Уровни развития исследовательских умений младших школьников
Исследовательская практика школьников основана на овладении детьми исследовательскими умениями и навыками. Существует несколько взглядов на классификацию исследовательских умений и навыков. Н. А. Семенова предложила все умения и навыки, которыми должен овладеть ученик для осуществления исследовательской деятельности, разделить на четыре блока:
1. Умения и навыки организации своей работы. Ученики должны уметь: организовать свое рабочее место; планировать предстоящую работу.
2. Умения и навыки исследовательского характера. Учащиеся должны: уметь выбирать тему исследования; осуществлять целеполагание как этап деятельности; выстраивать структуру исследования; осуществлять поиск информации; владеть методами исследования и общелогическими методами.
3. Умения и навыки работы с информацией. Учащиеся должны: знать виды информации; определять ее источники; уметь работать с научным текстом; выделять термины, понятия; делить текст на смысловые части: абзацы, главы, параграфы; уметь выделять главное; кратко и логично излагать материал, используя цитаты, ссылки; формулировать выводы, определения; приводить доказательства, основываясь на аргументах и фактах.
4. Умения и навыки представления результата своей работы. Учащиеся должны: владеть формами представления результатов своей работы; знать требования к докладу и речи докладчика.
Наиболее удобную классификацию умений и навыков для младшего школьного возраста, которой удалось преодолеть недостатки предыдущих, предложил А. И. Савенков. Автор считает, что общие исследовательские умения и навыки для учащихся начальной школы включают в себя:
• умение видеть проблемы;
• умение ставить вопросы;
• умение выдвигать гипотезы;
• умение давать определение понятиям;
• умения и навыки проведения экспериментов;
• умение делать выводы и умозаключения;
• умение структурировать материал;
• умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Овладение в определенной степени указанными умениями позволяет индивиду осуществлять исследовательскую деятельность в любой области знаний.
Критерии, необходимые для оценки уровня сформированности исследовательских умений учащихся:
1. Практическая готовность учащегося – это основной критерий оценки уровня развития исследовательских умений.
2. Мотивация учащегося по отношению к исследовательской деятельности
3. Проявление креативности учащихся в осуществлении исследовательской деятельности.
4. Проявление самостоятельности учащихся при осуществлении исследовательской деятельности.
Уровни развития исследовательских умений:
· Исходный уровень. Обладает следующими характеристиками: низкий уровень проявления интереса к ведению учебной исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, об использовании умений учебной исследовательской деятельности. При выполнении любой самостоятельной работы опора на помощь учителя либо родителей на любом этапе исследования. Ученик редко проявляет оригинальный подход к осуществлению исследования, не высказывает идей, предложений по работе.
· Начальный уровень. Характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью находить проблему с помощью учителя, предлагать различные варианты решения проблем. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные, кратковременные исследования по заданию, совершая действия самостоятельно, по аналогии с коллективным выполнением такого же задания или при помощи взрослых на определённых этапах, вызывающих затруднение. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы.
· Продуктивный уровень. Он обладает следующими характеристиками: присутствуют устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (или с небольшой группой) исследование. Учащийся имеет знания и умения осуществлять учебное исследование (умение самостоятельно определить тему, возможность постановки цели и задач исследования с помощью педагога или самостоятельно, умение работать с источниками информации); демонстрирует реализацию оригинального подхода к решению проблемы, умение представлять результат своей деятельности.
· Креативный уровень можно определить следующим образом: существует постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить решение поставленных задач, высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.
Ниже представлена таблица (Таблица 1) диапазона развития исследовательских умений.
Диапазон развития исследовательских умений. Таблица 1.
Исследовательские умения | Начальный уровень развития | Высокий уровень развития |
Умение видеть проблему | Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения | Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему |
Умение классифицировать | Умение распределять предметы на группы по определенным признакам | Умение составлять классификационные и структурные таблицы, схемы |
Умение задавать вопросы | Умение задавать описательные, каузальные, субъективные вопросы | Умение ставить корректные воображаемые, оценочные и ориентированные на будущее вопросы |
Умение определить понятие | Умение дать описание предмета, разъяснить посредством примера | Умение сознательно применять логические приемы мышления: аналогию, сравнение, анализ, синтез |
Умение представить понятие на языке символов | Умение дать описание предмета, разъяснить посредством примера | Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта |
Целеполагание | Умение сформулировать цель исследования | Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности |
Рефлексия | Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности | Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-комплексном образовательном процессе |
Важной и очень сложной задачей в исследовательском обучении выступает задача формирования высокой мотивации исследовательской деятельности. В особенности важна работа по активизации мышления учащегося по выявлению проблем. Именно от уровня исследуемой проблемы, от ее масштаба в основном зависит дидактическая ценность детских исследований. От того как педагог обеспечивает целенаправленный и систематический процесс развития исследовательских умений младших школьников зависит уровень развития познавательных способностей учащихся.
