ЭССЕ «Воспитание – великое дело: им решается участь человека»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шептуховская средняя общеобразовательная школа
Чертковского района Ростовской области
ЭССЕ
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»
областной конкурс
«Учитель года Дона 2019»
Холодова Марина Викторовна
учитель английского языка
первой квалификационной категории
Воспитание – великое дело: им решается участь человека
Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Оно должно быть таким, чтобы тот, кого воспитывают, мог легко и быстро адаптироваться к современному ему миру, мог реализовать свои возможности и внести свой вклад в развитие этого мира.
Основы воспитания личности закладываются в ребёнке с самого рождения, с раннего детства, когда в душу ребёнка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью. Несомненно, большую роль в этом играет семья, но дальнейшее формирование личности происходит именно в школе.
Здесь проходит подавляющая часть повседневной жизни ребёнка, здесь он познаёт основы межличностных отношений. Именно тут, в большом коллективе одноклассников, ребёнок учится находить общий язык со всеми, понимать многообразие людских характеров, учится познавать себя и окружающий мир. Привитое, усвоенное в школьные годы, сказывается на протяжении всей жизни. Заложенные с детства основы прочны и устойчивы. Вот почему воспитание играет такую большую роль уже с первых школьных дней. От воспитания во многом зависит будущее ребёнка. Воспитание нельзя отложить «на завтра», «на потом». Потому что завтра может быть поздно…
Воспитание – процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство со стороны учителя, воспитателя, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе всё же принадлежит педагогу. Да, в наше время, когда заметно пошатнулся институт семьи, процесс воспитания практически полностью и всецело лежит на плечах учителей.
Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь, чтобы жажда ьворчества не гасла, а развивалась. Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Эти «почемучки» хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые, а порой и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?» (Ш. Амонашвили). И чтобы эти взгляды не потухли и не пропал интерес ко всему, я в своей работе стараюсь создавать на уроках такие условия, благодаря которым и желание, и стремление, и интерес проявится у детей, их творческие способности получат развитие. Я учу не только приемам, но и способам действия, которые будут нужны ребенку в самых разных видах деятельности и пригодятся ему во взрослой жизни.
Проблема воспитания – одна из вечных социальных проблем, которую в одностороннем порядке решить невозможно. В.А. Сухомлинский писал: «воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». А воспитывают ребёнка не только в школе. Процесс воспитания не прекращается ни на минуту. Процесс воспитания продолжается и дома, и на улице, и в магазине…. Ребёнок – это чистый лист, на котором может оставить след любой, кто встретится ему на пути. И хорошо, если это будут только умные, добрые, воспитанные люди. В действительности же, ребёнок может перенять не только хорошие, но и недостойные примеры. Воспитание ребёнка — это не подготовка его к будущей жизни. Это сама жизнь!
Возникает вопрос: кто или что же играет определяющую роль в формировании личности – внешне высшие, природные силы или же социальная среда?
Очень многое зависит от того, кто окружает будущего Человека нашей страны, какая среда оказывает на него влияние, кто те люди, что учат его жизни вне стен школы? Будет ли он индивидуалистом и букой или же открытым общительным человеком, готовым прийти на помощь в любую минуту? Будет ли он холодным и расчетливым эгоистом или же посвятит себя всецело служению Родине, отдаст себя без остатка своей стране и народу? Кто знает…. Наверное, на этот вопрос невозможно получить ответ, но я точно знаю, что в своей работе, на классных часах, во внеурочной деятельности я учу их любить свою Родину, свою страну, людей, живущих в этой стране. Годы спустя я хочу услышать имя своего ученика по телевидению или радио, прочитать о нём в газете или журнале, тогда я пойму: всё это время я работаю не зря: в этом безбрежном море влияний я смогла помочь человеку найти в нём своё лицо, своё отношение с этим миром, людьми и самим собой.
