- Этика бизнеса. Двенадцать принципов ведения дел в России
- Двенадцать принципов ведения дел в России
- Принципы личности
- Принципы профессионала
- Принципы гражданина России
- Принципы гражданина Земли
- ДЕЛОВАЯ ЭТИКА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ
- 1. Этика и культура деловых отношений
- 2. Деловая этика как вид профессиональной этики
- 3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
- Выводы:
- Контрольные вопросы
Этика бизнеса. Двенадцать принципов ведения дел в России
В царской России существовала хорошо отлаженная система купеческих гильдий, со своим кодексом чести, правилами работы, системой присвоения статусов.Купец первой гильдии по своему положению соответствовал званию действительного статского советника, по воинскому партикуляру – генерал-майору. Купец первой гильдии имел право осуществлять международные перевозки в режиме «зеленого коридора».
За всю историю Российской империи не было ни одного судебного разбирательства за контрабанду в отношении купцов первой гильдии. В 1912 году российскими предпринимателями было выработано семь принципов ведения дел в России.
Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти
Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости
Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудится на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
Люби и уважай человека. Любовь и уважением к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавший, кто тебе поверит?» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Двенадцать принципов ведения дел в России
Значение предпринимательства определяет его права и ответственность в обществе. Никакое законодательство, никакие контакты не в силах предусмотреть возможные повороты жизни. Очень часто предприниматель должен принимать решение, исходя из того, что подсказывают ему здравый смысл и совесть. На сегодняшнем этапе актуальны следующие принципы ведения дел, соблюдать которые должен каждый предприниматель.
(Торгово-промышленная палата Российской Федерации, 2000)
Принципы личности
1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
Этот принцип меньше всего нуждается в комментариях. Показатель делового успеха – прибыль. Несомненно, она — главная цель предпринимательства. Вряд ли кто-либо будет с этим спорить. Расхождения начинаются, когда речь заходит о средствах и цене достижения цели.
Поскольку центральная проблема этики – проблема соотношения цели и средств, то в данном случае подчеркивается, что моральный компромисс – слишком дорогая цена даже за большую прибыль.
2. Уважай участников общего дела – это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.
Необходимо признать в партнере его право на человеческое, т.е. положительное, внимательное отношение — это та необходимая морально-психологическая основа, на которой возможно эффективное деловое сотрудничество.
3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.
Не секрет, что в современной российской действительности многие деловые решения вынужденно принимаются под давлением: будь то «нажим» делового партнера, коррумпированного чиновничества или представителей криминального мира. Также ни для кого не является секретом, что и сами предприниматели в условиях малоэффективной системы арбитража порой прибегают к услугам «братвы» для решения споров.
Принципы профессионала
4. Всегда веди дело сообразно своим средствам.
Эта рекомендация касается чрезвычайно важной и не всегда осознаваемой стороны предпринимательства – умения рассчитывать риск, не поддаваться азарту, без которого как это ни парадоксально, истинное предпринимательство невозможно. Оно всегда несет в себе элементы азартной игры. Требуется большой жизненный опыт, чтобы справиться с собственной мотивацией.
5. Оправдывай доверие, в нем – основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты сам хочешь видеть своего лучшего партнера.
Взаимное доверие – важнейший, если не самый важный психологический компонент успешного социального взаимодействия. Никакая, даже самая детализированная юридическая система не в состоянии его заменить. И наоборот, при наличии доверия не нужна сама юридическая регламентация.
В опросах предпринимателей, где бы они ни проводились, среди первых трех качеств, которые считаются наиболее желательными в деловых отношениях, чаще всего называют надежность, компетентность, порядочность. В этом нет ничего необычного, ведь именно эти качества обеспечивают предсказуемость поведения, гарантируют от различного рода неожиданностей. По частоте упоминания с этими качествами могут конкурировать немногие другие, например, близость по культуре: так, американец предпочтет иметь дело с американцем, немец – с немцем и т.п.
В этой связи нельзя не отметить весьма показательный и поразительный факт: русские намного реже выбирают соотечественников, предпочитая представителей так называемых «цивилизованных» стран. Это означает, что русские не видят в русских достаточно надежных, компетентных и порядочных партнеров.
6. Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер – тот, который тоже выигрывает от сделки.
Из современной теории и практики деловых переговоров известно, что доверие резко возрастает, если партнеры следуют переговорной стратегии взаимного выигрыша. По свидетельству многих наблюдателей для российских бизнесменов характерна более древняя и примитивная стратегия одностороннего выигрыша «выиграть может только один из нас». Эта конфронтационная стратегия глубоко укоренилась в идеологии классовой борьбы.
Между тем, для современного делового мира все более характерной становится стратегия взаимного выигрыша и не столько из-за высокого уровня морального сознания, сколько из практической оценки выгод сотрудничества по сравнению с потерями при конфронтации.
