- Возбуждение следователем уголовного дела не своей подследственности
- Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. № 433/49 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел”
- Обзор документа
- Возбуждение следователем уголовного дела не своей подследственности
Возбуждение следователем уголовного дела не своей подследственности
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. № 433/49 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел”
Значительные изменения, внесенные в последнее время в положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы подследственности при разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел, требуют от органов прокуратуры формирования единого подхода к исполнению норм действующего уголовно-процессуального законодательства и усиления прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В целях обеспечения надлежащего исполнения требований законодательства, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязываю:
1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров городов, районов, иных территориальных прокуроров и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур:
1.1. При реализации полномочий, предусмотренных п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, передавать материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в строгом соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ.
1.2. Незамедлительно реагировать на установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях факты нарушения норм о подследственности органами дознания и органами предварительного следствия.
Иметь в виду, что прием сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении может быть осуществлен органом дознания дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.
В случае очевидности подследственности незамедлительно передавать сообщение для дальнейшей процессуальной проверки в соответствующий орган предварительного расследования или должностному лицу, уполномоченному на основании ст. 151 УПК РФ производить дознание или предварительное следствие (за исключением случаев, требующих безотлагательного осуществления следственных и иных процессуальных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего).
Принимать меры к отмене незаконных постановлений и направлять материалы в тот орган предварительного расследования, который правомочен выносить решение в соответствии со ст. 150 и 151 УПК РФ.
Учитывать, что решение прокурора о передаче сообщения по подследственности должно быть обоснованным и мотивированным. При поступлении к прокурору материалов проверки сообщения, зарегистрированного в установленном порядке правоохранительным органом в книге регистрации сообщений о преступлении, решение о его передаче должно иметь процессуальную форму постановления.
1.3. В ходе надзора за законностью возбуждения уголовных дел в каждом случае проверять соблюдение положений ст. 151 УПК РФ. Особое внимание уделять возбуждению уголовных дел о преступлениях, отнесенных ч. 5 ст. 151 УПК РФ к альтернативной подследственности.
1.4. Исключить из практики факты необоснованного изъятия и немотивированной передачи прокурорами в порядке п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ органам предварительного следствия уголовных дел о преступлениях, отнесенных законом к подследственности органов дознания.
Исходить из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15.04.2008 № 301-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лельчука Александра Марковича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 части 2 статьи 37 УПК РФ», из которого следует, что прокурор не вправе произвольно определять подследственность уголовного дела, а обязан руководствоваться ст. 150 и 151 УПК РФ, относящими к формам предварительного расследования как следствие, так и дознание, а также предусматривающими конкретные составы преступлений, расследование уголовных дел о которых осуществляется в форме дознания.
1.5. В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ реализовывать полномочия по передаче материалов проверки сообщения о преступлении и уголовных дел из органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) следователю Следственного комитета Российской Федерации при наличии данных, указывающих на особую сложность исследования проверяемых фактов, расследования преступлений, их высокую общественную значимость, а также на неоднократные существенные нарушения требований уголовно-процессуального законодательства, с обязательным указанием оснований передачи.
1.6. Обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением положений ч. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2010 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия», касающихся изменения подследственности преступлений.
Учесть, что вынесение после 01.01.2012 процессуальных решений по сообщениям о преступлениях, подследственность которых изменена положениями п. 9 ст. 20 указанного Федерального закона, следственными органами, к компетенции которых производство по уголовным делам о преступлениях данной категории не отнесено, с учетом положений ст. 4 УПК РФ является незаконным.
2. Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора, исходя из особенностей деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках воинских формированиях и органах с учетом изменения уголовно-процессуального законодательства и в соответствии с положениями настоящего приказа определить своим организационно-распорядительным документом порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением норм уголовно-процессуального законодательства о подследственности командирами воинских частей и соединений, начальниками военных учреждений и гарнизонов, а также органами предварительного расследования, поднадзорными военным прокурорам.
3. Начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российски Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур усилить контроль за исполнением требований ст. 151 УПК РФ. Принимать оперативные меры к устранению выявленных нарушений закона случаев необоснованной передачи подчиненными прокурорами органа предварительного расследования уголовных дел о преступлениях, в отнесенных законом к его подследственности.
4. Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 29.01.2008 № 14/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел признать утратившим силу.
5. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и прокурорам приравненных к ним специализированных прокуратур, а также довести его до сведения руководителей федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих предварительное расследование, Следственного комитета Российской Федерации.
