ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
188. Специалист, ведущий учебную и воспитательную работу с учащимися в общеобразовательных школах, называется…
o мастером; о преподавателем; о учителем; о воспитателем.
189. Традиционно основными видами педагогической деятельности являются…
o социализация и развитие; о управление и воспитание;
o преподавание и воспитательная работа; о контроль и оценка.
190. Характеристика профессионализма педагога, которая выражает единство его теоретической и практической готовности к педагогической деятельности, называется…
o профессиональной компетентностью; о педагогическими способностями;
o педагогическими умениями; о педагогическими знаниями.
191. Основу педагогического ПРИЗВАНИЯ составляет…
o физическое и психическое здоровье; о профессиональная подготовка;
o любовь к детям; о коммуникативная культура учителя.
192. Основой профессионально-педагогической направленности личности являются…
o лидерские качества;
o исполнительность и дисциплинированность;
o ценностные отношения к педагогической деятельности;
o гибкость и креативность мышления.
193. Совокупность умений и навыков педагога по владению своим психофизическим аппаратом (мимикой, пластикой, интонацией…) называется…
o педагогической технологией; о педагогической компетентностью;
o педагогическим тактом; о педагогической техникой.
Формирование морально-ценностных установок учащихся и их мировоззрения составляют основу __________________ УМЕНИЙ педагога.
o перцептивных; о ориентационных;
o коммуникативных; о информационных.
Выдвижение педагогических целей и задач и отбор способов их достижения составляет сущность ___________ умений педагога.
o прогностических; о развивающих;
o коммуникативных; о перцептивных.
196. Умения, связанные с планированием педагогом своей деятельности и действий ученика, называются…
o аналитическими; о развивающими;
o проектировочными; о перцептивными.
197. Стиль руководства, предполагающий возможность каждого высказывать свое мнение, называется…
o демократическим; о попустительским; о авторитарным; о манипулятивным.
Установите соответствие между типичными ролевыми педагогическими позициями и их характеристиками (1. Информатор; 2. Друг; 3. Диктатор).
o это роль, в которой педагог насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников (3);
o это роль, в которой педагог стремится проникнуть в душу ребенка (2);
o это роль, в которой педагог ограничивается сообщением требований, норм, воззрений (1).
Установите соответствие между функциональными КОМПОНЕНТАМИ педагогической деятельности и их характеристиками (1. Коммуникативный компонент; 2. Организаторский компонент; 3. Проектировочный компонент).
o это представления о перспективных задачах обучения и воспитания, о стратегиях и способах их достижения (3);
o это специфика взаимодействия с учащимися (1);
o это система умений педагога организовывать собственную деятельность (2).
Установите соответствие между функциональными компонентами педагогической деятельности и их характеристиками (1. Гностический компонент; 2. Проектировочный компонент; 3. Конструктивный компонент).
o включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, о стратегиях и способах их достижения (2);
o относится к сфере знаний педагога (1);
o это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (3).
Установите соответствие между компонентами структуры педагогической деятельности и их характеристиками (1. Конструктивная деятельность; 2. Организаторская деятельность; 3. Коммуникативная деятельность).
o направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, педагогами, родителями (3)
o предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности (2);
o предполагает отбор, планирование и построение педагогического процесса (1).
Установите соответствие между видами конструктивной деятельности педагога и их сущностью (1. Конструктивно-содержательная деятельность; 2. Конструктивно-оперативная деятельность; 3. Конструктивно-материальная деятельность).
o это отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса (1);
o это проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса (3);
o это планирование своих действий и действий учащихся (2).
Формальное выполнение педагогом своих обязанностей, невмешательство в дела коллектива учащихся свидетельствует о ___________ стиле педагогического общения.
o гуманистическом; о демократическом;
o попустительским; о авторитарном.
204. Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называется…
o анализом; о конструированием;
o целеполаганием; о диагностированием.
205. Педагогическая деятельность относится в соответствии с классификацией Е. А. Климова к группе:
o Человек — Человек; о Человек — Природа;
Источник
Профессиональные знания и педагогические умения учителя
Знания, педагогические умения и личностные особенности, а также результаты деятельности педагога можно считать составляющими профессиографического модуля учителя. Соотношение данных параметров у работающего педагога может быть различным, что и позволяет говорить о разных уровнях профессионализма учителя. Профессиональные знания (психолого-педагогические, предметно-научные, методологические, общекультурные и т.д.) по основам наук, сведения о соответствующем опыте практической деятельности, обеспечивающие преемственность в профессиональной деятельности учителя, составляют основу его профессионального развития.
