического лица, в том числе федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного органу регистрации прав, на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ в часть 2 статьи 31 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Кадастровый инженер в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе выбирать форму организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления самостоятельно.
Информация об изменениях:
4. Утратила силу с 1 июля 2016 г.
Информация об изменениях:
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
Формы организации кадастровой деятельности.
1. Кадастровый инженер может выбрать следующие формы организации своей кадастровой деятельности:
— в качестве индивидуального предпринимателя;
— в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом.
2. Кадастровый инженер в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе выбирать формы организации своей кадастровой деятельности и место ее осуществления самостоятельно.
3. Кадастровый инженер обязан уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавший ему квалификационный аттестат, и орган кадастрового учета о выбранной форме организации своей кадастровой деятельности. Соответствующее уведомление в письменной форме, заверенное подписью и печатью кадастрового инженера, представляется в указанные органы кадастровым инженером или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении в срок не позднее чем тридцать рабочих дней со дня получения кадастровым инженером квалификационного аттестата.
4. Каждый кадастровый инженер должен иметь печать, штампы, бланки, на которых указываются, в частности, его адрес (место его нахождения) и идентификационный номер его квалификационного аттестата.
Осуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Кадастровый инженер вправе принять решение об осуществлении своей кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, если он зарегистрирован в этом качестве в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Осуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности в качестве работника юридического лица.
1. Кадастровый инженер вправе осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом, являющимся коммерческой организацией, в качестве работника такого юридического лица. Договоры подряда на выполнение кадастровых работ заключаются таким юридическим лицом. Данные работы вправе выполнять только кадастровый инженер — работник такого юридического лица.
2. Указанное в части 1 настоящей статьи юридическое лицо обязано:
— иметь в штате не менее двух кадастровых инженеров, которые вправе осуществлять кадастровую деятельность;
— обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц при выполнении соответствующих кадастровых работ.
Саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности.
Кадастровые инженеры вправе создавать на добровольной основе некоммерческие объединения в форме некоммерческого партнерства, основанного на членстве кадастровых инженеров, в целях обеспечения условий для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, установления обязательных для членов таких объединений правил осуществления ими кадастровой деятельности, правил поведения при осуществлении этой деятельности, правил деловой и профессиональной этики кадастровых инженеров, а также в целях осуществления контроля за соблюдением данных правил, повышения квалификации кадастровых инженеров.
Основания для выполнения кадастровых работ.
1. Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ.
2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, кадастровые работы могут быть выполнены кадастровым инженером на основании определения суда. Суд самостоятелен в выборе соответствующего кадастрового инженера. Расходы, связанные с выполнением таких кадастровых работ, и денежное вознаграждение соответствующему кадастровому инженеру подлежат возмещению и выплате в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Результат кадастровых работ.
В результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо передает заказчику таких кадастровых работ следующие документы:
1. межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка);
2. технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части);
3. акт обследования (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства).
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. 2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами. 3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения: собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; (в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 48-ФЗ) землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут); правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.[19]
Земельный кодекс
Земельный кодекс Российской Федерации уточняет виды стоимостных оценок земли и сферы их применения. Он закрепляет использование для целей оценки земли показателей кадастровой и рыночной стоимости земельных участков. Согласно Земельного кодекса, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения1 и для иных случаев, предусмотренных Земельным кодексом и другими федеральными законами. В настоящее время кадастровая стоимость земли прямо не связана с рыночной стоимостью земельных участков. Она определяется расчетным способом посредством применения ведомственных методик. Однако Земельным кодексом предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка в процентах от его рыночной стоимости.
Иными случаями применения кадастровой стоимости земли являются случаи определения правовых режимов использования сельскохозяйственных земель в зависимости от их ценности, которая определяется на основании кадастровой стоимости. Земельный кодекс устанавливает, что для строительства промышленных объектов и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земель сельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Изъятие сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
Оценка рыночной стоимости земли проводится в целях совершения сделки. В Земельном кодексе также предусмотрены случаи возмещения рыночной стоимости земельного участка его собственнику при реквизиции (временном изъятии) и изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
Данный закон устанавливает цену земли под зданиями, строениями и сооружениями при ее выкупе из государственной и муниципальной собственности. Он также уточняет, что в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, вместо нее применяется нормативная цена земли.
Правила организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков
Данный документ является наиболее важным из документов второго уровня для дальнейшего становления института оценки в нашей стране. В соответствии с Правилами начальная цена земельного участка, начальный размер арендной платы и величина их повышения («шаг аукциона») при проведении торгов определяются на основании отчета независимого оценщика. То есть, цена выставляемого на торги земельного участка или права его аренды определяется на основании рыночной стоимости, рассчитанной оценщиком.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель
Эти правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий.
В соответствии с ними кадастровую оценку земель проводят Федеральная служба земельного кадастра, ее территориальные органы и находящиеся в их ведении организации. К проведению кадастровой оценки земель могут привлекаться лица, имеющие лицензию на проведение оценочной деятельности и прошедшие обучение методам кадастровой оценки земли. Для вступления в силу результаты кадастровой оценки должны быть утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Правила взимания и учета платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда предназначены для определения стоимости земель, которые переводятся из лесных в нелесные и изымаются из лесного фонда.[4]
Перевод лесных земель в нелесные означает изменение вида разрешенного использования земель, например, для строительства дороги или карьера. Земли при этом остаются в государственной собственности. Изъятие земель лесного фонда за плату означает их продажу, но продажу по фиксированным ценам, которые установлены данными правилами, так же как цены выкупа земли под зданиями, строениями и сооружениями. В Правилах приводятся базовые размеры платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда, дифференцированные по группам древесных пород (хвойные, твердолиственные, мягколиственные), по классам бонитета или продуктивности лесов. Расчет платы за конкретные участки проводится путем применения коэффициентов, установленных этими же правилами.
