Профессионализм воспитателя — залог успеха каждого дошкольника.
статья
Профессионализм педагога – залог успеха каждого дошкольника
Специфика труда педагога заключается в том, что в качестве объекта этого труда выступает ребенок , а каждый ребенок – неповторимое и уникальное творение природы. Воспитатель занимается физическим, речевым, познавательным, художественно — эстетическим, нравственным развитием малыша. Профессионализм педагога и успех его воспитанников — неразрывны, непрофессионал может лишить ребенка веры в себя, затормозить его развитие.
Именно по этой причине, работа педагога является одной из самых ответственных и важных в современном мире.
.К. Д. Ушинский отмечал, что только успех поддерживает интерес ребенка к обучению. А интерес появляется только тогда, когда педагог порождает в ребенке вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями и умениями. Если ребенку еще в дошкольном детстве удается добиться успеха в познавательной деятельности, то у него есть все шансы на успех и в дальнейшей жизни.
Для успешной реализации всех задач, поставленных перед педагогом, у него должно быть настоящее профессиональное мастерство.
Мастерство педагогическое — высокий уровень овладения педагогической деятельностью, комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющих педагогу эффективно управлять деятельностью дошкольников и осуществлять целенаправленное педагогическое взаимодействие.
Так кто же такой современный воспитатель, обладающий профессиональным мастерством?
Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат, в то же время — творческая личность, которая стремится постоянно повышать свой профессионализм. постоянно совершенствует свои знания, овладевает новыми технологиями, с помощью которых можно реализовывать требования, предъявляемые ФГОС ДО.
ФГОС ДО. — это требования при выполнении которых ребенок должен быть обречен на успех. Требования развития ребенка, а не его обучения.
Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования — такого не было никогда.
Современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный педагог — профессионал, который старается творчески, нетрадиционно, по-новому преподносить материал, интересно организует педагогическую работу, дает детям дошкольного возраста возможность проявить себя, как творческим личностям.
Какими еще личностными качествами должен обладать профессионал – воспитатель, чтобы каждый его воспитанник был успешным?
Воспитатель обязан быть терпимым к своим малышам. Не допускается ситуаций, когда педагог повышает голос на детей во время занятия.
Профессиональные качества воспитателя детского сада предполагают проявление к малышам душевного отношения, заботы, тепла, любви и уважения.
В профессиональные качества воспитателя детского сада входит знание особенностей детской возрастной психологии. Если педагог не владеет информацией об уровне нравственного, психического, физического развития ребенка, ему не место в детском саду.
Только увлеченный своей профессией человек, может повести за собой детей, «зажечь» в них искорку познания. Педагог отбирает, структурирует информацию во время общения с ребятами, организует для них разнообразные виды деятельности, анализирует желание малышей получать новые знания, навыки.
Исследовательская функция предполагает умение самого педагога заниматься самообразованием, развивать свои профессиональные интересы, чтобы быть для ребенка настоящим примером.
Педагогический такт и справедливость Данное качество предполагает соблюдение наставником общечеловеческих норм взаимодействия и общения с дошкольниками. Кроме того, профессиональный воспитатель учитывает индивидуальные качества каждого ребенка, его психологические особенности.
По новым ФГОС для каждого воспитанника детского сада выстраивается собственная образовательная траектория, по которой он продвигается под руководством своего наставника.
Справедливость – обязательное качество современного педагога ДУ. Он обязан вести себя беспристрастно по отношению к каждому малышу.
Он должен быть оптимистом, не теряться в экстремальных ситуациях, иметь шарм и личное обаяние, владеть чувством юмора, иметь житейскую мудрость.
С точки зрения социальной активности, такой педагог всегда должен быть готов помогать коллегам в решении общественных и социальных проблем, касающихся в первую очередь образовательной сферы.
Современный профессиональный педагог, старается сделать дошкольное детство разнообразным. Даёт детям возможность реализовать свою индивидуальность.
Если дошкольник идёт в детский сад с удовольствием, если там организована деятельность, которая его привлекает, и он ежедневно рассказывает родителям о чём-то новом, то это высшая оценка воспитателя – профессионала.
