Система работы по обучению детей оцениванию собственной деятельности
статья (1 класс) по теме
Налаженная система самооценки и контроля помогает школьнику стать равноправным участником процесса обучения. В такой ситуации он готов и стремится к проверке своих знаний, чтобы выяснить, чего он достиг, а что ему ещё предстоит преодолеть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 39.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Концептуальной программе записано, что начальное обучение должно быть направлено на повышение уровня социально-значимого мотива учебной деятельности, выведение детей на более высокий уровень образованности и духовно-нравственного воспитания, формирование способности жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Один из способов решения данных задач я вижу в формировании в ребенке способностей анализировать свою деятельность, поступки, свое поведение. Я считаю, что самооценка является важным фактором формирования личности. Она позволяет делать человеку активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей.
Если открыть словарь Ожегова, то там мы читаем: самооценка — оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. А оценка — это мнение о ценности, уровне или значении кого — чего — нибудь.
В словаре практического психолога (составитель Головин) написано: «Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей».
Для учащегося начальной школы, я считаю, что самооценка — это оценка себя, своих возможностей, достоинств и недостатков. Для этого необходимо знать себя. Всегда ли совпадает то, что думают о нас другие? Вопрос становления самооценки, ее формирование у ребенка — важнейший вопрос, определяющий развитие его личности.
Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты своей деятельности и деятельности других.
Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя “на коне”, но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту .
Если у ребенка завышенная самооценка — возможно негативное развитие личности: развивается высокомерие, зазнайство, проявление грубости.
Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.
Адекватная самооценка ведет к воспитанию положительных черт личности: доброжелательности, взаимовыручки, воли, терпения и т.д.
Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.
Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.
Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.
У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа.
Методы определения самооценки младших школьников
Для определения самооценки младших школьников можно использовать методику “Лесенка”, методику изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн) “Какой Я?”.
Рисуем на листе бумаги лестницу из 7 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).
1-2 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженный);
3-5 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);
- ступенька — высокий уровень самооценки (завышенный).
Методика, “ Какой Я? ” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
ответы типа “да” оцениваются в 1 балл,
ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов
ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла.
Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
Выводы об уровне развития самооценки:
10 баллов — очень высокий
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний
2-3 балла — низкий
1-0балл — очень низкий
Проведя такое исследование в первом классе, выяснилось , что у большинства детей высокая самооценка 15 учеников, адекватная самооценка у 3 учеников, 8 учеников заниженная самооценка.
Согласно возрастной норме, самооценка школьника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например , послушный, честный ) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.
Через самооценку ребенок проходит такие стадии: потребность в саморазвитии, в самопознании, в самоконтроле.
Самоконтролем необходимо заниматься, чтобы пользоваться доверием в коллективе, нести добро людям, уважать себя и быть уважаемым. В отечественной психологии разработан вопрос влияния самооценки на познавательную деятельность человека, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации — приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий. И именно в младшем школьном возрасте одним из основных психологических новообразований является рефлексия — способность наблюдать и оценивать себя. Такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в себе самом сегодняшнем в сравнении с собой вчерашним, представить себя завтрашним. Ученик должен видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив своё незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Это необходимо для мотивационного обучения. У ребёнка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе.
Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию.
Однако, для установления обратной связи с ребёнком при обучении , на мой взгляд, учителю следует иметь подборку обращённых к ребёнку «слов учителя». Особенно это касается первоклассников , так как у них идёт период адаптации к школе.
Поэтому я пытаюсь сделать подборку фраз, стимулирующих активную творческую позицию учащегося, вызывающих поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше, стимулирующих учащихся к самоанализу, вызывающих желание задуматься, изменить отношение к работе.
- Молодец!
- Замечательно!
- Умник! Умница!
- Ты меня удивил(а)!
- Красивое оформление работы!
- Восхитительно!
- Прекрасно!
- Здорово!
- Я горжусь тобой!
- Ты меня порадовал(а)!
- Мне нравится , как ты работаешь!
- Это действительно прогресс!
- Спасибо!
- Всё идёт прекрасно!
- Хорошо, благодарю тебя!
- Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя всё получилось не так, как ты ожидал(а).
- Наконец у тебя всё получилось! Я очень рада за тебя!
- Я сегодня самая счастливая учительница! Спасибо за … аккуратность, прилежание, красивую запись, точность выполнения заданий.
- Я признательна тебе за…
- Я благодарна тебе за…
- У тебя всё получится.
- Я верю в твой успех.
- Твоё отношение к домашним задания изменилось. Ты — молодец!
- Я уважаю в тебе настойчивость в достижении хорошего результата.
