Отграничение криптовалюты от цифровых прав
Дата публикации: 17.08.2020 2020-08-17
Статья просмотрена: 52 раза
Библиографическое описание:
Павлова, Д. А. Отграничение криптовалюты от цифровых прав / Д. А. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 33 (323). — С. 100-101. — URL: https://moluch.ru/archive/323/73189/ (дата обращения: 11.06.2021).
Статья посвящена рассмотрению правовой природы цифровых прав и криптовалюты. Произведен сравнительный анализ данных явлений, выявлены сходства и различия. Приведены доводы о самостоятельности данных явлений, не подлежащих рассмотрению их в качестве взаимозаменяемых.
Ключевые слова: цифровые права, цифровые объекты, криптовалюта, цифровая экономика, электронные деньги.
Развитие российского законодательства в части цифровизации гражданского оборота способствовало появлению таких нововведений, как «цифровое право» и криптовалюта, ранее известная как «цифровые деньги».
Криптовалюта представляет собой уникальный экономико-правовой феномен, с учетом особенностей которого можно сделать вывод об отнесении его к цифровым объектам права.
В Федеральном законе РФ от 18.03.2019 № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 34) дефиниция «цифровое право» представляет собой обязательственные и иные права, содержание которых определяется правилами содержащей их информационной системы. Согласно данному Закону «осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу».
Важно отметить, что употребление в данном контексте понятия «право», относится не к содержательной части традиционного понимания прав, а как заменитель технического термина [2]. Введение конструкции «цифровых прав» является попыткой законодателя закрепить в гражданском обороте тенденцию цифровизации объектов гражданских прав.
По мнению Л. Ю. Василевской «цифровые права» представляют собой не самостоятельные вид прав, цифровой (электронный) способ фиксации ранее известных гражданскому законодательству обязательственных, корпоративных и иных видов прав [1]. Действительно, «Цифровые права» являются по своей природе вспомогательным средством объективного закрепления, а не самостоятельным субъективным правом, содержащим в себе качественные характеристики, традиционные для отечественной цивилистики.
Другим явлением, пока не получившим законодательного регулирования, является «криптовалюта», ранее указанная в проекте Федерального закона № 34 как «цифровые деньги». Под ней разумно понимать нематериальное благо (совокупность электронных данных в виде цифрового кода или обозначения), обладающее самостоятельной ценностью. В проекте Федерального закона № 419059–7 под криптовалютой понимается «имущество в электронной форме, созданное при помощи криптографических средств».
Таким образом, в обоих случаях законодатель прямо указывает качественную характеристику криптовалюты как набора символов [3]. Однако разумным представляется отнесение криптовалюты к имуществу, а именно к квази-вещи, ввиду обладания криптовалютой ценностью (экономической стоимостью), нематериальностью и дискретностью, как самообеспеченного блага, способного выступать самостоятельным объектом права в гражданском обороте.
Цифровые права и криптовалюта обладают рядом однородных свойств, в части их представления в качестве цифрового кода. С учетом данного обстоятельства, предполагается разумным провести сравнение данных «активов».
Криптовалюта и цифровые права обладают рядом однородных свойств. Цифровое право представляет собой нематериальных объект, учитываемы в информационной системе (как в централизованной, так и в децентрализованной), ценность которого представлена в виде удостоверяющих обязательственных и иных прав. Распоряжаться данным объектом вправе юридические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе лица, имеющие соответствующую лицензию и уникальный доступ к электронным данным, в целях удостоверения прав на объекты гражданских прав и в качестве инструмента для инвестирования (инвестиционный актив).
Криптовалюта, являясь по своей природе нематериальным благом, выраженном в стоимостном эквиваленте, не способна по своей природе подпадать под обязательственно-правовое регулирование. Важно отметить, что в случае с цифровым правом, ценность которого заключена в удостоверяемых правах, криптовалюта «самодостаточна» в гражданском обороте. Данное обстоятельство напрямую связано со способом создания данных «объектов»: субъектная привязка к криптовалюте недопустима, в то время как выпуск цифрового права может носить определенный, централизованный характер.
Также необходимо обратить внимание на то, что цифровые права, как было сказано ранее, выполняют вспомогательную роль по отношению к криптовалюте, поименованной в проекте Федерального закона «О цифровых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» как «цифровая валюта». Важно отметить, что схожие по своей природе криптографические токены (цифровые финансовые активы), которые в отечественной доктрине относят к смежному с криптовалютой явлением, могут служить средством удостоверения прав, выступая как инвестиционный инструмент (Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Однако, ключевым отличием криптовалюты от упомянутого объекта является правовая природа, которая обуславливает распространение на данные объекты вещно-правового и обязательственно-правового режима. Цифровой финансовый актив (криптографический токен) представляет собой право, в то время как цифровая валюта (криптовалюта) является имуществом, в отношении которого допустимо вещно-правовое регулирование.
Отнесение к цифровым объектам права, учет в информационной системе (принцип саморегулирования систем учета), выражение в виде криптографического алгоритма (природа создания), возможность исполнения функции платежного средства и способность выступать самостоятельным «объектом» в гражданском обороте (оборотоспособность «объекта»), следует признать недостаточным для смешения криптовалюты и цифровых прав.
