Ввиду своей умственной деятельности

Умственная деятельность

Как влияет на нашу психику умственная деятельность, с учетом того, что она ведется добровольно, когда человеку действительно интересно делать то, что он делает? Безусловно, она успокаивает и концентрирует, придает поведению человека больше расчетливости и трезвости. Вообще когда человек думает, он меньше подвержен эмоциям, они занимают значительно меньше места в его голове, где буквально кипит работа. Поэтому воздействие умственной деятельности на психику человека, самое, что не на есть благоприятное, положительное для его жизни. Вообще, чем умнее и образованнее человек, тем меньше он подвержен манипуляциям собой, посредством воздействия на его основные инстинкты. Хотя согласно статистике больше девяноста процентов людей, ведут бессознательный образ жизни, у человека с более высоким уровнем мышления, соответственно больше поле сознательности своих поступков.

Что мы делаем и почему, как это происходит и что за этим стоит, все это вопросы, на которые мы просто обязаны находить ответы, если не хотим быть марионетками и жить не как люди, а как управляемые куклы. И активная умственная деятельность, прекрасно способствует возможности повысить свой уровень мышления. Это не значит что вам нужно много знать, зубрежка это не умственный показатель, это всего лишь зубрежка. Действительно умственной деятельностью, является деятельность, при которой человек просто много думает, вычисляет, рассчитывает, задается вопросами, ища на них ответы. В таком состоянии люди могут уйти даже от всех своих внешних проблем, что собственно они и делают, с головой окунаясь в свою работу. Это очень хороший способ, успокоится или побороть депрессию, и в целом избавится от ненужных эмоций, бьющих через край и мешающих нам объективно реагировать на окружающую нас действительность.

Голова должна работать – это ее основная задача, а наше поведение должно быть подконтрольно нам, что и обеспечивает нам активная умственная деятельность. Если прежде чем что-то сделать, мы хорошенько подумаем, то сведем количество ошибок в своей жизни к минимуму. Но если мы будем действовать не осознано, подчиняясь внешним раздражителям и реагируя на них, так как они того хотят, то разумеется мы можем всякого натворить, о чем потом долго будем жалеть. Так что занимайте себя чем-нибудь требующим самого активного умственного труда, развивайте тем самым в себе привычку думать, дабы у вас не болела от этого голова. И потом даже если говорить об умственной работе, то у нее гораздо больше перспектив, нежели у физической. Ведь как вы знаете, думать, это очень тяжелый труд, потому так мало людей этим занимаются. Заниматься умственной работой очень полезно, не надо только забывать при этом, еще что-то делать, а то одними размышлениями сыт не будешь, да и дела сами по себе не делаются.

Любая ваша умственная активность, обязательно должна отражаться на конкретном результате, это тоже оказывает воздействие на психику, поскольку в этом случае вы имеете наглядное подтверждение своим мыслям, то есть тому, что они правильные. Подумал – сделал! Или, подумал и что-нибудь этакое придумал, чего еще никто никогда не придумывал, а потом сделал, так сказать, воплотил в реальность свою идею. Вот это здорово. А вот просто постоянно заниматься умственной деятельностью без стремления к какому-нибудь, пусть даже не материальному, но хотя бы более или менее ощутимому результату, ну это, как-то, не очень на мой взгляд правильно. И все же несмотря ни на что, вы все-таки больше думайте, даже если ничего особенного не придумаете, вы хотя бы будете свой мозг нагружать работой, чтобы он не уснул.

Источник

Умственный и физический труд

Труд — первое и основное условие человеческого существования. Это фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения его потребностей.

И он не только доставляет нам необходимые средства существования, но и создал человека. Происходя от человекоподобных обезьян, человек благодаря труду выделился из всего остального животного мира.

Действуя на внешнюю природу, человек изменяет как её, так и самого себя. Изменяя природу, человек осуществляет свою сознательную цель, приспосабливает предметы природы к человеческим потребностям.

Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой — К. Маркс

Разделение труда

Общественное разделение труда, обусловлено принципиальными различиями в предметах труда, образует сферы трудовой деятельности: умственный труд и физический , промышленность, сельское хозяйство, науку, культуру, обслуживание и многие другие.

