Уклон рамп подземного гаража
Примечание: угол в 1° равен 1,7%.
5.28 Рампы в автостоянках должны отвечать следующим требованиям:
а) продольный уклон закрытых прямолинейных рамп по оси полосы движения должен быть не более 18 %, криволинейных рамп — не более 13 %, продольный уклон открытых (не защищенных от атмосферных осадков) рамп — не более 10 %;
б) поперечный уклон рамп должен быть не более 6 %;
в) на рампах с пешеходным движением должен предусматриваться тротуар шириной не менее 0,8 м.
5.29 Наклонные междуэтажные перекрытия должны иметь уклон не более 6 %.
Ширина проезжей части рамп
д) обеспечения минимальной ширины проезжей части рамп: прямолинейной и криволинейной — 3,5 м, минимальной ширины въездной и выездной полосы — 3,0 м, а на криволинейном участке — 3,5 м;
е) соблюдения минимального внешнего радиуса криволинейных участков 7,4 м.
Рампы рекомендуется оборудовать краевыми отбойными барьерами высота 0.1 м и шириной 0.2 м, а при двухпутных рампах предусматривается ещё средний разделительный отбойный барьер шириной 0,3 м. необходимый для безопасного движения по 2-м полосам.
Для организации пешеходного движения предусматривается тротуар шириной не менее 0,8 м (при криволинейных рампах он располагается по внутреннему краю рампы.
СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с Изменением N 1).
9.4.3 С каждого этажа пожарного отсека автостоянок (кроме механизированных автостоянок) должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу в лестничные клетки или на лестницу 3-го типа.
Допускается один из эвакуационных выходов предусматривать на изолированную рампу. Проход по тротуарам в пандусах на полуэтаж в лестничную клетку допускается считать эвакуационным.
Эвакуационные выходы из служебных помещений для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), помещений технического назначения (для инженерного оборудования), санитарных узлов, помещения кладовой для багажа клиентов, помещений для инвалидов, а также общественных телефонов допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей. Кладовую для багажа клиентов допускается размещать только на первом (посадочном) этаже автостоянки.
В таблице приведены минимальные площади и параметры горизонтальной проекции наиболее часто применяемых рамп.
Источник
Уклон рамп подземного гаража
Разделы сайта
Выбор редакции:
Реклама
Где гаражу отведено место в подвале или полуподвале. В том или ином случае к гаражным воротам ведет спуск, и если он сооружен неправильно, то проблем с заездом и выездом не избежать.
Гараж ниже уровня первого этажа отпугивает многих застройщиков, прежде всего, необходимостью обеспечивать качественный водоотвод, ведь во время осадков или весеннего паводка большое количество воды устремляется по законам гравитации прямо по спуску вниз к гаражным воротам. А зимой спуск может и снегом занести, да так, что ворота в буквальном смысле придется откапывать лопатой.
Но с другой стороны гараж в подвале может быть очень даже выгоден. Во-первых, экономится место на участке, — отдельно стоящий гараж занимает как минимум 35 м², а, включая отмостку и все 50 м². Если гараж интегрирован в надземный уровень здания, то это заставляет строить лишний этаж, что влечет за собой необходимость усиления фундамента, создание дорогостоящих перекрытий и т.д. Во-вторых, как-никак стены подвала зимой не так «отбирают» тепло у помещения и расходы на поддержание плюсовой температуры в подземном гараже могут оказаться на порядок ниже. Иногда рельеф участка под застройку такой, что подземный или полуподземный гараж напрашивается сам собой.
Тем, кто только собирается строить дом с подземным гаражом сегодня намного проще, поскольку для создания удобного съезда сейчас имеются все предназначенные материалы. Раньше было сложнее, однако и тогда нередко строили дома с подземными гаражами. Если присмотреться, то часто пользоваться такими гаражами неудобно. Однако это поправимо. Главное — правильно установить причину неудобств.
