Город, микрорайон, улица
Мир растёт вместе с тобой. Сперва это двор, песочница, куличики, потом детский сад, школа, улица. А потом и весь город с его площадями, театрами и парками, мостами и стадионами, старинными дворцами и выросшими на твоих глазах небоскрёбами становится твоим. Развитие города можно сравнить с развитием человека.
У города тоже бывает своё детство. Он раскидывается на холмах и постепенно становится всё более зрелым, превращаясь из небольшого поселения в огромный город с великолепными зданиями.
Город — это живой, постоянно развивающийся и обновляющийся организм. Бывают города-«младенцы» — новостройки, создающиеся на совершенно новом месте. Но так бывает редко. Гораздо чаще современный город предстаёт как одновременное существование прошлого и настоящего. В нём смешиваются разные стили — от давно ушедших в прошлое до самых современных, почти фантастических.
Развитие такого города требует высокого мастерства архитекторов и бережного отношения к нему, как к живой ткани. Не каждая новостройка лучше старины, какой бы дряхлой она ни казалась. Нельзя строить, не осознав неповторимость бесценной красоты веков! И это дело не только архитекторов. Это наш город, и нам не должно быть безразлично, как он выглядит.
Облик города рождается, например, в старинных заснеженных уголках Смоленска и в новых районах Челябинска.
Мы уже говорили, что в создании городской среды дороги не менее важны, чем здания. Они, как скелет, каркас городского пространства, тело которого составляют дома, как бы крепящиеся на этом каркасе. Улицы и площади организуют пространство города, связывая его части в единое целое. Определяя возможность передвижения людей, улицы формируют вид и масштабы самого города.
До рубежа XIX—XX вв. даже мировые столицы были компактные и небольшие, и горожане передвигались по городу пешком или на лошадях. Расширение городского пространства и необходимость быстрого передвижения в нём вызвало появление автомобилей, трамваев, автобусов, метро. Это революционно изменило облик города, его планировку и структуру.
С увеличением числа жителей всё острее стала ощущаться нехватка территории. Поэтому в XX в. города начинают расти не только вширь, но и ввысь. Это становится возможным благодаря развитию строительной техники, появлению новых материалов (железобетона и др.), а также скоростных лифтов, эскалаторов.
Усложнение жизни вело к усложнению и членению городского пространства. Города-гиганты, полностью исчерпав свободную для застройки землю, стали расширяться за счёт окраин. В одних районах сосредотачивалась промышленность, различные учреждения, другие районы — жилые — отводились для жизни и отдыха. Вокруг мегаполисов возникли города-спутники.
Если взглянуть на город сверху, он предстанет нам в виде пятен различных очертаний. Но всё композиционное многообразие этих пятен — городской планировки — можно свести к трём основным типам: регулярной, или прямоугольной; радиально-кольцевой; нерегулярной, или свободной. Вглядываясь в город сверху, мы увидим его «анатомию» — структуру городского пространства, состоящую из районов, кварталов, площадей, парково-лесных зон.
Основные типы планировки города:
регулярная, или прямоугольная
радиально-кольцевая
нерегулярная, или свободная
Создание структуры города — важнейшая архитектурная задача. Её конечная цель — создать условия для гармоничной жизни горожан, их труда, быта и отдыха. Архитектура решает, как жить людям. Разрабатывая планировку города, зодчие пришли к выводу, что город должен состоять из отдельных частей — зон, предназначенных для работы, жилья, отдыха и движения. Существует множество вариантов деления и соединения этих зон.
Структура современного города планируется в чертежах и макетах архитекторов, например:
а) планировка микрорайона братьев Весниных в рациональном духе конструктивизма;
б) реконструкция зоны Москвы-реки в исторически сложившемся центре города
В любом городе практически всегда можно обнаружить и выделить ЦЕНТР, или деловой район, и ПЕРИФЕРИЙНЫЕ РАЙОНЫ, или окраину. Ещё может существовать СРЕДИННАЯ ЗОНА.