Постановление Правительства РФ о порядке определения нормативной цены земли устанавливает порядок и основные принципы определения нормативной цены земли. Нормативная цена представляет собой фиксированный показатель стоимостной оценки земли. Сфера применения данного показателя четко не определена. В соответствии с законом о плате за землю нормативная цена должна была применяться для получения банковского кредита под залог земельного участка; при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче земли по наследству. В некоторых субъектах Российской Федерации, где нормативная цена установлена, она применяется для взимания пошлин при совершении сделок с земельными участками, при дифференциации ставок земельного налога по оценочным зонам, для определения стоимости земельных долей, вносимых в уставный капитал. В Москве данный показатель не применяется. До принятия Земельного кодекса и федерального закона о его введении в действие она применялась в качестве выкупной цены земельных участков в населенных пунктах, при продаже земельных участков для индивидуального предпринимательства.[14]
Положение о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства
Данное положение устанавливает порядок возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением их прав или ухудшением качества земель.К убыткам относят стоимость жилых зданий, объектов культурно-бытового назначения, производственных и иных зданий и сооружений или затраты по их переносу на новое место; стоимость плодово-ягодных, защитных и иных многолетних насаждений; стоимость незавершенного производства; убытки (затраты), вызываемые возникающими неудобствами землевладения и землепользования, убытки (затраты), необходимые для восстановления ухудшенного качества земель; убытки (затраты), связанные с ограничением права пользователя земли, упущенная выгода.
Положение также устанавливает порядок возмещения потерь (имеется в виду общество, государство), вызванные изъятием сельскохозяйственных угодий для использования их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства. Данные потери выражаются в сокращении (безвозвратной потере) площадей используемых сельскохозяйственных угодий или ухудшении их качества (снижения плодородия почв) под влиянием деятельности предприятий, учреждений и организаций и возмещаются по нормативам стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных целей.
С юридической точки зрения, данные нормативы представляют собой плату за изменение категории земли и вида разрешенного использования в результате предоставления сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. С экономической точки зрения, данные нормативы представляют собой возмещение ущерба, причиненного обществу утратой сельскохозяйственных угодий, признаваемых землями, обладающими особой ценностью.
Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков утверждены распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 г. № 568-р
Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков являются документом, раскрывающим основные положения принятых ранее Стандартов оценки, применительно к оценке рыночной стоимости земли. В них содержатся общие принципы и методы оценки земли, которые могут быть конкретизированы для каждого случая проведения оценки земельного участка в зависимости от наличия необходимой информации, финансовых ресурсов и времени на проведение оценки. Рекомендации могут быть применены при оценке рыночной стоимости земель всех категорий, так как представленные в них методы не дифференцированы в зависимости от категории и вида использования земель, как это делается при кадастровой оценке земли. Исключением являются земли сельскохозяйственного назначения, для которых уточняются особенности их оценки. Основными методами оценки земельных участков признаются: метод сравнения продаж, метод выделения, метод распределения, метод капитализации земельной ренты, метод остатка.
Стоимостные показатели, используемые в отечественных нормативных правовых документах
В настоящее время у нас в стране существует довольно большое количество нормативных стоимостных показателей, применение которых является обязательным в тех или иных случаях, связанных с оценкой земли и природных ресурсов.
Данные показатели содержатся в целом ряде ведомственных документов, а порядок их применения устанавливается нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня.
К таким показателям относятся:
— нормативная цена земли;
— кадастровая стоимость земельных участков;
— цена земли под зданиями, строениями и сооружениями, устанавливаемая субъектами Российской Федерации при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
— нормативы освоения земель сельскохозяйственного назначения;
— минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню;
— ставки лесных податей, устанавливаемые субъектами Российской Федерации за отдельные виды лесопользования, включая древесину, отпускаемую на корню;
— кадастровая стоимость участков лесного фонда (экономическая оценка);
— базовые размеры платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда;
— таксы в возмещение ущерба лесного хозяйства;
— неустойки за нарушения лесохозяйственных требований;
— таксы в возмещение ущерба, причиненные незаконным добыванием объектов животного мира;
— стоимость лицензий за добычу охотничьих животных;
— иные виды стоимостных показателей, утверждаемых на региональном или местном уровнях, например, базовые ставки арендной платы за землю, ставки земельного налога, стоимость единицы площади местообитаний, компенсационная и восстановительная стоимость зеленых насаждений, стоимость компенсационного озеленения и др.[24]
Минимальные ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, — это стоимостные показатели, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, главным образом, для определения платежей за заготовку леса и иных видов лесных ресурсов. Используются практически во всех случаях связанных с применением стоимостных оценок лесных ресурсов. После вступления в действие второй части Налогового кодекса могут быть отменены в связи с переходом на лесной налог.
Кадастровая стоимость участков лесного фонда — показатель стоимостной оценки лесных и нелесных земель, входящих в состав лесного фонда. До принятия постановления Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. № 278 г. применялась при определении ставок платы за перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) за изъятие земель лесного фонда. Показатели кадастровой оценки участков лесного фонда рассчитываются на основе ставок лесных податей и утверждаются территориальными органами Министерства природных ресурсов.
Базовые размеры платы за перевод лесных земель в нелесные и базовые размеры платы за изъятие земель лесного фонда — стоимостные показатели, применяемый для расчета размера платы за перевод лесных земель в нелесные и за изъятие земель лесного фонда. Показатели введены постановлением Правительства РФ от 29.04 2002 г. № 278 вместо ставок платы за перевод лесных земель в нелесные земли, утверждаемых ранее органами власти субъектов Российской Федерации на основе показателей кадастровой оценки участков лесного фонда.[19]
Источник