Расчет уклона выезда из подземного гаража
Почему подземный гараж бывает неудобным? Неудобство использования гаража чаще всего возникает по причине слишком крутого спуска, покрытие которого не обеспечивает надежного сцепления с колесами автомобиля. Вдобавок, отсутствие ливневой канализации, электроподогрева, освещения, поручней и антискользящего покрытия делает такой гараж совсем неудобным, таким, что автомобиль чаще остается во дворе под открытым небом, чем в гараже.
Удобный же съезд — это, прежде всего, небольшой уклон. Для съезда в гараж существует оптимальная геометрия, которой следует придерживаться. В качестве примера рассмотрим гараж, заглубленный на 135 см ниже уровня грунта. Оптимальная длина спуска к воротам такого гаража будет около 14 м. В профиль идеальный спуск имеет вид ломаной, т.е. угол наклона будет несколько раз изменяться. В самом низу спуска первые 120 см делаются почти горизонтальными, с небольшим уклоном (0-2%) в сторону приемника ливневой канализации. Следующие четыре метра имеют уклон 7,5%, затем следует 5 метров более крутого подъема 15%, и еще четыре метра подъема с уклоном 7,5%, что вдвое меньше уклона предыдущего участка. Наверху завершает подъем двухметровая площадка с уклоном 0-2%, в конце которой предусмотрен невысокий порожек — препятствие для воды.
Однако приведенный пример является идеалом, достичь которого не всегда имеется возможность, из-за особенностей конфигурации участка. Так как же рассчитать и правильно сделать съезд в гараж? В этом случае минимально допустимый комфорт может быть достигнут при дине спуска 5,4 м, не считая трехметрового подъезда к спуску. Однако и вместе с ним путь окажется почти вдвое короче, чем в первом случае. Основной спуск занимает по горизонтали только 4,2 м с уклоном 25%. Остальные 1,2 м — горизонтальный участок перед воротами.
Примечание: чтобы перевести угол наклона из процентов в градусы необходимо величину процентов разделить на 100, и найти полученную цифру в таблице тангенсов (Брадиса), чтобы узнать угол. Например, уклон 20% это приблизительно 11° (20:100 = 0,2; tg(11°) = 0,1944 ≈ 0,2).
Каким должен быть съезд в гараж?
Кроме правильного угла уклона, о котором было сказано в предыдущей главе, комфортный съезд должен быть плавным, т.е. переходы между его отдельными участками делаются нерезкими.
Перед порогом гаража обязательно должна проходить решетка ливневого водоотвода, оснащенного сифоном. Кроме того, сам лоток дождеприемника следует оснастить обогревательным кабелем. Чтобы быстрый поток воды не заливал гараж, между краем спуска и дождеприемником нужно оставить минимум полметра, — это понизит скорость воды.
Основной конструктивной частью съезда являются подпорные стены. Они должны быть гидроизолированы со стороны грунта, а при необходимости вдоль них предусматривается и дренаж.
Покрытие спуска, по которому будут проходить колеса, выполняется из нескользящего материала. Если наклон приближается к 25%, можно проложить трапы со специальными сечками, а также дорожку у одной из подпорных стенок и перила, которые позволят безопасно спускаться и подниматься когда скользко.
В идеале над спуском следует предусмотреть освещение с управлением с дистанционного пульта либо от датчиков движения.
Желательно установить систему антиобледенения, которая способствует повышению комфорта эксплуатации подземного гаража. В противном случае зимой при обледенении спуска выезд автомобиля будет сильно затруднен, а также появится потенциальная опасность заноса и повреждение кузова о подпорные стены.
Уменьшение угла наклона съезда в гараж
Подобная реконструкция возможна только в случае, если есть возможность сделать съезд длиннее прежнего, поскольку именно за счет длины уклон делается более пологим.
Съезд в гараж является относительно сложным элементом, поэтому перед началом работ по его сооружению следует подготовить проект с учетом используемых материалов. Проект также позволит узнать сметную стоимость реконструкции.
Работы начинают с демонтажа старого покрытия. Если старое покрытие выполнено из брусчатки или тротуарной плитки, то его можно будет использовать повторно, например, для садовых дорожек. Далее удаляют щебневую и песчаную подушку до грунта.
