Во взаимодействии с какими органами фссп россии осуществляет свою деятельность

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Организация взаимодействия ФССП России с органами государственной власти по вопросам исполнительного производства и реализации полномочий по межведомственной координации деятельности

В целях реализации предусмотренных указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2008 года № 539 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе судебных приставов, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316» полномочий по осуществлению межведомственной координации деятельности органов и организаций, исполняющих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, работа на данном направлении в ФССП России организована как на федеральном уровне, так и на уровне всех территориальных органов ФССП России.

Учитывая значительное количество органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, действующих в субъектах Российской Федерации, данная работа проводится на основании утвержденного директором ФССП России плана и графика координационной деятельности территориальных органов ФССП России, которым регламентируется порядок такого взаимодействия.

Помимо работы в рамках указанного плана и графика координационной деятельности. ФССП России на постоянной основе организована работа с Федеральной налоговой службой. Федеральной службой безопасности Российской Федерации. Федеральной миграционной службой. Федеральной таможенной службой. Пенсионным фондом. Главным управлением безопасности дорожного движения Российской Федерации и целым рядом других уполномоченных органов.

На сегодняшний день ФССП России заключено более 19 соглашений о взаимодействии. Среди них следующие.

1. Соглашение о порядке взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов от 23 апреля 2008 г. №01-12/13/12/01-2.

2. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по труду и занятости при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов от 14 августа 2008 г. № 12/01-5/07-2/62-юр.

3. Соглашение о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов от 9 октября 2008 г. № ММ-25-19/12/01-7.

4. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях от 14 октября 2008 г. № 12/01- 8/43-01-04-23/4515.

5. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по финансовым рынкам при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов от 27 ноября 2008 г. № 12/01-10/08-8/СГ.

6. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов от 2 февраля 2009 г. № 12/01 — 1/ВК-1-д.

7. Соглашение о взаимодействии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы судебных приставов при исполнении судебных актов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов от 22 сентября 2009 г. № 2-4-38-20/12/13-6.

8. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по рыболовству при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов от 2 октября 2009 г. № 12/01-7/СС-217.

9. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Ассоциации российских банков от 7 декабря 2009 г. № 12/01-8/285.

10. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной антимонопольной службы при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов от 17 декабря 2009 г. № 12/01-9/09/01.

11. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной миграционной службы при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях, постановлений судов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов от 4 марта 2010 г. № 12/01-2/КР-1/4-3155.

12. Дополнительное соглашение от 29 апреля 2010 г. № 12/01-4/ММВ-27-8/4 к Соглашению о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов от 9 октября 2008 г. № ММ-25-1/9/12/01-7.

13. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов от 13 июля 2010 г. № 10/1- 2394/12/01-5.

14. Дополнительное соглашение от 2 сентября 2010 г. № 12/01-7/10-7/СГ к соглашению о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по финансовым рынкам при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов от 27 ноября 2008 г. № 12/01-10/08-8/СГ.

15. Соглашение от 21 января 2011 г. № АД-30-33/01сог/12/01-1 о взаимодействии Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов, их территориальных органов при принудительном исполнении постановлений Пенсионного фонда Российской Федерации и иных исполнительных документов.

Читайте также:  100 бизнес идей дохода

16. Соглашение от 28 января 2011 г. № 12/01-2/1 о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях, постановлений судов об административном приостановлении деятельности и иных исполнительных документов.

17. Протокол от 31 января 2011 № 12/01-3/01-01-16/242 о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы по финансовому мониторингу при исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях и иных исполнительных документов и организации информационного обмена.

18. Дополнительное соглашение от 19 июля 2011 г. № 12/01-14/ММВ-27-8/17 к Соглашению о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов от 9 октября 2008 г. № ММ-25-19/12/01-7.

19. Соглашение от 16 августа 2011 г. № 12/01-16/ВМ-21/132с о сотрудничестве и взаимодействии между Федеральной службой судебных приставов и Федеральным агентством лесного хозяйства.

В настоящее время на стадии согласования находятся проекты соглашений о порядке взаимодействия с ГУ ОБДД и Пограничной службой ФСБ России.