Среди них особую значимость приобретают знания о сущности труда учителя в современный период, об особенностях педагогической деятельности и общения, о личностных особенностях учителя, о психическом развитии учащихся, их возрастных и индивидуально-типологических особенностях. Современной тенденцией развития науки, культуры является взаимодействие различных областей, что отражается на открытии новых межнаучных направлений, культурных сфер, специальностей и специализаций. В этой связи в образовательном процессе актуализируется проблема объединения учебных дисциплин, методологических стратегий, подходов в реализации межпредметных связей, создания единой развивающей среды.
По-видимому, уходит время жестокой предметной специализации учителя. Разработка целостных междисциплинарных интегрированных курсов в значительной мере изменит структуру знаний учителя. Педагогические умения – основа профессии учителя. Психологической основой педагогических умений, по К.К. Платонову, является единое взаимоотношение между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения. Под педагогическим умением будем понимать владение педагогом определенными способами и приемами педагогической деятельности, основанное на сознательном применении психолого-педагогических знаний (О.А. Абдуллина).
При определении перечня профессиональных умений большинство исследователей исходит из функций педагога. Так, О.А. Абдуллина считает первейшей функцией любого педагога изучение учащихся и выдвигает на первый план диагностические умения, затем –проектировочные, воспитательные и исследовательские. А.И. Щербаков выделяет следующие функции умений: информационная, развивающая, ориентационная, мобилизационная, конструктивная, коммуникативная, организаторская, исследовательская. В.А. Сластенин выделяет конструктивно-планирующую, организаторскую, коммуникативно-обучающую, воспитывающую и исследовательскую функции педагогических умений.
Следуя за Н.В. Кузьминой, мы исходим из того, что профессиональный модуль учителя имеет в своем составе педагогические умения двух классов: общепедагогические и специальные. Специальные умения связаны с преподаванием конкретного предмета. Дадим краткую характеристику каждого общепедагогического умения. Познавательные умения связаны с познанием предмета, учащихся и результативности собственной деятельности.
Педагог умеет:
— добывать новые знания, приводить их в мобилизационную готовность при решении педагогических задач;
— ориентируется на инновационную деятельность (инновация – внедрение новшеств в уже существующую реальность) как объективную ценность;
— осознает себя субъектом профессионального выбора, понимает и принимает необходимость выбора и самоопределения в отношении собственной профессиональной стратегии в условиях существующих технологий;
— умеет анализировать свою деятельность и деятельность учащихся во взаимосвязи, ищет причины неудач в недостатках собственной деятельности и личностных свойствах.
Проектировочные умения связаны с перспективным планированием, со структурированием плана, координацией его отдельных частей.
Педагог умеет:
— формулировать стратегические педагогические задачи;
— устанавливает цели обучения и воспитания по своей дисциплине в виде одной или нескольких профессиональных стратегических задач, расчленяет конечную цель на подцели, выбирает средства для их осуществления;
— изучает личность ребенка в целях диагностики и прогнозирования развития; создает модули (виды работы) обучения, строя их по принципу функционального узла, интегрирующего все компоненты системы и обеспечивающего ее динамику;
— конструирует проблемно-модульные учебные программы;
— разрабатывает перспективный план изучения материала в целом, устанавливая связи интегрирующего характера по всему курсу, соотнося изучение материала курса со стандартами, базисным учебным планом, учитывая культурные традиции, национально-исторические особенности при планировании курса.
Конструктивные умения связаны с ежедневным планированием, с композицией каждого конкретного урока, занятия, лекции.
Педагог умеет:
— выбирать рациональную структуру урока и определять его построение; осуществляет презентативную (предъявление), интенсивную (побуждение), диагностическую и корректировочную функции при конструировании урока;
— понимает и принимает ценностное и смысловое содержание диалога как максимально продуктивной стратегии отношения к окружающему миру, людям, системе ценностей межличностного общения;
— учитывает при планировании разноуровневость, профильность и вариативность образования;
— отбирает, моделирует, актуализирует учебный материал с позиции его адекватности интересам развивающейся личности учащегося;
— определяет движущие силы развития ребенка и заботится о развитии его индивидуальности и неповторимости;
— создает условия для реализации креативных (творческих) возможностей воспитанников, стимулирует интерес учащихся;
— умеет планировать свою работу и работу учащихся на конкретном уроке, занятии, лекции.