Генеральный прокурор Российской Федерации действительный государственный советник юстиции | Ю.Я. Чайка |
Указание Генеральной прокуратуры РФ от 19 декабря 2011 г. № 433/49 “Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственности уголовных дел”
Текст указания официально опубликован не был
Обзор документа
В связи с корректировкой УПК РФ в части подследственности при разрешении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел даны поручения заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам главных управлений и управлений данного органа, территориальным прокурорам и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур.
Материалы проверки сообщения о преступлении следует передавать от одного органа предварительного расследования другому в строгом соответствии с установленными правилами.
На факты нарушения органами дознания и предварительного следствия норм о подследственности, установленные в ходе проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, необходимо реагировать незамедлительно.
Следует иметь в виду, что сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении могут приниматься органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа.
В случае очевидности подследственности сообщение для дальнейшей процессуальной проверки необходимо передавать незамедлительно.
Следует учитывать, что решение прокурора о передаче сообщения по подследственности должно быть обоснованным и мотивированным. При поступлении к прокурору материалов проверки сообщения о преступлении, зарегистрированного правоохранительным органом в соответствующей книге, решение о его передаче должно иметь форму постановления.
Одноименное указание от 29.01.2008 признано утратившим силу.
Источник
Возбуждение следователем уголовного дела не своей подследственности
Следующей категорией, отграничивающей друг от друга следствие и дознание как формы предварительного расследования, является подследственность [1] .
Подследственность – это термин, который встречается не только в ст.151 УПК РФ, но и в ст.152 УПК РФ, например, и иных.
Термин «подследственность» имеет два значения.
Под подследственностью подразумевается, прежде всего, совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного расследования.
Кодексом установлено, когда предварительное расследование проводится, а когда не проводится и уголовное преследование осуществляется потерпевшим.
Подследственность определяется по категории преступлений и их виду (предметный, родовой признак), месту его совершения (территориальный, местный признак), субъекту преступления (персональный признак).
Предметный (родовой) признак выражается в квалификации преступления. Он дает возможность определить, нужно ли проводить в данном, конкретном случае предварительное расследование; если нужно, то в какой форме; если в форме предварительного следствия, то следователем какого ведомства; если в форме дознания, то какому из органов дознания, дознавателей какого органа дознания.
Подследственность обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление [2] .
Согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ по подследственности дознание производится:
· дознавателями (следователями) органов внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 УПК РФ: по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 112, 115, 116, 117 частью первой, 118, 119, 121, 122 частями первой и второй, 123 частью первой, 125, 127 частью первой, 129, 130, 150 частью первой, 151 частью первой, 153 — 157, 158 частями первой и второй, 159 частью первой, 160 частью первой, 161 частью первой, 163 частью первой, 165 частями первой и второй, 166 частью первой, 167 частью первой, 170, 171 частью первой, 171.1 частью первой, 175 частями первой и второй, 177, 180 частями первой и второй, 181 частью первой, 203, 207, 213 частью первой, 214, 218, 220 частью первой, 221 частью первой, 222 частями первой и четвертой, 223 частями первой и четвертой, 224, 240 частью первой, 241 частью первой, 242, 243 — 245, 250 частью первой, 251 частью первой, 252 частью первой, 257, 258, 260 частью первой, 262, 266 частью первой, 268 частью первой, 313 частью первой, 314, 319, 324 — 326, 327 частями первой и третьей, 327.1 частью первой, 329 и 330 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации;
· по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора.
· по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей статьи 151 УПК РФ, могут быть переданы для производства предварительного следствия.
· дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), частью первой статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также о преступлении, предусмотренном частью первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации);
· дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, указанных в пункте 2 части первой статьи 40 настоящего Кодекса, — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;
· дознавателями таможенных органов Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 188 и статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации;
· дознавателями органов Государственной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частью первой статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;
· следователями прокуратуры — по уголовным делам о преступлениях, по которым проводится дознание, совершенных членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, членами выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, судьёй Конституционного Суда Российской Федерации, судьёй федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировым судьёй и судьёй конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия, Председателем Счетной палаты Российской Федерации, его заместителем и аудиторами Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, прекратившем исполнение своих полномочий, а также кандидатом в Президенты Российской Федерации, прокурором, следователем, адвокатом, членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;
· дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 228 частями первой и пятой, 230 частью первой, 231 частью первой, 232 частью первой и 233 и 234 частями первой и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации.