Взаимодействие с налоговыми органами

Осуществляя контроль за исполнением налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов, налоговые органы в случае неуплаты или неполной уплаты соответствующими лицами налога или сбора в установленный срок, руководствуясь требованиями ст. 45 и 46 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), вправе произвести взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, путем направления в банк инкассового поручения (распоряжения) на списание в бесспорном порядке и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или его налогового агента. В этом случае полномочия налогового органа по взысканию налога или сбора за счет имущества налогоплательщика существенно различаются в зависимости оттого, является ли налогоплательщик организацией или физическим лицом.

Если налогоплательщиком является организация, налоговый орган руководствуется положениями п. 7 ст. 46 и ст. 47 НК РФ. В этом случае взыскание налога или сбора происходит за счет имущества налогоплательщика-организации по решению руководителя (его заместителя) налогового органа. В этих целях в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующее постановление налогового органа направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.

Данное постановление, оформленное в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве (при наличии на нем отметки кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя), является исполнительным документом, который должен быть принят к исполнению судебным приставом-исполнителем.

Если налоговый орган принимает меры к обеспечению взыскания налога или сбора за счет имущества налогоплательщика, являющегося физическим лицом, он не вправе действовать в указанном выше порядке, т.е. обращаться непосредственно к судебному приставу-исполнителю.

В этом случае налоговый орган на основании ст. 48 НК РФ должен обратиться в соответствующий суд (п. 2) с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

После этого взыскание налога или сбора на основании вступившего в законную силу решения суда производится в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, т.е. осуществляется судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства. По тем же правилам производится взыскание пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 324-ФЗ «О внесении изменений в часть первую налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено ограничение суммы задолженности, при которой налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей с физических лиц.

Заявление о взыскании за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1500 руб., а также по истечении срока исполнения всех требований по уплате, неисполненных физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Читайте также:  Идеи бизнеса с нуля аудиокнига

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма не превысила 1500 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В целях организации взаимодействия ФССП России и ФНЕ России по реализации указанных выше положений НК РФ, Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а также иных законодательных актов РФ заключено соглашение ФНЕ России № ММ-25-1/9 и ФССП России № 12/01-7 от 9 октября 2008 г. «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов».

В соответствии с данным Соглашением судебному приставу-исполнителю одновременно с исполнительным документом предоставляется необходимая для принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов информация о должнике-организации или должнике — индивидуальном предпринимателе:

  • об идентификационном номере (далее — ИНН) должника-организации;
  • о номерах его расчетных, текущих и иных счетов;
  • о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты его счета;
  • о его финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности;
  • о его юридическом адресе и месте нахождения;
  • о фактических адресах, телефонах головной организации-должника и ее структурных подразделений;
  • о результатах мер по розыску должника и его имущества, осуществленных правоохранительными органами по запросу территориального органа ФНЕ России;
  • о наличии кассовых аппаратов.

При наличии также направляется копия протокола административного ареста имущества должника, произведенного налоговым органом в соответствии со ст. 77 НК РФ. Налоговые органы обязаны направлять также одновременное постановлением о взыскании за счет имущества должника выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, соответствующую налоговую декларацию в том случае, когда налогоплательщик — юридическое лицо находится на упрощенной системе налогообложения и соответственно не предоставляет бухгалтерские балансы.

Характеризуя формы взаимодействия судебных приставов и налоговых органов, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что они в конечном счете определяются различиями в полномочиях налогового органа при взысканиях с налогоплательщиков — организаций и физических лиц и соответствующими различиями в процедуре осуществления такого взыскания, обусловленными положениями ст. 45 НК РФ, в соответствии с которой взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено законом, а взыскание налога с физического лица — в судебном порядке.

Важно отметить, что вышеуказанным соглашением предусмотрена возможность направления судебным приставом-исполнителем в соответствующий территориальный орган ФНЕ России заявления о принятии решения об отложении подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом, если он обоснует, что арест и реализация имущества, а также иные меры принудительного исполнения позволят в течение двух месяцев погасить задолженность перед Российской Федерацией в полном объеме.

В 2011 г. ФССП России и ФНЕ России подписаны два совместных письма в территориальные органы: о порядке обращения взыскания на сумму НДС. подлежащую возврату (от 27 января 2011 г. № 12/01- 1668-ТИ/ЯК-4-8/1060), и о разъяснении положений ст. 48 НК РФ (от 19 мая 2011 г. № 12/01-11856-ВВ/ЯК-4-8/8031).