Воспитание личности – это процесс её духовного роста, совершенствования, качественного изменения во всех значимых для личности сферах: в деятельности, в отражении окружающей действительности, в отношении к окружающим явлениям, к людям, в познавательных процессах. Развитие и совершенствование личности, особенно в детские годы, происходит главным образом под влиянием воспитания. Но степень и характер воздействия воспитания во многом зависят от того, на сколько воспитание учитывает закономерности развития. Важнейшими условиями развития детей являются общение и деятельность.
Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время встала особенно остро и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей нашей образовательной системы, потому что сегодня молодежь не имеет положительных идеалов ни в кино, ни в литературе. Ребёнок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Сегодня у современных детей главные духовные ценности вытеснены материальными. В школу приходят ребята, которые по-разному понимают нравственные нормы и понятия. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в школьном возрасте начинает формироваться мировоззрение ребёнка.
Кроме того, наша педагогика безнадежно начинает отставать от стремительно меняющегося мира. Это происходит из-за увеличения объема информации и количества источников этой информации. Знания перестают обладать абсолютной ценностью. Все более востребованным становиться умение добывать знание, но не само знание. Очевидно, что сегодня никого не надо убеждать, что информация может оказаться как полезной, так и вредной. В первую очередь информационные потоки захлестывают детей. У них еще нет системы фильтрации информации с точки зрения её полезности и бесполезности, вредности. В результате, даже из вполне благополучных семей дети массово становятся трудновоспитуемыми. Раньше основными источниками информации были печать и телевидение, школа и семья. Сейчас же спутниковые антенны и скоростной Интернет выбрасывают детей с свободное плавание, в котором утрачена система ценностных ориентиров, где белое становится чёрным и наоборот, настоящее все труднее отличить от ложного.
Моя задача как учителя-предметника и классного руководителя заключается в том, чтобы не только указать ребёнку на чёрное и белое, хорошее и плохое этого мира, но и помочь сформировать чёткое осознание и понимание этих противоположностей. Чтобы он смог нести установки, выработанные нашими совместными усилиями через всю свою жизнь и никогда не свернул с намеченного курса.
Источник
Жизнь посвятила воспитанию детей
У каждого в жизни есть своя цель, свое призвание. Судьба Аделаиды Александровны Кипариной на протяжении десятилетий была связана с обучением и воспитанием детей. В преддверии своего 85-летия женщина, чье детство пришлось на суровые военные годы, рассказала о своем жизненном пути.
Хозяйка квартиры встретила меня в сопровождении своей хорошей знакомой, Л.П. Мальцевой, с которой их связывает многолетняя дружба. За чашкой чая состоялась наша беседа.
В поселке Пестяки 3 апреля 1932 года у Елизаветы Петровны Катковой родилась девочка Ада. Отца, Александра Георгиевича, дочь не знала. У родителей семейная жизнь не сложилась. Отец до рождения дочки уехал к себе на родину в Белоруссию, г. Минск. Связь между родителями не прервалась, они поддерживали отношения, переписывались. Елизавета Петровна с дочкой жили в районном центре, мама работала воспитателем в Пестяковском Детском доме, затем была назначена его директором. В 1939 году маленькая Ада пошла в первый класс местной школы. Жили скромно, имелся свой небольшой участок. И тут грянула Великая Отечественная война. В те трудные годы еда на обеденном столе, по словам А.А. Кипариной, была небогатой. Ели щи, картошку, салаты из капусты, свеклы, в общем, все то, что вырастили на своем огороде. В еду использовали даже крапиву, чтобы дополнить свой рацион витаминами. Спасало то, что в Пестяках было много родственников, которые помогали друг другу в то тяжелое время, в том числе и маленькой семье Катковых. Маме, Елизавете Петровне, работать в детском доме в военную пору было нелегко: привозили эвакуированных детей из зон боевых действий, которые зачастую оставались без родителей. Бывало и так, что матери отдавали своих малышей в учреждение, чтобы те от недостатка питания не умерли с голоду. Таким, пусть и горьким способом, родительницы спасали своих детей от гибели. Зачастую для них это был единственный выход из сложной ситуации. И директор принимал всех. «Неужели полуголодный ребенок останется на грани существования?» — по такому принципу поступала она.
