Ответственность правительства перед парламентом
По конституциям многих стран, любой из членов правительства может быть по решению парламента привлечен к судебной ответственности за преступления, совершенные им при исполнении своих обязанностей.
Политическая ответственность министров перед парламентом означает, что в том случае, если парламент выразит министрам недоверие, они должны освобождаться от занимаемых ими постов, несмотря на то, что им не вменяется в вину совершение правонарушения. Всякое голосование в парламенте, обязывающее министров подать в отставку, называется вотумом недоверия. В президентских республиках вотумы недоверия либо вовсе исключены, либо (в очень немногих странах, например, в Коста- Рике) допускаются лишь в отношении отдельных министров. В парламентарных республиках и парламентарных монархиях, напротив, значение придается не индивидуальной политической ответственности министров за свои личные действия и действия руководимых ими ведомств (хотя таковая тоже, как правило, признается), а коллективной (солидарной) ответственности всего правительства за общую политику государства. Вотум недоверия, вынесенный в таких странах отдельному министру, почти всегда влечет за собой отставку всех членов правительства.
Но не всякое поражение правительства при голосовании в парламенте должно обязывать правительство уйти в отставку. В Италии, Марокко, ФРГ, Франции, Испании конституции точно определяют процедуру, посредством которой парламент может обязать правительство уйти в отставку; тем самым все другие акты парламента (например, отклонение важного правительственного законопроекта и др.) лишены в этих странах подобного эффекта.
В странах с парламентской системой правления правительству также предоставлено право роспуска парламента в случае вотума недоверия.
На практике, однако, досрочный роспуск парламента редко является ответной мерой правительства на вотум недоверия. Гораздо чаще правительство распускает парламент, стараясь попросту приурочить проведение новых парламентских выборов к моменту, наиболее выгодному для правительственных партий.
Источник
Правительство, его характеристика, порядок формирования, полномочия
Для реализации полномочий в исполнительной власти в различных сферах государственной жизни создаётся правительство. Правительство — формально-коллегиальный орган исполнительной власти, несущей ответственность за принимаемые решения и проводимый политический курс.
Правительство чаще всего официально называется Кабинетом Министров, у нас — Советом Министров. Глава правительства называется в большинстве стран Премьер-министром, в Республике Беларусь так же. В ФРГ, Австрии глава правительства — канцлер.
Правительство является высшим исполнительно-распорядительным органом государственной власти. При этом в странах с парламентской формой правления (и в монархиях и в республиках) правительство является органом общего политического управления и занимает центральное место в системе высших органов власти. Решающую роль на практике играет, как правило, глава правительства.
Порядок формирования правительства в различных государствах имеет свою специфику в зависимости от формы правления, но общая черта — партийная основа.
В президентских республиках правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах, независимо от соотношения сил партий в палатах парламента. Президент, как правило, является и главой правительства, он пользуется правом назначения министров по своему усмотрению, хотя и по согласованию с парламентом. В Республике Беларусь президент назначает с согласия палаты представителей только Премьер-министра. Остальных членов правительства назначает и освобождает по своему усмотрению.
В государствах с парламентскими формами правления правительство формируется партией, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Главой правительства становится лидер партии, победившей на парламентских выборах. Если ни одна партия не имеет большинства в нижней палате парламента, то две или более партий договариваются о том, чтобы сформировать коалиционное правительство, опирающиеся на современное парламентское большинство этих партий. Как правило, такое правительство является нестабильным, и часто досрочно уходит в отставку.
В странах с парламентскими формами правления правительство ответственно перед парламентом.
Важнейшие полномочия правительства:
1 — осуществлять общее руководство и управление всеми внутри — и внешнеполитическими делами государства;
2 — направляет законодательную деятельность парламента, используя для этого право законодательной инициативы;
3 — координирует деятельность всех министерств и ведомств;
4 — готовит проекты государственного бюджета;
5 — обеспечивает его выполнение;
6 — соответствующие министерства и ведомства осуществляют руководство своих отраслей.
7 — в случае внутренних волнений или угрозы внешней безопасности правительство может вводить чрезвычайное или военное положение;
8 — Внешнеполитические полномочия — право на проведение международных переговоров и принятие решений об их вынесении на ратификацию парламентом.