Умственный и физический труд — две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности; социальная форма разделения труда в зависимости от способа воздействия на предмет труда.

Умственный труд — аналитико-синтетическая мыслительная деятельность, продуктом которой является определенным образом оформленная информация (текст, расчет, чертеж, сообщение, распоряжение и др.)

Физический труд — вид трудовой деятельности, связанный с приложением мускульных усилий человека и направленный на изменение материально-вещественной среды.

Любой вид деятельности в определенных пропорциях сочетает элементы умственного и физического труда . В умственном труде физические функции выступают средством получения, оформления информации, в физическом умственные направлены на выбор, планирование, контролирование соответствующего физического усилия.

На ранних этапов общественного развития труд осуществлялся как нераздельный процесс. Человек выполнял все существующие виды работ. Разделение умственного и физического труда являет сложной, противоречивой формой общественного разделения труда. Превращение умственного труда в самостоятельный вид деятельности обусловило специализацию индивида в сфере интеллектуальной деятельности, что привело к резкому ускорению духовного и материального развития общества.

Закрепление за индивидом определенной профессии, набора требований, диктуемых извне разделением труда, часто мешает ему проявлять себя как личность, он выступает как носитель определенной заданной функции. Вместе с тем разделение труда позволяет индивиду осуществить профессиональный выбор в соответствии со своими интересами, склонностями и виде деятельности .

Научно-технический прогресс, все более полная передача технических средствам рутинных физических и умственных функций человека процессе механизации, автоматизации, роботизации производства, техническое усложнение орудий труда вызывают изменение пропорций умственного и физического труда в некоторых видах трудовой деятельности, увеличивая удельный вес элементов умственного труда.

Современные принцип развития производства создают объективные условия для интеграции умственного и физического труда , при этом повышается значение таких факторов, как сложность труда , наличие творческих элементов , отсутствие монотонных, предписанных действий и др.

Читайте также:  Компания сформировала свои позиции

Качественные сдвиги в социальной сфере невозможны без глубоких преобразований в содержании труда.

— Краткий словарь по социологии; Политиздат, 1988

— Краткий философский словарь, 1952

Источник

Физиология труда: умственный труд и его особенности

» data-shape=»round» data-use-links data-color-scheme=»normal» data-direction=»horizontal» data-services=»messenger,vkontakte,facebook,odnoklassniki,telegram,twitter,viber,whatsapp,moimir,lj,blogger»>

Умственный труд и его особенности

Умственный труд – это выполнение работы, связанной с прие­мом и переработкой информации, что требует активного функционирования сенсорного аппарата, а также структур мозга, которые обеспечивают такие психические процессы как память, внимание, мышление, эмоции.

Классификация умственного труда.
1. Операторский труд
– группы профессий, связанных с управ­лением машинами, оборудованием, технологическими процесса­ми.
2. Управленческий труд – это руководители учреждений, пред­приятий, подразделений, учителя и преподаватели. Для данной категории лиц характерно:
– большой объем информации для постоянного использования;
– дефицит времени;
– ответственность за принятие решения.
3. Творческий труд – требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий высокую интенсивность внимания, напряженность мышления к большой объем памяти.
4. Труд медицинских работников – характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, контактами с людьми, большим объемом памяти, напряженностью мышления, ответственностью за здоровье и жизнь другого человека
5. Труд учащихся и студентов – требует напряжения памяти, восприятия, внимания, особенно концентрации и устойчивости внимания. Наличие стрессовых ситуаций – зачетов и экзаменов.

Заболеваемость при умственной деятельности

При правильной организации умственного труда не наблюдается его отрицательного влияния на организм человека. Есть и поло­жительное влияние умственного труда на здоровье. Например, труд конструкторов не имеет больших эмоциональных срывов и напряжения, поэтому у конструкторов уровень сердечно-сосудистых заболеваний не превышает 8%, у телефонисток (де­фицит времени при обработке информации) составляет 16%. Особенно эмоционально напряженным является труд руководя­щих работников. Среди них 40-50% имеют гипертоническую болезнь или ишемическую болезнь сердца.