Источник
Семинар-практикум для педагогов «Воспитатель-мастер своего дела»
учебно-методический материал на тему
Семинар-практикум для педагогов «Воспитатель-мастер своего дела»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel-master_svoego_dela_18g.docx | 33.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинара –практикума для воспитателей «Воспитатель-мастер своего дела»
Цель : формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.
- Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.
- Обобщить методический и практический материал по проблеме для осуществления педагогической деятельности.
- Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.
- Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.
- Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.
- Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
- Применить различные виды работы группы для достижения задач семинара.
Средства: практические упражнения, игровые ситуации, беседа.
Форма работы: подгрупповая.
Длительность мероприятия: до 1 часа
Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы (на каждом флажок жёлтого, синего, красного цветов), телевизор, ноутбук
Раздаточный материал: карточки с заданиями, ручки, магнитная доска с цветными магнитами, бумага.
Подготовка к мероприятию.
Мною был разработан сценарий семинара-практикума, продуманы вопросы, педагогические ситуации, виды поощрения, условия проведения, расстановка мебели (3 стола, на которых стоят флажки разного цвета), приготовлены карточки для каждой команды.
Предварительная работа : знакомство с литературой по теме семинара-практикума.
Жюри выбирается из администрации ДОУ.
5 баллов — полный, развернутый правильный ответ на вопрос;
3 балла — ответ частично правильный, но неполный;
0 баллов — нет ответа на вопрос.
Каждый педагог выбирает конверт и занимает место в группе с флажком соответствующего цвета. На карточках с обратной стороны записаны слова аббревиатуры, воспитатели должны расшифровать их. Разделившись на команды, участники составляют своё слово аббревиатуру, связанное с образование. На задание отводится 3минут.
Данное задание помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.
Что же такое педагогическое мастерство? Во многих источниках педагогическое мастерство определяется как система многочисленных профессиональных умений: оптимального планирования, организации процесса обучения и воспитания, оптимальной реализации намеченных планов, анализа достижений и недостатков по соответствующим критериям.
Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Педагогическое мастерство прежде всего связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера – человеколюбие и умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения – это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью педагогического мастерства также являются профессиональные знания и умения. И наш сегодняшний семинар направлен на совершенствование мастерства педагогов. Сегодня мы имеем возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе. И пройдет данный семинар не в традиционной форме, а в форме деловой игры.
1 тур. Игра “Вопрос-ответ”
Один уз участников команд выбирает карточку с заданиями, которые им необходимо обсудить и записать правильные ответы. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).
Цель: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к устройству,
содержанию и организации режима работы ДОУ, знание содержания работы ДОУ в течение года.
- Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.
- Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (Не менее 4-4,5 ч)
- Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (Не более 20 мин.)
- Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий обучения и воспитания, методов и организаций учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей: воспитатель, Управление образованием, администрация ДОУ? (Администрация ДОУ)
- Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 4-го года жизни? (11 занятий)
- Напишите все учреждения, с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.
- Какова продолжительность занятий для детей 4-го года жизни? (Не более 15 минут)
- Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена)? (Не менее 3-4 часа)
- Из каких частей должна состоять Основная общеобразовательная программа дошкольного образования? (из 3 частей: целевой, содержательный и организационной части и части)
2 тур. “Пятью пять”
Знания являются одним из факторов, определяющих возможности педагога в его педагогической деятельности. Эрудиция педагога складывается из общих и специальных знаний. На сколько вы эрудированны в специальных знаниях мы сейчас и узнаем.
Цель: проверить эрудицию коллектива.
На магнитной доске расположена таблица с темами для обсуждения. Каждый тема состоит из вопросов.
Участники из команд по очереди выбирает тему и зачитывает вопрос. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе. Каждая команда может выбрать каждый сектор не более 1 раза.
Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения.
- С Маршак «Сказка об умном мышонке» (мл.гр)
- С.Михалков «Дядя Степа» (средн. гр)
- «Крылатый,мохнатый да масляный»(старшая гр)
- В.Драгунский «Друг детства» (старшая гр)
- П.Ершов «Конек-Горбунок» (подгот.гр)
- А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»(подготов)
К какой образовательной области относятся данные задачи?