Практика применения нового УПК РФ показала, что он далек от совершенства. В нем имеются многочисленные пробелы, коллизии, которые вызывают двоякое толкование норм, что явно не способствует единообразному правоприменению. Отмеченные недостатки коснулись и института подследственности, нормы которого изменились коренным образом.
Безусловно, вопросы подследственности относятся не только к стадии предварительного расследования, но и к стадии возбуждения уголовного дела [3] .
Так, п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор могут передать сообщение по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ. Здесь возникает вопрос: может ли соответствующий орган, принявший сообщение о преступлении, расследование которого ему не подследственно, принять одно из двух решений, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, — о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела? Получается, что орган, принявший сообщение о преступлении и установивший при проверке признаки состава преступления, расследование которого должен производить другой орган предварительного расследования, вправе, а в ряде случаев обязан возбудить уголовное дело. Это вытекает из ч. 1 ст. 157 УПК РФ, закрепляющей требование о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. В то же время возможность возбуждения уголовного дела без соблюдения правил подследственности ограничивается кругом органов, компетентных возбуждать такие уголовные дела. В частности, полномочиями возбуждать уголовные дела о преступлениях «не своей» подследственности обладают только органы дознания [4] . Следователю же такое полномочие не предоставлено. Это следует из анализируемой выше ст. 157 УПК РФ, где говорится лишь об органе дознания, а также из положения ч. 1 ст. 146 УПК РФ, согласно которому при наличии повода и основания следователь с согласия прокурора возбуждает уголовное дело только в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом. Наряду с этим ч. 4 ст. 20 УПК РФ предоставляет следователю с согласия прокурора возбудить уголовное дело о любом преступлении, указанном в частях второй и третьей настоящей статьи, т.е. уголовные дела частного и частно-публичного обвинения, при условии, что преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами.
Если же говорить о полномочиях по принятию решения об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о преступлении «не своей» подследственности, то, каких-либо ограничений по органам, уполномоченным принимать такое решение, УПК РФ не содержит. Так, в ч. 1 ст. 144 УПК РФ указано, что дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся. Указанная норма не содержит указания на необходимость соблюдения подследственности. В пределах своей компетенции указанные должностные лица и орган дознания обязаны принять только решение по поступившему сообщению. В то же время, если в ходе проверки не будет установлен состав какого-либо преступления, то любое должностное лицо или орган дознания вправе принять решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
На практике очень часто возникают споры о том, как процессуально оформить передачу сообщения о преступлении по подследственности. УПК РФ не закрепляет процессуальную форму такого решения. Если исходить из того, что по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии со ст. 145 УПК принимается одно из трех решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и о передаче сообщения по подследственности, первые два из которых оформляются в форме постановления, — то и решение о передаче по подследственности также должно оформляться аналогичным образом. Для единообразного применения УПК следует закрепить это требование, внеся соответствующие дополнения.
Коллизии возникают при определении подследственности уголовных дел, в ходе расследования которых обнаруживаются также признаки другого преступления, расследование которого подследственно другому органу. П. 9 ст. 37 УПК РФ указывает, что прокурор вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности. В ст. 37 УПК РФ имеется п. 8, закрепляющий такие полномочия прокурора, как изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому. Можно ли применять эту норму для определения органа, который должен расследовать уголовное дело, применительно к рассматриваемому случаю? Видимо, целью законодателя, разделившего полномочия прокурора и закрепившего их в разных пунктах (п. 8 и п. 9), тогда как в УПК РСФСР эти полномочия не разграничивались подобным образом, было предоставление прокурору возможности в полной мере реализовать свою функцию по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия путем изъятия у органа дознания уголовного дела о любом преступлении и передачи его для расследования, например, более опытному следователю либо передачи от одного следователя другому ввиду, например, особой общественной значимости преступления. Эта цель прослеживается из формулировки первой части п. 8 — изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю. В то же время, продолжая формулировку полномочий прокурора, законодатель несколько размыл поставленную цель, не конкретизировав, следователю того же либо другого ведомства возможна передача уголовного дела. Отвечая на поставленный выше вопрос, можно сделать вывод, что если в ходе расследования уголовного дела, подследственного органу дознания, выявится дополнительный состав преступления, уголовное дело о котором подследственно следователю того либо иного ведомства, то прокурор вправе передать это уголовное дело для производства предварительного следствия следователю соответствующего ведомства. А формулировка полномочий прокурора, позволяющих передавать уголовное дело от одного следователя другому, в той редакции, которая закреплена в п. 8 ст. 37 УПК, не дает возможности однозначно ответить на указанный вопрос. Поэтому следовало бы изложить п. 8 в следующей редакции: «Изымать любое уголовное дело у органа дознания либо следователя и передавать его следователю того же либо другого ведомства с обязательным указанием оснований такой передачи». При такой формулировке вопрос о подследственности уголовных дел о различных преступлениях автоматически снимается.