Факторы риска сердечно-сосудистой патологии у людей умст­венного труда:
– повышенная нервно-эмоциональная напряженность;
– гипокинезия;
– избыточная масса тела;
– курение;
– наследственная предрасположенность.

Механизмы умственного труда

Изменения физиологических функций при умственном труде.
Умственный труд, в отличие oт физического, характеризуется менее выраженными изменениями функций в организме.

Основным условием трудового процесса при выполнении умст­венной работы является поддержание устойчивой доминанты. Психическая деятельность, осуществляется всем мозгом том в целом, но различные отделы центральной нервной системы функционируют дифференцированно. Они включаются в единое целое для обеспечения различных по содержанию форм психи­ческой деятельности.

Вовлекаются специфические (анализаторные) и неспецифические (ассоциативные зоны коры, лимбическая система) структу­ры мозга, Во время умственной деятельности локальные про­цессы захватывают различные корково-подкорковые взаимоот­ношения в обоих полушариях головного мозга.

Если генерализованные (общие) изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локаль­ные процессы активации наблюдаются при разных видах деятельности в разных областях коры. Чем сложнее работа мозга, тем больше его структур синхронно функционирует. Например. Если работа связана с функцией речи, то большую роль играют отделы левого полушария (центры речи). Огромная роль при­надлежит лобным отделам мозга (ассоциативные отделы), кото­рые объединяют неспецифические формы активности с посту­пающей чувствительной (афферентной) информацией.

Показатели деятельности нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем во время умственной деятельности свидетель­ствуют о возрастании нервного напряжения, которое обуслов­лено следующими факторами трудового процесса:

1. необходимость одновременного наблюдения за несколь­кими меняющимися во времени производственными про­цессами;
2. восприятие и переработка большого объема различной информации;
3. дефицит времени для переработки значимой информа­ции и принятия решения;
4. частое переключение внимания с одного объекта наблюдения на другой и необходимость использования разных информационных потоков;
5. необходимость поддержания в течение длительного вре­мени высокой интенсивности внимания, памяти, мышле­ния;
6. выполнение работ в ночное время;
7. возможность возникновения аварийной ситуации и де­фицит времени, отпущенный на ее устранение
8. повышенная ответственность за принимаемые решения.

Специфическая особенность умственного труда – сопутствующее изменение функционального состояния центральной нервной системы. Психические процессы сопровождаются активацией специфических и неспецифических образований мозга.

Общие изменения активности мозга сопровождают любой вид умственного труда, локальные процессы активации развиваются в различных областях коры и глубоких структур мозга в зависимости от вида деятельности.

В процессе умственного труда наблюдается психическая актив­ность, которая протекает с участием нейронов многих отделов мозга:
– коры;
– подкорковых образований;
– лимбической сиситемы.

При умственной деятельности функционируют оба полушария мозга. В результате выполнения любой умственной деятельности происходит общая активация мозга, одновременна отметается повышение локальной активности, которая зависит да вида психического процесса (перцептивная, моторная, вер­бальная, мнестическая). Особую роль в умственной деятельности играют лобные доли. Эмоции играют роль организатора целена­правленной умственной деятельности.

Возникновение нервно-эмоционального напряжения при умст­венной деятельности объясняется тем, что объем информации, которую мозг должен обработать, близок или даже превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Необхо­димо различить близкие по зиачению сигналы и выполнять тонкие процессы мышления. К эмоциональному напряжению при­водит ответственность работы.

В целом, при умственном труде имеет место сочетание эмоциональных факторов и напряжения психической деятельности, по­этому рассматривают нервно-эмоциональное напряжение. Для обеспечения умственной деятельности существенное значе­ние имеет активность симпато-адреналовой системы и гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной оси. Чем больше степень нервно-эмоционального напряжения, том выше активность этих стресс-реализующих систем.

Непродолжительное повышение нервно-эмоционального напря­жения имеет положительное значение для деятельности цен­тральной нервной системы, так как в данном отделе возрастает интенсивность обмена веществ и увеличивается скорость перера­ботки информации.

