Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности
Вера Чигряй
Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности
Консультация для педагогов
Тема: «Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности»
Все в нашей жизни имеет начало и конец.
А конец – это снова начало чего-либо.
Деятельность любого ДОО тоже имеет начало и конец. Началом деятельности в ДОО является годовой план, а концом – анализ проделанной работы (самоанализ годового плана). Чтобы успешно включить подрастающее поколение в жизнь нашего общества необходимо целенаправленно воспитывать, обучать его, формировать необходимые качества и свойства личности каждого ребенка с самого раннего возраста. Роль воспитателя, зависимость от его качества работы, от уровня сформированности его профессиональных умений, очень велика. Педагогический процесс всегда растянут на длительное время, требует множества связанных в единую систему педагогических воздействий. Это диктует необходимость его планирования. От того, как педагог построит свою модель будущего педагогического воздействия (план работы, во многом зависит его успех.
Планирование — это целесообразная организация педагогического процесса, которая позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования и облегчить контроль.
В свою очередь, планированию предшествует всесторонний анализ состояния воспитательно – образовательной работы в ДОО, т. е. выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период (педагогический анализ).
Анализ (с греческого «разложение, расчленение») – процедура мыслительного разложения целого на части помогает выявить все недостатки и достоинства существующей системы, чтобы в дальнейшем улучшить ее состояние.
Анализ всех сторон жизни деятельности ДОО (программы, кадры, материально-техническая база, состояние здоровья воспитанников, взаимодействие с социумом, запросы родителей и другое) помогает написанию реального годового плана. Результаты педагогического анализа необходимы, чтобы проводить контроль, в ходе которого осуществляется сбор необходимой информации о педагогическом процессе. В свою очередь, контроль будет недостаточно эффективным, если его данные не подвергаются педагогическому анализу.
Контроль — специфический вид деятельности, направленной на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса (Ю. А. Конаржевский). Таким образом, если контроль способствует получению информации, то педагогический анализ обеспечивает глубину ее познания.
Содержание педагогического анализа
Педагогический анализ внешне менее эффективен, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышления, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, систематизировать, синтезировать педагогические факты и явления.
Цель педагогического анализа заключается в раскрытии причин положительных или отрицательных явлений педагогического процесса с целью влияния на них. Необходимость анализа
В любой области деятельности человека возникает необходимость в сборе, сортировке, обработке поступающей информации и последующем ее анализе с целью прогнозирования ситуации и принятия на основе этого решений. Поэтому проводится аналитическая работа, которая подразумевает некоторый творческий потенциал человека.
Умением анализировать информацию должен обладать каждый человек. Анализ информации необходим для ее адекватной оценки и подготовки принятия решений. В аналитической работе используется своя методология, основанная на законах диалектики и формальной логики, в ней применяются общенаучные методы исследования и методы статистического анализа.
Такой специальности, как «аналитик» не существует, но вы всегда можете заниматься аналитической работой.
В чем заключается аналитическая деятельность педагога?
Аналитическая деятельность педагога
Педагог должен не только владеть знаниями и практическими навыками, но и умением анализировать и адекватно оценивать педагогическую ситуацию. Аналитическая деятельность пронизывает все фазы деятельности педагога и является основой принятия решений, планирование деятельности, прогнозирования и коррекции, реализации воспитательного и образовательного процесса. Для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск наиболее новых, более результативных методов воспитания и обучения, при помощи которых происходит передача содержания образования.
Задача педагога: Спланировать свою работу и создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого ребенка, всего детского коллектива.
Планирование осуществляется на аналитической основе:
• анализ внешней среды ДОО (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, областного, районного, уровней);
• анализ состояния ДОО (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими общеобразовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
• цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.
Возникает вопрос: соответствует ли деятельность педагогов по созданию условий, комфортного пребывания детей в ДОО и развитию личности каждого ребенка в детском саду требования программы дошкольного образования? Найти ответ на этот вопрос, а также, определить пути улучшения воспитательно – образовательного процесса позволяет ежегодный педагогический анализ результативности работы ДОО, который направлен на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выделение причин, определивших уровень воспитательно – образовательной работы и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в ДОО. Фактически выполнение годового плана в целом зависит от понимания каждым сотрудником его роли в реализации плана. Именно поэтому, многие педагогические коллективы стремятся не только качественно его разработать и выполнить, но и найти эффективные способы анализа его реализации.
Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической.
Аналитическая информация о педагогической деятельности Аналитическая информация по реализации задач 2014 – 2015 учебного года воспитателя Хорьковой Оксаны Николаевны. Образование: среднее.
Аналитическая справка по итогам промежуточной педагогической диагностики речевого развития детей Аналитическая справка по итогам промежуточной педагогической диагностике речевого развития детей в подготовительной группе компенсирующей.
