Вуз прекратил свою деятельность

Гражданская инициатива

За бесплатное образование и медицину

В России отчислили половину вузов За три года прекратили существование более тысячи учебных заведений

Автор: Анна Макеева

В России отчислили половину вузов За три года прекратили существование более тысячи учебных заведений

За три года число вузов и их филиалов в России сократилось почти наполовину — на 1097 организаций. Таким образом, фактически завершена «зачистка» высшего образования в России, объявленная предыдущим руководством Минобрнауки. Она предполагала сокращение числа вузов на 40%, а филиалов — на 80%. В экспертном сообществе отмечают, что теперь система оценки качества высшего образования в России должна сосредоточиться на проверках только там, «где риски наиболее высоки». Собеседники “Ъ” не исключают, что этот вопрос может быть поднят в ближайшее время в связи с «возможной сменой кабинета министров».

В распоряжении “Ъ” оказалась ведомственная аналитическая справка, из которой следует, что в 2017 году Федеральная служба по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) приостановила действие лицензии 35 организаций высшего образования. В 68 вузах и их филиалах был запрещен прием абитуриентов. Лишены государственной лицензии на образовательную деятельность 58 вузов. В 125 действие государственной аккредитации было приостановлено (в 70 из них после устранения нарушений лицензия возобновлена). По решению арбитражных судов в 32 организациях было аннулировано действие лицензии (18 из них — в Москве).

Аккредитация подтверждает уровень реализуемых образовательных программ и соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам. Лицензия дает образовательной организации право осуществлять образовательную деятельность.

Таким образом, с 2014 по 2017 год количество вузов и филиалов в России сократилось на 1097 (с 2268 до 1171; данные на январь 2018 года). Сокращение более всего затронуло филиалы государственных и негосударственных вузов: число первых уменьшилось с 908 до 428, вторых — с 422 до 81. Государственные головные вузы за три года также понесли потери, их стало меньше на 83 (с 567 до 484), негосударственных — на 193 (с 371 до 178). С 2014 по 2017 год по итогам проверок возбуждено 2850 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц образовательных организаций, которые были оштрафованы на общую сумму 48,3 млн руб.

Фактически эти показатели соответствуют планам Минобрнауки, где ранее сообщали о намерении к концу 2016 года «завершить очистку высшего образования от вузов и филиалов, которые не дают качественного образования». Как сообщал “Ъ”, в марте 2015 года работавший тогда министром образованияДмитрий Ливанов заявлял, что концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы предусматривает сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов — на 80%. «Речь идет прежде всего о сокращении негосударственных вузов, дающих некачественное образование,— подчеркнул господин Ливанов.— У нас есть примерно 100–150 хороших негосударственных вузов. Им ничего не грозит, наоборот, мы будем им помогать, давая в том числе и доступ к государственным бюджетным местам. Но все, что касается некачественного образования, должно уйти из нашей жизни. И именно вот это означает для нас сокращение сети высших учебных заведений». По словам министра, слабым вузам Минобрнауки «объявило войну».

Читайте также:  Сколько денег потребуется для открытия своей фирмы

«Безусловно, решить все проблемы нельзя, но ощутимые подвижки в этой сфере я вижу,— заявил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по образованиюГеннадий Онищенко.— Когда закрывают абсолютно надуманные факультеты или вузы, где, по существу, просто покупают липовые дипломы». По мнению депутата, проблема оценки качества образования сейчас особенно актуальна в связи с приходом бизнеса в образование: «Рособрнадзор сделал серьезный шаг в сторону наведения порядка в этой области».

Теперь механизм контрольно-надзорной деятельности в высшем образовании в России должен измениться, считает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: «В рамках существующей нормативно-правовой базы в сфере высшего образования Рособрнадзор сделал немало, однако сам по себе механизм вузовской аккредитации устарел, оцениваются формальные требования, которые не могут говорить о качестве образования в целом. В Рособрнадзоре понимают, что требуется кардинальная перестройка системы оценивания». По его словам, новая система оценки качества образования должна соответствовать требованиям работодателей. «Думаю, что этот вопрос должен быть на повестке дня в 2018 году, тем более с учетом возможной смены кабинета министров»,— отметил господин Реморенко.

