- «Способы формирования у обучающихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность». статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Способы формирования у обучающихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность
- I. Введение
- II. Основная часть
- 1. Понятия «самоконтроля» и «самооценки»
- 2. Виды заданий, формирующие навыки самооценки и самоконтроля у учащихся в 1-4 классах.
- Игра «Лесенка».
- Игра «Число-контролер».
- III. Заключение
- «Способы формирования у обучающихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность».
«Способы формирования у обучающихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность».
статья на тему
Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe.docx | 43.28 КБ |
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe.docx | 43.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Петровска»
Выступление на тему:
«Способы формирования у обучающихся
умения самостоятельно контролировать и оценивать
учитель начальных классов
Залыгаева Ольга Михайловна
Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников . Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться.
Самоконтроль у школьника — это способность ребёнка контролировать самого себя, выучил ли он устные уроки, и сделал ли письменные, собрал ли он портфель, т.е. способность контролировать, сделал ли он то или иное действие.
Самооценка у школьника — это способность оценить, хорошо ли он выучил устные уроки, правильно ли сделал письменные и всё ли сложил в портфель, т.е. это способность оценивать качество выполнения того или иного действия.
Самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке.
Школьник в 1-ом классе уже способен контролировать своё поведение, но умственную деятельность взять под контроль ещё не может.
Таким образом начинать развитие навыков самоконтроля и самооценки целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.
В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля и самооценки. Электронные приложения к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.
Так в 1 классе предлагаю ученикам следующие задания:
1) Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
2) Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
3) Зашифрованный рисунок . На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.
Использую упражнения, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.
— сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу:
б) елочку из треугольников:
в) узор из геометрических фигур:
д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:
Задания легко видоизменяются.
Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.
2. Игра «Лесенка».
Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.
3. Игра «Число-контролер».
Ученики получают карточки с примерами:
Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать — сумма всех ответов равняется числу 10.
Во 2 – 3 классах ученикам предлагается:
— сравнивать промежуточный результат с эталоном; либо через систему условий;
— выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
— осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
— составлении проверочных заданий для самоконтроля.
- предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
- карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки.
- математические диктанты с использованием копирок.
В 4 классе одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа.
При поведении творческих самостоятельных работ я использую:
— мозговая атака; методика “Бортовой журнал” ;
-самоконтроль по собственной инициативе.
Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.
Таким образом, первый и второй этапы формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.
Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе .
Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, окружающий мир) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.
Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.
Данные подходы к формированию самооценки и самоконтроля обучающихся гарантирует высокое качество обученности и развития детей.
Источник
Способы формирования у обучающихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность
Классы: 1 , 2 , 3 , 4
I. Введение
Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников. Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту.
В системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.
II. Основная часть
1. Понятия «самоконтроля» и «самооценки»
Самоконтроль у школьника — это способность ребёнка контролировать самого себя, выучил ли он устные уроки, и сделал ли письменные, собрал ли он портфель, т.е. способность контролировать, сделал ли он то или иное действие.
Самооценка у школьника — это способность оценить, хорошо ли он выучил устные уроки, правильно ли сделал письменные и всё ли сложил в портфель, т.е. это способность оценивать качество выполнения того или иного действия.
Самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке.
Школьник в 1-м классе уже способен контролировать своё поведение, но умственную деятельность взять под контроль ещё не может.
Таким образом начинать развитие навыков самоконтроля и самооценки целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.
В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля и самооценки. Электронные приложения к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.
2. Виды заданий, формирующие навыки самооценки и самоконтроля у учащихся в 1-4 классах.
Так в 1 классе предлагаю ученикам следующие задания:
1) Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный – всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
2) Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
3) Зашифрованный рисунок. На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.
Использую упражнения, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.
— Сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу;
б) елочку из треугольников;
в) узор из геометрических фигур;
г) композицию (Приложение)
д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:
Задания легко видоизменяются.
Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.
Игра «Лесенка».
Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.
Игра «Число-контролер».
Ученики получают карточки с примерами:
Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать — сумма всех ответов равняется числу 10.
Во 2–3 классах ученикам предлагается:
- сравнивать промежуточный результат с эталоном; либо через систему условий;
- корректировать памятки;
- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
- составлении проверочных заданий для самоконтроля.
- предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
- карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки.
- математические диктанты с использованием копирок.
В 4 классе одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа.
При поведении творческих самостоятельных работ я использую:
- мозговая атака; методика “Бортовой журнал”;
- составление схемы-коллажа;
- самоконтроль по собственной инициативе.
Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.
III. Заключение
Таким образом, первый и второй этапы формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I–II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.
Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе.
Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, окружающий мир) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.
Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.
Данные подходы к формированию самооценки и самоконтроля обучающихся гарантирует высокое качество обученности и развития детей.
Источник
«Способы формирования у обучающихся умения самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность».
специалист в области арт-терапии
Исследовательская работа на тему:
«Способы формирования у обучающихся
умения самостоятельно контролировать и оценивать
Понятия «самоконтроля» и «самооценки».
