Творческое задание создайте графическую схему организации городского пространства сквер

Город, микрорайон, улица

Мир растёт вместе с тобой. Сперва это двор, песочница, куличики, потом детский сад, школа, улица. А потом и весь город с его площадями, театрами и парками, мостами и стадионами, старинными дворцами и выросшими на твоих глазах небоскрёбами становится твоим. Развитие города можно сравнить с развитием человека.

У города тоже бывает своё детство. Он раскидывается на холмах и постепенно становится всё более зрелым, превращаясь из небольшого поселения в огромный город с великолепными зданиями.

Город — это живой, постоянно развивающийся и обновляющийся организм. Бывают города-«младенцы» — новостройки, создающиеся на совершенно новом месте. Но так бывает редко. Гораздо чаще современный город предстаёт как одновременное существование прошлого и настоящего. В нём смешиваются разные стили — от давно ушедших в прошлое до самых современных, почти фантастических.

Развитие такого города требует высокого мастерства архитекторов и бережного отношения к нему, как к живой ткани. Не каждая новостройка лучше старины, какой бы дряхлой она ни казалась. Нельзя строить, не осознав неповторимость бесценной красоты веков! И это дело не только архитекторов. Это наш город, и нам не должно быть безразлично, как он выглядит.

Облик города рождается, например, в старинных заснеженных уголках Смоленска и в новых районах Челябинска.

Мы уже говорили, что в создании городской среды дороги не менее важны, чем здания. Они, как скелет, каркас городского пространства, тело которого составляют дома, как бы крепящиеся на этом каркасе. Улицы и площади организуют пространство города, связывая его части в единое целое. Определяя возможность передвижения людей, улицы формируют вид и масштабы самого города.

До рубежа XIX—XX вв. даже мировые столицы были компактные и небольшие, и горожане передвигались по городу пешком или на лошадях. Расширение городского пространства и необходимость быстрого передвижения в нём вызвало появление автомобилей, трамваев, автобусов, метро. Это революционно изменило облик города, его планировку и структуру.

С увеличением числа жителей всё острее стала ощущаться нехватка территории. Поэтому в XX в. города начинают расти не только вширь, но и ввысь. Это становится возможным благодаря развитию строительной техники, появлению новых материалов (железобетона и др.), а также скоростных лифтов, эскалаторов.

Усложнение жизни вело к усложнению и членению городского пространства. Города-гиганты, полностью исчерпав свободную для застройки землю, стали расширяться за счёт окраин. В одних районах сосредотачивалась промышленность, различные учреждения, другие районы — жилые — отводились для жизни и отдыха. Вокруг мегаполисов возникли города-спутники.

Если взглянуть на город сверху, он предстанет нам в виде пятен различных очертаний. Но всё композиционное многообразие этих пятен — городской планировки — можно свести к трём основным типам: регулярной, или прямоугольной; радиально-кольцевой; нерегулярной, или свободной. Вглядываясь в город сверху, мы увидим его «анатомию» — структуру городского пространства, состоящую из районов, кварталов, площадей, парково-лесных зон.

Основные типы планировки города:

регулярная, или прямоугольная

радиально-кольцевая

нерегулярная, или свободная

Создание структуры города — важнейшая архитектурная задача. Её конечная цель — создать условия для гармоничной жизни горожан, их труда, быта и отдыха. Архитектура решает, как жить людям. Разрабатывая планировку города, зодчие пришли к выводу, что город должен состоять из отдельных частей — зон, предназначенных для работы, жилья, отдыха и движения. Существует множество вариантов деления и соединения этих зон.

Структура современного города планируется в чертежах и макетах архитекторов, например:

а) планировка микрорайона братьев Весниных в рациональном духе конструктивизма;

б) реконструкция зоны Москвы-реки в исторически сложившемся центре города

В любом городе практически всегда можно обнаружить и выделить ЦЕНТР, или деловой район, и ПЕРИФЕРИЙНЫЕ РАЙОНЫ, или окраину. Ещё может существовать СРЕДИННАЯ ЗОНА.