Длительное нервно-эмоциональное напряжение приводит к существенному изменению сердечно-сосудистой системы: возрас­тают систолический и минутный объем сердца, артериальное давление и отмечается учащение пульса. В состоянии стресса, например, на экзамене, еще больше активируется симпато-адреналовая система.

При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока: он становится интенсивнее в тех отделах, которые принимают непосредственное участие в деятельности. Интенсивность кровотока возрастает при умственном труде, осо­бенно в левом полушарии. Постоянное высокое нервно-эмоциональное напряжение, сопро­вождающее умственную деятельность, приводит к развитию за­болеваний.

Напряженная умственная деятельность сопровождается значительным увеличением обмена веществ, что связано с непроиз­вольным сокращением скелетных мышц, которые не имеют пря­мого отношения к выполняемой работе.

Физиологическая характеристика труда в условиях зрительного напряжения

Под контролем зрения совершается до 80-90% трудовых опера­ций. Профессии (операторы, сортировщики, огранщики и др.) объединяет общий фактор – зрительное на­пряжение, которое может служить и самостоятельным фактором, который определяет физиологическую нагрузку на организм ра­ботающих.

Напряжение умственного труда усиливается в том случае, когда зрительное напряжение сочетается с другими факторами трудо­вого процесса:
– дефицит времени;
– плохая освещенность;
– высокая ответственность.

Читайте также:  Идеи для организации своего пространства

При работе в условиях зрительного напряжения изменяется рефракция глаза и аккомодационная способность глаз, снижается контрастная чувствительность, уменьшается устойчивость хроматического и ахроматического видения, сокращаются границы по­ля зрения, снижаются острота зрения и скорость восприятия и переработки информаций. Все эти изменения говорят о развитии зрительного утомления. При чрезмерной интенсивности зрительного напряжения утомление накапливается и приводит к развитию перенапряжения, а далее и к развитию патологии зри­тельного аппарата.

Принципы профилактики зрительного утомлении и перенапряжения

Снижение зрительного переутомления можно осуществить при соблюдении следующих принципов:

1. устранить пульсации освещенности рабочего места, постоянную смену полей зрения, резкие световые и цветовые контрасты, сильную освещенность, слепящие поверхности
2. при работе с дисплеями необходимо регламентировать яркость фонового свечения экрана, яркость и контрастность изображе­ния, ширину линий, частоту мелькания изображений. Операторы должны иметь возможность изменять по своему усмотрению на­клон корпуса, высоту пульта с клавиатурой, высоту экрана, рас­стояние от экрана до глаз;
3. с целью предотвращения развития перенапряжения органов зрения необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха, включающий:

– распорядок и продолжительность рабочего дня,
– введение регламентированных перерывов в работе,
– сеансов релаксации;
– выполнение упражнений для глаз,
– соблюдение рекомендаций для организации активного отдыха.
– проведение окулистами отбора лиц на работу, которая требует напряжения органов зрения.

Организация трудового процесса при умственной деятельности

Для умственной деятельности характерно то, что после завер­шения она может продолжаться и бывает трудно ее остановить, поэтому для достижения, этой цели необходимо переключение. Особенно эффективно переключение с умственной деятельности на физический труд.

Особенности утомления при умственном труде:
– чувство слабости;
– расстройство внимания;
– ухудшение памяти и мышления;
– ослабление воли;
– сонливость
– моторные нарушения: координации, снижение силы, торопливость при выполнении.

Развитие утомления зависит от состояния организма человека, внешних и эмоциональных факторов. Продолжение работы при развивающемся умственном утомлении происходит при повыше­нии эмоциональной напряженности.

Основные принципы организации умственной деятельности бы­ли сформулированы в 1911 г. русским физиологом Н. Е. Введенским:

1. В работу нужно входить постепенно.
2. Должен быть определенный ритм работы, так как рит­мичность деятельности способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.
3. Необходимо придерживаться обычной последовательно­сти в деятельности, что предполагает регулярную, организо­ванную и плановую работу.
4. Необходимо установить правильное чередование труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть актив­ным и сочетаться с физическими упражнениями.
5. Высокая работоспособность сохраняется при постоянной и систематической деятельности, при которой закрепляется навык.

