Цель государственного управления инвестициями

Государственное управление инвестициями

Вы будете перенаправлены на Автор24

Инвестиции как объект государственного управления

Под инвестициями понимают вложение капитала, находящегося в государственной или частной собственности, на длительный срок в целях извлечения дохода в различные сферы бизнеса, предпринимательские проекты, инновационные проекты, реализацию социально-экономических программ.

Инвестиции предполагают долгосрочное осуществление вложения капитала с целью последующего наращивание дохода.

Инвестиции классифицируются по различным основаниям:

во-первых, по критерию источников получения инвестиционных средств. В соответствии с этим критерием инвестиции делятся на три вида:

  1. иностранные инвестиции, то есть инвестиции, которые осуществляются юридическими или физическими лицами, зарегистрированными или проживающими на территории другого государства;
  2. государственные инвестиции, то есть инвестиции, в которых инвестором выступает государство;
  3. частные инвестиции, то есть инвестиции, в которых инвестором выступают юридические и физические лица – резиденты данного государства;

во-вторых, по критерию содержания. В соответствии с этим критерием инвестиции делятся на два вида:

  1. финансовые инвестиции, то есть инвестиции, предполагающее приобретение различного вида ценных бумаг или размещение денежных средств на депозитных счетах под проценты;
  2. реальные инвестиции, то есть вложения капитала в создание, расширение, развитие производства;

в-третьих, по критерию объектов инвестирования. В соответствии с этим критерием инвестиции делятся на два вида:

  1. производственные инвестиции, то есть те, которые предполагают вложения в производственные предприятия
  2. интеллектуальные инвестиции, то есть те, которые предполагают вложения в науку и наукоемкие отрасли;

в-четвертых, по критерию характера использования капитала. В соответствии с этим критерием инвестиции делятся на три вида:

  1. нетто-инвестиции, то есть начальные инвестиции, осуществляемые в соответствии с инвестиционным проектом или при приобретении предприятия;
  2. брутто-инвестиции, то есть нетто-инвестиции, увеличенные на сумму реинвестированных средств;
  3. валовые инвестиции, то есть новые инвестиции, направляемые на увеличение или модернизация основного капитала;

в-пятых, по критерию характера участия инвестора в инвестировании. В соответствии с этим критерием инвестиции делятся на два вида:

  1. прямые инвестиции, то есть инвестиции, в которых предполагается непосредственное участие инвестора в инвестировании путем изменения материальных активов и осуществление вклада в уставный капитал предприятия;
  2. косвенные инвестиции, то есть вложение средств через посредников.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность и необходимость государственного управления инвестициями

Государство участвует в инвестиционном процессе двумя способами:

  • во-первых, она выступает в качестве регулятора инвестиционного рынка;
  • во-вторых, государство выступает в качестве инвестора.

Инвестиции составляют основу развития экономики, позволяя создавать и развивать производство, совершать научные открытия, разрабатывать новые технологии и так далее.

Государственное управление инвестициями представляет собой совокупность мер, направляемых на формирование условий, необходимых для осуществления инвестирования, обеспечения доступности инвестиционных ресурсов для предприятий и их эффективного использования.

Государственное управление инвестициями эффективно только тогда, когда оно подчинено реализации общеэкономической цели развития производственного потенциала страны. Экономический рост государства напрямую связан с активизацией инвестиционной деятельности.

Основным методом государственного управления инвестициями являются формирование правовой базы, обеспечивающей приток инвестиций как со стороны национального бизнеса и населения, так и со стороны иностранных инвесторов.

Законодательство должно обеспечивать благоприятные условия для осуществления инвестиционной деятельности, гарантировать защиту интересов инвесторов и минимизировать их риски.

