Вариант 6
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–27 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля ответов справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Какой факт свидетельствует о противоречивости общественного прогресса?
1. разрушение сословных ограничений усилило социальную мобильность
2. расширение прав и свобод связано с развитием ответственности человека и гражданина
3. внедрение компьютеров расширило возможности творческого труда
4. жизнь в крупных городах увеличила нагрузки на человеческий организм
Какая из черт отличает религию от других форм духовной культуры?
1. утверждение социальных норм
2. описание и объяснение социальных и природных явлений
3. утверждение теоцентрической картины мироздания
4. предъявление требований к поведению человека
Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Рациональное познание включает в себя использование понятий и теорий.
Б. Отделить существенное от несущественного в изучаемом предмете человек может на уровне чувственного познания.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Найдите в приведённом списке способности человека, отличающие его от животных, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. воспроизводить генетически обусловленные модели поведения
2. предвидеть результаты своей деятельности
3. взаимодействовать с себе подобными
4) сознательно относиться к воспитанию потомства
5. проявлять критическое отношение к самому себе
Центральным звеном рыночной системы хозяйства является рынок, подразумевающий совокупность отношений между людьми по купле- продаже товаров и услуг. Какое обстоятельство в решающей степени способствовало его возникновению? соглашение между людьми разделение труда возникновение государства ограниченность натурального хозяйства
1. соглашение между людьми
2. разделение труда
3. возникновение государства
4. ограниченность натурального хозяйства
На уровень сдельной заработной платы непосредственно влияет прежде всего
1. возраст работника
2. индивидуально-психологические особенности
3. уровень образования
4. производительность труда
На рисунке отражена ситуация на рынке хлебобулочных изделий (Р — цена товара, Q — количество товара). Проанализируйте изменение предложения (линия предложения S переместилась в положение S1).
Это перемещение может быть связано в первую очередь с
1. ростом спроса на хлеб, сухари и печенье
2. повышением цен на зерно
3. увеличением количества фирм-производителей
4. снижением налогов на потребителей
Верны ли следующие суждения о рыночной конкуренции?
А. Рыночная конкуренция регулирует деятельность производителей.
Б. Рыночная конкуренция невыгодна ни производителям, ни потребителям.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
В стране Z основным собственником ресурсов и производственных мощностей является государство. Оно устанавливает цены товаров и услуг, планирует экономическое развитие. Выберите из приведённого ниже списка другие характеристики экономической системы страны Z и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. отсутствие промышленного производства
2. дефицит товаров и услуг
3. конкуренция производителей
4. централизованное распределение факторов производства
5. ограниченность выбора потребителей
6. регулирование производства с помощью обычаев
Что характеризует хозяйственную функцию семьи?
1. участие в деятельности домового комитета
2. распределение домашнего труда
3. организация семейного досуга
4. забота о старшем поколении
Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Индивид имеет возможность выбирать способ реализации социальной роли
Б. Ролевое предписание намечает общую схему поведения человека.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Социологические службы страны Z провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой способ увеличения производительности труда Вы считаете наиболее эффективным?». Результаты опроса (в% от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какой из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
1. Модернизация производства позволяет повысить заработную плату работников.
2. Большинство работников связывают повышение производительности труда с научно-техническим прогрессом.
3. Материальные стимулы являются ведущими для половины работников государственных предприятий.
4. Проблема повышения квалификации более актуальна для работников частных фирм, чем для работников государственных предприятий.
5. Более трети работников частных фирм полагают, что повышение оплаты труда приведёт к увеличению производительности.
Высшим исполнительным, органом Российской Федерации является
1. Правительство РФ
2. Федеральная служба безопасности
3. Верховный суд РФ
4. Министерство внутренних дел РФ
Какой режим характеризуется всеобъемлющим контролем над деятельностью граждан?
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Одним из признаков государства является добровольность подчинения ему
Б. Форма правления определяется порядком формирования высших органов государства.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Найдите в приведённом списке положения, характеризующие парламентскую республику. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. формирование правительства парламентом
2. прямое всенародное избрание президента
3. отсутствие у президента права роспуска парламента
4. ответственность правительства перед парламентом
5. наделение президента представительскими полномочиями
Одним из условий объявления несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным является
1. получение права распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами
2. получение наследства
3. получение права вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться своими вкладами
4. работа по трудовому договору или занятие предпринимательской деятельностью
Два молодых человека, катаясь на катере, решили привлечь внимание отдыхающих девушек, и с этой целью на большой скорости проплыли в зоне для купания. Нормы какого права определяют ответственность за данное правонарушение?
Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях налогоплательщиков?
А. Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Б. Налогоплательщики имеют право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Найдите в приведённом ниже списке отрасли публичного права и обведите цифры, под которыми они указаны.