Аналитическая справка об участии педагога в инновационной деятельности различных уровней Аналитическая справка об участии педагога в инновационной деятельности различных уровней. Основная цель работы нашего дошкольного учреждения,.
Театрализованная деятельность как условие формирования душевного и социального здоровья дошкольников Театрализованная деятельность как условие формирования душевного и социального здоровья дошкольников Наумова Т. В. Нижегородский государственный.
Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога ДОУ как необходимое условие качества педагогического процесса Дошкольное образование, в отличие от образования на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное.
Коммуникативная культура как условие эффективной профессиональной деятельности педагога ДОО «В воспитании все дело в том, кто воспитатель» Д. И. Писарев • Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные преодолеть.
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога ДОУ Я работаю педагогом-психологом в детском саду. Свой профессиональный путь психолога начала 2 года назад. Для меня это не только помощь другим,.
Театрализованная деятельность как условие развития видов детского творчества Театрализованная деятельность как условие развития видов детского творчества. Задачи: Создать условия для развития творческой активности.
Тесное взаимодействие педагога с семьёй как необходимое условие успешного воспитания ребёнка дошкольного возраста ТЕСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Уткина Антонина Анатольевна.
Источник
Доклад на педагогическом совете: «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования.
материал
В материал вошли не только теоретический аспект данной темы, но и формы работы, которые вы можете использовать в повседневной работе. Каждая форма подробно описана и включает в себя тематику проведения мероприятий с коллегами, родителями и учениками, а также приведены некоторые диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.sovet_30.10.2019.docx | 24.69 КБ |
zagruzit.pptx | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Семеновский филиал МБОУ «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
«Аналитическая деятельность : содержание, результаты, пути совершенствования»
Подготовила: Скрипкина Марина Александровна
учитель начальных классов
Тема: Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в требованиях государственных образовательных стандартов, стратегии развития образования 2020, чётко обозначены стратегические направления по совершенствованию профессионального мастерства учителя: «…в настоящее время требуется учитель с личностно-гуманистической ориентацией, креативностью мышления, с основами рефлексивной культуры, способный к интеграции, с современным отечественным инновационным опытом, владеющий современными педагогическими технологиями, имеющий высокие коммуникабельные способности, хорошо ориентирующийся в предметной области…».
Перед тем как начать разговор об аналитической деятельности педагога ,необходимо разобраться в сущности педагогического анализа, его целях и требованиях к осуществлению.
Цель аналитической деятельности — критическая оценка реальности и качества образования. Аналитическую деятельность педагога следует рассматривать как целостную систему связей, характеризующих взаимодействие конечных результатов деятельности педагога с факторами и причинами их достижения. Слайд3
Каковы же требования к осуществлению педагогического анализа и его основные принципы:
-чёткая структура и логическая последовательность изложения;
-аргументированность и точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования;
-глубина и конкретность;
— установление причинно-следственных связей и доказательность выводов;
— использование таблиц, графиков, диаграмм;
— чёткость и педагогическая обоснованность предложений и основных принципов.
Главными составляющими аналитической деятельности являются:
— результативность. Слайд 4
В основе аналитической деятельности лежит анализ. Педагогический анализ – это инструмент управления, направленный:
— на изучение состояния и тенденции развития,
— на объективную оценку результата образовательного процесса,
— на выработку рекомендаций по упорядочению системы или переходу ее в качественно более высокое состояние.
Аналитическая деятельность – это единство взаимосвязанных видов анализа и самоанализа образовательных процессов, которые осуществляются преподавателем. Слайд5
Аналитическая деятельность учителя представляет собой исследование. Изучение любого вопроса начинается с постановки целей и задач. Они определяют направленность и методы анализа. Важное значение имеет выдвижение гипотезы (обоснованное предположение относительно причин, связей, причинно-следственной зависимости изучаемого явления). Составляется план, программа направленности на решение проблем. Осуществляется контроль, вносятся необходимые изменения, коррективы, анализируются результаты, проектируются новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые цели и задачи. Этот процессный подход раскрыт М. Поташником. Можно применять системный подход, раскрытый В.И. Зверевой.
Сформированность аналитических умений – один из критериев профессиональной компетентности педагога. С их помощью извлекаются знания из практики, лежащие в основе обобщенного умения педагогически мыслить.
В структуру аналитической деятельности педагога необходимо включать два блока компетентностей: первый включает в себя способность к анализу учебной и научной литературы, второй – способность к анализу конкретных деятельностных ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью: уметь анализировать педагогические ситуации, принимать решение, уметь выстраивать отношения с коллегами, родителями, администрацией.
Существуют следующие виды анализа :слайд6
1.Оперативный ( ежедневный) анализ проведенных уроков и воспитательных мероприятий.