После полного демонтажа старого покрытия приступают к формированию профиля съезда. Желательно снимать излишки грунта так, чтобы потом его не приходилось нигде подсыпать для выравнивания. Предварительно следует произвести разметку — натянуть проволоку в местах излома съезда для точной ориентации.
Поверх подготовленного основания съезда насыпают щебневую подушку толщиной 15 см, и утрамбовывают ее механическим способом.
На следующем этапе формируется несущий слой. Для легковых автомобилей достаточно будет 12 см бетона В10. Консистенция бетона должна быть настолько вязкая, чтобы он не стекал вниз по склону. После того как нужная толщина слоя будет достигнута, бетон увлажняют сверху и следят за тем, чтобы он не перегревался на солнце. Можно также выполнить несущий слой из хорошо уплотненного дробленого камня фракцией 50-80 мм.
Если финишное покрытие наборное, то необходимо поверх несущего соря предусмотреть песчаную подсыпку толщиной 3…5 см. Бетонная тротуарная плитка (кроме скользких ее сортов) отлично подходит для поверхности склона, поскольку ее ребристые края усиливают сцепление с колесами и замедляют сток воды. При этом укладку элементов производят неплотно, а оставшиеся щели засыпают песком. Поверхность после окончания укладки нужно как следует утрамбовать вибромашиной или, в крайнем случае, ручным способом.
Подпорные стены
При реконструкции гаражного съезда самое время отремонтировать подпорные стены, если они того требуют. В зависимости от их состояния конструктором принимается решение на счет рентабельности капитального ремонта. Нередко бывает так, что дешевле снести старые стены и построить новые.
Основная причины разрушения подпорных стен — вода, мороз и корни деревьев. Как правило, ремонт уместен в том случае, если не разрушена их конструктивная основа. Стены нужно полностью откопать и освободить от старой гидроизоляции, удалить штукатурку. После того как стены окончательно просохнут, их заново штукатурят со стороны грунта и гидроизолируют комплексом современных материалов. Вверху стен обязательно необходимо предусмотреть оголовок, установленный поверх слоя пленочной или рубероидной гидроизоляции.
При организации дренажа поверх гидроизоляции укладывают профилированную мембрану, слой чистого щебня одинаковой фракции и геотекстиль, который защитит дренажный слой от заиливания. Профилированная мембрана в этой системе защищает гидроизоляцию от повреждения щебнем. Она укладывается шипами наружу, промежутки между которыми выполняют функцию водоотводящих каналов. Нижняя часть мембранного слоя образует желоб под дренажной тубой, в котором собирается вода.
Таким образом, создаются все условия для быстрого и эффективного отвода воды. Защищенные подпорные стены прослужат долго; со стороны съезда их желательно оштукатурить, а подземную часть гидроизолировать и при необходимости устроить дренаж.
Рампы в автостоянках должны отвечать следующим требованиям:
а) продольный уклон закрытых прямолинейных рамп по оси полосы движения должен быть не более 18 %, криволинейных рамп — не более 13 %, продольный уклон открытых (не защищенных от атмосферных осадков) рамп — не более 10 %;
б) поперечный уклон рамп должен быть не более 6 %;
в) на рампах с пешеходным движением должен предусматриваться тротуар шириной не менее 0,8 м.
1:10 — 10% — один к десяти, т.е. при перепаде высот в 1 м, длина пандуса должна быть 10 м, при высоте 0,5 м — длина пандуса должна быть 5 м и т.д.
В этом случае угол уклона пандуса будет соответствовать 5,7 градусам.
1:12 — 8% — один к двенадцати, т.е. при перепаде высоты в 1 м, длина пандуса должна быть 12 м, при высоте 0,5 м — длина пандуса должна быть не менее 6 метров и т.д.
Угол уклона пандуса будет равен 4,8 градусам.