Взаимодействие с таможенными органами

Аналогичным образом осуществляется взаимодействие ФССП России с таможенными органами, обеспечивающими взимание налогов и сборов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, поскольку в этом случае на таможенные органы распространяются положения статей НК РФ, указанных в предыдущем параграфе.

Однако таможенные органы взаимодействуют с ФССП России не только как органы, обеспечивающие взимание налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, но и как правоохранительные органы (ст. 8 Таможенного кодекса РФ (далее — ТК РФ)), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, в данном случае дела о нарушениях таможенных правил, о взыскании таможенных платежей.

В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно.

Принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин, налогов, либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены:

  • с юридических лиц — путем взыскания таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, или за счет иного имущества плательщика, а также в судебном порядке;
  • с физических лиц — в судебном порядке.
Читайте также:  Может ли учредитель давать беспроцентный займ своей организации 2020

Принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если:

  • требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с ТК РФ;
  • размер неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в одной таможенной декларации, либо товаров, отправленных в одно и то же время одним и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 150 руб.

Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты (ст. 350 ТК РФ).

Согласно ст. 351 ТК РФ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке. Взыскание таможенных пошлин за счет имущества должника производится ФССП России.

В организационных вопросах органы и подразделения ФССП России и ФТС России руководствуются положениями Соглашения о порядке взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений таможенных органов и иных исполнительных документов, утвержденного приказом ФССП России от 23 апреля 2008 г. № 474.

Взаимодействие с пограничными органами

Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, помимо исполнения постановлений о взыскании административных штрафов, осуществляется в рамках установления и отмены временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации и основано на совместном приказе ФССП России и ФСБ России от 10 апреля 2009 г. № 100/157 «Об организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации».

Данным приказом регламентирован порядок сбора, обобщения и передачи сведений о лицах, в отношении которых судебным приставом-исполнителем приняты решения об установлении (отмене) временного ограничения на выезд за пределы Российской Федерации, начиная от уровня структурного подразделения территориального органа ФССП России и заканчивая порядком передачи обобщенных сведений из центрального аппарата ФССП России в центральный аппарат ФСБ России для дальнейшего исполнения.

Статья 67 Закона об исполнительном производстве не устанавливает минимальный размер задолженности, начиная с которой судебным приставом-исполнителем может быть принято решение об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации. Кроме того, ст. 64 этого Закона данная мера отнесена к исполнительным действиям, принимаемым в целях обеспечения исполнения требований судебных актов, а также понуждения должников к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Вместе с тем, учитывая закрепленный в Законе об исполнительном производстве принцип соотносимости объема требований взыскателя и принимаемых в ходе принудительного исполнения мер, ФССП России дано указание (от 7 июня 2011 г. № 12/01-16170-ТИ) территориальным органам Службы о необходимости дополнительного обоснования применения судебными приставами-исполнителями временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации (в первую очередь по исполнительным производствам, сумма взыскания по которым не превышает 5 тыс. руб.).

После передачи ФССП России полномочий по исполнению судебных постановлений об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации взаимодействие с пограничными органами осуществляется и в данном направлении.

На сегодняшний день в стадии согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами находится проект межведомственного приказа о взаимодействии с МИД России, ФМС России, ФСБ России, ФССП России по вопросам административного выдворения.

Взаимодействие с органами миграционного контроля

Взаимодействие Федеральной службы судебных приставов и Федеральной миграционной службы основано, как указывалось выше, на совместном соглашении, заключенном в 2010 г.

В частности, соглашением предусмотрена возможность отказа сотрудниками органов миграционного контроля в выдаче гражданам заграничного паспорта при наличии у них установленного временного ограничения на выезд из Российской Федерации.

После передачи Службе полномочий по исполнению судебных решений об административном выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации Службой осуществляется активное взаимодействие с Федеральной миграционной службой и в данном направлении.

На сегодняшний день с учетом внесенных в законодательство изменений ФССП России и ФМС России ведется работа по подготовке дополнительного соглашения.

Источник

Оцените статью