Читайте также:  Свое дело 2012 дома

ЦЕНТР — особое место, как говорил Ле Корбюзье, «сердце города». Каждый город, у которого есть хоть какая-то история, имеет своё лицо, свою непередаваемую атмосферу. Эта неповторимость города, его дух присутствует в каждом уголке, дворике, на окраинной улице, но в центре города он ощутим более всего.

Исторический центр города

В маленьких городках и мировых столицах свои особенности в планировке и силуэте, свои знаменитые места и свои архитектурные символы, отличающие их красоту и своеобразие.

Деловой центр города

Каждый район, в свою очередь, делится на более мелкие части — кварталы, микрорайоны. Кварталы — это территории, застроенные зданиями и отделённые друг от друга улицами. В зависимости от того, какие здания преобладают в квартале, они могут быть торговыми и жилыми, банковскими и развлекательными, промышленными и спортивными. Несколько связанных между собой кварталов создают микрорайоны — маленькие относительно самостоятельные части города, в которых существует всё необходимое для повседневной жизни людей: магазины, школы, кафе и т. д.

Архитектурные силуэты как символы городов

Однако горожанин не может замкнуться в пространстве своего микрорайона. Вокзалы и аэродромы, музеи и парки, академии и театры принадлежат всем, а не какому-нибудь одному району, микрорайону или кварталу.

Первым примером города, в котором реализовались принципы деления на функциональные микрорайоны, стал проект Большого Хельсинки финского архитектора Э. Сааринена.

Город — единый организм, объединяющий множеством разнообразных связей (транспортом, электро- и теплосетями, телефоном и телекоммуникациями и пр.) отдельные районы. Всё это обеспечивает жизнь города и составляет важнейшую часть его генерального плана.

Жизнь в городе имеет не только плюсы (концентрация экономической, культурной, политической жизни), но и минусы (загрязнённость воздуха, утомляющие шумы, переизбыток транспорта). Поэтому структура современного города вбирает в себя пригород с его зелёными массивами. В идеале жизнь горожанина — это сочетание технических и бытовых удобств с живительной свежестью и чистотой природы. Архитекторы всегда искали решение этой проблемы в двух разных направлениях: природа в городе или город в природе.

«Город в природе» видится архитекторам как жилой комплекс, растворённый в зелёном массиве, или как отдельные здания, свободно расположенные в природном ландшафте, связанные воедино нитями дорог.

Конечно, спланировать город — труднейшая задача даже для архитекторов. Но представить себе в макете облик небольшого городского пространства — сквера возле станции метро, площади с фонтаном или школьного двора — вы можете, чтобы яснее осознать, как вам удобнее и интереснее жить в городе. В этой работе проявятся приобретённые вами ранее композиционные знания и любовь к своему городу. Любите его, и он полюбит вас!

«Природа в городе» — это может быть бульвар или сад с водоёмом, газоны и клумбы дворов или целый микрорайон, дышащий кислородом своих «зелёных лёгких».

В учебных макетах пространство микрорайона организуется благодаря выделению доминанты (архитектурного сооружения, памятника и др.) в сочетании с элементами парка, сквера, двора и т. д. В работе можно использовать природные материалы.

Пример коллажного проекта «новое здание в сложившейся архитектурной среде». (Здание нарисовано и вклеено в фото).

Для создания фантазийного силуэта города используются его наиболее известные архитектурные сооружения.

Задания

Композиционная организация городского пространства

  1. Создайте макетную или графическую схему («карту») организации городского пространства, используя один из видов планировки: прямоугольную (регулярную), радиально-кольцевую или свободную. При помощи полосок бумаги, приклеенных ребром, можно обозначить улицы и кварталы, подчинив всё своему композиционному замыслу.

