Вправе осуществлять приносящую доход деятельность достижения целей своей деятельности доходы

Учет платных услуг

Нет времени читать?

Приносящая доход деятельность

Право бюджетных и автономных учреждений на осуществлении приносящей доход деятельности закреплено в п. 2 ст. 24 и п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996
№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях). Отсылка к данному праву содержится также и в п. 3 ст. 161 БК РФ.

В Письме Минфина от 22.10.2013 № 12-08-06/44036 «О комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ» сказано, что под приносящей доход деятельностью понимается деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) за плату.

К приносящей доход деятельности также относится приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие (в случаях, предусмотренных законодательством РФ) в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Важным условием такой деятельности является соответствие целям создания бюджетного или автономного учреждения. Цели создания бюджетного учреждения должны быть отражены в его уставе. После того как определены цели, на их основании составляются и утверждаются виды деятельности учреждения – они также должны быть приведены в уставе.

Особое внимание следует уделить законности приносящей доход деятельности бюджетного учреждения, при этом должны быть выполнены следующие условия:

  • деятельность служит достижению целей, ради которых создано бюджетное учреждение, и соответствует поименованным в уставе целям;
  • приносящая доход деятельность предусмотрена в учредительных документах бюджетного учреждения.

Критерием, по которому можно судить, что приносящая доход деятельность служит достижению целей, для которых учреждение было создано, является факт того, что собственник (учредитель) утвердил устав. Ведь в таком случае есть подтверждение, что виды деятельности из устава полностью соответствуют целям создания бюджетного или автономного учреждения.

Помимо устава, документально закреплять список видов деятельности, приносящих доход, нигде не требуется. Однако для целей налогового учета рекомендуется отразить все платные услуги в учетной политике учреждения.

Следует помнить, что по закону прибыль, полученную от приносящей доход деятельности, а также приобретенное за счет этих средств имущество бюджетное учреждение имеет право использовать только на цели, определенные уставом.

Типы платных услуг

Платные услуги (работы) бюджетных и автономных учреждений условно можно разделить на две группы:

  • услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения (это основные платные услуги учреждения);
  • услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности (так называемые «неосновные» платные услуги).

Отличие основных услуг в том, что основные платные услуги бюджетное и автономное учреждение имеет право оказывать сверх государственного (муниципального) задания. В ряде случаев, предусмотренных нормативными актами, такие услуги (работы) даже могут включаться в государственное (муниципальное) задание. Однако для этого необходима прямая ссылка в федеральном законе.

Например, ст. 46 Основ законодательства РФ о культуре гласит, что учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.

Порядок платы

В соответствии п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными и автономными учреждениями, устанавливается учредителем, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Для учреждений, которые являются органами местного самоуправления и в силу необходимости осуществляют приносящую доход деятельность, порядок определения размера платы за оказание платных услуг (работ), устанавливается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, это напрямую следует из ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Отсылка к данному праву есть и в п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где сказано, что установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Читайте также:  Как создать бизнес аутсорсинга

Неосновные платные услуги, в свою очередь, не относятся уставом к основным видам деятельности учреждения. При этом бюджетное или автономное учреждение вправе оказывать (выполнять) их для достижения целей, ради которых это учреждение создано.

В отличие от основных, размер платы за неосновные платные услуги или работы учреждение вправе устанавливать самостоятельно.

Предполагается, что если бюджетное учреждение добросовестно выполняет задачи в соответствии с уставом, указаниями и поручениями учредителя, при этом финансирования в виде субсидий на такие расходы не получает, то все отношения с юридическими лицами в данном виде деятельности устанавливаются в соответствии с ГК РФ на основе договорных отношений, то есть услуга (работа) предоставляется за плату.

Договор субподряда

В настоящее время обширную практику применения в бюджетных и автономных учреждениях имеет заключение договоров субподряда. Ведь если учреждение не имеет достаточных ресурсов, чтобы оказать платную услугу, однако данная услуга соответствует одному из видов деятельности бюджетного учреждения, учреждение имеет право заключить договор со сторонней организацией на предоставление данной услуги.

Здесь решающим фактором будет корректное составление договора и процедура принятия договора по всем установленным нормам, ведь при несоблюдении этих условий заключение договора может быть расценено как нарушение Закона о защите конкуренции.

Формирование цен

Когда есть все предпосылки и условия для оказания платных услуг и работ, можно говорить о формировании цен на такие услуги.

Необходимо учесть следующие затраты – заработная плата, отчисления в фонды, материальные затраты, коммунальные, транспортные расходы, различного рода расходы на командировки и прочее. Все эти статьи расходов будут формировать себестоимость оказываемых услуг в конкретном учреждении. Также следует не забывать о накладных расходах.

Однако мало говорить о себестоимости, важно учесть и особенности оказания платных услуг и работ, имеет место также такой экономический показатель, как рентабельность.

В данном вопросе рекомендовано придерживаться «золотой середины», ведь по мнению Минфина, изложенному в Письме № 12-08-06/44036, если бюджетное учреждение устанавливает тариф за оказание платных услуг в размере ниже величины нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного (муниципального) задания, то этот факт может свидетельствовать:

  • либо о некачественном планировании и, соответственно, о завышенных объемах бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на государственное (муниципальное) задание;
  • либо об оказании платных услуг за счет средств указанной субсидии, что противоречит принципу, установленному Федеральному закону от 08.05.2010
    № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», согласно которому из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ за счет субсидии, предоставляемой в соответствии с абз. 1 п. 1
    ст. 78.1 БК РФ, осуществляется финансовое обеспечение выполнения исключительно государственного (муниципального) задания.