Здесь следует отметить следующие направления: знание своего предмета, отношение к предмету, умение планировать урок, знание психолого- педагогических основ обучения, педагогический такт, индивидуальный подход к ученику, развитие мышления учащихся, умение оценить качество знаний.
После проведенного урока следует задуматься прежде всего над тем, что не так получилось, почему не успели выполнить запланированное(та ли наглядность была использована, интересен ли дополнительный материал, доступно ли было проведено объяснение, правильные ли сделаны выводы и т.д.). Для чего необходим такой анализ? Он необходим , чтобы качество преподавания следующего урока было выше , а успехи учащихся лучше.
Помните: важен не приём, а его результат!
2. Следующий вид аналитической деятельности тематический анализ.
Цель тематического анализа- диагностика наиболее значимых сторон педагогического и образовательного процесса, установление их взаимосвязей, выработка рекомендаций.
Тематический анализ позволяет выявить пробелы в знаниях и даёт чёткое (видимое) направление в планировании дальнейшей работы.
3. Третий вид аналитической деятельности- итоговый анализ.
Он проводится по результатам семестра, года. Цель данного вида анализа- подведение итогов деятельности учителя и учащихся за истекший период, построение блока целей следующего семестра ( года),выработка рекомендаций.
Данный анализ требует тщательной и длительной подготовки в течение всего отчётного периода и невозможен без систематического накопления информации и соответствующей её обработки.
Этапы аналитической деятельности педагога включают в себя:
— анализ педагогической ситуации (диагноз),
— проектирование результатов в сопоставлении с исходными данными (прогноз),
— анализ имеющихся средств, пригодных для достижения искомого результата,
— конструирование и реализация учебно-воспитательного процесса,
— оценка полученных данных, формулирование новых задач.
Практикуются следующие формы организации работы: слайд9
Цель – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.
Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.
Цель – совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. Форма проведения – групповая работа (оппоненты, группы поддержки оппонентов и группа анализа).
Цель – формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей. Форма проведения – круглый стол.
Цель – обсуждение определенной проблемы, выработка плана совместных действий.
Цель – практическое решение педагогических задач через сотрудничество с опытными педагогами. Форма проведения – мастер-класс.
Цель – обмен опытом с последующим внедрением наиболее удачных идей и подходов в практику обучения и воспитания . Форма проведения – показ подобранных видеоматериалов, оформление тематических стендов, выставок.
Цель – в нестандартной форме осмыслить и оценить содержание новых идей в области образования. Форма проведения – на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации.
Упомянутые формы повышения профессионального мастерства способствуют тому, что усвоенные учителем научно-теоретические знания приобретают для него ценность самостоятельно приобретённого и лично «пережитого» знания.
Существуют три направления, которые можно использовать в своей работе как факт аналитической деятельности педагога: слайд 10
В течение года следует проводить диагностику (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения групповой диагностики можно проводить следующее тестирование:
- Диагностика навыка чтения (Л.А. Ясюкова)
- Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера)
- Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона)
- Диагностика интеллекта (тест Амтхауэра)
- Диагностика уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)
В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин предлагается диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- развитие внимания
- коррекция эмоционального состояния
- работа со стрессовыми состояниями
- работа с агрессией
- развитие коммуникативных навыков
Успешность коррекционно-развивающей работы можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по динамике.
Данное направление деятельности можно реализовать в следующих формах.
- Проведение тематических классных часов для учащихся .
Цель данных мероприятий — познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении возможности преодоления имеющихся трудностей.
Основные темы классных часов:
- Стратегии поведения в конфликте
- Психология общения
- Психология влияния и психология рекламы
- Самопрезентация
- Психологическая подготовка к экзаменам
- Способы снятия стресса
- Мир труда и профессий
2. Выступления на родительских собраниях.
3. Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и воспитателей ГПД по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними
4. Выступления на педагогическом совете и методическом объединении классных руководителей
Аналитические умения педагога по своей сути представляют собой совокупность интеллектуальных умений, понятийно, процессуально и функционально связанных с его самонаблюдением, самосознанием и направленных на осмысление и решение педагогических задач, сопоставление и обобщение педагогического процесса и собственной профессиональной деятельности.
Подводя итог всему выше сказанному хочется, что Аналитическая культура учителя – процесс творческий , результатом которого является появление нового взгляда, новой позиции, рождение нестандартной идеи или действия. Когда мы не можем решить какую-либо жизненную или профессиональную задачу, то реальной причиной этого чаще всего являются не внешние условия, а наш собственный опыт, создавший определенные установки и стереотипы. Если ситуация оказывается творческой, то установки и стереотипы перестают срабатывать и, более того, становятся барьерами. Понять, что же именно в своем собственном опыте мешает решить ту или иную проблему, что надо поменять в своем отношении к ситуации – это и есть задача.
Источник