- Вправе ли государственное сельскохозяйственное предприятие сдавать свои земли
- Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 10 октября 2018 г. N 10-П-4885/ОГ Об использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
- Обзор документа
- Земли сельскохозяйственного назначения: правовой режим и особенности их использования
- Законодательная база
- Понятие статуса и общая характеристика наделов
- Кто может претендовать на эти угодья?
- Субъекты и объекты прав на земельные участки
- Кто является собственником?
- Можно ли получить в частную собственность?
- Регулирование оборота
- Правила и ограничения
- Особенности использования
- Частными лицами
- Коммерческими организациями
- Кооперативами
- Предприятиями
- Управление
- Мониторинг
- Заключение
Вправе ли государственное сельскохозяйственное предприятие сдавать свои земли
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства сельского хозяйства РФ от 10 октября 2018 г. N 10-П-4885/ОГ Об использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения
Департамент развития сельских территорий Минсельхоза России рассмотрел письмо от 13.09.2018 N А26-06-94289212, и в рамках компетенции сообщает.
В соответствии с пунктом 4 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Закон N 184-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Законом N 184-ФЗ, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в настоящий Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.
Согласно пункта 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором видов разрешенного использования, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее — Классификатор).
Согласно Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться в соответствии с целевым назначением земельных участков и видом разрешённого использования земельного участка.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте) в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.
Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных Законом об обороте.
Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трех лет.
В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных статьями 8 и 10 Закона об обороте.
В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.
Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.
Учитывая изложенное, использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Зам. директора Депагроразвития | Р.Х. Бибарсова |
Обзор документа
Минсельхоз разъяснил обязанности собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также особенности использования земель с/х назначения. Содержание вида разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» включает:
— выращивание с/х культур, лекарственных и иных растений, овощеводство, садоводство, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство;
— научное обеспечение сельского хозяйства;
— хранение и переработку с/х продукции;
— ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках;
— размещение зданий и сооружений для хранения и переработки с/х продукции.
В аренду могут быть переданы прошедшие кадастровый учет земельные участки из земель с/х назначения. Договор аренды участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от 3 до 49 лет, для сенокошения и выпаса скота — на срок до 3 лет. В договоре может быть предусмотрено, что участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения, если внесена вся выкупная цена. Арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок. Площадь участков из земель с/х назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.
Источник
Земли сельскохозяйственного назначения: правовой режим и особенности их использования
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения — это теоретическое понятие, которое обобщает их правовую характеристику как объекта земельных отношений.
Анализ действующего земельного законодательства позволяет сделать вывод, что этот режим определяется совокупностью установленных этим законодательством правил их использования, включения в гражданский оборот, охраны, учета, мониторинга. Расскажем обо всех нюансах.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !
Законодательная база
Купля-продажа, а также использование сельскохозяйственных земель регулируется Земельным, Гражданским, Налоговым кодексами РФ, законами и подзаконными актами. Желательно изучить законы:
Помимо основных нормативных актов, использование сельскохозяйственных участков также регулируется приказами Министерства сельского хозяйства РФ (например, министерством разработан Порядок осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и другие акты).
Понятие статуса и общая характеристика наделов
Рассмотрим общие характеристики подобных земель и их значение в удовлетворение нужд будущих собственников.
Согласно ст. 77 ЗК РФ участки признаются сельскохозяйственными, если они расположены за пределами города и используются для нужд сельского хозяйства. В состав таких угодий входят:
- поля для выращивания агрокультур;
- дороги;
- лесопосадки;
- пруды;
- постройки для производства, хранения и первичной переработки зерна, овощей или фруктов.
Статья 77 ЗК РФ. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
- Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
- В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Земли могут быть использованы:
- для фермерского бизнеса;
- для личного подсобного хозяйства;
- постройки дачи;
- животноводства;
- сенокошения и выпаса скота;
- научных исследований;
- садоводческой деятельности.
Использование участков допускается и для охотничьего хозяйства. Особо ценные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень районной кадастровой стоимости, могут быть включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (как рассчитывается кадастровая стоимость ЗУ?).