  1. Создайте проект органичного расположения современного здания в исторически сложившейся городской среде. Нарисованное вами здание вклейте в фотографию архитектурного ансамбля площади или улицы, сохраняя при этом его стилевое своеобразие. Хорошо, если работа будет отражать особенности искусства того или иного народа.
  2. Сделайте макет небольшой части города, композиционно подчинив его элементы (скамейки, фонари, деревья и т. д.) какому-то главному объекту, т. е. архитектурной доминанте (кинотеатр, вход в метро, торговый павильон, скульптурный монумент, фонтан и т. д.). При создании макета используйте простейшие конструктивные формы и природные материалы.
Читайте также:  Законодательное закрепление ответственности монарха за результаты своей деятельности

Источник

Урок по Искусству и ИЗО Живое пространство города
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Урок для 8 класса и презентация

Скачать:

Вложение Размер
ИЗО 8 класс 10.13 КБ
zhivoe_prostranstvo_goroda_8_klass.ppt 2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Урок искусства на тему: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»

Цель: Познакомить с понятием «город » ;«городская среда»; «квартал»; «микрорайон»; подвести к пониманию архитектуры как одному из видов искусства.

  • Знакомство обучающихся с архитектурой современного города;
  • Развитие искусствоведческих знаний;
  • Развитие творчества при создании эскизов и схем архитектурных построек;
  • Воспитание бережного отношения к произведениям архитектуры;
  • Совершенствование графических навыков.

Тип урока: комбинированный , урок формирования новых знаний

  • Литературный ряд:
  • учебник А.С.Питерских, Г.Е.Гуров Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 — 8 класс.
  • Зрительный ряд:
  • Презентация к теме урока;
  • Словарь! Город, городская среда, градостроительство, структура, планировка, микрорайон, деловой центр, квартал.

Все новые термины заносятся в словарь по ходу урока.

  • Музыкальный ряд: по усмотрению учителя
  • ТСО: компьютер, проектор, экран
  • Для учащихся:
  • учебник; рабочая тетрадь;
  • альбомный лист, простой карандаш.
  • Формирование новых знаний.

Слайд 2. Вспомним из предыдущих уроков, что мы знаем о городе. (ответы учащихся)

  • Слайд 3 — 4. Тема Петербурга – одна из сквозных тем живописи и русской литературы 19 века. К ней обращались такие известные художники как С. Ляхович, Е. Дубицкий, Ренуар. Воспевали Петербург Пушкин и Гоголь, для которых этот город связан с темой «маленького человека», а Петербург Достоевского – с темой «униженных и оскорблённых». Роман начинается с описания города: духота, жара, невозможность дышать…
  • «Серый город, каменные джунгли…» так о городе (мегаполисе) спустя более чем 100 лет напишет Павел Серый.

Так что же это – ГОРОД? Давайте разберем понятие «Город» и все, что связано с ним.

Слайд 4. Мир растет вместе с нами. Вначале это двор, песочница, куличики, потом детский сад, школа, улица. А потом и весь город с его площадями, театрами и парками, мостами и стадионами, старинными зданиями и новостройками, которые выросли на твоих глазах. Значит ли это, что развитие города можно сравнить с развитием человека? (вопрос учащимся) Почему?

У города тоже бывает детство, он раскидывается на холмах и постепенно становится зрелым, превращаясь из небольшого поселения в огромный город с великолепными постройками.

  • Город – это живой, постоянно развивающийся и обновляющийся организм…
  • Город — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.

Бывают города «младенцы» (как вы думаете, почему?) – на совершенно новом месте создаются новостройки , но так бывает редко.

  • Современный город представляет как одновременное существование прошлого и настоящего. В нем смешиваются разные стили – от давно ушедших в прошлое и до самых современных, почти фантастических.

Развитие такого города требует большого мастерства архитекторов и бережного отношения к нему, как к живой материи.

Застройка города ведется по определенному плану , и вот, для того, чтобы неповторимая красота веков не исчезла, появляется целая наука по теории и практике планировки и застройки городов, которая называется одним емким словом – градостроительство.

Градостроительство родилось из архитектуры. С ростом и усложнением структуры городов появилась специальная дисциплина — градостроительство, которая охватывает комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. По этой же причине трудно дать правильную оценку архитектурному сооружению, не зная градостроительства.

На протяжении всей своей истории в градостроительстве боролись два начала: объективные условия и воля градостроителя. Как пример можно привести Москву, основа которой образовалась исторически, и Санкт-Петербург, спланированный по воле архитектора.