Рекомендации, ориентированные на повышение качества умст­венного труда:
1. поддержание профессиональных знаний на уровне, дос­таточном для решения любых задач, которые возникают во время работы;
2. поддержание умеренного и постоянного уровня произ­водственной нагрузки;
3. соблюдение ритмичности в работе;
4. создание условий для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных;
5. перерывы на отдых должны быть заполнены деятельно­стью, которая снимает психо-эмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, специ­альные психогигиенические процедуры);
6. во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 минут выполнять физические упражнения с интенсивностью в пре­делах 70-75% от индивидуальной максимальной частоты сер­дечных сокращений.

Таблица 1. Характеристика признаков утомления при умственном труде.

Признак

Начинающее­ся переутом­ление

Легкое пере­утомление

Выраженное

переутомле­ние

Тяжелое пе­реутомление

Снижение
трудоспособ­ности

Компенсация
волевыми
усилиями снижения
трудоспособ­ности

Эмоциональ­ные сдвиги

Временное снижение интереса к работе

Временами
неустойчивое
настроение

Угнетение, резкая раз­дражительность

Расстройство
сна

Трудно засы­пать или про­сыпаться

Трудно засы­пать или про­сыпаться

Снижение
умственной
работоспособности

Заметное
ослабление
внимания

Лечение

Упорядочить отдых, заня­тия физкуль­турой

Очередной отпуск и отдых

Срочный очередной отпуск, организован­ный отдых

Лечение в стационаре или в поли­клинике

Отрицательное влияние умственного труда на организм

Умственный труд вызывает нервно-эмоциональное напряжение, что приводит к обострению восприятия, внимания, памяти, проявлению вегетативных сдвигов. Для каждого вида деятельно­сти необходим определенный оптимальный уровень эмоциональ­ной напряженности, при котором реакции организма оказывают­ся наиболее совершенными и эффективными.

При умственном труде эмоции являются организаторами целе­направленного поведения. Во время выполнения умственной работы существенные изменения претерпевают психические про­цессы. В начале работы внимание, запоминание, выполнение «тестовых» задач постепенно улучшается – врабатывание. Значительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психику — быстро появляется усталость.

При непродолжительном эмоциональном возбуждении эмоции положительно влияют на работоспособность, при деятельном эмоциональном напряжении может наблюдаться обратный эф­фект.

В процессе эмоционального возбуждения происходит:
– ускорение обмена катехоламинов (адреналин, норадреналин), их синтез и выход;
– стимуляция энергетических процессов
– стимуляция минерального обмена
– повышение возбудимости нейронов;
– повышение уровня глюкозы в крови;
– повышение содержания свободных жирных ки­слот (риск атеросклероза);
– увеличение частоты сердечных сокращений;
– повышение артериального давления.

Умственный труд, не осложненный отрицательными эмоциями, не оказывает значительного неблагоприятного действия на орга­низм, в то же время среди работников умственного труда высок процент заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. Недостаточная активность скелетных мышц, которые в норме спо­собствуют развитию процессов адаптации и повышают функциональные резервы организма, приводят к обратному результату – снижению адаптации. Поэтому важным средством поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья человека яв­ляется чередование умственного и физического труда, использо­вание комплекса физических упражнений.

Питание при умственном труде

При умственном труде во внеслужебное время энергетические затраты не превышают 371-460 кДж (90-110 ккал), в рабочие часы составляют 9623-10042 кДж (2300-2400) в сутки.

На здоровье работников умственного труда и их работоспособ­ность значительное влияние оказывает:
– гипокинезия
– недостаточность моторно-висцеральных рефлексов;
– избыточная масса тела;
– раннее развитие атеросклероза.

Под гипокинезией понимают малую двигательную активность и почти полное прекращение какой-либо физической работы. Ак­тивно функционирующая мышечная система является фактором, который обеспечивает нормальные функции других систем орга­низма, в первую очередь сердечно-сосудистой и нервной и спо­собствует нормализации обмена веществ.