- Василевская Л. Ю. Токен как новый объект гражданских прав: проблемы юридической квалификации цифрового права / Л. Ю. Василевская // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 5 (102). С. 111–119.
- Новоселова Л. А. Цифровые права как новый объект гражданского права / Л. А. Новоселова и др. // Закон. 2019. № 5. С. 31–54.
- Савельев А. И. Криптовалюты, как объекты гражданских прав / А. И. Савельев // Закон. — 2017. — № 8. — с. 136–153.
Источник
Закон «О цифровых правах» — Как и почему «убрали криптовалюты» из этого «закона».
За последний год было много слухов и догадок, версий и предположений в отношении, так называемого «Закона о цифровых правах», а после принятия его во втором чтении 5 марта, стали появляться статьи/публикации, но там, как всегда не договаривают , вот я и решил сделать свою оценку по этой ситуации.
Опубликованный первоначальный текст изменений, внесённых на рассмотрение год назад, включал в себя понятия и определения, тем самым закреплял их в «высшем государственном законе» — «Гражданском Кодексе РФ».
В исходном варианте законопроекта, который в действительности официально называется/именуется — » проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровых правах)».
Предполагалось, что этот закон даст понятие цифровым деньгам.
Статья 141 2 . Цифровые деньги
1. Цифровыми деньгами может признаваться не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей.
2. Цифровые деньги не обязательны к приему при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации, однако в случаях и на условиях, установленных законом, могут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства.
И сходя из окончательного/официального текста принятого во втором чтении — это понятие отсутствует. Так же в процессе обсуждений, за год было много разных понятий и определений «этому» (цифровые деньги, цифровые активы, криптовалюта, токены), но в итоге не решились вводить/вносить это «понятие» в ГК РФ, получается «Спустили» эти определения и понятия в отдельные Федеральные Законы и подзаконные НПА.
В общем, что бы не грузить вас информацией, сделал для Вас видео, как это было, смотрите и слушайте сами — вчера 5 марта 2019 года ГД РФ :

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2019 года.
Окончательная редакция закона прилагается :
1) абзац первый пункта 3 статьи 67 1 после слова «решения» словами дополнить «посредством очного голосования»;
2) в статье 128 слова «вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права» заменить словами «вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права)»;
3) главу 6 дополнить статьей 141 1 следующего содержания:
«Статья 141 1 . Цифровые права
1. Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.
2. Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распорядиться этим правом. В случаях и по основаниям, предусмотренным законом, обладателем цифрового права признается иное лицо.
3. Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву.»;
4) в статье 160:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
1. Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом или лицами сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю. Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю.
Двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными пунктами 2 и 3 статьи 434 настоящего Кодекса.
Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (пункт 1 статьи 162).»;
б) в пункте 2 слова «, электронной подписи» исключить;
5) статью 165 1 дополнить пунктом 3 следующего содержания:
«3. К письменным юридически значимым сообщениям применяются правила статьи 160 настоящего Кодекса о письменной форме сделки.»;
6) абзац второй пункта 1 статьи 181 2 дополнить словами «, в том числе голосования с помощью электронных или иных аналогичных технических средств (абзац второй пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса)»;
3) статью 309 дополнить частью второй следующего содержания:
«Условиями сделки может быть предусмотрено исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки.»;
4) пункт 2 статьи 434 изложить в следующей редакции:
«2. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами (в том числе электронного), или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса.».
Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410; 2017, № 31, ст. 4761) следующие изменения:
1) пункт 4 статьи 454 после слов «, имущественных прав,» дополнить словами «в том числе цифровых прав,»;
2) статью 493 после слов «товарного чека» дополнить словами «, электронного»;
3) пункт 2 статьи 494 после слов «их продажи» дополнить словами «или в сети «Интернет»;
4) пункт 1 статьи 860 2 изложить в следующей редакции:
«1. Договор номинального счета заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (в том числе электронного), с обязательным указанием даты его заключения либо путем обмена электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса.»;
5) главу 39 дополнить статьей 783 1 следующего содержания:
«Статья 783 1 . Особенности договора об оказании услуг по предоставлению информации
Договором, в силу которого исполнитель обязуется совершить действия по предоставлению определенной информации заказчику (договор об оказании услуг по предоставлению информации), может быть предусмотрена обязанность одной из сторон или обеих сторон не совершать в течение определенного периода действий, в результате которых информация может быть раскрыта третьим лицам.»;
6) в пункте 2 статьи 940:
а) в абзаце первом слова «(пункт 2 статьи 434)» исключить;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
«Договор страхования может быть также заключен путем составления одного электронного документа, подписанного сторонами, или обмена электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса».
Статья 3
Пункт 1 статьи 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 49, ст. 4552; 2017, № 31, ст. 4808; 2018, № 30, ст. 4552) дополнить абзацем следующего содержания:
«Не допускается составление завещания с использованием электронных либо иных технических средств (абзац второй пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса).».
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2019 года.
2. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации
(в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
За год рассмотрения и подготовки данного «закона», поправок в ГК РФ, было внесено/выделено, ещё несколько законопроектов, о которых я писал ранее :
Большая часть понятий и определений описаны там.
Ждём рассмотрения этих проектов Федеральных законов , все они будут рассмотрены в ближайшие дни.
Источник