Основными задачами градостроительства является:

  • создание городов и поселков, имеющих индивидуальный облик,
  • решение городских экологических проблем,
  • преодоление монотонности типовой застройки,
  • сохранение и научно обоснованная реконструкция старых городских центров,
  • бережное сохранение и реставрация памятников культуры, их сочетание с современными зданиями.
  • В градостроительстве все подчинено структуре (внести новое определение в словарь). Структура (строение, расположение), определённая взаимосвязь, взаиморасположение составных частей; строение, устройство чего-либо.
  • На предыдущих уроках мы говорили, что в создании городской среды немаловажную роль играют дороги. Дороги – каркас городского пространства, а улицы и площади организуют пространство города, связывая его части в единое целое.

Расширение городского пространства и необходимость быстрого передвижения в городе вызвало появление автомобилей, трамваев, автобусов, метро. Это изменило облик города, его планировку и структуру.

Усложнение жизни вело к усложнению и членению городского пространства. Города стали расширятся за счет окраин.

В одних районах сосредотачивалась промышленность, различные учреждения, другие районы – жилые.

И если посмотреть на город сверху, то он предстанет в виде пятен различных очертаний. Это результат городской планировки. Существует три основных типа планировки.

Предлагаем работу по учебнику- стр. 112 5-6 абзац.

Рассмотрим эти типы.

После окончания работы в учебнике, предлагаем блиц – опрос по 3 фотографиям представленных на слайде городов отгадать, какие типы планировки представлены под номерами 1 – 3.

Ракурс в историю: II тыс. до н. э применялась разбивка города на геометрически правильные кварталы.

Идеальные города создавали в своем воображении и на бумаге художники и архитекторы прошлого. Возможно, что-то подобное архитекторы будущего будут создавать в реальном мире. По крайней мере, идеальный город Ромолонтино, который построил на бумаге Леонардо да Винчи, сейчас на полном серьезе считают городом будущего.

Планы идеальных городов причудливы, обладают некоей странной красотой, и иногда являются фракталами (ссылку на книгу о фрактальной архитектуре вы найдете ниже).

Кроме того, идеальные города чем-то напоминают графическую поэзию или графические музыкальные партитуры. И там, и здесь — фигуры, лабиринты, звезды… Но в случае с городами, вместо нот или букв внутри каждой фигуры — улицы и дома. Можно представить, как эти дивные графические объекты должны бы выглядеть с воздуха, с неба. Если б они были построены, вид на нашу планету стал бы поистине фантастическим!

Проект идеального города Сфорцинда
Анто́нио Филаре́те, 1400 — 1469 , итальянский архитектор

Пальманова — итальянская коммуна в провинции Удине.

  • В любом городе практически всегда можно выделить – Центр или деловой район. Центр города(или деловой район) – особое место, имеет свое лицо, свою непередаваемую атмосферу. Центр города – есть «сердце его» Корбюзье .

Каждый район, в свою очередь, делится на более мелкие части – кварталы и микрорайоны.

Кварталы – это территории, застроенные зданиями и отделенные друг от друга улицами. В зависимости от того, какие здания преобладают в квартале, они могут быть торговыми, жилыми, банковскими и т.д.

А несколько связанных между собой кварталов создают микрорайоны – самостоятельные, но более мелкие, части города, в которых существует все необходимое для повседневной жизни людей.

Но горожане не замыкаются в пространстве своего микрорайона. Вокзалы и аэродромы, музеи и парки, академии и театры принадлежат всем, а не какому-нибудь району, кварталу или микрорайону.

Спланировать город – труднейшая задача для архитектора, но человеческой мысли нет предела, и вам предлагается посмотреть несколько видов великолепнейших городов, где современность и здания старинной архитектуры застыли в неповторимых ансамблях.

Итоговые вопросы по теме: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица».

  • В каком городе ты хочешь жить?
  • Что лучше: город, созданный по идеальному плану, или город, сложившийся исторически?

Практическое задание : (10 мин.) мини — эссе «Прогулка по городу»

Подведение итогов урока.

Домашнее задание : стр. учебника 110-115 задание №1 (графическая схема)

Источник

Читайте также:  Как открыть второй бизнес
Оцените статью