Собственник данных угодий имеет право собственности на все посевы и посадки, полученную в результате продукцию и доходы от ее реализации.
Полную характеристику земель сельхозназначения и информацию о видах их разрешенного использования вы найдете здесь.
Кто может претендовать на эти угодья?
Купить землю сельскохозяйственной категории могут не только юридические лица, но и граждане, индивидуальные предприниматели. Проблемы с покупкой участков могут возникнуть только у иностранцев (физических и юридических лиц). Им разрешено обладать землей сельскохозяйственного назначения только на правах аренды (о нюансах заключения договора аренды земельного участка сельхозназначения мы подробно рассказывали тут).
Субъекты и объекты прав на земельные участки
Субъектами права собственности на земельные наделы могут быть физлица, сельскохозяйственные компании, кооперативы, образовательные и НИО, некоторые виды общественных объединений при условии, что их деятельность будет связана с сельскохозяйственным производством.
Права на землю могут быть ограничены. Например, физлицам запрещено приобретать наделы в собственность в размере более установленных предельных норм либо использовать их способами, противоречащими назначению. Иностранцам запрещено покупать и продавать участки земель сельскохозяйственной категории.
Объектом права собственности может быть только обособленный участок земли или часть этого надела (ст. 6 ЗК РФ). У участка должен быть свой кадастровый номер, а также все правоустанавливающие документы. Если земля не оформлена, то для начала нужно пройти процедуру постановки ее на кадастровый учет.
Кто является собственником?
Собственником участка может быть физическое или юридическое лицо либо государство. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые законные действия (не противоречащие назначению земли).
Можно ли получить в частную собственность?
Если земля находится в собственности государства, то она может быть куплена гражданином или сельскохозяйственной компанией, фермерами, членами кооператива и другими организациями. Если участок еще не поставлен на кадастровый учет, то:
- В местные органы власти нужно подать заявление о предварительном согласовании предоставления земли.
- Провести межевание и сформировать пакет документов для регистрации.
- Затем подать еще одно заявление и заключить договор купли-продажи.
Если не будет желающих выкупить участок на открытых торгах, то в течение месяца сделка будет оформлена и останется только зарегистрировать права собственника в Росреестре. Выкупить сельскохозяйственную землю можно став участником открытого аукциона. Например, это может сделать ее добросовестный арендатор (согласно ст. 10 закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Земельный участок, выделенный в счет долей, находящихся в муниципальной собственности, может быть продан тем фермерам, которые ее использует без проведения торгов в течение полугода с момента регистрации права на участок. При этом цена устанавливается в размере не более 15% кадастровой стоимости земельного надела.
Подробное описание процесса приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения вы найдете в отдельной статье.
Регулирование оборота
Участок может быть принудительно изъят, если его хозяин не занимается сельским хозяйством, а например, открыл вредное производство или организовал свалку. О том, как избежать штрафа за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения и их изъятия, мы подробно рассказывали в этой статье.
- образование участка, который входит в состав искусственно орошаемых наделов и размер которого меньше установленного минимального размера;
- покупка участка размером более 10% сельскохозяйственных угодий одного муниципального района;
- неиспользование земельного участка по целевому назначению более трех лет.
У земель сельскохозяйственного назначения есть и другие законодательные ограничения. Перед тем как продать землю нужно направить извещение местным властям с предложением выкупить участок. Только если в течение месяца не будет ответа или придет отказ можно выставлять участок на продажу. Таких ограничений нет с землями других категорий.
Правила и ограничения
Земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность на открытых торгах или по заявлению претендента (если участок не оформлен и нет желающих выкупить его на торгах).
Существуют следующие ограничения:
- нельзя покупать более 10% угодий одного района;
- запрещено продавать землю без получения предварительного отказа муниципальных властей от покупки;
- требуется отказ дольщиков от преимущественного права покупки;
- иностранцы не вправе покупать угодья в собственность.
Преимущественное право выкупа земли, которая принадлежит государству, имеют арендаторы, которые не нарушают условия договора аренды и используют участок по своему назначению.
Если земля находится в частной собственности, то стороны оформляют договор купли-продажи и регистрируют его в Росреестре. Продать посторонним лицам можно только по цене, по которой участок предлагался до этого местным властям.