ЦЕНТР — особое место, как говорил Ле Корбюзье, «сердце города». Каждый город, у которого есть хоть какая-то история, имеет своё лицо, свою непередаваемую атмосферу. Эта неповторимость города, его дух присутствует в каждом уголке, дворике, на окраинной улице, но в центре города он ощутим более всего.
Исторический центр города
В маленьких городках и мировых столицах свои особенности в планировке и силуэте, свои знаменитые места и свои архитектурные символы, отличающие их красоту и своеобразие.
Деловой центр города
Каждый район, в свою очередь, делится на более мелкие части — кварталы, микрорайоны. Кварталы — это территории, застроенные зданиями и отделённые друг от друга улицами. В зависимости от того, какие здания преобладают в квартале, они могут быть торговыми и жилыми, банковскими и развлекательными, промышленными и спортивными. Несколько связанных между собой кварталов создают микрорайоны — маленькие относительно самостоятельные части города, в которых существует всё необходимое для повседневной жизни людей: магазины, школы, кафе и т. д.
Архитектурные силуэты как символы городов
Однако горожанин не может замкнуться в пространстве своего микрорайона. Вокзалы и аэродромы, музеи и парки, академии и театры принадлежат всем, а не какому-нибудь одному району, микрорайону или кварталу.
Первым примером города, в котором реализовались принципы деления на функциональные микрорайоны, стал проект Большого Хельсинки финского архитектора Э. Сааринена.
Город — единый организм, объединяющий множеством разнообразных связей (транспортом, электро- и теплосетями, телефоном и телекоммуникациями и пр.) отдельные районы. Всё это обеспечивает жизнь города и составляет важнейшую часть его генерального плана.
Жизнь в городе имеет не только плюсы (концентрация экономической, культурной, политической жизни), но и минусы (загрязнённость воздуха, утомляющие шумы, переизбыток транспорта). Поэтому структура современного города вбирает в себя пригород с его зелёными массивами. В идеале жизнь горожанина — это сочетание технических и бытовых удобств с живительной свежестью и чистотой природы. Архитекторы всегда искали решение этой проблемы в двух разных направлениях: природа в городе или город в природе.
«Город в природе» видится архитекторам как жилой комплекс, растворённый в зелёном массиве, или как отдельные здания, свободно расположенные в природном ландшафте, связанные воедино нитями дорог.
Конечно, спланировать город — труднейшая задача даже для архитекторов. Но представить себе в макете облик небольшого городского пространства — сквера возле станции метро, площади с фонтаном или школьного двора — вы можете, чтобы яснее осознать, как вам удобнее и интереснее жить в городе. В этой работе проявятся приобретённые вами ранее композиционные знания и любовь к своему городу. Любите его, и он полюбит вас!
«Природа в городе» — это может быть бульвар или сад с водоёмом, газоны и клумбы дворов или целый микрорайон, дышащий кислородом своих «зелёных лёгких».
В учебных макетах пространство микрорайона организуется благодаря выделению доминанты (архитектурного сооружения, памятника и др.) в сочетании с элементами парка, сквера, двора и т. д. В работе можно использовать природные материалы.
Пример коллажного проекта «новое здание в сложившейся архитектурной среде». (Здание нарисовано и вклеено в фото).
Для создания фантазийного силуэта города используются его наиболее известные архитектурные сооружения.
Задания
Композиционная организация городского пространства
- Создайте макетную или графическую схему («карту») организации городского пространства, используя один из видов планировки: прямоугольную (регулярную), радиально-кольцевую или свободную. При помощи полосок бумаги, приклеенных ребром, можно обозначить улицы и кварталы, подчинив всё своему композиционному замыслу.
- Создайте проект органичного расположения современного здания в исторически сложившейся городской среде. Нарисованное вами здание вклейте в фотографию архитектурного ансамбля площади или улицы, сохраняя при этом его стилевое своеобразие. Хорошо, если работа будет отражать особенности искусства того или иного народа.