Инструменты государственного управления инвестициями

Инструменты, применяемые государством для осуществления государственного управления инвестициями можно подразделить на следующие группы:

  • во-первых, макроэкономические инструменты – это те инструменты ты, которые определяют экономический климат инвестирования, то есть влияют на уровень процентной ставки, темпы экономического роста, условия внешнеторговой деятельности;
  • во-вторых, микроэкономические инструменты, под которыми понимаются меры, обеспечивающие воздействие на отдельные элементы инвестиций или определенные отрасли экономики. Примером таких инструментов являются нормы амортизации, ставки налогов, льготные условия кредитования, гарантии;
  • в-третьих, институциональные инструменты, под которыми понимаются средства, обеспечивающие достижение координации инвестиционных программ частных инвесторов. Примерами таких инструментов являются государственные органы, ответственные за реализацию инвестиционной политики, союзы предпринимателей, информационные системы.

Осуществление государственных инвестиций также выступает средством управления инвестициями. Суть данного метода состоит в том, что государство выделяет на бюджетные средства на реализацию определенных инвестиционных проектов, как правило, имеющих высокий уровень риска, но обеспечивающих в перспективе решение значимых с точки зрения государства задач.

Читайте также:  Змеевик для кислородной рампы

Также немаловажной составляющей государственного управления инвестициями является выработка инвестиционной стратегии государства.

Инвестиционная стратегия – это совокупность целей и задач, достижение которых обеспечивается посредством расходования инвестиционных средств.

Инвестиционная стратегия государства определяет цели регулирования инвестиционного процесса, его приоритетные направления, предполагаемую эффективность.

Источник

Государственное регулирование инвестиционной деятельности: цели, формы, методы

Государство является участником инвестиционного процес­са, в котором играет двуединую роль. С одной стороны, оно ныступает как субъект инвестиционного рынка, может быть и инвестирующей, и принимающей инвестиции стороной (реципиентом). С другой стороны, государство является глав­ным регулятором экономических отношений в стране, призва­но формировать нормативно-правовую базу этих отношений и регулировать ситуацию на рынке.

Государственное регулирование инвестиций — это целенаправ­ленная деятельность государства в лице соответствующих зако­нодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством различных форм и методов обеспечива­ют достижение поставленных целей в решении важнейших жономических задач.

Целью государственного регулирования инвестиционной дея­тельности является формирование и поддержание эффектив­ной инвестиционной политики, предусматривающей соответ-стнующие механизмы реализации основных направлений социально-экономического развития страны.

Под инвестиционной политикой следует понимать сферу мситсльности государства, направленную на создание благо­приятного инвестиционного климата для привлечения ино­странного капитала, вовлечения отечественных инвесторов в инвестиционный процесс для ускорения экономического развития страны и затрагивающую различные аспекты функ­ционирования государства: правовые, финансовые, внешнепо-питические, социальные и др. Понятие «инвестиционный кли­мат» включает совокупность политических, социально-эконо­мических, финансовых, организационно-правовых и географи-

ческих условий осуществления инвестиционной деятельности в конкретной стране, оказывающих существенное влияние на уровень доходности и риска инвестиций и соответственно на принятие определенного решения инвесторами. Специфика этого важнейшего фактора инвестиционной активности пред­приятий и населения заключается в том, что основные параме­тры инвестиционного климата регулируются государством с помощью различных правовых и социально-экономических методов. При этом первые состоят из законодательных и нор­мативных актов, административных процедур, а вторые явля­ются в большей степени мерами косвенного воздействия через экономические интересы субъектов инвестиционной деятель­ности.

В настоящее время в международной практике известны разнообразные методы регулирования инвестиционной деятель­ности:

• по целям регулирования:

— ограничительные, определяющие условия доступа ино­странного и отечественного капитала в экономику;

• по способу регулирования:

• по характеру регулирования:

• по масштабу регулирования:

— непосредственной регламентации процедур инвестирова­ния конкретной группы инвесторов;

• по продолжительности действия:

• по способу применения:

— дискреционного действия (на основе разрешения в каж­дом конкретном случае).