Недостаточная мышечная нагрузка в условиях относительно высококалорийного питания неизбежно приводит к увеличению мас­сы тела. Неблагоприятные последствия избыточного питания на фоне небольшой физической нагрузки позволяют считать, что одним из основных принципов рационального питания при ин­теллектуальном труде является снижение калорийности потреб­ляемой пищи до уровня энергетических затрат.

Необходимо изменить режим питания, увеличив число приемов небольших количеств пищи до 4-5 раз в сутки. Поскольку уме­ренно ограниченное питание рассчитано на многолетнее приме­нения, оно должно быть сбалансированным и полноценным, обеспечивать удовлетворение всех потребностей организма и ис­ключать какие-либо элементы недоедания и пищевую недоста­точность.Умеренно ограниченное питание предусматривает высокое раз­нообразие с использованием широкого ассортимента пищевых продуктов.

Читайте также:  Актуальные бизнес идеи новинки

При построении суточного пищевого рациона необходимо со­блюдать следующие принципы:
1. Энергетическая ценность рациона в пределах 2400-2500 ккал, в том числе углеводы должны обеспечивать 1100-1400 ккал; жиры 720-810 ккал; белки 400-460 ккал.
2. В среднем при умеренно ограниченном рационе суточная норма белка 57-69 г, жира 63-77 г, углеводов 300-350 г.
3. Количество белка животного происхождения должно со­ставлять не менее 50% от суточной нормы, при этом половина данного количества должна обеспечиваться молочным белком.
4. Необходимо одну четверть жировой части рациона отнести за счет сливочного масла, другую – растительное масло, третью и четвертую – жир, содержащийся в самих пищевых продуктах, и кухонные жиры (маргарин), используемые с кулинарной целью.
5. Из общего количества углеводов на долю сахара должно приходиться не более 15%. Желательно, чтобы за счет углеводов картофеля, овощей и фруктов обеспечивалось не менее 25% общего количества углеводов (примерно 80-100 г.).

При малой физической нагрузке подлежат ограничению углево­ды, особенно низкомолекулярные. Усиленное потребление сахара при резко выраженной малоподвижности, связанной с продолжительной умственной работой, неизбежно приводит к увеличе­нию массы тела и ожирению.

В питании работников умственного труда особое значение имеют отдельные компоненты, которые обладают липотропными и противосклеротическими свойствами. К липотропным веществам относится аминокислота метионин, которая содержится в творо­ге. При умственном труде источником метионина и других серо­содержащих аминокислот могут служить сыры, куриное мясо, рыба, в которой содержание ука­занные аминокислот почти в 1, 5 раза больше, чем в твороге. Среди растительных культур следует отметить бобовые и рожь, являющиеся хорошим источником серосодержащих аминокислот.

При умственном труде организм нуждается в первую очередь в витаминах, которые стимулируют окислительно­-восстановительные реакции. Такими свойствами обладают вита­мины В2, В6, С, Р, PP. Не меньше важны витамины с липотропным и антисклеротическим действием: холин, инозит, витамины Е и В12, фолиевая кислота, а также витамин F.

Для работников умственного труда большое значение имеет пре­дупреждение скрытых форм витаминной недостаточности, кото­рые не имеют четко выраженных симптомов, однако известны нарушения общего характера: понижение работоспособности, особенно умственной. В развитии атеросклероза и гипертонической болезни скрытые формы витаминной недостаточности играют важную роль и час­то способствуют прогрессированию данных заболеваний.

Наиболее рациональным является режим питания с четырехра­зовым приемом нищи, при котором достигается лучшее перева­ривание нищи и максимальное усвоение питательных веществ. При таком режиме промежутки между приемами пищи не пре­вышают 4-5 часов, поэтому создается равномерная нагрузка на пищеварительный аппарат, обеспечивается наиболее полная об­работка пищи соками, которые наиболее полноценны по перева­ривающей силе.

Для восстановления нормальной деятельности пищеварительных желез они должны иметь ежесуточно отдых 10-11 часов. Позд­ний ужин лишает секреторный аппарат отдыха, что приводит к перенапряжению и истощению пищеварительных желез, поэтому ужинать следует не позднее, чем за 3 часа до сна. При четырех­разовом питании рекомендуется на завтрак 25% суточного ра­циона, на второй завтрак 15%, на обед 35%, на ужин 25%.