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка («Социально-коммуникативное развитие»)
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира («Познавательное развитие»)
- Становление эстетического отношения к окружающему миру, развитие предпосылок целостно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.; («Художественно-эстетическое развитие»)
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами («Физическое развитие»)
Необходимо определить какой является программа – комплексной или парциальной?
- «Истоки», «Радуга», «Детство» (комплексная)
- «Развитие», «От рождения до школы»(комплексная)
- «Юный эколог», «Наш дом –природа», «Природа и художник», «Семицветик» (парциальная)
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Я,ты,мы» (парциальная)
- «Искорка», «Играйте на здоровье» (парциальная)
3 тур. Педагог-искусствовед
Назовите пожалуйста парциальные программы, по которым работает наше дошкольное учреждение?
Одной из парциальных программ является программа С. Николаевой «Юный эколог», одним из видов работы по которой является работа с репродукциями картин известных художников. Вам необходимо назвать автора и название картины.
Поочередно каждой команде показываются репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада. Необходимо назвать автора и название картины.
Иван Шишкин «Рожь»
Исаак Левитан «Март»
Алексей Саврасов “Грачи прилетели”
Архип Куиджи «Березовая роща»
Одним из важных моментов становления педагогического мастерства является умение педагога общаться. Зачастую педагогу в ходе своей деятельности сталкивается с различными ситуациями и проблемами, требующими незамедлительного решения, поиска компромисса.
Какие же бывают стили общения педагогов с воспитанниками?
Называют по очереди. (Презентация)
Демократический стиль — основан на взаимопонимании и взаимодействии в ходе воспитания, когда воспитатель совместно с детьми обсуждает все проблемы коллектива, деятельность которого строится на свободе мышления, инициативе, творческом отношении к работе, стремлении проявить свои возможности и способности.
Дружеские отношения — это стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками на основе взаимоуважения и требовательности. Этот стиль позволяет педагогу видеть перспективы развития личности каждого воспитанника, учитывая его индивидуальные особенности применять меры поощрения и наказания. Этот стиль очень близок к предыдущему, он создаёт условия для перехода от официальных отношений к дружеским, сохраняя при этом в нужные моменты определённую дистанцию между педагогом и воспитанниками.
Общение-дистанция — этот стиль достаточно распространён, использование его оправдано в тех случаях, когда необходимо предъявить официальные требования к воспитанникам, или потребовать от них выполнения определённых условий. Но нельзя злоупотреблять этим стилем это может привести к отчуждению воспитанников, к излишней официальности взаимоотношений. Этот стиль больше подходит к учебному процессу, чем к воспитательному.
Стиль запугивания — основан, как правило, на стремлении самоутвердиться таким путём, ограничивая тем самым активность воспитанников, их инициативность.
Стиль высокомерия — как правило, этим стилем пользуются неопытные педагоги или люди, неверно понимающие свой статус, не верящие в свои силы, поэтому они пытаются поставить воспитанников в позицию «подчинённого». Если педагог вовремя не откажется от этого стиля, между ним и воспитанниками возникнут трения, конфликты.
Как видно, первый и второй стили общения могут обеспечить педагогу эффективные результаты в воспитании, третий стиль рекомендуется использовать лишь при необходимости, четвёртый и пятый стили в его работе не должны использоваться вообще.
4 тур. Решение педагогических ситуаций
Каждой микрогруппе раздаются конверты с заданиями. Необходимо обсудить педагогическую ситуацию и найти правильное решение.
Цель : актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.
Решение педагогических ситуаций
1) Пятилетняя девочка, укачивая куклу, подшлепывает ее, раздраженно проговаривая:
— Посмей, только не спать! Сейчас же закрой глаза! Воспитатель, заметив это, говорит:
— Так с дочкой мамы не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку, она и заснет.
Но девочка не слушает ее, возражает:
— А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.
- Как объяснить действия ребенка в игре, основываясь на психологических особенностях девочки? Назовите их.
- Что воспитатель должна была ответить девочке? Какую беседу провести с мамой?
- Какую роль в воспитании играют такие особенности как подражательность, стремление быть похожим на близких?