Государственное регулирование инвестиционной деятель­ности осуществляется следующим образом:

• при прямом участии государства в инвестиционной дея­тельности путем принятия государственных инвестиционных

программ и финансирования их за счет средств республикан­ского бюджета; предоставления централизованных инвести­ционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платно­сти, срочности и возвратности; предоставления гарантий пра-иительства по кредитам, привлекаемым для реализации инве­стиционных проектов; проведения государственной комплекс­ной экспертизы инвестиционных проектов; предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам;

• через формирование нормативно-правовой базы, регламен­тирующей основные аспекты инвестиционной деятельности длярезидентов и нерезидентов; определение условий владе­ния, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами, а также условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности; принятие антимонопольно­го законодательства и пресечение недобросовестной конку­ренции;

• путем создания благоприятных условий для развития инве­стиционной деятельности: оказания инвесторам государствен­ной поддержки; защиты интересов инвесторов; содействия развитию рынка ценных бумаг; проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики; создания на территории Республики Бела­русь свободных экономических зон; использования других форм и методов государственного регулирования в соответ­ствии с законодательством Республики Беларусь;

• через развитие государственного образования и подготовку специалистов в сфере инвестиционной деятельности.

Государственный механизм регулирования инвестицион­ной деятельности, адекватной рыночным условиям, должен иметь двухуровневую структуру: 1) макрорегулирование (в мас­штабах всего государства); 2) микрорегулирование (на уровне субъектов хозяйствования).

Реализация государственной инвестиционной политики предполагает использование следующих механизмов организа­ции и управления: прогнозирование государственной инвести­ционной деятельности; планирование направлений государ­ственных инвестиций; разработка программ государственных инвестиций; осуществление государственной поддержки инве­стиционных проектов; организация государственной экспер­тизы инвестиционных проектов, государственного инвести­ционного конкурса; инвестиционных тендеров.

Читайте также:  Как настроить майнинг eth

Регулирование инвестиционных процессов методами госу­дарственного воздействия предполагает формирование среды, стимулирующей инвестирование в экономику. Важнейшим элементом такой среды выступает необходимая инфраструкту­ра, обеспечивающая продвижение инвестиционных ресурсов по определенным направлениям (в частности, инвестицион­ные рынки и соответствующий инструментарий).

Исходя из вышеизложенного, инвестиционная политика может быть представлена как система, в которой задействова­ны все рычаги государственного регулирования.

Координация деятельности в сфере инвестиционной поли­тики в Республике Беларусь возложена на Министерство эко­номики Республики Беларусь, одной из основных задач кото­рого является создание условий для формирования экономиче­ской среды, способствующей активизации инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования. Для решения этой задачи Министерство экономики разрабатывает принципы и механизмы инвестиционной политики государ­ства. Являясь головным органом по управлению социально-экономическими процессами в республике, Министерство экономики тесно сотрудничает с другими министерствами и центральными органами управления. Практически при всех исполнительных органах разных уровней созданы комитеты по инвестициям, призванные решать задачи, сформулирован­ные в принимаемых государственных программах экономиче­ского и социального развития в части привлечения инвести­ций в республику и их эффективного использования.

Содержание инвестиционной политики Республики Беларусь определяется в Национальной программе привлечения инве­стиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. Среди важнейших пунктов выделим следующие:

• приведение законодательной и нормативной базы по инвестиционной деятельности в соответствие с международ­ными стандартами;

• рациональное и эффективное размещение инвестицион­ных ресурсов на конкурентной основе;

• привлечение иностранного капитала преимущественно в виде прямых инвестиций;

• государственная поддержка приоритетных направлений и таможенные льготы, бюджетные ссуды;

• прямое вложение капитала в наиболее перспективные инвестиционные проекты и программы.