Что согласно Конституции РФ является обязанностью граждан? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. защищать Отечество
2. указывать в паспорте свою национальность
3. свидетельствовать против себя в суде
4. участвовать в выборах органов власти
5. платить установленные налоги и сборы
6. получать основное общее образование
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Субъект деятельности | Характеристика |
Политический лидер | Лицо, оказывающее приоритетное влияние на общество или группу |
*** | Участвующий в выборах гражданин |
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)ритуалы; 2) социальная норма; 3) норма права; 4) правила этикета; 5) традиция.
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к юридическим основаниям прекращения трудового договора.Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)соглашение сторон; 2) истечение срока; 3) желание работника; 4)ежегодный отпуск; 5) состояние здоровья; 6) получение высшего образования.
Найдите 2 термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Установите соответствие между характеристиками и формами общественных изменений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ФОРМЫ ИЗМЕНЕНИЙ |
А) коренные общественные преобразования, сопровождаемые сменой правящих сил | 1) революция |
Б) преобразования, осуществляемые по инициативе власти и под её контролем | 2) реформа |
В) изменения, направленные на совершенствование отдельных сторон жизни общества | |
Г) радикальное переустройство основ общественного строя | |
Д) качественные кардинальные общественные преобразования, происходящие по инициативе «снизу» |
(А) Информационное общество — это новая фаза развития цивилизации. (Б) Отличительной чертой информационного общества является увеличение роли информации, знаний. (В) Ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и сайтов. (Г) Современные средства коммуникации открывают новые пути удовлетворения познавательного интереса. (Д) Однако богатство этих возможностей используется ещё недостаточно.
Определите, какие положения текста имеют
1. фактический характер
2. характер оценочных суждений
3. характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А | Б | В | Г | Д |
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других _____ (А). Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни ______ (Б) не могут существовать вне куль туры. В самом широком смысле можно сказать, что культура — это всё, что создано человеком в процессе ______ (В) окружающего мира. Культура выполняет ряд очень важных ______ (Г) в жизни человека и общества. Она является той средой, в которой происходит ______ (Д) личности. Только через культуру человек может овладеть накопленным социальным опытом и стать полноценным членом общества. Культура регулирует отношения между людьми с помощью системы норм, например норм _______ (Е)».
2) живые существа
А | Б | В | Г | Д |
Часть 2.
Для записи ответов на задания этой части (28—36) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
«В основе этики лежит представление о присущей человеку свободе выбора. Если бы человек действовал (в том числе и мысленно) так или иначе целиком под влиянием внешних по отношению к нему факторов, то его поступки не подлежали бы моральной оценке, а сам он не нёс бы никакой ответственности ни за них, ни за свои мысли. Этика существенна для осознания того, что человек не является целиком природным существом, но сверх своих природных качеств обладает духовной свободой.
Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем. . Мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением. Нарушения морали плохи не только сами по себе: они дурны тем, что создают атмосферу, способствующую дальнейшему размыванию моральных ориентиров.
. Моралью мы будем в соответствии с философской традицией называть систему оценок, приложимых к человеческим поступкам, их целям и результатам, определяющим их абсолютную ценность независимо от конкретно доставляемых ими пользы и удовольствия. Этикой мы будем называть науку о морали и применении моральных оценок в поведении человека. В этом смысле можно сказать, что этика есть наука о морали как особом феномене человеческого бытия. Человек существует в ценностно-ориентированном мире, где различаются добро и зло как в поступках самого человека в предлагаемых обстоятельствах, так и в ситуациях, сложившихся в результате данных поступков. Но кроме морали, которую мы рассматриваем как проявление в мире и в нас абсолютного морального закона, существуют нравы, допускаемые в данном обществе. Нравы могут не соответствовать требованиям морального закона. В этом случае говорят о дурных нравах, царящих в данном обществе. В морально развитом обществе нравы помогают реализации морального закона и даже порой требуют от человека большего, чем моральный закон. Мы будем различать нравы как то, что принято в некотором обществе как локальный обычай, мораль — как абсолютную систему ценностей, на которую ориентируется моральное поведение человека, и этику — как науку о .морали и моральном поведении».
28. Приведите два определения морали и определение этики, имеющиеся в тексте.
- абсолютная система ценностей, на которую ориентируется поведение человека;
- система оценок, приложимых к человеческим поступкам, их целям и результатам;
- наука о морали и применении моральных оценок в поведении человека;
- наука о морали и моральном поведении;
- наука о морали как особом феномене человеческого бытия.
29. Назовите три указанных автором условия сохранения морали в обществе.
- наличие человеческих образцов высшей нравственности;
- наличие абсолютных моральных ориентиров;
- наличие подвижников, готовых идти на жертву, следуя моральным ориентирам.