1:20 — 5% — один к двадцати, т.е. при перепаде высот 1 м, длина пандуса должна быть 20 м, при высоте 0,5 м — 10 м.
Угол уклона пандуса будет равен 2,9 градусам.
Многие градостроители предпочли бы мир, свободный от автомобилей. Пространство для отдыха и даже целые районы городов освобождаются от автомобилей. Те, кто живет в пешеходной доступности от места работы или вблизи скоростных транзитных линий общественного транспорта, может опередить автомобиль, добираясь до работы или возвращаясь с нее. И все же большинство людей полагается больше на свой автомобиль, чем на общественный транспорт. Автомобиль стал существенным фактором в современной жизни, и для него должно быть организовано место в непосредственной близости от жилища.
По мере того как все больше и больше приобретается автомобилей, становится труднее определить количество мест для их хранения, которое необходимо предусмотреть при жилом доме. Хотя нормы зонирования определяют минимальное число внеуличных стоянок, образ жизни жителей, их материальное положение, близость общественного транспорта и другие факторы также играют роль. При жилых домах вблизи центра города 60% квартир может быть обеспечено стоянками; в домах, где продаются квартиры-100%, а на окраинах города может потребоваться довести соотношение квартир и стоянок до 1:1,5. При жилых домах для пожилых достаточно обеспечить стоянками 20-35% квартир, и в большинстве случаев местная администрация разрешит такое соотношение, несмотря на то, что нормы зонирования предусматривают более высокие показатели для обычной застройки.
Рассмотрим решения взаимосвязи жилища и стоянок в зависимости от типа здания, условий участка и финансирования,
1. Открытые стоянки на уровне земли (более частое решение при малоэтажной застройке и строительстве домов средней этажности и многоэтажных для семей с малым достатком в том случае, если на участке имеется для этого достаточное пространство).
2. На уровне земли под зданием (преимущественно при домах средней этажности).
3. В отдельных зданиях гаража, соединенных с одним или несколькими жилыми домами (чаще всего встречается при многоэтажных домах, когда участок достаточно велик).
4. В гараже (под зданием), образующем его стилобат; наибольшее применение находит при многоэтажных домах на стесненных участках.
1 — открытые стоянки; 2 — стоянки на первом этаже; 3 — гараж отдельно от здания; 4 — гараж под зданием
а — параллельно движению; б — только на второстепенных проездах; в — на магистралях; г — двустороннее движение; д — одностороннее движение: 1 — улица; 2 — линия застройки; 3 — тротуар
Независимо от места устройства гаража — вдоль небольших улиц, на небольших дворах или на больших участках — кроме основных технических мероприятий (покрытие, дренаж, предохранительные барьеры и дежурное освещение) чрезвычайно важно учитывать и другие аспекты, связанные с устройством и эксплуатацией стоянок. Большая площадь стоянок может стать весьма непривлекательным «морем асфальта», особенно при обозрении с верхних этажей. Меньшие по площади стоянки более удобны в эксплуатации. Устройство легких навесов с частичным закрытием машин обычно слишком дорого стоит. Хорошим элементом решения пространства стоянок могут стать деревья, особенно породы с густой кроной, способной служить ветрозащитой, которые следует размещать с учетом минимального нарушения размещения стоянок. Решение всех элементов стоянок должно быть согласовано с ландшафтным архитектором.
Необходимо тщательно продумать вопрос об ограждении стоянок, что особенно важно в районах с высоким уровнем преступности. Огороженная площадь стоянки менее просматривается и поэтому менее безопасна. Если решено делать ограждение, оно может быть различным: барьеры, садовые ограды, густая растительность, повышение уровня грунта, если позволяют условия участка; частично заглубленная площадь стоянки может дать схожий эффект. Оскар Нимейер высказал мысль о том, что хорошо решенная рекреационная площадь вблизи пространства стоянок значительно улучшает условия их безопасности.
В связи с тем, что площадь открытых стоянок все более увеличивается, весьма важно определить расстояние между автомобилем и жилищем. Даже стоянка для машин гостей должна быть не далее 60 м от жилища, а для жителей расстояние предпочтительнее снизить до 30 м, максимально — до 45 м.
