Воля. Признаки волевого поведения. Саморегуляция деятельности. Развитие воли.
Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.
Воля возникла в трудовой деятельности человека, овладевающего законами природы и таким образом получающего возможность изменять ее в соответствии со своими потребностями.
Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движенийидействий. Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, которые включают в себя целый ряд более простых.
Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами. Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует определенных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходимо и в ходе выполнения задуманного действия.
Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внимание на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. Желание добиться или достичь чего-либо, точно так же как избежать чего-либо неприятного, связано с нашими чувствами.
Признаки волевого поведения. Воля — вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками.
1. Волевого акта всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.
2. Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.
3. Признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей — это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это. сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом»‘.
4. Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить.
Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.
Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.
Саморегуляция деятельности. Воля — это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей.
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.
Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.
Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это — ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.
Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.
Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам.
Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.
Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевым качествам.
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени.
Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.
Источник
Вопрос 3: Воля как сознательная организация и саморегуляция активной учебной деятельности.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Сталкиваясь с препятствиями человек либо отказывается от действия, либо наращивает усилия, чтобы преодолеть барьер. Человек намеренно привлекает дополнительные мотивы действования, иначе говоря, строит новый мотив. Сложность понятия Воли тесно связано с понятием сознания, сложным психическим явлением. В целом, волевые процессы выполняют 3 основные функции:
1. Инициатирующая или побудительная. Заключается в том, чтобы заставить начать какое-либо действие.
2. Стабилизирующее. Связано с волевыми усилиями по поддержанию активности при возникновении помех.
3. Ингибирующая или тормозная. Состоит в затормаживании других мотивов. Регулирование поведения было бы невозможно без торможения.
Признаки волевых действий:
1. Осознание свободы осуществления действий.
2. Обязательное объективное детерминированность любого действия.
3. В волевом действии личность проявляется максимально полно и ярко.
Важнейшее в проблеме воли занимает понятие волевого акта. Звенья данного акта это принятие решений и исполнение.
Волевое усилие – это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека, например память и мышление, создающего дополнительные мотивы к действию.
Составляющие волевого усилия:
1. Наличие цели действия и ее осознание.
2. Наличие нескольких мотивов, а также их осознание.
3. Борьба мотивов как столкновение в выборе того или иного действия, противоречивых желаний.
4. Принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения.
5. Реализация принятого решения.
Качества, характеризующие склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, или же наоборот, своим усилиям называется локализацией контроля.
Воля, как сознательная организация и саморегуляция активности направлена на преодоление внутренних трудностей. Это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разными степенями выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых, с одной стороны, как сила, а с другой – как слабость.
Вопрос 4: проблема соотношения обучения и развития.
Выготский, культурно историческая теория психического развития человека.
Концепция развития психики человека, ее авторы Выготский Лев Семенович. Данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разных подходов лидировали биологический и идеальный. С позиции идеального подхода человек имеет божественное происхождение. Согласно данной точке зрения, цель жизни человека – осуществить замысел Божий. С биологической точки зрения, человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы. Поэтому его психическую жизнь можно описывать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. Но тогда возникает предположение о том, что сознание, присущее человеку, должно встречаться и у животных. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствую у животных. Это высшие психические функции. Они формируются в ходе социальных взаимодействий. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются произвольные память, внимание, логическое мышление. В концепции Выготского можно два фундаментальных положения:
1. Высшие психические функции имеют опосредованную структуру.
2. Для процесса развития психики человека характерна интериоризация или переход извне вовнутрь. Отношений, управление и средства знаков.
Выготский считает, что всякая высшая психическая функция развития ребенка появляется на сцене дважды: сперва как коллективная деятельность вместе с учителем, второй раз как индивидуальная деятельность.
Обучение не есть развитие, но правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие. Обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка. Расхождения между уровнем решения задач, доступных под руководство и с помощью взрослых и самостоятельно определяют зону ближайшего развития. Правильная организация обучения должна учитывать не один, а два уровня: уровень актуального развития и зону ближайшего развития. Зона ближайшего развития это то, что сегодня ребенок выполняет в сотрудничестве, а завтра будет делать сам. Для полноценного развития учебной деятельности школьники должны систематически решать учебные задания.
Обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближние последствия. Оно может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди него, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования. Обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. По Выготскому, движущая сила психического развития это обучение. Развитие и обучение это разные процессы. Развитие – это процесс формирования личности, а обучение это внутренне необходимый момент в процессе развития у ребенка, не природных, но исторических особенностей человека.
Источник