По воспоминаниям Аделаиды Александровны, во время войны её учеба продолжалась, первой учительницей, которая формировала личность девочки, давала ей первые знания в письме, чтении и других науках, была Милиция Павловна Кравченко:
— Это была учительница от Бога, — рассказывала собеседница, — Очень внимательный, грамотный педагог.
С 5 по 10 классы девочка проходила обучение под руководством Екатерины Алексеевны Куричевой, она преподавала химию. Классный руководитель вкладывала в воспитание своих подопечных всю душу, постоянно заботилась о нравственном становлении учеников. Педагог настолько привила детям любовь к школе, обучению и знаниям, что многие выпускники после окончания учебного заведения пошли по стопам своего наставника, поступили в педагогические институты. Екатерина Алексеевна смогла «заронить зерно любви» к педагогике и в душе Аделаиды, и та после окончания школы поступила в Шуйский учительский институт на факультет математики. Учиться было непросто. Знания студентка «поглощала» с удовольствием, но не хватало денег на еду, о всяких развлечениях не могло быть и речи. После двухгодичного обучения 19-летняя выпускница по направлению отправилась работать в родной Пестяковский район, в Шалаевскую 7-летнюю школу учителем математики. Как вспоминала А.А. Кипарина, вместе с ней работали педагоги, многие из которых были её наставниками, — П.А. Быков, В.А. Дуреев, Александра Погодина и другие. Работа молодому специалисту очень нравилась, девушка любила детей, со всем старанием преподавала им знания по предмету, прививала любовь к точным наукам. Затем, чтобы повысить уровень своего профессионального мастерства, молодой учитель закончила Ивановский педагогический институт по тому же профилю. В 1956-1957 годах состояла в РАЙОНО на должности запасного учителя – замещала педагогов, находящихся в декрете и т.д. И везде Аделаида Александровна ответственно относилась к своей работе, старалась как можно лучше выполнить то, что ей поручалось.
С сентября 1957 года А.А. Каткова стала работать учителем-консультантом в пестяковском филиале Шуйской заочной школы. Там обучались ученики разных возрастов, в том числе и молодежь. И между преподавательницей и одним из молодых пестяковцев возникли взаимные чувства. Сначала это были просто улыбки друг другу, затем вопросы педагогу от «нерадивого» ученика по предмету, затем и встречи по вечерам. Человеком, который затронул душу и сердце Аделаиды Александровны, стал Валентин Кипарин, веселый, разносторонне развитый молодой человек. Он был талантлив в музыке, играл на многих инструментах. Счастью молодым влюбленным не было предела. Но Валентину Дмитриевичу никак не удавалось получить работу, которая устраивала бы запросы будущей семьи для дальнейшей жизни, поэтому он поехал в г. Камышин Волгоградской области, где устроился на фабрику по изготовлению тканей. Ада поначалу навещала Валентина, но потом ей это надоело, переехала к любимому. И 20 июля 1960 года они расписались в местном ЗАГСе. Началась семейная жизнь, все было хорошо. Супруга устроилась работать учителем математики 5-6 классов в одной из местных школ, в 1961 году стала преподавать в Школе рабочей молодежи в этом же городе.
В том же году, будучи в положении, А.А. Кипарина переехала в п. Пестяки.