Ранее в Рособрнадзоре сообщали, что в России готовится масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности, которая коснется в том числе высших учебных заведений. Предполагается, что все университеты попадут в одну из четырех категорий по уровню риска в соответствии с выявленными при проверке нарушениями. В ведомстве рассчитывают, что переход на новую систему поможет «сосредоточиться на проверках там, где риски наиболее высоки». В вузовской среде отмечают, что новая модель проверок «сбережет нервы» вузам с хорошей репутацией и приведет к дальнейшему сокращению общего числа высших учебных заведений в России (см. “Ъ” от 20 июня 2017 года). Ожидалось, что закон, устанавливающий новые правила контрольно-надзорной деятельности, будет принят до конца 2017 года, однако этого до сих пор не произошло.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Подтверждение обучения в вузе после его ликвидации

Какие документы должен предоставить в кадровую службу муниципальный служащий, чтобы подтвердить факт обучения в вузе и достоверность выданного ему диплома, если вуз был ликвидирован, а учредитель не сдавал документы в архив?

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» «на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой».

Согласно п. 5 ч. 3 ст. 16 данного закона при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет документ об образовании.

Согласно ч. 4 ст. 16 этого же закона «сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу».

Согласно п. 37 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112, в случае ликвидации организации дубликат выдается учредителем организации, а в случае его отсутствия – государственным органом или органом местного самоуправления, в ведении которого находится (структурным подразделением которого является) государственный или муниципальный архив, в который переданы на хранение личные дела выпускников организации.

Читайте также:  Мини идеи своего дела

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Порядок и сроки хранения регистрирующим органом содержащихся в государственных реестрах документов, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 4 Порядка учета и хранения регистрирующим органом всех представленных в регистрирующий орган документов, а также порядка и сроков хранения регистрирующим органом содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей документов и порядка их передачи на постоянное хранение в государственные архивы, утвержденного приказом Минфина России от 31.01.2013 № 15н, содержащиеся в государственных реестрах документы прекративших свою деятельность юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей подлежат хранению в налоговых органах в течение 15 календарных лет, следующих за годом, в котором в государственные реестры внесены соответствующие записи. По истечении указанного срока хранения, содержащиеся в государственных реестрах документы, после проведения экспертизы их ценности, в установленном законодательством об архивном деле в Российской Федерации порядке передаются на постоянное хранение в государственные архивы. Документы, не включенные в состав Архивного фонда РФ, подлежат уничтожению в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Сведения о лицензиях и о выданных дипломах можно запросить в Госархиве, куда коммерческие (частные) организации сдают свою документацию в ходе ликвидации.

В Минобрнауки России также можно запросить данные о лицензии, выданной ликвидированной организации.

Следует исходить из того, что факт подделки диплома должна доказывать сторона, обвиняющая владельца диплома в подделке. Поэтому в случае возникновения спора или отказа в принятии на работу именно по этой причине следует обратиться в суд с иском о признании незаконным отказа в принятии на службу. Кадровая служба должна представить доказательства подделки диплома, факт ликвидации организации, на который выпускник повлиять не мог, сам по себе не является таким доказательством.

Источник

За три года прекратили существование более тысячи учебных заведений

За три года число вузов и их филиалов в России сократилось почти наполовину — на 1097 организаций. Таким образом, фактически завершена «зачистка» высшего образования в России, объявленная предыдущим руководством Минобрнауки. Она предполагала сокращение числа вузов на 40%, а филиалов — на 80%. В экспертном сообществе отмечают, что теперь система оценки качества высшего образования в России должна сосредоточиться на проверках только там, «где риски наиболее высоки». Собеседники “Ъ” не исключают, что этот вопрос может быть поднят в ближайшее время в связи с «возможной сменой кабинета министров».