Считаю, что данные фразы помогут педагогам в оценке как устных, так и письменных достижений младших школьников, установить между учителем и детьми взаимопонимание, взаимодоверие, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка.
Стимулируют учащихся к самооценке, вызывают желание задуматься и изменить отношение к своей работе следующие слова:
- А тебе это нравится?
- Как ты к этому относишься?
- А ты доволен (довольна) своим результатом?
- Я этого очень ждала, а ты?
- Ты меня озадачила.
- Что с тобой случилось?
- Что с тобой произошло?
- Постарайся не спешить при выполнении задания.
Очень важно при общении с детьми не употреблять следующие выражения:
- я тысячу раз говорил тебе, что.
- сколько раз надо повторять.
- о чем ты только думаешь.
- неужели тебе трудно запомнить, что.
- ты становишься.
- ты такой же, как.
- отстань, некогда мне.
- почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты — нет.
Таким образом, мы учителя должны вовремя заметить достижения ребенка, поддержать его, вовремя удивиться его талантам, тем самым, формируя положительную самооценку и помогая успешно развиваться, и расти как личности.
Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Как показала практика, от уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива. Самооценка формируется прежде всего под влиянием результатов учебной деятельности, особенно у детей младшего возраста. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться.
Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Но самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты — плохой человек. Традиционно в школе для оценивания используется отметка. Такая система имеет существенные недостатки – это и недооценка детьми отметочных суждений учителя, и субъективность выставляемых отметок. Оценочный приговор ставит детей в безвыходное положение. Особенно опасно её применение при обучении детей в первом и втором классе. Оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы прежде и теперь. Учителям необходимо не просто отказаться от выставления отметок обучающимся 1-х и 2-х классов, но и перестроить всю свою оценочную деятельность.
Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Особенность самооценки состоит в том, что она должна предшествовать учительской оценке. Важность самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, и получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.
Анализируя литературу по изучаемой проблеме можно составить рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:
1) Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.
2) В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.
3) Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.
4) Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.
5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.
6) Необходимо выполнять работу над ошибками, в которой учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.
Введение процедуры самооценивания в педагогический процесс.
Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. С этой целью уже в 1 классе я стараюсь создать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые формы работы, и ввожу систему самооценки. Цветными карандашами прошу нарисовать на полях условные знаки: «плюс»(+) — задание выполнено верно; «минус»(-) задание выполнено неверно или вообще не выполнено; «кружочек»(-) — задание выполнено не в полном объеме или вызывает сомнение у ребенка.
Лишь затем идет проверка на доске или фронтально, и ребенок сравнивает свою оценку с реальной. Собрав тетради, я выясняю адекватность самооценки, фиксирую в лист индивидуальных достижений, а в тетради ребенка обвожу красным кружком только адекватную оценку. В конце четверти подвожу итог и каждого ребенка хвалю за старание и отмечаю их удачи в реальной самооценке достигнутых результатов и выражаю уверенность в том, что ребенок обязательно достигнет желаемого результата, если у него завышенная самооценка, а также показываю положительную динамику результативности тем, у кого заниженная самооценка. В итоге каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверен в дальнейших успехах, что способствует мотивации к дальнейшей учебной деятельности.
Для выявления психологической атмосферы на уроках, я использовала условные обозначения разного настроения, предлагала детям нарисовать в конце урока солнышко с рожицей и мимикой рожицы показать свое настроение или оценить усвоение нового материала.
Чаще всего дети рисовали улыбку, что, конечно, поднимало и мое настроение. Если мимика была грустной, это давало мне возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально. С такими детьми я провожу дополнительные занятия после уроков, даю возможность поднять уровень результативности обучения до их самооценки. В результате в конце 1 класса все ученики справились с программой и научились читать и писать в соответствии со стандартом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс разработан для:учителей начальных классов, реализующих новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);для педагогов-психологов общеобр.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк.
Инклюзивное обучение с ввведением ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
Данная презентация иллюстрирует тему преемственности при обучении младших школьников. Преемственность – один из общедидактических принципов системы непрерывного образования вообще и методик.
По мере роста знаний и умений у школьников развивается и самоанализ и самооценка. Возникает интерес к оцениванию не только своей деятельности, но и одноклассников.Но как сохранить систему самооценки у.
Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей -инвалидов и детей с ограничением возможностей здоровья является мониторинг.
Азбука, созданная группой авторов под руководством Н.В. Нечаевой, ставит целью усвоение грамоты на основе развития интеллектуальной, эмоционально-волевой активности ребёнка, его нравственных представл.
Источник