Организаторские умения связаны с организацией учебного материала, организацией своей деятельности и деятельности учащихся. В организаторских умениях отражаются требования образовательных систем к методам, технологиям, техникам, средствам, формам, приемам в области организации содержания обучения.
Педагог организует:
— исполнение профессиональных замыслов, методологических ориентиров, педагогических проектов;
— предъявляет учебно-воспитательную информацию в соответствии с принципами педагогики сотрудничества;
— организует обучение как процесс самовыражения учащихся;
— вооружает учащихся технологиями деятельности и способами работы, создает условия для проявления личностных качеств учащегося, в основе которых лежат их индивидуальные особенности и возможности.
Коммуникативные умения проявляют искусство общения педагога с детьми.
Они обширны и многообразны и разделяются на две группы:
1) связанные с саморегуляцией педагога, управлением его своим поведением, настроением, вниманием, речью;
2) умения строить взаимоотношения с учащимися, среди которых выделяются коммуникативно-познавательные, коммуникативно-конструктивные, коммуникативно-организаторские и собственно коммуникативные умения.
Подобное деление объясняется тем, что коммуникативная деятельности представляется производной от всех других, она является своеобразной экстериоризацией познавательной, проектировочной, конструктивной и организаторской деятельности педагога. Общепедагогические и специальные умения по-разному развиты у каждого учителя. Их взаимосвязи могут быть сильными, слабыми или вообще отсутствовать. Структурное сочетание их является показателем уровня продуктивности деятельности педагога, показателем его профессионализма.
Личностные качества учителя
Важную роль в профессиональной деятельности учителя играют личностные качества. Они способствуют развитию педагогических умений, влияют на характер взаимоотношений с учащимися. Многие современные исследователи считают первостепенным качеством личности общительность, которая характеризуется легкостью контактов, отсутствием замкнутости. Общительность как важнейшая черта характера, по словам Б.Г. Ананьева, вырабатывается в опыте общения человека. Она заключается не столько в объеме общения, сколько в способе и направленности общения.
К.С. Усманов в своем исследовании определил следующие критерии общительности как профессионального качества:
1) наличие интереса к людям, к учащимся;
2) умение понимать чувства учащихся и определять их позиции во взаимодействии с другими людьми;
3) коммуникабельность и контактность;
4) терпимость в общении с учащимися.
А.А. Журавлев выделяет такие профессионально значимые качества, как сдержанность, уравновешенность, доброжелательность, приветливость, уважительность. По мнению В.С. Грехнева, профессиональная деятельность требует от учителя максимального терпения, упорства, последовательности, принципиальности, сочетающейся с тактом и гибкостью, а также самодисциплины. Учителю необходимы и особые нравственно-психологические качества: предельная доброта и любовь к детям (естественно, они не должны сводиться к всепрощению и мягкотелости), обостренная совестливость, незыблемая честь и гордость в выполнении своей миссии.
На практике все вышеуказанные качества у каждого учителя проявляются по-разному, но для всех должно быть общее: доброта, любовь к детям, уважение к личности ученика. Особое место среди коммуникативных качеств занимает эмпатия (греч. еmpatheia — сопереживание), которая способствует осуществлению и продолжению общения, а также координации действий. Человек, сопереживающий другому, глубже его познает. Известно, что ученики не любят учителя, маскирующего свои чувства, действия, поступки.
Учащиеся так проранжировали качества, желательные для преподавателя:
3) чувство юмора;
5) ровное, справедливое отношение учителя ко всем и каждому;
6) хорошее знание предмета;
7) умение передать свои знания.
Профессиональное педагогическое мастерство учителя: сущность, структура
Профессиональное мастерство, по словам К.К. Платонова, — это свойство личности, приобретенное в ее опыте как высший уровень проявления профессиональных умений, полученных в данной области на основе гибких навыков и творчества. Важнейшим проявлением профессионального мастерства выступают результаты деятельности педагога. Педагог-мастер по сравнению с другими учителями в равных условиях добивается более высокого уровня воспитанности, развитости и обученности учеников, и, что немаловажно, учащиеся и педагог испытывают чувство радости от успеха, от достижений их совместной деятельности.
Одним из слагаемых педагогического мастерства является знание. Следует отметить, что это не просто знание, а постоянное обновление знаний и забота о своей инновационной компетентности, это обладание оперативным и мобильным знанием и применение знаний в конкретной педагогической ситуации, сложившейся и непредвиденной. Мастер обладает интегративным знанием и широко пользуется им. Педагогическое мастерство – это не просто сумма необходимых умений. Это умение решать проблемы способами и методами, подходящими к данным условиям и в данное время, умение оптимизировать все виды деятельности, направить их на развитие личности.
