ВОПРОСНИК (АНАЛИЗ УЧИТЕЛЕМ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ СВОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) А.М.Марковой, А.Я.Никоновой.
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС).Учителя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель с ЭИС обращается к большому числу учеников, в основном сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Для учителя с ЭИС характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Для отработки на уроке он выбирает наиболее интересный учебный материал; менее интересный материал, хотя и важный, он оставляет для самостоятельного разбора учащимися. В деятельности учителя с ЭИС недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Учителя с ЭИС отличает высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения. Он часто практикует коллективные обсуждения, стимулирует спонтанные высказывания учащихся. Для учителей с ЭИС характерна интуитивность, выражающаяся в частом неумении проанализировать особенности и результативность своей деятельности на уроке.
Эмоционально-методический стиль(ЭМС). Для учителя с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого учителя отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на уроке, практикует коллективные обсуждения. Используя столь же богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, что и учитель с ЭИС, учитель с ЭМС в отличие от последнего стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а прочно заинтересовать особенностями самого предмета.
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС).Для учителя с РИС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с учителями эмоциональных стилей учитель с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения, относительное время спонтанной речи его учащихся во время уроков меньше, чем на уроках у учителей с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.
Рассуждающе-методичный стиль (РМС).Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса учитель с РМС обращается к небольшому количеству учеников, давая каждому много времени на ответ, особое время уделяя слабым ученикам. Для учителя с РМС характерна в целом рефлексивность.
Инструкция: «Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов, отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить свой собственный стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек)».
№ п/п | Вопросы | Варианты ответов | |||
ЭИС | ЭМС | РИС | РМС | ||
1. | Вы составляете подробный план урока? | нет | да | нет | да |
2. | Вы планируете урок лишь в общих чертах? | да | нет | да | нет |
3. | Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока? | да | да | да | нет |
4. | Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив про бел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? | нет | да | да | да |
5. | Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? | да | да | нет | нет |
6. | Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? | нет | да | да | да |
7. | Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? | нет | да | да | да |
8. | В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика? | нет | нет | да | да |
9. | Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? | нет | да | да | да |
10. | Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? | нет | нет | да | да |
11. | Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? | да | да | да | нет |
12. | Вы часто меняете темы работы на уроке? | да | да | нет | нет |
13. | Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? | да | нет | да | нет |
14. | Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? | да | нет | нет | нет |
15. | Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? | нет | да | нет | нет |
16. | Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? | да | да | нет | нет |
17. | Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? | да | да | нет | нет |
18. | Вы всегда укладываетесь в рамки урока? | нет | нет | да | да |
19. | Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? | нет | да | нет | да |
20. | Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? | нет | да | да | да |
21. | Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам? | да | нет | нет | нет |
22. | Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы? | да | да | да | нет |
23. | Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? | нет | да | нет | да |
24. | Часто ли Вы контролируете знания учащихся? | нет | да | нет | да |
25. | Часто ли Вы повторяете пройденный материал? | нет | да | да | да |
26. | Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? | да | нет | да | нет |
27. | Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? | да | да | да | нет |
28. | Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках? | да | да | да | нет |
29. | Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? | да | да | нет | нет |
30. | Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? | нет | да | нет | нет |
31. | Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? | нет | да | нет | да |
32. | Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? | нет | да | нет | да |
33. | Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? | нет | да | нет | да |
Примечание. Наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.
Литература:
основная:
1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Издательство 2-е, дополненное, исправленное и переработанное. М., «Логос», 2007. – 382 [1] с. – стр. 305-315.
дополнительная:
1. Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учеб.пособие для студ.вузов, обучающихся по спец.психологии / Т.В. Габай. – М. ACADEMIA, 2003. – 239 С.
2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
3. Литвак М. Психологическое айкидо // Воспитание школьников. 1994. № 4-6.
4. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопросы психологии, № 5, 1987.
5. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
6. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология /А.А. Реан — СПб., Изд-во «Питер», 2008 – 354с.
Семинарское занятие № 8
Тема:Конфликты в условиях учебной деятельности.
Цель: Рассмотреть особенности конфликтов между учениками и учителем, межличностных конфликтов в различные возрастные периоды.
Вопросы для обсуждения:
1. Конфликты между учениками в школе.
2. Конфликтно-стрессовые ситуации в младших классах.
3. Конфликтно-стрессовые ситуации в работе с подростками.
4. Конфликтно-стрессовые события в работе с учащимися в старших классах.
5. Способы разрешения конфликтов между учителем и учениками.
Рекомендации:данное занятие предполагает выполнение дополнительного предварительного задания: продиагностировать ценностные ориентации (приложение 1) студентов и преподавателей (на примере 10 человек и той, и другой группы; группа преподавателей может быть одной и той же у всех учащихся) и выдвинуть предположение из-за чего могут возникать конфликты. (Задание выполняется письменно, его обсуждение происходит после разбора 4 вопроса). Непосредственную работу на занятии следует начинать с анализа общего представления о конфликте (для этого можно дать творческое задание: найти в произведениях художественной литературы и (или) в кинофильмах примеры 3 конфликтных ситуаций и определить типологию, функции, предмет и объект конфликтов (по возможности предоставить анализируемый материал). Разбор конфликтно-стрессовых ситуаций, осуществляемый с актуализацией знаний по возрастной психологии (основные характеристики возраста), полезно насытить обсуждением собственных примеров. Особенно стоит остановиться на формулах конфликта. В практическом отношении наиболее важным является последний вопрос, его целесообразно закрепить с помощью проигрования.