Размещение автомашин в гаражах стоит в 6 или 7 раз дороже, чем устройство открытых стоянок, при этом весьма существенную роль играет компактность его решения. Особое внимание должно быть уделено размещению колонн. Их следует располагать так, чтобы они не мешали размещению машин. В рекомендациях департамента жилищного строительства и градостроительства указаны размеры проездов и стоянок, которые хорошо зарекомендовали себя на практике, особенно в тех случаях, когда гараж конструктивно не связан с жилым зданием.
Глубина стоянок | При установке машин владельцами | При установке машин служащими | ||||
45° | 60° | 90° | 45° | 60° | 90° | |
Глубина стоянок от стенок (А), м | 5,3 | 5,8 | 5,5 | 5,2 | 5,4 | 5,5 |
Ширина проезда (Б), м | 3,8 | 5,5 | 7,9 | 3,85 | 5,25 | 6,7 |
Ширина пролета гаража, (В), м | 14,4 | 17 | 18,8 | 14,3 | 17,6 | 17,6 |
Ширина стоянки вдоль стены (Г), м | 3,8 | 3,2 | 2,7 | 3,4 | 2,8 | 2,4 |
Примечание . Там, где необходимо размещение стоянок под углом 45 или 60°, должно быть предусмотрено одностороннее движение.
На небольших участках, особенно при условии, когда гараж находится под жилым домом, размеры проездов и стоянок должны быть намного меньше. Сдвижкой колонн от края проезжей части можно сократить ширину самих стоянок.
Устройство стоянок под углом 90° к стене с обеих сторон от проезжей части позволяет использовать пространство наилучшим образом, а под углом 45 или 60° требует движения в одну сторону. Проезды шириной 6,7-7,3 м при стоянках, расположенных под углом 90°, которые достаточно широки для движения в обе стороны, представляют большую возможность выбора общего планировочного решения гаража. Впрочем, даже при устройстве стоянок под углом 90° с проездами 6,7 м, если это возможно, следует предпочесть организацию движения в одну сторону.
Перед тем как решать вопросы организации конкретного участка строительства, необходимо установить возможную загрузку гаража. Типовая ячейка между колоннами (при устройстве под углом 90°) занимает 7,9X18, или 142 м2, что позволяет разместить шесть машин. Принимая во внимание пересечение проезжих коридоров, следует площадь, необходимую для пандусов, лестниц и т.д., не менее 34,5 м2, добавить к площади ячейки (28 м2 требуется при открытых стоянках). Необходимо иметь в виду, что в обслуживаемых гаражах возможно более полное использование площади. В этом случае машины могут быть поставлены в два или даже в три ряда. Однако по существующим нормам только те стоянки, которые находятся в первом ряду и с которых машины имеют возможность двигаться без перемещения других машин, засчитываются в нормативное число стоянок.
Если гараж не находится под жилым зданием, удовлетворительное решение достигается при применении 7,6-10,5-метровых пролетов между колоннами (с тяжелыми 20-25-сантиметровыми плоскими бетонными плитами с оголовками на колоннах). При размещении гаража под зданием требуется иное решение. В этом случае расположение колонн диктуется экономичным решением планировки квартир, а не планировкой гаража. Хотя колонны могут быть перемещены на уровне гаража, такое решение очень дорого, и по возможности его следует избегать. Поэтому редко удается добиться решения гаража с удельной площадью на одну машину 34,5 м2.
а — место для проезда под зданием свободно от колонн; 6 — внутренняя часть здания, где находятся лифты, лестничные клетки, и т. д.; в — размещение стоянок во внутренней зоне только при установке машин служащими
Планировка жилой части здания особенно при определенном ритме пролетов между колоннами на фасаде здания, имеет серьезное значение для решения гаража под зданием. При выборе ритма колонн здания в жилой части необходимо предусмотреть влияние этого ритма на планировку гаража.