Планирование и финансирование инвестиционной деятельности

Начальными этапами реализации государственной инве­стиционной политики на макроуровне, т.е. в масштабах нацио­нальной экономики, являются прогнозирование государствен­ной инвестиционной деятельности; планирование направлений государственных инвестиций; разработка программ государ­ственных инвестиций. Ежегодно Президентом Республики Беларусь утверждается разрабатываемая правительством Госу­дарственная инвестиционная программа, в которой определя­ются основные инвестиционные проекты и источники их финансирования. Собственно финансированием является про­цесс трансформации капитала из денежной формы в произво­дительную. Главным источником финансирования реальных инвестиций (капитальных вложений) в наиболее перспектив­ные инвестиционные программы являются централизованные инвестиционные ресурсы из средств республиканского бюдже­та, составляющие порядка 80% всего объема финансирования. Объем финансирования устанавливается Законом о бюджете 1’сспублики Беларусь на очередной финансовый год. Средства, как правило, предоставляются на основе платности, срочности и возвратности в виде собственно ресурсов для финансирова­ния инвестиционных проектов, гарантий правительства под привлекаемые кредиты банков. Кроме того, финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет местных источников, а также иных источников. Государственная под­держка и стимулирование инвестиционной деятельности осу­ществляется в виде предоставления льгот по налоговым и та­моженным платежам, гарантий Правительства Республики Ьсларусь. Мировой опыт свидетельствует, что для эффективно­го функционирования экономики ежегодные инвестиции дол­жны составлять не менее 30% от ВВП.

На микроуровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования, простое и расширенное воспроизводство невозможно без инвестиций в основные фонды и оборотные средства предпри­ятия, что предполагает наличие источников финансирования. 11еобходимые объемы инвестиций в зависимости от целей инвестирования должны быть представлены в бизнес-планах предприятия, в которых прогнозирование денежных потоков, т.е. притока и оттока средств, является непременным атрибу­том. Зарубежная практика показывает, что на предприятии

объем инвестиций должен содержать всю сумму амортизации, обеспечивающую простое воспроизводство основных произ­водственных фондов, и не менее 30% чистой прибыли. Только в этом случае может быть обеспечена выживаемость предпри­ятия в рыночной экономике. Источники финансирования инве­стиционной деятельности в области реальных инвестиций — это средства, используемые на капитальные вложения предприя­тий и хозяйственных организаций всех форм собствен­ности.

В настоящее время в Республике Беларусь у юридиче­ских лиц — участников инвестиционного процесса могут быть следующие источники инвестиций:

• собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйствен­ные резервы инвестора;

• средства, мобилизуемые на финансовом рынке, в том числе на международном: заемные средства, привлеченные средства (эмиссия акций);

• бюджетные инвестиционные ассигнования;

• специальные фонды, создаваемые по решению прави­тельства;

• прочие средства (денежные средства предприятий, консо­лидируемые объединениями и другими вышестоящими орга­низациями; средства страховых фондов; отраслевых иннова­ционных фондов; лизинг; денежные накопления населения; средства лиц, участвующих в долевом строительстве; венчур­ный капитал; средства от благотворительных мероприятий и вкладов).

Читайте также:  Экономическое значение реальных инвестиций

Привлечение того или иного источника финансирования инвестиционных проектов связано для предприятия с опреде­ленными расходами: выпуск новых акций требует выплаты дивидендов; получение кредита — выплаты процентов по ним, использование лизинга — выплаты вознаграждения лизингода­телю и т.п. Поэтому необходимо определить цену разных источников финансирования и выбрать наиболее выгодные из них.

У физических лиц (групп физических лиц-партнеров) источниками инвестиций могут быть:

• заработная плата, другие денежные вознаграждения и выплаты за работу на предприятиях, в учреждениях и органи­зациях (премии, дивиденды, вклады и т.п.);

• доходы от всех видов предпринимательской деятельности (производственная, операции на товарных и фондовых бир-

жах, скупка и продажа акций и других ценных бумаг, коммер­ческое посредничество, торгово-закупочная и иная деятель­ность);

• доходы, полученные не по основному месту работы (вы­игрыши по займам и лотереям, суммы, полученные по наслед­ству);

• суммы, полученные от ликвидации предприятий и орга­низаций, реализации их имущества, а также другие источни­ки дохода (заработок членов семьи, благотворительная помощь и др.).