Источник
Целеполагание: умение добиваться своего
Автор: эксперт Вельков Алексей Иванович , сертифицированный психолог, специалист по управленческому консультированию.
Почему умение ставить цели особо значимо
Обстоятельства могут благоприятствовать тогда, когда деятельность целенаправленна (осознание цели должно предшествовать любой деятельности).
«Удачливые» прямо называют цель деятельности, а «неудачливые» вместо этого пробуют что-либо сделать, заведомо готовясь к неудаче.
«Пытаться», «стараться» — это значит готовиться к неуспеху и заранее оправдать его, найти для себя лазейку, освободиться от ответственности за результат, прежде всего перед самим собой.
Само понятие человеческого счастья, нормального состояния зависит от наличия и достижения цели.
Уровни или типы целей
Различают три уровня или типа целей:
Характерные показатели успешного плана
2. Выраженность в цифрах.
3. Реальная достижимость.
4. Сочетание, согласованность групповых и личных планов.
5. Участие в разработке планов всех, кто будет их реализовывать.
6. Четкие критерии, стандарты, инструкции, алгоритмы успешности выполнения.
7. Согласованность с другими принятыми планами.
8. Четкое обозначение конечных результатов и путей их достижения.
9. Учет личностного и профессионального роста реализаторов роста.
10. Письменное изложение.
Характерные свойства успешного плана
1. Четко и ясно сформулирован.
2. Письменно оформлен.
3. Написан с привлечением всех, кто будет его осуществлять.
4. Проанализирован всеми, кто способен высказать толковые и конструктивные замечания.
5. Стратегическая ответственность на реализацию возложена не на нескольких, а на одного конкретного человека.
6. Установлен четкий, конкретный срок завершения реализации.
7. Определены критерии успешного выполнения и способы их применения.
8. Запланирована схема анализа промежуточных результатов.
9. Спрогнозированы все возможные проблемы и препятствия и предварительно разработаны все необходимые меры по решению этих проблем и преодолению этих препятствий.
10. Спрогнозированы все возможные дополнительные ресурсы и «плюсы», которые могут возникнуть, и спланированы максимально эффективные меры по их использованию.
Цель и мотивация
Привлекательность цели часто сталкивается с непривлекательностью средств для ее достижения:
Принципы, которых следует придерживаться при целеполагании
1. Краткосрочные цели — самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.
2. Цели устанавливаются для самого себя, а не для других (цели, которые можно реализовать самостоятельно, а не с помощью или с участием кого бы то ни было).
3. Следует четко разграничивать свои цели и цели других людей.
4. Прислушивайтесь к чувствам, возникающим в момент определения цели — любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.
5. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны — мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.
Рекомендации для планирования и постановки целей
1. Анализируйте причины известных неудач, проси советов у потерпевших неудачу.
2. Планируйте возможные альтернативы.
3. Учитывайте возможные перемены и развитие целей.
4. Рассчитывайте меру риска.
5. Определите приоритеты целей.
6. Определите временные этапы достижения целей.
Несколько советов по целеполаганию
1. Прямо называйте свою цель и действуйте.
2. Различайте желания и цели. Цель — нечто внешнее по отношению к человеку, то состояние, которого он сознательно стремится добиться. Цель подчиняет и формирует желания.
3. Ставьте большую цель, не распыляйтесь на маленькие. В идеале в каждый период жизни у человека должна быть одна цель.
4. Обязательно перейдите от цели «для себя» к целям «для других». Большие дела делаются для других людей.
5. Представьте, какие плюсы принесет достижение цели.
Если вы решите, что плюсов больше, чем минусов, то перестаньте обращать внимание на негатив. Это необходимая плата за успех.
6. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.
Правила планирования целей
1. Пишите о том, что хотите, а не о том, чего не хотите достичь, — формулируй позитив.
2. Будьте предельно конкретным, составьте максимально ясное представление о конечном результате.