Мастера отличает способность видеть в любой ситуации не одну, а несколько педагогических задач. Важнейшей составляющей педагогического мастерства являются аналитические умения учителя, помогающие выбирать оптимальное решение, аргументировать его, отвергать ложные решения; умения анализировать, обобщать и делать выводы из своего опыта и опыта коллег. Педагогическое мастерство включает педтехнику, педагогический такт, способность к импровизации, к экспромту. Приемы и средства у каждого педагога индивидуальны.
Например, Ш.А. Амонашвили много раз повторял два слова, пока не нашел нужную тональность, чтобы первый раз учащимся 1-го класса сказать «Здравствуйте, дети». Когда дети устали и нужно снять напряжение, то он говорит им: «Закройте глаза и вспомните самое смешное». Сначала все молчали, потом один за другим стали смеяться. Ученик быстро и правильно решил задачу – педагог подходит к нему и говорит ему «спасибо» и жмет руку. Ученик нашел правильный ответ, а другие еще думают.
Тогда учитель наклоняется к ученику, и тот очень тихо, шепотом отвечает. Ученик не ждет всех, он доволен, что справился и получил подтверждение своего успеха. Проявления педагогического такта многообразны. Одно из них – общение с учащимися без окрика. Как считал В.А.Сухомлинский, «чувства эмоционально воспитанного человека доходят до детских сердец и без крика. Учитель, обладающий высоко развитой чуткостью к духовному миру ребенка, никогда не кричит. Тревогу и огорчение, недоумение, изумление, негодование – все эти чувства и десятки оттенков подобных чувств дети «улавливают» в обычных словах своего наставника».
Таким образом, педагогическое мастерство проявляется в деятельности, оно характеризуется высоким уровнем развития общепедагогических и специальных умений. Мобильность знаний, гибкость учителя в использовании профессиональных навыков и умений выступает основанием педагогического творчества, педагогического искусства как высшего проявления педагогического мастерства. Суть мастерства заключается в зрелости личности учителя, его позиции, его способностях.
Педагогические способности в структуре деятельности учителя
Педагогические способности – это индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям педагогической деятельности и обеспечивающие успешность ее выполнения. Они проявляются в особой чувствительности к объекту, средствам и способам педагогического воздействия, к собственному Я как факторам педагогической деятельности. В структуре педагогических способностей Н.В. Кузьмина выделяет два комплекса компонентов: проективный и рефлексивный. К проективным способностям, представляющим собой отражение требований педагогических систем к деятельности учителя, относятся: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты, рассмотренные выше.
Рефлексивные способности являются условием создания нормальных взаимоотношений учителя с учащимися и состоят из следующих компонентов:
1) особой чувствительности к объекту – ученику как субъекту педагогической деятельности («чувство объекта»);
2) особой чувствительности к степени своего воздействия на другого человека («чувство меры»);
3) особой чувствительности к регулированию системы субъект-субъектных отношений («чувство сопричастности»).
В структуре педагогических способностей выделяются общие педагогические и специальные педагогические способности. Общие педагогические способности (особенности внимания и наблюдательности, качества ума, речи, воображения и эмоциональности) являются условием успешности всякой деятельности, предполагающей взаимодействия людей. Специальные педагогические способности являются обязательным условием высоких достижений в деятельности преподавателя любой педагогической системы. В.А. Крутецким проводился структурный анализ педагогических способностей.
Условно все педагогические способности он разделил на три группы:
1) личностные (представляют собой характерологические черты и качества личности);
2) дидактические (связаны с передачей информации детям);
3) организационно-коммуникативные (связаны с организаторской функцией и общением).
Педагогические способности тесно связаны с особенностями характера и направленностью личности. Мы знаем, как прекрасно сочетались литературные и педагогические способности Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других одаренных педагогов. У А.С. Макаренко были не только литературно-художественные, но и драматические, и музыкальные способности. Он блестяще исполнял в ученическом театре роль Городничего в «Ревизоре», хорошо играл на скрипке, которая всегда висела на стене в кабинете. Многие свои рассказы воспитанникам он сопровождал игрой на скрипке. Всем известно, что А.С. Макаренко был не только педагогом-теоретиком и практиком, но и блестящим писателем, в нем соединялись два способа постижения мира: рационально-научный и ассоциативно-образный.
Источник