Экономическая эффективность инвестиций в ИТ: оптимальный метод оценки
В последнее время главным вопросом при внедрении ИТ является эффективность того инвестиционного бюджета, который на эти цели выделяют предприятия. Финансовые директора стремятся выразить ценность информационных технологий цифрами. Но «ускользающая» природа технологии затрудняет получение количественной оценки [1].
При организации инвестиций в ИТ должны выполняться следующие правила [2]:
— решения об инвестициях в информационные технологии принимаются так же, как и в остальных сферах бизнеса, — исходя из соображений финансовой выгоды;
— развитие ИТ должно осуществляться в тесной привязке к потребностям в области управления компанией. При этом их никогда не следует определять исключительно необходимостью внедрения технологических новшеств;
— отдел информационных технологий должен хорошо понимать потребности бизнеса, а бизнес-подразделения — реальные возможности информационных технологий.
Информатизация бизнеса — процесс постоянного совершенствования не столько самих информационных систем, сколько управления в целом. Поэтому для оценки инвестиций в автоматизацию компании важно знать факторы успеха и факторы риска таких проектов, важно соотносить затраты на информационную систему и получаемые преимущества с точки зрения финансовой и организационной перспектив. Уровень таких знаний обеспечит эффективность вложений в информационные технологии и бизнеса в целом.
Для оценки экономической эффективности инвестиций в ИT можно применить следующие модели 5:
— оценка совокупной стоимости владения информационными системами (Total Cost of Ownership, ТСО);
— оценка возврата инвестиций (Return on Investment, ROI);
— стандартные методы оценки экономической эффективности инвестиций (отдача инвестиций);
— оценка единовременных затрат на внедрение и закупку программно-аппаратных комплексов.
Оценка совокупной стоимости владения ИС
Концепция общей стоимости владения ИТ была выдвинута Gartner Group в конце 80-х годов (1986-1987). ТСО является ключевым показателем информационных технологий и информационных систем (ИС) в компании, так как позволяет оценивать совокупные затраты на ИТ, анализировать их и, соответственно, управлять ИТ-затратами для достижения наилучшей отдачи.
Общая стоимость владения ИТ является одним из важнейших критериев при рассмотрении будущих проектов, так как определяет их экономическую обоснованность.
Основная цель подсчета этого показателя, кроме выявления избыточных статей расхода, заключается в том, чтобы оценить возможность возврата вложенных в информационные технологии средств [4, 5].
При этом ключевой момент состоит в сравнении ТСО своего предприятия (например, в пересчете на одного пользователя системы) с ТСО других компаний аналогичного профиля. Часто оказывается довольно трудно оценить прямой экономический эффект от ИТ (то есть прибыль от их внедрения). Сравнив же показатели ТСО, ИТ-менеджер может доказать руководству компании, что экономические показатели проекта не хуже, чем в среднем по отрасли, а то и лучше.
Такое сравнение делается, как правило, со средними по отрасли аналогичными компаниями и с «лучшими в группе». Даже если прямой экономический эффект от внедрения ИТ определен, его всегда надо сравнить с затратной частью, то есть с ТСО.
В основу модели ТСО положены две категории затрат: 1) прямые (бюджетные); 2) косвенные.
Прямые расходы присущи следующим категориям отделов (и осуществляются за счет их бюджетов):
— центральный ИТ-отдел компании, ответственный за развитие и поддержку корпоративной ИС, корпоративной сети и т. д. (верхний корпоративный уровень);
— группы по поддержке и развитию ИТ, имеющиеся внутри производственных и административных подразделений компании (местный уровень);
— отдельные группы специалистов, обеспечивающих специализированные виды услуг, например услуг связи и передачи данных.
Прямые расходы включают в себя:
— капитальные затраты — аппаратное и программное обеспечение (АО и ПО);
— расходы на управление ИТ;
— расходы на техническую поддержку АО и ПО;
— расходы на разработку прикладного ПО внутренними силами;
— расходы на аутсорсинг;
— расходы на услуги связи;
— другие группы расходов.
По этим группам прямых расходов определяют составляющие ТСО. Например, при определении капитальных затрат на оборудование расходы должны включать:
— расходы на приобретение нового оборудования и его замену;
— средства, вырученные от продажи или передачи оборудования;
— затраты на сетевое оборудование и соединения (кабели, концентраторы, карты, которые, как правило, не амортизируются);
— расходы на приобретение периферийных устройств;
— расходы на приобретение дополнительной оперативной памяти (при этом следует учитывать амортизацию оборудования);
— расходы на дополнительные дисковые устройства (учитывается амортизация оборудования);
— расходы на замену оборудования;
— прочие расходы по оборудованию.