Виды заданий, формирующие навыки самооценки и самоконтроля у учащихся в 1-4 классах.
Важным моментом учебного процесса является формирование самоконтроля и самооценки у младших школьников . Без этих качеств нельзя говорить о полноценном умении учиться Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту.
В системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.
1.Понятия «самоконтроля» и «самооценки».
Самоконтроль у школьника — это способность ребёнка контролировать самого себя, выучил ли он устные уроки, и сделал ли письменные, собрал ли он портфель, т.е. способность контролировать, сделал ли он то или иное действие.
Самооценка у школьника — это способность оценить, хорошо ли он выучил устные уроки, правильно ли сделал письменные и всё ли сложил в портфель, т.е. это способность оценивать качество выполнения того или иного действия.
Самоконтроль и самооценка тесно взаимосвязаны. Формируя у детей различные приемы самоконтроля, мы тем самым воспитываем у них способность к самооценке.
Школьник в 1-ом классе уже способен контролировать своё поведение, но умственную деятельность взять под контроль ещё не может.
Таким образом начинать развитие навыков самоконтроля и самооценки целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе.
В учебниках по новым ФГОС, уже содержатся задания на формирование самоконтроля и самооценки. Электронные приложения к учебникам дают возможность ребёнку отработать и проверить собственные знания дома самостоятельно.
2. Виды заданий, формирующие навыки самооценки и самоконтроля у учащихся в 1-4 классах.
Так в 1 классе предлагаю ученикам следующие задания :
1) Цветная оценка. Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значение цвета обговариваются заранее. Например, красный- всё получилось, зелёный – есть недочёты, но старался, синий – получилось плохо, не доволен работой, жёлтый – не могу оценить. Вначале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя.
2) Лист самоконтроля. После выполнения работы самостоятельно, ребёнок берёт у учителя лист самоконтроля (с ответами) и проверяет себя самостоятельно.
3) Зашифрованный рисунок . На листочках таблица с числами, ниже примеры. Решая пример, ребёнок закрашивает ячейку с соответствующим числом. Если работа выполнена правильно, получается рисунок.
Использую упражнения, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.
— сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу;
б) елочку из треугольников;
в) узор из геометрических фигур;
г) композицию ( Приложение )
д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:
Задания легко видоизменяются.
Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.
2. Игра «Лесенка».
Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать.
3. Игра «Число-контролер».
Ученики получают карточки с примерами:
Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать — сумма всех ответов равняется числу 10.
Во 2 – 3 классах ученикам предлагается:
— сравнивать промежуточный результат с эталоном; либо через систему условий;
— выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
— осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
— составлении проверочных заданий для самоконтроля.
предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.
карточки с порядком проведения самоконтроля, выполнения проверки.
математические диктанты с использованием копирок.
В 4 классе одной из форм организации самостоятельной работы, способствующей развитию самоконтроля, является творческая работа.
При поведении творческих самостоятельных работ я использую:
— мозговая атака; методика “Бортовой журнал” ;
-самоконтроль по собственной инициативе.
Особое внимание необходимо уделять и взаимооценке. Оценка одноклассника воспринимается как более конкретная, деловая. Систематическое вовлечение детей в оценочную деятельность даёт возможность формировать адекватную самооценку, поскольку, оценивая ответ других, он оценивает относительно себя.
Таким образом, первый и второй этапы формирования оценочной самостоятельности целесообразно развернуть в I – II классах. Критерием того, что первые два этапа становления оценочной самостоятельности завершены, может служить умение учащихся по выработанным критериям произвести оценку своей работы, соотнести её с оценкой учителя.
Третьему этапу можно посвятить третий и четвёртый годы обучения. Данный этап можно считать завершённым, когда учащиеся не только сами могут по своим критериям оценить работу в баллах, но и могут составить индивидуальную программу подготовки к аналогичной работе .
Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, окружающий мир) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.
Искусство учителя начальных классов заключается в том, чтобы всячески возбуждая познавательную активность и самостоятельность детей на уроках, в то же время руководить ими, осторожно помогать им в самостоятельной работе, предупреждать ошибки, побуждать их к самоконтролю и вовлекать в работу над своими недочётами – словом, учить их учиться.
Данные подходы к формированию самооценки и самоконтроля обучающихся гарантирует высокое качество обученности и развития детей.
• Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (метод. основы). – М.: Просвещение, 1982. – 192с.
• Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников // Нач. школа. – 2004. — №2. – С.20-24.
• Пачина А. Г Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников // Нач. школа. – 2004. — №11. – С.31-37
• Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под редакцией Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. – 608с.
• Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С.Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 – 528с.: ил.
• Потапенко Н.В. Игра «Математические пазлы» //Нач. школа. – 2006. — №9. – С.91
• Яковлева Н. П.Формирование действий контроля и оценки у младших школьников//Нач. школа. – 2006. -№7. – С.22-23.
Источник