30. Автор пишет о том, что человеку присуща свобода выбора. Опираясь на знания и социальный опыт, поясните, что понимается под свободой нравственного выбора. Проиллюстрируйте двумя примерами ситуацию свободного нравственного выбора.
1. Пояснение того, что понимается под свободой нравственного выбора, например:
- это свободный сознательный выбор между добром и злом при отсутствии любого внешнего принуждения;
- в ряде ситуаций это выбор между большим и меньшим злом;
- выбор между нравственным и безнравственным поведением;
2. Примеры, допустим:
- гражданин К. нашёл бумажник, в котором помимо денег оказался паспорт гражданина, утерявшего его; гражданин К. стоит перед выбором: присвоить себе найденную сумму или вернуть найденное человеку, потерявшему бумажник;
- студент П. желая приобрести автомобиль, делает выбор: заработать постепенно необходимую сумму самому или попросить сразу требуемые деньги у родителей;
- школьница решает, пойти домой и продолжить просмотр сериала или навестить заболевшую одноклассницу.
31. Зачем нужна мораль? Укажите три функции морали в обществе.
- мораль регулирует поведение людей на основе правил и норм (норм- требований, норм-запретов, норм-образцов и т.д.);
- мораль ориентирует человека в мире моральных ценностей, помогает выбирать жизненные цели и средства их достижения;
- мораль позволяет оценивать с позиций добра и зла поступки, отношения, намерения, мотивы, воззрения и личностные качества;
- мораль обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей («чувство локтя», поддержку и взаимовыручку и т.п.).
32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об особенности разделения труда, и одно предложение, отражающее любое последствие разделения труда.
- Смысл понятия, например: «Разделение труда — экономическое явление, при котором происходит профессиональная специализация, сужение и иногда углубление функций отдельного специалиста»;
- Могут быть приведены следующие предложения:
- «При разделении труда производственный процесс разбивается на предельно простые операции, каждую из которых выполняет отдельный человек либо механизм».
- «Разделение труда привело в современном мире к наличию огромного множества всевозможных различных профессий и отраслей».
33. Назовите три любые характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.
В ответе должны быть названы характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа и приведены примеры, допустим:
- совместное проживание минимум трёх поколений, где роль лидера отводится старшему мужчине (в семье А. взрослый сын, имеющий собственную семью, живёт вместе со своими родителями, за дедушкой признаётся роль старшего в семье);
- экономическая зависимость женщины от супруга (жена гражданина А. не ходит на работу, так как круг её обязанностей ограничен работой по дому);
- чёткое функциональное разделение, закрепление мужских и женских обязанностей (муж — кормилец; жена — хозяйка);
- признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства (конечное решение любой
- проблемы остаётся за гражданином А. и его отцом, женщины не имеют права голоса).
34. В стране Z вступил в силу новый закон о политических партиях и движениях. Согласно закону может быть зарегистрирована только та партия, которая насчитывает в своих рядах не менее 100 тысяч членов и имеет отделения во всех департаментах страны. Выскажите суждение о соответствии данного закона демократическим принципам. Предположите, какие два любых последствия для развития политической системы страны Z он может иметь.
- Суждение, например: закон не вполне демократичен, так как лишает возможности создать свои партии небольшим группам людей или же права создать свои партии региональным политическим движениям;
- Последствия, например:
- закон вынуждает политические партии более активно бороться за увеличение численности своих рядов, вести пропаганду своих взглядов, работать с регионами, вести поиск союзников;
- многие региональные партии и движения, партии, представляющие немногочисленные группы, например, творческую интеллигенцию, зарегистрированы не будут и прекратят свою легальную деятельность;
- ряду политических партий и движений придётся объединяться, более активно работать с регионами, чтобы создать там свои отделения.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Гражданский процесс». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Гражданский кодекс РФ — правовая основа для решения имущественных споров.
2. Принципы гражданского судопроизводства:
а) равенство перед законом;
б) независимость суда;
в) гласность судебного разбирательства;
г) состязательность и равноправие сторон;
д) обязательность исполнения судебных постановлений;
е) возможность обжалования судебных решений.
3. Участники гражданского процесса:
г) третьи лица — лица, имеющие собственный интерес в деле (прокурор, представители органов опеки и попечительства и пр.);
д) лица, способствующие правосудию — свидетели, эксперты, переводчики, специалисты и др.
4. Права участников гражданского процесса:
а) право знакомиться с материалами дела;
б) заявлять ходатайства;
в) задавать вопросы;
г) обжаловать решение в кассационной или надзорной инстанции и т. д.
5. Основные этапы гражданского процесса:
а) возбуждение производства по делу;
б) слушание дела в судебном заседании;
в) объявление решения суда;
г) вступление решения в законную силу и исполнительное производство
6. Роль судьи в гражданском процессе.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Выполняя, задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1- 36.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Источник