а — разные пролеты; б — равные пролеты
Для передвижения автомашин с одного уровня на другой обычно применяют пандусы. В тех случаях, когда участок очень тесный, можно использовать лифты. Однако строительство лифтов не только обходится дороже, но увеличивает эксплуатационные расходы и требует 24-часовой работы обслуживающего персонала.
Длина пандусов, естественно, зависит от высоты этажа. При определении высоты необходимо, кроме всего прочего, учитывать потребность в пожарных спринклерах. В нормах устанавливается минимальная высота размещения головок спринклеров над полом. Обычно этаж высотой 5,5 м удовлетворяет как функциональным, так и противопожарным требованиям. Если строительные нормы предусматривают использование пандусов в качестве пути эвакуации при пожаре, уклон пандусов должен быть более пологим (максимальный уклон определяется нормами), чем допускаемый только для движения машин. В круговых пандусах минимальный радиус составляет 18 м. Проезжая часть, которая используется для поворота при въезде на пандус и съезде с него, должна быть шириной не менее 7,6 м. Площадь стоянок над верхней частью и ниже нижней части рампы разрешается увеличить, насколько позволяет высота этажа.
Если трудно разместить пандус в двухэтажных гаражах, можно сократить его длину вдвое, углубив нижний уровень гаража и сократив подъем верхнего на половину высоты этажа.
На приведенном рисунке показаны схемы и даны размеры систем пандусов в гаражах под жилым зданием. Следует иметь в виду, что пандусы типа палладианских лестниц (нижняя схема) стоят дороже, чем обыкновенные.
Прием заглубления нижнего уровня гаража на половину высоты этажа, чтобы сократить длину пандуса, может быть использован не только в двухэтажном гараже. Когда машины ставятся на место самими владельцами, трехрядное размещение стоянок недопустимо. Поэтому трудно сочетать длину пандусов 18 м с размерами двух стоянок длиной 12 м. Однако длина 12 м более чем достаточна для пандуса, расположенного между уровнями, которые отличаются по высоте на половину высоты этажа. Дальнейшее развитие этого принципа приводит к построению пандусного гаража, в котором проезжая часть и стоянки образуют сплошные пологие пандусы.
А — пандус с двухсторонним движением; Б — пандусы с движением в одну сторону (по типу палладианской лестницы): а — два поперечных проезда с односторонним движением; б — поперечный проезд с двусторонним движением; в — поперечный проезд с односторонним движением; г — максимально возможное расстояние
Сочетание гаража и жилой части здания требует особого внимания в многоэтажном строительстве. При небольших участках большая часть гаража расположена непосредственно под зданием, что значительно сокращает вместимость гаража. Под зданием могут находится и пандусы, что важно учитывать при размещении колонн. Даже тогда, когда участок не так уж мал, пространство под зданием по его периметру часто используется под стоянки машин. На больших по площади участках всегда имеется большой выбор места для размещения пандусов. Если при этом здание расположено над серединой площади гаража, необходимо предусмотреть смещение части колонн здания для устройства проездов под зданием. Наиболее рациональная планировка гаража достигается в том случае, когда его конструкции не зависят от жилой части здания и соединяется с ними посредством «моста».
Независимо от того, как решена связь гаража и жилого дома, должен быть обеспечен свободный подъезд и выезд транспорта. Очень важно знать местные условия его организации (направление, интенсивность движения транспорта, состояние уличного освещения, ширина ответвлений от основных магистралей, минимальное расстояние их от перекрестков и т. д.). Эти важнейшие факторы, характеризующие нормальный транспортный поток, могут быть обеспечены вариантами решения:
1) такси может подъехать к входу в вестибюль (не въезжая в гараж), высадить или принять пассажиров (под навесом или аркадой) и отъехать;
2) жилец может подъехать к входу в вестибюль, высадить из машины семью и въехать затем в гараж, не возвращаясь на улицу;
3) машина может быть принята в гараж и подана к вестибюлю для загрузки без выезда за пределы участка.