Конкретную стоимость каждой платной услуги необходимо закрепить во внутренних документах учреждения, именно такую стоимость следует в последствии включать в договор с физическими и юридическими лицами на оказание услуг. Менять стоимость после подписания договора нельзя, однако есть возможность проиндексировать ее исходя из уровня инфляции, при этом данное условие должно быть зафиксировано в самом договоре, это следует из ч. 3 ст. 54 Закона № 273-ФЗ, п. 8 Правил № 706.

Допускается и снижение оплаты, например, при покрытии части затрат за счет средств организации или за счет других средств.

Порядок снижения и основания для этого устанавливаются внутренними положениями учреждения, указываются в договоре (или дополнительном соглашении к нему). Одним из методов информирования населения о снижении стоимости услуг является вывешивание соответствующих положений на информационных стендах учреждения, а также на интернет-ресурсах. Эти положения описываются в ч. 5 ст. 54 Закона
№ 273-ФЗ, п. 7 Правил № 706.

Принцип прозрачности

Важно позаботиться и об обеспечении прозрачности и понятности своей приносящей доход деятельности, открытость документации и доступ к ней.

Например, образовательные учреждения могут разместить на официальном
интернет-ресурсе учебного заведения документы, которые регламентируют и положения о платных услугах, и бланки договоров, и документы по утверждению тарифов, и общий порядок предоставления услуг.

Причем обновление документов и их размещение должно происходить в течение
10 (рабочих) дней после принятия или изменения. Об этом говорится в п. 4 ч. 2, ч. 1 и 3 ст. 29 Закона № 273-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации».

Читайте также:  С чего начал свою литературную деятельность достоевский

Распоряжение прибылью

Заключительным этапом процедуры оказания платных услуг является получение прибыли и распоряжение ею. В данной статье коснемся только порядка распоряжения прибылью для бюджетных и автономных учреждений.

Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ, прибыль, полученная бюджетными и автономными учреждениями от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания основных и неосновных платных услуг), поступает в самостоятельное распоряжение этих учреждений. При этом у учреждений есть обязательство по расходованию таких поступлений исключительно в соответствии с утвержденным Планом финансово-хозяйственной деятельности. С учетом того, что порядок расходования средств от приносящей доход деятельности не устанавливается правовыми актами субъектов РФ или муниципальных образований, учреждение вправе самостоятельно определить такой порядок.

Важно помнить, что если основные платные услуги в установленных федеральными законами случаях включаются в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание следует уменьшать на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ), как сказано в Письме Минфина № 12-08-06/44036.

При этом даже в случае оказания платных услуг в рамках государственного (муниципального) задания, поступления от приносящей доход деятельности не являются доходами соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Руководители бюджетных и автономных учреждений пригодится следующая информация – в случае, если планируется крупная сделка с привлечением средств, полученных от приносящей доход деятельности, то такая операция может быть совершена учреждением только по предварительному согласованию учредителя, согласно п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях 12.01.1996 № 7-ФЗ.

В данном законе также есть определение крупной сделки – крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Автор: Анастасия Ващенко,
главный бухгалтер-консультант Линии консультаций ГК «ГЭНДАЛЬФ»

Источник

Вправе осуществлять приносящую доход деятельность достижения целей своей деятельности доходы

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина России от 9 июля 2020 г. N 09-07-10/60027 О праве собственности на денежные средства, поступающие на счета бюджетных учреждений

Департамент правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение о праве собственности на денежные средства, поступающие на счета бюджетных учреждений, и сообщает.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:

предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалобы граждан — просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.

Содержащаяся в обращении просьба дать правовую оценку права бюджетных учреждений по владению, использованию и распоряжению денежными средствами не соответствует приведенным видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.

Вместе с тем Департамент считает возможным выразить мнение по поставленному в обращении вопросу.

Согласно положениям статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей основные положения об учреждениях, собственником имущества созданного им учреждения является учредитель. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

Имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации), в соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации является государственной собственностью Российской Федерации.

Читайте также:  Производство пива бизнес идея

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается имуществом с согласия собственника этого имущества.

Статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

При этом собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением либо приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

В соответствии с частью 8 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

Особенности правового положения бюджетных учреждений установлены статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон 7-ФЗ), предусматривающей, что финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений согласно положениям пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется посредством предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее — государственное (муниципальное) задание), субсидий, предоставляемых в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — целевые субсидии) и средств от иной приносящей доход деятельности, осуществляемой в соответствии с уставами указанных учреждений.

При этом уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы, при достижении бюджетным учреждением показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем государственной (муниципальной) услуги (работы).

Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов (далее — Порядки предоставления целевых субсидий) устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления и должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Общими требованиями к нормативным правовым актам и муниципальным правовым актам, устанавливающим порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2020 N 203, установлено, что Порядки предоставления целевых субсидий должны устанавливать, в том числе, порядок и сроки возврата сумм субсидии в случае несоблюдения учреждением целей, условий и порядка предоставления субсидий, определенных соглашением.

Согласно статье 298 Гражданского кодекса бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Учитывая вышеизложенное, право владения, пользования и распоряжения денежными средствами, по мнению Департамента, следует рассматривать с учетом совокупности вышеуказанных норм.

Директор Департамента Т.В. Саакян

Обзор документа

Собственником имущества созданного учреждения является учредитель. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

Деятельность бюджетных учреждений финансируется путем предоставления из бюджетов субсидий на госзадание, целевых субсидий и средств от приносящей доход деятельности.

Источник

Оцените статью