Во всех странах правительство обладает разветвлённым чиновничье-бюрократическим аппаратом, важнейшими органами которого являются министерства (департаменты), специальные ведомства.
Правительство Республики Беларусь подотчётно Президенту и ответственно перед парламентом.
Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей, и министров, а также иных руководителей республиканских органов управления.
Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра президент вправе назначить исполняющим обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.
Правительство или любой член правительства вправе заявить президенту о своей отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия правительству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о недоверии правительству по предоставленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе принять решение об отставке правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов.
Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена правительства.
Компетенция, порядок организации и деятельности Правительства определяется на основе Конституции законом о Совете Министров Республики Беларусь.
Источник
Политическая ответственность правительства перед парламентом: понятие, основные формы (процедуры) реализации в з/странах.
Политическая ответственность возможна перед парламентом, президентом (главой государства) и премьер-министром. Ответственность перед парламентом выражается в вынесении им вотума недоверия (резолюции порицания) правительству или отдельному министру, в отказе в доверии правительству (этот вопрос ставится по инициативе самого правительства) и как следствие — в увольнении правительства или министра в отставку. Политическая ответственность — это ответственность перед нижней палатой или однопалатным парламентом. Перед верхней палатой правительство несет ответственность в редчайших случаях (Италия).
В настоящее время наблюдается тенденция усложнения процедур выражения недоверия правительству и министрам. Это связано с увеличением числа полупрезидентских республик, с необходимостью обеспечения стабильности правительства. Во многих странах вотум недоверия может быть предложен лишь 1/10 (Колумбия), 1/4 (Чехия), а иногда 1 /З общего состава однопалатного парламента или нижней палаты (Белоруссия). В отдельных парламентарных республиках и монархиях (Германия, Венгрия, Папуа — Новая Гвинея) предусмотрен так называемый конструктивный вотум недоверия: в резолюции с выражением недоверия главе правительства должен быть одновременно предложен его преемник. Выражение недоверия и смещение одного премьера происходит одновременно с назначением другого, что обеспечивает преемственность и стабильность правительственной власти. В некоторых странах запрещено вносить резолюцию о вотуме недоверия тем же депутатам на данной сессии, если их предыдущая резолюция о недоверии была отвергнута. Есть и другие ограничительные правила.
С другой стороны, наряду с усложнением процедур выражения недоверия сама по себе эта процедура получает широкое распространение Хотя и с рядом условий, но она может применяться теперь в президентских республиках Латинской Америки (Венесуэле, Коста-Рике, Уругвая и др.), но только по отношению к отдельным министрам (правительств! в этих странах является кабинетом президента).
Политическая ответственность перед главой государства выражается в смещении министра (увольнении в отставку) президентом. Это воз можно как в президентских, так и в полупрезидентских республиках неоднократно происходило в отдельных постсоциалистических государствах: президент увольнял министров за «неправильную политическую линию».
Политическая ответственность перед премьер-министром также выражается в требовании премьера к министру подать в отставку, в частности в случае разногласий по принципиальным вопросам. Эта ответственность имеет различные формы. В парламентарных республиках \ монархиях, где министры подбираются премьером и зависят от него руководитель правительства всегда может потребовать от министра за явление об отставке. Подобное часто наблюдалось в Великобритании Индии, Италии, Японии. В полупрезидентских республиках, чтобы уво лить министра, премьер должен действовать через президента, так как министры назначаются им, хотя большинство из них подбираются премьер-министром (например, на Украине).
Политическая ответственность министров перед парламентом може1 быть солидарной и индивидуальной. При солидарной ответственное все правительство уходит в отставку, даже если недоверие выражено одному из его членов (Франция, Испания, Куба), при индивидуальное уходит только тот министр которому парламентом выражено недоверие В некоторых странах возможен и тот, и другой вид ответственности Вопрос о том, какая форма ответственности будет применена, если недоверие выражено только одному министру (нескольким министрам), но не правительству в целом, решает в одних государствах кабинет (Великобритания), в других — парламент (Италия).
Политическая ответственность правительства и министров имеет важную особенность: она возможна не только за правонарушения, но и без таковых, что чаще всего и бывает. Поэтому она и называется политической. Парламент выражает недоверие правительству и министрам за недостатки в работе, упущения, считая политическую линию правительства или министра неверной, нередко в связи с грубым нарушением этических норм. По этим же основаниям применяет форму политической ответственности президент или премьер-министр.