В распоряжении “Ъ” оказалась ведомственная аналитическая справка, из которой следует, что в 2017 году Федеральная служба по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзор) приостановила действие лицензии 35 организаций высшего образования. В 68 вузах и их филиалах был запрещен прием абитуриентов. Лишены государственной лицензии на образовательную деятельность 58 вузов. В 125 действие государственной аккредитации было приостановлено (в 70 из них после устранения нарушений лицензия возобновлена). По решению арбитражных судов в 32 организациях было аннулировано действие лицензии (18 из них — в Москве).

Аккредитация подтверждает уровень реализуемых образовательных программ и соответствие содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам. Лицензия дает образовательной организации право осуществлять образовательную деятельность.

Как опорные вузы сливаются с бизнесом и властью

Таким образом, с 2014 по 2017 год количество вузов и филиалов в России сократилось на 1097 (с 2268 до 1171; данные на январь 2018 года). Сокращение более всего затронуло филиалы государственных и негосударственных вузов: число первых уменьшилось с 908 до 428, вторых — с 422 до 81. Государственные головные вузы за три года также понесли потери, их стало меньше на 83 (с 567 до 484), негосударственных — на 193 (с 371 до 178). С 2014 по 2017 год по итогам проверок возбуждено 2850 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц образовательных организаций, которые были оштрафованы на общую сумму 48,3 млн руб.

Читайте также:  Как открыть яндекс кошелек для организации

Фактически эти показатели соответствуют планам Минобрнауки, где ранее сообщали о намерении к концу 2016 года «завершить очистку высшего образования от вузов и филиалов, которые не дают качественного образования». Как сообщал “Ъ”, в марте 2015 года работавший тогда министром образования Дмитрий Ливанов заявлял, что концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы предусматривает сокращение количества вузов на 40%, а их филиалов — на 80%. «Речь идет прежде всего о сокращении негосударственных вузов, дающих некачественное образование,— подчеркнул господин Ливанов.— У нас есть примерно 100–150 хороших негосударственных вузов. Им ничего не грозит, наоборот, мы будем им помогать, давая в том числе и доступ к государственным бюджетным местам. Но все, что касается некачественного образования, должно уйти из нашей жизни. И именно вот это означает для нас сокращение сети высших учебных заведений». По словам министра, слабым вузам Минобрнауки «объявило войну».

Российские вузы поделили на три части

«Безусловно, решить все проблемы нельзя, но ощутимые подвижки в этой сфере я вижу,— заявил “Ъ” первый зампред комитета Госдумы по образованию Геннадий Онищенко.— Когда закрывают абсолютно надуманные факультеты или вузы, где, по существу, просто покупают липовые дипломы». По мнению депутата, проблема оценки качества образования сейчас особенно актуальна в связи с приходом бизнеса в образование: «Рособрнадзор сделал серьезный шаг в сторону наведения порядка в этой области».

Теперь механизм контрольно-надзорной деятельности в высшем образовании в России должен измениться, считает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко: «В рамках существующей нормативно-правовой базы в сфере высшего образования Рособрнадзор сделал немало, однако сам по себе механизм вузовской аккредитации устарел, оцениваются формальные требования, которые не могут говорить о качестве образования в целом. В Рособрнадзоре понимают, что требуется кардинальная перестройка системы оценивания». По его словам, новая система оценки качества образования должна соответствовать требованиям работодателей. «Думаю, что этот вопрос должен быть на повестке дня в 2018 году, тем более с учетом возможной смены кабинета министров»,— отметил господин Реморенко.

Ранее в Рособрнадзоре сообщали, что в России готовится масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности, которая коснется в том числе высших учебных заведений. Предполагается, что все университеты попадут в одну из четырех категорий по уровню риска в соответствии с выявленными при проверке нарушениями. В ведомстве рассчитывают, что переход на новую систему поможет «сосредоточиться на проверках там, где риски наиболее высоки». В вузовской среде отмечают, что новая модель проверок «сбережет нервы» вузам с хорошей репутацией и приведет к дальнейшему сокращению общего числа высших учебных заведений в России (см. “Ъ” от 20 июня 2017 года). Ожидалось, что закон, устанавливающий новые правила контрольно-надзорной деятельности, будет принят до конца 2017 года, однако этого до сих пор не произошло.

Источник

Оцените статью
Adblock
detector