— Рожать в незнакомом городе, где нет родных и близких, кроме мужа, было страшно, — рассказывала собеседница. 17 мая 1961 года у четы Кипариных появился первенец Александр. Молодой маме и малышу оказывали поддержку многочисленные родственники – бабушки, тети, дяди. Отец, продолжая зарабатывать деньги для семьи, трудился в г. Камышин, постоянно навещал жену и сына. И 27 июня 1964 года в семье появился третий мужчина – сын Дмитрий. Одной матери с двумя сыновьями было тяжело, дети зачастую болели, постоянно просить родственников о помощи стало неудобно, поэтому супруг переехал в Пестяки. Храня любовь и преданность музыке, он стал инициатором создания в Пестяковском клубе оркестра, а затем – одним из основоположников Музыкальной школы в п. Пестяки, в дальнейшем стал её директором. Как рассказывала А.А. Кипарина, муж был беззаветно предан своей работе. Он думал о ней днями и ночами. Иной раз вставал ночью, записывал какие-то мысли, идеи насчет школы, музыкального обучения учеников, зачастую засиживался далеко за полночь. Супруга устроилась работать в Пестяковской школе учителем математики на заочном отделении, а затем стала обучать точным наукам юных учеников. А дома звучала музыка, песни: В.Д. Кипарин готовился к очередному мероприятию, между делом сыпал шутками супруге, давая себе «передышку» в музыкальной составляющей.
— Несмотря на свою постоянную творческую деятельность, Валентин Дмитриевич был очень хозяйственным. Он помогал мне во всем. Я не говорю о мужских делах: он ездил в делянки, заготавливал дрова для отопления и т.д.
Годы жизни А.А. Кипариной в напряженном ритме сыграли свою роль: по состоянию здоровья в 1977 году она прекратила педагогическую деятельность. Но любовь к детям, без которых она не могла жить, проявила себя: в 1983 году преподаватель утроилась на должность воспитателя Пестяковской школы-интерната. Это был труд, требующий огромного терпения и любви. Разные дети, многие из которых были неполноценными, требовали полной отдачи души, а зачастую и здоровья – работникам приходилось дежурить сутками. Многие из детей отставали в развитии, одни были из неблагополучных семей, другие – оставленные родителями. И всем хватало любви Аделаиды Александровны.
-Я находила личный подход к каждому воспитаннику, как бы это ни было трудно. Моя жизнь была в каждом ребенке, — рассказывала собеседница.
Так и трудилась героиня на этой сложной, педагогической стезе до 1987 года. Затем она закончила трудовую деятельность, ушла на заслуженный отдых. Стала заниматься огородом, домашними заготовками, во всём ей помогал супруг. Они не раз «гоняли» на мотоцикле Валентина Дмитриевича за грибами, ягодами по пестяковским лесам. В семье всегда было взаимопонимание, супруг никогда не кричал.
— Он всегда разговаривал со мной ласково. Если в чем-то провинился, то говорил: «Давай я тебе спою, солнышко», — вспоминала собеседница.
Трагедия со смертью мужа серьезно повлияла на здоровье Аделаиды Александровны. У неё стало резко падать зрение, появились проблемы с сердцем, а в дальнейшем и с передвижением. Но, несмотря на все превратности судьбы, А.А. Кипарина вырастила двух замечательных сыновей, дала им образование и путевку в жизнь. Сын Дмитрий сейчас работает в п. Верхний Ландех учителем химии и биологии, другой — Александр, работает в п. Пестяки в автосервисе. Сыновья рядом со своей мамой, а это главное: быть рядом с любимыми. Ведь это самое ценное, когда вокруг люди, которые любят и уважают тебя.
Вот так и живет потихоньку эта скромная женщина, труженик тыла, ветеран труда, которой присуще чувство юмора. Слезы и смех – они сопровождали наш разговор. Хозяйка не отпустила меня, уговорив попробовать кусочек домашней ватрушки, которая оказалась очень вкусной. Люди военной поры привыкли все делать качественно. И любое дело у них сделано с любовью.
В преддверии 85-летия желаю Аделаиде Александровне долголетия, здоровья, улыбок родных и близких.
Источник