3. Планируйте те цели, которые вы можете достичь самостоятельно, а не с чьей-то помощью или при каких-то других внешних условиях.
4. Подумайте о последствиях своих целей — они должны приносить пользу не только вам, но и другим.
Алгоритмизированный вопросник для составления стратегического плана
Для того чтобы оформить стратегический план, нужно обстоятельно и последовательно ответить на ряд вопросов:
1. Зачем и почему я (мы) это делаю?
2. Чего я (мы) хочу добиться в конечном счете? Чьи интересы я (мы) при этом затрагиваю? На кого (что) окажет влияние конечный результат?
3. Каковы условия (что? кто? как?), влияющие на процесс реализации цели? Какие препятствия? Какие возможности?
4. Что я (мы) делаю хорошо (каковы способности) и что я (мы) делаю плохо (каковы слабости)?
5. Что я (мы) должен сделать немедленно, прежде всего?
6. Что я (мы) должен делать в перспективе?
7. Какие компоненты цели самые срочные, важные, перспективные, выгодные?
8. Какие пункты плана прямо помогут достичь цели, а какие носят второстепенный характер с точки зрения конечного результата?
9. Какие конкретные действия могут свести к минимуму негативные влияния и последствия, а какие усиливают позитив? Кто конкретно несет ответственность за каждое действие? Когда, где и как эти действия должны быть выполнены? Что (какие ресурсы) для этого необходимо?
10. Есть ли компоненты цели, которые заведомо невыполнимы? Нужно ли ставить новые цели? Не будет ли новый план действий более реальным и целенаправленным?
Метод двух вопросов Рейнуотер
1. Приготовьте карандаш, блокнот или диктофон.
2. Начните с короткой релаксации.
3. Задайте себе вопрос: «Что происходит со мной в настоящий момент (о чем я думаю, чем занимаюсь, что чувствую, как дышу)?»
4. Не принуждайте себя, не будьте настойчивы.
5. Фиксируйте приходящие мысли, если это не мешает.
6. Задайте себе следующий вопрос: «Чего я хочу в настоящий момент?»
Санкальпа — техника йоги, практикуемая в состоянии релаксации или непосредственно перед сном.
1. Четко, кратко и, главное, позитивно сформулируйте вопрос, на который хотели бы получить ответ.
2. Повторите эту фразу-формулировку многократно и возвращайтесь к ней при каждой возможности во время релаксации.
3. Не закладывайте в формулировку вопроса конкретных сроков.
4. Не следует делать жесткого интеллектуального анализа открывшихся, пришедших решений.
Метод «Планирование жизни»
Подумайте и опишите свои представления по категориям:
1. Индивидуальные цели:
2. Межличностные цели:
3. Долгосрочные цели:
1. Составьте список того, о чем мечтаете, кем и каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Сосредоточьтесь. Не ограничивайте фантазию, сокращайте слова. Если хотите — нарисуйте это.
2. Посмотрите на этот список и определите, о каком будущем идет речь: о ближайшем или отдаленном. В первом случае — додумайте перспективу, во втором — распишите ближайшее будущее.
3. Из всего, что написали, выберите четыре самые важные цели на этот год, ответьте на вопрос, почему они самые важные.
4. Список из четырех основных целей протестируйте на соответствие правилам планирования целей. Исправьте, если что-то не так.
5. Теперь определите необходимые ресурсы для достижения этих целей: те, которые есть, и те, которые нужно привлечь (ресурсы — все что угодно из того, что необходимо).
6. Вспомните несколько случаев, когда вы чувствовали, что достигли успеха, и какие ресурсы вы использовали тогда максимально эффективно.
7. Напишите не меньше одной страницы, отвечая на вопрос:
«Каким человеком я должен быть, чтобы достичь этих целей?»
8. Теперь напишите о том, что мешает вам сейчас достичь этих целей.
9. Сделайте черновик подробного плана достижения этих целей. Начните с конца (результата) и закончите началом (первым шагом).
10. Запишите имена нескольких людей, которые уже достигали того, чего хотите достичь вы. Что им помогло? Представьте, что каждый из них дает какой-либо совет — запишите эти советы.
11. Опишите или нарисуйте один свой идеальный день.
12. Опишите свое идеальное окружение (место, обстановка, люди и др.).
13. Просматривайте периодически эти записи, вносите изменения, если вы почувствуете в этом необходимость.
Источник