Увольнение министров возможно путем импичмента. В США он осуществляется подобно импичменту президенту. В Дании импичмент министру может быть возбужден не только парламентом, но и монархом, решение в этом случае принимает Высокий суд королевства.
Источник
Ответственность правительства перед Парламентом.
За свою деятельность правительство несет политическую ответственность, которая выражается в отставке либо всего кабинета, либо отдельных его членов по инициативе парламента, самого правительства или главы государства.
Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления.
Парламентская ответственность предполагает солидарную ответственность правительства за проводимый им политических курс и осуществляемую управленческую деятельность. Отказ в доверии должен быть выражен в строгой юридической форме и в большинстве случаев путем применения специальной парламентской процедуры.
Вотум недоверия или принятие резолюции порицания правительства влечет за собой лишь политические последствия, которые сами по себе не могут служить основанием для судебного преследования:
— правительство заменяется новым;
— досрочный роспуск парламента (нижней палаты) и проведение досрочных парламентских выборов (определенные ограничения: Франция – Нац. собрание не может быть распущено в течении года; ФРГ – бундестаг не распускается, если одновременно с выражением недоверия избран новый федеральный канцлер).
— солидарную ответственность – за политику и решения правительства (в полном составе);
— индивидуальную ответственность – за дела своего департамента (каждый министр отдельно).
Во многих странах члены правительства назначаются главой государства по предложению премьера – ответственность членов правительства перед его главой – который сам может производить перестановки в кабинете: речь идет о парламентской ответственности премьера, который по законодательству ряда стран наделен исключительным правом постановки вопроса о доверии от имени правительства.
Характерные черты Конституции США 1787 г.
Конституция была принята конвентом, который собрался в Филадельфии в мае 1787 года. В работе конвента приняли участие 55 делегатов из 13 штатов. Целью было создать единое государство. Принята конвентом 17 сентября 1787 года, в течение двух лет проходила ратификацию и 4 марта 1789 года вступила в силу.
В Конституции и иных актах закреплены принципы республиканского правления, федерализма, принцип разделения властей, дополненный системой сдержек и противовесов, механизмом независимой и влиятельной судебной власти.
Конституция состоит из преамбулы и семи статей. В преамбуле указаны цели.
Конституция является жёсткой, изменяется способом поправки. Согласно статье 5, определяется двумя этапами:
• принятие ее на федеральном уровне (Конгресс или конвент — орган, созываемый для принятия поправки, собирается при 2/3 штатов);
• ратификация штатами (не менее 3/4) (принимает парламент штата (легислатура) или конвент).
Неотъемлемой частью Конституции являются поправки к ней. Поправки не инкорпарируются в текст конституции. Всего внесено 27 поправок. Первые 10 поправок — Билль о правах (1789), которые закрепляет важнейшие политические и личные свободы. Естественные и неотчуждаемые права. Формулировки Билля носят запретительный характер. В том числе, политические права перечислены в негативном плане. Кроме Билля о правах, правам человека посвящены порядка десяти поправок. Например, XIII поправка отменяет рабство и уравнивает в правах белых и чёрных, XVI поправка — расовое и национальное равноправие граждан.
Созданная система гарантирования жесткости Конституции позволила ей сохранить стабильность и жизнеспособность: из более чем 10 тыс. предложений о поправках за весь период ее существования Конгресс принял 40, но штаты ратифицировали только 27.
В американской Конституции отсутствуют положения о праве ее толкования. Но на практике эту функцию осуществляют обычные суды и, прежде всего, Верховный суд США, превратившийся в важный инструмент политической системы. В литературе широкое распространение получило мнение о том, что на основании казуального толкования, осуществляемого Верховным судом и обычными судами, была создана новая, так называемая «живая конституция». Фактически акты по толкованию Конституции действуют наравне с самим Основным Законом, нередко дополняя и конкретизируя его.
Конституция носит прогрессивный характер в том понимании, что впервые закрепила конституционные положения. При этом она носила исторически ограниченный характер, так как выражала интересы правящих кругов.
Дата добавления: 2020-04-08 ; просмотров: 517 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник