Умение учителя предвидеть результаты своей деятельности

Умение учителя предвидеть результаты своей деятельности

21. Функции педагога

Педагог (учитель, преподаватель, наставник, мастер) – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.

Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений.

Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.

Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования.

1. Педагогические функции, выполняемые учителями на подготовительном этапе каждого проекта (цикла) учебно-воспитательной деятельности.

Целеполагание. Цель представляет собой ключевой результат педагогической деятельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату.

Диагностическая функция. Управление процессом обучения основывается прежде всего на знании учащихся. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и иного воспитания и т. д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Педагог должен в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

Прогностическая функция. Она выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях и исходя из этого определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогического продукта заданного количества и качества.

Проективная (проектировочная) функция заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь цели, выделении конкретных этапов достижения цели, формировании для каждого из них частных задач, определении видов и форм оценки полученных результатов и т. д.

Функция планирования. Диагноз, прогноз, проект являются основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности, составлением которого завершается подготовительный этап педагогического процесса.

2. На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции.

Организационная (организаторская) деятельность учителя связана в основном с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.

Информационная функция. Педагог – главный источник информации для обучаемых.

Контрольная, оценочная и коррекционная функции, объединяемые иногда в одной, необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс, и в нем происходить намеченные изменения.

Собранная информация позволяет скорректировать протекание процесса, вводить действенные стимулы, использовать эффективные средства.

3. На завершающем этапе педагогического процесса учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ завершенного дела.

Кроме своих непосредственных профессиональных функций, педагог выполняет функции общественные, гражданские, семейные.

Источник

Функции учителя

Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, – учитель. Можно сказать и так: учитель – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, действуют в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего долга.

Учитель начальной школы – особенный учитель. Это посредник между детьми и миром взрослых, в совершенстве знающий таинства становления детской психики, дает малышу знания, учит его быть человеком. Труд учителя начальной школы несравним по своей значимости ни с каким другим, потому что его результат – человек. Ему – самому знающему, самому ответственному, самому главному семья и общество вручают самое дорогое: судьбу своих детей, граждан своей страны, ее будущее. Человек, вставший за учительский стол, ответствен за судьбу каждого ученика подрастающего поколения. Каков результат труда педагогов сегодня – таким будет наше общество завтра.

Уже в самые далекие времена обнаружилась одна закономерность: те государства в истории цивилизации вырывались вперед, где были лучше школы и учителя. Принижение роли учителя почти всегда заканчивалось плачевно: государства хирели, нравы ухудшались. Скромен и незаметен учитель, но достаточно свести его с пьедестала и тем самым подорвать у людей веру в истину, личным представителем которой он выступает, как тут же поднимает голову и начинает свое разрушительное дело невежество, отбрасывая достижения цивилизации назад к пещерам.

Читайте также:  Адвокат вправе осуществлять свою адвокатскую деятельность без какого либо дополнительного разрешения

Вот что писал о роли русского учителя в обществе М. Горький:

«Если бы вы знали, как необходим русской деревне хороший, умный, образованный учитель! У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича! Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело, а у нас – это чернорабочий, плохо образованный человек, который идет учить ребят в деревню с такой же охотой, с какой пошел бы в ссылку. Он голоден, забит, запуган возможностью потерять кусок хлеба. А нужно, чтобы он был первым человеком в деревне, чтобы он мог ответить мужику на все вопросы, чтобы мужики признали в нем силу, достойную внимания и уважения, чтобы никто не смел орать на него… унижать его личность, как это делают у нас все: урядник, богатый лавочник, поп, становой, попечитель школы, старшина и тот чиновник, который носит название инспектора школ, но заботится не о лучшей постановке образования, а только о тщательном исполнении циркуляров округа…»

Педагогическая функция – предписанные педагогу направления работы: обучение, образование, воспитание, развитие учащихся. В каждом из этих направлений учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто не всегда очевидны. Но, заглянув в корень, мы установим, что в основе педагогической деятельности и лежит главная функция учителя – профессионализм: не столько учить, сколько направлять учение, не столько воспитывать, сколько руководить процессами воспитания. И чем отчетливее понимает он эту функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами управляемого педагогом выбора.

Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «Майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог. Следовательно, сердцевина педагогического труда – в управлении теми процессами, которые сопровождают становление человека. Учитель начальной школы обязан научить каждого ребенка пользоваться своим главным органом – мозгом. Если это чудо не свершится, человек на всю жизнь останется недоучкой.

Управление как основная педагогическая функция распадается на ряд конкретных действий. Реализация любого из них – будь то урок, классный час, изучение отдельного раздела на уроке, викторина, олимпиада, «подвижная перемена», школьный праздник, акт милосердия или экологическая экспедиция – начинается с постановки цели. Сущность управленческого процесса в том, чтобы координировать действия учеников по линии совпадения «цель – результат». Управление процессом обучения основывается на возможностях учеников – уровне их подготовленности, работоспособности, отношении к учению и т.д. Обо всем этом педагог узнает в процессе диагностирования. Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т.д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Вот почему педагогу следует в совершенстве владеть прогностическими методами анализа педагогических ситуаций.

В неразрывной связи с постановкой цели и диагностированием осуществляется прогнозирование; оно выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в конкретных условиях и исходя из этого определить, что и как нужно делать. Педагог, не умеющий заглядывать вперед, не понимающий, к чему он стремится, уподобляется бредущему наугад путнику, который может достичь цели только случайно. Педагогику, которая не учит учителя прогнозировать, В.А. Сухомлинский назвал знахарством, а учителя, не желающего или не умеющего предвидеть ход событий, – неграмотной нянькой.

Читайте также:  Как начать свой бизнес кулинария

Опираясь на благоприятный прогноз, учитель приступает к составлению проекта учебно-воспитательной деятельности. Диагноз, прогноз, проект становятся основанием для разработки плана учебно-воспитательной деятельности – им завершается подготовительный этап педагогического процесса. Хороший учитель не войдет в класс без продуманного во всех деталях, четкого, обеспеченного всем необходимым плана.

На этапе реализации намерений учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. Организационная деятельность учителя связана с вовлечением детей в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели. Учитель – главный источник информации для учеников. Он знает все обо всем, а своим предметом, педагогикой, методиками и психологией владеет в совершенстве. Контрольная, оценочная и коррекционная функции необходимы ему прежде всего для создания действенных стимулов для развития процесса и намеченных в нем изменений. Учителя все отчетливее понимают, что не понукание и принуждение ведут к успеху. При контроле становятся более понятными причины неудач, срывов, недоработок. Собранная информация позволяет скорректировать процесс, вовремя использовать более эффективные средства, ввести более действенные стимулы. На завершающем этапе педагогического цикла учитель выполняет аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ достигнутого: какова его эффективность, почему она ниже намеченной, где заметны спады, как избежать их в дальнейшем и т.д.

Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей – от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера. К тому же помимо своих непосредственных функций он несет нагрузки общественные, гражданские, семейные.

Таким образом, учитель начальной школы выполняет множество видов деятельности, именуемых педагогическими функциями. Главной из них является управление учебно-воспитательным процессом. На подготовительном этапе управление включает: постановку цели, диагностирование, прогнозирование, проектирование и планирование. На этапе реализации плана учитель выполняет информационную, организационную, оценочную, контрольную и корректирующую функции. На завершающем этапе – аналитическую функцию.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Доклад «Функции современного учителя»
статья

В докладе «Функции современного учителя» раскрыты 7 функций, позводяющих учителю идти в ногу со временем. Педагогический совет. Методическая работа.

Скачать:

Вложение Размер
Доклад «Функции современного учителя» 34 КБ

Предварительный просмотр:

Гончарук Елена Анатольевна,

заместитель директора по УВР

МБОУ «Каратузская СОШ»

Доклад «Функции современного учителя»

Все течет, все изменяется! Система среднего образования и учитель не исключения.

Мы живем в то время, когда, с одной стороны, правят рыночные отношения, с другой стороны, очень консервативная система школы.

Сегодня общество требует от учителя глобальных перемен. И в первую очередь, изменить отношение к своей профессиональной деятельности, изменить характер взаимодействия учителя и учащихся. Информационный поток в современном мире увеличивается глобально (семимильными шагами). Год назад купленная последняя модель телефона сегодня уже старье. Появляются новые технологии и новые профессии.

В традиционной модели учитель обязан был дать предметные знания. Был Госзаказ на некую модель выпускника с определенным набором качеств.

В современных условиях основой для работы учителя являются:

  1. Создание психолого-педагогических условий для саморазвития личности каждого (и учителя, и ученика);
  2. Учитель должен построить индивидуальный образовательный маршрут для каждого обучающегося. При этом ученик имеет возможность самостоятельно выбирать, например, глубину изучаемого материала.

Функции учителя в сегодня:

— Уметь создавать и поддерживать мотивацию детей к учебно-познавательной деятельности. Создание ученику ситуации успеха в обучении . Там, где мы успешны, где нас ценят и хвалят, мы можем горы свернуть…

— Понимать образовательные потребности учащихся и быть готовым помочь им их реализовать.

— Создать у ученика систему ценностей. Это, наверное, не столько через конкретные мероприятия, сколько своим примером, отношением к жизни, общением с детьми.

— Уметь организовать эффективное общение Учитель — Ученик, привлекая стили общения, педагогический артистизм, свой образ.

— Уметь организовать взаимодействие Ученик — Ученик, создавать классную или школьную команду для решения образовательных задач. Управлять конфликтами.

— Уметь организовать взаимодействие с коллегами, родителями, партнерами по образовательной деятельности.

— Учитель знает содержание предметного материала, имеет соответствующий интеллектуальный и культурный уровень

— Умеет применять интегративный подход к обучению на основе целостного видения картины мира.

— Обращает внимание на адекватность методических приемов поставленным целям и возрастным особенностям учащихся.

— Контролировать свою педагогическую деятельность, уметь ее анализировать и корректировать.

— Контролировать образовательную деятельностью учащихся. Уметь диагностировать образовательный уровень каждого ученика и класса в целом.

— Уметь организовать самоконтроль обучающегося с последующей самооценкой.

-Уметь предвидеть результат своей деятельности, умение определить цели, ставить профессиональные задачи, выбрать оптимальные пути их решения.

— Уметь мобилизовать все средства на результат: формы, методы, технологии и техники, материально-технические и человеческие ресурсы.

— Рационально использовать время и средства.

— Учитель сам когда-то изучал предмет, осмысливал его и применял и он должен уметь помочь учащимся в приобретении такого опыта.

— Уметь организовать активную (индивидуальную или коллективную) самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся.

— Учитель должен уметь активизировать творческий потенциал учащихся, обеспечить логичность и вариативность видов учебной деятельности.

— Учитель имеет свой взгляд, свое мнение, исходя из этого, ставить цели, планировать совместную с учащимися деятельность, обеспечивать продуктивность работы на основе рационального анализа, разъяснения целей ученику и организации принятия целей учеником.

— Учитель понимает возможности каждого ученика и помогает ученику освоить на его уровне этот материал и в соответствии с его потребностями, выстроить индивидуальную образовательную траекторию.

— Уметь создавать атмосферу, способствующую плодотворному образовательному процессу.

— Умение генерировать новые идеи, творчески мыслить.

— Быть способными принимать изменения, происходящие в системе образования, быть мобильным в изменяющихся условиях.

— И быть готовыми к обсуждению этих преобразований с учениками и их родителями.

Кажется, все старо как мир, да не все.

Современное обучение базируется на обязательности коммуникативно-стимулирующего взаимодействия учителя и ученика.

Т.е. Сегодня Учитель не дает знания в чистом виде, А он отвечает за то, чтобы учащиеся понимали, что они должны знать, чему они должны научиться и как это делать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое «деятельность», какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС.

Статья используется как дополнение к презентации «Современный урок — современный учитель».

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог.

Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог.

Современный учитель, или Учитель 21 века.

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества.

Урок — это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде все­го, уникальная форма организации познавательной деятельно­сти учащи.

Источник

Читайте также:  Интересные идеи для бизнеса для начинающих
Оцените статью