Приложение 1
МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич)
Инструкция: «Вам предъявлены наборы из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – проранжировать (присвоить место) их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Ценности, которая имеет для вас самое важное значение, присвойте 1 ранг и напротив нее поставьте 1, затем выберите вторую по значимости ценность и напротив нее впишите цифру 2. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место (ранг). Сначала проранжируйте список А, а потом список Б. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».
Ранг (место) | Список А (терминальные ценности): |
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); | |
жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); | |
здоровье (физическое и психическое); | |
интересная работа; | |
красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); | |
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); | |
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); | |
наличие хороших и верных друзей; | |
общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); | |
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); | |
продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); | |
развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); | |
развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); | |
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); | |
счастливая семейная жизнь; | |
счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); | |
творчество (возможность творческой деятельности); | |
уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). | |
Ранг (место) | Список Б (инструментальные ценности): |
аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; | |
воспитанность (хорошие манеры); | |
высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); | |
жизнерадостность (чувство юмора); | |
исполнительность (дисциплинированность); | |
независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); | |
непримиримость к недостаткам в себе и других; | |
образованность (широта знаний, высокая общая культура); | |
ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); | |
рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); | |
самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); | |
смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; | |
твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); | |
терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); | |
широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); | |
честность (правдивость, искренность); | |
эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); | |
чуткость (заботливость). |
Литература: основная:
1. Анцупов, А. Я.Конфликтология: [учебник для вузов] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов – 3-е изд. — М.: СПб. [и др.]: Питер, 2008. – 490с. – стр. 353-361.
дополнительная:
1. Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 206, [1] с.
2. Дмитриев, А. В. Конфликтология: [учебное пособие] / А.В. Дмитриев. — М.: Гардарики, 2004.
3. Журавлёв, В. И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев. — М.: РПА, 1995.
4. Лишин, О.В. Конфликты в школьном возрасте, путь их пре одоления и предупреждения / О.В. Лишин. — М, 1986.
5. Слуцкий, В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека / В.И. Слуцкий. — М., 1992.
6. Корнелиус, X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый / X. Корнелиус. Ш. Фэйр. — М.: АО Стрингер, 1992.
Семинарское занятие № 9
Тема:Теории механизмов возникновения конфликта. Поведение личности в конфликте.
Цель:Рассмотреть основные теории механизмов возникновения конфликта, модели и стратегии поведения человека в конфликте, типы конфликтных личностей.
Вопросы для обсуждения:
1. Механизмы возникновения конфликтов: формулы конфликтов, трансактный анализ конфликта.
2. Модели и стратегии поведения человека в конфликте.
3. Типы конфликтных личностей.
Рекомендации: следует разобрать понятие «механизм» как таковой. Отработка формул конфликта и трансактного анализа идет практически, при этом следует напомнить, что теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах 20 века. Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции. (Источники для углубленного изучения темы: 1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. — Гл. 16, 17. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб.; М.: «Университетская книга» ACT, 1998. 3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000. 4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл.З.)
Практическое работа:
— »Формулы конфликта» (решение ситуационных задач).
— Дидактическая игра »Фрустрирующие ситуации».
— »Трансактный анализ конфликтов» – тестирование и решение ситуационных задач.
— Оценка стратегий поведения в конфликте по методикам Дж. Г.Скотт, К. Томасса
Материалы для практической работы:
1. «Формулы конфликта» (решение ситуационных задач) — порядок проведения:
За одну-две недели студенты получают установку на проведение практического занятия методом решения ситуационных задач. Также они получают теоретический материал на самостоятельное изучение.
В ходе занятия студентам предлагаются задачи с конкретными ситуациями. Они должны решить эти задачи, ответив на вопрос – по какой формуле возможно разрешение конфликта в каждой из них. Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Формулы конфликта.
Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В. П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (А, Б и В). Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.
Первая формула А отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ). Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.
Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:
КФГ1 ® КФГ 2 ® КФГ3 ® … ® КФ, где КФГ1 – первый конфликтоген; КФГ2 – второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 – третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д. При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ1, КФГ3 > КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).
Важно отметить, что по наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.
Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.
Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В таблице 1 дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми.
Характер конфликтогена | Форма проявления |
Прямое негативное отношение | Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм |
Снисходительное отношение | Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание |
Хвастовство | Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах |
Менторские отношения | Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения |
Нечестность и неискренность | Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека |
Нарушения этики | Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека |
Регрессивное поведение | Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания |
Вторая формула Б отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:
Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.
Третья формула В отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:
КС1 + КС2 + . + КСn = КФ, при этом n > 2. Словами эту формулу можно выразить так: сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.
Задача 1
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.
Задача 2
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. При распределении дополнительного «вознаграждения» со средств факультета к стипендии декан не выделил ее одному из студентов-активистов. Оснований для «депремирования» не было. На вопрос студента декан не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».
Задача 3
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Беседуя со студентом-задолжником, получившим задолжность из-за продолжительного пребывания в больнице, преподаватель дает обещание все же поставить ему аттестацию. Студент с воодушевлением приступает к учебе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Преподаватель же постоянно попрекает студента пропусками, очень критичен при его оценивании и, в конечном итоге, не выставляет ему аттестацию по предмету.
Задача 4
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.
Задача 5
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Работник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику, что мастер выживает его с работы. Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Работник же продолжает жаловаться.
Задача 6
Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации. Начальник участка дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокого разряда и добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают разряд.
Источник