Расходы по оборудованию — наиболее простая группа для расчетов ТСО.
Аналогично рассматриваются и другие группы прямых расходов (программное обеспечение, техническая поддержка, управление и т. д.). Всего — до десяти таких групп. Каждая из них имеет свою специфику расчетов. Наиболее трудоемкую для расчетов группу составляют расходы на управление. Сюда входят в том числе расходы на проектирование, управление проектами, администрирование сетей, преодоление чрезвычайных ситуаций, настройки систем и подсистем, управление контрактами на закупку и управление поставками.
Косвенные расходы. Выделяют две группы источников возникновения косвенных расходов, связанных с использованием ИТ.
Природа первой кроется в том, что если ИС спроектирована плохо (например, имеют место продолжительные остановки сервера), то это вызывает непроизводительное расходование времени у пользователей (перерывы в работе) и даже потери в бизнесе компании. Как правило, косвенные расходы трудно определить напрямую. Однако их следует учитывать при проектировании ИС и организации технической поддержки. Следует различать плановое и сверхнормативное время неработоспособности.
Природа второй группы косвенных расходов кроется в организационной стороне ИТ и состоит в том, что вследствие ненадлежащей поддержки со стороны штатных сотрудников ИТ-отделов их конечные пользователи внутри компании сами вынуждены заниматься вопросами восстановления работоспособности, самообучением и т. д., а это также уменьшает производительное время работы.
Косвенные расходы находятся за рамками бюджетов на ИТ, однако они могут играть существенную роль в оценке решения по проектам. При этом первая их группа («неработоспособность системы») может быть рассмотрена с использованием метода определения производственных потерь. Вторая группа («непроизводительные усилия конечного пользователя»), связанная с информационными технологиями, определяется с помощью полевых и статистических исследований.
Недавно был опубликован обзор (см. PC Week/RE, N 30/2004, с. 24), рассказывающий о том, как возникла концепция управления качеством информационных услуг (Information Technology Service Management — ITSM). В нем, в частности, отмечалось, что этот подход позволяет ИТ-департаментам аргументированно обосновать перед руководством компании насущность инвестиций в автоматизированные системы управления и прочие сервисы, необходимые для поддержки данного вида бизнеса.
В рамках ITSM-подхода каждый сервис обладает своей стоимостью (себестоимостью). Это означает, что большая производительность, большая надежность являются в то же время и более дорогостоящими. Опираясь на данные о себестоимости услуг с различными характеристиками, бизнес-подразделения должны от требований «больше и лучше» перейти к реальным требованиям, с тем чтобы службы автоматизации могли на их основе правильно организовать свою работу, концентрируясь на реальных приоритетах и задачах. Речь идет о переходе к новому взаимодействию бизнес-подразделений и подразделений автоматизации — к взаимодействию «поставщик услуг — потребитель услуг». При этом ИТ-подразделения получают необходимые ресурсы (персонал, финансирование), а бизнес-подразделения вправе требовать заранее оговоренного качества предоставляемых услуг. Следуя технологии ITSM, отдел ИТ из вспомогательной службы превращается в департамент, действительно оказывающий услуги и способный четко сформулировать, за что его сотрудники получают деньги.
О том, как крупное российское предприятие — Магнитогорский металлургический комбинат — подходит к выбору методик для оценки экономической эффективности инвестиций в ИТ, осуществляя переход на ITSM-уровень, рассказывают авторы настоящей статьи.
Показатель совокупной стоимости владения ИС рассчитывается по формуле [4]:
(1)
— прямые расходы;
— косвенные расходы первой группы;
— косвенные расходы второй группы. При этом:
(2)
— капитальные затраты;
— расходы на управление ИТ;
— расходы на техническую поддержку АО и ПО;
— расходы на разработку прикладного ПО внутренними силами;
— расходы на аутсорсинг;
— командировочные расходы;
— расходы на услуги связи;
— другие группы расходов.
ТСО необходимо не только рассчитывать при рассмотрении нового проекта, но и постоянно отслеживать в дальнейшем.
Общая стоимость владения информационными технологиями — это качественная ключевая характеристика, отображающая экономические аспекты состояния ИТ в компании и показывающая эффективность их работы.
Оценка возврата инвестиций
Модель ROI принадлежит Gartner Group и рассчитывает коэффициент возврата инвестиций в инфраструктуру предприятия. Анализ этого показателя рассматривается как способ продемонстрировать необходимость вложения средств в информационные технологии.