Принципы гражданина России
7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.
Российских предпринимателей всегда отличало чувство высокой социальной ответственности: перед страной, обществом. Отношения с властью – едва не самый важный и болезненный вопрос для российских предпринимателей.
Исторически предприниматель всегда был притесняем властями, всегда между ним и государством, как институтом, представляющим общество, стояла какая-либо мощная прослойка. До революции это было дворянство, ныне – чиновничество, более чем на две трети состоящее из бывшей номенклатуры.
Предприниматель в России обычно стремился либо завоевать благосклонность власти, либо купить ее, либо чаще всего, обойти закон и власть. Тем самым он ставил себя в заведомо зависимое и уязвимое положение. Несмотря на характер отношений с властью в дореволюционной России предприниматели уже тогда понимали роль официальной власти как «необходимого условия для эффективного ведения дел». Альтернативой, как они понимали, мог быть только хаос или, выражаясь современным языком, беспредел.
Таким образом, это выбор из двух зол в пользу меньшего. Вместе с тем рекомендация соблюдать законы и подчиняться власти отнюдь не означает безропотной «притерпелости».
8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.
В последние десять предреволюционных лет промышленники и предприниматели стали заявлять о себе как о политической силе и готовились отстаивать свои интересы законным, цивилизованным путем в законодательных собраниях, а не в чиновничьих кабинетах.
9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.
Включение в кодекс упоминания о добре и зле имеет смысл хотя бы потому, чтобы определить, на каком этапе мы находимся и индивидуально, и как сообщество. Большое значение имеет рекомендация искреннего добролюбия: не ради собственной корысти и тщеславия.
В наше время колоссального влияния СМИ и возросшей роли рекламы, профессиональной деятельности PR-служб порой трудно провести грань между добрыми делами, творимыми ради людей и делами, лишь выглядящими таковыми. Критерий их отличия как раз и состоит в том, что делающий добро своекорыстно, жаждет признания со стороны окружающих и обижается, когда их не получает, или получает, как ему кажется, мало.
Между тем, совершение добрых поступков нужно в первую очередь самому предпринимателю для сохранения и укрепления собственной морально-психологической основы, для принятия правильных деловых решений.
Принципы гражданина Земли
10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе
Мировое сообщество все более организовано начинает управлять потреблением природных ресурсов, регулировать отношение к природе. В ближайшие годы будет принят ряд международных законодательных актов, в соответствии с которыми будет закрыт доступ на мировой рынок тем товарам и продуктам, производство которых было сопряжено с экологическими преступлениями.
11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными всем.
По индексу коррумпированности Россия, согласно данным независимых международных организаций, имеет один из худших рангов в мире. Нынешнее положение имеет массу причин: несовершенство законодательства, слабость государства и т.д. Но одной из несомненных причин является отношение самих предпринимателей к этой проблеме, их неспособность выступить единым фронтом, организовать согласованные действия против этих препон.
12. Проявляй терпимость к представителям других культур верований и стран. Они – не хуже и не лучше нас, они – просто другие.
Восприятие представителей других национальностей и стран с точки зрения своей культуры, культуроцентризм и этноцентризм – неотъемлемая черта человеческого существования. В связи с растущей интернационализацией экономики умение выработать рациональную, взвешенную позицию без впадания в одну из этих крайностей становится важной морально-психологической проблемой.
Источник
ДЕЛОВАЯ ЭТИКА: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ
1. Этика и культура деловых отношений
Прежде всего, необходимо прояснить вопрос о соотношении понятий: «деловая этика», «предпринимательская этика», «этика бизнеса».
Деловая этика – совокупность принципов и норм автономно-совместной продуктивной деятельности. Деловая этика имеет надындивидуальную и надкорпоративную природу. Ценности деловой этики обладают общезначимым статусом. Деловая этика – этика гражданственности и служения. Наиболее разрабатываемыми вопросами в деловой этике являются следующие: проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повышения этического уровня организации; влияние морально-нравственных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.
В работах, посвященных исследованию деловых отношений, выделяются две крайние позиции:
- позиция делового прагматизма (деловой макиавеллизм) – в деловой жизни этика не нужна, роль деловой жизни исключительно экономическая. Для предпринимателей, стоящих на позиции делового макиавеллизма, основной целью является максимизация прибыли любыми доступными средствами.
- позиция соблюдения этических норм – это более цивилизованный подход. Устанавливается взаимообусловленность: чем благополучнее морально-нравственная атмосфера в обществе, тем благоприятнее обстановка и для деловой жизни. И наоборот, неэтичное поведение рано или поздно обернется прямыми экономическими убытками или социальными, морально-нравственными издержками как для предприятия, так и для общества в целом.
2. Деловая этика как вид профессиональной этики
Что изучает профессиональная этика?
Как соотносятся профессиональная и деловая этика?
Слово «профессия» (от лат. «объявляю своим делом») означает, что для каждого человека труд выступает в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенной подготовки. Из ряда факторов, определяющих выбор профессии: наличие способностей и индивидуальная склонность к определенному виду деятельности, высокая оплата, престиж профессии, семейные традиции, социальная среда – любой может стать решающим, а понятие «призвание» является характеристикой, выражающей степень удовлетворенности своим делом. Макс Вебер определял призвание как такой строй мышления, при котором труд становится абсолютной самоцелью. Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. Не может оно возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания.
Таким образом, общей основой профессиональной этики служит понимание труда как ценности в противоположность ветхозаветному представлению о труде как наказании, проклятии.
В предыдущей теме, посвященной рассмотрению аксиологических категорий этики, мы выяснили, что ценности связаны с представлениями о должном. Труд становится моральной ценностью, если воспринимается не только как источник средств существования, но и как способ формирования человеческого достоинства. Профессиональная этика (этика протестантизма, в частности) ставит и решает традиционные этические проблемы, основываясь на утверждении моральной ценности профессионального труда.
Какие трансформации происходят с другими этическими ценностями? Проблема морального выбора превращается в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания; проблема смысла жизни становится проблемой смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается как долг профессиональный; моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку.
Призвание. Впервые понятие «призвание» в светском значении применил Мартин Лютер при переводе «Книги Премудростей Иисуса…». Здесь и речи нет о свободном выборе профессии и ответственности за этот выбор, являющийся божественным промыслом. Для М. Лютера отношение к труду как призванию противоположно бессмысленным аскетическим монашеским упражнениям. «Каждый должен быть послушен тем трудом, которым покарал его Господь». Однако призвание – это не только смирение со своей участью, но прежде всего добросовестный труд, и ответственность за отношение к труду полностью лежит на самом человеке. С этой точки зрения нет принципиальной разницы между трудом капиталиста, наемного работника, администратора, управляющего и любого другого. В определении призвания, несомненно, присутствует иррациональный момент, который и придает профессии этический смысл. Призвание одновременно характеризует выбор профессии с точки зрения ее значения для человека и освящает выбор ориентацией на некий абсолют, находящийся вне индивидуального сознания. В XVI в. это мог быть только божий промысел, в XX в. – общечеловеческие гуманистические ценности.
Профессиональный долг. Первоначальное содержание этой этической категории, исторически сложившееся в рамках протестантской этики, хотя и отличается от того содержания, которое оно имеет в светской этике, все же по существу глубоко связано с ним требованием самоотречения. В противоположность монашескому аскетизму в протестантизме утверждается принцип мирской аскезы, решительно отвергающий непосредственное наслаждение богатством. Наиболее последовательное воплощение эта этика получила у последователей Кальвина в Англии – пуритан, порицавших как непростительную пустую демагогию, излишества, тщеславие, превышающий необходимое время сон, считавших тяжким грехом бесполезную трату времени. Не принимая крайностей пуританского аскетизма, следует, тем не менее, признать, что достижение успеха в любой профессии неизбежно связано с определенным самоограничением, без чего невозможна профессиональная реализация личности.
Самоограничение выражается в стремлении выработать в себе такие качества, как дисциплинированность, организованность, честность, деловитость, упорство, сдержанность. В XVI в. последователи практической этики кальвинизма создали строгую модель поведения, которая преследовала два задачи: освобождение от иррациональных инстинктов, от влияния мира вещей, подчинение жизни определенному плану; постоянный самоконтроль и активное самообладание.
Иными словами, объективно всякая востребованная деятельность должна учитывать чьи-то интересы, однако указание на адресата деятельности само по себе не может придать ей моральный смысл. Только осознание общечеловеческого, общекультурного значения поставленных целей делает профессиональную деятельность морально осмысленной.
Можно выделить такие моральные качества людей, значимые в сфере деловых отношений, как:
- профессиональные качества: профессиональные навыки, опыт работы, знание иностранных языков;
- морально-психологические как профессиональные: целеустремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоотверженность, требовательность;
- моральные: доброта, отзывчивость, гуманность, толерантность, достоинство, уважение других, порядочность, щедрость, мужество, справедливость, совесть.
Таким образом, деловая этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством него к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, к обществу в целом (социальная ответственность).
3. Этические принципы и нормы в деловых отношениях
Американская исследовательница Л. Нэш выпустила книгу с характерным названием – «Долой благие намерения» («Good Intentions Aside»), в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса совершенно не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте.
Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.
В результате, делается вывод: изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых американским ученым у различных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира в процессе своей работы в Америке. Они состоят в следующем:
• Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и проведении проверок.
• Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания.
• Неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров.
• Имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей врать о выполнении ими их работы.
• Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может нанести ущерб интересам компании, когда для нее наступают тяжелые времена.
• Низкое качество работы и товаров.
• Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось.
• Противоречия между личными интересами и интересами корпораций.
• Принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы.
• Невозможность высказать свое возмущение и несогласие при возникновении атмосферы постоянных неэтичных поступков.
• Недостаток внимания семье или личным делам из-за обилия работы.
• Производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности.
• Невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации.
• Сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки.
• Большее внимание перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела.
• Перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев. Обман служащих с целью получения выгоды для компании.
• Создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность.
• Затягивание и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации.
«Путь в ад устлан благими намерениям, и часто наиболее безнравственные решения принимаются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения», – отмечает Л. Нэш. Как отмечает далее автор: «деловая этика представляет собой изучение соответствия моральных норм человека деятельности и целям коммерческого предприятия. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают перед нравственным человеком, занимающимся бизнесом».
Таким образом, человек, действуя в сфере деловых отношений, берет на себя бремя дополнительной ответственности. Например, профессиональные ассоциации имеют своды этических правил, которые задают необходимое поведение в пределах контекста профессиональной практики, как, например, медицина, право, учет или проектирование. Эти зафиксированные письменно установки обуславливают стандартное поведение, которое обычно основывается на принципах деловой этики, например:
• прямота, полное разоблачение;
• должное старание / обязанность заботы;
• точное исполнение профессиональных обязанностей;
• избежание потенциальных или явных конфликтов.
Таким образом, деловая этика неразрывно связана с общей этикой, она вырастает из нее. Деловая этика представляет совокупность специфических требований морали, реализующихся при выполнении специалистами профессиональных обязанностей.
Культура деловых отношений в России всегда имела свои особенности именно в плане этическом.
В 1912 году, на двенадцать лет раньше, чем это произошло в США, российское деловое сообщество на национальном уровне приняло свой первый этический кодекс «Семь принципов ведения дел в России» – перечень основополагающих этических традиций предпринимательства в России. Какие этические принципы содержал этот кодекс?
- Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дела. В связи с этим проявляй уважение к властителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
- Будь честен и правдив. Честность и правдивость – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.
- Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
- Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
- Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову. «Единожды солгавший, кто тебе поверит». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
- Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
- Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
Стремясь возродить и приумножить былую славу российского предпринимательства в России и мире Национальная программа «Деловая культура России», созданная в 1995 году, призывает Российских предпринимателей к утверждению следующих принципов ведения дел, основанных на историческом опыте России и современной практике международного делового сообщества.
Принципы личности:
1. Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
2. Уважай участников общего дела – это основа отношений с ними и самоуважения. Уважение и самоуважение даются выполнением принятых деловых обязательств.
3. Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.
Принципы профессионала:
4. Всегда веди дело сообразно своим средствам.
5. Оправдывай доверие, в нем – основа предпринимательства и ключ к успеху. Стремись завоевать репутацию честного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты сам хочешь видеть своего лучшего партнера.
6. Конкурируй достойно. Не доводи разногласия до суда. Самый надежный партнер – тот, который тоже выигрывает от сделки.
Принципы гражданина России:
7. Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти.
8. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе данных принципов.
9. Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не требуй за него непременного общественного признания.
Принципы гражданина Земли:
10. При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
11. Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными всем.
12. Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они – не хуже и не лучше нас – они просто другие.
Выводы:
- Деловая этика – этика гражданственности и служения. Наиболее разрабатываемыми вопросами в деловой этике являются следующие: проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повышения этического уровня организации; влияние морально-нравственных ценностей на экономическое поведение и некоторые другие.
- Проблема морального выбора в сфере деловых отношений трансформируется в проблему выбора профессии, так называемую проблему призвания; проблема смысла жизни становится проблемой смысла профессиональной деятельности; моральный долг рассматривается как долг профессиональный; моральная ответственность преломляется через профессиональную ответственность, профессиональные качества личности получают моральную оценку
- В наши дни деловая этика как «кодекс чести» современного российского предпринимателя находится в стадии становления. Российской особенностью является локальное формирование моральных принципов и этических норм предпринимательства на основе общности направления бизнеса, в рамках неформальных деловых объединений, корпораций или даже отдельных компаний.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятиям: «культура деловых отношений», «деловая этика», «предпринимательская этика», «этика бизнеса» .
2. Охарактеризуйте основные морально-нравственные ценности, реализуемые в сфере деловых отношений.
3. Выделите специфические особенности профессиональной этики.
4. Как соотносятся между собой профессиональная этика и деловая этика?
5. Выделите элементы инфраструктуры деловой этики.
6. Перечислите основные принципы деловой этики.
7. Перечислите «семь принципов ведения дел в России». Актуальны ли они в настоящее время?
8. Что наследует и чем отличается современная Деловая культура России?
Источник