- Сделайте макет небольшой части города, композиционно подчинив его элементы (скамейки, фонари, деревья и т. д.) какому-то главному объекту, т. е. архитектурной доминанте (кинотеатр, вход в метро, торговый павильон, скульптурный монумент, фонтан и т. д.). При создании макета используйте простейшие конструктивные формы и природные материалы.
Источник
Урок по Искусству и ИЗО Живое пространство города
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему
Урок для 8 класса и презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИЗО 8 класс | 10.13 КБ |
zhivoe_prostranstvo_goroda_8_klass.ppt | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок искусства на тему: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
Цель: Познакомить с понятием «город » ;«городская среда»; «квартал»; «микрорайон»; подвести к пониманию архитектуры как одному из видов искусства.
- Знакомство обучающихся с архитектурой современного города;
- Развитие искусствоведческих знаний;
- Развитие творчества при создании эскизов и схем архитектурных построек;
- Воспитание бережного отношения к произведениям архитектуры;
- Совершенствование графических навыков.
Тип урока: комбинированный , урок формирования новых знаний
- Литературный ряд:
- учебник А.С.Питерских, Г.Е.Гуров Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 — 8 класс.
- Зрительный ряд:
- Презентация к теме урока;
- Словарь! Город, городская среда, градостроительство, структура, планировка, микрорайон, деловой центр, квартал.
Все новые термины заносятся в словарь по ходу урока.
- Музыкальный ряд: по усмотрению учителя
- ТСО: компьютер, проектор, экран
- Для учащихся:
- учебник; рабочая тетрадь;
- альбомный лист, простой карандаш.
- Формирование новых знаний.
Слайд 2. Вспомним из предыдущих уроков, что мы знаем о городе. (ответы учащихся)
- Слайд 3 — 4. Тема Петербурга – одна из сквозных тем живописи и русской литературы 19 века. К ней обращались такие известные художники как С. Ляхович, Е. Дубицкий, Ренуар. Воспевали Петербург Пушкин и Гоголь, для которых этот город связан с темой «маленького человека», а Петербург Достоевского – с темой «униженных и оскорблённых». Роман начинается с описания города: духота, жара, невозможность дышать…
- «Серый город, каменные джунгли…» так о городе (мегаполисе) спустя более чем 100 лет напишет Павел Серый.
Так что же это – ГОРОД? Давайте разберем понятие «Город» и все, что связано с ним.
Слайд 4. Мир растет вместе с нами. Вначале это двор, песочница, куличики, потом детский сад, школа, улица. А потом и весь город с его площадями, театрами и парками, мостами и стадионами, старинными зданиями и новостройками, которые выросли на твоих глазах. Значит ли это, что развитие города можно сравнить с развитием человека? (вопрос учащимся) Почему?
У города тоже бывает детство, он раскидывается на холмах и постепенно становится зрелым, превращаясь из небольшого поселения в огромный город с великолепными постройками.
- Город – это живой, постоянно развивающийся и обновляющийся организм…
- Город — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.
Бывают города «младенцы» (как вы думаете, почему?) – на совершенно новом месте создаются новостройки , но так бывает редко.
- Современный город представляет как одновременное существование прошлого и настоящего. В нем смешиваются разные стили – от давно ушедших в прошлое и до самых современных, почти фантастических.
Развитие такого города требует большого мастерства архитекторов и бережного отношения к нему, как к живой материи.
Застройка города ведется по определенному плану , и вот, для того, чтобы неповторимая красота веков не исчезла, появляется целая наука по теории и практике планировки и застройки городов, которая называется одним емким словом – градостроительство.
Градостроительство родилось из архитектуры. С ростом и усложнением структуры городов появилась специальная дисциплина — градостроительство, которая охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства.
На протяжении всей своей истории в градостроительстве боролись два начала: объективные условия и воля градостроителя. Как пример можно привести Москву, основа которой образовалась исторически, и Санкт-Петербург, спланированный по воле архитектора.
Основными задачами градостроительства является:
- создание городов и поселков, имеющих индивидуальный облик,
- решение городских экологических проблем,
- преодоление монотонности типовой застройки,
- сохранение и научно обоснованная реконструкция старых городских центров,
- бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями.
- В градостроительстве все подчинено структуре (внести новое определение в словарь). Структура (строение, расположение), определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей; строение, устройство чего-либо.
- На предыдущих уроках мы говорили, что в создании городской среды немаловажную роль играют дороги. Дороги – каркас городского пространства, а улицы и площади организуют пространство города, связывая его части в единое целое.
Расширение городского пространства и необходимость быстрого передвижения в городе вызвало появление автомобилей, трамваев, автобусов, метро. Это изменило облик города, его планировку и структуру.
Усложнение жизни вело к усложнению и членению городского пространства. Города стали расширятся за счет окраин.
В одних районах сосредотачивалась промышленность, различные учреждения, другие районы – жилые.
И если посмотреть на город сверху, то он предстанет в виде пятен различных очертаний. Это результат городской планировки. Существует три основных типа планировки.
Предлагаем работу по учебнику- стр. 112 5-6 абзац.
Рассмотрим эти типы.
После окончания работы в учебнике, предлагаем блиц – опрос по 3 фотографиям представленных на слайде городов отгадать, какие типы планировки представлены под номерами 1 – 3.
Ракурс в историю: II тыс. до н. э применялась разбивка города на геометрически правильные кварталы.
Идеальные города создавали в своем воображении и на бумаге художники и архитекторы прошлого. Возможно, что-то подобное архитекторы будущего будут создавать в реальном мире. По крайней мере, идеальный город Ромолонтино, который построил на бумаге Леонардо да Винчи, сейчас на полном серьезе считают городом будущего.
Планы идеальных городов причудливы, обладают некоей странной красотой, и иногда являются фракталами (ссылку на книгу о фрактальной архитектуре вы найдете ниже).
Кроме того, идеальные города чем-то напоминают графическую поэзию или графические музыкальные партитуры. И там, и здесь — фигуры, лабиринты, звезды… Но в случае с городами, вместо нот или букв внутри каждой фигуры — улицы и дома. Можно представить, как эти дивные графические объекты должны бы выглядеть с воздуха, с неба. Если б они были построены, вид на нашу планету стал бы поистине фантастическим!
Проект идеального города Сфорцинда
Анто́нио Филаре́те, 1400 — 1469 , итальянский архитектор
Пальманова — итальянская коммуна в провинции Удине.
- В любом городе практически всегда можно выделить – Центр или деловой район. Центр города(или деловой район) – особое место, имеет свое лицо, свою непередаваемую атмосферу. Центр города – есть «сердце его» Корбюзье .
Каждый район, в свою очередь, делится на более мелкие части – кварталы и микрорайоны.
Кварталы – это территории, застроенные зданиями и отделенные друг от друга улицами. В зависимости от того, какие здания преобладают в квартале, они могут быть торговыми, жилыми, банковскими и т.д.
А несколько связанных между собой кварталов создают микрорайоны – самостоятельные, но более мелкие, части города, в которых существует все необходимое для повседневной жизни людей.
Но горожане не замыкаются в пространстве своего микрорайона. Вокзалы и аэродромы, музеи и парки, академии и театры принадлежат всем, а не какому-нибудь району, кварталу или микрорайону.
Спланировать город – труднейшая задача для архитектора, но человеческой мысли нет предела, и вам предлагается посмотреть несколько видов великолепнейших городов, где современность и здания старинной архитектуры застыли в неповторимых ансамблях.
Итоговые вопросы по теме: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица».
- В каком городе ты хочешь жить?
- Что лучше: город, созданный по идеальному плану, или город, сложившийся исторически?
Практическое задание : (10 мин.) мини — эссе «Прогулка по городу»
Подведение итогов урока.
Домашнее задание : стр. учебника 110-115 задание №1 (графическая схема)
Источник