1 — въезд в гараж; 2 — вестибюль; 3 — подъезд машин жильцов и гостей; 4 — подъезд такси; 5 — при парковании машин служащими предпочтительнее центральный контроль
Требуемое число путей эвакуации и установленное максимальное расстояние до ближайшего выхода определяется местными нормами для гаражей. В ряде случаев пандус может быть использован в качестве одного из требуемых путей эвакуации, и в этом случае нормами устанавливается допустимый уклон. Обычно гаражи, размещаемые под жилыми зданиями, полностью или частично (часть гаража, которая находится под зданием — обязательно) обеспечивают системой спринклерования, причем в этом случае в нормах обычно допускаются менее жесткие требования к расстоянию между выходами. Но когда гараж небольшой, две лестницы жилого дома могут служить путями эвакуации и для него. Эти лестницы, как и лифты, соединяющие гараж с жилыми этажами, должны быть отделены от гаража вестибюлем с ограждениями, имеющими высокую степень огнестойкости, чаще всего с четырехчасовой огнестойкостью, и дверями категории «А» с двух сторон вестибюля.
Гаражи редко отапливаются. Однако, согласно нормам, они обеспечиваются принудительной вентиляцией, за исключением тех случаев, когда определенная часть площади наружных стен (обычно 50% и более) открыта. Такие гаражи, естественно, более экономичны, чем закрытые. В этом случае необходимо учитывать освещение гаража, ритм размещения ламп, чем обычно можно пренебречь. Закрытые гаражи стоят дороже, однако в них, даже без отопления, сводится к минимуму время, когда температура понижается ниже уровня замерзания воды. Ряд местных норм содержит требования об устройстве в наружных стенах проемов, отстоящих друг от друга на определенное расстояние, чтобы обеспечивалась возможность доступа пожарной службы.
Крыша гаража вполне может служить для размещения рекреационных площадок. При строительстве многоэтажных жилых домов такое решение не только наиболее дешевое, но часто единственное, обеспечивающее потребности в рекреации.
1 — пожарный тамбур; 2 — дверь категории «А»; 3 — стена с четырехчасовой степенью огнестойкости
При малоэтажном строительстве, когда строится несколько зданий, обычно территории вполне достаточно как для открытых стоянок, так и для рекреационных пространств. Но если площади не хватает, то используют крыши гаража как рекреационное пространство для отдыха и игр. Такое решение стоит несколько дороже, чем открытые стоянки, но оно целесообразно, когда площадь участка недостаточна. Должным образом решенные (по габаритам и месторасположению) проемы в крышах обеспечат естественное освещение гаража и проветривание, и через них деревья могут подниматься с уровня земли; это смотрится намного лучше, чем деревья, растущие в ящиках на крыше гаража. Стоимость гаража возрастает в связи с требованиями норм о необходимости устройства противопожарной изоляции между жилой частью здания и гаражом (бетонная плита), а также гидроизоляции и использования защитных плит или других твердых покрытий гидроизоляционных слоев. Удорожание должно быть компенсировано очевидными преимуществами планировочного решения застройки.
Самый простой и быстрый способ соединить две горизонтальные площади, которые находятся на разных уровнях – это постройка ступеней. Но есть исключения, когда просто ступенями обойтись невозможно
Ведь например людям с ограниченными способностями подняться в коляске даже на 2-3 ступени практически невозможно без посторонней помощи, да и автомобили еще совершенно не приспособлены для передвижения по ступеням.
Решению этой проблемы поможет постройка пандуса и самые распространенные материалы для сооружения пандуса это бетон и металл.
Пандусы подразделяются на такие виды, как:
- Стационарные, которые устанавливаются на постоянной основе обычно при входе в какие либо помещения
- Откидные, их устанавливают, если пространство прохода ограниченно и раскладывают только при необходимости. Обычно такие пандусы крепятся специальными фиксаторами к стене прохода.
- Съемные пандусы бывают в виде рамп, ролл пандусов, телескопических или раздвижных конструкций. Они устанавливаются для преодоления определенного препятствия в данный момент времени. Их удобство в том, что они мобильны, есть возможность их сложить и в компактном виде перевозить с места на место, применяя по мере необходимости.