Особенности трудовой деятельности студентов

Заболеваемость студентов.
Первое место в структуре заболеваний студентов занимает ги­пертоническая болезнь. У студентов технических вузов она об­наруживается в 8-9%, у медиков – в 1%. Второе место занимают гипотонические состояния. Затем идут острые и хронические тонзиллиты (3,5-5,7% студентов), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. У старшекурсников язвенная бо­лезнь встречается чаще. Выражена распространенность близору­кости, процент которой также выше на старших курсах.

Режим труда и отдыха.
Студенты работают до 12 часов ежедневно. Около 30% студентов затрачивают на учебный процесс также и часть ночного времени. Даже в не экзаменационный период 30-40% студентов недосыпа­ют. До 30% студентов не имеют свободного времени. Эти данные указывают на то, что у студентов большая нагрузка и нерацио­нально организован отдых.

По данным литературы лишь 6-10% студентов соблюдают режим питания, остальные либо не завтракают, либо вынуждены поздно принимать ужин. В суточном рационе преобладает жирная и углеводная пища, недостаточно содержание белка, особенно животного происхождения. Студенты мало бывают на свежем воздухе. Около 83% суточного времени студенты находятся в состоянии относительной непод­вижности. Процент студентов, занимающихся спортом, не пре­вышает 23%.

По данным гигиенических исследований установлено, что даже в течение 1 часа в аудитории накапливается углекислый газ и его содержание возрастает в 3-4 раза в непроветриваемой аудитории. Температура воздуха в помещении возрастает на 3-5 градусов, влажность увеличивается на 3-4%. К концу учебного дня в плохо проветриваемых помещениях температура воздуха достигает 26 градусов, относительная влажность 80%, а уровень углекислого газа превышает предельно допустимые концентрации.

Изменения в организме студентов в период семестровых за­нятий и экзаменов.

Установлено, что к концу рабочего дня у студентов снижается уровень, внимания, уменьшается объем памяти, замедляется час­тота сердечных сокращений, снижается уровень артериального давления, увеличивается латентное время зрительно-моторной реакции, ослабляется дифференцировочное торможение. Все это указывает на развитие утомление (снижение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы). Эти сдвиги особенно выражены во второй половине рабочей недели. По данным электроэнцефалографии, в конце дня у студентов снижаются показатели общей мозговой активности.

По результатам исследования крови, наиболее утомительной для студентов является самостоятельная работа, на втором месте практические занятия и наименьшие сдвиги наблюдаются на лекции. Во время экзамена повышаются температура тела и артериаль­ное давление, возрастают частота сердечных сокращений, число эритроцитов, количество гемоглобина, уровень сахара, следова­тельно, наблюдается активация симпатической нервной системы.

Наиболее глубокие вегетативные сдвиги наблюдаются в момент взятия билета и ответа экзаменатору. Частота сердечных сокра­щений достигает 168 ударов в минуту, частота дыхания – 33 в минуту. Показатели восстанавливаются только через день. Перед экзаменом происходит некоторое уменьшение поля зре­ния, восстановление до нормы происходит только через 8-15 ча­сов. Перед ответом на экзамене снижается функция внимания, восстановление осуществляется после окончания экзамена.

Вегетативные сдвиги в период сессии наименее выражены у сту­дентов, которые регулярно занимаются спортом и имеющих вы­сокую успеваемость. Письменный экзамен вызывает менее зна­чительные изменения функций вегетативной нервной системы, чем устный экзамен.

Список используемых сокращений:

АКТГ – адренокортикотропный гормон
ДО – дыхательный объем
КПД – коэффициент полезного действия
КОС – кислотно-основное состояние
МОД – минутный объем дыхания
МОК – минутный объем крови
рО2 – напряжение кислорода в крови
рСО2 – напряжение углекислого газа в крови
ЦНС – центральная нервная система
ЧД – частота дыхания
ЧСС – частота сердечных сокращений

Источник

Оцените статью