Особенности использования
Частными лицами
На землях сельскохозяйственного назначения физические лица вправе осуществлять только деятельность, оговоренную ЗК РФ. Речь идет о:
- Ведении фермерского хозяйства.
- ЛПХ.
- Сенокошения.
- Огородничества.
- Выпаса скота.
- Разведения рыбы и пр.
Объекты земельных правоотношений физлиц:
- земельные участки;
- земельные доли;
- права за земельные доли и на земельные участки.
Земля может покупаться-продаваться (с обязательным уведомлением госорганов), сдаваться в аренду и субаренду, а также передаваться в дар, наследство, уставной капитал АО. Физлица имеют равные права с юрлицами в использовании и возможности покупки-продажи земли. Ограничения существуют только для иностранных физлиц, которые не вправе приобретать сельскохозяйственные пашни в собственность.
Коммерческими организациями
Участки земли сельскохозяйственного назначения могут покупать, арендовать и использовать любые коммерческие организации. Все земли, используемые коммерческими организациями, обладают особым правовым статусом как землепользователи земель сельскохозяйственного назначения.
Виды сельскохозяйственных организаций:
- производственные или потребительские кооперативы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства.
В различных сельскохозяйственных организациях могут быть свои особенности правового режима. Например, для фермеров минимальные размеры земельных участков не устанавливаются, если профиль их деятельности: садоводство, овощеводство защищенного грунта, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая важная для развития сельского хозяйства в регионе деятельность.
Сельскохозяйственным организациям участки могут предоставляться в собственность, постоянное пользование или аренду. В случае предоставления надела в собственность члены кооперативов получают право на земельную долю. Невостребованные земельные доли становятся государственной собственностью.
Кооперативами
Кооперативы вправе покупать и продавать земли сельскохозяйственной категории. Согласно закону «О сельскохозяйственной кооперации» сделки кооператива по отчуждению и приобретению земельных участков проводятся только с согласия общего собрания всех членов (ст. 38).
Участников могут в течение определенного периода, не превышающего 10 лет, обязать продавать производимую ими сельскохозяйственную продукцию или ее часть именно кооперативу, а не другим организациям.
Предприятиями
Право на использование сельскохозяйственных земель имеют и коммерческие предприятия (АО, ООО и другие формы собственности). Это могут быть агрохозяйства, племенные и конные заводы, предприятия по воспроизводству ценных видов рыб и другие компании.
Приобретение и продажа участков для предприятий ведется по тем же принципам: землю можно использовать только для сельскохозяйственных целей и перед продажей участка нужно сначала предложить его местным властям, которые имеют приоритетное право покупки.
Для оформления сделки нужно будет показать доверенность представителя или подтвердить полномочия директора компании. Если для подписания договора по Уставу компании нужно разрешение учредителей, то необходимо будет предоставить и этот документ.
Управление
За состоянием сельскохозяйственных земель ведется постоянный контроль. Министерство сельского хозяйства РФ осуществляет мониторинг состояния участков, оценивает уровень плодородия почвы. Кроме того, в целях перераспределения участков для сельскохозяйственного производства в РФ существует фонд перераспределения земель.
Этот фонд нужен для установления границ особо охраняемых территорий либо участков с особым правовым режимом.
Мониторинг
Мониторинг осуществляется с целью анализа и оценки качественного состояния плодородной почвы с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Мониторинг ведется за состоянием:
- параметров плодородия почв;
- процессов деградации почвенной среды;
- за изменением состояния растительного покрова.
Сбор информации ведется местными органами власти. Ведется реестр плодородия почв, готовятся анализ и прогнозы относительно дальнейшего использования сельскохозяйственных угодий. Его цель не допустить порчу ценных угодий, которые можно использовать для выращивания зерна, овощей и других культур.
Заключение
Земли сельскохозяйственного назначения имеют особый правовой режим использования. Их могут изъять у собственника, если он не использует угодья по назначению или загрязняет ценную почву. Кроме того, продажа возможна только после отказа местных властей от выкупа сельскохозяйственных участков.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
8 (800) 350-29-87 (Москва)
Это быстро и бесплатно !
Источник