Но перед тем, как сделать пандус своими руками, необходимо рассчитать правильно угол уклона и длину пандуса. Расчет пандуса проводят согласно нескольких величин: угол наклона, ширина и длина.
Параметры для сооружения пандуса
Уклон пандуса для инвалидов, которые передвигаются при помощи инвалидной коляски, рассчитывается в градусах и согласно требованиям ГОСТ не должен превышать 2.9 градуса или 5% на 80 см длины для стационарного сооружения. Если пандус устанавливается временно, на непродолжительный срок и разница в высоте между площадками не более 50 см, то максимальный уклон пандуса для инвалидов допустим в 4.8 градуса или 8%, при минимальной ширине конструкции для одностороннего движения 1 метр см, для двухстороннего соответственно в 2 раза шире.
В начале и конце подъема, а также на каждые 80 см подъема необходимо предусматривать ровную площадку, которая по своим размерам должна превышать габариты коляски, для возможности разворота.
Правильная конструкция пандуса имеет обязательные бортики по краям, для предотвращения соскальзывания колес. Высота ограждения пандуса не менее 5 см.
Также для более комфортного и безопасного передвижения, пандус оборудуют поручнями, которые располагаются с двух сторон сооружения с внутренней стороны. Перила должны начинаться не менее чем за 30 см от начала подъема и быть непрерывными по всей длине пандуса для взрослых на высоте 70 и 90 см, а для детей 50 см, максимальный диаметр перил 30-50мм.
Рассмотрим подробно, как рассчитать длину пандуса. Существует очень простой алгоритм расчета длины пандуса, в котором принимаем за основу необходимый угол наклона сооружения. Вычисляем длину по формуле:
1:угол наклона*высоту подъема = длина пандуса в метрах.
Например, длина пандуса с углом наклона в 8% при подъеме на 90 см составит 1:8*90=11,25 метров.
Установка пандуса в подъезде обязательна, особенно если там проживает человек, с ограниченными способностями, вынужденный пользоваться инвалидной коляской для передвижения. При расчете и выборе конструкции учитывают особенности параметров инвалидной коляски: ее размеры, высоту и расстояние между колес, вес. Если предполагается не слишком частое использование пандуса и есть ограничение в пространстве, то возможна установка откидного подъемника, но наиболее часто используются стационарные, которые изготавливают из металла. Для безопасности использования в зимний период, пандус можно покрыть специальным покрытием или металлизированной полосой, которая имеет фактуру, как у наждачной бумаги.
Автомобильные пандусы
Оптимальный уклон пандуса для автомобилей принято считать в 15%, а максимально допустимым 25%. Причем в закрытых помещениях не более 16%, а при размещении снаружи зданий, в местах подверженных атмосферным влияниям угол наклона не должен превышать 10%. Рекомендуемая ширина – на 20-40 см должна превышать ширину ворот.
Обычно устройство пандуса из бетона делают монолитным и используют для автомобильных подъездов в гараж, а также для большегрузных транспортных средств. Если в паспорте автомобиля указаны технические характеристики, такие как угол рампы, максимальный наклон плоскости и угол свесов переднего и заднего, то конечно правильно воспользоваться этими данными для расчета параметров пандуса. Тогда есть полная гарантия, что при въезде или выезде из гаража вы не зацепитесь днищем из-за перепадов высоты пола гаража и пандуса.
Выполняются работы по сооружению пандуса по технологии устройства бетонной площадки. Лучше всего заменить грунт до отметки промерзания на песчано-гравийную смесь и сделать каркас из арматуры. Если машина имеет не слишком большой вес, то будет достаточно по верху пандуса армировать бетон сеткой металлической с ячейками 100-150 мм и толщина нити 6 мм. Для более тяжелого автомобиля рекомендуют пустить сетку и понизу также. Во избежание скольжения машины пандус покрывают битумной краской или специальными металлизированными полосами.
Источник