2) Мать делает замечание 5-летней дочери за то, что та отгоняет младшего брата от своего рабочего стола:
— Плохо себя ведешь. Братик меньше тебя, ему надо уступать.
— Все уступать да уступать! А если он мне мешает?! Если в моем рисунке чертит каляки-маляки?!
— Все равно, ты же старше его!
Поддержанный мамой, мальчик продолжает свое дело.
— Ах, так? — сердится девочка, — будешь знать, как чужие рисунки портить! Вот тебе за это!
Девочка в сердцах толкает брата, конфликт разрастается, в результате оба плачут. В беседе с воспитателем мама сетует, что дети не дружны, не умеют ладить друг с другом, у дочери нет заботливости и терпения как у будущей мамы по отношению к младшему брату.
- В чем вы видите причину разросшегося конфликта между братом и сестрой?
- Почему мы не наблюдаем в данной семье проявлений такой психологической особенности девочки как склонность к попечительской деятельности?
3) На участке детский гомон. Новенький (мальчику 5 лет), впервые попавший в детсадовский ребячий коллектив, с любопытством всматривается в играющую детвору. Одни подвозят песок, другие грузят его в машины, третьи строят песочный город.
— Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? — обращается к нему воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:
— Не-е-е. Я их сейчас расстреляю!
Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.
— За что же ты их хочешь расстрелять? — снова с вопросом обращается к мальчику педагог.
— А так, ни за что. Я разбойник! Сейчас сделаю налет на них! — В голосе недружелюбные нотки. Откуда это у маленького человека?
— Ему бы только стрелять да в войну играть, другие игры его не интересуют, — говорит мать, обращаясь к воспитателю.
— Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, — заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.
— Да, конечно, — соглашается мать, — он требует, приходится покупать. Боевой растет, уж слишком даже.
— А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные! Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм, например.
— А зачем? — недоумевает женщина. — Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!
- В чем, по вашему мнению, значение игры для формирования качеств мужественности у мальчиков и женственности у девочек, усвоения ими будущих социальных ролей?
- Какое, по вашему мнению, имеет значение в становлении личности мальчиков и девочек содержание игр и те роли, которые в них берет на себя ребенок? Как вы объясните маме, что она заблуждается? Попробуйте объяснить.
У жюри есть время подвести итоги и назвать имена победителей нашей встречи. А мы разгадаем кроссворд
Ни для кого из нас не секрет, что одно из главных рабочих инструментов педагога – его речь. Одна из первостепенных задач воспитателя — подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов произношения, может ли моя речь служить образцом для ребят?
Дети учатся у воспитателя произносить правильно звуки, слова,
грамматически правильно строить предложения, логически последовательно
излагать мысль и т.д. Значит, педагог должен разговаривать с детьми понятно и доступно.
Интонационная выразительность речи — немаловажный фактор воздействия на ребенка. Воспитатель, разговаривая с детьми, должен использовать многообразную гамму голосовых оттенков, подчеркивающих эмоциональное и смысловое содержание сказанного. Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету.
При разгадывании кроссворда у вас должно было появиться ключевое слово»молодцы».
Командам дается задание — произнесите слово:
1 команда – громко, медленно
2 команда — быстро, грустно
3 команда – весело, протяжно
Все участники — утвердительно.
Подведение итогов семинара-практикума.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М. Сфера. 2001.
- Казанский О. игры в самих себя., М., 1995.
- Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». С. Птб. Акцидент. 1997.
- Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.// Дошкольное воспитание. 2003. N11. С. 66-68.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia. 1996.
- Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск. 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитатель: Ревнивцева Раиса Михайловна, МДОУ ДСКВ №21 «Аист» г.п. ЗапрудняЦель: Приобщить воспитателей к компьютерной грамотности. Помочь преодолеть боязнь работы с компьютером. Об.
Цель : формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.Задачи. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.Обобщить мет.
Цель: познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, создание благоприятного эмоционального климата в семье.
laquo;Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора — так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие, отсюда еще .
Цель: познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, создание благоприятного эмоционального климата в семье.Участники.
Семинар-практикум для родителей «Хочу понять своего ребенка».
Источник