Для оценки доходной части, как правило, сначала анализируют те направления бизнеса, те цели, которые нужно достичь путем внедрения информационного проекта либо с появлением каких-то новых продуктов, дающих принципиально новую информацию. Берут измеримые показатели бизнеса (например, сокращение операционных расходов, поддержка конкурентоспособного состояния, улучшение внутреннего контроля) и по ним делают оценки эффекта. Далее согласно методике рассчитывается коэффициент возврата инвестиций в инфраструктуру предприятия по формуле [5]:
Эф — эффект от внедрения ИТ; И — инвестиции в ИТ.
Западные компании используют ТСО как расходную часть и ROI как расчетную.
Стандартные методы оценки экономической эффективности инвестиций
В этом случае вложения в информационные технологии рассматриваются не как затраты, а как инвестиции в основной бизнес. Соответственно, для оценки экономической эффективности используются те же инструменты и процедуры, что и в любом инвестиционном проекте.
Все стандартные методы оценки экономической эффективности инвестиций можно подразделить:
1) на простые методы:
— метод расчета срока окупаемости инвестиций;
— метод расчета коэффициента эффективности инвестиций;
2) на методы дисконтирования:
— метод расчета чистой текущей стоимости;
— метод расчета индекса рентабельности инвестиций;
— метод расчета нормы доходности (рентабельности) инвестиций.
Все эти методы хорошо описаны в литературе и здесь не рассматриваются.
По прогнозам Gartner Group, такая модель будет актуальной в ближайшее время. Информационная система рассматривается как активы предприятия, которые должны приносить определенную отдачу. Эффективность использования капитала оценивается исходя из ставки альтернативной доходности (например, информационная система дает большую отдачу, чем вложения в высокодоходные акции). Для этого рассчитывают коэффициент превышения ставки доходности ИТ над ставкой альтернативной доходности по формуле [6]:
(4)
К — коэффициент превышения ставки доходности ИТ над ставкой альтернативной доходности; — ставка доходности ИТ;
— ставка альтернативной доходности.
Данный метод является перспективным для применения в промышленности. В недалеком будущем стоимость акций компаний и привлечение новых акционеров будет определяться квалифицированностью компании в вопросах электронного бизнеса и широкого использования всех ИТ-услуг, предлагаемых рынком. Собственники компании будут оценивать инвестиции в информационные технологии и ИТ-услуги как вложения в повышение капитализации своих компаний. Тогда актуальной станет оценка эффективности затрат в расчете на привлечение одного акционера и рост стоимости акций. В этих целях производят расчет эффективности инвестиций в ИТ на привлечение одного акционера и коэффициента роста стоимости акции по формулам (5) и (6) соответственно [6]:
(5)
— эффективность инвестиций в ИТ на привлечение одного акционера; Эф — эффект от внедрения ИТ;
— количество акционеров до внедрения ИТ;
— количество акционеров после внедрения ИТ;
(6)
— коэффициент роста стоимости акции;
— стоимость акции до внедрения ИТ;
— стоимость акции после внедрения ИТ.
Оценка единовременных затрат на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов
Несмотря на все усилия аналитиков, консультантов и специализированных изданий, большинство предпринимателей и управленцев в России до сих пор интересуются только этими затратами.
Видимые расходы включают в себя следующие группы затрат:
— капитальные затраты (на АО и ПО);
— расходы на управление ИТ;
— расходы на техническую поддержку АО и ПО;
— расходы на разработку прикладного ПО внутренними силами;
— расходы на аутсорсинг;
— расходы на услуги связи;
— другие группы расходов.
Основным мотивом для принятия решения о покупке является стоимость предложения поставщика, т.е. видимые затраты. В этих целях рассчитывают единовременные затраты на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов по формуле:
(7)
— единовременные затраты на закупку и внедрение программно-аппаратных комплексов;
— видимые затраты i-й группы.
Каким методом следует оценивать экономическую эффективность инвестиций в ИТ?
Выбор методов такой оценки производится через определение уровня организационной зрелости корпорации.
Для оценки организационной зрелости компании используют классификацию, предложенную американским институтом SEI (Software Engineering Institute) и Университетом Карнеги — Меллона, которая определяет уровень развития компании в зависимости от степени использования целевого управления.
Уровень 1 — начальный (анархия). Его признаки:
— сотрудники сами определяют, что хорошо, а что плохо. Главную роль в успехе предприятия играют деловые качества лидера или группы единомышленников;
— затраты и качество не прогнозируются;
Методы оценки экономической эффективности инвестиций в ИТ
Источник