Для экономики в целом важным источником инвестиций являются сбережения населения. Такие сбережения можно раз­делить на три группы:

• на покупку товаров длительного пользования;

• на непредвиденные случаи и старость.

Особым видом сбережений являются инвестиционные сбе­режения.

Инвестиционные сбережения — это особый вид сбережений, I ie предназначенных на потребительские нужды. Главная цель таких сбережений — инвестирование в приносящие доход акти­вы. Сбережения данного вида аккумулируются сверх тех необходимых сбережений, которые совершаются на потреби­тельские цели. Размер таких сбережений зависит от общего уровня жизни общества, уровня доходов его граждан. Боль­шинство сбережений такого типа вкладываются в различные виды ценных бумаг. Инвестиционные сбережения могут быть краткосрочными и долгосрочными. Краткосрочные сбе­режения поступают на денежный рынок или рынок крат­косрочных обязательств. Долгосрочные сбережения составляют увеличивающийся источник финансовых ресурсов на рынке капитала, т.е. долгосрочных активов.

По данным статистики, в Беларуси главными источниками инвестиций субъектов хозяйствования по настоящее время являются собственные средства предприятий и организаций. Наряду с этим привлекаются средства республиканского (моджета, а также местных бюджетов. Средства физических ниц вовлекаются в инвестиционный процесс опосредованно — через кредиты банков, источником для которых служат вклады населения.

Для активизации инвестиционной деятельности в Респуб­лике Беларусь программными документами предусматривает­ся реализация следующих мер:

• развитие системы самофинансирования в целях увеличе­ния доли собственных источников предприятия в финансиро­вании инвестиционных проектов и программ. В связи с этим осуществляется разработка новой государственной амортиза­ционной политики, предусматривающей варианты начисления амортизации (ускоренная, свободная), направления ее исполь­зования, контроль и санкции за использование амортизацион­ного фонда не по целевому назначению;

• приватизация объектов государственной собственности на возмездной основе — перспективный источник привлече­ния дополнительных инвестиций, так как не менее 50% средств, полученных от продажи акций, акционерные обще­ства и предприятия должны направлять на реконструкцию производства;

• сохранение роли бюджетного финансирования в целях обеспечения финансирования неотложных потребностей социальной сферы — просвещения, науки, здравоохранения, культуры в соответствии с социальной ориентацией белорус­ской модели экономического развития. Принципиально но­вым в инвестиционной политике становится переход от распределения бюджетных средств на капитальные вложения между отраслями к оказанию селективной государственной поддержки эффективных инвестиционных проектов и госу­дарственных программ на конкурсной основе и осуществление государственно-коммерческого финансирования эффектив­ных проектов (программ);

• предоставление долгосрочных кредитов, в том числе льготных, для развития приоритетных отраслей экономики под государственным контролем для реализации эффектив­ных государственных программ на тендерной основе, при наличии у субъектов хозяйствования инвестиционных проек­тов (бизнес-планов);

• дальнейшее развитие лизинга как важного средства для решения задач модернизации производственной базы и реали­зации продукции отечественных товаропроизводителей. Имен­но использование лизинга, особенно в малом и среднем бизне­се, позволит субъектам хозяйствования вовлечь в производство новое оборудование и технологии;

• выпуск государственного инвестиционного займа, инве­стиционных промышленных облигаций и муниципальных зай­мов, что в значительной степени должно повлиять на инвести­ционную активность населения, с одной стороны, и активизи­ровать фондовый рынок — с другой.

Источник

Оцените статью