Определяя подследственность таких уголовных дел, прокурор должен будет руководствоваться одним из следующих правил:
· уголовное дело будет расследовать тот орган, который раньше возбудил свое уголовное дело;
· расследовать будет тот орган, который расследует уголовное дело о более тяжком составе преступления;
· расследовать будет тот орган, который расследует уголовное дело особой общественной значимости;
· расследовать будет тот орган, в котором имеются более опытные следователи либо в котором нагрузка на следователей менее высокая [5] .
Именно эти правила прокурор должен использовать для обоснования передачи уголовных дел.
По уголовным делам альтернативной подследственности рассматриваемая проблема не возникает, поскольку вопрос решается в соответствии с ч. 6 ст. 151 УПК РФ. Так, например, если следователем органа внутренних дел расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 159 УК РФ, то при установлении дополнительного состава преступления уголовное дело будет расследовать тот же следователь.
При соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных разным органам предварительного расследования, следует руководствоваться ч. 7 ст. 151 УПК РФ, согласно которой подследственность в этих случаях определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.
После возбуждения уголовного дела прокурор может соединить уголовные дела и определить подследственность в соответствии с ч. 7 ст. 151 УПК. Но следует подчеркнуть, что это касается случаев, когда преступления, хотя и совершенные одним и тем же лицом, не связаны между собой. Если же связь имеется, то остается и проблема с подследственностью.
Следует отметить, что в новом УПК РФ законодателем не закреплена процессуальная форма решения о передаче уголовного дела по подследственности, так же как и о передаче по подследственности сообщения о преступлении, за исключением ч. 4 ст. 150 УПК, где говорится, что уголовные дела, указанные в п. 1 ч. 3 статьи 151 УПК РФ, т.е. уголовные дела, могут быть переданы для производства предварительного следствия по письменному указанию прокурора.
Закрепление в УПК РФ подследственности дознавателей различных органов дознания выявило еще одну проблему: следователь какого ведомства должен расследовать уголовное дело в случае, если:
· виновное лицо не установлено;
· если истекли сроки дознания.
Такой вопрос возникает по уголовным делам, дознание по которым производят дознаватели органов Пограничной службы РФ (п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), дознаватели органов службы судебных приставов МЮ РФ (п. 4 ст. 151 УПК РФ), дознаватели таможенных органов РФ (п. 5 ст. 151 УПК РФ), дознаватели органов Государственной противопожарной службы (п. 6 ст. 151 УПК РФ). Эта проблема также требует законодательного решения. А пока прокурорам остается разрабатывать свои критерии определения подследственности таких уголовных дел для практического применения [6] .
Таким образом, можно сделать вывод, что правовой институт отрасли уголовно-процессуального права, регулирующий вопросы подследственности довольно сложен, содержит в себе достаточное количество коллизий, и поэтому он требует при применении тщательного анализа ситуации в целях правильного применения норм права данного института.
[1] Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений // Российский следователь. — М.; Юрист, 2003. — № 9. — с.7-9
[2] Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений // Российский следователь. — М.; Юрист, 2003. — № 9. — с.7-9
[3] Гирько С.И. Новое уголовно-процессуальное законодательство России и проблемы его применения в деятельности органов предварительного следствия и дознания МВД России // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 12 мая 2003 г.. — С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003. — с.201-208
[4] Дознание в ОВД: Учебное пособие / Сергеев А.Б.. — Челябинск; Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2003. С 52
[5] Масленников М.Я. Взаимодействие органов дознания, следствия и прокуратуры с органами административной юрисдикции // Российский следователь. — М.; Юрист, 2002. — № 3. — с.40-43
[6] Досудебное производство по УПК Российской Федерации (участники досудебного производства, доказательства и доказывание, возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие): Учебно-практическое пособие / Пан Т.Д., Якимович Ю.К.. — С.-Пб.; Юрид. центр Пресс, 2003. С 174.
Источник